Православие.Ru
ПРЕССА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
тематические подборки

новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

ОБЗОР СМИ: 24-31 МАРТА

Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 24-31 марта. - Феодоровская икона Божией Матери. - Отлучение от Церкви. - Обращения и письма. - Война как шоу. - Статистические данные. - Имущественные вопросы. - Люди наизнанку. - Крестопоклонная неделя.



27 марта православные христиане отмечают праздник Феодоровской иконы Божией Матери. "Феодоровская икона сыграла важную роль при венчании на царство первого царя из династии Романовых. Марфа, мать Михаила Феодоровича, никак не соглашалась отпускать юношу на царство. Только при виде святой Феодоровской иконы она изменила своё решение. "Тебе, Владычице, вручаю сына моего! - сказала она. - Да будет Твоя святая воля над ним". Избранный царь немедленно был возведён на престол. Так Феодоровская икона стала святыней дома Романовых (она была и святыней Рюриковичей; за три с половиной века до венчания на престол Михаила под сенью Феодоровской иконы скончался скромный схимник Алексий, в миру - Александр Невский - великий князь и святой)", - рассказывает "Православная газета". В наши дни икона находится в соборе Богоявленско-Анастасиинского монастыря, в деревянном киоте у правого клироса.

Темой номер один в России и в мире, по-прежнему, остается война в Ираке. Новостям, касающимся войны, посвящены все "горячие новости". И похоже, подобная ситуация будет сохраняться еще долгое время. Антииракская коалиция уже не рассчитывает на молниеносную войну. "Буш признал: воевать придется долго", - сообщает сайт "Вести.Ru". По мнению экспертов, для того, чтобы ускорить войну и применить ядерное оружие, американцы могут инсценировать применение иракцами химического оружия. "Вероятность такого сценария, с учетом сложностей, с которыми сталкиваются американские и британские войска в Ираке, велика".

Естественно, что основную ответственность за развитие событий в Ираке, сегодня возлагают на американского президента Дж. Буша, который вопреки СБ ООН, общественному мнению и прочим "условностям" вышел "на тропу войны". В новостной колонке сайта "Седмица.Ru" появилось сообщения о том, что за несоответствие поступков и деятельности Буша книге Дисциплин, являющейся уставом методистов, воронежские методисты отлучили американского президента от церкви. Они утверждают, что для методиста "любая война несовместима с учением и жизнью Христа, а потому все разногласия между государствами и внутри них должны решаться без кровопролитий и войн", а поэтому они больше не считают Буша своим единоверцем.

Вчера настоятель базилики Рождества Христова в Вифлееме отец Панаритос объявил Дж. Буша, Т. Блэра и их министров обороны "военными преступниками и детоубийцами" и навеки запретил им вход в церковь Рождества Христова. Об этом сообщает агентство "ABNews".

Отлучения от Церкви Буша, Блэра и Аснара потребовали и две "крупнейшие в мире ассоциации богословов - Экуменическая ассоциация теологов в защиту Третьего мира и Ассоциация теологов Иоанна ХХIII - осудили войну в Ираке и потребовали отлучить от Церкви Джорджа Буша, Тони Блэра и Хосе Мариа Аснара", - передает "Newsru.com". В заявлении богословов говорится, что Буш, Блэр и Аснар, "хотя они провозглашают себя верующими в Христа", своими действиями в Ираке "поставили себя вне религиозных общин, к которым они принадлежат". Далее отмечается: "ими, как и крестоносцами в прошлом, движет не стремление установить в Ираке демократию и свободу, а самые низменные материальные интересы: намерение присвоить принадлежащие иракскому народу богатства".

Со стороны России также предпринимаются попытки остановить войну в Ираке. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил генеральному секретарю ООН Кофи Аннану открытое письмо в связи с военными действиями против Ирака, сообщает сайт "Регионы России". Полный текст письма размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриарх Алексий призывает ООН дать оценку действиям США и Англии в Ираке, а также сделать все для незамедлительного прекращения войны.

На сайте московского представительства Американской Православной Церкви 26 марта было размещено архипастырское послание Блаженнейшего Митрополита Германа и Священного Синода епископов в связи с начавшимся конфликтом в Ираке. "Помолимся за руководителей нашего народа и руководителей других наций, чтобы они подвиглись к окончанию конфликта скорейшим образом, сосредотачивая свое внимание на установлении справедливого и продолжительного мира. Помолимся за бесчисленных невинных людей, как христиан, так и мусульман, чья жизнь разрывается от невыразимого страдания, голода, болезней и смерти. Особенно же помолимся за христиан Ирака, которых так часто не замечает мировое сообщество или считает их незначительным меньшинством, чья жизнь, однако, драгоценна в очах Божиих. Сегодняшний мир является темным и греховным местом и, несмотря на наши молитвы, темные и греховные вещи происходят. Тем не менее, мы обретаем утешение, надежду и крепость в словах нашего Господа: "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин.16:33)", - говорится в послании.

Глава Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский и всея Греции Христодул осудил страны, напавшие на Ирак, за лицемерие и попрание норм международного права, сообщает сайт "Регионы России". Он указал, что "воюющие против Саддама Хусейна - это те, кто вооружал его. В этом и заключается лицемерие". Архиепископ Афинский подчеркнул, что страны, напавшие на Ирак, "попирают и презирают законы и международное право".

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет отправил письмо чрезвычайному и полномочному послу Республики Ирак в Республике Беларусь господину Сальману Зейдану. Текст письма можно прочитать на официальном сайте Белорусской Православной Церкви. Митрополит Филарет выражает соболезнования иракскому послу в связи с началом войны и отмечает: "Последствия первых часов военной операции стран антииракской коалиции подтвердили очевидность того, что эта беззаконная акция наносит тяжкий ущерб мирным жителям страны и не может быть оправдана никакими доводами политиков. Сегодня мир претерпевает очередное разделение - на сторонников войны в Ираке и на ее противников. Миллионы людей на всех континентах выражают неприятие вандализма, который проявлен странами, претендующими на мировое лидерство в области цивилизованности и законопорядка... Молитва Церкви о ниспослании мира на землю библейской истории не ослабевает, ибо выражает желания и надежды огромного числа верующих по всему пространству Земли", - говорится в письме.

Однако многочисленные заявления религиозных лидеров по поводу войны в Ираке, в том числе и объявление джихада Саддамом Хусейном не говорит о том, что война в Ираке является "борьбой религий". Такое мнение высказал "видный немецкий эксперт, профессор Ганноверского университета Петер Антес", - сообщает "Мир религий". "Эта война ведется из экономических интересов, и в настоящий момент религия не играет здесь абсолютно никакой роли", - сказал немецкий ученый. "Если Саддам Хусейн сейчас в своих речах говорит о джихаде (священной войне), продолжал эксперт, то он вовсе не стремится призвать к сопротивлению все мусульманское сообщество, а обращается к национальным чувствам своего народа. Что касается допущенного президентом США Джорджем Бушем сравнения "крестовый поход", то оно является неудачным, считает Петер Антес".

О причинах войны эксперты будут рассуждать еще долго, и тем не менее, война остается войной. "Красный Крест говорит об огромном числе жертв войны", - передает агентство "РИА-Новости". "От ракетно-бомбовых ударов по Багдаду пострадали 700 мирных жителей. Об этом заявил в пятницу РИА "Новости" по телефону представитель Международного Красного Креста в иракской столице Роланд Хугуенин... Говоря о ситуации в других иракских городах, он заявил, что в Басре "огромное число жертв". Точные цифры, уточнил Хугуенин, Красный Крест будет точно знать после того, как его представители смогут попасть в этот осажденный город".

Однако современных правозащитников волнует не столько количество жертв среди населения, сколько нарушение прав на получение информации. "Правозащитные организации считают, что телевизионные станции в Ираке не должны служить объектами для бомбардировок", - говорится на том же сайте. Как сообщил РИА "Новости" в среду представитель "Международной амнистии" наносить удары по объектам, имеющим отношение к СМИ, нельзя, "так как это является нарушение прав человека на свободное получение информации".

На сайте "Независимой газеты" появилась статья протоиерея Всеволода Чаплина "Конец политической романтики". Автор считает, что "война в Ираке утвердила верховенство закона джунглей". Он констатирует: "Право сильного, соединенное с самым грубым упором на самодостаточность, вновь возобладало, заявив о себе, как о единственном реально действующем законе международной жизни". Далее отец Всеволод рассуждает о разделении в мировом сообществе: "Европе "старой", привыкшей мыслить в идеалистических категориях и одновременно считать себя действительным центром мира, нынче остается лишь выслушивать издевательские реплики из Вашингтона и мириться со вдохновенным подпеванием ему со стороны собственной "восточной окраины", так щедро облагодетельствованной французами и немцами. Ведь по большому счету вернуть нарушителя в правовое поле можно только полицейскими методами... Впервые миру четко дают понять, что реальная политика делалась, делается и будет делаться политическими и экономическими элитами США... Вы можете плакать или смеяться, умирать или убивать, идти на антивоенные митинги или по-тихому целовать на московской кухне американский флаг. За вас все уже решили. И не надо больше причитать про рай, дорогу в который мостили благими намерениями".

"Война в Ираке: православный взгляд" - так озаглавлен аналитический материал протоиерея Виталия Косовского, опубликованный на официальном сайте Украинской Православной Церкви. Автор рассуждает о том, что такое война, в чем корни этого явления: "Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения. Причина их, как и зла в человеке вообще, -греховное злоупотребление богоданной свободой... Первое убийство совершил Каин, убив ни в чем неповинного брата Авеля. За это был проклят и изгнан от лица Божия. Но Бог, Который есть Любовь, запрещает кому-либо убивать даже Каина... Господь тем самым подчеркнул, что месть, плата злом за зло является противлением воле Божией. Позднее Господь дал Моисею заповеди, в число которых вошла и заповедь "Не убий". Говоря о войне в Ираке, автор отмечает, что эта война вызвана стремлением одного государства "самоутвердиться и добиться всемирного господства". "Желание "справедливости" может обернуться проклятием Божьим. Их война - это война против Бога, против Божиих заповедей. Каждый человек есть образ Божий, пусть искаженный, пусть искалеченный, но он есть образ. Христос умер за этого человека, принес Себя в жертву для его спасения... Православная церковь благословляет защиту своего отечества, "ибо нет большей любви, чем кто душу свою положит за други своя" и никогда не оправдывает насилие".

На сайте "Седмица.Ru" опубликован материал кандидата исторических наук, кандидата богословия А. Журавского "Война в Ираке: виртуальная правда и реальное зло". Автор поднимает острую проблему - роль СМИ и событие. Он отмечает, что сегодня "ни один из последних масштабных военных проектов Белого дома не обошелся без постановочных сцен Голливуда и CNN. Ни один успешный голливудский блокбастер не обошелся без демонического образа врага Америки или международного террориста". "Современного человека приучают к тому, что в новом информационном обществе есть две аксиомы: 1) событие, не освещенное в СМИ, не состоялось; 2) мир виртуален (идеология "виртуальной реальности" как нового формата жизни современного человека). Эти аксиомы создают своеобразную антиэтику, поскольку главным становится не событие, а его виртуальный образ, созданный СМИ. Мир распадается на хаос виртуальных масок, образов, слоганов, интерпретаций. Человек привыкает к тому, что виртуальный мир внеэтичен, поскольку в нем все ценности виртуализированны, а, следовательно, наделены свойством относительности. Этика же тяготеет к абсолютизации ценностей. Очевидно, что в религиозном сознании Бог, Вера, Истина - это абсолютные ценности. В мире виртуальной информации все эти абсолютные для верующего разума ценности приобретают характер условности". Так происходит формирование так называемого фрагментарного сознания, когда вместо целостного мышления человек научается мыслить "картинками", как бы фрагментами мозаики, из которых можно сложить любой "нужный в настоящий момент образ".

Тем не менее, отмечает А. Журавский "религиозность сегодня переживает время новой активности". "Православная цивилизация выступает за мирное урегулирование иракского конфликта не потому, что, как считает С.Хантингтон, она ближе к исламскому Востоку, чем к католико-протестантскому Западу, а потому, что война - это вызов религиозным ценностям, насилие над личностью, несправедливость, нарушение заповедей Божиих... В дни Великого поста мир, по признанию большинства экспертов, поставлен на грань такого конфликта, который может привести к Третьей мировой войне. Постиндустриальный мир в результате военных конфликтов и последующих экологических катастроф может оказаться "пост-индустриальным" в прямом и непосредственном смысле этого слова. "Голливудская реальность" а-ля "Безумный Макс" может оказаться нашей с вами реальностью. Первые шаги для этого уже сделаны и ситуация только усугубляется. Высокопоставленные британские политики уже делают заявления о возможности применения в Ираке запрещенных кассетных бомб. Кто знает, может быть американо-британский альянс дойдет и до обоснования необходимости применения в Ираке оружия массового поражения?". Однако автор отмечает и позитивные момент - неравнодушие людей: "Впервые за всю постблоковую историю Европа и мир стали свидетелями многомиллионных антивоенных демонстраций и митингов. Мир проснулся от осознания собственной уязвимости и угрозы существующим ценностям (пусть даже эти ценности относительны: мир, демократия, сложившаяся система международной безопасности). Мир вспомнил не только о религиозном экстремизме, но и о религиозном миротворчестве. Мир заговорил о необходимости обрести этические основания для современной политики. И значит, для этого мира еще остаются надежды".

Поиск этических оснований для современной политики, так или иначе, приводит к вопросу об этических принципах построения государства. А также вопрос о том, как существовать Церкви в современном государстве. Архиепископ Григорий (Афонский) поднимает вопрос об историческом развитии отношений между двумя общесственно-государственными субъектами. Статья "Церковь и государство" размещена на официальном сайте Украинской Православной Церкви. Автор указывает, что вопрос об отношении Церкви к государству - "исключительно христианский". "Церковь, реализуясь в мире, привносит в него свои нормы, по которым учреждает и регулирует христианскую жизнь, отличную от всякой другой по самому своему устройству". "Церковь существует в мире, но она не от мира, поэтому Церковь не государство в государстве. Ее сфера деятельности - чисто церковная проповедь и забота о чистоте веры и нравственности; таинства и богослужение; управление органами церковной власти: епископов, соборов, церковных учреждений; дисциплинарные установления для духовенства и мирян согласно нормам канонического права; церковный суд по нарушениям церковного порядка; забота о церковном имуществе. Так, вся догматическая, каноническая, административная и духовная области церковной жизни должны до скончания века находиться в руках самой Церкви. Все остальные - политическая, экономическая, административная стороны жизни в каждой стране принадлежат государству... Апостол Павел ясно говорит, что нет власти не от Бога (Рим 12:1-7; см. также: 1 Пет. 2:13-16; 1 Тим. 2:2). Разница между Церковью и государством та, что Церковь была создана Христом непосредственно, как Его Царство не от мира сего, а государство было даровано Богом, как жизненный строй в мировой истории. Церковь одна и единственна, и она принадлежит ее Создателю, государств же в истории много, и они разнообразны по своим политическим, социальным, экономическим чертам. Природа Церкви отлична от природы государства. Для достижения своих целей Церковь прибегает к религиозным и нравственным средствам, а государство может применять и физическое насилие, когда посчитает нужным".

Далее автор исследует вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства, анализируя апостольские послания и привлекая исторические примеры, в которых приводятся как примеры согласного действования "духовной и светской власти", что "было принципом столько же государства, как и самой Церкви", так и обратные примеры. Автор делает вывод что сегодня "симфония церкви и государства" - невозможна: "В современных конституциях большинства государств Церковь, как религиозная община, приравнивается ко всякого рода другим зарегистрированным и легализированным обществам, как самоуправляющий организм корпоративного характера. Для Церкви в любом государстве самоуправление это равносильно ее каноническому праву с полной внутренней свободой жизни и деятельности по Евангелию и своим внутренним законам... Здесь нет прежней "симфонии" с государством, нет мощных пособий от государства для церковной миссии, но нет и вражды и гонения на Церковь. Уже только один благожелательный нейтралитет государства есть большое благо для Церкви... Православная Церковь, опираясь в своей жизни и деятельности на свое внутреннее устройство, на заповеди Иисуса Христа и учение святых Апостолов, Святое Предание и каноны Церкви, может существовать для спасания мира в любом государстве и в любом месте, при любых политических, социальных и экономических системах и на все времена, не изменяя своей божественной природы и божественного происхождения до скончания века, и "врата ада не одолеют" Единую, Святую, Православную Церковь".

25 марта 2003 года в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы. Сайт "Newsru.com" заинтересовали "статистические данные об РПЦ": "На территории России зарегистрировано 16 тысяч 195 приходов Русской Православной Церкви. В них служат 17 тысяч 480 священников и диаконов. ...в настоящее время РПЦ насчитывает 131 епархию, а число архиереев достигает 155 человек. В России действуют 614 монастырей - 295 мужских и 319 женских. В это число не входит 160 монастырских подворий и 38 скитов. Русская Православная Церковь имеет 43 духовных училища, 32 семинарии, 6 подготовительных пастырских курсов, 5 духовных академий, 2 православных университета, 2 епархиальных женских духовных училища и 1 богословский институт. Кроме того, открыты несколько регентских и иконописных школ, а также только в Москве - 135 церковно-приходских воскресных школ. В Москве на сегодняшний день насчитывается 560 православных храмов и часовен и 959 священнослужителей. Однако в 30 столичных храмах богослужение еще не возобновлено, 34 церкви не освобождены прежними арендаторами, а 52 московских храма еще недостроены. Монастырей в столице восемь - четыре мужских и четыре женских".

На сайте "Регионы России", а также на официальных церковных сайтах опубликована вступительная часть доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В докладе, оглашенном на Епархиальном собрании митрополитом Солнечногорским Сергием и архиепископом Истринским Арсением, затронуты актуальные вопросы церковной жизни, в частности, пастырской практики, социального служения, работы с молодежью и религиозного образования.

"Мещанский районный суд не нашел криминала в учебнике "Основы православной культуры" А.В. Бородиной", - сообщает сайт "Государство и религия". "24 марта в Мещанском районом суде завершилось рассмотрение жалобы Общероссийского движения "За права человека" на вторичный отказ Останкинской межрайонной прокуратуры возбудить уголовное дело по факту распространения и внедрения в средние учебные заведения учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры". Суд признал правоту прокуратуры, то есть не нашел в учебнике признаков преступлений, связанных с возбуждением межконфессиональной и межнациональной розни".

Обвинение в разжигании межнациональной и религиозной розни предъявлено лидеру набережночелнинского отделения Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Рафису Кашапову, сообщает "Радонеж". "Как сообщает "Intertat", поводом для возбуждения уголовного дела стали листовки, изъятые во время одного из предыдущих обысков, проводившегося после разгрома строящейся часовни Св. Татьяны. В организации этого разрушения подозревали членов ВТОЦ".

Журнал "Итоги" внезапно поднимает вопрос о праве Церкви на свои святыни - иконы, храмы, монастыри. На позапрошлой неделе эту же проблему рассмартивал кандидат искусствоведения, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях о. Борис Михайлов. Он говорил о том, что в стране очень сильно музейно-искусствоведческое лобби, утверждающее, что Церковь не имеет права получить обратно свои святыни, так как они давно стали народным достоянием. На этой неделе тему продолжила статья Светланы Суховой "Не корысти ради...", в которой автор пытается дать слово и той, и другой стороне.

Светлана Сухова рассказывает о законопроектах Сергея Глазьева и Александра Чуева, представленных в Госдуму, берет краткое интервью у Сергея Глазьева. Отвечая на вопросы, депутат отмечает, что и Церковь, и государство заинтересованы в сохранении "музейных объектов": " Считаю, что необходимо признать за Церковью имущественные права, в том числе и на памятники культуры, имеющие национальное значение. Это не означает бесконтрольное использование их Церковью. В каждом случае будет заключаться договор о совместном использовании. Церковь сама заинтересована в сохранении памятника культуры, так же как в его реставрации и охране средствами государства... Государство также заинтересовано в таком совместном использовании - по крайней мере с точки зрения охраны памятников. Ведь нехорошо, когда религиозные книги и иконы годами хранятся в сырых музейных запасниках. Музеи и церковь будут работать вместе. Одна организация будет владельцем ценностей, а другая - обладать правом и обязанностью обеспечить к ним свободный доступ". Однако, как отмечает автор, "аргументация представителей министерства культуры главным образом сводится к тому, что религиозные организации не в состоянии обеспечивать должную сохранность исторического и культурного наследия. Для них храмы и иконы - предметы утилитарные, необходимые для повседневного отправления культа. И вообще, по мнению представителей Минкультуры, Русской Православной Церкви не нужно такое количество храмов и монастырей, поскольку число "активно верующих" сегодня не так велико, как до 1917 года". "Спор может длиться бесконечно. Но чаша весов, похоже, все больше склоняется в сторону церкви. Дело остается за малым: законодательно урегулировать церковное право собственности", - делает вывод автор. В конце статьи приводится список "спорных территорий".

Статья о жизни сельского священника, ставшего по совместительству и директором колхоза, появилась в "Комсомольской правде". В материале "Сказ о попе и его работниках" расказывается об отце Михаиле Патоле, который "устал смотреть, как разваливается колхоз "Зори коммунизма", и... возглавил его".

Обозрение "Радонеж" публикует статью Варфоломея Верещагина "Люди наизнанку", в которой рассказывается о человеке с именем Александр Игоревич Невский, с непосредственной помощью которого "в Кингисеппе открылись церковь неопятидесятников "Иисус Господь" и проект "InSideOut", или "Христианская церковь против наркотиков". "В информационном центре накоплено немало свидетельств людей, сбежавших из так называемого реабилитационного центра "Новая жизнь". Трое молодых людей с трудом вырвались из поселка Преображенка, где находится одна из баз центра "Новая жизнь". Они рассказывали о совершенно невыносимых требованиях по исполнению сельхозработ, изуверский характер "богослужений", полное отсутствие медицинской помощи и общую систему подавления личности в иерархии секты".

Автор приводит свидетельство и "еще более страшное", помещая рассказ об отношениях в секте: "Ольга говорит, что молитвы в центре были похожи на беснование. Очевидно, для этого у людей отнимали православные кресты. А вот что говорят по этому поводу ученые. Заведующий кафедрой психологии ГИДУВа Новокузнецка В. А. Кубасов утверждает, что с помощью гипноза и психотропных препаратов сектанты вводят своих последователей в состояние глубокого транса, при котором возможно внедрение в подсознание людей любых суггестивных программ. Люди начинают трястись и произносить непонятные слова, что называется у неопятидесятников молениями на иных языках, или глоссолалии. По мнению специалистов, через несколько сеансов таких "богослужений" у адептов возникает близкая к наркотической зависимость от ощущений, которые они получают во время их проведения" и так далее.

Завершилась прошлая неделя началом четвертой, Крестопоклонной седмицы Великого поста. О значении этой недели рассказывается на сайте "Православной газеты". "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною", говорится в Евангелии (Мк. 8, 34)... "Крест этот слагается из печалей, скорбей, болезней, на которые осуждено падшее человечество правосудием Божиим; из огорчений, досад, неудач, которые почти на каждом шагу встречаются в нашей жизни; из оскорблений, унижений, озлоблений, которые терпим в кругу своих ближних; из потерь, несчастий и бед, из всего скорбного и горького, чем отягощается наша жизнь... Каждый несет этот крест со дня рождения до смерти... Но с одним и тем же крестом одни люди, подобно благоразумному разбойнику, восходят на небо, а другие низводятся в ад... Тот же, кто обвиняет в своих несчастиях людей, обстоятельства и судьбу, пытается ловкостью и искусством уйти от своего креста, тот идет не за Христом, а за разбойником, хулящим Господа... Истинный Крест Христов - Крест спасающий и животворящий... Он нужен нам для попрания нашего самолюбия и гордости, для обучения смирению и покорности воле Божией, чтобы, чувствуя собственную немощь, усерднее молили Отца Небесного о помощи".

Слова преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении Честному и Животворящему Кресту приведены в другой публикации: "Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: "все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились" (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что, подобно тому, как четыре конца Креста, соединяясь в центре, - твердо держатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь".


Смотри также:

Пресса:
Посеянный ветер. Обзор 17-24 марта.

На посту. Обзор 10-17 марта.

Праздники и посты. Обзор 3-10 марта.

Ловцы человеков. Обзор 24 февраля - 3 марта.

Между жизнью и смертью. Обзор 17-24 февраля.

Остаться живым. Обзор 10-17 февраля.

Галерея с топором. Обзор 3-10 февраля.

Неделя Рождественских чтений. Обзор 27 января - 3 февраля.

Эволюция правозащитной идеи. Обзор 20-27 января.

Святочное затишье. Обзор 7-19 января.

Вопросы жизни и смерти. Обзор 23-30 декабря.

Время подумать. Обзор 16 - 23 декабря.

Справедливость и покаяние. Обзор 9 - 16 декабря.

Запрет на культуру. Обзор 2 - 9 декабря.

Дорога к Рождеству Христову. Обзор 25 ноября - 2 декабря.

Мыльная опера во время чумы. Обзор прессы 18 - 25 ноября.

Консервативная программа великой ектеньи. Обзор прессы 11 - 18 ноября.

Диалог во время войны. Обзор прессы 4 - 11 ноября.

Религия в информационную эру. Обзор прессы 28 октября - 3 ноября.

Неделя страха и надежды. Обзор прессы 21 - 28 октября.

Религия - плохой товар. Обзор прессы 14 - 21 октября.

Теологические и другие споры. Обзор прессы 7 - 14 октября.

Закваска новоиспеченного хлеба. Обзор прессы 30 сентября - 6 октября.

Коллективная бессознательность. Обзор прессы 23 - 30 сентября.

Страхи и слухи. Обзор прессы 16 - 21 сентября.

Разведка информационным боем. Обзор прессы 9 - 16 сентября.

Хоровое пение в инкубаторе. Обзор прессы 2 - 9 сентября.

Перепись, рирайт, полемика, интерпретация. Обзор прессы 26 августа - 2 сентября.

Cкандалы мертвого сезона. Обзор прессы 19 - 26 августа.

Прививка от национальной идеи. Обзор прессы 12 - 19 августа.

О Земле и Небесах. Обзор прессы 5 - 12 августа.

Свобода совести для иностранцев. Обзор прессы 1 - 7 июля.

Толерантность "для белых". Обзор прессы 24 - 30 июня.

На зависть Чичикову. Обзор прессы 17 - 24 июня.

Приторные вздохи о нестяжателях. Обзор прессы 10 - 17 июня.

В ожидании свистка рака. Обзор прессы 1 - 8 июня.


Образ Церкви в светской печати (май 2000г.)

Клевета как норма. Попрание профессиональной этики стало нормой современной журналистики (январь 2000г.)




editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU