Покаяние и чувство вины: в чем разница?

«С точки зрения психологии христианство деструктивно. Оно культивирует чувство вины – токсичную основу всех неврозов и деформаций личности. Задача нормального человека – избавиться от чувства вины, а не “расковыривать” его с помощью христианских духовных практик…»

Подобного рода комментарии разной степени «экспертности» все чаще можно увидеть в сети. И, я думаю, от них нельзя просто отмахиваться, высокомерно похмыкивая. Я бы даже предположила, что современная психологическая теория в некотором роде сродни дарвинизму. Если использовать ее вульгарные, «журнальные» изложения, то она кажется эдакой новой мощной бомбой под фундаментом христианства – такой же, какой когда-то казалась теория эволюции.

На самом деле претензии психологии к христианству кажутся обоснованными лишь тогда, когда кто-то пробует сравнивать свое приблизительное представление о «чувстве вины» с еще более приблизительным представлением о христианском учении.

Все, кто сталкивался с психологическими теориями в основном на страницах женского «глянца», склонны путать болезненное чувство вины со вполне полезной и, вообще говоря, необходимой объективностью. То есть человеку начинает казаться, что всякое признание вины есть уже психологическое отклонение, дурной навык, от которого следует поскорее избавиться. Если подобрать абсурдную, зато до предела понятную иллюстрацию, то это выглядит так. Жена, изменившая мужу, не должна «изводить себя чувством вины», ее задача – «понять», что виновата не она, а только муж, не проявлявший должного внимания, и обстоятельства, сложившиеся определенным образом: «так вышло».

«Вы не виноваты» – это уже довольно распространенный лозунг многих коммерческих псевдопсихологических тренингов. Вы не виноваты, что не вернули долг, – на дворе кризис, а кредитор, в конце концов, должен бы был и своей головой подумать, прежде чем раздавать деньги направо и налево. Вы не виноваты в аборте – это все «молодой человек» и сложная жизненная ситуация. (Что? Нет-нет, конечно же, это не вы принимали решение вступить именно в такую неофициальную связь именно с этим молодым человеком.)

Можно сказать, перефразируя поэта: «Ах, оправдать меня нетрудно, я сам оправдываться рад». Но если еще лет двадцать назад даже в светской культуре такое самооправдание не считалось общественной нормой, то сегодня под лозунг «А это не я!» подведено полунаучное объяснение: он-де помогает избежать самоедства и неврозов.

Увы, серьезных психологов при этом мало кто спрашивал о том, действительно ли всякое признание своей объективной ответственности за неблаговидный поступок ведет к «неврозам».

А ведь на самом деле «чувство вины» – то, о «токсичности» которого говорит психология, – относится совсем к другим ситуациям. Такое чувство вины как раз не имеет под собой реальных оснований. То есть когда человек совершил нечто неблаговидное и признает это – он не «страдает чувством вины», а признает свою реально существующую вину, после чего получает возможность увидеть, что же ему делать с этим дальше, как исправлять.

А «чувство вины» – это, например, уверенность подрастающего ребенка в том, что именно из-за него развелись его родители или из-за него десять лет назад умерла бабушка. Под таким чувством нет объективного основания, а значит, нет и инструментов для исправления ситуации, для избавления от гнетущего самоедства, которое в этом случае действительно деструктивно для психики и зачастую требует работы с грамотным психологом.

Вредоносно ли истинное чувство вины – безосновательное, невротическое? Безусловно. «Проповедует» ли его христианство? Безусловно, нет.

Христианское покаяние, которое часто выражается в Таинстве исповеди, касается именно сознательных, реальных, совершенных человеком дурных поступков. И даже когда мы говорим о грехе «помышлением», то есть мыслью, то имеется в виду не всякий ветер, забредший в голову, а дурные мысли, сознательно человеком принимаемые, те, что его долго «тешили» и им смаковались.

В отличие от безвольного и бесконечного подтачивающего «чувства вины» христианское покаяние – это как раз начало активное, преображающее, меняющее человека и его психологическую «температуру». Можно бесконечно мысленно ковыряться в собственных «пунктиках» на тему «ах, какое же я ничтожество»… А можно сказать: «Господи, я действительно ничтожно поступил тогда-то и тогда-то! Но я не хочу так больше – помоги исправиться!» – и это уже позиция действия, изменения жизни, а не безвольная статика невроза.

«Ты виноват» – это звучит оптимистично. Потому что теперь ты знаешь, за что браться и что исправлять

«Ты виноват»: с точки зрения христианина это звучит оптимистично. Потому что теперь ты знаешь, за что браться и что исправлять. Ведь если в собственной жизни ты совершенно ни в чем не виноват, а это все они, коварные обстоятельства – то у тебя и перспектив никаких! Ведь можно ли исправить «обстоятельства», не исправляя себя?..

– Постойте, – можно мне возразить, – но разве церковное учение о грехопадении не говорит еще и о той самой «безосновательной» вине, в которой нет ответственности конкретного современного человека? Разве учение о первородном грехе не приводит как раз к такому чувству вины, которое не следует за определенными проступками человека, а лишь довлеет над ним в виде прародительского наследства?

Но ведь и это – слишком упрощенное представление о христианстве. Библейская история сообщает не только о том, как через Адама и Еву грех вошел в мир. Сначала она повествует, сколь прекрасен человек с точки зрения Божественного замысла о нем – ведь он создан по Образу Бога. И после – рассказывает о великой цене спасения человечества через крестную смерть Христа. Все это – повод не для гордости, конечно, но для того умонастроения, которое философ Иван Ильин называл чувством духовного ранга, то есть здоровым чувством достоинства человека и ценности его жизни.

С точки зрения христианства человек одновременно и прекрасен, и «удобопреклонен» ко греху. Но эта склонность ко греху, которая является «отголоском» грехопадения, не довлеет над ним как рок. Напротив: человек снабжен средствами борьбы, активного преодоления греховности – молитвой, церковными таинствами, постом как средством духовной «муштры».

И покаянием как возможностью не «застревать» в ситуации собственной вины и греховности, не самоедствовать, а просить помощи у Того, Кто силен вывести из любой духовной ямы. Вина реальная, осознанная, названная – может быть исправлена или исцелена. Это лучше, чем, сидя в яме, безвольно и с извращенным наслаждением упиваться абстрактным и не названным «чувством вины».

Елена Фетисова

5 июня 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Людмила15 августа 2022, 08:20
Я не нашла ответа на свой вопрос. Известно, что значительную часть прихожан составляют люди, имеющие в той или иной степени невротическую зависимость. Таким людям в церкви хочется найти опору и любовь. Если же батюшка на воскресной проповеди регулярно напоминает про грехи и наказание, болезни, скорби, смерть и суд, то религиозность таких людей сильно деформируется и вера становится мучением. А ведь Евангелие - это благая весть. Поэтому очень хочется, чтобы было больше любви, радости и смысла, и тогда грешить будет действительно противно и стыдно. Так думаю.
Лариса25 марта 2020, 07:51
У хороших психологов совершенно четкое и правильное понимание "чувства вины", с мнением, высказанным в статье, совпадает. Однако, не все психологи - хорошие специалисты (как и в других специальностях). Спасибо автору за такое понятное обьяснение.
Борис 8 сентября 2019, 10:14
Я считаю что позиция автора не верна в принципе. Автор противопоставляет чувство вины, которое человек должен испытывать по отношению к себе, совершая с точки зрения христианства грехи, и перекладывание ответственности на других, что также является проявлением вины. Только по отношению к другим (обстоятельствам). И то и другое разрушительно. Я, думаю, что нужно избавлять и от первого, и от второго. Брать на себя ответственность, а не перекладывать её на других и на Бога. И в то же время относиться к своим ошибкам как к опыту. И, соответственно, если он тебя не устраивает, то, реально менять ситуацию. А не перекладывать её на Бога (священника), исповедаться и забыть.
Иоанна_10 июля 2017, 20:09
Надо постараться разделить то, в чём ты сам виноват, и в этом принести покаяние, и то, в чём ты не виноват. Это последнее надо принять как крест и всеми силами стараться простить тех, кто виноват. Но самому это разделение сделать очень трудно, особенно если речь идёт о детских травмах. Почти невозможно. У меня лет 10 церковной жизни ушло на то, чтобы хотя бы для себя сформулировать свою проблему. Здесь нужен мудрый и добрый духовник, к которому есть полное доверие. Ещё совет автору: на такие сложные и болезненные темы лучше не писать тому, кто лишь издалека, "по наслышке" знает о подобных проблемах.
Олег29 июня 2017, 23:05
Всем мира и добра! Вот хотелось бы под такими статьями видеть комментарии грамотных священников или богословов.
Наталья13 июня 2017, 06:27
Спасибо большое автору, Елене Фетисовой, за статью. С интересом прочла все комментарии... Как мне думается, чувство вины обязательно должно присутствовать у человека, у которого есть совесть. Для истинно верующего человека - покаяние - необыкновенной силы способ избавиться от осознанных грехов и изменить свою жизнь, но даже покаяние не всегда избавляет от чувства вины за содеянное. Вспомните Апостола Петра, который трижды отрекся от Господа и, несмотря на то, что сам Господь (!) его простил, но до конца своих дней Петр оплакивал свою измену любимому Учителю.

Поздравляю всех читателям Православия Ру с началом Апостольского поста!
ЖЖЖ12 июня 2017, 17:29
Спасибо автору. Елена Фетисова пишет очень ясно и коротко, за краткость (сестру таланта) отдельное спасибо.
Максим10 июня 2017, 00:25
Хочу ответить на вопрос из комментария ниже (сообщение без имени от 7 июня 2017).
Дело не в принятии монашества, чтобы увидеть свою вину в любой конфликтной ситуации. Если детально разобраться, выяснить, как ситуация выглядит со стороны другого человека, с которым случился конфликт, то всегда можно найти, что мной было сделано не так, на что тот человек так вот отреагировал.
Но есть ещё и другой уровень. Вот, например, бывает мы ждём от человека определённого типа поведения согласно собственному стереотипу. Тот человек, быть может, или вовсе не такой, или если всё-таки раньше плохо поступал, но всё-таки захотел исправиться, а мы своим поведением не даём ему шанса повести себя иначе.
Ника Палеолог 8 июня 2017, 10:23
Прекрасная статья,очень нужная, даже чрезвычайно необходимая. А то нЕкоторые "знатоки человеческих душ" постоянно тычут этим самым чувством вины, якобы взращенным православием.А ведь если просто подумать и немного ближе познакомиться с православием, возникает совершенно другая картина.....
Людмила 7 июня 2017, 15:35
Благодарю,Вас за эту публикацию.Какое счастье,что есть люди которые так думают.И очень жаль психиатрию,психологию с ее иногда неверным восприятием и трактовкой. Не желанием или не возможность взглянуть, как Вы.Пишите и публикуте больше,возможно психиатрия и психология станет иной и будет приносить только пользу,а не блуждать по темным лабиринтам.
Елена Ишукова 7 июня 2017, 10:24
Спасибо за статью. Давно вступила в противоречия (скорее, внутренние) с давней знакомой, очень дорогим мне человеком, ныне психологом. Она не православная, называет меня верующей (в её переводе это звучит как слепо принимающая догматы церкви), но за верой стоит целая жизнь - мы с ней не виделись целую вечность - дороги разошлись, но для меня она очень важна. Это препятствие в ввиде неправильного понимания покаянного чувства долго не давало мне покоя. Спасибо за статью, очень хочется быть понятой и принятой правильно близкими людьми.
7 июня 2017, 09:58
За статью огромное спасибо! Наконец-то серьёзные разумные размышления. Я во многом согласна с Вами. Ещё мне хочется спросить ваше мнение вот по какому вопросу. Иногда встречается такое: в монастырях (я читала об Афоне) учат в любой конфликтной ситуации считать себя виноватым. Что это, как вы думаете? У меня есть несколько мыслей. Возможно, это новый уровень в работе над собой и он доступен только если человек принимает монашество и учится в живом общении у более опытных монахов. И возможно это вырвано из контекста. Всё-таки что это?
Сергей 7 июня 2017, 00:21
Есть нюансы. Не всё так просто, и бесплодное чувство вины подолгу грызет практикующих православных. Очень трудно понять, что в твоей власти,а что нет. Что стоит за невозможностью справиться с укоренившейся страстью? Недостаток усердия или это попущение Божие. Часто Господь оставляет человеку "непобедимую" страсть. Зная, что после её удаления человек впадет в грех тщеславия и гордыни. Часто страсть или грех оставляются человеку для смирения. Живя в этом мире мы будем видеть очень много вещей, увы не прямо, а "гадательно". Это связано со страданием и скорбью. Но...именно этими средствами совершается акт богопознания. Хотим мы этого или нет.
Иоанн 6 июня 2017, 23:01
Спасибо
Владислав 6 июня 2017, 22:52
Замечательная статья с грамотными акцентами свободы и любви.
Алина 6 июня 2017, 21:44
Спасибо! Действительно, это очень важно уметь различать голос совести (глас Божий в душе человека) и невротическое чувство вины.
Алексей 6 июня 2017, 13:58
Спасибо. Статья очень помогла.
Анна 6 июня 2017, 11:54
Спасибо, Елена. Порой не знаешь, что ответить оппонентам в разговоре. Вы очень помогли.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×