Киев, 11 марта 2016 г.
Отдел внешних церковных связей УПЦ выступил против попыток очернить деяния Львовского собора 1946 года, который часто представляется исключительно акцией атеистического режима по уничтожению греко-католиков в Галичине с помощью православных. Как напоминают в УПЦ , нельзя давать оценку деяниям собора, не говоря о страданиях Православной Церкви от советской власти и униатской политики, сообщает "Православная жизнь".
«Считаем, что сегодня в своих отношениях православным и греко-католикам следует думать не о поиске вины, а над выработкой концепции мирного сосуществования в единой Украине, а также сотрудничестве в тех сферах, где это возможно. Все факты исторической боли обеих сторон следует детально изучать и открыто обсуждать ради взаимопонимания и выстраивания конструктивных отношений», – говорится в официальном комментарии ОВЦС УПЦ, полный текст которого приводится ниже.
Комментарий ОВЦС УПЦ по случаю 70-летия Львовского собора 1946 года
Сегодня между православными и греко-католиками в Украине сложились непростые отношения, обусловленные разными трагическими событиями, имевшими место в истории.
Прежде всего следует упомянуть Брестскую унию 1596 года, в результате которой часть православных под давлением тогдашней польской государственной власти была насильственно присоединена к Католической Церкви, в результате чего впоследствии образовалась Униатская Церковь, которая сегодня называется Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ). Следует упомянуть также и Ужгородскую унию 1646, по результатам которой в Закарпатье также произошло насильственный перевод православных в католицизм на условиях Брестской унии, опять же под давлением католических венгерских властей.
Все эти насильственные действия вызвали сильное сопротивление православного населения, подробно описанное в исторической литературе. По этим причинам, казацкие восстания XVI-XVII веков, кроме политического и национально-освободительного идеологического направления, проходили также и под лозунгами обороны православной веры, что отражено в том числе и в творчестве украинских писателей и поэтов, в частности, у Т.Г. Шевченко. Все эти события привели к формированию в сознании православного украинского народа недоброжелательного отношения к греко-католикам.
8-10 марта 2016 года исполняется 70 лет Львовскому собору, который принял решение об отмене Брестской унии 1596 года и возвращении греко-католиков Западной Украины в состав (на то время) Русской Православной Церкви. Тогда часть униатского духовенства и верующих искренне вернулась к православной вере. Подтверждением этому являются не только исторические документы, в том числе о деятельности протопресвитера Гавриила Костельника, который задолго до Львовского собора симпатизировал Православию, но и тот факт, что сегодня в Галичине действуют около 900 православных приходов, которые даже после легализации УГКЦ не захотели возвращаться к униатству. Однако, следует признать и тот факт, что часть униатского духовенства и верующих не приняли решений Львовского собора. В 1990 году началось возрождение УГКЦ, которая вышла из своего подполья со злобой и выраженной антиправославной агрессией.
Сегодня в информационном поле существуют попытки очернить деяния Львовского собора 1946 года, который часто представляется исключительно акцией атеистического режима по уничтожению греко-католиков в Галичине с помощью православных. Однако, нельзя давать оценку деяниям собора на основе только фактов гонений на греко-католиков, не говоря о страданиях Православной Церкви от советской власти, многочисленных пытках православных священнослужителей и множества верующих. Нельзя давать оценку собору, не вспоминая и десятилетние страдания православного населения Украины от униатской политики, начиная со времени Брестской унии 1596 года. Кроме того, главным поводом для ликвидации УГКЦ карательными органами Советского Союза было открытое сотрудничество этой религиозной конфессии с немецко-фашистскими оккупационными войсками и их приспешниками на территории Западной Украины.
Считаем, что сегодня в своих отношениях православным и греко-католикам следует думать не о поиске вины, а над выработкой концепции мирного сосуществования в единой Украине, а также сотрудничестве в тех сферах, где это возможно. Все факты исторической боли обеих сторон следует детально изучать и открыто обсуждать ради взаимопонимания и выстраивания конструктивных отношений.