Ответственность за слово

Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22-29 ноября. – Украина – горячая точка. – Американцы в Киеве. – Образ Церкви в СМИ. – Освоение медийного пространства. – Преодоление смуты. – Календарные дебаты. – Сектанты, похожие на бизнесменов. – Рождественский пост.

В центре внимания как светских, так и церковных СМИ на прошлой неделе была ситуация на Украине. Напомним, что 21 ноября в этой стране прошли президентские выборы, результаты которых отказалась признать оппозиция во главе с Виктором Ющенко. В течение недели на Украине происходили митинги и забастовки сторонников двух основных претендентов на пост главы государства. В поддержку Ющенко выступили представители «мировой общественности», заинтересованные  в том, чтобы окончательно отторгнуть Украину от России, порвав всяческие связи между двумя братскими народами. Как сообщает «Русская линия», «23 ноября представители раскольнических и еретических деноминаций Украины опубликовали заявление в поддержку противоправных действий сторонников Виктора Ющенко. Обращение подписали «патриарх» Киевский и всея Руси Филарет (УПЦ КП), верховный архиепископ Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар, епископ церкви христиан веры евангельской Украины Михаил Паночко, заместитель главы конференции римо-католических епископов Украины Маркиян Трофимьян, епископ Украинской христианской евангельской церкви Леонид Падун, епископ Украинской лютеранской церкви Вячеслав Горбенчук».

Вдохновленные такой поддержкой, «сторонники Ющенко полностью блокировали здания правительства и администрации президента Украины», - передает «Радонеж».

Однако их действия не ограничиваются противоправными выступлениями на улицах Киева: «В ночь с 18 на 19 ноября был осквернен самый древний храм г. Полтавы, памятник архитектуры, который «охраняется» государством - Спасская церковь». «Примечательно, что в эту же ночь, таким же образом, были осквернены памятник славному полковнику Келлину, возглавлявшему военный гарнизон крепости Полтава во время шведской осады, и памятник легендарной подпольщице Ляли Убийовк, боровшейся против немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной Войны», - сообщает клирик Спасского храма г. Полтавы протоиерей Александр Антонюк

Под давлением оппозиции и «международной общественности», Верховная Рада Украины приняла незаконное решение об отмене результатов выборов. Как отмечается в сообщении агентства «Регнум», «в Госдуме России решение Верховной Рады Украины о признании недействительными итогов второго тура выборов президента страны расценивают как неконституционное».

Как сообщает «Радонеж», «настоящая дискуссия по поводу итогов выборов на Украине развернулась на пресс-конференции по итогам саммита Россия-ЕС в Гааге. Премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде вынужден был признать, что подходы России и ЕС к ситуации на Украине существенно различаются… Балкененде еще раз подчеркнул, что «ЕС не может принять результаты выборов на Украине, так как они не отвечают, как заявили наблюдатели ОБСЕ, международным стандартам»… В свою очередь Владимир Путин призвал не обострять и без того не простую ситуацию на Украине… По поводу того, что Запад не признает итоги выборов Путин сказал следующее: «Я не считаю, что какие-либо государства должны признавать или не признавать выборы на Украине. Это дело украинского народа. Никаких признаний со стороны эти выборы не требуют». При этом он обратил внимание на то, что «в ходе окончательного подсчета голосов представители штаба Ющенко подписали все документы, что дало возможность ЦИК сделать вывод о победе Януковича».

Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Владимир обратился к соотечественникам в связи со сложившейся на Украине ситуацией. Об этом сообщает РИА «Новости». «Не получит благословения Божьего тот, кто первый прольет кровь или спровоцирует кровопролитие», - сказал Митрополит. По его словам, выход из этого сложного положения Церковь видит только в диалоге сторон, «которые сегодня разделены непониманием друг друга», в соблюдении законов и конституционных прав граждан, «в отказе от силового способа решения вопросов».

Виктор Ющенко посчитал для себя возможным присягнуть на Библии, самочинно объявив себя президентом: «на специальном заседании Верховной Рады, посвященном ситуации вокруг подсчета голосов во втором туре, выборов президента Украины, Ющенко вышел на трибуну и на Библии принес присягу на верность украинскому народу. Заседание было нелегитимным. Как сообщал «Интерфакс», зарегистрировался 191 депутат, а для принятия повестки и результативных решений необходимо не менее 226 голосов».

Принесение присяги кандидатом в президенты Украины Виктором Ющенко выводит его из правового поля, заявил директор Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин. Его слова цитирует сайт «Единое Отечество».

Обозреватель «Русской линии» Анатолий Степанов предполагает, что в настоящий момент возможны несколько сценариев развития ситуации: «Сценарий 1. США уступают, дают Ющенко команду «стоп». Янукович признается президентом. …этот сценарий пока представляется маловероятным. Сценарий 2. Россия уступает, происходит «пересчет» голосов в Донецке и Луганске, и Ющенко объявляют президентом... Такой сценарий при нахрапистости команды Ющенко, при активной поддержке ЕС и США и при укорененности у нашей дипломатии традиции сдавать позиции России очень вероятен. Сценарий 3. Противостояние переходит в войну регионов: каждый регион провозглашает своего президента (ряд западных городов уже сделали это)… При таком течении событий в итоге не исключен раскол Украины на два государства. Возможна мягкая форма раскола - федерализация страны. Сценарий 4. При бесплодности попыток договориться не исключен вариант, когда у власти останется Леонид Кучма, а новые выборы будут перенесены на длительный срок».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил президенту Украины Леониду Кучме телеграмму со словами поддержки и призвал украинских политиков помнить об ответственности перед народом, - сообщает сайт «Единое Отечество». Патриарх Алексий пожелал гражданам Украины Божьего благословения. «Молюсь о дорогом моему сердцу украинском народе, о том, чтобы переживаемые ныне нестроения разрешились мирно и достойно, на твердом основании закона, в согласии с волей народа, без деструктивных влияний извне», - пишет Предстоятель Русской Православной Церкви.

На том же сайте  опубликовано экспертное мнение Михаила Леоньева «Украинские выборы - вопрос жизни и смерти для России». «Здесь нет преувеличения, - утверждает Михаил Леонтьев, - Можно признать полностью верной оценку товарища Бжезинского: «Без Украины Россия – не держава». Конечно, не он первый догадался, что самый верный способ кастрировать Россию как суверенную державу – это отобрать у нее Украину. Не хуже Бжезинского это знало германское военное командование – Гинденбург и Людендорф – в Первую мировую войну. Именно поэтому заказчикам избирательной кампании господина Ющенко хочется решить данный вопрос раз и навсегда... Была поставлена задача создать на Украине полностью проНАТОвскую администрацию, с таким президентом, который был бы даже менее самостоятелен, чем Коштуница или Саакашвили. Прототип Виктора Ющенко – это Бабрак Кармаль».

На сайте «Страны.Ru» опубликован перевод статьи  из «The Guardian» «За беспорядками в Киеве стоят американцы». «Если события в Киеве подтвердят, что Соединенные Штаты действительно с помощью массовых акций неповиновения могут помочь народам других стран выиграть выборы и взять власть из рук антидемократических режимов, Америка наверняка попробует применить ее еще в какой-нибудь стране на постсоветском пространстве».

Об этом говорится в статье в британской газете The Guardian. «Кампания, спонсируемая и организованная американским правительством с привлечением американских консультантов, социологов, дипломатов, двух ведущих американских партий и неправительственных организаций, впервые была использована в Белграде в 2000 году для обеспечения поражения на выборах Слободана Милошевича… В прошлом году, будучи послом в Тбилиси, он повторил в Грузии тот же трюк, научив Михаила Саакашвили, как свергнуть Эдуарда Шеварднадзе. Спустя десять месяцев после успеха в Белграде посол США в Минске Майкл Козак, ветеран подобных операций в Центральной Америке, особенно в Никарагуа, организовал почти идентичную кампанию с целью разгрома белорусского диктатора Александра Лукашенко. Эта попытка провалилась. Однако накопленный в Сербии, Грузии и Белоруссии опыт оказался бесценным для составления плана свержения режима Леонида Кучмы в Киеве.

Операция по созданию демократии через выборы и гражданское неповиновение теперь настолько отточена, что ее методы превратились в руководство по победе в чужих выборах… Основные американские учреждения, участвующие в организации этих массовых кампаний - это Национальный демократический институт при Демократической партии, Международный республиканский институт при Республиканской партии, Госдепартамент США, Агентство международного развития США (USAID), а также неправительственная организация Freedom House и Институт открытого общества миллиардера Джорджа Сороса (George Soros)… Официально американское правительство на организацию начавшейся в октябре 1999 года операции против Милошевича и на то, чтобы в течение года готовить его свержение, потратило 41 млн долларов. На Украине же эта цифра, говорят, составила около 14 млн долларов».

О том, какие силы стоят за американской политикой, сомневаться не приходится. О том, что нарушение чужих прав, даже декларированных «самой правильной Декларацией независимости», стало там нормой пишут уже давно. Вот еще один пример, о котором сообщает «Седмица.Ru»: «Директор школы округа Купертино в штате Калифорния запретила одному из учителей раздавать ученикам материалы по истории США, в которых есть упоминание о Боге, в том числе - Декларацию независимости Соединенных Штатов… Среди материалов, которые были отвергнуты, оказались отрывки из Декларации независимости, записи Джорджа Вашингтона, дневник Джона Адамса (второй президент США) и другие тексты по американской истории».

Огромное значение для распространения не только информации, но и разного рода идей уже в течение 10 лет играет Интернет. «Патриарх Московский и всея Руси Алексий призвал россиян отказаться от пропаганды насилия и жестокости в Интернете», - сообщает «Интерфакс». «Пропаганда насилия и жестокости, непроверенная или заведомо лживая информация - все это можно встретить на бесчисленных интернет-сайтах», - с сожалением отметил Патриарх  Алексий, напомнив фразу из Евангелия: «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Подчеркнув, что «наша задача - помочь людям в их духовном и нравственном возрастании», Патриарх Московский и всея Руси призвал всех, кто трудится в сфере интернета, «не забывать об ответственности за всякое сказанное слово». В то же время Предстоятель Церкви высоко оценил возможности интернета как принципиально нового средства связи между людьми. «Только появление книгопечатания сравнимо с нынешней информационной революцией».

На прошлой неделе в ряде СМИ обсуждались проблемы участия церковных СМИ на информационном пространстве, а также образ Церкви, создаваемый прессой. Обозреватель «Русской линии» Людмила Ильюнина поднимает эту тему в статье «Образ Церкви в СМИ». Главная проблема для сегодняшних СМИ, считает автор, - это вопрос «вопрос о путях выработки общецерковной позиции по формированию образа Церкви в СМИ». «Дело в том, что если даже при самом благожелательном отношении к Церкви мы будем писать, говорить и изображать ее всего лишь как организацию, то и относиться к ней будут так же, как и к другим организациям, - в теперешней ситуации, как к одному из инструментов государственной политики. А, если благожелательное отношение сменится на противоположное, то в церковной организации при желании будут найдены всевозможные сюжеты из серии «развесистая клюква» и народ тогда легко будет ввести в смущение».

Это в равной мере относится не только к журналистам, считает Людмила Ильюнина, но и к «людям Церкви, занимающимся общественной деятельностью, в том числе и в информационной сфере», - они «все-таки должны оставаться людьми Церкви»: «Церкви не как человеческой организации, а как Тела Христова. А миссионерство и просветительство должно состоять не только в высоком уровне профессионализма, а в жизни по вере. И именно такой образ Церкви - хранительницы Таинств, освящающих человека и мир, «Церкви как союза любви» и нужно в первую очередь донести через СМИ невоцерковленному народу». «Если уж использовать императивные формы в отношении к работе православных журналистов, не худо бы напомнить: для того, чтобы иметь дерзновение писать о Церкви, нужно неопустительно посещать воскресные и праздничные богослужения, регулярно исповедоваться и причащаться, - быть постоянным прихожанином своего храма, трудиться над собственной душой. … понять Церковь можно только изнутри, говорить о Церкви, о ее людях, о ее истории, а тем более о ее проблемах, можно только исходя из опыта жизни в Церкви».

На сайте «Седмица.RU» опубликован текст телепередачи «Православная энциклопедия» на тему «СМИ о Церкви: проблема доверия». «О Православии и Церкви пишут много. В том числе светская пресса, и так называемая «желтая»... Наша страна так и осталась страной советов. Журналисты, которые даже не переступают порога храма, с уверенностью советуют: как «возродить приходы», «что нужно сделать, чтобы Церковь перестала выполнять в нашей жизни декоративно-этнографическую роль», как «изменить роль священника», как провести «реформу календаря».

Журналист Аркадий  Мамонтов, комментируя прозвучавший в эфире сюжет о «советах СМИ Церкви», говорит: «Что касается критики Церкви… Если имеет человек на это право и дерзновение, то пускай пробует, если он хорошо знает, о чем идет речь. Я не считаю, что надо критиковать Церковь светским журналистам. Потому что мы не настолько церковные люди, чтобы знать о Церкви все и говорить об этом. И самое главное – мы не имеем на это благословения». По его мнению, журналист, пишущий о Церкви, должен иметь самое главное – «это большую любовь к вере. Прежде всего, нужно все делать со смирением, потому что все мы грешные люди. Безусловно, надо получить благословение на то, что ты делаешь. И еще одно, не менее важное, – если в тебе есть вера, если ты веришь в то, что ты делаешь, то всегда все получится».

В ходе передачи в прямом эфире проводился опрос на тему «Доверяете ли Вы публикациям о Православии в светских средствах массовой информации?». Утвердительно на поставленных вопрос ответили всего 9% наших телезрителей – около 300 человек, а отрицательно – то есть не доверяют, – 91%, свыше 2 700 телезрителей.

На сайте «Церковного вестника» опубликована статья Владимира Легойды, главного редактора журнала «Фома», под названием «Когда закончится эпоха «православной обуви»?». В своей статье Владимир Легойда касается проблемы освоения оперативного информационного пространства — поля средств массовой информации — православными изданиями. «По большому счету, на поле российских СМИ православных изданий и программ практически нет».

Причин сложившейся ситуации очень много: «Это, прежде всего, естественная инерция советского периода: профессиональные журналисты и редакторы не могут взяться «из ничего». А становление традиций, школы православной журналистики требует времени. Но проблема в том, что времени у нас нет. И еще в том, что мы, похоже, пока этого так и не поняли». Автор пишет о том, что до сих пор выпуск церковных СМИ остается уделом энтузиастов и одиночек: «Почему так происходит? Во-первых, на теоретическом уровне продолжается дискуссия на тему: а нужно ли нам освоение медийного поля? Заметьте: не «как это сделать с большей пользой», а «зачем нам все это». Аргументы «против» достаточно весомые. Например: Церковь со своим богатейшим культурно-историческим, религиозно-богословским контекстом не вмещается в формат СМИ с их поверхностным, неглубоким, спешным «разговором обо всем». Или: информационное пространство, медийная сфера — это не просто инструмент, но и вполне определенная мифологема, созданные в чуждой нам культуре. В онтологическом смысле это даже лже-пространство. Нужно ли его осваивать? Конечно, это вопросы непростые. Они требуют серьезной оценки, в том числе и богословской. Однако сложность этих вопросов не исключает необходимости освоения информационного пространства... Во-вторых, уже на уровне практическом, в среде важнейших сегодня потенциальных союзников православных СМИ — православных предпринимателей — распространено то же непонимание важности информационного пространства».

О том, какими должны быть церковные СМИ, автор пишет следующее: «Церковная пресса, православные СМИ не должны создавать замкнутой информационной системы, отгораживаться от всего мира, существовать «для своих»… Вторая проблема, которая существует в вопросе созидания православных СМИ, это наследие советской журналистики, когда из-за нежелания выносить сор из избы происходит лакировка действительности. Нужно понимать, что есть вещи, о которых незачем говорить, но создавать безоблачную картинку тоже не стоит».

Что касается взаимодействия со светскими СМИ, то автор рассматривает проблему так: «Есть журналисты и издания, которые крайне негативно относятся к Церкви, и с ними довольно сложно вести какой-либо диалог… Не меньшую опасность представляют журналисты, которые в целом отзываются о Церкви как о важной части культуры, но в их репортажах и статьях Православие превращается в музейный экспонат или в поверхностно-фестивальное описание внешней стороны церковной жизни... Подобные трактовки очень опасны: на примере многих западных стран видно, что не обязательно возводить гонения на Церковь, чтобы свести на нет церковную жизнь. Поэтому православным журналистам нужно понимать, что Церковь — это не посты, куличи и поклоны, а новая жизнь во Христе. Это должно быть лейтмотивом всех наших текстов о Церкви».

Первоочередной задачей современных православных СМИ должно стать «создание мощных, живых светских изданий, основанных на православном мировоззрении, которые через религиозную призму отношения к добру и злу, к греху и добродетели могли бы оценивать и анализировать все события и явления современной жизни - отнюдь не только относящиеся к деятельности Церкви. Не отражение одного лишь замкнутого мира церковной жизни, а цельный православный взгляд на мир, - вот задача дальнейшего развития национальных средств информации. Давно пора в концепции национальной безопасности России отдельной строкой прописать и информационную безопасность страны и ее граждан против разгула и беспредела необъявленной газетной и телевизионной войны с нашим национальным и духовным наследием», - считает Лидия Калинина, автор статьи «Информационное поле России не может не быть православным» в «МП-Московская перспектива». Материал републикован сайтом «Религия и СМИ».

Другой темой, обсуждение которой длится уже несколько недель и продолжилось и  на прошлой неделе, стала тема переноса праздников, в частности, отмены празднования 7 ноября. «Госдума продлила с двух до пяти дней новогодние каникулы и установила новый праздник 4 ноября - День народного единства. Одновременно депутаты проголосовали за отмену празднования 7 ноября - годовщины Октябрьской революции, Дня примирения и согласия», - сообщает «Радонеж». «День 4 ноября, на мой взгляд, является наилучшим днем, символизирующим народное единство», - заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «4 ноября ополчение Минина и Пожарского, в котором участвовали дети разных народов России (русские, татары, башкиры, мордва, черемисы и другие), заняло Китай-город. Это положило конец польско-литовской интервенции и Смутному времени. Да, поляки и их русские сторонники еще в течение нескольких дней находились в Кремле, - добавил Чаплин. - Но именно этот день решил судьбу России». Он подчеркнул, что «в этот день мы празднуем не только победу над оккупантами, но и восстановление единства русского общества». С решением отмечать день 4 ноября в память преодоления Смутного времени согласны представители различных религиозных объединений. Против отмены празднования 7 ноября выступили коммунисты во главе с Геннадием Зюгановым.

Подробнее о  выступлениях религиозных деятелей РФ с поддержкой идеи переноса праздничного дня с 7 на 4 ноября можно прочитать на сайте «Мир религий». Там же опубликовано и мнение Г. Зюганова о том, что «смена праздников может столкнуть православных с верующими других религий», хотя, как уже неоднократно отмечалось, пока никаких возражений со стороны верующих других конфессий не поступало.

Статью Ксении Веретенниковой «Ленин отдыхает», рассказывающей о дебатах в думе по поводу установления нового праздника, публикует газета «Время новостей». В статье «7-го ноября больше не будет», опубликованной  в газете «Известия», автор Георгий Ильичев отмечает, что «мрачные предсказания коммунистов» о расколе в обществе из-за отмены празднования 7 ноября «представляются по большей части страшилками»: «Хотя 67% россиян и возражают против замены 7 Ноября на 4-е (данные исследовательского холдинга «РОМИР-мониторинг»), делают они это из-за вторжения в устоявшийся десятилетиями порядок. Давно подмечено: чем праздник идеологичнее, тем меньшей любовью он пользуется. «Самыми радостными праздниками, помимо Нового года, респонденты называют собственный день рождения, Рождество и Пасху, а главным государственным, национальным праздником для россиян является 9 Мая», - утверждают в «РОМИРе». На эту же тему статья Владимира Игнатова «Перекрасим календарь» в «Труде»,  а также комментарий Геннадия Горячева на радио «Маяк».

«О праздниках» на сайте «Радонежа» рассуждает диакон Андрей Кураев. «Государственный праздник – это такой день, в котором все население страны находит повод для радости. Впрочем, радостное празднование не обязано быть тотальным. Общенациональный статус может иметь и такой праздник, который отмечается лишь частью населения – но при условии, что  непразднующая часть готова поздравить своих радостных сограждан и не чувствует себя оскорбленной их торжеством... А вот что не может быть государственным праздником – так это торжество одной части народа над его другой частью. И уж тем более странно смотрится выдавание дня начала гражданской войны за «день согласия и примирения», то есть 7 ноября 1917 года, пишет автор и продолжает: «идею возвращения 7 ноября в ряд будней я поддерживаю».

«Идея праздновать 4 ноября как день России хороша, - пишет далее о. Андрей, -  Это день освобождения Москвы, а не захвата Варшавы. День народного порыва, а не просто властного решения. Лишь одно смущает меня в этом празднике: ведь это победа над поляками. Неужто для России это равновеликий противник? Вот он, итог века революций: мы оказались в стране, которая самой славной страницей своего прошлого считает победу над Польшой, а свое будущее освещает мечтой о том, чтобы догнать Португалию». На самом деле, автор здесь не прав. Дело в том, что за Польшей того времени стояла сплоченная агрессия Западной Европы во главе с Римом, мечтавшим о победе над «схизмой» и подчинении России Ватикану. Об этом подробно пишет в частности В. Кожинов и другие историки. Так что, считать победу над поляками «мелкой» нет никаких оснований, тем более, что в тот момент произошло крушение всякой государственности и «борьба с захватчиками»  была поистине народной.

Директор Института российской истории РАН, профессор, член-корреспондент РАН, Сахаров Андрей Николаевич, отвечая на вопросы читателей газеты «Известия» о переносе праздников, говорит по поводу 4 ноября следующее: «Это событие, которое праздновалось в течение столетий всей Россией. Это был праздник общенародный. Это был праздник, который возник не по указке государевой, этот праздник возник стихийно. И когда он после 17 года отошел в тень, это было несправедливо, это было прискорбно и это было антиисторично. … Что касается праздника 4 ноября и того, может ли он называться Днем единения, я думаю, что может, поскольку в конце октября 1612 года именно единство народов в борьбе против смуты, стремление к установлению порядка и нормальной жизни, продемонстрированное всем народом, всеми национальностями России, всеми ее конфессиями, всеми слоями, как раз и составляло сущность этих октябрьских событий. Что касается того, что мы сейчас решили вспомнить об этом дне, это случилось не вдруг… Я не думаю, что это сделано в противовес ненавистного властям дня Октябрьской революции. День Октябрьской революции останется в истории страны, и он будет праздноваться теми слоями населения, которые связали именно с этим днем свою судьбу и свое мировоззрение. Но события 90-х годов показали, что большинство населения думает по-другому».

По-прежнему в поле информационного интереса СМИ остается деятельность сект на территории России. Как сообщает сайт «Newsru.com», «активность сект в России идет на убыль, так как их западные спонсоры «переключились на Китай». Такое мнение высказал на состоявшейся в Москве пресс-конференции руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий и помощи наркозависимым священник Олег Стеняев. В результате, отметил глава Центра, действующего при Московской Патриархии, «приостановлено строительство молитвенных домов, ряда учебных заведений, сектанты начали сворачивать многие программы». По словам Стеняева, «за 6-7 лет ряды сект покинули около 2 тыс. человек». По данным Центра, в России сейчас насчитывается около тысячи сектантских организаций. «Среди самых опасных сект, оказывающих наиболее глубокое психологическое воздействие на человека», Стеняев назвал «восточные синкретические культы, которые смешивают различные религии мира». В их числе - культ корейского проповедника Муна, кришнаизм, дзен-буддизм, рейки, движение New Age, а также возникшая в Японии секта Аум-Синрике.

По мнению, главы экспертного отдела Государственного центра социальной и судебной медицины им. Сербского профессора Федора Кондратьева, одна из главных причин распространения сектантства в России - геополитическая. «Наглядно видно, что внедрение сект в России - это часть геополитики наших так называемых "друзей», - цитирует РИА «Новости» слова Кондратьева. Цель новых псевдорелигиозных движений, считает Кондратьев, - формирование «синдрома зависимости от сект».

Между тем, из Екатеринбургской епархии поступают сведения об активизации сектантов. Как сообщает сайт «Регионы России» о так называемом «фестивале христианской культуры» - показе в различных екатеринбургских городских клубах и домах культуры фильма «Иисус», во время которого секты «евангеликов» пытаются вербовать новых адептов. По словам руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии священника Владимира Зайцева, инициаторами акции стали общины «евангеликов» (входящих в Совет протестантских церквей) при поддержке такой же американской организации «Новая жизнь». Эксперимент состоит в том, что люди будут подвергаться психологической обработке по методике Билла Брайта с целью сделать их религиозными последователями соответствующей секты, для чего и используется фильм.

Статья Марины Сириной «Духовные войны» с сайта «Накануне.ru» также повествует о ситуации в Екатеринбурге: «В Епархии решили пойти на крайние меры: у входа в кинотеатр представители православной церкви предупреждают горожан о том, чтобы те «держали ухо востро», а сами, тем временем, готовят иски в суд. Протестанты, впрочем, в долгу не остались. Накануне они организовали встречу с журналистами, чтобы донести до общественности свое недоумение обвинениями православного братства. Солидные дяди в пиджаках, больше похожие на бизнесменов, чем на священнослужителей, битый час рассуждали о веротерпимости, свободе совести и общей ответственности за будущность России. Однако на вопрос, откуда взялись деньги на проведение столь широкомасштабной акции, немного помявшись, уже безо всякого патриотизма в голосе прозрачно намекнули на неких иностранных спонсоров».

А в Беслане продолжается трагедия – сектанты делают бизнес на людском горе. Как сообщает «Седмица.Ru», «известны случаи, когда местные жители отдавали им свои компенсации в полном размере. А некоторые сектанты предлагают родителям свою помощь в воскрешении погибших детей - естественно, за деньги. Еще в сентябре в Беслане стали ходить по рукам книжки под названием «Воскрешение в вечную жизнь отныне в нашей реальности» некоего Григория Грабового. Распространяли их женщины, которые представлялись педагогами.

Подробно об этом рассказывается газета «Известия» в статье Дмитрия Соколова-Митрича  «Беслан захватили сектанты и мошенники». «Григорий Грабовой долгое время оставался для российских борцов с сектами просто целителем-шарлатаном, который лечил «методом дистанционного воздействия» любую болезнь. Однако недавно он выступил с таким заявлением: «Я, Грабовой Григорий Петрович, родившийся 14 ноября 1963 года в поселке Кировском, это село Богара Кировского района Чимкентской области Казахстана, заявляю, что я, Григорий Грабовой - Второе Пришествие Иисуса Христа». В качестве доказательства своей божественной сущности он продемонстрировал несколько якобы воскрешенных им людей. По мнению руководителя Центра Св. Иринея Лионского сектоведа Александра Дворкина, за последние 2 года Грабовой создал серьезную и еще малоизученную тоталитарную секту». Кроме того, в статье рассказывается о непомерной активности сайентологов и международной организации церквей «Часовня на Голгофе», а также других.

Автор «Итогов». Александр Чудодеев в статье «Первосвященная война», рассуждая об очередном несостоявшемся визите в Россию далай-ламы, поднимает тему посещения нашей страны Папой Римским. И хотя автор пишет о том, что причины того, что и тот и другой «религиозные лидеры» не могут въехать в  Россию – политические, он все же признает, что как раз Папа Римский мог бы приехать в качестве политика, но это его не устраивает, он хочет быть приглашен в качестве духовного лидера: «Однако на сегодня ситуация такова, что длящийся вот уже 950 лет раскол христианства продолжается, а значит, Папа Римский остается для верующей России все тем же нежелательным лицом. Но это уже не вопрос тонкостей государственной въездной политики». При этом, автор ни словом не обмолвился о политике Рима на Украине, на агрессивном прозелитизме Ватикана, - тех истинных причинных, вызывающих резкое неприятие православной общественности гипотетическим визитом главы католиков в Россию.

Так, например, «Седмица.Ru» отмечает, что визит в Россию кардинала Поля Пупара «не изменил сути разногласий между Русской Православной и Римско-Католической Церквами». «Никаких перемен в отношениях с Ватиканом не произошло, проблемы остаются», - констатировал представитель Московского Патриархата.

На сайте «Независимой газеты» опубликована статья Евгения Соловьева о ситуации вокруг Ипатьевского монастыря «Чиновники воюют с епархией». Дело в том, что «музейные работники считают, что решение о скорейшей передаче монастыря Церкви нарушает права музея-заповедника. По закону о культуре в таких случаях музею заранее должны быть предоставлены равноценные помещения для переноса коллекций. В Костроме таковых пока не выделено. В свою очередь, архиепископ Костромской и Галичский Александр на пресс-конференции, посвященной 260-летию со дня образования епархии, заявил: «Никто не хочет обижать музей, никакие исторические ценности не должны уйти за пределы Костромской области, в связи с чем музею будет передан ряд исторических объектов. Противостояния культура–Церковь не существует, у нас одна история, Отечество, будущее». По его словам, Церковь не собирается закрывать Ипатьевский монастырь для туристов. При этом архиерей уверен, что там все должно быть приведено в строгое соответствие с тем историческим духом, который несут в себе традиции монастыря. В настоящее же время выставка экспонатов революционного периода – пулеметов, винтовок, военных знамен – в храме Святых мучеников Хрисанфа и Дарьи оскорбляет религиозные чувства верующих».

«Новые известия» рассказывают о священнике, который учит ребят из воскресной школы не только Закону Божьему, но и рукопашному бою. Об этом статья «Борьба за веру» Германа Петелина.

В воскресенье, 28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост, который завершится 7 января - в день Рождества Христова. «В народе этот пост именуется также Филипповым (или «филипповки»), потому что накануне, 27 ноября, Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь святого апостола Филиппа», - сообщает сайт «Регионы России». Здесь следует сделать разъяснение: многие под смешанным влиянием индийских учений и сентиментальности считают, что в пост не едят мяса, чтобы не убивать животных. Это не так (иначе поститься было бы то же, что не брать взяток по вторникам и четвергам): христиане верят, что животные даны на потребу человеку. Пост нужен для того, чтобы человек, во-первых, за собой следил внимательнее, чем обычно; а во-вторых, чтобы поменьше думал о теле, и побольше о душе. Статья святителя Тихона, Патриарха Московского и  всея Руси «Вегетарианство и его отличие от христианского поста» опубликована на сайте «Православие и мир».

Также о посте рассказывает статья «Начался Рождественский пост» в «Православной газете». «Самое главное, что Церковь напоминает нам о посте: когда мы совершаем телесное воздержание, наше тело, плотяная завеса, отделяющая нас от невидимого мира, как бы утончается, и мы делаемся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце наше не очищено, то естественно, что соприкосновения в этом невидимом мире связаны, в первую очередь, с темными силами. Отсюда все искушения и страсти, которые в течение поста могут только возрастать», - говорится в статье. А потому нужно в первую очередь стремится к очищению своих помыслов, к работе над своей душой: «худшее из всего, что может быть с нами, это - теплохладность, это - внешнее формальное соблюдение поста. Постараемся с самого начала углубить наш пост, приближаясь ко Христу не только чтением Священного Писания, не только чтением Псалтири и молитв  и более частым посещением храма, но именно приобщением к самому главному, что есть во Христе, - Его любви».

А на сайте «Православная Эвенкия» можно прочитать о посте следующее: «Испокон веков на Руси пост являлся святым временем года, во время которого прекращались войны, враждующие примирялись, закрывались все увеселительные и развлекательные учреждения. Некоторые князья и даже цари на это время уходили в монастыри, а народ спешил в храмы, чтобы уврачевать свои больные души. Так, не будем страшиться поста, который освобождает нас от стольких зол, а последуем доброму примеру наших предков, жизнь которых наглядно отразилась в названии самой России: Святая Русь!».

Анна Гальперина

29 ноября 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×