Патриарх Сербский Павел |
Во-первых, трагедия Косово и Метохии, которая незаживающей кровоточащей раной остаётся для современной Сербии. По-прежнему убивают и изгоняют православных, разрушают храмы, оскверняют иконы… Свыше 470 храмов и монастырей разграблены, сожжены или взорваны албанцами. Об этом повествует презентованная на форуме книга Натальи Батраевой “Косово – сербская Голгофа”, а также фильмы, привезённые сербской делегацией.
Во-вторых, это тяжёлое положение Охридской Архиепископии Сербской Православной Церкви, переживающей гонения от властей и раскольников в Македонии. Архиепископ Иоанн уже четвёртый месяц безвинно томится в тюрьме, изгнанные из храмов и монастырей клирики вынуждены служить в катакомбных условиях, простые верующие подвергаются притеснениям.
В-третьих – печально низкий уровень культурных связей между Россией и Сербией. При традиционно братских отношениях наших народов, современные сербы практически не знают о русской культуре ХХ века – ни писателей, ни композиторов, ни художников, хотя интерес к ней в народе высок, но путей проникновения практически нет.
Всё, перечисленное выше – темы проблемные. Как же они угодили в рубрику “добрые вести”? Конечно, можно сказать, что в указанных темах есть и светлые стороны – например, то, что при поддержке России часть сербских беженцев недавно вернулась в свои дома в косовский г. Исток и некоторые сёла. Медленно, крайне мало – но всё же восстанавливаются разрушенные храмы. И в Македонии за последние полгода по милости Божией гонения стали чуть менее жёсткими. Наконец, есть одна сфера, где культурные сербско-русские связи переживают подъём – сфера церковной культуры….
Но всё же главная добрая новость, на мой взгляд – то, что православные верующие в России остаются неравнодушными к беде ближних, и в меру своих сил стараются помочь страждущим братьям и сёстрам во Христе в Косово и Македонии. Существование деятельной любви и нелицемерного сострадания, которые продемонстрировали организаторы форума из калужского православного молодёжного движения – это добрая новость, и подлинный залог духовного и нравственного возрождения России.
Марфо-Мариинская обитель. Покровский собор |
Марфо-Мариинская обитель милосердия была основана в феврале 1909 году Великой княгиней Елизаветой Феодоровной Романовой. Духовным центром обители являлся собор Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1913 году. В 1926 году собор был закрыт большевиками и переделан в клуб. С 1944 года здесь расположилась мастерская научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря. Коллективу художников удалось восстановить роспись храма. Возрождение же Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 году[1].
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата осуществил осенью 2006 года на территории города Грозного специальную гуманитарную программу – были открыты и укомплектованы оборудованием три благотворительные швейные мастерские. Более семисот семей беженцев смогут бесплатно изготавливать здесь одежду[2].
Это не разовая акция – а один из этапов постоянной программы Русской Православной Церкви, цель которой – помочь людям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций в различных регионах страны. На Северном Кавказе с 1995 года Церковь осуществила целый ряд действий по оказанию помощи беженцам, а также пострадавшим от наводнений 2002 года на Юге России и жертвам теракта в Беслане.
Специальный благотворительный поезд совершил путешествие по отдаленным районам области. В его составе были вагон-храм и семь вагонов центра “Здоровье” местной клинической больницы. Более 10 тыс. человек получили материальную, духовную, врачебную помощь, которую оказывали медики, священнослужители и социальные работники.
Полторы тысячи человек крестились. “Духовная помощь, которую мы оказывали в ходе поездки, не менее, а для кого-то и более важна, чем материальная”, – сказал руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии Константин Работа. Ежегодную акцию под названием “За духовное возрождение России” организовали Новосибирская епархия, управление Западно-Сибирской железной дороги, администрация области[3]. Две последние новости приоткрывают масштабы реальной заботы и попечения Православной Церкви о российских гражданах на всей территории страны.
Кафе “Православная трапеза” |
Это уже третье в России подобное заведение, два других действуют в Москве и Архангельске. Можно только приветствовать то, что православный образ жизни, будучи всеобъемлющим, проникает даже в такие сферы жизни, оказывая влияние и на общество. Появление подобных кафе свидетельсвует о том, что православных христиан, сознательно ведущих церковную жизнь, становится всё больше.
1 ноября 2006 года указом министерства Обороны Французской Республики иеромонах Алексий (Дюмон), клирик Корсунской епархии Русской Православной Церкви, был назначен военным священником Иностранного Легиона для солдат, исповедующих Православие. Кандидатуру о. Алексия предложила на эту должность Ассамблея православных епископов Франции. С 7 по 8 ноября прошла встреча и знакомство о. Алексия с Командованием Иностранного. Визиты православного священника в различные полки Легиона намечаются в декабре, а в начале января будет совершена первая божественная литургия в часовне командования[5].
В этой новости радуют сразу три обстоятельства – во-первых, то, что православные военнослужащие Иностранного Легиона получат возможность духовного окормления, во-вторых, что неправославные военнослужащие получат возможность узнать о Православии, а в-третьих, что пример и опыт о. Алексия, возможно, пригодится тогда, когда введение капелланов в российскую армию станет у нас реальностью.
Образовательный центр св. апостола Иоанна Богослова в Брюсселе отметил 15-летие деятельности своего нидерландскоязычного отделения. Все эти годы центр готовит преподавателей по предмету “Православие” для бельгийской государственной общеобразовательной системы, дает возможность получить базовые знания по богословию как для членов клира, так и для мирян-катехизаторов. Руководит центром клирик Константинопольского Патриархата священник Доминик Вербеке. От Московского Патриархата в работе активное участие принимают диакон Хилдо Бос, Виктор Юдин и Юдит Херманс.
В честь знаменательной даты был устроен коллоквиум на тему: “Перподавание Православия на Западе”, в котором, среди гостей из Франции и Нидерландов, принял участие известный греческий богослов Христос Яннарас, отметивший, что “только реальная жизнь в Церкви может сформировать личность, подобно тому, как мать формирует своего ребенка, экспериментируя с его образованием”[6].
В Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с парламентской делегацией Республики Куба во главе с президентом Национальной ассамблеи Кубы Рикордо Аларконом. Через господина Аларкона Святейший Патриарх получил приглашение в будущем году посетить Кубу и возглавить Великое освящение строящегося православного храма. Предстоятель Русской Православной Церкви с благодарностью принял это приглашение. Сейчас на Кубе проживает более трех тысяч русских. Единственный православный храм – во имя святых равноапостольных Константина и Елены – находится в Гаване[7].
Деятельность прихода была возобновлена пять лет назад и можно надеяться, что патриарший визит поможет не только прихожанам, но и в целом повысит статус Православия в этой стране. Стоит напомнить, что это будет уже второй предстоятель Поместной Православной Церкви, приглашённый лидером Кубы Фиделем Кастро, несколько лет назад страну посещал Константинопольский Патриарх Варфоломей, освятивший первый православный храм здесь. Замечательно видеть столь искреннее и уважительное внимание к нуждам православной общины со стороны политичесого руководства, которое открывает большие перспективы и для миссионерских трудов.
Джон Фентон, бывший пастор Сионской Евангелическо-лютеранской Церкви Детройта |
Шаг, предпринятый господином Фентоном, стал результатом более чем трёхлетних богословских изысканий и размышлений. Своим прихожанам он говорит: “я буду вечно благодарен за любовь и великодушие, которым вы одарили меня и мою семью в течение всего времени, когда я был вашим пастором. Из-за этого, я буду всегда иметь место в моем сердце для людей Сиона. Вы – люди, которых я всегда буду любить… Я сердечно приношу извинения любому, кому я навредил или обидел в течение моего 11-летнего служения здесь”.
“Я подаю в отставку, потому что увидел и убедился, что что апостольская вера жила и живёт в Православной Церкви. Поэтому, я искренне полагаю, что Православная Церковь – истинная зримая Церковь Христа на земле. По этой причине, мое семейство и я будем стремиться быть принятыми в общину Православной Церкви”.
Основной причиной своего поступка Джон Фентон назвал знакомство с духовным сокровищем Православной Литургии. Некоторые прихожане из трёх округов, которые он окормлял в Детройте уже изъявили желание последовать за ним в Православие[8].