«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1–2). С этих слов начинается Библия. Когда-то с этих слов начался мой собственный путь в храм.
Безвидная и пустая земля… Как она выглядела? Как обожженная пустыня или как безбрежный океан, не украшенный жизнью? Океан серого цвета, мертвый и пустой. Святые отцы говорят, что слова: «Дух Божий носился над водою» – можно понимать так: Дух Божий оживотворял материю, сообщал ей тепло и энергию. В тексте Бытия нет ни слова о том, был ли холоден первозданный неживой мир, но почему-то кажется, что он был именно таков.
Этот сюрреалистичный мир немого одиночества мы познаем в самих себе. Его может вспомнить каждый человек, пришедший к Богу в зрелом возрасте. Иногда этот опыт неведения Бога может нам помочь: мы оказываемся способными понять, что переживает неверующая душа.
Безвидная и пустая земля… Она окружает нас везде, где нет веры в Бога, нет причастности плоти Духу Святому, где нет устремления в небо. Только холодная бездна бессмысленности и тьма над нею. И эта бездна далеко не пассивна – она засасывает в себя, подобно воронке.
Вот попробуйте пожить в незнакомом месте, где нет храма, где не служится Литургия. Очень скоро вы поймете, что, оказывается, если нет Литургии, то нет и жизни. Когда живешь с этим даром, постоянно вкушаешь его, то потихоньку перестаешь его ценить. Его внеземное происхождение умаляется в невнимательных глазах. Но в городе или деревне, где нет Божественной Литургии, четко понимаешь, что вокруг все пусто… и безвидно.
Меня Господь удостаивал несколько раз провести первое богослужение в тех местах, где оно не служилось никогда. Последний раз – прошедшим летом. Обычное сельское местечко. Рутинная жизнь, заимствующая цикличность от посевной и сбора урожая. Какие-то не обремененные высоким смыслом повседневные заботы.
И вдруг в этот утлый кораблец входит Христос и говорит: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5: 4). И Он открывает совершенно новое измерение жизни и смерти, новые цели и смыслы окружающего мироздания.
Литургия – это духовная бомба. Но взрывает она совсем не дома, а мертвящую бессмысленность бытия. Эта бомба не вырывает чужие жизни, а наоборот – дарит жизнь новую, небесную.
Когда совершаешь первую Литургию там, где ее не совершали никогда, реально ощущаешь присутствие Духа Святого
Когда совершаешь первую Литургию в месте, где ее не совершали никогда, реально ощущаешь присутствие Духа Святого. Ощущаешь, как Он заполняет собой духовный вакуум, как духовно пустую землю Он преображает в плодородный сад, как Он «носится» в поисках души, готовой к принятию благодати. Совершается преображение земли и всего, что на ней. И отдельная радость, что для этого преображения потрудился каждый, кто стоит в этот день в храме. Один помог разгрузить стройматериалы, другой нашел рабочих, третий прибрал храм после ремонта. Кто-то не смог помочь собственноручно – из-за занятости или дальности проживания – и просто дал какую-то жертву на стройку. И на всех их Господь взирает милостиво и благодатно. Ласково. Как на друзей. Он же Сам сказал нам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15: 14).
И тут каждый оказывается на своем месте совершенно неожиданно. Сейчас поясню свою мысль.
Вот, скажем, купил я себе кровать. Ну, даже не «скажем», а купил на самом деле. Старая совсем уж обветшала, и пришлось купить новую. Но как мы все любим что-то изменять и совершенствовать даже в новых вещах, так и я сразу нашел, что изменить в конструкции, открутил несколько брусков, одно выкинул, другое вставил и остался доволен результатом. Впрочем, речь не о кровати.
Ненужные покамест бруски бросил в сарай: в хозяйстве-то все пригодится.
Прошло время. Может, несколько месяцев. Стал я в храме монтировать временный иконостас. И понадобились мне два небольших ладных бруска для поддержки иконы «Тайная вечеря» над царскими вратами. На всей моей церковной стройке не нашлось ничего подходящего – и вот тогда я вспомнил про модернизацию своей кровати и брошенные в сарае запчасти. Два бруска от кровати мне пришлись как раз по размеру и качеству.
И теперь каждый раз, когда я царскими вратами вхожу в алтарь, я думаю вот о чем. Эти два куска дерева были предназначены, чтобы поддерживать мои совсем неатлетические телеса во время сна и пылиться под кроватью. Но случай поставил их на почетнейшее место – в иконостас православного храма.
Так каждого из нас Бог (а совсем не судьба) ставит на то место, где мы и сами можем удобнее спастись, и большую пользу можем принести Божией Церкви. Апостол говорит нам, что мы «по данной нам благодати имеем различные дарования» (Рим. 12: 6) и что «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2 Тим. 2: 20), но жизнь показывает, что порой глиняный сосуд оказывается нужнее, чем золотой. Не этому ли нас учит сказка о курочке Рябе? Когда голоден, все золотые яйца мира променяешь на одно настоящее куриное яйцо.
Так и во всем. Невозможно совершить Литургию без Чаши, и точно так же невозможно совершить ее без куска дерева, из которого сделан Престол, из которого сделан иконостас, без угля и ладана для кадила. И из угля и ладана в большем почете и цене второй, хоть без первого он бесполезен.
Невозможно совершить Литургию и без каждого из нас. Все мы – часть Тела Христова, которое есть Церковь
Так невозможно совершить Литургию без каждого из нас. Все мы – часть Тела Христова, которое есть Церковь. И об этом же пишет нам апостол Павел в том же самом послании Римлянам, которое мы уже цитировали: «Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4–5).
Просто одни на виду, а другие – нет. Нельзя состояться Литургии без священника. И точно так же нельзя ей состояться без какой-нибудь бабушки Нади – просфорницы, или без регента, или без псаломщика, или даже без старенькой церковницы, вся обязанность которой – смотреть за подсвечниками и убирать после службы храм. Ведь если она плохо уберет – то священник может поскользнуться и пролить Кровь Христову. А значит, она такой же важный участник Литургии. Разве может какой-нибудь газосварщик думать о том, что он выбрал профессию Промыслом Божиим, пока его не пригласят в храм монтировать отопительную систему? Но и без него Литургия не могла бы состояться или это было бы затруднительно.
И такой же важный участник Литургии любой молящийся в храме, ведь в силах каждого сделать это богослужение полноценным или невыносимым для всех окружающих. Ведь можно так себя вести в церкви, что и сам не будешь молиться, и другим не дашь. А можно, наоборот, своей пламенной ревностью зажигать других, как командир подымает за собой весь батальон в атаку и не отступит, пока не займет вражескую траншею.
Порой мы себе кажемся никчемными и непотребными, и от этого опускаются руки. Но, поверьте, каждый из нас неспроста находится на своем месте. И на своем месте, пускай маленьком и незаметном, каждый может совершать большие и полезные дела для ближнего и для Церкви.
Все звенья этой цепи взаимосвязаны, поэтому если я плохо подготовился к Литургии, то я виновен не только в собственном недостойном причащении, но и в том, что вношу дисгармонию в Общее Божественное дело. В этом контексте и становится Божественная Литургия нашим общим делом, в котором среди верных нет уже посторонних.
Если так относиться ко всему, то становится понятно, почему апостол после приведенных нами слов пишет следующее: «Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 9–10).
Ведь действительно, если от каждого из нас зависит духовный покой и комфорт нашего брата и сестры в общине, то братолюбие – это главное приходское послушание каждого из нас. В братолюбии нет начальников и подчиненных, нет настоятелей, игуменов и иерархов, «но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11).
***
Почти полтора года назад было опубликовано мое обращение ко всем неравнодушным с просьбой о помощи в строительстве храма Покрова Пресвятой Богородицы д. Аталезь. Я сердечно благодарю всех откликнувшихся, молитвенно призываю на вас благословение Божие.
Литургия – лучшая проповедь покаяния: тут остро чувствуешь свое недостоинство пред лицем Божиим
Благодаря вам, братья и сестры, удалось собрать достаточно крупную сумму и практически закончить отделку здания. И хоть ремонт не завершен еще в полноте, но как только стало возможно – мы сразу начали служить Божественную Литургию. Промыслительно это духовное рождение прихода произошло в день рождения святого Иоанна Предтечи – проповедника покаяния. И действительно, Литургия – лучшая проповедь покаяния для каждого из нас, ведь на ней так остро чувствуешь свое недостоинство пред лицем Божиим.
Впереди еще много работы. В настоящий момент мы готовимся к облицовке пола, предстоят заботы по организации отопления в храме, строительству и воздвижению купола с крестом, благоустройству территории. И пусть мы не сможем сделать все сразу, но главное уже совершается – Бескровная жертва, в которой есть заслуга многих из вас. И каждый раз, когда я возглашаю: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде», я верую, что Господь воздаст всем верным Своим из Беларуси, России, Украины, США и прочих мест, кто, порой не оставляя своего имени, помог нам начать самое главное общее дело в нашем селении.
Я повторно оставляю реквизиты нашего храма и хочу удостоверить, что все имена жертвователей остаются в храме для постоянного поминовения. Поэтому я настоятельно прошу вас указывать свои имена и фамилии на платежных поручениях. К сожалению, из всей массы платежек подписана только небольшая часть. Впрочем, Господь воздаст всем, по вере и делам каждого.
Для платежей в Беларуси:
Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы аг. Аталезь
Столбцовского р-на Молодечненской епархии Белорусской
Православной Церкви.
УНП 601066299.
р/с 3015062408943 в ЦБУ № 624 филиала № 500 –
Минского управления ОАО «АСБ
Беларусбанк».
МФО банка: 153001601.
УНП банка: 100603596.
Для платежей в России:
Карта Сбербанка России.
Номер карты: 4276 5900 1916 8342.
ФИО: Бегиян Сергей Ренеевич.
Срок действия карты: 11.2019 г.
Без осознания смысла своего пребывания на земле, своей по определению греховной натуры и необходимости преодолеть грех в себе даже самый добросовестный и плодотворный труд по добыванию хлеба насущного не может принести полного удовлетворения.
Человек, лишенный Причастия Святых Таин, не имеет полноты жизни, жизнь протекает, как вода сквозь пальцы, оставляя ощущение пустоты. Знаю это состояние по собственному опыту. Вертишься, как белка в колесе, вроде, все стараешься сделать на совесть, и в семье, и на работе, а все равно остается ощущение, что живет только твоя наружная оболочка, в внутри - пусота...
И как преображается жизнь после начала вхождения в церковную жизнь, Причащения, просто начинаешь видеть все по-настоящему!
Вся рутина, каждодневные заботы, даже падения, неудачи воспринимаются как ступеньки к духовному совершенству.
Каждое событие в жизни - как маленький экзамен. И ни скуке, ни рутине при таком раскладе места просто не остается.
Спасибо.