Москва, 17 сентября 2014 г.
«Уния была создана как спецпроект Католической церкви по обращению православных в католичество. Идея заключалась в том, чтобы позволить православным сохранять свой обряд, но при этом они должны были полностью принять догматы Католической церкви и подчиниться власти папы», – сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в эфире авторской программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24».
Там, где этого не происходило, греко-католики прибегали к помощи гражданских властей, сказал владыка: «Именно при их помощи осуществлялись гонения на православных. Так было после 1596 года, когда была подписана Брест-Литовская уния, и в начале 90-х годов, когда униаты захватывали православные храмы, пользуясь поддержкой тогдашних украинских властей. И, конечно, это измерение присутствует и в нынешнем конфликте», – заявил иерарх.
При этом, как он отметил, всякий раз, когда в Русской Церкви начинают говорить о проблемах, связанных с униатами, в Ватикане говорят, что не могут повлиять на них из-за их автономного статуса. В то же время все их назначения утверждаются Ватиканом.
«Если этот проект постоянно, на каждом новом этапе развития ситуации, срабатывает так, как он срабатывает, значит, что-то неправильное есть в самом проекте. Может, нам с вами (с Ватиканом - "ИФ") надо обсуждать сейчас на богословском диалоге не такие теоретические вопросы, как примат и соборность в Церкви, а вернуться к теме унии, чтобы понять, почему эта рана все время кровоточит, почему мы никак не можем ее заживить и исцелить», – сказал митрополит.
Он напомнил, что в 1993 году, в «разгар униатских бесчинств на Западной Украине», между католиками и православными был принят документ, в котором уния осуждается как неприемлемый метод достижения единства. «То есть, по сути дела, католики тогда официально признали, что сама идея унии была ошибочной, которая не привела к сближению между православными и католиками», – сказал владыка.
По словам архиерея, после этого готовился документ, который имел целью создать кодекс поведения православных и греко-католиков на тех территориях, где они сосуществуют вместе. Но этот документ так и не удалось подписать.