Буква А на всю страницу

Во всех письмах, которые я получаю, на передний план выходит одно слово и вонзается в мое сердце. Это слово — вина. Всех душит чувство вины, оно гнетет их и очень подавляет — и они не ощущают внутренней свободы после того прощения грехов, которое подает им Христос.

Все мы, всё человечество, уже обновлены. Кто близ Христа, тот новая тварь

У меня такое чувство, что иногда я обращаюсь к людям, не испытавшим того уюта, который подает Господь нашим сердцам. Мы всё время говорим, что мы чада Божии, что Христос пришел в мир, чтобы спасти и искупить нас, чтобы распяться за нас, простить нам все грехи, — и все мы, Его дети, всё человечество, вся вселенная, уже обновлены. Кто близ Христа, тот новая тварь. Всё вокруг новое, ты возрожденный человек, ты принимаешь Пресвятую Кровь и Тело Господа, причащаешься, исповедуешься, участвуешь в Таинствах Церкви, получаешь разрешительную молитву священника. За каждой святой литургией молишь Христа, чтобы Он простил тебя: «Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим».

Ты ищешь прощения, и Церковь дает его тебе, Христос дает его тебе. Одной из целей Святого Причастия именно это и является — мы принимаем его во оставление грехов и в жизнь вечную. Но, несмотря на всё это, ты всё равно видишь, что что-то у тебя не так, и это тебя угнетает. Это видно по твоей неудовлетворенности жизнью, недовольству, по твоей бессоннице, учащенному сердцебиению, кровяному давлению, болезнях… Это состояние виновности, угрызений совести душит тебя, оно продолжается вечно и никогда не кончается.

И это не какое-то сиюминутное состояние, чтобы можно было сказать: человек преодолеет его и успокоится, он почувствует прощение от Христа. Есть люди, — и, может, ты один из них, — которые плохо чувствуют себя постоянно. Они говорят себе: «У меня есть недостатки, немощи, я делаю ошибки, совершаю грехи». Но ты же всегда будешь их совершать и всегда будешь возвращаться на Путь! Ты всегда будешь падать и всегда вставать, и через самопознание, смирение и простоту идти ко Христу и признавать: «Господи, я такой, такова моя душа. Прими же мое обращение и покаяние и прости меня».

А знаешь, ты ведь еще ребенок! Да, ты, хоть и взрослый, тоже ребенок, и ты тоже, как и дети, выводишь каракули в своей тетрадке. Ты ребенок, который учится писать — сидишь и выводишь заглавные буквы: А, Б… И вот твоя А, вместо того, чтобы вписаться в две строки, занимает уже целую страницу. Ты еще не научился ее писать! Однако учитель знает тебя, он знает, что ты ребенок. На детей ведь не сердятся. О них говорят: «Да он же ребенок! Вот будет во втором-третьем классе, подрастет немного, тогда и начнет писать получше».

Неправильное написание букв — это самое лучшее, что может сделать ребенок. Если бы он мог делать это лучше, то сделал бы. Но он так может, он так пишет. Точно так же на нас смотрит Бог. Мы до того преувеличили ошибки, которые совершаем, что нас охватил сильный стресс. У нас в душе тревога и суровость к себе, плюс эта наша огромная склонность к самобичеванию и самонаказанию в желании почувствовать, что нам надо заплатить очень дорого, чтобы Он нас простил. Тогда как за всё это уже принес Себя в жертву Христос, Который взял на Себя бремя наших грехов, чтобы сделать нас невиноватыми.

Ты можешь почувствовать это? Это прощение? Ты чувствуешь, что снова становишься невинным созданием пред Богом? Откуда же у нас эта склонность к самонаказанию, почему у нас столько угрызений совести? Почему ты так безжалостно наносишь самому себе удары?

«Я в полном раздрае, у меня всё не так, я без конца совершаю грехи». Почему же наш дух так сник, почему бы нашей душе не воспарить, ощущая облегчение — эту бодрость, которую Христос дает нам? Господь ведь говорит:

— Дитя Мое, Я люблю тебя, не наказывай себя. Я заплатил за всё и пожертвовал Собой. Я пришел показать тебе, что понимаю тебя в том, что ты делаешь. Я подаю тебе руку не для того, чтобы ковыряться в твоих ошибках, а чтобы показать тебе путь вперед, чтобы ты продвигался к лучшему.

Блудный сын возвратился, и отец, со всем его благородством, учтивостью и совершенной педагогикой, не стал копаться в его прошлом, не вынуждал его ощущать себя окаянным. А дал ему новые одежды и надел на руку перстень, чтобы украсить его жизнь.

Однако ты чувствуешь себя очень виноватым. Ты не достоин ничего хорошего и ничего не стоишь. Есть христиане, которые постоянно думают: «Я ничего не стою, я не заслуживаю Божией любви. Как может Бог любить меня таким, какой я есть? Это невозможно! Ни Он меня не любит, ни люди не могут меня полюбить таким. Я не заслуживаю даже здоровья, и всё у меня так потому, что Бог меня наказывает».

Мы видим свою вину во всем, думаем, что ничего хорошего не сделали, и поэтому Бог нас наказывает

То есть мы видим свою вину во всем, даже в болезнях, думаем, что ничего хорошего не сделали, и поэтому Бог нас наказывает… «Я не заслуживаю счастья в жизни. Я никчемный, я неудачник, я ни на что не гожусь. Единственное, чего я заслуживаю, — это наказание».

Я спрашиваю вас: ну разве это христианская жизнь? Разве это тот конечный пункт, которого мы достигаем, т.е. к которому хотим привести молодых? Ты хочешь, чтобы твой ребенок стал христианином и был таким, как ты? Окаянным, ропщущим и негодующим? Чтобы он постоянно пребывал в состоянии подавленности и депрессии? Чтобы его душа всё время ощущала, как без конца утопает в этом болоте? Но разве туда нас зовет Христос? Евангелие — это же благая весть! А где это благо у нас, где эта радость? Где то прощение, которое дает нам Христос?

Я понимаю твой образ мыслей. Ты скажешь:

— Но ведь надо каяться, скорбеть о грехах, сокрушаться!

Естественно, эти вещи нужны. Но у них тоже есть свой «срок годности». И наступает такой момент, когда он проходит. Нельзя же оставаться скорбным до смерти. В жизни святых мы видим, несмотря на разные реалии разных эпох, что одни культивировали больше духовную скорбь, самоукорение, плач — что, однако, содержит в себе радость, связано с надеждой на Бога. И это покаяние не доводило их до отчаяния.

Нам надо направляться к свету Божию, а не рыться всё время в ошибках

Существуют и другие, устремленные больше к свету, больше туда, куда Господь зовет нас пойти. И нам надо направляться к свету Божию, а не рыться всё время в ошибках, потому что это не ведет никуда. Это особенно видно в текстах преподобного старца Порфирия, где даже покаяние представлено как опьянение — праздничное, любовное, радостное событие.

Покаяние — это не постоянное стенание и терзание. Это особенно относится к молодым людям, которые и без того так изнурены, печальны и измучены. И чтобы после этого к ним еще явился кто-нибудь из Церкви, взял за грудки и сказал:

— Надо плакать, надо чувствовать себя плохо!

Покаяние не возникает под давлением извне. Чувство вины и угрызения совести существуют в нашей жизни для того, чтобы напоминать нам, что что-то у нас не так. Вина словно говорит тебе: «То, что ты сделал, не было любовью. Пойми свою ошибку, признай свою ответственность, плачь об этом, взыщи прощения и исправься». Угрызения бьют нас, как стегают коня, чтобы он тронулся с места: ты его бьешь, не чтобы поранить, а чтобы вывести его из оцепенения. Так ты говоришь ему: «Пошел!» Это и есть польза от угрызений совести, их функция и цель — разбудить нас, а не чтобы мы в них захлебнулись…

У них имеется срок годности. Наступает момент, когда они прекращаются. Иначе где же та радость, которую Христос призывает тебя пережить?

Почему мы идем в церковь со всегдашней тоской и таким чувством, что мы самые окаянные и недостойные люди на свете? Хотя я и нищ и окаянен, но я — Божие дитя, и это ради меня Христос пришел на землю и распялся, пролил Свою Пресвятую Кровь! Он поит и кормит меня ею и дарует мне Свою радость! И после этой радости я уже не могу оставаться неблагодарным. Я простираю руки и говорю Ему: благодарю Тебя и принимаю радость, которую Ты мне даешь! Я принимаю Твое прощение в Таинстве и ухожу радостный.

(Продолжение следует)

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова

Православен Свят

22 февраля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мы ответственны за все? Мы ответственны за все?
Митр. Нектарий (Антонопулос)
Мы ответственны за все? Мы ответственны за все?
Митрополит Нектарий (Антонопулос)
Мы хоть задумывались когда-нибудь, сколько событий в истории человечества начались из ничего, из незначительных мелочей?
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Прот. Валериан Кречетов
«Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО) «Ты кого обидел – запомни это. Тебя кто обидел – забудь» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым о прощении
Никита Филатов
Как быть, если обида не забывается? Почему мучит грех, который ты исповедовал? Что делать, если кто-то пытается манипулировать твоим чувством вины? И всегда ли нужно искать прощения? Может быть, и непрощение тоже ко благу?
Как жить с виной Как жить с виной
Марина Бирюкова
Как жить с виной Как жить с виной
Марина Бирюкова
Что делать с грехом – мы знаем: каяться. А вот с виной что делать? Станет ли она меньше от нашего раскаяния?
Комментарии
20 июня 2018, 15:10
спаси вас Господи!!!!
Ольга25 апреля 2017, 20:17
Спаси Господи, о. Андрей! Глубина и простота мысли поражают. Статья про меня и для меня, многогрешной. А жить-то как-то надо. Рецепт как это делать нашла в этой статье.
Надежда25 февраля 2017, 21:34
Благодарю за указанный путь к свету.Приведи Господи к покаянию как опьянение -праздничное,любовное,радостное событие по учению преподобного старца Порфирия.Да поможет нам Бог!
Andrey23 февраля 2017, 12:57
Замечательная статья!!! поразительно просто и доступно: "— Но ведь надо каяться, скорбеть о грехах, сокрушаться!
Естественно, эти вещи нужны. Но у них тоже есть свой «срок годности». И наступает такой момент, когда он проходит."

Спасибо.
Елена22 февраля 2017, 21:55
Спасибо, отец Андрей!! Ваши статьи заставляют поднять голову от земли, а не чувствовать себя червем!!!
Марина22 февраля 2017, 18:54
Спасибо, отец Андрей! Хорошо, что теперь многие могут узнать о том, что Бог простил те грехи, которые человек уже исповедал. Он сразу их простил. Они, эти старые грехи, которые кажутся непрощенными, тянут нас назад, вниз. Мы же не Бог, и не имеем в себе такой любви, поэтому мы себе не прощаем. И судим Его по себе - а это совсем неправильно. Старые грехи не дают увидеть грехи, которые мы продолжаем совершать. И мы не сможем выбраться из этого болота, если не поверим в Бога. В то, что Бог - это любовь, которая "никогда не перестает".
Людмила22 февраля 2017, 17:27
Спаси Господи! И правда, от угрызений совести света не видно. Слава Богу, что есть такие пастыри, которые могут правильно направить. Спасибо порталу за проповеди о. Андрея.
Svetlana22 февраля 2017, 16:00
Благословите, отец Андрей. Как всегда- в цель. В вере. одно из главных, а может и самое главное-поверить, что Господь нас Любит! Любит нас всяких... Надо побороть неверие в Его Любовь. И сразу станет легче жить, верить и идти к Нему.Но не всегда получается. Помоги нам , Господи. Всем хорошего поста. Помолитесь за меня, отец Андрей.
Юлия22 февраля 2017, 14:28
Спаси Господи! Словно именно для меня написано! Всё просто и понятно!
Надежда22 февраля 2017, 14:12
Нет радости, потому что не исправляем ошибки, а живем с ошибками.Не идем царским путем в борьбе со страстями, не умеем найти в любом делании середину между излишеством и недостатком.Помоги нам, Господи!
Михайлова Татьяна22 февраля 2017, 13:08
Извините,я не прочитала статью до конца,но самое главное,а может одно из самых главных, по моему мнению,в появлении чувстве вины это недостаток веры,сомнения,если бы у нас было больше веры таких бы проблем не возникало.Веру дает нам наш Господь по мере исполнения Его заповедей ,смирения,кротости,терпения и тогда мы приближаемся к Богу и тогда нам даются главные дары:Любовь,Благодать,Дар Святаго Духа.
ТаняСем22 февраля 2017, 13:00
Боже, спасибо Тебе за проповеди архимандрита Андрея!!!Каждое слово словно из сердца лично для меня...и ТАКАЯ поддержка меня "дитяти", что от благодарности душа летает!!!Сама всегда доводила себя до уныния такого своим самоедством,что ни в сказке сказать,ни пером описать,а прочитала статью и вот оно-СЧАСТЬЕ БОЖЬЕ!!!!Ведь действительно наши ошибки и грехи-это путь вперед к совершенству,а не в яму уныния и саможаления!!!Слава Богу за все!!!
22 февраля 2017, 12:18
Спасибо!
Николай22 февраля 2017, 10:52
Святитель Епископ Кинешемский сказал;Будьте как дитя, которое цепко держится за платье матери. Пусть вы споткнулись, упали, выпачкались в грязи греха и житейской тины-в этом нет еще неминуемой гибели...Вставайте и идите дальше, может быть со слезами, с глубокой грустью о падении, но не выпускайте из рук ризы Христовой.
Раба Ольга 22 февраля 2017, 10:30
Спасибо Вам отец Андрей за такие спасительные статьи, до слез тронуло
Мария22 февраля 2017, 10:25
Большое спасибо за статью. Свет в темноте!
елена22 февраля 2017, 09:56
спасибо за статью.главное.что господь возлюбил нас своей божественной любовью задолго до нашего рождения.
а.с.22 февраля 2017, 09:50
Апостол Павел в одном из посланий выразил свое мнение о предпочтительности безбрачия. И добавил в конце: а иначе будете иметь скорби по плоти. Вот так люди, родившие и вырастившие детей, и живут: они видят нечто как в зеркале, что напоминает им о былых, скажем, ошибках. От этого никуда не деться. Но есть люди, спокойно относящиеся ко всему: у меня теперь своя жизнь! Полно таких, спокойных, равнодушных. И для монахов есть сходная стезя: учил-учил свое чадо, а он какой-то не такой! Брак - это огромная ответственность, об этом и апостол написал.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×