Москва, 1 ноября 2007 г.
Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев сообщил пресс-службе Московской Патриархии подробности инцидента, произошедшего в г. Всеволожск.
29-30 октября по благословению митрополита Санкт-Петербужского и Ладожского Владимира Всеволожское благочиние организовало лекции отца Андрея. Лекции прошли в четырех школах г. Всеволожск и в двух домах культуры, причем последние были переполнены жителями города, желавшими больше узнать о мире Православия. Город Всеволожск известен как место работы единственного российского завода, собирающего автомобили компании Fоrd, и потому еще за месяц до приезда московский лектор попросил провести его на этот завод. Отец Андрей подчеркивал, что эта его просьба мотивирована «остаточным мальчишеским желанием посмотреть, как делаются большие игрушки для больших мальчиков», и не носила миссионерского или богослужебного характера.
Несмотря на то, что администрация Всеволожского района поддержала эту просьбу, руководство завода в течение месяца медлило с ответом, и в конце концов выдало его в отрицательной форме с формулировкой: «Поскольку наш рабочий коллектив многонационален, то мы можем допустить отца Андрея только при условии, что он будет в светской одежде, ибо боимся, что вид православного священника может оскорбить религиозные чувства кого-то из наших сотрудников».
Диакон Андрей отказался от экскурсии на таких условиях, объяснив это тем, что он бывал на многих предприятиях в России и других странах мира, в том числе на автомобильном заводе фирмы MAN в Германии и судостроительной верфи в Финляндии, читал лекции во многих университетах мира, и нигде ему не ставили условия, связанные с отказом от духовного платья.
По его словам, если сам вид православного священника может оскорбить кого-то из сотрудников компании Fоrd, это означает, что компания должна провести серьезную воспитательную работу в своем коллективе, сообщает Патриархия.ru. Готовность «оскорбляться» по такому поводу есть признак социальной опасности столь нетолерантного индивида или же знак его принадлежности к сатанизму. Причем, по мнению отца Андрея, более вероятно второе, поскольку 31 октября в день Хэллоуина руководство завода обязывает сотрудников столовой приходить на рабочие места в бесовских масках.
Отец Андрей также напомнил, что несколько лет назад хозяин компании Альфред Форд собирался вложить 10 миллионов долларов в строительство центра для последователей «Харе Кришна» на Ходынском поле в Москве. Г-н Форд тогда заявил: «Для меня наиболее важным является распространение индуистского знания о душе. Это более важно, чем всякое иное знание, и моя главная ценность».
Компания «Форд» известна также активным лоббированием интересов гомосексуалистов. Среди западных христиан вызвала возмущение рекламная кампания автогиганта, ориентированная на содомитов. Ряд общественных организаций призвал бойкотировать продукцию предприятий, входящих в группу «Форд» (торговые марки «Форд», «Линкольн», «Меркьюри», «Мазда», «Вольво», «Ягуар», «Лендровер»), что, по данным организации AFA (American Family Association — Ассоциация американских семей), стало одним из факторов резкого снижения уровня продаж компании (в сентябре — на 21 % по сравнению с тем же периодом в 2006 году).
Как бы то ни было, это внутренние проблемы компании, а не повод для устранения любых напоминаний о христианстве. В конце концов, большинство работников завода живут в Санкт-Петербурге — городе, носящем имя христианского святого апостола Петра. Отец Андрей отмечает, что если бы кто-то из его учеников-семинаристов стал бы «оскорбляться» видом людей других религий, носящих свои «иноверные» облачения, он счел бы это своей педагогической проблемой и неудачей, но не стал бы требовать «разоблачения» иноверцев.
Особо значимым представляется то обстоятельство, что по словам пиар-менеджера компании Fоrd, решение об отказе принималось не во Всеволожске и не в Москве, а в Германии — на уровне руководства европейского дивизиона американской транснациональной компании, сообщил отец Андрей. В этом случае это решение носит принципиально-идеологический характер и оно означает, что у владык глобальной экономики — транснациональных корпораций — есть своя тотальная и жесткая идеология — идеология «политкорректности», которая под видом терпимости на самом деле направлена на денационализацию трудовых ресурсов. Для таких компаний их работники — это не более чем их трудовые функции, которым не положено иметь национальных культурных и религиозных событий. По меркам этой идеологии гипотетическое возмущение одного возможного «гастарбайтера» проявлением традиционных религиозных чувств местными жителями и рабочими есть достаточный повод для стерилизации религиозной жизни этих самых коренных жителей. Впрочем, о. Андрей не уверен, что такое же требование отказа от своих национально-религиозных одежд пиар-директор Fоrd предъявил бы к арабским, иудейским или тибетским гостям города.