Три маленькие победы

Зарисовки из прозоровской трапезной

«Чай без заварки и сахара – вода водой!» – с порога трапезной провозгласил отец Анатолий. Потом, чуть помешкав, сообщил: «Хотя в День Победы можно и не чаю, только умеренно». Радостные прихожане горячо его поддержали.

Протоиерей Анатолий Денисов Протоиерей Анатолий Денисов

Радость вызвана отнюдь не известным послаблением в рационе. Радость, похоже, одно из главных чувств общины храма Михаила Архангела в ярославском селе Прозорово. Своим себя тут чувствует каждый: единожды здесь побывав, человек чаще всего становится настолько своим, родным, что приезжает вновь и вновь – даже во второй раз тебя тут встретят как давнего хорошего знакомого, а то и друга. Общая молитва, труд и трапеза – давние испытанные средства хорошего христианского общения. И тоска по такому общению приводит сюда, в Прозорово, к отцу Анатолию Денисову, настоятелю храма, да и к другим, близким к этому храму, многих людей со всех концов России, а то и Европы – самых разных профессий, званий, положения в обществе. Академик может разговаривать с лесорубом, крестьянин рассуждать о чем-то с адмиралом – это здесь естественно. «А всё просто, – объясняет батюшка. – У нас же как в бане: все равны». Потом может плавно перейти от бани реальной, прозаической, к теме бани пакибытия, и тут уже слушают все, и внимательно.

О том, как создалась такая добрая община, как она живёт – рассказ отдельный. Пока же батюшка, поздравляя друзей с Днем Победы, вспомнил свой разговор с одним знакомым контр-адмиралом, тоже близким другом всего прихода, и еще пару историй – достойных и удивительных.

Армия без болонок

Храм Михаила Архангела в с. Прозорово Храм Михаила Архангела в с. Прозорово
– Начну с печального. Я помню, как наш адмирал рассказывал о своём отчаянии в совсем еще недавнее время, о том раздрае, который творился в нашей армии. Ну, он плакал буквально! Говорил, хочу снять мундир и бросить в физиономию той тетке. Я спрашиваю, что за тетка. «А-а, не хочу и называть даже. ‟Работает”, извини за выражение, в министерстве обороны. Лет 20, может, чуть старше. Фифа высокопоставленная. Так можешь себе представить, батюшка, что от ее присутствия на совещании высшего комсостава зависит будущее нашей армии?! Мужики – генералы, адмиралы, все дела – стоят, ждут, когда изволит появиться. Явилась через полчаса примерно: ‟Ой, а у меня болонка приболела, понос у нее – я к ветеринару ее возила. Давайте начинать совещание”. Вот веришь, нет, а мы, когда услышали про этот понос собачий, поняли, что еще немного – конец настанет всей стране. Тут я чуть мундир-то и не бросил ей в рыло». Мы тогда еще посидели, и он признался, что только Бог может спасти страну.

Что Бог, в общем-то, и сделал: сами его недавно видели – сияет, что три звезды Героя. Выправка, осанка, достоинство – подойти боишься. А он сам к тебе бежит: «Батюшка, Бог нам помогает! У нас сейчас гораздо лучше стало!». Говорю: «Что, никак понос прошел?». Тот хохочет: «Да забудь ты уже! Убрали ту фифу куда подальше – сейчас у нас всё серьезно. И строго, и серьезно, и за родную армию и флот не стыдно. Служим, работаем, слава Богу. Работы, правда, уйма, но мы не унываем. А еще многие из наших по-настоящему верующие, вот так. И то, что министр крестится, так это всё искренне, поверь».

Подлинная красота

Отец Анатолий обвел взглядом трапезную. На полках – экспонаты для будущего музея: старые приемники, гармони, аккордеоны, фотоаппараты… Есть даже видавшая виды каска вермахта. Вздохнул:

Раскалили докрасна печь и по одной подходили, уродовали себя специально

– Такая история. Сами прекрасно знаете, что нам, священникам, часто выпадают просто удивительные иногда встречи. Наверное, чаще, чем другим. Так вот, хочу рассказать о двух таких встречах – как раз в тему праздника. Однажды был в Белгороде, там говорили о том о сем с одной пожилой женщиной, бабушкой уже, но очень такой, как бы сказать, крепкой, статной, красивой. Разговор ведет спокойно, достойно, а правую руку, я заметил, прячет. Даже когда крестится, не хочет, чтобы ее было видно. Присмотрелся, изловчился: рука изуродована. Пристал все-таки с расспросами, деликатно попытался. Знаете, что узнал? Оказывается, в их селе во время войны стояли немцы. Людей стали угонять в Германию – кого на работы, кого – в дома солдатских утех. Так что сделали, как эта женщина мне рассказала, все девушки из их села: растопили баню, раскалили докрасна печь, выстроились в очередь и по одной подходили к печи, уродовали себя специально. Кто руку прикладывал, кто лицо – увечных немцы не брали. Мясом воняло страшно, а девушки идут – уродуют себя, чтобы честь сохранить. Как думаете, это победа над врагом? Из таких побед общая и сложилась, я считаю. И это подлинная красота, не звяканье побрякушками.

«Мы лучше чай с баранками»

Дали обет Христу: Господи, помоги добраться домой, и мы до конца жизни не будем есть мяса

– А бывали и чудеса. Дело нам, христианам, привычное, но оттого не менее чудесное. Давненько уже пришли сюда в гости две подруги, жительницы нашей Пошехонской земли. Тоже старенькие. Мы суетимся, суп куриный готовим, второе, третье – как бы угодить. Они благообразные, скромные, стесняются, но говорят решительно: «Отец Анатолий, всё у вас вкусно, но вы уж простите, мяса мы есть не будем». Я на календарь смотрю: день вполне себе скоромный, бабушки только что после Причастия – в чем дело-то? Они мне и рассказали, что дали Богу обет: не есть мяса вообще. Почему же? – спрашиваю. «За чудесное спасение и чудесное же возвращение домой, на Ярославщину». Оказалось, что пошли они на фронт, попали в плен. И в плену они должны были работать в ресторане для высшего комсостава – еду им, значит, приносить. Господь уберег, и ничего с девушками немцы не сделали: может, о чести помнили, может, о своем положении – кто знает. Так или иначе, не тронули. Тут наши на Запад идут – немцы, понятное дело, побежали. Девушки рады: ура, свои! Освободители! Угу, тут-то им и перепало: «Ах вы такие-сякие, подстилки фашистские! Вы этим гадам жрать давали, сами живые остались! Да мы вас!..». Бабушки плачут, рассказывают: «У нас тогда такой выход был – либо повеситься, либо подвергнуться насилию от своих же. И еще был выход: чудо от Бога. И мы дали обет Христу: Господи, помоги нам добраться домой, и мы до конца жизни не будем есть мяса. Так что, батюшка, прости, но мы лучше чаю с баранками, ладно?». Как не ладно! Они и жили так, чудом вернувшись домой, в своем селе, всегда молились, ждали, надеялись, что церковь откроют. Тоже – победа, мне кажется.

Как думаете – это маленькие победы или большие? Вот радуемся мы здесь, дорогие, Дню Победы, празднуем, торжествуем. Это хорошо, конечно. А давайте еще подумаем, что настоящая Победа – она над своими грехами, над собой. Вот тут можно и за ценой не постоять – какие у нас перед глазами примеры, а? Но «Прощание славянки» я сыграю! – отец Анатолий взялся за гармошку.

Петр Давыдов

17 мая 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
20 лет при архимандрите Павле (Груздеве) 20 лет при архимандрите Павле (Груздеве)
Прот. Анатолий Денисов
20 лет при архимандрите Павле (Груздеве) 20 лет при архимандрите Павле (Груздеве)
Протоиерей Анатолий Денисов
Отец Павел выходит из своей кельи: короткие шаровары, ноги босиком, волосы распущены. Говорит: — О, Толянко, в параличной шляпе идет. Я говорю: — Батюшко, дак новая. — Дак сам вижу. Он снял с меня шляпу и на кол повесил. Так она три года ворон отгоняла. Приехал я домой — и никакой атомной войны.
25 лет на сельском приходе. Ч.2. Брейтово 25 лет на сельском приходе. Ч.2. Брейтово
Прот. Анатолий Денисов
25 лет на сельском приходе. Ч.2. Брейтово 25 лет на сельском приходе
Часть 2. Брейтово
Протоиерей Анатолий Денисов
Однажды отец Павел (Груздев) здорово меня отругал: «Ты никогда не дели людей – это Бог будет делить, а ты ко всем одинаково относись, верующий он или неверующий. Какое ты имеешь право, а? Это – человек. Ты его люби, какой он есть!»
25 лет на сельском приходе. Ч.1. Спас-Водога 25 лет на сельском приходе. Ч.1. Спас-Водога
Прот. Анатолий Денисов
25 лет на сельском приходе. Ч.1. Спас-Водога 25 лет на сельском приходе
Часть 1. Спас-Водога
Протоиерей Анатолий Денисов
И пошло дело. Гробы колотим, на день рождения подарок – гроб. А что? Грибы-ягоды заготавливаем. А грибы-ягоды – это не игрушки.
Комментарии
владимир 4 июня 2017, 11:04
От таких рассказов теплеет на душе!
Алексей17 мая 2017, 19:37
Вот читаю этот текст, и параллельно слышу живую речь и родной голос с хрипотцой дорогого отца Анатолия :)
Михаил17 мая 2017, 13:29
Хорошо пишет Пётр Давыдов. Здоровья ему и Царствия Божия!!!
Марина17 мая 2017, 13:09
Хорошие истории. Чистые. Спасибо большое!
Ваня17 мая 2017, 09:39
Отец Анатолий дорогой! Как здорово опять прочитать об этом прозоровском батюшке.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×