Афины, 19 декабря 2013 г.
Элладская Православная Церковь официально выступила против нового закона, позволяющего не состоящим в браке парам, юридически признать своё «партнерство». Agionoros.ru с небольшими сокращениями публикует текст «Воззвания к народу», затрагивающего такие проблемы как кризис семейных отношений, однополые браки и «свободное сожительство».
Возлюбленные о Господе чада Православной Церкви!
Наше общество стоит перед лицом непростых испытаний и вызовов. Церковь выражает беспокойство за настоящее и будущее греческого общества, размышляет над своей ответственностью и возможностями нести своё служение в условиях, когда личность человека подвергается уничижению и поруганию, а основополагающие духовные стержни нашей жизни презираются.
В условиях современного общественного кризиса необходимо повторно «воцерковить» семью и связать ее с евхаристическим опытом Церкви.
Наше общество тяжело больно, а его основная ячейка – семья, медленно, но верно претерпевает воздействие разрушительного влияния и распадается. От нас не может ускользнуть тот факт, что такой институт, как семья на всем протяжении своего существования являлся наиболее надёжной социальной структурой, которая служит делу правильного воспитания молодёжи. Именно семья формирует детские души «в учении и наставлении Господнем», готовит будущих членов общества, людей разных профессий, в том числе и руководителей различного ранга.
Сегодня все только и говорят о правах человека, но забывают о его обязанностях
В наши дни институт семьи подвергается тяжёлым испытаниям, ежедневно претерпевает удары, которые наносятся ему зачастую скрыто. Любое уклонение со здорового семейного пути ведёт к разнообразным тяжёлым последствиям … Сегодня все только и говорят о правах человека, но забывают о его обязанностях. Даже само понятие пола уже считается непостоянной категорией, которая может быть подвергнута изменениям. Сегодня люди постепенно утрачивают способность видеть святость в союзе двух полов.
Для нашей Православной Церкви брак состоит не только в совместном движении по пути к обожению и преображенному миру Божиему. Путём рождения и воспитания детей брак гарантирует не просто биологическое продолжение человеческого рода… С помощью семьи человек становится со-творцом Богу, а на него возлагается наибольшая из всех видов ответственности – ответственность по отношению к своим потомкам.
Каждая семья имеет священный, уникальный и неповторимый характер, являясь образом таинства, которое лежит в основе Церкви Христовой. А это означает, что никто не имеет права унижать семью или подменять ее чем-либо…
Возникающие в современных реалиях «альтернативные виды семьи» лишь доказывают факт обмирщения и дехристианизации современных западных обществ и народов, имеющих, при этом, богатое христианское прошлое. Сегодня жизненно необходимо сохранить и обеспечить дальнейшее бытие священному институту брака, справедливо называемому «малой Церковью».
Похоже, для многих наших сограждан таинственный характер семьи и её связь со Христом и Церковью ослабели или даже вообще больше не существуют
Жизнь в духе материализма и нигилизма, оскудение нравов и подлинной любви, новая ситуация в финансовой сфере и на рынке труда, изменение ролей в сочетании с другими факторами привели к искажению и умалению института семьи. Похоже, что для многих наших сограждан таинственный характер семьи и её связь со Христом и Церковью ослабели или даже вообще больше не существуют. В этих условиях появились такие виды организации семейной жизни, которые в свете христианского учения следует рассматривать как отклонения, а, согласно современным обмирщенным представлениям они являются альтернативными видами семьи. Это – невенчанный брак, неполная семья, свободное сожительство и т.н. однополый брак…
Церковь в лице клириков и мирян – экспертов в различных областях, изучает эти явления с богословской точки зрения, формулирует своё свидетельство, а также разрабатывает пастырский подход ко всем новым альтернативным по отношению к традиционной семье схемам устроения современной частной жизни. В случае с узаконенным государством свободным сожительством мы имеем дело с глубоким богословским и социальным искажением понятия семьи, которая уже больше не рассматривается как «малая Церковь», а как простое сожительство друг с другом. Церковное последование брака в глазах многих современных людей является неким анахронизмом, каким-то бессмысленным действом и в конечном итоге, своеобразным фольклорным обрядом.
В случае с узаконенным государством свободным сожительством мы имеем дело с глубоким богословским и социальным искажением понятия семьи
В наши дни значительно увеличилось число разводов, и это указывает на то, что люди сегодня стали более поверхностными, а их чувства не отличаются глубиной по сравнению с чувствами их предков. И те были несовершенны, но браки их продолжались всю жизнь. Сегодня людям всё труднее решиться на заключение брака и создание семьи, причём виной этому служат не объективные трудности вроде экономического кризиса и безработицы, а иные второстепенные по своей сути причины.
В условиях современного общественного кризиса необходимо повторно «воцерковить» семью и связать ее с евхаристическим опытом Церкви.
Следует наладить духовную подготовку молодых пар на их пути к браку и постоянно поддерживать их в созидании своей малой Церкви, чтобы они не ощущали себя брошенными один на один со своими проблемами.
Задача и миссия Церкви заключается в том, чтобы публично, дерзновенно и повсюду свидетельствовать миру: о смысле жизни во Христе, преодолении тления и смерти, о силе веры Христовой. А также всеми возможными способами поддерживать и защищать семью.
Подлинная проблема семьи заключается сегодня не столько в разрыве отношений, ссорах или жестокости одного супруга по отношению к другому, сколько в том, что семья возведена на уровень материалистического идола, брак больше не рассматривается как путь в Царство Божие и не ориентирован на него. Разводы провоцирует не презрение к семье как к институту, а отказ нести на себе крест семейной жизни.
В Элладской Церкви существует специальная комиссия по вопросам брака, семьи, защиты детства и демографии, а также специальная синодальная комиссия по вопросам женщин. Важной является также программа Священного Синода по финансовой поддержке многодетных семей, которая апробирована во Фракии.
При участии клириков и мирян в Элладской Церкви были созданы новые структуры для подготовки родителей и оказания консультативной помощи по воспитанию детей: курсы подготовки к таинству брака, школы родителей, центры по оказанию консультативной помощи и поддержки семьи. Издаются специальные книги, выходят радио и телепередачи, посвященные семье и браку, проводятся молодежные встречи на соответствующую тематику.
Церковь взыскуя ближних и дальних, не упускает ни одной возможности общения с семьями, стремясь оказывать им существенную и конструктивную помощь, быть в радостях и испытаниях вместе со своими чадами.
В нынешних условиях стремительного обмирщения Церковь продолжит раскрывать перед верующими, так и теми, кто желает жить вне её лона, глубинный смысл и значение христианской семьи, предпринимая попытку повторно благовествовать людям в эпоху безудержного нигилизма и общей утраты любых смыслов и ценностных ориентиров. В том, чтобы восстановить и вновь обрести христианское осознание смысла веры и межличностных отношений и состоит сегодня смысл существования института семьи.