Такого капризные ценители музыки в Нью-Йорке услышать не ожидали. В город приехал хор московского Сретенского монастыря.
Как оказалось, коллектив прибыл в Нью-Йорк совсем не для концертов, а для участия в церковных службах, посвященных объединению Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата. На этих службах в небольших, переполненных людьми из России православных церквях Нью-Йорка, естественно, далеко не всем ценителям музыки удалось побывать. Но один концерт все же состоялся – в одном из самых престижных залов Америки – Линкольн-центре.
Время для концерта было выбрано самое что ни на есть скверное: после праздничных дней 4 сентября, почти за месяц до открытия сезона. Но, казалось, 42-м молодым людям из хора Сретенского монастыря было все равно: петь ли перед полным залом или из чистого удовольствия для самих себя. Во всяком случае, такое впечатление возникало во время концерта. И все же зал был не просто переполнен: стулья выставили даже на сцену, а спекулянты продавали тридцатидолларовые билеты по 250 за штуку.
Сретенский монастырь находится в самом центре Москвы, ему 600 лет, и возрождаться он начал 15 лет назад. В хоре, как нам рассказали, участвуют и монахи, и студенты Сретенской семинарии, и прихожане монастыря. Но в Америку приехали только студенты и миряне. Монахи предпочли остаться в Москве.
Признаться, впечатления, полученные и мною, и тремя тысячами зрителей, собравшихся в Линкольн-центре, потрясающие. Сначала хор исполнил четыре церковных песнопения, написанных в разные времена: от очень древних до сравнительно современных. Слаженность и мощь чувствовались в их исполнении. Но не только это. Еще и то, что, возможно, могут вполне понять только верующие люди. Для нас же, грешных, это «что-то», наверное, останется загадкой.
Несколько неожиданным было то, что после церковных песнопений зал взрывался аплодисментами. Насколько известно, при исполнении такого репертуара обычно не аплодируют. Но дирижер и хор явно с удовольствием раскланивались.
Затем пошли народные и светские произведения. Ничего подобного нью-йоркская публика до сих пор не слышала. Симфония мощи, лиризма, молитвы и гармонии и даже ироничного озорства – вот что такое этот Сретенский хор. Блестяще выступили солисты. Невозможно не выделить среди них Дмитрия Белосельского, его бас не уступает лучшим голосам, звучавшим под сводами этого зала. Высокий и сдержанный артистизм молодого солиста вызвал восхищение. Зал аплодировал ему стоя.
Неожиданностью, а для некоторых и просто потрясением было включение в программу помимо народных песен, привычных для подобных коллективов, таких произведений, как «Враги сожгли родную хату» и уж совсем советской из советских «Песни о тревожной молодости». Но если в начале исполнения этих произведений, знакомых многим из сидящих в зале до оскомины, кто-то недовольно морщился, то уже через минуту они сидели потрясенные, настолько необычно и по-новому звучало то, что они слышали. Произошло настоящее открытие: то, что казалось штампами советских времен, прочитывалось хором как глубокое и мощное музыкальное произведение, напрочь лишенное идеологии, полное человечности, глубины и стремления даже в жестких тоталитарных рамках выразить вечные ценности любви, дружбы, высокого мужества, веры в будущее и оптимизма. Несомненно, смелое включение подобных произведений в репертуар монастырского хора оказалось совершенно оправданным и поразительно новым и интересным.
Послушный руке дирижёра Никона Жилы, хор творит чудеса |
Дирижер хора сын московского священника Никон Жила производит самое серьезное и приятное впечатление. Послушный его руке хор в одно мгновение становится единым целым, и этот инструмент поистине творит чудеса.
После концерта мы спросили у Никона, где он нашел этих очень молодых, очень талантливых и поражающих удивительной внутренней свободой певцов. Никон ответил вдруг очень неожиданно и просто: «Это просто такие христиане в Москве, – и добавил: – Православные».