Все должно быть правильно

    

Все должно быть правильно. Все должно быть очень правильно, особенно в вопросах веры и поклонения Богу. А как иначе? Люди ранимы и чувствительны. Люди требовательны ко всем, кроме себя, а уж Господу и Его служителям достается по первое число. Там бедность, а там жадность. Тут службу слишком сокращают, а там, напротив, удлиняют до размеров издевательства. У того проповедь длинна, у того неинтересна. Ну-ка, всем угоди-ка. А раз вы мне не угодили, то я вообще к вам больше не приду. Я превращу компьютер в вентилятор и буду в соцсетях накидывать на его крутящиеся лопасти свое справедливое негодование, пока не наступит одно из двух: вы либо исправитесь под мой стандарт, либо исчезнете. Так обстоят нешуточные дела с критикой Церкви, критикой подчас очень справедливой и болезненной.

Но среди духоты и зноя подобной, многим знакомой атмосферы меня обвеяло несколькими словами разных людей. И я спешу поделиться этой прохладой. «Богослужение было настолько кошмарным, что я понял: видимо, есть высшие причины, заставляющие людей высиживать его». Это слова одного из родственников американской писательницы Фланнери О'Коннор. И я прошу оценить их евангельскую парадоксальность. Человек как бы говорит: «Здесь (в церкви — прим. А.Т.) все требует ремонта и замены. Но мы ходим сюда все равно, потому что здесь есть то, что нигде не купишь и не положишь в карман». Так поступала и сама писательница, возвращавшаяся к посещению богослужения не на эмоциональном подъеме, а через силу, «потому что надо». Вот ее слова: «Звуки ужасающего пения, которое я так любила, заунывное чтение Библии, пустота и отстраненность богослужения, ужасная напыщенность проповедей, ощущение бессмысленности всего происходящего — все это лишь подчеркивало: какое чудо, что мы пришли сюда. Мы возвращаемся. Мы приходим. Неделя за неделей мы выдерживаем все это».

Таких людей немного. Нам их не хватает. Гораздо больше, в разы больше тех, кто ходит в храм, как в супермаркет, за определенным духовным удовольствием: пением, проповедью, исполнением Типикона etc. Не окажись на «полке» нужного «товара», человек в гневе уйдет, а на прощание потребует жалобную книгу. Но вот вам (нам, вернее) еще слова на тему. Их написал собственному сыну автор «Властелина колец» Толкиен. Его имя слишком знакомо, чтобы делать ему рекламу. Но уверяю вас, слова, которые вы прочтете, откроют вам личность писателя с очень неожиданной стороны. Внимание: «Могу порекомендовать следующее упражнение (увы, возможностей для этого предостаточно!): причащаться в обстоятельствах, оскорбляющих твой вкус. Выбери (пишет он сыну — прим. А.Т.) гнусавого или косноязычного священника, или заносчивого, вульгарного монаха; и церковь, битком набитую самыми обычными обывателями, невоспитанными детьми, — от тех, что орут и вопят, до тех продуктов католических школ, что, едва откроют дарохранительницу, откидываются назад и зевают, — неопрятными юнцами в рубахах нараспашку, женщинами в брюках, зачастую растрепанными, с непокрытой головой, Ступай к Причастию с ними (и молись за них). Эффект будет тот же (или даже лучше), нежели от мессы, которую прекрасно читает явный праведник, а вместе с тобою слушают ее несколько набожных, достойных людей».

Ты же ищи не духовных сладостей, а ищи Христа, благоволившего не отделять Себя от грешников

Вы представляете! Куда денется вся наша критика Церкви, если мы только примерим на себя этот мудрый совет? Толкиен как бы говорит сыну: не ищи святых (ни прихожан, ни пастырей). Не гонись за духовными удовольствиями. Святые, конечно, есть. Но они сами тебя найдут со временем. Ты же ищи не духовных сладостей, а ищи Христа, благоволившего не отделять Себя от грешников. И там, где эстетический вкус твой оскорблен, быстрее и вернее может быть познано присутствие Того, ради Кого, собственно, и нужно ходить в храм. Фальшивая нота с хоров, «зажеванное» чтецом шестопсалмие, толкотня или, наоборот, странная пустота в храме способны отшелушить от души второстепенное и выявить главное. Таков путь.

Но это, конечно, путь не для всех. Это не широкая дорога и не сеть, ловящая многих. Это удочка, цепляющая всего по одной рыбе. Здесь есть незаметный героизм и тайный подвиг. Здесь много ума, которого так не хватает. И, возможно, один такой человек, доросший до поиска подобной зрелой веры, способен будет потом помочь многим. Слова Христа, обращенные к Петру, могут со временем отнестись и к этому мудрому искателю благодати: И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лук. 22: 32).

О том же самом, о парадоксальности выбора, пишет и митрополит Антоний (Блум), цитируя одну из новелл «Декамерона». Там некий еврей соглашался креститься только после посещения Рима. А Рим тогда утопал в грехе и роскоши, и друг еврея, христианин, решил, что крещение при таких условиях невозможно. Но еврей съездил в Рим, присмотрелся, подумал, вернулся и сказал: «Крещусь». «Но как? Почему? Что же ты видел?» «Я, — говорит, — видел множество врагов церкви среди духовенства, а папа, судя по всему, — главный враг. Но если вы, христиане, при таком духовном начальстве не исчезли, но, напротив, умножаетесь в числе, то это значит, что с вами пребывает, несомненно, истинный Бог! Поэтому я крещусь!» Вот такая сверхлогика. И пусть мы в основной массе на такое парадоксальное и глубокое мышление не способны, нам не запрещено знакомиться с мыслями тех, кто душой и умом сильнее нас, глубже, чем мы.

Нравится – не нравится; хочу – не хочу; буду – не буду. Детский лепет какой-то. И пусть бы это касалось одежды или еды. Нет. Это Бога касается! Хочу – не хочу. Верю – не верю. Поклонение Богу должно быть лишено избыточной сентиментальности. Это суровое и необходимое занятие. Его необходимость подобна дыханию и приему пищи. Нужно ходить в церковь так же, как нужно регулярно мыться, чистить зубы, подметать пол и покупать хлеб. И нет никаких отговорок, к которым следовало бы приклонить ухо. Нет ни одной. Чем тоньше, правда, у человека душевная организация, тем тяжелее ему может быть в храме. Профессор консерватории может страдать от некоторых звуков с хора. Знаток иконописи может быть оскорблен росписью. Богослов или историк будет морщиться от проповеди. Но это нужно преодолеть. Вот чудный Льюис (друг Толкиена) пишет о своем снобизме: «Мне очень не нравились их гимны, которые я считал третьесортными стихами, положенными на четырехсортную музыку. Но со временем я увидел их главное достоинство… Я понял, что гимны с самоотречением и пользой для своей души поет сидящий по соседству со мной престарелый святой в калошах. А потом я понял еще одно: я не достоин мыть ему калоши. Подобные открытия выводят человека из состояния горделивого одиночества»

Церковь жива. Жива Тем, Кто воскрес из мертвых. И Церковь полна святых. Остальное – детали. И нет никакого извинения тем, кто составляет себе текст разводного письма с Церковью; кто ищет аргументы в пользу своего практического безбожия. Нет им извинения. Наступит День, когда лживые оправдания станут рваться, словно паутина. И до наступления этого Дня, великого и страшного, стоит потрудиться. Стоит побороться с самим собой, превозмочь лень, гордость, высокомерие и соединиться в молитве с теми, кто не ищет причин не ходить в храм, а наоборот, ищет возможности в храм прийти.

Пока все. До встречи.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна13 ноября 2021, 20:33
ДА! ДА! ДА!!!
Ольга26 декабря 2019, 09:55
Спаси вас Господи, отец Андрей!
Павел30 июля 2019, 05:27
Блестяще
наталия 7 апреля 2019, 15:57
Отец Андрей предложил совсем незнакомый нам путь в Церкви - через парадоксы. А сама православная вера наша и есть парадокс, потому что в видимом противоречии открывается ИСТИНА.Это из той правды Евангельской,что для эллина безумие, а для иудея соблазн. Блестящий абсолютно текст и очень важный для моего сердца. Спаси Господь отца Андрея за эту особенную дорогу нашу к Богу! С Благовещением, православные!Главизной нашего спасения!
Светлана23 января 2018, 16:22
Спаси Вас Господь,отец Андрей и многие и благие лета за Ваш труд!Все Ваши статьи читаю с благодарностью и признательностью.Но эта статья меня просто сразила. Это же обо мне!9 лет назад умерла мама и я пришла в храм, началось моё воцерковление.Какой это был для меня кошмар во всех отношениях! На службах тошнило, бросало то в жар, то в холод, ничего не понимала,не слышала,не видела.Только одна мысль:"Это нужно для мамы!" Как я себя заставляла! Честно признаюсь,не знаю, выдержала бы я ещё раз всё с самого начала. Теперь без молитвы,Литургии,Таинств церковных,поездок к Святым местам я не представляю своей жизни и спасения. И сейчас порой приходится себя "нудить", но только так и можно спастись!
Наташа Фоломеева30 июля 2017, 18:54
Как точно!
Анастасия26 июля 2017, 18:34
Спаси Господи, о. Андрей, за отличную статью. Метко, остро и все по теме.
Как раз к таким выводам пришла, после службы в сельском храме (привыкла к столичному собору)
Лев Точилов13 июня 2017, 03:04
Спаси Вас Бог отец Андрей! Правильные и честные слова, как хочется, чтобы больше людей их прочитали.
Юрченко Илья13 мая 2017, 16:09
После 70-лет атеизма, конечно трудно все исправить, но в 2018 зо лет возрождения Православия, возвраст Христа, начало Его проповеди, мы воюем, убивая на востоке своих же, советуем Православным лечиться в психбольницах, вообще Игнатий Брянчанинов повторяется в полном объеме. Уже на волыни в епархии играют в футбол, осталось в карты и на пиво ходить вместо Церкви. Прости Боже все наши беззакония. О. Андрей долгих Вам лет жизни и Вашей семье. Юрченко Илья 0950979865 Чернигов
Михаил24 апреля 2017, 00:44
Искушения надо терпеть, потом легче будет и благодать Господь подаст. Вот меня по праздникам особенно крутит хвостатый на службе, всегда есть кто-то, кто невыносимо раздражает или начнет что-то вдруг болеть, или перед службой бессонница. Это временное явление, надо просто "переждать бурую" как говорится. Обычно скоро отпускает и бывает хорошо. Но я думаю, что у тех людей у которых не бывает укрепления от Бога, нет возможности ходить в церковь. Никакого терпения не хватит, на голом терпении и силе воли такие дела не делаются. Просто не будет мотивации. Может что-то очень не так с совестью или никто не молится о них, раз Господь им не даёт помолится. Ещё Бог не любит грешников и гордых.
Иоанна_13 апреля 2017, 12:56
Согласна с Андреем, 11 апреля 2017, 22:00. Простите, но не наше это какое-то Православие. Не такому Православию нас учили. Вот в самом начале: /А уж Господу и Его служителям достается по первое число.// ГОСПОДУ достаётся по первое число!!! Ну как можно так писать??? Я лично воспринимаю эти слова как оскорбление Моего Любимого Господа и хочу вступиться за Него! Когда-то по отношению к Цветаевой о.Андрей употребил слово "развинченная"; вот именно так хочется сказать о последних статьях батюшки. Очень и очень, просто до слёз, жаль.
Людмила12 апреля 2017, 16:53
Когда-то о.Федор Соколов сказал мне: "Мы в храм не для эстетического удовольствия приходим. Конечно, пение красивое приятно слышать. Вот, видишь, как много людей в храме? А молящихся - один-два человека."
Андрей11 апреля 2017, 22:51
А я не согласен. В вере, как и в любви, принуждения быть не может. Жизнь сердца и души – это материи тонкие, и душу человеческую нельзя бить палкой по голове: ”Будешь ходить в храм!! Будешь делать то-то и то-то!!” Ничего из этого не выйдет. У нас, болгар, есть пословица: ”Насила хубост не става” – ”Насильно хорошо не бывает”. Есть подобная пословица и у русских: ”Насильно мил не будешь”. Так-то вот, отец Андрей.
Анатолий11 апреля 2017, 20:42
Отца Андрея случайно услышал в ютубе. С тех пор с удовольствием слушаю, читаю. С жадностью пью холодную родниковую воду новых знаний. И жажда все усиливается . Долгие, долгие лета отцу Андрею.
Сергей11 апреля 2017, 17:55
Здравствуйте. Расскажу Вам историю, произошедшее сегодня 11.04.2017 года. Поделился я этой статьей сегодня со своим отцом через сообщение в ВКонтакте. Мой отец, проживающий в другом городе за 550 километров от меня, является прихожан номер, а по совместительству и певчим в Храме Казанской Божией Матери в г.Соль-Илецк. И со вчерашнего вечера были планы сходить сегодня вечером в храм.С утра закрались сомнения,а к вечеру совсем раскис.Лень обняла крепкой хваткой.Время без одной минуты четыре(через минуту начало службы)В церковь не пошел и на душе поганенько так....Захожу в вк....читаю твою статью....капец.Статья для меня по всем позициям,в чем попало сажусь в машину и в церковь.На удивление служба началась с опозданием и я не опоздал...из певчих была только Катя....в общем спасибо за статью
Ирина11 апреля 2017, 15:13
И согласна,и не согласна с о.Андреем.Искать в церкви недостатки не надо,на земле идеала нет,надо с чем-то мириться.Вот только недостатки бывают разные,не каждый может их преодолеть.Батюшка сам сказал,что человек с более тонкой организацией переживает сильнее.Я сама пою на клиросе,закончила музыкалку,не каждое пение в храме могу спокойно перенести,может это и недостаток,но мучиться и привыкать к тому,что у тебя вызывает раздражение,мне кажется не нужно,во всяком случае не всем полезно,от этого же невозможно молиться,я мучаюсь на таких службах.Но причём здесь Церковь Христова,она везде одна,храмов сейчас много,можно ходить куда хочешь.По мне пусть проповедь будет скучная,поют нормально и ладно
Алла11 апреля 2017, 09:53
Ирина, завидовать чужим лимузинам - нехорошо.
Ольга Губа11 апреля 2017, 06:59
ОТЕЦ АНДРЕЙ- ЭТО ДАР БОЖИЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ. СВЕТ В КОМНАТЕ ЗАГОРАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ! ТАК И ВЕРА В ДУШЕ УКРЕПЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ СВЯЩЕННИКА. ПОВЕЗЛО ТЕМ, У КОГО ЕСТЬ ТАКИЕ ПАСТЫРИ.
10 апреля 2017, 20:53
Павлу от Татианы. Бремя легко и Иго-благо,если веруешь и находишь в Церкви Христа
Алексей10 апреля 2017, 19:53
О. Андрей Спасибо! это к 1 коментари.: "Голос Бога — самый тихий звук во Вселенной. Чтобы его услышать, нужно иметь огромную внутреннюю тишину. И эта тишина «внутри нас есть». Надо искать ее. При этом мы должны понимать, что человек не может не реагировать на стрессы, заботы и тревоги. Как бы он себя ни настраивал, его эмоции будут кипеть. Но в глубине его души есть такое место, которого не достигают штормы моря житейского. Там должны храниться самые лучшие воспоминания, вся благодать Божия. Нужно научиться не просто ее получать, но и сохранять. И тогда человек сможет сказать: «Воистину, Господи, правду Ты говорил, что иго Твое благо и бремя Твое легко есть».
Священник Григорий Григорьев
Павел З. 9 апреля 2017, 19:42
Понимаю автора, но не согласен. Сказано: "Иго Мое благо и бремя Мое легко". Где уж тут легкость, если следовать призыву о.Андрея?
Світлана 9 апреля 2017, 18:21
Спаси Вас Господи за Труд! Действительно, нужен труд, чтоб начать отделять второстепенное от главного, и поверьте что нужен еще больший труд над собой чтоб не распыляться во время службы, чтоб действительно жить Христом, молитвами, но тот кто просит у Христа - тот получит. Люди разучились радоваться во Христе, но некоторые учатся! Дай Бог всем Пасхальной радости во все дни в душе!
Екатерина Абросимова 9 апреля 2017, 13:02
Спасибо!!!
Владимир Никитинский 9 апреля 2017, 10:04
Спасибо! Действительно, если жизнь на Земле заканчивается духовной смертью. то это величайшая бессмыслица!!!
Nonna 9 апреля 2017, 02:29
Спасибо за статью, за назидание.
Ирина 8 апреля 2017, 15:08
Много лет ходила в церковь у себя на родине. Отстаивала многочасовые,монастырские службы. Другой раз через силу,но... Никогда не роптала и чувство это было искренним. То что я наблюдаю живя в России ... Зачем мне все это?! Свяшенники разъезжающие на автомобилях класса лимузин, чрезмерно много себе позволяющие в храмах? Да,любой батюшка просто человек и просто проводник.., все знаю и все понимаю. Но я давно взрослая и всегда найду храм и батюшку себе по душе. И дело тут не в комфорте или отсутствия Б-га.
Нн 8 апреля 2017, 13:01
Согласна с ЕЛЕНОЙ 8 апреля. Бог везде Один и Тот же! Первые несколько лет имеют значение хор, храм, служащие священники; а потом, если духовная жизнь более-менее правильная и человек ЧЕТКО знает, для ЧЕГО он ходит в храм- то всё это уходит на второй план."Спасение утопающих- дело самих утопающих. С Божией помощью.
ИОАННА/Когда-то в далёкой стране я больше года ходила в храм, как на каторгу. Выбора не было/- Иоанна, Ваш ИМЕННО этот опыт- бесценен! Думаю, Вы со временем поймёте, что именно тогда Господь был к вам близок, как никогда более. Именно тогда Вы ходили к Нему!А не за приятным впечатлением. Это Он нёс вас на руках, когда храм казался каторгой.Простите!
Статья замечательная,спасибо!
Алла 8 апреля 2017, 10:45
Варвара и Валентина, да, я не читала книг отца Андрея, читаю на этом и других сайтах его статьи) И всегда радуюсь, если вижу, что автором он указан, аж ручки потираю в предвкушении)) Я имела в виду, что ему надо писать художественную литературу, ведь круг читателей такой литературы куда шире, чем чисто православной. Достоевского, Сенкевича, Льюиса и т.д. читают ведь во всем мире огромное количество людей. Это действенный метод миссионерства.
Елена 8 апреля 2017, 08:54
На мой взгляд, отношение к церкви как "к супермаркету" зависит от степени воцерковления человека. Помню как в начале своего пути, священник мне сказал "ходи, куда нравится". Думаю, потому что во-первых, внешнее порождает внутреннее, во-вторых, главное - себя приучить к правилу ходить каждое воскресенье. По мере же духовного роста, уходит и критика с недовольством, и батюшки уже все замечательные и тд.
А сейчас... Почему мы ездим в паломничества по монастырям? Помолиться. Помолиться в намоленных столетиями стенах со священниками глубокой духовной жизни. Несколько раз по милости Божией, чувствовалось, что на Литургии ты уже не на земле, а на Небе. Хороший хор и чтецы этому только помогают
Татьяна. Украина 8 апреля 2017, 08:42
Слава Богу! У нас прекрасная церковь, пение хора, батюшки и проповеди. Хочеться пол церкви целовать. Какое счастье, что я здесь. Когда лет 6 назад только начинала ходить, чувствовала, что как-будто пришла, вернулась домой. Слава Богу за все! Спаси, Господи, о.Андрея!
григорий 8 апреля 2017, 07:34
хорошая статья.
есть, о чём и над чем задуматься.
Спасибо Вам, отец Андрей!
Ирина 8 апреля 2017, 03:10
Отцу Андрею, конечно, не нужны похвалы, но всё равно поклон Вам и огромная благодарность, отче, за эту необыкновенно интересную статью, как и за многие другие!
Александр 8 апреля 2017, 01:15
Как это все относится ко мне!!! Спасибо, открыли мне глаза. Я думал, что только я так веду себя внутренне в церкви на богослужениях. Есть цель, указано направление.
максим 8 апреля 2017, 00:59
Спаси Господи! Отец Андрей, херсонцы тоже помнят Вас, молятся и ждут...
Елена Лобурь 7 апреля 2017, 23:48
Спаси Вас Господь!
Ирина 7 апреля 2017, 23:17
Благодарю за статью. Очень интересно написано. Мне кажется, людей с таким взглядом на самом деле очень много. Приведу свой пример похожего поведения. На службе в нашем храме было очень много народа, руку для крещения не поднять. В конце службы я попросила извенения у женщины, стоящей впереди меня, т.к.несколько раз ткнулась в нее головой при поклоне. Она сказала - "Да, сегодня меня столько раз стукнули, даже по голове. Это Господь меня учит. Что-то, значит, не так я делаю"
Наталья 7 апреля 2017, 22:34
Спасибо, о. Андрей!С праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
Фома 7 апреля 2017, 21:17
Протоиерей Андрей Ткачев чёткий мужик./ Только сентиментальных поклоняльщиков статьями не переделаешь. Увы.( Так думаю./ Сколько раз зайду, столько раз 10 поставлю. Спасибо.
Галина 7 апреля 2017, 20:59
С праздником,о.Андрей!Может быть и я окажусь среди недовольных,ворчунов,но эта тема очень актуальна.Ходить в Храм надо и хочется,несмотря на орущих детей,недовольных длинными службами.Даже тогда,когда священник приказывает прихожанке выгнать из Храма при помощи нечести(и такое есть!),то не заплатил священнику за исцеление,то пришел в храм,а"соточку" не положил !Болеешь после этого,и снова пытаешься сходить на службу!И так шесть лет!
Сергей 7 апреля 2017, 20:18
Блестяще! Ещё один подарок к сегодняшнему Празднику. Одну из своих лекций на православных просветительских курсах о. Андрей заканчивает словами: «Знайте, что кроме Церкви у нас больших богатств и сокровищ настоящих нет. Все остальные богатства и сокровища – мнимые». Всех с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.
Владимир Астраков 7 апреля 2017, 19:53
Как всегда - КЛАСС. Спаси Бог.
Сергей Блейхрот 7 апреля 2017, 19:39
Простите о.Андрей.Но очень напоминает стихи Пс.1.Я вам благодарен я не понял слово на литургии,а прочитав статью получил урок.Спасибо.
Валентина 7 апреля 2017, 19:13
Алла,7 апреля в 13-00. У отца Андрея потрясающие книги. Я его большая поклонница.А книгу "Мы вечны! Даже если этого не хотим" Я читаю почти беспрестанно. И каждый раз по-новому, в зависимости от состояния души. И каждый раз там готов ответ на твой новый вопрос. Батюшка Андрей, Многие лета,Вам!.Спаси Господи!
Буриков Василий 7 апреля 2017, 19:09
Жёстко, резко, но в самое сердце! Спаси Бог!
Влентина 7 апреля 2017, 18:59
...Самая сильная проповедь отца Андрея - в самое сердце!...
7 апреля 2017, 17:36
Все так - верующим сказанное понятно, а вот неверующие ... пока не поймут для чего надо потрудиться - никуда не пойдут и даже "пальцем не пошевелят" - такая вот загвоздка!

И здесь надо больше обращать внимание на том, что если бы жизнь заканчивалась Смертью, то она не имела бы смысла!

А сие означает, что человеку следовало бы подумать о посмертной пути бытия.

Как говаривал о том известный советский насмешник: - "... Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться...", - вот и надо готовиться!
Виктор 7 апреля 2017, 17:34
Полностью согласен с с о. Андреем.
7 апреля 2017, 17:01
присоединяюсь, очень ко мне относится, я пыталась потихоньку идти в этом направлении,- не замечать "орущих детей", хождения и толкания; вот только, прочитав начало статьи, думала что речь пойдет немного о другом...Часто "критика церкви" включает в себя большей частью критику священнослужителей, а не "скучность" самого богослужения... Хотя статья, повторюсь,хорошая, необходимо воспитывать свою душу ежесекундно, как капризного ребенка, Спаси Господь!
Ольга 7 апреля 2017, 17:01
Спаси Господи за вразумление!
7 апреля 2017, 16:52
С Праздником Вас, Батюшка, огромное спасибо, что ВЫ есть. Храни Вас Господи, многие лета!
Валентина Киев 7 апреля 2017, 16:42
Потрясена! Как пелена с глаз упала! ..."Поклонение Богу должно быть лишено избыточной сентиментальности." Это слова для меня и обо мне. Сегодня на литургии тоже крутила носом -хор сбивался (регент заболела) Спаси Господи, отец Андрей!
Людмила 7 апреля 2017, 16:17
Дорогой отец Андрей! Как Вы правы! Тут у меня на днях произошел разговор с одним мужчиной. Категорично сказал, что он атеист и критика, критика, критика и храма и служителей. Мои потуги порассуждать на эту тему просто не слушались, а было только упивание своей правотой! Мне тоже многое не нравится в храмах, но я всегда для себя постановила: я хожу к Богу, и все мы, к сожалению, грешники. Прежде посмотри на себя, ой, сколько непотребного увидишь. Спасибо за эту статью. Постараюсь напечатать и отдать тому собеседнику. Может быть принесет пользу.
Мария М 7 апреля 2017, 16:05
Мы, современные люди, хотим видеть в посещении церкви что-то вроде похода в театр. Сами принарядились, и вокруг пусть все достойно оденутся. Идем за культурными впечатлениями, какими-то сверхъестественными ощущениями. А если что не так: хор плохо поет, проповедь скучная, иконы дешевые, просфор мало, то начинаешь сомневаться в существовании Господа, ругаешь церковные приходы. То, что служба это тяжелый, сосредоточенный и необходимый молитвенный труд, осознается нами с большим трудом.
Иоанна_ 7 апреля 2017, 16:03
/Нравится – не нравится; хочу – не хочу; буду – не буду. Детский лепет какой-то... Это Бога касается!// Нет, это НЕ Бога касается. Все мы очень разные. Богом созданы такими разными, наверное, неслучайно. И ищем спутника жизни, друзей, а также и храм, и монастырь (кто хочет стать монахом), и духовного наставника таких, чтобы взыграло сердце. Всё это очень важно для нашего спасения. И в этом нет ничего греховного. Когда-то в далёкой стране я больше года ходила в храм, как на каторгу. Выбора не было. До сих пор тяжело вспоминать об этом, и я совсем не уверена, что в этом была какая-то особая духовная польза.
Tatjana 7 апреля 2017, 15:37
Спаси Вас Господи, о.Андрей! С праздником Благовещения Пресвятой богородицы. Батюшка Андрей -статья -" благая весть"-очень нужная всем нам, грешным! Как всегда- чётко, ясно, убедительно. Спасибо! С поклоном- Татьяна
Анна 7 апреля 2017, 15:25
Прекрасно, да. И прав о. Андрей - немного людей поймёт, о чем это он. Ещё года 3 назад я у профессора Осипова услыхала, что не нужно чересчур красивого пения - это не концерт. Не нужно отвлекаться на красивое. И как же верно: ходить в церковь, как на работу, на труд, это служба, в конце концов - нравится, не нравится, иди, моя красавица. Вчера ты весь умиленно-размягчений стоишь на службе, а сегодня весь сухой и больной, думаешь, счас упаду. Болят ноги, руки, спина, голова - нужное подчеркнуть. А рядом - странноватые люди (а где ещё им быть?). Тесно, жарко, холодно, дует, шумно, не слышно - нужное подчеркнуть.
Светлана 7 апреля 2017, 15:13
Уважаемый отец Андрей! С праздником Вас! Как всегда, Ваши мысли сначала кажутся неожиданными, а потом удивительным образом совпадающим с тем, что есть в моей душе. Спаси Вас Господь за Вашу правду, порой шокирующую сразу, но необходимую и всегда нужную. Я вот иногда удивлялась, почему в маленьком, бедном сельском храме, с невнятно произносящим ектеньи батюшкой и нестройно поющим хором мне было удивительно хорошо. А все же просто - там - и везде - Господь. Помилуй нас, Господи, и Вас, отец Андрей. Помощи Вам Божией!
Галина 7 апреля 2017, 15:04
Аминь!Аминь!! Аминь!!!
Варвара 7 апреля 2017, 14:58
Алле. Похоже, что вы открыли только что талант о.Андрея, еще не прочитав ни одной его книги, а их великое множество.Найдите и читайте!
Этот талант от Бога!!!!!!!!!!!!!!
Тамара 7 апреля 2017, 14:48
С Праздником, дорогой батюшка!
Статья - просто супер!!!
Спаси и сохрани вас Господь!
Божией помощи вам во всех ваших начинаниях!!!
Анна 7 апреля 2017, 14:48
Вы, батюшка, миссионер, как Иоанн Кронштадтский. Просвещаете светом веры тех, кто живёт рядом.
Спасибо за Ваш труд!
Николаевцы тоже помнят Вас, молятся и ждут...
У нас, кстати, уже абрикоса (да, именно абрикоса, а не абрикос - южане поймут!) зацвела...
Андрей Роденко 7 апреля 2017, 14:07
только что после литургии размышлял всю дорогу о том, почему величайшее таинство мне так ...не любо, почему так все плохо в церкви... через о.Андрея получил ответ. спаси Бог!
Мария 7 апреля 2017, 13:18
Батюшка, вот уж Благая Весть! Спаси, Господи! Когда больше всего тягостно, и тесно, и трудно... и кажется, что сил нет, терпения нет - вот тогда немножечко открывается, что путь к Богу именно такой. Благодарю, что не даёте нам забыть об этом. Храни Вас Бог.
Любовь 7 апреля 2017, 13:07
Замечательная статья!!! Всем надо порекомендовать к прочтению! Помоги нам,Господи, прости нас грешных!!!
Алла 7 апреля 2017, 13:03
Дорогой отец Андрей, если вы читаете комментарии под вашими статьями, то хочу сказать, что я большая ваша поклонница! Вы просто потрясающий - во всех смыслах этого слова. Мне кажется, что вы могли бы стать прекрасным автором, писать очень интересные, и при этом глубокомысленные произведения. И я говорю про художественную литературу, которую будут читать все, а не только воцерковленные. У вас есть настоящий талант! Вы красиво и интересно пишите, с огоньком, невозможно остаться равнодушным. А ведь многие статьи на сайте читаются просто "для галочки", и не оставляют в душе следа. Ваши всегда вызывают массу эмоций.
Мерзликина Ирина 7 апреля 2017, 13:02
Отец Андрей! Храни Вас Господь! Ваши статьи очень помогают мне. А эта статья просто написана для меня. Спасибо Вам большое. И дальше просвещайте нас неразумных. Спаси Бог!
Тамара 7 апреля 2017, 12:40
Спасибо .батюшка Андрей .Киевляне помнят вас .молятся и ждут .
Сергей Рымарев 7 апреля 2017, 12:32
Ещё раз убеждаюсь в том, что о. Андрей послан России Богом, чтобы докричаться до нас, погибающих в своей глухоте и лени духовной. Помогай ему Господь в его святых трудах для нас неразумных грешников!
ishimb insto.ru 7 апреля 2017, 12:16
С Праздником, отче! Потрясающе точно подмечено! И сама я всегда радуюсь благолепию храма и наслаждаюсь отличным пением и четким внятным чтением в церкви, а уж если проповедь была живой и образной- то счастье мне, счастье! Теперь поменяю точку зрения.И благодарю за цитаты из столь любимых мною Толкина и Льюиса!
р.Б.Алла 7 апреля 2017, 11:39
Всех вас,дорогие братья и сестры с праздником Благовещания!Благодарю о.Андрея за публикацию!Как всегда вразумительно!
наталия 7 апреля 2017, 11:26
СПАСИБОЖЕБЛАГАЯВЕСТЬ!
Морилова Ирина 7 апреля 2017, 10:13
Отрезвляюще. Спасибо, отц Андрей, в очередной раз глаза открыли на себя. И глубинный смысл происходящего. Дело не в твоих эмоциях, ты пришёл к Богу, вот его и ищи и "во всех и во вся"
Елена 7 апреля 2017, 09:54
Превосходно!
Анна 7 апреля 2017, 09:31
Всех с Благовещением Пресвятой Богородицы!
Безмерная благодарность о.Андрею за статью!Как всегда. в точку! Как всегда, просто, чётко разложено по полочкам и всем доступно! Моё мировоззрение в этом вопросе повернулось на 180 градусов.
Спаси Господь!
Простите за обилие восклицательных знаков, но не могу сдержаться:)
tatiana 7 апреля 2017, 08:48
мир вам.разве поклонения требовал господь к себе.???Нет!!!!Госпдь требовал покаяния и любви друг к другу..И раздать имения свои и разделить то,что имеют между собой.С такими лозунгами и шли революционеры за правое дело.онастырь и есть подобие первых коммун,где отдаешь по своим возможнлстям,а получаешь по потребностям.При этом прославляешь Господа нашег Иисуса Христа.Только там есть покой,где есть равенсьво материальное!!!Но если все будут в монастырях,кто будет производить товары потребления.???Это все уже было в истории.Человек должен трудиться в оюществе и получать вознаграждение за свой труд.А эпистолярным наследием церковников можно только укреплять Дух Божий в человеке и
Михаил 7 апреля 2017, 08:47
"Ты же ищи не духовных сладостей, а ищи Христа, благоволившего не отделять Себя от грешников."
Спасибо о. Андрей, спасибо...
Галина 7 апреля 2017, 08:26
Браво, батюшка! Право, каждое слово - в точку, браво!
Инна 7 апреля 2017, 08:17
Спасибо! Отрезвляющие слова
Anna Rese 7 апреля 2017, 06:43
Спасибо. Читаю и нахожу все мысли и слова свои. Слава Богу за всё. Простите, вот эту правильную информацию надо донести до прихожан в местных газетах, брошюрах, раздавать в монастырях паломникам. Всё абсолютная, совершенная правда.
Надежда 7 апреля 2017, 05:56
Спаси Господи!!!Батюшка Андрей -статья очень нужная.все о нас грешных!
Евгения 7 апреля 2017, 05:23
Отец Андрей,будто пыль из меня выхлопали. Чётко, ясно. Помоги вам Господи! С Праздникомм!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×