У отца Павла Шведа – священника храма Всех Святых в Белостоке, духовника Братства Православной Молодежи в Польше – огромный опыт работы с молодежью. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал о том, какие темы вызывают живой отклик у молодого поколения, как призывать молодых людей к соблюдению целомудрия, о помощи в проповеди житий святых, а также о негативном влиянии на институт семьи материального благосостояния общества.
– В Польше большое количество молодежи ходит в церковь. Как вам удалось этого добиться?
– Думаю, что на это влияет много факторов. Одна из главных заслуг в этом принадлежит деятельности Братства Православной Молодежи в Польше, существующего уже 36 лет. На протяжении этих лет Братство оказало влияние на жизни тысяч молодых людей. Эти люди часто уже имеют своих детей и даже внуков, которые теперь работают в Братстве, и, что самое важное, принимают активное участие в литургической жизни нашей Церкви. Таким образом, мы подобрались к следующему важному фактору, каким является осознанное религиозное домашнее воспитание детей родителями.
– Каким способом лучше и правильнее организовать работу с молодежью?
– Думаю, что нет волшебного средства по организации такой работы. Это в очень значительной степени зависит от времени, в которое мы живем, зависит от молодежи. Когда-то, когда я сам был в рядах членов Братства, молодежь сама организовывалась, выдавала на-гора идеи и сама же реализовывала свои инициативы. Все горели желанием встречаться друг с другом, разговаривать, проводить вместе время и т.п.
У молодежи нет желания встречаться
Сегодня, к сожалению, это меняется. У молодежи нет желания встречаться. Очень тяжело мобилизовать юношей и девушек на встречи, подтолкнуть к общению вживую, подвести к тому, чтобы они проявили какую-то инициативу. Часто им не хочется. Предпочитают проводить время у компьютера, в телефоне или на Фейсбуке. Особенно такие проблемы наблюдаются в работе с молодежью на приходе, а также в школе – на занятиях по религии.
Поэтому следует, прежде всего, научиться слушать молодежь, какие у нее потребности, проблемы, что молодые люди хотят делать, стараться найти с молодежью общий язык – быть вместе с ними, показать, что они важны для нас. Тогда мы обретем их доверие. Они будут видеть в нас друга, и через это мы завоюем их уважение.
– Как заинтересовать молодежь, как завоевать ее доверие, не переходя границы фамильярности?
– Молодежь очень любит интересные факты. Следует показать, что Православие интересно. Необходимо не бояться сложных тем и разговоров с молодежью. Кроме обязанностей на приходе, попечительства над Братством Православной Молодежи, я работаю также в двух государственных школах – в гимназии и общеобразовательном лицее. Являюсь учителем и преподаю православный Закон Божий. В Польше Закон Божий преподается в школах как один из обязательных предметов. Это родители решают, будет их ребенок ходить на уроки религии или нет. Часто бывает, что детей заставляют ходить на эти занятия. Поэтому очень тяжело до них достучаться. Они часто настроены отрицательно к этому предмету, так как «религия – это нудятина». Поэтому я стараюсь их спровоцировать, чтобы они сказали, о чем хотят узнать на уроках Закона Божьего, чтобы задавали вопросы, предлагали религиозные темы, говорили о проблемах, которые их беспокоят. Такой подход проходит тест на прочность. У них часто много вопросов. Начинается дискуссия. Говорим на общие темы, их интересующие и связанные с Православием, и стараемся понять друг друга.
Если они почувствуют, что кто-то рядом хочет их понять, то они ответят тем же
Поэтому разговариваем о пирсинге и татуировках – грех ли это? О чудесах в мире. Об одержимых, об игре в карты, о религиях мира, можно ли услышать пение ангелов. Говорим об абортах, эвтаназии, о трансплантации органов, о колдовстве и заговорах и о многих других вещах. Чаще всего это мультимедийные презентации, в которых я представляю точку зрения Церкви на данные проблемы. Думаю, что для них это интересно. А если они почувствуют, что кто-то рядом хочет их понять, то они ответят тем же. Так как любовь порождает любовь и уважение.
– До какой степени можно «закручивать гайки» в общении с молодежью?
– Ничего насильно мы сделать не сможем. Мы должны оставлять некоторые вопросы для Промысла Божьего. Часто мы забываем, что без помощи Божией, без Благодати Святаго Духа ничего не достигнем. Ведь и во времена земной жизни Иисуса были люди, которые в Него не уверовали, хотя слушали Его слова, были свидетелями чудес, которые Он совершал. Вот почему иногда нам остается только уповать на волю Божью и со смирением и любовью отойти, не забывая о молитве. Часто только это мы можем сделать.
– Как в XXI веке рассказывать о Христе?
– Вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».
О диво, эти слова не говорят об эгоизме. Не говорится здесь, что нужно где-то закрыться, отречься от мира и молиться для себя самого, для собственного спасения. Преподобный Серафим имел в виду, что мы сами должны начать жить по-христиански, как учил Христос. Поэтому я считаю, что самого рассказа о Христе никогда не хватало, его недостаточно. Христос же говорил, что «благословен тот, кто слушает Слово Божие и исполняет его», а не тот, кто только слушает. Поэтому, когда хотим учить о Христе, сначала мы – духовенство, верующие люди – должны быть для других примером, оказывать им любовь и проявлять понимание. Тогда только мы сможем другим указывать на примеры библейских притч из жизни Христа, из жития святых или из жизни сегодняшней. Тогда будем вызывать доверие, и другие заинтересуются и поймут, что Бог всегда терпеливо ждет человека, что настоящая любовь и жизнь только в Боге и с Богом.
– Как объяснять необходимость соблюдения заповедей, когда весь мир призывает к обратному? Как объяснять необходимость воздержания и особенно целомудрия?
– Сегодня каждый молодой человек, можно сказать, подходит к своей жизни с «экономической точки зрения», то есть: «Что я буду с этого иметь?» Мы должны постараться доказать ему, дать весомое обоснование того, что жизнь по заповедям приносит выгоду и не является какой-то устаревшей правовой нормой. Заповеди актуальны сегодня, и нужно стремится через них быть полноценным человеком, потому что благодаря им возможно достигнуть большего, за это тебя будут ценить также и другие.
Мы должны показать, что целомудрие является самым ценным даром, который мы имеем – даром, который можем пожертвовать Богу или другому человеку – супругу
Далее, мы должны показать, что целомудрие является самым ценным даром, который мы имеем – даром, который можем пожертвовать Богу или другому человеку – супругу. Покажем, что каждая нечистота, грех влияет на то, какие мы люди, на наши отношения с Богом и с другими людьми. Тогда молодой человек начинает думать, анализировать, и он уже на правильном пути.
Для подтверждения наших слов можем указать на конкретные примеры из житий святых. Отсюда мы должны прежде всего черпать материал для наших уроков. Ведь они были такими же людьми, как мы: жили на земле, имели такие же проблемы в жизни, обрели Бога, жили согласно Его заповедям и получили спасение. Они в особенности должны быть нашей путеводной звездой в жизни. Ведь так много прекрасных житий святых, давайте читать их, ибо часто найдем там подсказки, как нам жить.
– Каков должен быть подход к юношам и девушкам?
– Не очень понимаю вопрос. Мы не можем трактовать всех людей одинаково. Каждый человек отличен от другого, особенно молодой человек. Каждому нужно что-то свое, чтобы найти путь к Богу. Поэтому у нас так много святых, происходящих из разных слоев общества, разного возраста, а также по-разному достигших спасения.
Вспоминается мне такая история, которую я слышал достаточно давно, когда сам еще был человеком светским и только начинал свой путь в Братстве. Эту историю рассказал мне один батюшка, который приехал из Америки. Было это на одной из встреч с молодёжью. История эта произошла на самом деле. У батюшки было два сына, и старался он всю жизнь относиться к ним одинаково, то есть никого не выделять, одинаково учить любви к Богу, одинаково заботиться о них. Однако когда они выросли, один из сыновей пошел по стопам отца – полюбил Бога и стал батюшкой. Второй в то же время стал атеистом. И возникает вопрос: почему? Кто совершил ошибку? Почему так происходит? Именно потому, что отношение к ним было одинаковое. Каждый человек разный. Каждый имеет свой нрав и характер, свою дорогу к Богу. А Бог имеет попечение о каждом человеке. Ведь мы знаем притчу о добром пастыре. Помним также, что Иисус переплыл целое озеро и прибыл в страну Гадаринскую, чтобы излечить одного одержимого человека. Также и мы должны поступать. Надобно трудиться для каждого человека.
– Насколько в Польше сохранен институт семьи?
– Я считаю, что в Польше семейные связи очень сильны и важны. Семья – очень важный аспект общества. В Польше в значительном большинстве сохраняется традиционный характер семьи. Можно сказать, что среди верующих и воцерковленных, то есть людей, для которых религиозное и моральное воспитание очень важно, традиционная форма семьи сохранена, и люди эти особенно заботятся о своих семейных связях. Это определенно является следствием религиозности и набожности большей части общества.
Если говорить про современное поколение, то наблюдается небольшой кризис семьи. Большинство молодых затягивают до 30–35-летнего возраста с созданием собственной формальной и сакраментальной семьи, предпочитая партнерские связи. Ранее такая модель семейной жизни была неизвестна в нашем обществе. Для старшего поколения, то есть моих родителей и дедов, была даже чуждой. Превалировала прежде всего традиционная семья. По моему мнению, это связано с возросшим материальным уровнем жизни, притоком с Запада других жизненных моделей, ориентацией на иные ценности жизни – потребительство и личный комфорт.
Важно еще и то, что польское государство старается защитить традиционную модель семьи, не поддаваясь влиянию Западной Европы. В польской Конституции 18 статья определяет следующее: «Брачный союз мужчины и женщины, семья, материнство и родительство находятся под охраной и опекой Республики Польша».
– Связано ли это с тем, что в ней сохранилось сельское хозяйство и традиционный уклад жизни?
– Думаю, что это связано с тем, что «поступь Запада» до Польши доходит с опозданием и, к счастью, натыкается на преграду, которой является религиозность польского народа. Она идентифицируется со стереотипом «поляк-католик». Об этом говорят опросы, проводившиеся среди общественности страны, согласно которым 95% поляков верит в Бога, а 85% декларируют, что религия играет определяющую роль в их жизни. Более того, можно сказать, что самым важным аспектом в сохранении традиционной модели семьи и воспитании детей является привязанность к вере и религиозным традициям польского народа.