Православный календарьПравославный календарь
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.

Литургия и ангелы

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 510 x 700 px. Размер файла 163365 b.

Мы живем в густом и плотном мире, жителей которого чаще чувствуешь, чем видишь. Их много, и они везде. Они мыслят и действуют, понуждая действовать нас и внушая нам мысли. Хорошо, что мы этого не видим, но только чувствуем, и плохо, если никогда не чувствуем. Видеть это зрелище можно немногим и лишь иногда.

Вот слуга Елисея увидел вражеское войско вокруг еврейского города, «и кони, и колесницы». И сказал слуга человеку Божию: «Увы! Господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, говоря: Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6: 15–17).

Не имея близ себя Елисея и не будучи ему слугой, мы можем понять смысл сказанного через то главное, что у нас есть – через литургию. Она вся, ее внутренний строй, ее молитвенные тексты говорят нашей душе, что «тех, которые с нами, больше, чем тех, которые с ними».

Когда священник совершает малый вход, он молится Богу: «Сотвори со входом нашим входу святых Твоих ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». Иными словами, священник просит Бога ввести в наше молитвенное стояние ангельские хоры. Просит, чтобы они, привычно занятые славословием Бога, делали это сейчас с нами вместе, здесь, подкрепляя церковное собрание своим присутствием. Бывает ли так, или это лишь благопожелание и поэтическая мечта? Бывает так, и даже пренепременно.

А вслед за малым входом, когда поются дневные тропари, священник читает молитву, в которой именует Бога «трисвятым гласом от серафимов воспеваемым, и от херувимов славословимым, и от всякой небесной силы покланяемым». Просит Его, невзирая на множество песен, приносимых Ему от бесплотных, принять и от наших уст Трисвятую песню и простить нам всякое прегрешение, вольное и невольное. Вслед за этими словами вскоре поется и сама Ангельская песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Она не выдумана, но снесена с небес на землю и поется всюду, где сохранилась связь с Апостольской Церковью и духом ее молитвы.

Когда после Апостола поют «Аллилуия», предваряя радостью чтение Евангелия, то почему бы не петь «Аллилуия» и ангелам, уже пришедшим, уже посланным к нам на службу после принесенных просьб об этом? В Апокалипсисе Иоанна, где так часто изображается небесное богослужение, «Аллилуия» поют много, часто, торжественно (См.: Откр. 19).

А вот уже чтение Евангелия ангелы слушают внимательно и молча. Это люди в это время могут думать о чем-то своем, бродить по храму, шептаться и ставить свечи. Чистые духи слышат земной голос своего Небесного Владыки и стоят со страхом и трепетом.

Вскоре после этого раздастся Херувимская песнь. У молящегося человека появляется возможность уподобиться высшим чинам небесной иерархии. Для этого нужно «всякое житейское отложить попечение», нужно перестать думать о себе и просить о своем, но направить взор ума на Победителя смерти – Иисуса, входящего в близкое общение с теми, кто Его любит.

Уже того, что сказано, довольно, чтобы согласиться с мыслью: литургия есть не только земная служба и не столько земная, сколько небесная, стирающая природную разницу между человеком и ангелом и подчеркивающая их молитвенное единство.

Но главное в службе – это благодарение, евхаристия. И в ней тоже слышен ангельский голос. Священник тайно читает молитву, в которой благодарит Бога за все, но главное – за два великих дела – творение мира и искупление мира. Благодарит также за то, что Бог не гнушается нашей службой, хотя Он насыщен хвалой предстоящих Ему архангелов, ангелов, херувимов и серафимов. Этих слов стоящие в храме не слышат. Слышат они лишь завершение молитвы: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе, глаголюще». Образ четырех животных из Апокалипсиса возникает в уме при этих словах. Эти четыре животных подобны «льву, тельцу, человеку и орлу летящему». «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4: 8).

Эти слова люди не просто слышат – они повторяют их вслед за поющим хором. Здесь встречаются оба Завета, Ветхий и Новый, поскольку впервые эти слова услышал Исаия. (См.: Ис. 6). Эти слова связывают оба Завета, поскольку они относятся ко Христу, ведь «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12: 41).

«С сими блаженными силами, – молится далее священник, – Владыко Человеколюбче, и мы вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый».

Церковь восходит на высоту высших созерцаний и славословий. Церковь хвалит Нераздельную и Вечную Троицу. Человек, как ангел, готов в это время закрыть глаза, и если бы имел крылья, то закрыл бы ими лицо свое.

Она, литургия, есть поистине небо на земле. И уходя из храма, «видевши свет истинный, приявши Духа Небесного», человек уже не тот, каким он был час назад. Из храма нельзя уйти таким же, каким ты в него входил. Ты уходишь всегда другим, и дай Бог, чтоб лучшим, а не худшим.

Мы не одиноки – вот истинная правда. Мы лишь ощущаем себя одинокими и брошенными по мере сердечной черствости и пренебрежения к главному. Эта беда требует преодоления.

Если мы перестанем молиться, ангелы никогда не перестанут. Если мы зеваем на службе и пропускаем ее мимо ушей, чистые духи не пропускают ни одного слова и слога, но дышат молитвой и благодарением. Наши храмы для них – вожделенные места паломничеств, где славится имя Божие и слышен Его голос. Ощутить эту небесную жизнь, эту иную реальность человеку столь же возможно, сколь и необходимо. Будущий мир не есть мир телесных наслаждений, но мир молитвы и радости в Духе Святом. Приготовление к вечной и блаженной жизни есть, поэтому, уподобление ангелам через привитие к сердцу способности к небесным ощущениям. Это отрыв сердца от земли ради неба, по сказанному: «Горе имеем сердца!» До чего красив этот краткий клич!

Что же делать после всего сказанного? Ждать с нетерпением ближайшего воскресного дня или уже сегодня бежать туда, где слышан возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!» Бежать туда, где возносится Бескровная Жертва о грехах наших и всего мира, о всех и за вся. Бежать туда, где вместе с людьми «Свят, свят, свят» поют жители иного мира.

И, без сомнения, в каждом храме участников молитвы, как минимум, вдвое больше, чем это видно глазу. Ведь рядом с каждым видимым земному взору молитвенником стоит незримо ангел-хранитель, радующийся о своем подопечном и вместе с ним хвалящий общего Владыку ангелов и человеков.

Протоиерей Андрей Ткачев

24 июня 2011 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 219 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Сергей Рымарев31 июля 2017, 15:54
Как всегда доступно и проникновенно! Спаси Господи О. Андрея!
Пелагея21 июля 2011, 13:19
Спаси Господи
р Б Вячеслав 8 июля 2011, 16:24
Спаси Господи !!!
Ирина 7 июля 2011, 22:21
Спаси, Господи !
раб Божий Рустик Пономарь 4 июля 2011, 16:16
Нет слов,хотя скажу своими духовными очами.У нас на литургии поётся практически всё на русском языке меня-возмущает мне иной раз плакать хочется что мы сами себя отдаляем от истины,той истины которой Бог нас ведёт к спасению своей души.Всю свою жалкую ничтожную жизнь!И если кто-то думает что Бог невидет-то глубоко ошибается.Да соглашусь с такими теплыми, глубокими,cветлыми,духовно просвещенными очами Божьими!Спс Вам за такие тёплые слова!С глубоким уважением самый недостойный раб Божий Рустик.Простите меня Отче!
Любовь 4 июля 2011, 15:24
Спаси, Господи,отца Андрея! Действительно,со службы из Храма выходить не хочется! А когда выйдешь,всё такое блеклое и суетное.Дай нам Боже почаще испытывать такое торжественно-одухотворённое состояние находясь на службе.
Спасибо!
Лилия 3 июля 2011, 23:36
Лилия: Всегда интересно Вас слушать и читать Ваши статьи и книги, но, к сожалению, нет теперь Вашей передачи вечером в самое удобное время... Спаси Господи
Наташа30 июня 2011, 21:27
"Если мы зеваем на службе и пропускаем ее мимо ушей, чистые духи не пропускают ни одного слова и слога, но дышат молитвой и благодарением." Господи, как стыдно, а ведь так оно и есть.
Ксения29 июня 2011, 10:13
Огромная благодарность за светлые слова. Дай Вам Бог, отец Андрей, Вдохновения на долгие годы!
Спаси,Господи.
р.Б.Елена28 июня 2011, 10:21
Спасибо! Как это умилительно,когда представишь, и придает силы.
Александр27 июня 2011, 23:00
Хорошо вы пишите, батюшка, каждый раз после подобно-прочитанного опять хочется жить по-Божьему и не грешить, но только мне мне стоит закрыть страницу данного сайта или выйти из храма я опять берусь за свое.......и уже нету такого греха который я бы не совершил или бы не вожделел в сердце своем, а если и найдется хоть один такой то только по милости Божьей я его не совершил.........., как мне жить, как стать на путь Божий...? ( простите но я не могу из моральных причин и из уважения к присудствующим сдесь описать всю БЕЗДНУ своих грехов...!!! )как отучить сердце от греха, когда оно срослось с ним плотью, как я могу побороть свою плоть, когда я сам ею являюсь....?
Грех вошел в меня везде и повсюду......, при одном только воспоминании о его "сладости" я сразу робею и падаи предавшись этому греху....,,а после этого моего главного греха я впадаю в остальные грехи......это снежный ком.........
ВЕРУЮ Я ВЕРУЮ, НО ПОМОГИТЕ МОЕМУ НЕВЕРИЮ.
С уважением Александр.
Владимир27 июня 2011, 21:04
Спасибо. Можно только сказать последователям "Йоги", медитирующим, в какой нищете усилиями мысли, тренингами, пытаетесь плотью управлять Духом. Безумие. Когда действует в нас Христос, то уже тело - Дух. Евхаристия - истинное благодарение Богу, и истинно живет и действует в тебе Христос - открыто, и, тогда Тело и Дух едины......., и нет урона Тела и Духа, но , плоть становится Духом, (не отдельно Дух от плоти, что тоже возможно…..), но и плоть одно с Духом, а не духи, и как апостол Павел говорит: « то уже не я живу, а живет и действует во мне Христос", но ненасилием от тренингов мыслями над плотью. И это все, как и говорит ап. Павел:" всего лишь тусклое стекло".
р.Б.Нина27 июня 2011, 14:57
Спаси Господи! После таких слов становится легче и понятнее как жить.
Надежда26 июня 2011, 15:31
Хорошая статья. Спаси Господи!

Такие состояния ангельского соприсутствия ощущаются в храмах тогда, когда нет посторонних, то есть, все люди - паства Господня, со страхом Божьим предстоящая на молитве. Никто не ходит по храму, не разговаривает, а действительно молится вместе с Ангелами. Как жаждет душа таких боголепных служб!
Надежда26 июня 2011, 15:30
Хорошая статья. Спаси Господи!

Такие состояния ангельского соприсутствия ощущаются в храмах тогда, когда нет посторонних, то есть, все люди - паства Господня, со страхом Божьим предстоящая на молитве. Никто не ходит по храму, не разговаривает, а действительно молится вместе с Ангелами. Как жаждет душа таких боголепных служб!
Светлана25 июня 2011, 23:01
Пусть не покажеться странным. Но выходя со службы, хорошей службы, такое впечатление, как после хорошего театрального спектакля. Конечно эти два действия ставить в один ряд нельзя. Сразу прошу прощения. Но правда выходиш другим. Пусть немного но уже не тем. Дай Вам Бог здоровья о. Андрей.
Елена25 июня 2011, 21:18
Батюшка! Благодарю Господа за то, что Он открывает через Вас!Кланяюсь земно за просвещение.
Татьяна25 июня 2011, 10:35
Спаси Господи!
Леван24 июня 2011, 23:52
Спаси Господи за вдохновенную статью!

Очень воодушевляюще написано!
р.Б. Наталья24 июня 2011, 21:41
Отец Андрей,так умно и душевно написано, что душу согревает. А в храме у меня не всегда хорошо получается молиться. Душой я чувствую, а слух мой не все слова разбирает. Мелодия звучит, а я только и твержу про себя: Господи помилуй! На службе мне не трудно стоять, мне понятие слов плохо даётся, толи медведь мне на ухо наступил, а может тружусь недостаточно. Прости меня, Господи. Спасибо отцу Андрею.
Сергей24 июня 2011, 21:16
Спасибо вам, отец Андрей, за столь прекрасную статью!!!
Наталья24 июня 2011, 19:09
Как просто и поэтично разъяснена служба, которую - так мне казалось! - я хорошо знала. Дай, Господи, силы отцу Андрею, чтобы вразумлял нас, неразумных, и дальше.
Ольга24 июня 2011, 18:30
Спаси Господи!
Виктор24 июня 2011, 16:47

Все бы конечно ничего, да только очень часто священник молится так тихо, что можно подумать, что в храме нет никого.
р.Б.Фотиния24 июня 2011, 14:17
Утешительно для сердца. Спаси Господи отца Андрея.
Ангелина24 июня 2011, 14:01
Нашла батюшку, который так художественно, возвышенно и проникновенно пишет! Спаси Господи!
Леонид24 июня 2011, 13:19
Здравствуйте. Замечательные слова. Порой не хватает таких повествований о службе, о молитвах.
Спаси Господи о.Андрея.
Анна24 июня 2011, 11:19
Нет слов, чтобы выразить тот священный трепет души,вызванный Вашей статьей. Спаси Вас, Господи, отче Андрее. Да приумножит Господь Ваши таланты.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×