Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 29 ноября – 6 декабря. – В поисках единства. – Западные СМИ об Украине. – Призывы к миру и согласию. – Сектанты, униаты и католики в одной упряжке. – Европарламент против 9 мая. – Журналистская пунктуальность. – Кришнаиты взывают к ВТО. – Православные карелы. – Латвия забыла свой долг. – Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Завершившаяся неделя была для православных христиан первой неделей Рождественского поста. Даже в отдельных светских изданиях появились материалы, посвященные этой теме. Так, в «Газете» Кирилл Харатьян в статье «Тренировка» делиться с читателями своими соображениями о том, что такое Рождественский пост и зачем он нужен. Теплые и действительно бережно сказанные слова отличают этот материал от множества других подобных светских публикаций.
Одной из важных тем прошлой недели стал диалог между Русской Православной Церковью и РПЦЗ, который начался почти год назад. На сайте «Седмица.Ru» опубликована расшифровка телепередачи «Православная энциклопедия», посвященная этой теме. В передаче «С надеждой на единство» ведущий беседует с участниками переговоров с обеих сторон - казначеем Синода Русской Зарубежной Церкви протоиереем Петром Холодным и наместником Московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым), в сюжетах программы звучат мнения протоиерея Максима Козлова, архиепископа Верейского Евгения, митрополита Смоленского Кирилла. В передаче обсуждаются трудности, стоящие перед обеими сторонами – участницами переговоров, говорится о проблемах и стереотипах восприятия друг друга, которые теперь приходится преодолевать. На вопрос ведущего о том, как скоро «придет то время, когда мы вместе будем причащаться из Единой Чаши», протоиерей Петр Холодный отвечает: «Я бы не хотел загадывать, но думаю, что это произойдет достаточно скоро. С обеих сторон есть благое намерение, мы братья по крови, братья по вере, и грешно нам нарушать заповедь Христову, который нам заповедал быть всем едиными».
На сайте «НГ-Религии» опубликовано интервью с архиепископом Марком (Арндтом), управляющий Берлинской и Германской епархией РПЦЗ. В материале «Две церкви в поисках единства» речь идет о ходе переговоров между Русской Православной Церковью и РПЦЗ и уже достигнутых результатах. Архиепископ Марк рассказывает о том, что было темой третьего раунда переговоров между сторонами и оценивает результаты как «положительные»: «переговоры между людьми, долго не имевшими общения по тем или иным причинам, проходят нелегко. Но результаты этой серьезной работы я оцениваю положительно, нисколько не сомневаясь в том, что обе стороны в этом процессе стремятся к созданию наиболее благоприятной почвы для дальнейшего совместного пути в служении Богу и людям, как в России, так и за границей. На этом пути при таком добросовестном подходе и имеющейся готовности к кропотливой работе, каковые я наблюдаю у обеих сторон, можно, на мой взгляд, твердо рассчитывать на положительные результаты».
Также он отмечает, что «Зарубежной Церкви для обсуждения всех вопросов, связанных с возможностью установления молитвенного и административного общения с Московским Патриархатом, требуется созыв Всезарубежного Собора», созвать который планируется на конец 2005-го или начало 2006 года.
О предстоящем в ближайшем году Всезарубежном Соборе архиепископ Марк рассказал и ИТАР-ТАСС. «Радонеж» со ссылкой на агентство сообщает: «Архиепископ Марк не стал отрицать, что в Зарубежной Церкви есть противники сближения двух Церквей. «Несомненно, в зарубежье такие силы существуют, причем, немалочисленные, - подчеркнул он. - В качестве аргументов они приводят то, что до сих пор нет достаточно ясного отказа Московского Патриархата от «Декларации» 1927 года» (в которой Церковь заявляла о своей лояльности советской власти). Архиепископ Марк сообщил, что этот вопрос обсуждался на третьем раунде переговоров, который недавно завершился в Москве. «Думаю, что выработанный нами документ одинаково удовлетворит обе стороны», - сказал архиерей Зарубежной Церкви».
Тему выборов на Украине продолжает оставаться в центре внимания как светских, так и церковных СМИ. Сайт «Радонежа» цитирует статью из «Гардиан» «Западные СМИ предвзято освещают выборы на Украине». «Воображение Запада настолько охвачено его собственной мифологией народной революции, что мы уже демонстрируем опасную терпимость к очевидным двойным стандартам при освещении событий в СМИ. Массовые митинги прошли в Киеве в поддержку премьер-министра Виктора Януковича, но они не транслируются на наших телеэкранах. Между тем манифестации оппозиции отражаются в полном объеме», - утверждает издание.
«Демонстрации в поддержку Виктора Ющенко оснащены лазерными подсветками, плазменными экранами, сложными звуковыми системами, рок-концертами, палаточными лагерями и большим количеством оранжевой одежды. Несмотря на это, мы сами себя обманываем, продолжая думать, что эти акции спонтанные… И еще нам говорят, что 96% пришедших избирателей в родном городе Виктора Януковича - Донецке, является доказательством фальсификации. Вместе с тем, 80-процентная поддержка Виктора Ющенко в других регионах страны никаких подозрений не вызывает. Так же, как и подсчет голосов в пользу Ющенко, который достиг более 90% в трех регионах, в то время как Янукович достиг того же результата в двух регионах», - пишет «Гардиан». В заключение автор статьи, опубликованной «Гардиан», пишет, что «Запад продолжает политически перекрашивать такие страны, как Украина, которая представляют для него всего лишь чистый лист. Такое освещение международных событий является следствием дисфункции пресловутой западной демократической системы».
Обозреватель сайта «Новая политика» Станислав Варыханов анализирует статьи в зарубежных СМИ в материале «Обкатка бархатных революций. Грузия, Украина, Россия?». Изучив ряд публикаций, он делает следующий вывод: «по бывшему советскому и около-советскому пространству катается пломбированный вагон с технологиями совершения бархатных переворотов по одному и тому же сценарию. Об этом почти открыто пишут, как видите, уже и американцы. И если вагон не будет загнан в тупик на Украине, то следующим пунктом назначения станет Россия. И что самое главное – уже готовы необходимые людские ресурсы для его теплой встречи на Финляндском вокзале». На эту же тему – освещение событий на Украине - статья Петра Ильинского «Как показывают революции в Европе» на сайте «Гражданского клуба».
«28 ноября в московском храме св. Николы на Берсеневке после Божественной Литургии был совершен специальный молебен об Украине», - сообщает «Русская линия». «Это была, прежде всего, молитва благодарения Богу за то, что в невероятно сложных условиях на Украине сохранилось каноническое Православие, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата выстояла».
«Кучма предал Украину», - считает обозреватель сайта «Новая политика» Сергей Черняховский. «Оппозиция дает указания государственным органам власти, в данном случае – президенту Украины, предупреждая, что при их неисполнении лица, допустившие нарушение воли оппозиции будут подвергнуты карательным санкциям. В данном случае – аресту, чем, по сути, и является блокирование передвижений. Функционально это и есть действия высшей власти: давать указания, обязательные к исполнению, при неисполнении – наказывать… Беда не в том, что она все это делает. Беда в том, что власть не делает того, что она должна делать… Сегодня на Украине законная власть демонстрирует, что ее нет. Есть власть «оранжевых», заставляющих существующую псевдовласть постоянно отступать и уговаривать инициаторов переворота о чем-то договариваться, наподобие Горбачева – уговаривать своих могильщиков пойти на компромисс».
Автор отмечает, что «начиная с момента «инаугурации» Ющенко, 23 ноября 2004 г., «оранжевые» вышли за правовое пространство, совершили государственное преступление. Власть получила право применить силу и подавить «оппозицию». Более того, это просто является ее обязанностью. Если власть этого не делает – значит, сама совершает преступление, значит, поступается интересами не только 15 миллионов, голосовавших за Януковича, но и минимум 12-13 миллионов избирателей Ющенко, которые, поддержав его на выборах, вовсе не давали индульгенции на государственный переворот. Не сделав этого, власть совершила большее преступление, поставив страну на грань распада. Возможно, открыла дорогу большей крови».
На сайте «Русской линии» опубликовано обращение митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона к соотечественникам.
На официальном сайте Русской Православной Церкви опубликовано выступление митрополита Луганского и Старобельского Иоанникия на Всеукраинском собрании депутатов в городе Северодонецке с призывом «к миру и согласию, к неукоснительному исполнению законов и Конституции Украины». «Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней принял участие во внеочередном пленарном заседании областного совета, где … выступил с обращением, в котором призвал всех руководителей не нарушать законы Божии и человеческие, не попирать Конституцию, не провоцировать молодежь на преступления и не разжигать гражданскую войну». «Иерархи закарпатских епархий архиепископ Хустський и Виноградовський Иоанн и епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит призвали всех жителей Украины, независимо от их политической и религиозной ориентации, сохранять милосердие и спокойствие, избегать проявлений вражды, экстремизма и нетерпимости», - подчеркивают в сообщении ОВЦС.
На том же сайте опубликовано «Заявление Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата», в котором говорится о том, что Церковь «никогда не делила, не делит, и не будет делить людей по происхождению, социальному статусу, национальности, языку или политическим вкусам. Для Церкви нет только оранжевых или только бело-голубых, а все являются детьми Божьими, нашими братьями и сестрами во Христе». «Политика не должна посеять плевелы ненависти и злобы в наших сердцах. И потому вместе с апостолом умоляю вас, «если это возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Каждый имеет право на свою собственную мысль, на свои убеждения. Но не нужно свою мысль любой ценой навязывать другому. Уважайте и любите друг друга, и этим вы удостоверите, что являетесь детьми единого Бога, одного народа и единой страны».
Между тем, «религиозные секты пытаются воспользоваться ситуацией в Киеве для привлечения новых адептов», - сообщает сайт «Единое Отечество». Как отмечает украинский психолог Юлия Климентьева, «уже сейчас среди митингующих сторонников оппозиции на площади Независимости в центре украинской столицы можно видеть проповедников, сообщила она, выступая 30 ноября по телевидению. «Меня поразило, насколько много адептов различных сект увидела я среди митингующих», - сказала она.
С другой стороны, ситуацией спешат воспользоваться и униаты: сторонник Ющенко, «старший архиепископ Украинской Греко-католической церкви (УГКЦ) кардинал Любомир Гузар заявил, что он и его деноминация готовы стать посредником между противоборствующими политическими силам Украины», - передает со ссылкой на «Благовест-Инфо» «Русская линия». «Непонятно, какие основания у кардинала Гузара считать, что его пригласят в качестве посредника, ведь посредник по определению должен быть лицом незаинтересованным. Я из заявлений главы УГКЦ ясно, как Божий день, что он – сторонник Ющенко… Как напоминает в этой связи «Благовест-инфо», ранее кардинал Гузар распространил заявление по поводу ситуации на Украине, в котором призвал уважать протестующих на площади Независимости в Киеве сторонников Ющенко. «Это - храбрые люди, ответственные и готовые жертвовать собой, - подчеркнул кардинал. - Их следует уважать, а к их голосу необходимо прислушаться, потому как «глас народа - это глас Божий». Как понимать этот пассаж? Что глас народа на Востоке не является гласом Божиим? Или, может быть, кардинал Гузар считает, что те, кто живет в Донецке, Луганске, Одессе, Крыму – это вовсе не народ?!», - недоумевают авторы сообщения.
О том, что это за «посредничество» свидетельствуют и сообщения о позиции Рима: «Представитель Ватикана грозит Украинской Православной Церкви Московского Патриархата осложнениями в экуменических отношениях за поддержку Виктора Януковича». «Католические священники и епископы открыты к диалогу со всеми, - заявил г-н Томашек, - с мусульманами Крыма, иудеями, православными и атеистами». А вот «Московский Патриархат изолировал себя от других «ведущих» церквей страны - Греко-католической, Римо-католической, киевского патриархата и многих протестантских общин», - считает деятель из Ватикана. «По его утверждению, еще более очевидной сделали изоляцию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата прошедшие выборы. При этом католический эксперт пытается лукаво выставить позицию всех еретических и раскольнических деноминаций как нейтральную, обвиняя Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в поддержку кандидата от власти. При этом г-н Томашек не гнушается откровенной клеветой… и … обращается с забавными угрозами в адрес православных, грозя осложнениями в экуменических отношениях».
«При этом, как сообщает официальный сайт греко-католиков, «на майдане Независимости в Киеве с первых минут» оппозиционных выступлений находится униатское и раскольническое духовенство, открыто поддерживающее оппозиционеров. Рядом с Ющенко и Тимошенко на помосте все время присутствуют «священники», зачитывающие воззвания своих «церквей» в поддержку «оранжевой революции», так что верующие теперь уж точно могут «четко определить, какая из церквей придерживается универсальных принципов этики и морали, а какая поддерживает интересы определенных партий и групп». Вот только «эксперт» этого почему-то не заметил...».
Как пишет «Российская газета», «Ватикан поддержал украинскую оппозицию». «В Ватикане развеваются украинские флаги, повязанные оранжевыми лентами - символом оппозиции. Впервые они появились здесь во время так называемой всеобщей аудиенции главы Римско-католической церкви Иоанна Павла II, которую он традиционно дает тем, кто собирается на площади Святого Петра в Риме… Судя по всему, Иоанн Павел II близко к сердцу принимает события на Украине… Здесь не сомневаются, что подобные настроения в Ватикане оказали влияние на шесть миллионов католиков, проживающих в западной части Украины. Не без благословления святого престола в поддержку Ющенко открыто выступило руководство украинских католиков. Так что церковный раскол дополняет политический», - пишет Николай Паклин.
На сайте «Православной газеты» можно прочитать статью диакона Андрея Кураева «Почему Украинская Православная Церковь поддержала Януковича?». «Трагедия Украины 90-х годов в том, что национальное меньшинство галичан-«западенцев» взяло в свои руки идеологический контроль над всей Украиной… Различие Запада и Востока на Украине окрашено и в религиозные тона: католический Запад и православный Центр и Восток. Ориентация украинского запада на «запад» политический привела к тому, что за последние 15 лет в религиозной жизни Украины стало заметно и присутствие неопротестантских движений, базой которых являются США. Это присутствие начинает проявлять себя и в политике», в частности, в деятельности Виктора Ющенко, считает автор.
Далее он отмечает, что о том, «что такое «западенцы» в киевской власти, православная Церковь Украины хорошо помнит по началу 90-х годов. Это - раскол, гонения, откровенные вторжения во внутрицерковную жизнь», а поэтому сегодня, поддержав Виктора Януковича, «именно УПЦ МП заняла позицию, которая могла бы обеспечить и сохранение целостности Украины, и сохранение ее самостоятельности хотя бы на уровне 90-х годов. Напротив, «национальные Церкви» вроде «Киевского патриархата» поддержали Ющенко, а, значит, высказались за демонтаж последних остатков независимости Украины от западного политического мира».
Вечером в пятницу Верховный Суд Украины назначил переголосование второго тура выборов на 26 декабря. «Это - то, чего добивалась команда Виктора Ющенко. Верховный Суд почти полностью удовлетворил требования сторонников прозападного кандидата в президенты за исключением одного самого вопиющего: Ющенко требовал признать его президентом по итогам первого тура голосования», - сообщает «Русская линия». «Одобрили решения суда представители Евросоюза и США. Это - тоже ожидаемая реакция. Разумеется, Западу решение Суда только на руку, там рассчитывают на победу Ющенко. Напротив, решение Верховного Суда Украины встречено негативно в России. Причем, мы наблюдаем редкое единодушие. За исключением откровенных маргиналов и потерявших доверие населения российских либералов все политические силы едины в своей оценке решения Верховного Суды: и партия власти, и Жириновский, и коммунисты, и представители «Родины» называют это решение не правовым, а политическим, т.е., переводя с политического языка на общедоступный, принятым под давлением».
Госдума в пятницу на заседании приняла заявление о ситуации на Украине. За этот документ в целом проголосовали 415 депутатов, против - не было никого, восемь воздержались. В документе, названном «О попытках деструктивного вмешательства извне в развитие ситуации в Украине», депутаты выражают серьезную озабоченность в связи с развитием общественно-политической ситуации в этой стране. «Опора оппозиции на методы «уличной демократии», затянувшийся кризис, связанный с выборами президента Украины, создают предпосылки для перехода политического противостояния в еще более острую фазу», - говорится в документе.
Как сообщает «Труд», в заявлении говорится о том, что депутаты Госдумы «с возрастающей тревогой наблюдают за деятельностью ряда представителей Евросоюза, в том числе Европарламента и органов по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности, бюро по демократическим институтам и правам человека, не способствующей стабилизации обстановки в Украине». Их однобокий, считают депутаты, подход, выражающийся в том числе в отсутствие принципиальной оценки беспрецедентного давления на власть сторонников кандидата от оппозиции, фактически подталкивает к опасным действиям радикально настроенную часть населения Украины. Это грозит, говорится в заявлении, массовыми беспорядками, хаосом, расколом страны».
Однако Запад не считается с мнением России по тем или иным вопросам – будь то политическая или духовная жизнь. Более того, Европарламент делает все для того, чтобы унизить Россию, показать ее незначительность перед лицом «мирового сообщества» и «всемирной демократии». «Недавно 93 депутата Европарламента подписали воззвание к мировым лидерам с призывом бойкотировать приглашение президента России на праздничные мероприятия 9 Мая. Немцы, мол, уже не те, а зверства были по обе стороны того фронта; давайте забудем всех тех, кто надевает 9 Мая ордена и медали – ведь столько лет прошло», - пишет «Литературная газета в статье «Нашу Победу – нам защищать!».
«Какое право имеют эти люди предлагать забыть незабываемое?! Ведь это мы, наша страна спасла их дважды за прошлый век! Память – великая вещь. В том числе об отеческих гробах. ... Нынешнее желание Запада впасть в историческую амнезию, попытка забыть дни нашего триумфа не новы. Собственно, они и породили холодную войну. Желание ограничить вклад России, ослабить значимость русской мощи, жертв нашей страны ощутимо для любого серьёзного современного историка. А ведь именно Советский Союз один в течение трёх лет сдерживал натиск гитлеровской Германии и внёс решающий вклад в разгром агрессора… Под скромными гипсовыми обелисками на обширных просторах от Эльбы до Волги упокоились вечным сном те, чья жизнь оборвалась во цвете лет. И пока мы помним себя, мы просто не имеем права в наших серых буднях, в горести неудач и радости свершений забыть тех, кто дал нам свободу жить, творить и исправлять свои ошибки. Иначе в нашей жизни нет смысла», - уверен автор «Литературной газеты» Анатолий Уткин.
Удивительную историческую пунктуальность и чуткость у журналистов вызывал другой факт – намерение депутатов Госдумы объявить 4 ноября днем национального примирения в память о победе над польско-литовским нашествием и преодолением смутного времени. Уже более трех недель в прессе дотошно высчитываются дни – когда же точно было освобождена Москва – 4 ноября, 5 или 6. На этой неделе во всеобщей журналистской игре «Кто точнее посчитает» принял участие и журналист «Российской газеты» Александр Батыгин, выступив со статьей «Поправки к истории». Он приводит цитаты из исторических сочинений, хотя на все его возражения уже прозвучали ответы историков и деятелей Церкви о том, что в данном случае важна не точная дата окончательного освобождения Москвы, а то, как это закрепилось в исторической памяти народа. А праздник этот был поистине народным, а не назначенным «сверху», торжество закрепилось историческим именно за 4 ноября – днем Казанской иконы Божией Матери, чудесное заступление Которой помогло защитникам Отечества.
Журналистам, воспитанным на известной фразе «религия – опиум для народа», последний факт кажется незначительным. Гораздо важнее высчитать правильно день и выступить затем со своим бесценным мнением на страницах газеты. Между тем, журнал «Фома» публикует интересную заметку Сергея Верейкина и Владимира Легойды по поводу известным слов классиков марксизма про «опиум для народа», трактуемых привычно как «отраву». «При более тщательном анализе трудов основоположника марксизма мы увидим, что классик имел в виду нечто другое… Надо помнить, что в те времена восприятие слова «опиум» весьма отличалось от нынешнего. Тогда имелось в виду, прежде всего, лекарство, обезболивающее средство, приносящее пациенту пусть временное, но облегчение. Так и религия, по мысли Маркса, призвана преодолеть гнет природы и общества, под которым находится человек, преодолеть его беспомощность в сложившихся условиях. Или хотя бы создать видимость этого преодоления, ведь наркотик не лечит болезнь, а только снимает боль:.. Безусловно, основоположники марксизма были атеистами. Однако их атеизм весьма специфичен. При внимательном анализе несложно заметить, что атеизм классиков резко контрастирует с антирелигиозностью многих их предшественников и современников ... атеизм Маркса представлял собой вполне определенную форму псевдорелигиозного сознания: на место одной «идеологии» Маркс предлагал другую, основания которой к науке имеют достаточно отдаленное отношение. При этом, в отличие от христианских богословов, которые на самом деле никогда не восставали против науки и не стремились подменить науку религией, а лишь указывали на сущностное различие научного и религиозного знания, Маркс доказывал, что потребность в религии отпадет, как только отношения в обществе будут построены на прочном фундаменте научного коммунизма. Однако история показала, кто был прав...».
На территории России опять активизировались кришнаиты. На этот раз в Саратове. Как сообщает сайт Саратовской епархии, «кришнаиты обратились в прокуратуру с жалобой на Александро-Невское Патриотическое общество». «4 сентября активисты Патриотического общества во имя благоверного великого князя Александра Невского провели пикетирование «благотворительной акции «Духовное возрождение планеты», организованной местным отделением секты. Пикетчики сочли своим долгом предупредить сограждан об опасности сектантского учения, во время акции раздавались информационные материалы о деятельности кришнаитов. По прошествии более двух месяцев, саратовские представители организации «Международное Общество Сознания Кришны» обратились с заявлением в прокуратуру. Они обвиняют представителей Патриотического общества в том, что во время проведения пикета в адрес кришнаитов якобы были допущены оскорбительные высказывания и действия («хулиганство»). Далее авторы искового заявления делают «логические» выводы о том, что следующими действиями членов Патриотического общества будут убийства, погромы и массовый терроризм... Однако даже для самого поверхностного наблюдателя несостоятельность «обид» кришнаитов очевидна. Во-первых, все члены Патриотического общества исповедуют Православие и по религиозным соображениям никогда не допускают оскорблений в адрес кого-либо. Их протест, выраженный в организации пикета, направлен против учения секты, зарекомендовавшего себя как социально опасное, а не против конкретных людей. Пикет проходил при поддержке и под контролем Отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии. Во-вторых, во время проведения акции, как и на любом массовом мероприятии, присутствовали представители правоохранительных органов. Никаких претензий с их стороны к участникам пикета не было».
Кроме того, «члены ОСК также изложили свои претензии в письме президенту Путину. Кроме того, они направили послание во Всемирную торговую организацию, где просят не принимать Россию в состав объединения, пока в стране существуют такие «экстремистские организации», как общество св. Александра Невского», - добавляет сайт «Религия и СМИ». Видимо, кришнаиты решили апеллировать к международным организациям, понаблюдав за ситуацией на Украине – может, и в России американцы, наконец-то, начнут «наводить порядок»? Вот тогда-то будет кришнаитам полная свобода и раздолье. Хотя и сейчас акции, подобные той, что провели саратовские активисты, к сожалению, единичны.
«Дьякон Андрей Кураев на проходящем в настоящее время праздновании десятилетия Рунета предложил объявить покровителем православного сектора глобальной сети Иоанна Богослова», - информирует читателей сайт «Гражданского клуба». «Андрей Кураев указал, в частности, на традицию изображения апостола Иоанна с пальцем, приложенным к губам. Это, по мнению Кураева, - важное указание на то, что важно соблюдать молчание для того, чтобы услышать Слово. Как считает Андрей Кураев, именно невнимание к собеседнику – один из важных пороков, от которого необходимо избавиться хотя бы в православном секторе интернета. Вопрос о небесном покровителе интернета впервые был поднят католической церковью, которая избрала в качестве такового святого Исидора».
По мнению авторов заметки «важнее другое»: «Специальный выбор покровителей для тех или иных явлений жизни свойственен именно католической церкви. Она всегда уделяла этому процессу особое внимание, а потому это стало неотъемлемой частью католического мировосприятия. С этой точки зрения выбор покровителя интернета был для католической церкви действительно важной задачей. У православной церкви, в общем, не было столь трепетного отношения к небесным патронам. А потому стремление найти покровителя для православного интернета выглядит, прежде всего, как вполне реформистская акция».
На сайте «НГ-Религии» Александр Давыдов в статье «Народ, преданный забвению», рассказывает о том, как «Православие помогло тверским карелам сохранить свою идентичность». «Толерантность православной культуры хорошо иллюстрируется примером из позднейшей истории: знаменитый финский фольклорист Элиас Леннрот (1802-1884), создатель «Калевалы», записал большую часть песен древнего эпоса у беломорских карел-старообрядцев. В то же время у карел, живших на западе и принявших сначала католицизм, а затем лютеранство, древняя эпическая поэзия уже не бытовала».
Во время всех завоеваний шведами, карелы предпочитали оставаться с русскими, то есть, покидать свои насиженные места и перебираться в глубь России: «Казалось бы, все располагало к тому, чтобы остаться в Швеции. Новые власти устанавливали особый режим для присоединенных территорий: крестьян освободили от обязательной мобилизации, не стали вводить постоянный налог на землю и даже заменили русские названия погостов Корельского уезда на карельские. Однако все экономические выгоды перевесил один аргумент веры: шведское господство сулило карелам неизбежное обращение в «люторскую веру» (лютеранство)». «В условиях различных испытаний, выпавших на долю тверских карел, православие оставалось главной и неотъемлемой частью их духовной культуры. Сегодня возрождению православия среди тверских карел мешает тяжелая экономическая ситуация в этом регионе, способствующая оттоку карел из мест компактного проживания в города, где они обречены на исчезновение. Тем не менее, нынешняя карельская интеллигенция связывает возрождение своего народа именно с Православием».
Как сообщает «Седмица.Ru», «латвийское государство должно Латвийской Православной Церкви 700 000 латов (около 1,5 млн. долларов) за концертный зал «Ave Sol», в котором ранее располагался православный собор свв. Петра и Павла». Подробнее об этом – в статье на сайте Информационно-развлекательного портала Даугавпилса. «Очень нервную реакцию властей вызвало возвращение православной церкви ее имущества - Петропавловского храма, который был превращен в концертный зал «Аве сол». Сенат отозвал решение Окружного суда о возврате храма, начались споры. Противники возврата здания церкви апеллируют к договору 1939 года. Якобы в этом документе церковь отказалась от своей собственности в обмен на денежную компенсацию. В распоряжении «Часа» оказался тот самый договор. И из него следует, что латвийское государство должно Православной Церкви 700000 латов. И этот долг оно, похоже, не собирается возвращать».
Однако, «суть договора, подписанного в 1939 году, проста: Церковь отказывается от части своей недвижимости в пользу государства, а государство в свою очередь обещает за это солидную денежную компенсацию. Речь идет ни много ни мало - о миллионе латов. Причем не нынешних, лососево-муравьиных, а тех самых, довоенных... «Час» внимательно изучил договор. В нем ни одним словом здание Петропавловского храма, что по ул. Цитаделес, 7, не упоминается. А ведь именно на основании этого документа Сенат Верховного суда отозвал решение Рижского окружного суда о возврате Петропавловского храма Латвийской Православной Церкви. Таким образом, «дело Ave Sol» выходит на новый виток разбирательств. А еще договор раскрывает немало других пикантных подробностей: с момента его подписания прошло уже 65 лет, но Латвия, оказывается, по сей день не выполнила взятые на себя в этом документе обязательства».
По мнению протоиерея Латвийской Православной Церкви о. Александра Наглы, у властей в диалоге с Церковью подчас и морально-нравственные критерии отсутствуют: «Прискорбно видеть, как отдельные наделенные властью чиновники пытаются представить Православную Церковь отказывающейся от Дома Божиего в обмен на деньги! Для верующего человека невыносима одна только мысль, что такое возможно. Между тем проводится целенаправленная кампания по внедрению этой идеи в сознание людей, а в качестве рычага используются средства массовой информации. В этих же целях и договор 1939 года как бы «случайно» отыскался. Что ж, теперь для полноты картины им осталось только доказать, что возмутительный факт «продажи» храма Церковью действительно имел место! Уважая государство, понимая его проблемы, Церковь никогда не выносила вопрос о долге в 700 тысяч латов на всеобщее обсуждение. Но раз уж с нами начали разговор в подобном тоне, раз уж извлекли договор 1939 года из-под сукна и используют в казуистических целях, самое время вспомнить старую добрую мудрость про то, что долг платежом красен».
Франция, давно уже следующая по атеистическому пути, сделала очередной шаг в утверждении атеистическо-гедонистической концепции бытия: «Французские законодатели разрешают пассивную эвтаназию», - пишет автор «Времени новостей» Анна Шпак в статье «Досрочное освобождение от мучений». «Новый документ, в частности, предусматривает прекращение лечения в случае, когда оно «становится бесполезным, непропорциональным, либо не имеющим другого эффекта, кроме искусственного продления жизни». Принять решение о прекращении лечения может как сам пациент, так и врачебный консилиум по согласованию с его родственниками... Правда, речь пока идет лишь о так называемой пассивной эвтаназии, предусматривающей не смертельную инъекцию по просьбе безнадежно больного пациента, а всего лишь прекращение медиками поддерживающей терапии».
Газета «Крестьянин» публикует интервью с Николаем Гнатюком «Уйду в монастырь». Материал републикован сайтом «Религия и СМИ».
4 декабря Православная Церковь отмечала праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. На сайте агентства РИА «Новости» кратко изложена история праздника: «Согласно церковному преданию, святые родители Девы Марии - Иоаким и Анна - молясь о рождении ребенка, дали обет посвятить его служению Богу. Поэтому, когда Марии исполнилось три года, родители торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. На церковном пороге Пресвятую Деву встретил первосвященник Захария. И на его глазах произошло чудо - трехлетняя Мария без посторонней помощи поднялась по высоким, недоступным для ребенка ступеням лестницы, ведущей в храм. Первосвященник, по особому внушению Божию, ввел Отроковицу в самое священное место храма, куда сам заходил лишь один раз в году с очистительной жертвенной кровью. Вручив Дитя воле Господа, праведные Иоаким и Анна возвратились домой, а Пресвятая Мария осталась в находившемся при храме помещении для девственниц…Согласно учению Православной Церкви, смысл этого праздника - предвозвестие благоволения Бога к человеческому роду, проповедь спасения и обетование пришествия Христа».
На сайте «Православной газеты» опубликована проповедь «О подражании Божией Матери» профессора МДА, доктора Церковной истории К.Е. Скурата, в которой подробно рассказывается о том значении, которое имеет праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы для православных христиан.
На сайте «Седмицы.Ru» можно прочитать материал «Церковь празднует Введение Богородицы во Храм». В статье подробно рассказывается о том, как, где и когда был установлен этот праздник, а также приводится проповедь митрополита Сурожского Антония, сказанная им 4 декабря 1981 г. Среди прочего, он говорит: «в этом празднике … разве нет призыва к каждой матери и к каждому отцу, чтобы с ранних лет – с мгновения, когда ребенок может что-то уже если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать чуткостью, принять благодать – сказать и нашим детям: вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь – ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное пред стояние пред Богом, – то Святое Святых – с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах, и стать детьми нашего Небесного Отца».