Ушел и не вернулся…

О священномученике Всеволоде Потеминском

Священномученик Всеволод Потеминский. Фото из архива Николая Суханова Священномученик Всеволод Потеминский. Фото из архива Николая Суханова
    

Среди новомучеников Русской Православной Це­ркви есть имя священника Ни­­­ко­льской цер­кви села Семуково (Республика Коми) отца Все­­волода Потеминского. Составляя жизнеописание святого, я была удивлена тому количеству потомков батюшки, которые сегодня проживают в Коми. Они охотно поделились со мной ранее неизвестными подробностями из жизни священномученика Всеволода. Последние детали жития святого помогло узнать путешествие в зимнее Семуково, где с 1903 года служил батюшка в местной церкви. Завершилось исследование в Сыктывкаре, в «Долине смерти».

Долгожданный указатель на Семуково Долгожданный указатель на Семуково
    

Глубинка Коми

Приблизительно в 68 километрах от Сыктывкара располагается Семуково – деревня на левом берегу реки Вычегда. Проводить нас вызвался глава сельского поселения «Кожмудор», в состав которого сегодня входит деревня Семуково, Анатолий Нефедов. На въезде в деревню нас встречает недействующая Никольская церковь – место трудов отца Всеволода. Сегодня трудно было представить, что в 1918 году в этом населенном пункте проживало полтысячи человек, а в 1926 году насчитывалось 117 дворов. В 2017 осталось всего 40 домов на единственной улице Береговая да 60-70 жителей. По словам Анатолия Нефедова, через 30 лет Семуково не будет существовать вообще. Доказательством его прогнозов служат уже закрытые детсад и школа, фельдшерско-акушерский пункт и почта, магазин. Центром притяжения жителей Семуково сегодня является Народный дом, в котором размещаются клуб и библиотека.

Глава СП Кожмудор Анатолий Нефедов и краевед Галина Семукова Глава СП Кожмудор Анатолий Нефедов и краевед Галина Семукова
    

Последний старожил

Старейшим жителем Семуково является Елена Одинцова, которая в январе нынешнего года отметила свое 90-летие. В надежде что-нибудь узнать о батюшке Всеволоде мы заглянули в гости к ней. Елена Феодосиевна еще помнила то время, когда в юности посещала сельский храм, но, к сожалению, ни об отце Всеволоде, ни о его семье наша собеседница ничего не смогла рассказать – близко не была знакома с Потеминскими. Разговор наш проходил на коми языке, ответы Елены Феодосиевны мне переводила директор Народного дома и местный краевед Галина Семукова. «А как же отец Всеволод жил в этом северном краю и общался с паствой, пусть и близкой по вере, но чуждой по языку?» – думала я, слушая незнакомую речь.

– Наши бабушки мне рассказывали, – вспоминает Галина Константиновна, – на причастие они однажды подходят, а отец Всеволод их уже по-коми приветствует – вот чудо-то! Говорил батюшка с акцентом, интересно произносил коми слова, но понимал ведь и даже говорил по-коми!

Дом священномученика Всеволода Потеминского в Семуково (ныне разрушен) Дом священномученика Всеволода Потеминского в Семуково (ныне разрушен)
    

Почему Семуково?

Как же все-таки вологодский священник оказался в глубинке Коми? Ответ нахожу в библиографическом справочнике «Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края», который сообщает, что отец Всеволод роди­лся 30 марта 1870 года в городе Никольске Вологодской губернии в семье поно­маря Ляменьской Благо­вещенской церкви Иоан­на По­те­минского. Окон­чил три кла­с­са Во­логодской духовной семи­на­­рии. В 1890 году епископом Великоустюжским Иоанникием рукоположен во диакона к Симоноволомской Крестовоздвиженской церкви Великоустюжского уезда Вологодской губернии, также трудился диаконом в Халезской Введенской церкви Никольского уезда Вологодской губернии. В 1903 году Пре­­о­свя­щенне­йшим Але­­к­­сием, епископом Во­ло­год­­ским и Тоте­мским, Всеволод Потеминский был ру­ко­положен во свя­щен­ника Ни­ко­ль­ской цер­кви села Семуково.1

Нерушимая церковь

– Народ-то в Семуково небедный был, – рассказывает Галина Константиновна. – В селе имелись три водяные мельницы, две мелочные лавки, три кузницы. Жители занимались земледелием, скотоводством, подрабатывали на сплаве леса. Поэтому в селе сначала построили деревянную церковь, а в 1900 году возвели уже каменный Никольский храм. Но архитекторы были не из местных. Тут одно время немцы жили, кто-то из них, возможно, проектировал Божий дом. А вот строили уже наши жители из кирпичей, которые изготавливали из местной глины.

Никольский храм Семуково в наши дни Никольский храм Семуково в наши дни
    

– Церковь в Семуково при советской власти много раз закрывали, но священник Всеволод Иванович каждый раз добивался, чтобы ее открыли, – рассказывает директор музея соседней деревни Туискерос Антонина Турова. – Работая в архиве, я обнаружила документ, в котором семуковский церковный староста пишет, что церковь в селе закрыли неправильно. Обратила внимание на то, что документ составлен грамотно и написан красивым почерком. Не мог простой сельский староста так написать. Так и возникло предположение, что документ составлен и написан отцом Всеволодом. Сельчане подтвердили этот факт. А подписан документ был старостой.

После ареста священника вновь закрыли храм, но разрушить Божий дом не получилось – только колокольню разобрали, а храм как стоял, так и по сей день стоит. Уже в наши дни приезжали студенты и преподаватели одного из вузов Санкт-Петербурга и изучали состав кирпичей, которые не ломаются – ведь церковь не удалось разрушить безбожникам.

Кресты каждый раз чудесным об­ра­зом вновь появ­ля­лись

Богоборцы пытались соскоблить кресты, вы­ре­занные на стенах храма, но кресты каждый раз чудесным об­ра­зом вновь появ­ля­лись. Тогда в храме открыли клуб:

– Тут и клуб был, и кинобудка. В притворе церкви разместили библиотеку, – рассказывает Галина Семукова.

Уже в наши дни храм восстановили, возобновились и богослужения.

– У нас так красиво было в церкви, но вот ее закрыли на ремонт. Колокольню захотели построить, – говорит Галина Константиновна.

Жертвователи решили восстановить колокольню, но не получилось, а удалось только на полметра поднять стены церкви с крышей и установить небольшой купол. Ремонтные работы идут и внутри храма, только затянулись они уже на восемь лет. В отсутствие церкви прихожане пока собираются на богослужение во временной деревянной сторожке, но:

– Мы очень ждем открытия нашего родного Никольского храма! По молитвам священномученика Всеволода Потеминского надеемся, что это радостное событие произойдет уже через год, – выражает надежду Галина Константиновна.

Пример святителя Николая

Это не слу­чай­но, что отец Всеволод трудился в храме святого Николая Чудотворца – он и в своей жизни повторял подвиг святителя. Когда внук от­ца Всеволода, Николай Суханов, рас­ска­зывал о священномученике – своем деде, то мне каза­лось, что страницы жития Николая Чудот­во­рца ожи­ва­ют перед мо­ими гла­зами. Од­наж­ды в Семуково вы­­­давали замуж де­вушку из бедной се­мьи. Рано ут­ром на окошке своего до­ма бес­придан­ница нашла ме­шо­чек с день­гами. Сельчане догадались, что помощь так своевременно подоспела от от­ца Все­­волода.

Дети

Старожил Александра Ивановна Одинцова передала местной хранительнице истории села Семуково Галине Константиновне трогательное воспоминание о батюшке Всеволоде из своего детства:

– Однажды привели двухлетнюю Александру в церковь, – рассказывает Галина Семукова, – и во время службы родители не уследили за девочкой, которая, обследовав каждый уголок в Божием доме, наконец забежала и… в алтарь. Отец Всеволод не возмутился, не рассердился, а бережно взял малышку на руки и, словно ангела, вынес из горнего места, передал родителям, попросив только, чтобы присмотрели за ребенком.

Дочь отца Всеволода Потеминского - Варвара. Фото из архива Николая Суханова Дочь отца Всеволода Потеминского - Варвара. Фото из архива Николая Суханова
    

Другая современница отца Всеволода, Варвара Васильевна Семукова, рассказывала, что она родилась здесь, рядом с церковью, в 1908 году и помнит и матушку, и детей отца Всеволода, среди них была и дочь Варвара.

– Так батюшка каждый год проводил специальную службу для нас, двух Варвар! – в простоте своего сердца рассказывала Варвара Васильевна, видимо, подразумевая ежегодную литургию, которую служил отец Всеволод в день великомученицы Варвары.

Неожиданная находка

Заботился батюшка и об обра­зо­вании своей паствы. В период служения на семуковском Никольском приходе состоял законоучителем местной церковно-приходской школы. В музее деревни Туискерос сегодня хранятся учебники, которыми пользовался еще отец Всеволод.

Книги священномученика Всеволода Потеминского в музее деревни Туискерос Книги священномученика Всеволода Потеминского в музее деревни Туискерос
    

– А как эти книги удалось сохранить? – интересуюсь я у заведующей деревенского хранилища истории Антонины Туровой.

– Когда Никольскую церковь разрушали, то книги, иконы выбрасывали на улицу, чтобы потом сжечь, а местные жители подбирали святыни и уносили домой. И когда церковь несколько десятилетий назад вновь открыли, местные жители стали приносить святыни обратно. Настоятелем Никольского храма в то время был иеромонах Тит, который и передал старинные книги священномученика Всеволода Потеминского в наш музей, – рассказала Антонина Михайловна.

Когда церковь вновь открыли, местные жители стали приносить святыни обратно

Так в числе экспонатов музея теперь можно увидеть «Учебную Псалтырь» – издание училищнаго при Священном Синоде совета 1831 года; «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа» в русском переводе, выпущенный по благословению Святейшего Правительствующаго Синода 1908 года; «Учебное руководство по Закону Божию» по программе церковно-приходских школ и ветхую книгу «Первое наставление детям» – вот и все, что осталось в настоящее время от богатейшей библиотеки батюшки. О ее существовании я узнала от внука священномученика Всеволода, Николая Суханова, проживающего в Сыктывкаре.

Потайная комната

Николай Суханов о библиотеке дедушки тоже узнал случайно. В детстве часто бывая в доме отца Всеволода в Семуково (уже после ареста священника), Николай Владимирович обнаружил одну заколоченную комнату, куда войти не было возможности – так родные отца Всеволода пытались сохранить кабинет батюшки от вторжения безбожников – просто заколотили его досками, и он стал невидим для врагов Церкви. Но в окно внук рассмотрел тайную комнату до мельчайших подробностей: письменный стол отца Всеволода, шкаф для одежды и библиотеку.

– Биб­лиотека дедушки бы­ла огро­мной. Там даже книги были сгруппированы по темам, – вспоминал Николай Владимирович.

Дом священномученика Всеволода мне еще посчастливилось увидеть, когда я приезжала в Семуково 10 лет назад – это была простая деревянная изба, выкрашенная в голубой цвет. Мимоходом сделала снимок, и мне тогда казалось, что дом батюшки будет стоять вечно, а со временем, возможно, здесь откроют музей священномученика Всеволода Потеминского. Но сегодня оказалось, что:

– Дом разобрали потомки отца Всеволода, – с сожалением рассказала Галина Константиновна, – и построили на этом месте дачи. Теперь остались со времен нашего батюшки только старые тополя…

Смутное время

В каждом воспоминании о священномученике Всеволоде, которыми со мной делились люди, даже никогда не видевшие батюшку, было заключено столько тепла и света. Еще о двух эпизодах, свидетельствующих об отношении местных жителей к отцу Всеволоду, рассказала Антонина Турова.

За служителя религиозного культа заступался комитет бедноты

– Вы часто такое наблюдали в истории, когда за служителя религиозного культа заступался комитет бедноты? – интригует Антонина Михайловна. – А вот в истории Семуково имеет место такой факт. В архиве мне случайно удалось найти документ – заявление семуковского комитета бедноты в горисполком села Айкино, чтобы с Всеволода Потеминского как со священника сняли наложенную на него контрибуцию в три тысячи рублей. Потому что он не зажиточный, с прихода берет очень мало, а кроме положенного мешка – само население назначило ему такую плату за требу, он лишнего не берет, и у него нет возможности эту контрибуцию платить. Это ведь тоже показатель того, как население уважало священника, если комбед за батюшку заступился! А мешок чего – не было указано, может, крупы или картофеля.

То, что в Семуково никто из местных жителей не погиб в смутное время, когда село переходило то к белым, то к красным, – тоже, считает Антонина Михайловна, заслуга отца Всеволода:

– Старожилы мне рассказывали: когда вошли в Семуково белогвардейцы, и староста села Марья понесла им список активных коммунистов, то встретила на своем пути отца Всеволода. И батюшка убедил женщину не делать этого, она послушала священника и вернулась в свой дом.

Аресты

Такой авторитет простого сельского батюшки среди местного населения, конечно, не давал покоя безбожным властям, которые стали искать повод очернить священника. Трижды отец Все­волод подвергался судам – в 1928, 1934, 1936 го­дах. Вместе с внуком священномученика Николаем Сухановым мы были удивлены абсурдности обвинений отца Всеволода. Так, в 1928 году его подвергали суду за незаконное получение земли, но в том же году оправдали. В 1934 году – за спекуляцию хлебом, и тоже священник был оправдан. В 1936 году – за расхищение пиломатериалов и несоблюдение санитарных норм.2

Ушел и не вернулся

Настал 1937 год. По обыкновению, батюшку пригласили на требу в соседнюю деревню. Больше священника никто не видел.

– Пригласили отца Всеволода на кре­стины, с которых он домой не вер­нулся. В селе никто долгое время не знал, куда ушел батюшка, – рассказывает Галина Семукова.

И до сих пор в Семуково хранится трогательное воспоминание о матушке Агнии – супруге отца Всеволода Потеминского, которая долгие годы ждала возвращения батюшки и отошла ко Господу в возрасте… 102 лет.

Начало поисков

Судьбу отца Всеволода спустя годы попытался выяснить его внук – Юрий Цибенко. Он первый из родных про­чел архивы. Эдика Михайловна, жена Юрия Антоновича, вспо­­минала о тех днях: «Муж вернулся домой гру­стный, был не в себе...» О чем узнал Юрий Анто­нович? О том, что отца Все­во­ло­да взяли по лож­ному доносу. Быстро сфа­­бри­ковали дело, ко­­то­рое было прове­де­но с грубейшими нару­ше­ни­ями норм УПК: пра­во на защиту не обес­пе­че­но, обвинительное зак­люче­ние не моти­виро­вано и проку­рором не утвер­ждено, а поэтому постановление тройки от 16.09.1937 г. было от­ме­не­но и делопроиз­вод­ство 07.12.1988 г. прекращено за отсут­стви­ем состава пре­с­ту­пле­ния…

О чем рассказал протокол допроса

Что же на самом деле произошло в далеком 1937 году, позволил узнать протокол допроса священномученика, копию которого мне для работы передал внук священномученика, Владимир Суханов. Итак, батюшку арестовали 7 августа 1937 года. На момент ареста из всей большой семьи отца Всеволода Потеминского, а у супругов было шестеро детей, в Семуково находилась только матушка Агния. Дети к тому времени разъехались и проживали в разных городах России, три дочери на момент ареста отца Всеволода находились в Сыктывкаре, не ведая тогда о том, что в это время в сыктывкарской тюрьме томился их отец.

Самым страшным местом в Сыктывкаре была не городская тюрьма, а внутренняя тюрьма ОГПУ НКВД, которая размещалась в бывшем доме купчихи Суворовой (ныне это здание, переделанное с фасада, принадлежит МВД Республики Коми – прим. Н.П.).

– Это самая страшная тюрьма 1937-38 годов, – рассказывал историк Михаил Рогачев в ходе экскурсии «Пешком по Усть-Сысольску», – сюда арестованных привозили только на допросы. Сохранилась и комната допросов с вмонтированной в пол табуреткой.

Мы связались с пресс-службой МВД Республики Коми и попросили фото кабинета, где в 30-е годы допрашивали подследственных. Снимок получили уже на второй день. Увиденное шокировало: подвальная комната, обшарпанные стены. Нужно было обладать большой силой духа, чтобы в такой обстановке не потерять самообладания и спокойно отвечать на вопросы следователя.

Многие вопросы следователя, зафиксированные в протоколе допроса священника Всеволода Потеминского, вызывали недоумение. Так один из них касался радиоаппарата, который отец Всеволод хотел установить в своем доме, «чтобы знать, что делается». Но это тоже было вменено батюшке в вину

– Радиоаппарат вы были намерены использовать для антисоветской работы, – не унимался следователь. – Вы заявляли, что в гости идут японцы и немцы?

Подтверждая свое желание установить радиоаппарат, отец Всеволод не может понять, при чем здесь японцы и немцы: «Что же касается японцев и немцев – я не помню, по-моему, я такого не говорил».3

Отец Всеволод обвинялся и в том, что «подготовлял кандидата в советы из числа контрреволюционных элементов»:

– В мае месяце 1937 года вы говорили, что при новых выборах по новой сталинской конституции надо выдвигать в совет Д.А. Одинцова, он умеет ходатайствовать за церковь, – спрашивает следователь.

– Первую часть вопроса – в отношении Одинцова Д.А. – я не подтверждаю, – отвечает отец Всеволод.4

Протокол допроса отца Всеволода Потеминского Протокол допроса отца Всеволода Потеминского
    

Несмотря на то, что практически на все вопросы следователя отец Всеволод дает отрицательные ответы, сле­дствием было уста­нов­ле­но: «Обвиняемый По­теминский В.И. систематически проводил кон­т­р­­­революционную дея­тель­ность, нап­рав­ленную против меропри­­я­тий со­ветской вла­сти. В июне месяце 1937 года рас­про­стра­нял прово­ка­ци­онные слухи о войне и падении совет­ской вла­сти. Про­водил подготовку к выборам в советы, выставлял канди­датуру из числа контр­рево­люци­онных эле­ментов и аги­тировал сре­ди населения за под­дер­жку этих кан­дидатур. Обвиняемый Потеминский В.И. виновным себя признал частично».

Вещественных доказательств по делу не оказалось. Однако следствие по делу было закончено, и предъявленное обвинение доказано. Дело было передано на рассмотрение Тройки УНКВД Коми АССР.5

Тройкой УНКВД Коми АССР отец Всеволод Потеминский был осужден 16 сентября 1937 года по ст. 58-10 ч. 1 и приговорен к высшей мере наказания. Расстреляли священномученика Всеволода Потеминского в Сыктывкаре 19 сентября 1937 года.6

В «Долине смерти»

Основным местом расстрелов в 1937-38 годах был участок леса между поселками Верхний и Нижний Чов. Там находилось и кладбище заключенных.
Когда уже в наше время делали дорогу, соединяющую город Сыктывкар с микрорайоном Эжва, строители брали песок из лесного карьера, в котором обнаружили человеческие кости и черепа. Останки захоронили, а дорогу закатали асфальтом. Но на этом участке трассы стали происходить автомобильные аварии и гибли люди. Поэтому в народе этот участок дороги и получил название «Долина смерти».

На одной стороне трассы был установлен поклонный крест в память обо всех невинно убиенных, на другой – на высокой сосне поместили икону российских новомучеников. Был ли среди казненных здесь христиан священномученик Всеволод Потеминский, мы доподлинно не знаем – это лишь одно из печально известных в Сыктывкаре мест расправы над священнослужителями.

    

Послесловие

«Возвращение» отца Всеволода

Удивительным образом священномученик Всеволод Потеминский «вернулся» уже в наше время к своим родным. Внучка отца Всеволода, Ама­лия Анатольевна Потеминская, обнару­жила негативы, которым много десятков лет. По словам женщины, они принад­ле­жали ее отцу, Анатолию Потеминскому. Он любил фотографировать, и в семье даже был свой фотоап­парат-тре­нож­ник. Негативы проявили и напечатали фотографии – на одном из снимков был запечатлен отец Всеволод незадолго до своей мученической кончины за Христа…

Наталья Прокофьева

7 марта 2017 г.

1. Рогачев М. Б. Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края (биографический справочник). Сыктывкар, 2005. С. 76-77.

2. Архив УФСБ РФ по РК . КП 6082.

3.Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Рогачев М. Б. Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края (биографический справочник). Сыктывкар, 2005. С. 77.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Говорить ли детям о мучениках? Говорить ли детям о мучениках?
Священник Иоанн Федоров
Говорить ли детям о мучениках? Говорить ли детям о мучениках?
Священник Иоанн Федоров
Наступающий 2017 год – столетие революций и начала гонений на Церковь. Еще один повод вынести уроки из этих страшных событий, изменивших всю нашу жизнь. Вспоминая события прошедшего столетия, нельзя не остановиться на подвиге новомучеников и исповедников.
«Его молитва спасала от землетрясений» «Его молитва спасала от землетрясений»
Ольга Рожнёва
«Его молитва спасала от землетрясений» «Его молитва спасала от землетрясений»
Памяти священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского
Ольга Рожнёва
Положение было угрожающим. Среди пассажиров самолета началась паника. Но владыка сказал: «Давайте помолимся! Ни одна душа не погибнет!» Так и вышло. Самолет с отказавшим мотором не упал, а плавно опустился вниз.
«Не унывайте. Христос ведь с нами» «Не унывайте. Христос ведь с нами»
О сщмч. Фаддее (Успенском)
«Не унывайте. Христос ведь с нами» «Не унывайте. Христос ведь с нами»
О священномученике Фаддее (Успенском) (1872–1937)
«Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв».
Комментарии
Андрей Пулькин17 января 2018, 13:27
Хорошая статья. От себя добавлю, что жена о.Всеволода - Агния Андреева, урожденная Пулькина. 21.11.1890 Преосвященнейшим Иоанникием Потеминский был рукоположен во диакона к Симоноволомской Крестовоздвиженской церкви Устюжского уезда, на место вышедшего за штат Пулькина Андрея Васильевича (т.е. отец невесты освободил место зятю).
прот. Борис 5 апреля 2017, 09:51
Вологодские мужики - гвозди можно из этих людей делать!
Архангельск приветствует!28 марта 2017, 10:51
С интересом ждем материалов на портале про архангельских священников, пострадавших в годы репрессий.
Воркута приветствует!11 марта 2017, 19:17
Наталья, ждем вас для разработки темы "Новомученики российские" в солнечной Воркуте!)))
Павел Панышев 9 марта 2017, 20:41
Кто бы мог подумать - я был в учебке в Верхнем Чове летом 2012. Ходили по лесу и по кладбищу. Священномученик Всеволод моли Бога о нас грешных.
Галина 9 марта 2017, 14:23
Людмиле. Вы, по-моему, очень категоричны в своих суждениях. Все-таки журналисты должны уметь писать на любые темы и каждую прорабатывать основательно, доводить до совершенства, если, конечно, это настоящие журналисты, а не графоманы. Я тоже жду материалов Прокофьевой, но не хочу при этом, чтобы она "забила" на другие свои проекты - ведь в таком случае ее герои из глубинки - бывшие учителя, спортсмены - останутся просто горсточкой забытых всеми людей, а благодаря Прокофьевой они стали "Героями нашего времени" в российских педагогических СМИ, а историями о бывших спортсменах Коми зачитывается сегодня довольно экстравагантная публика "Советского спорта".
Людмила 9 марта 2017, 10:54
Вам бы, Наташа, отложить все дела по крайней мере на этот год и писать только о новомучениках - у вас получается! Вы умеете добывать информацию, хотя это даже физически трудно.Из крупиц биографии святого "ткете" текст - хорошо продуманный,четко структурированный - как журналист я понимаю, с какими это творческими муками связано. Поэтому мой вам совет, уважаемая коллега, - не разменивайтесь по мелочам. Ваша тема - "Новомученики"!
Наталия 9 марта 2017, 08:43
Спасибо за статью.Прочла,отправила 10 баллов.Все статьи Натальи Прокофьевой читаю внимательно и с большим интересом.Поклон ей за этот кропотливый труд и серьезную работу,которые служат для многих читателей точкой отсчета и началом осмысления-что было с нами,со страной,что происходит сейчас..
Иван Агафонов 8 марта 2017, 21:22
Мне 65 и я помню вот такие же аналогичные рассказы, когда люди подписывали письма в поддержку не закрытия
церквей и за это уходили в вечность... (Павел Игнатьевич Калугин.,Василий Безбородников ). Царствие небесное
всем им, за веру Христово пострадавшим.
Надежда 8 марта 2017, 01:46
Св.священномучениче отче Владиславе,моли Бога о нас!Такие потрясающие люди жили в России,а мы о них ничего не знаем.Спасибо автору за проделанную очень непростую работу,спасибо сайту за публикацию.
тамара 8 марта 2017, 00:49
Какая судьба батюшки Всеволода....Без слёз невозможно читать.Очень жаль,что не остался дом батюшки,может,и музей бы открыли.Моли Бога о нас ,грешных,дорогой отец Всеволод.Благодарим Наталью за такие труды,за эту написанную статью.
George 7 марта 2017, 16:20
...Были же Православные христиане!.. А сейчас, что ?..
Галина 7 марта 2017, 12:33
Так интересно читать!Статья рождается прямо на твоих глазах!Чувствую себя соучастником журналистского расследования, которое, можно сказать, начинается на пустом месте - в селе Коми, и вдруг такие открытия начинают происходить - и книги священномученика Всеволода Потеминского оказывается сохранились, и место допроса указано, и предполагаемое место расстрела. Огромная работа проделана.
Milana Valevska 7 марта 2017, 11:32
Слёзы глаза застилают...
Святой священномученик Всеволод, моли Бога о нас.
Помоги видеть и исповедовать свои грехи.
Аминь.
Марина 7 марта 2017, 10:52
Спасибо! такая тяжёлая судьба. Как людям хватало стойкости и силы духа?
прот. Борис Прокофьев 7 марта 2017, 09:19
Какой мужественный человек священномученик Всеволод Потёминский! В тяжелейших моральных и физических условиях никого не оговорил, слова плохого ни про кого не сказал - чтобы люди не пострадали.
lyudmila Toll 7 марта 2017, 06:52
Господи!
я верю, все невинно-убиенные наши отцы святые верные служители Церкви Твоей Святой,
все они у Тебя в Царствии Твоем Небесном
Слава Тебе Боже во все веки
Аминь
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×