По законам бульварной прессы

Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8-15 сентября. – Сретение Владимирской иконы. – Золотой крест на Афоне. – Теракты и панихиды. – Сектантский омут. – Церковь против наркомании. – Несостоявшаяся исповедь Толстого. - Усекновение главы Иоанна Предтечи. – Фальсификации и манипуляции. – Хронические болезни СМИ. – «Мирская жизнь». – Материалистические поиски души. – Святые Александр Невский и Даниил Московский.

Прошлая неделя для православных верующих началась с праздника – Сретения иконы Владимирской Божией Матери. В этот день богослужение в московском Сретенском монастыре возглавил предстоятель Японской православной церкви митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нуcиро), сообщает агентство «Регионы России». «В престольный праздник обители ему сослужили епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), наместник монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), а также представители духовенства из Японской, Грузинской и Русской Церквей. На богослужении пел хор Сретенского монастыря, причем некоторые песнопения исполнялись по-японски... После богослужения Митрополит Даниил обратился к молящимся с проповедью, в которой подчеркнул, что «мы братья и сестры во Христе, хотя и принадлежим к разным государствам и национальностям».

В этот же день агентство «Благовест-Инфо» сообщает о «русском священнике», по инициативе которого был позолочен трехметровый золотой крест на вершине Святой горы Афон». «Шестиконечный железный крест был установлен в 1882 году русскими на самой вершине Афона - на высоте 2033 метров над уровнем моря. За сто двадцать лет он весь покрылся ржавчиной». Золочение креста было осуществлено клириком Московской епархии Русской Православной Церкви протоиереем Сергием Конобасом и двумя его прихожанами - кандидатом медицинских наук Дмитрием Балалыкиным и юристом Игорем Аккуратовым. После Божественной литургии в Преображенском храме на вершине Афона «в течение четырех часов совершалось золочение креста: сначала с помощью кислоты была удалена вся ржавчина, потом крест был трижды покрыт жидким золотом и наконец - покрыт защитным слоем эпоксидного лака».

Между тем, проблема о возможном вмешательстве Европейского Парламента в устав Святой горы Афон по-прежнему остается актуальной. Как сообщил на прошлой неделе сайт «Седмица.Ru», «пленарное заседание европейского законодательного органа уже одобрило доклад, предлагающий пересмотр статуса этого населенного православными монахами полуострова на севере Греции. Предложения об изменении статуса Святой Горы прозвучали в докладе по соблюдению основополагающих прав человека в 2002 году, представленном депутатом из Франции Фод Силла. Доклад одобрили все депутаты, и лишь представители Греции голосовали против. Как ожидается, возможно, повторное голосование по пересмотру статуса Афона. Самым спорным вопросом в статусе Афона является правило, согласно которому на территорию этой монашеской республики не допускаются женщины, что, по мнению многих парламентариев, является ущемлением прав человека. Депутаты Европарламента обратились к властям Греции с требованием отменить этот запрет».

В ночь с 8 на 9 сентября в московском районе Печатники состоялся Крестный ход в память о погибших во время взрыва жилого дома на улице Гурьянова 4 года назад. «В полночь прошла панихида о невинноубиенных. Также состоялось освящение построенного на месте рухнувшего дома храма-часовни», - сообщает корреспондент «Вестей» Александр Ревунов. Сайт «НТВ» также сообщает о прошедшем крестном ходе и о первой литургии, отслуженной в полночь в новой часовне.

Другое трагической событие – теракты в Нью-Йорке – вспоминали в Москве 11 сентября. В этот день была совершена панихида по погибшим, Она прошла в московском храме великомученицы Екатерины, что на Всполье - подворье Православной Церкви в Америке. Панихиду по жертвам террора совершил настоятель подворья архимандрит Закхей (Вуд).

Оба эти события связаны воедино. «Авторство» взрывов и в Москве, и в Нью-Йорке приписывают исламским террористам. На территории нашего государства они используют в своих интересах ситуацию в Чечне, разными способами разжигая ненависть к России. К таким «способам» относится и создание сайтов. Один из таких сайтов - сайт чеченских сепаратистов «Кавказ-центр», - зарегистрирован и поддерживается литовской кампанией информтехнологий Elneta Римантаса Пашиса. Второй участковый суд города Вильнюса, в котором рассматривается составленный Департаментом госбезопасности (ДГБ) Литвы протокол об административном правонарушении на директора поддерживающей сайт  этой литовской компании, потребовал дать оценку информации, размещенной на сайте. Однако литовская комиссия по журналистской и издательской этике не нашла на сайте чеченских сепаратистов призывов к террору: «Публикующиеся на сайте «Кавказ-центр» материалы следует трактовать как определенное подстрекательство против оккупационных российских властей в Чечне и за ее пределами, однако нигде нет подстрекательств против самих русских или христиан - в этом основное различие», - заявил Г. Сонгайла», - сообщает агентство «Интерфакс».  Дальнейшее рассмотрение дела сайта «Кавказ-центр» в суде продолжится в конце сентября. Хотя и сейчас уже понятно, что если высказывания против «оккупационных российских властей» признаются литовскими властями нормой, то и поддержка террористов для этого государства – дело, не противоречащее ни собственному законодательству, ни разного рода заявлениям мировых политиков о неусыпной борьбе с террором.

В СМИ продолжается обсуждение темы введения в школах предмета, связанного с изучением религии. На сайте «Правда.Ru» в статье «Будет ли Закон Божий в школах?» автор Лариса Веремьянина из Новосибирска утверждает, что «центральные СМИ с сенсацией явно поспешили»: в приказе Министерства образования содержится такое количество «подводных камней»,  что в связи с ним автору «вспоминается анекдот про двух украинцев в зоопарке. «Мыкола! Бают, что этот слон сможет зараз зъист 120 буханок хлиба!» - «Зъист-то он зъист, да хто ж ему даст?». «Безусловно, декларирование возможности религиозного образования в светской школе в недавнем прошлом атеистической страны – достижение великое». Но «попытки ввести в российских школах на добровольных началах факультативное обучения основам православной культуры вызвали в определенных кругах бешеное сопротивление… И, надо сказать, противники ОПК своих целей по дискредитации предмета ОПК частично добились. По крайней мере, в полуторамиллионном Новосибирске школы, где пытаются ввести предмет ОПК, можно пересчитать по пальцам».

В «Парламентской газете» Владимир Лысов в статье «Благодать «Владимирской слободы» рассказывает об удачном опыте создания Тобольской-Тюменской епархией и общественной организацией «Сибирь православная»  летнего детского православного лагеря «Владимирская слобода». Несмотря на сопротивление чиновников, на отсутствие какой-либо помощи со стороны областного и городского комитетов по делам молодежи, департамента соцзащиты и коммерческих структур, организаторам удалось организовать полноценный отдых для детей из верующих семей.

Борьба противников «клерикализации образования» с предметом «Основы православной культуры», по большому счету, оказывается борьбой с собственными детьми. Как это было в 90-е годы, когда под наплывом сектантов множество молодежи бросив своих родителей, школы и вузы, становились кришнаитами, белыми братьями и мунитами, так и сегодняшние подростки, не защищенные знанием собственной культуры, опытом религиозного общения с легкостью попадут под влияние «миссионеров» и «гуру». Об одной из таких сект рассказывает с статье «Религиозный омут: сектантские организации в России» ростовский автор Виктория Стеклова.

«Сектантской деятельности на территории восточного церковного округа священнослужители намерены противопоставить комплексную программу катехизаторско-миссионерской деятельности», - сообщает «информационное агентство Екатеринбургской епархии». В городе Ирбите на совещании настоятелей храмов Восточного церковного округа Екатеринбургской епархии обсуждалась «активизировавшаяся в последнее время на территории округа сектантская деятельность». «Особенно вызывающе ведут себя «Свидетели Иеговы», которые имеют большую материальную и моральную поддержку из своего Тюменского отделения».

Для того чтобы дать возможность детям противостоять сектантской агрессии, настоятелем Свято-Никольского прихода поселка Юшалы Тугулымского района отцом Игорем Онкиным была разработана и опробована в коллективах некоторых школ программа проведения классных часов: «Она рассчитана на учащихся 6-11 классов общеобразовательных светских школ, и включает в себя цикл бесед священнослужителя с детьми более, чем по десяти темам. Каждая беседа иллюстрируется либо документальными фильмами, либо видеофильмами и видеосюжетами из жизни православной общины местного прихода». Но в ситуации, когда секты действуют  под видом подростковых  секций и кружков «надо действовать более решительно, более настойчиво, проводить разъяснительную работу не только с преподавателями и руководителями учебных заведений, но и с родителями тех детей, которые обучаются в школах, и которые волей-неволей попадают под тлетворное влияние идеологии западных сект».

Другой бедой России стала наркомания. По словам председателя Госнаркоконтроля Виктора Черкесова, наркотики употребляют четыре миллиона россиян. Эта информация со ссылкой на РИА «Новости» появилась на сайте «Вестей». «Выгодное геополитическое положение России, сложности в организации и осуществлении погранично-таможенного контроля привлекают к России интересы международной организованной наркопреступности», - считает он.

До конца нынешнего года Священный Синод Русской Православной Церкыи «планирует рассмотреть концепцию участия церкви в борьбе по предотвращению СПИДа, которую долго и малоуспешно ведет Минздрав. Об этом заявил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Несмотря на разногласия в вопросе пропаганды контрацепции, светской и духовной властям удалось договориться о взаимопомощи в борьбе с ВИЧ-инфекцией», - сообщают авторы «Известий» Николай Кононов и Наталья Коныгина в статье «Крест на шприце».

«Священный Синод разрабатывает упомянутую концепцию еще с декабря 2002 года. Группа специалистов - богословы, психологи, врачи, представители Минздрава - определяет отношение церкви к больным СПИДом и формулирует свои пожелания по взаимодействию со светскими организациями». Авторы также поясняют, что Церковь уже несколько лет ведет разъяснительную работу в школах, также занимается и реабилитацией наркоманов. «Основными направлениями программы борьбы со СПИДом Минздрав называет развитие системы информирования населения о мерах профилактики, совершенствование ВИЧ-надзора, совершенствование диагностики и лечения и обеспечение безопасности сдачи донорской крови. Изначально предусмотрены такие меры, как социальная защита больных, а также научные разработки в области борьбы с болезнью».

10 сентября исполнилось 175 лет со дня рождения известного русского писателя Льва Толстого. На сайте «Страна.Ru» опубликован материал заместителя декана богословского факультета Свято-Тихоновского Богословского института, специалиста по новейшей истории Церкви священника Георгия Ореханова, посвященный проблеме взаимоотношений Толстого и Церкви, вернее, веры и неверия этого человека. Статья называется «Последняя исповедь Толстого». «Круглая дата, связанная с жизнью Льва Николаевича Толстого, непрекращающиеся попытки обвинить Русскую Православную Церковь в жестоком отношении к великому русскому писателю, непонимание смысла его учения, поистине трагические последние дни жизни - все это вынуждает нас еще раз обратиться к выяснению вопроса, как складывались его отношения с Церковью», - пишет автор и предлагает «попытаться понять, насколько соответствует действительности расхожее представление о событиях 1901 года (когда Толстой был отлучен от Церкви - ред.) и обстоятельствах смерти писателя». В материале можно узнать о смысле «учения Льва Николаевича Толстого» и о том, в какой ситуации и почему было вынесено определение Священного Синода об отлучении писателя от Церкви, суть которого выражена такими словами: «Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Рассказывается и о последних днях жизни Толстого.

Очень часто можно услышать вопрос: почему Церковь не простит Толстого? «Ответ на него сформулирован еще в Евангелии: когда справа и слева от Христа были распяты два разбойника, один из них покаялся и услышал очень важные, единственно важные для человека в этой жизни слова Христа: «ныне же будешь со Мною в раю». А другой злословил Христа, и нигде в Евангелии не говорится, что он услышал те же слова (Лк. 23. 39-43). Но вовсе не потому, что Господь его лично не простил и наказал. Бог уважает личный выбор, акт самоопределения каждого человека, даже тогда, когда этот выбор есть выбор тупика и бесовской бездны. И навязывать через 100 лет русскому писателю то, от чего он сам отказался, мы не вправе».

На следующий день, 11 сентября, Православная Церковь вспоминала особенное событие Евангельской истории – Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи. История этого события рассказывается на сайте «Православной газеты»: «святой Иоанн Предтеча … обличал Ирода, как прелюбодея и грабителя, отнявшего жену у брата. Царь же, не вынеся обвинений, повелел заточить Иоанна в темницу, хотя до этого сам с удовольствием слушал речи пророка, и, внимая его советам, творил много добрых дел. Потому казнить Иоанна Ирод не решался. Однако смерти Иоанна желала его незаконная жена Иродиада. Однажды Ирод праздновал свой день рождения. Во время этого праздника дочь Иродиады в наряде блудницы, плясала пред всеми. И своим танцем так угодила царю, что он пообещал выполнить любое ее желание. Тогда та по совету матери потребовала у Царя головы Иоанна Крестителя. Когда же голову на подносе принесли во дворец, то к ужасу всех присутствующих, мертвая глава Иоанна внятно произнесла обличительные слова Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего!». Два других материала, говорящие о значении этого события, опубликованы на этом же сайте. Один из них называется «11 сентября – усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». Другой – «Кто ныне подражает врагам Иоанна Крестителя?».

Тема «красного террора» получила свое продолжение на этой неделе. Во-первых, газета «Россiя» разместила статью Максима Кустова «Террор всегда красный». Автор рассказывает о прошедшей 5 сентября в Москве у мемориала жертвам большевистского террора возле храма Всех Святых, что у метро «Сокол», панихиде по жертвам красного террора и последующем Крестном Ходе. Далее он рассказывает об истории «красного террора», о жестокости большевиков, а также приводит статистику, которая взята из материалов «комиссии, созданной по приказу генерала Деникина».

Во-вторых, газета «Версия. Совершенно секретно» публикует несколько материалов, также касающихся этой проблемы. Один из них принадлежит руководителю аналитического департамента Центра политических технологий Алексею Макаркину и называется «Воцерковление Иосифа». Автор утверждает, что несколько архивных документов, «призванных доказать, что Иосиф Сталин в течение всей своей государственной карьеры был заботливым другом Русской Православной Церкви», - фальсификация. Однако Алексей Макаркин все исследование проводит в собственной голове, а значит научной ценности оно не имеет. Потому что лучший способ разоблачить фальсифицированный документ и заявить о его поддельности – это  исследование в архиве, а не досужие домыслы, которыми наполнена статья. В таком случае, для чего они – домыслы - нужны? В свете приближающихся выборов, по-видимому, вновь становится актуальной антикоммунистическая, а вместе с ней и антипатриотическая тематика. Как некогда на выборах Ельцина демократы предложили выбирать между вчерашней «тюрьмой» и «светлым демократическим завтра», наводнив экран ужасающими разоблачениями, сентиментальными фильмами и грубыми фальсификациями, так и сегодня этот прием будет использоваться. Читателям будут предложены новые разоблачения «зверств Сталинского режима». По сути, в прессе будет разыгран уже не однажды успешно использованный манипулятивный прием. И здесь важно отдавать себе отчет: почитая память новомучеников и исповедников Российских, трезво оценивая прошедший исторический период, не менее трезво оценивать и деятельность современных либералов, намеревающихся в предстоящих выборах сыграть на чувствах, в том числе, и православных избирателей.

На сайте «Радонежа» опубликована статья «Болезни СМИ как отражение болезней цивилизаций», в которой авторы – коллектив редакции – анализируют вышедшие в конце августа публикации в светских СМИ, так или иначе касающиеся проблем религии и общества. Авторы отмечают двойные стандарты в освещении ряда наиболее острых проблем.

Однако, несмотря на антиправославную направленность большинства СМИ, можно отметить новые проекты, призванные создать у читателей спокойное, разумное отношение к Церкви и православным людям. Речь идет о новой газете «Мирская жизнь», главным редактором которой стал известный религиозный журналист Евгений Стрельчик. Об этом издании главный редактор «Мирской жизни» рассказывает в интервью корреспонденту сайта «Религия и СМИ» Филиппу Щипкову.  Редактор называет «Мирскую жизнь» газетой для тех, «кто хочет верить». Специфика и уникальность газеты, по словам Евгения Стрельчика, будет состоять в том, чтобы «использовать законы светских СМИ в издании религиозного характера… «Мирская жизнь» собирается работать в том же читательском поле, что и конфессиональные издания, но будет использовать совершенно другие методы в подаче материала, нежели церковные газеты. «Мирская жизнь» – это легкое познавательное чтение, с массой справочного материала, юмористических, «прикольных» моментов. Газета должна быть легкой, доброй и немного ироничной».

С другой стороны, редактор газеты «Мирская жизнь» не забывает и о такой потенциальной аудитории, как журналисты: новая газета – это «попытка объяснить светским изданиям, как нужно писать о религии. Наша газета должна неназойливо влиять на светские СМИ». В число читателей будущей газеты входят и «захожане» – люди, которые не участвуют в церковной жизни, но время от времени заходят в храм: «Мы будем рассказывать о религии для таких обывателей».

Это не будет в строгом смысле слова православная газета, «но на ее страницах не будет и полного религиозного плюрализма»: «В газете не будет материалов, посвященных догматическим вопросам, я лучше расскажу о том, как поставить свечку или как правильно обращаться к священнику – «батюшка», «отче» или по имени отчеству». Будут материалы и про чудеса: «Но мы будем давать такой материал с комментарием священника и оценкой специалиста. С одной стороны мы стремимся к привлекательной, может быть, несколько эпатажной подаче материала, для того чтобы привлечь внимание. С другой стороны все материалы должны быть информативными и полезными, должно быть много справочного материала поданного в легкой форме».

Автор заявляет о том, что «ни политической, ни духовной цензуры не будет. Цензура – это моя собственная совесть. Я определил для себя о каких вещах в газете писаться не будет. Мы не будем писать о сотрудничестве РПЦ и КГБ, мы не будем писать о табачных и винно-водочных делах. Не будем писать о церковно-государственных отношениях. Мы не будем писать про голубых епископов. Мы не будем писать о тех темах, которые уже сполна отработаны в СМИ. Они ушли и муссировать их - только пятиться назад. Мы будем писать про экономику прихода – людям интересно как и куда идут их пожертвования. Будем рассказывать об уровне доходов рядового священника – это интересно, и это не скандально. Все светские СМИ держатся на публикациях об известных людях, ньюсмейкерах… Я хочу показать епископа нормальным человеком. Мне интересно какие книжки он читает, как зовут его кошку, на каком автомобиле он ездит, любит ли он вышивать крестиком или паять приемники. Это не умаление, а стремление показать, что они нормальные люди, которые требуют уважения, им больно, они тоже страдают, они болеют… Я хочу развенчать известное представление о том, что церковь – это удел слабых и убогих. Я хочу изменить эту ситуацию… Отчасти "Мирская жизнь" будет работать по законам бульварной прессы. Но она должна стать дешевой популярной массовой газетой. Не надо печатать фотографии попов в бане и вся желтизна исчезнет».

Однако пока ситуация остается прежней. И прошлая неделя вновь ознаменовалась событиями, которые можно расценить как кощунства, как вандализм. В Волгограде осквернено Дмитровское центральное городское кладбище. По сообщению сайта «НТВ», «на территорию кладбища проникла группа молодых людей 17-20 лет, которые принялись громить захоронения. Злоумышленники пока не задержаны».

В Англии церковная рекламная служба нарядила Богомладенца в костюм Санта-Клауса, сообщается в новостной колонке сайте «Седмица.Ru». «Знакомую по полотнам старых европейских мастеров традиционную рождественскую сцену, представляющую младенца Христа, лежащего в яслях и склонившихся над ним Деву Марию, Иосифа и пастухов, решили «усовершенствовать». Богомладенца английские «дизайнеры» «одели» в шубу и колпак Санта-Клауса, а ниже поместили призыв: «Ну-ка, попроси у Него о чем-нибудь в нынешнее Рождество!». Цель необычной акции, по убеждению сотрудника Церковной рекламной службы преподобного Тома Амброуза, действительно благая. Она состоит в том, чтобы таким оригинальным способом противодействовать материалистическим тенденциям в праздновании Рождества, которые стали типичными для Запада».

Похоже, однако, что такими странными способами материализм в Британии изжить не удастся. Тем более, что он занимает там весьма крепкие позиции. Так, по сообщению «Известий», британские ученые намерены экспериментально выяснить, есть ли у человека душа. «К примеру, в операционных 25 больниц в тайне от пациентов будут размещены некие специальные объекты и картины. По возвращению к жизни пациентов спросят, заметили ли какой-либо из этих предметов. Главное - выяснить, действительно ли люди способны получать информацию, когда находятся вне своего тела».

Агентство «Интерфакс» сообщило о том, что «православные иконы, конфискованные в прошлом году при попытке их нелегальной переправки за рубеж, в среду, переданы храмам Сочи». «По оценке экспертов, большая часть конфискованных икон имеет культурную и историческую ценность. Среди них есть произведения 18 века. Примерная стоимость коллекции - около $250 тыс., сообщил Н.Симаков».

В Елабуге состоится другого рода «возвращение» ценностей - будут отреставрированы храмы, расписанные знаменитыми братьями Верещагиными. «В настоящее время Спасский и Никольский храмы считаются недействующими. Правда, в одном из помещений Спасского собора раз в неделю совершается богослужение. Никольский же храм расположен на территории Елабужской школы милиции, и в нем находится кабинет криминалистики, отметили в Церковно-научном центре. Полная реставрация памятников потребует, по оценкам специалистов, около 300 млн рублей. Пока же на выделенные средства планируется провести наружный косметический ремонт елабужских храмов»

А на территории Троице-Сергиевой лавры ведутся археологические раскопки. Об это рассказывает газета «Россiя» в статье Дмитрия Степанова «Элитный некрополь». «В монастыре идет масштабная перепланировка и реставрация. Без помощи археологов здесь не обойтись. За пять веков храмы буквально вросли в землю на несколько метров. В ходе перепланировки цокольные этажи зданий освободят от скрывающего их слоя земли. «С течением времени культурный слой повысился, и необходимо сделать срез тех пластов, которые остались в прошлом, открыть их для наших современников, для верующих и науки», – рассказал эконом Троице-Сергиевой лавры игумен Алексий».

Взорам специалистов постепенно открывается некрополь XV века, один из самых крупных на территории Московской Руси: «Уникальные находки попадаются практически каждый день. Например, в могиле монаха нашли красноглиняный изразец с изображением единорога. Он использовался в качестве своеобразной подушки для головы умершего... В сухой почве многие находки хорошо сохранились. Медный крест с монастырского погоста, свинцовое ядро времен польско-литовской осады». Монастырскую землю находки не покинут: «в историко-художественном музее и так негде хранить огромную коллекцию могильных плит из лавры. Некрополь будет частично восстановлен и выведен на поверхность, а останки средневековых монахов после изучения антропологами повторно предадут земле».

Интервью с известным путешественником Федором Конюховым опубликовала «Комсомольская правда».  Отвечая на вопросы журналиста Эдуарда Воротникова, Федор Конюхов говорит о своем желании стать священником: «…хочу получить приход где-нибудь в глухой деревне. … У меня было много планов путешествовать, но они меняются. Есть у меня место для жилья в Сергиевом Посаде, рядом с Сергием Радонежским, всегда мечтал жить у его могилы». После краткой беседы со спортсменом, журналист делает странное заключение: «Впрочем, Конюхов не собирается уже завтра примерять сутану священника». Остается только удивляться, где же это Э. Воротников видел православных священников в сутанах. В целях ликвидации безграмотности приводим определение значения этого слова из словаря: «Сутана (франц. Soutane) - одежда нижней половины тела, у католических духовных лиц». Одежда православного священника называется «рясой».

Другое интервью – со священником Иваном Охлобыстиным – опубликовала «Российская газета». В интервью журналист Татьяна Хорошилова расспрашивает о. Иоанна о бытовых вопросах существования его семьи, о работе в кино, о богатстве.

В пятницу, 12 сентября Русская Православная Церковь отметила праздник в честь святых князей Древней Руси - Александра Невского и его младшего сына Даниила Московского. Об этом сообщает агентство РИА «Новости».  «Празднование Александру Невскому /1120-1263/ установлено в память перенесения его святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург 12 сентября 1724 года. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении и было ознаменовано чудом - по преданию, святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи князя были открыты перед Куликовской битвой - в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование Александру Невскому. Прославление его в лике святых состоялось в середине 16 века».

«Младший сын Александра Невского князь Даниил /1261-1303/ считается родоначальником московских князей. Благочестие, справедливость и милосердие стяжали Даниилу Московскому всеобщее уважение. В 1296 году князю Даниилу была передана власть и титул Великого князя всея Руси. При нем Москва превратилась из небольшого поселения в стольный град, а в состав Московского княжества в 1301-1303 годах вошли Коломна, Переяславль-Залесский и Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших и богатейших в Северо-Восточной Руси. Кроме того, князь Даниил основал древнейший в столице Данилов монастырь. Празднество святому Даниилу 12 сентября установлено в память обретения его мощей и канонизации князя в 1652 году».

Анна Гальперина

17 сентября 2003 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×