Корнуолл (площадь 3563 км2) – это небольшое графство и древний кельтский регион Англии, находящийся на одноименном полуострове на самом юго-западе страны. Он омывается Кельтским морем (часть Атлантического океана между южным побережьем Ирландии и западной Бретанью) с севера и запада, а также проливом Ла-Манш с юга. Корнуолл граничит на востоке с графством Девон, от которого практически отделен рекой Тамар, поэтому данный район можно назвать почти что островом.
Точно неизвестно, когда Православное христианство было впервые принесено на корнуоллскую землю. Согласно позднесредневековым преданиям, Корнуолл посещали праведный Иосиф Аримафейский вместе с Отроком-Христом. Не существует точных свидетельств, чтобы доказать подлинность этого предания, но святой Иосиф был купцом, а Корнуолл с незапамятных времен знаменит своим оловом, так что нельзя исключать вероятность посещения им юго-западной Британии. Как бы то ни было, в IV веке православная вера была официально узаконена в Британии, как и в других частях Западной Римской империи. В V столетии в Корнуолл прибыли первые монахи, и постепенно весь регион стал христианским. Приезжали также многочисленные миссионеры из Уэльса и Ирландии, которые ранее восприняли православную монашескую традицию Египта, Сирии и Галлии.
В то время Корнуолл (ныне одно из 48 церемониальных графств Англии) был частью кельтского королевства Думнония, которое также включало в себя территории нынешнего графства Девон и, частично, графств Сомерсет и Дорсет.
Среди святых Корнуолла – пустынники и игумены, епископы и мученики, короли и королевы
Хотя Корнуолл и маленькая область, за свою православную историю он породил от 50 до 60 святых, которых можно точно идентифицировать, но если учесть малоизвестных святых, чьи дни памяти не сохранились, то общее число угодников будет еще больше! Среди святых Корнуолла – пустынники и игумены, епископы, священники и мученики, короли и королевы, многочисленные миссионеры – как мужчины, так и женщины, – молитвенники и чудотворцы. Благодаря глубоким монашеским традициям Корнуолл прозвали «землей святых», «Фиваидой святых». Вся земля Корнуолла пропитана древним духом святости. Корнуолл оставался в кельтской традиции Православия и сохранял независимость от остальной части Англии до X века. После Норманнского завоевания 1066 года он стал римо-католическим, как и другие части Британии. Корнский язык практически вымер, хотя сегодня делаются попытки его возродить. Недавно на этот язык была переведена Библия.
В XIX веке Корнуолл находился под сильным влиянием методизма, но литургическое возрождение началось здесь примерно 100 лет назад. Сегодня почти каждые город и деревня в Корнуолле имеют своего местного небесного покровителя – названия таких населенных пунктов обычно начинаются с «Сент» (Saint/St), то есть «святой»[1]. Помимо древних церквей, в Корнуолле сохранились многочисленные старинные кресты, кое-где – святые мощи, и – самое потрясающее – более ста святых источников (в среднем каждое графство Англии имеет лишь трех-четырех местных святых и не более 30–40 источников). Жития многих ранних святых Корнуолла были изучены в относительно недавнее время агиографом Гилбертом Хантером Доблем (1880–1945) и нашим современником, профессором Николасом Ормом из университета Эксетера. В XX в. в Корнуолле появились первые православные приходы за последнюю тысячу лет.
С древнейших времен святая корнуоллская земля имела трех небесных покровителей: архангела Михаила, преподобного Пирана и преподобного Петрока.
***
Архистратиг Михаил явился в видении рыбакам на острове близ южного побережья
Почитание архангела Михаила как покровителя Корнуолла связано со следующей историей. Согласно преданию, святой архистратиг Михаил в 495 году явился в видении рыбакам на маленьком скалистом острове близ южного побережья Корнуолла, и с тех пор это место считается священным. Остров носит название Сент-Майклс-Маунт, то есть «Гора святого Михаила», возможно, потому, что он поднимается из моря в виде скалы/горы (примечательно, что в Нормандии есть живописный скалистый остров Мон-сен-Мишель – «Гора святого Михаила» по-французски – с древним знаменитейшим бенедиктинским монастырем-крепостью, а к западу от Ирландии – остров Скеллиг-Майкл (Скала святого Михаила), где ирландские православные монахи-аскеты в течение нескольких столетий спасались на вершине скалы в крайне суровых условиях, пребывая в постоянной молитве, а еду им зачастую приносили ангелы). С VIII по XI вв на острове существовал православный монастырь, ставший главной святыней Корнуолла и важным духовным центром всей страны. В Средние века здесь совершалось множество чудес, сюда стекались паломники из Англии и других стран. После Норманнского завоевания на острове Сент-Майклс-Маунт основан католический приорат, зависимый от аббатства Мон-сен-Мишель во Франции. Этот великий монашеский центр, к сожалению, был распущен в 1414 году королем Генрихом V – та же участь постигла все остальные «иностранные монастыри» в Англии. Величественная бывшая монастырская церковь XII в, несмотря ни на что, продолжает возвышаться на самой вершине священного острова и вместе с местным замком привлекает многочисленных паломников и туристов по сей день. Это место, избранное архангелом Михаилом, сохраняет атмосферу таинственности, уединения и святости. Остров Сент-Майклс-Маунт неприступен, но во время отлива до него можно дойти от берега Корнуолла по вымощенной камнем дорожке – путь составляет менее 400 м.
Преподобный Пиран Корнуоллский (память совершается 5/18 марта)
В Средние века здесь совершалось множество чудес
На протяжении полутора тысячелетий святой Пиран (также Перран) почитается как покровитель корнуоллских углекопов, рудокопов, особенно добытчиков олова, а также один из небесных покровителей всей области. Это один из величайших святых Корнуолла и, возможно, один из самых ранних. Во многих календарях его преставление датируется 480-м г. Согласно наиболее популярной версии, будущий святой родился в Ирландии (согласно другой версии, его родиной был Гламорган в Уэльсе). Предание рассказывает красивую историю о том, как Пиран очутился в Корнуолле. Ирландский язычник, ненавидевший молодого подвижника Пирана за его христианскую веру, привязал к нему мельничный жернов и сбросил со скалы в бушующее море, которое в тот же момент стало спокойным. Поддерживаемый чудесной силой, Пиран «поплыл» на камне, как на плоту, и в конце концов добрался до северного берега Корнуолла целым и невредимым. Угодник принял это как знак Божий, что ему следует остаться на корнуоллской земле и привести как можно больше местных жителей к истинной вере и познанию Бога. Это предание можно понимать духовно.
Точно известно, что святой Пиран некоторое время вел аскетическую жизнь в местечке Перранзабуло (означает «Пиран в песках») на побережье Корнуолла. Пустынник молился в простой убогой часовне-хижине, выстроенной им в ирландском стиле из глины и соломы, в районе обширных песчаных дюн – сегодня здесь расположены популярные среди археологов и туристов песчаные пляжи Пенхейл-Сэндс. После смерти святого на месте его хижины построена часовня длиной в 9 м, освященная в его честь.
Вскоре к подвижнику присоединилась большая братия из местных христиан, обращенных в веру им самим и другими проповедниками. Вместе они основали монастырь Ланпиран, то есть «церковь Пирана». Пиран стал первым игуменом этой обители, просуществовавшей до 1085 года.
Во всех ранних источниках Пиран упоминается как один из наиболее успешных миссионеров, трудившихся на территории Корнуолла. На протяжении многих лет угодник жил отшельником в полном затворе недалеко от нынешнего города Падстоу. Пиран совершил столько чудес и привел к святой вере и радости во Христе так много людей, что все его любили и почитали еще при жизни. Некоторые ученые предполагают, что Пиран был посвящен во епископа и его кафедра находилась в Падстоу.
После смерти Пирана его глубоко почитали в Корнуолле и других кельтских районах, особенно в Уэльсе (где он проповедовал и основал несколько церквей), Ирландии и Бретани.
Человек Божий Пиран преставился ко Господу в Перранзабуло, где у него были часовня и святой источник (вода последнего исцеляла многих людей от рахита). Угодник был захоронен на этом же месте, но позднее его мощи разделили и подарили многим приходам страны. Доподлинно известно, что одна рука Пирана хранилась в кафедральном соборе города Эксетер в Девоне, где ежегодно ее выносили с крестным ходом для поклонения верующих, и процессии сопровождались множеством чудес. Другая рука святого долгое время хранилась в монастыре в честь Животворящего Креста в Уолтеме графства Эссекс. В одно время его честная глава, серебряный крест, жезл и личный медный колокол почивали в прибрежном городке Перранпорт («порт святого Пирана») рядом с Перранзабуло на севере Корнуолла.
На протяжении веков горняки, шахтеры Корнуолла призывали имя святого Пирана в своих молитвах, просили его укрепить и благословить их в крайне нелегком труде. Многочисленные города, деревни и другие объекты названы в честь святого Пирана: среди них упомянутый город-курорт Перранпорт, деревни Перран-Даунс («Низины святого Пирана») и Перрансумб.
Тысячи паломников в Средние века посещали святыни, связанные с Пираном, прикладывались к его мощам. Церковь в Перранзабуло считалась величайшей святыней Корнуолла после острова святого Михаила. Сегодня Перранзабуло – маленькая деревушка. Часовня, построенная на этом месте в честь Пирана, простояла много веков. Но со временем ее поглотили пески, и она в буквальном смысле исчезла из вида. Это случилось после Реформации, когда почитание святых было официально запрещено, а святые места стали приходить в упадок. В XII или XIII веке рядом с часовней была построена церковь святого Пирана – она была больших размеров и располагалась дальше от берега. Со временем церковь неоднократно достраивали и украшали. Однако и она впоследствии стала жертвой беспощадных песков, и к концу XVIII в стало ясно, что она долго не простоит. В начале XIX в церковь разобрали и большую часть материала использовали для строительства нового храма святого Пирана в этой же деревне, в более безопасном месте – эта церковь стоит по сей день и выглядит очень древней. Среди руин старой церкви Пирана в XIX в проводились археологические раскопки, продолжившиеся в 2005 году; руины сохранились до наших дней и посещаются паломниками.
Что касается древней часовни Пирана, то ее совершенно неожиданно чудесным образом обнаружили в XVIII веке, занесенную песком, и с 1843 года ее тщательно исследовали ученые, археологи и историки. Долгое время на протяжении XX века часовня была открыта для паломников; в 1910 году ее обнесли бетонной конструкцией, чтобы защитить от вандалов. Часовня простая по плану и состоит, в основном, из нефа и алтаря, и в прошлые десятилетия верующие приносили к ней цветы и клали их на престол (перестроенный в XIX веке). Однако постоянные наводнения и передвигающиеся дюны принесли часовне немалый ущерб, так что она превратилась в руины. В 1980 году было решено закопать оставшуюся ее часть в песок, чтобы святыня лучше сохранилась. Сообщалось, что под полом часовни были найдены скелеты трех человек. В 2014 году было объявлено о планах раскопать руины часовни святого Пирана – возможно, старейшей сохранившейся каменной часовни во всей Англии! Целью было возрождение массового паломничества к святыне. Раскопки завершились к ноябрю 2014 года.
Между руинами старой церкви и древней часовни Пирана восстановлен крест X века высотой 2,5 метра в память о святом, к которому снова приезжают многочисленные паломники, проходя зачастую довольно длинный путь по пескам. Таким образом, Перранзабуло является одним из уникальнейших мест Корнуолла и всей Англии, так как здесь сохранилась и почитается великая святыня еще раннекельтского периода! Православные, католические и англиканские паломники чувствуют на этом месте особую молитвенную атмосферу и явное невидимое присутствие святого Пирана.
В память о духовных подвигах Пирана верующие корнуолльцы организуют ежегодные «шествия святого Пирана» к его кресту в Перранзабуло. Сотни участников шествия одеваются в одежду белого, черного и золотого цвета, несут в руках «флаг святого Пирана» и кладут рядом с крестом нарциссы.
Флаг святого Пирана представляет собой белый крест на черном фоне. Он символизирует Евангелие Христа – свет, сияющий во мгле, святость и чистоту, мерцающие среди греха и порока. Существует любопытное предание, связанное с возникновением флага Пирана: однажды белый крест проявился на почерневшем от копоти домашнем очаге святого. Похожая легенда рассказывает, что Пиран ввел или возродил в Корнуолле традицию плавления олова: однажды, когда святой присматривал за огнем, он увидел струйки серебристого металла, сочащиеся (в форме креста) из камней, которые он использовал в качестве очага. Затем святой поделился этой историей с местными жителями. С 1830-х годов этот флаг стал официальным, а, точнее, полуофициальным флагом графства Корнуолл, хотя его первые изображения относятся еще к XV веку. Флаг святого Пирана часто поднимают на различных зданиях Корнуолла, включая и здание Совета графства; он является символом во многом самобытной культуры народа корнцев, а также корнуоллских диаспор в других странах.
Немало храмов освящено в честь Пирана в Корнуолле, южном Уэльсе и Бретани. Среди церквей Корнуолла упомянем приходы в Перранутно (основан самим святым, вторым покровителем является архангел Михаил), Перранарвортале (тоже построен самим святым; нынешний храм относится к XV веку; в этой деревне в 1993 году скончался знаменитый английский романист Уильям Голдинг) и католический приход в честь Пресвятой Богородицы и святого Пирана в Труро – главном городе графства. Греческий православный приход Константинопольского Патриархата близ города Фалмут посвящен архангелу Михаилу и святому Пирану. Святые источники в деревнях Пробус и Перрануэлл («колодец Пирана») в Корнуолле, первоначально основанные святым, были освящены в его честь. Преподобный чествуется в четырех населенных пунктах Бретани, что напоминает о трудах угодника в этой области. Наконец, одна гора в западной канадской провинции Альберта называется «Гора святого Пирана» (MountStPiran) в честь великого кельтского святого – она расположена в национальном парке «Банф» близ озера Луиз, ее высота примерно 2650 метров.
В наши дни возрождаются народные традиции, связанные с местными святыми
«День святого Пирана», одного из покровителей Корнуолла, до сих пор широко отмечается жителями графства 5 марта – в день его памяти по старому стилю. Многие называют этот день «национальным праздником Корнуолла», на данный момент ведется кампания по провозглашению его официальным выходным днем для корнуолльцев. В этот день некоторые жители графства приветствуют друг друга фразой «GoolPeranLowen» – «Счастливого дня святого Пирана» по-корнски. Неделя, предшествующая дню их небесного покровителя, носит название «Perrantide». Каждый год город Перранпорт проводит кельтский фестиваль «LowenderPeran». В наши дни возрождаются народные традиции, связанные с Пираном и другими местными святыми в Корнуолле. В случае со святым Пираном, в Корнуолле почти каждая община может похвастаться празднествами и торжествами, связанными с этим святым, включая молитвы, религиозные и гражданские процессии, речи, концерты, парады, прогулки, вечера, украшения, танцы, ярмарки и даже постановки «плавания святого Пирана из Ирландии в Корнуолл» с актерами. День святого Пирана также набирает популярность в некоторых общинах США. Преподобный почитается покровителем Герцогства Корнуолл.
Преподобный Петрок Корнуоллский (память совершается 4/17 июня)
Весьма почитаемый святой Корнуолла и Девона – Петрок. Он считается одним из главных просветителей Думнонии и на протяжении многих лет является Небесным покровителем Корнуолла наряду с архангелом Михаилом и святым Пираном. Хотя два сохранившихся позднесредневековых жития святого не очень достоверны, они основаны на ранних традициях, и по ним можно восстановить основные события жизни угодника.
Петрок, скорее всего, родился во второй половине V века в южном Уэльсе, был сыном правителя Гливиса области Гливисинг, позднее переименованной в Гламорган. После смерти отца Петрок наотрез отказался разделить власть с братьями, твердо решив посвятить всю жизнь служению Богу. Святой вместе с несколькими спутниками поехал учиться в Ирландию, где, согласно некоторым источникам, провел 20 лет. Там он набрался духовного опыта и обучал других подвижников: считается, что его учеником был преподобный Кевин Глендалохский. Из Ирландии Петрок приплыл обратно в Корнуолл, где вел крайне активную миссионерскую деятельность. Сначала поселился рядом с устьем реки Камел в местечке Требетерик и вскоре основал неподалеку монастырь Падстоу, ставший самым знаменитым в Корнуолле. Первоначальное название Падстоу – Ланветинок, потому что до прихода Петрока там подвизался аскет по имени Ветинок. После смерти Петрока это место долгое время называлось Петрокстоу, то есть «святое место Петрока». С помощью местных жителей Петрок преобразовал первоначальную весьма скромную церковь в большую монашескую общину со школой, изолятором для больных, библиотекой, фермой и многочисленными кельями для братии.
После 30 лет непрестанных трудов во славу Божию в Падстоу Петрок основал другой монашеский центр с часовней и мельницей в Литл-Петерике, в нескольких километрах к югу от своего первого монастыря – первоначально среди густых лесов. Все больше и больше местных жителей проникались любовью к удивительному святому; слушая его проповеди, многие язычники принимали Православие. Таким было рвение Петрока, что он обратил ко Христу короля Корнуолла Константина, который до этого вел нечестивую жизнь. Константин впоследствии сам стал ревностным миссионером, а позднее отрекся от трона и уехал проповедовать в Шотландию, где принял мученическую смерть († ок. 576, память: 9/22 марта). Он был захоронен в Говане, ныне в черте города Глазго, где в местной церкви сохранилась великолепная гробница, в которой предположительно покоятся его мощи.
Прожив некоторое время в Литл-Петерике, Петрок, по некоторым данным, совершил паломничество в Рим (который тогда был великим православным городом), затем на Святую Землю, и, считается, даже прожил семь лет на одном островке в Индийском океане! Согласно многим свидетельствам, святой неоднократно посещал Бретань, где проповедовал; сегодня десятки мест этого края носят его имя, и многие храмы освящены в его честь.
Возвратившись в Корнуолл, святой Петрок долгое время жил пустынником в гранитной вересковой пустоши Бодмин-Мур на северо-востоке области, посвящая все время молитве. Там однажды Петрока посетил другой аскет – святой Горан (память 7/20 апреля). Преподобный отец выстроил себе часовенку на берегу реки, а на вершине холма со временем воздвиг обитель для своих 12 учеников. Следует заметить, что место было выбрано очень мудро: с проточной водой, озерцом, источниками, плодородной землей и долиной неподалеку.
Со временем число учеников увеличилось; они всюду следовали за своим духовным наставником и старались подражать ему в монашеской жизни. Бодмину (так назвали обитель) тоже было суждено вырасти в огромную общину и стать таким же знаменитым, как Падстоу.
Петрока изображают с оленем, потому что, согласно житию, он особенно любил этих зверей
Петрок энергично трудился во многих районах Девона (где 17 храмов освящены в его честь, по сравнению лишь с пятью в Корнуолле) и на святом монашеском острове Бардси в Уэльсе, где он возвел много храмов. По преданию, он также совершал поездки в Сомерсет (Англия), Кардиган и Пембрукшир (Уэльс), где распространял Благую Весть. Всю жизнь святой имел глубокую любовь к Священному Писанию; где бы он ни появлялся, всюду исцелял больных и совершал многие чудеса. Его сердцу была дорога уединенная жизнь анахорета; так, еще в юности он подвизался в пустынном месте вместе со святым Самсоном Дольским († ок. 565, память: 28 июля / 10 августа), другим великим кельтским святым. Как и многие другие святые Британских островов, Петрок славился близким общением с дикой природой, особенно с животными. Говорилось, что угодник даже приручил диких волков. На витражах Петрока часто изображают с оленем, потому что, согласно житию, он особенно любил и оберегал этих зверей, неоднократно спасая их от охотников.
Один древний текст описывает Петрока как «мужа приятной наружности, любезного в общении, рассудительного, скромного, горящего пламенем божественной любви, всегда готового к благим делам ради Церкви». Святой часто навещал основанные им монастыри и храмы, будучи примерным и неутомимым пастырем, несмотря на свой крайне преклонный возраст.
Преподобный игумен Петрок преставился ко Господу во время одной из таких поездок в местечке Тререйвл около 564 (по другой версии – 594) года. Святого Петрока захоронили в Падстоу, ставшим главным центром его почитания. Благодаря активности учеников Петрока, его почитание росло. Церковь святого Петрока, относящаяся к XIII-XIV векам, стоит на месте обители святого в Падстоу по сей день. В храме выделяются витраж с изображением Христа, святого Петрока и короля Артура, самое древнее сохранившееся высеченное изображение святого Петрока в монашеском одеянии и игуменским посохом на стене алтаря справа от главного престола и купель XIV века из черного долерита с высеченными по четырем сторонам фигурами 12 апостолов, каждый из которых держит свою эмблему, и ангелов. Среди других ее святынь – верхняя часть кельтского креста у южного крыльца и основание древка еще одного большого древнего креста. В начале X в король Этельстан был так впечатлен обителью Падстоу, что даровал ей «право убежища», то есть в ее стенах могли укрываться преследуемые государством преступники или оклеветанные невинные люди. В 981 году обитель Падстоу была разорена викингами, и монахам пришлось перейти в Бодмин, взяв с собой святые мощи своего покровителя – это произошло около 1000 года. С тех пор Бодмин стал вторым по значимости местом почитания угодника. Позднее он стал центром епархии и главным городом Корнуолла. Сегодня он находится в центральной части Корнуолла, его название означает «жилище монахов». Монастырь, основанный здесь Петроком как дочерняя обитель Падстоу, продолжал действовать и после Норманнского завоевания в качестве августинского приората в честь Пресвятой Богородицы и святого Петрока.
Сегодня Бодмин по-прежнему является великим центром паломничества: его бывшая монастырская церковь святого Петрока, перестроенная в Норманнский период и восстановленная в XV веке, продолжает привлекать верующих. Это самая большая приходская церковь Корнуолла (46 м в длину и 20 м в ширину), которая по величине уступает лишь кафедральному собору Труро. После перенесения мощей, а также личных посоха и колокола Петрока (характерная черта кельтских святых) в Бодмин их глубокое почитание продолжалось вплоть до Реформации.
В 1177 году священник по имени Мартин выкрал мощи Петрока и перенес их в аббатство Сен-Меан в Бретани. Епископ Эксетера немедленно доложил о краже королю Генриху II. Благодаря вмешательству монарха мощи торжественно вернули в Бодмин, хотя одно ребро святого осталось в Бретани. Известно, что в конце XII века Уолтер Кутанский, будущий архиепископ Руана (Франция), пожертвовал Бодмину красивую, великолепную раку сицилийской работы – из слоновой кости, золота и меди – для хранения мощей святого Петрока. Во время Реформации мощи угодника исчезли (возможно, их спрятали в безопасном месте), а рака была на время утеряна. Но в XIX веке эта уникальная святыня была найдена целой и невредимой рядом с церковью Бодмина и с тех пор находится внутри нее как великий символ Корнуолла. Примечательно, что этот ценный реликварий был снова утерян – в 1994 году, – на этот раз его украл вандал. В связи с инцидентом верующих Корнуолла призвали молиться, о произошедшем сообщили Ее Величеству королеве, и благодаря оперативной работе полиции святыню обнаружили в целости и сохранности на одном из полей Йоркшира на севере Англии – практически в противоположном конце страны! Раку можно увидеть у южной стены нефа. Ценители называют ее одним из великолепнейших сохранившихся средневековых реликвариев Британии. В церкви также выделяется норманнская купель с высеченными на ней ангелами, побеждающими силы зла.
На территории кладбища при церкви в Бодмине сохранился святой источник, связанный с другим угодником – святым Гуроном, современником Петрока, который здесь жил в келье до его прихода, а затем удалился в местечко Горран[2]. Вблизи церкви можно увидеть руины монастыря, а великолепный родник в честь преподобного Петрока можно найти на краю поля для игры в мяч, в 500 м от храма.
В древние времена монахи Бодмина создали две знаменитых рукописи – «Евангелия Бодмина», которые в наше время хранятся в Британском музее. Это древнейшие сохранившиеся манускрипты корнуоллских монастырей, в них содержатся тексты на латыни, древнеанглийском и корнском языках. В деревне Литл-Петерик, где Петрок учредил один из своих монастырей, ему посвящена средневековая приходская церковь. Исторически значимые храмы в честь святого можно найти в Корнуолле, Девоне, Сомерсете и Уэльсе (на полуострове Ллини в Пембрукшире), самая древняя из них относится к VII-VIII вв и расположена в деревне Петрокстоу в Девоне. В конце XX в в честь святого Петрока был освящен православный монастырь в городе Хобарт в Тасмании (Австралия).
Петрока глубоко почитают в Корнуолле, Девоне, Уэльсе, Бретани, а в древние времена его почитание достигло таких городов, как Йорк, Бери и Или. Ряд географических названий бывшей Думнонии носят имя Петрока, например, Петрокстоу и Ньютон-Сент-Петрок (Девон). Официальный флаг графства Девон с 2006 года называется «Флаг святого Петрока». Его вешают на многие здания области. Зеленый цвет на флаге означает сочную зелень холмов Девона, черный цвет – открытые ветрам вересковые пустоши национальных парков Дартмур и Эксмур, а белый – солевые туманы по обеим береговым линиям Девона, а также добычу фарфоровой глины (каолина) в графстве.
Можно сказать, что издавна Корнуолл был великим «поставщиком» олова и святых в Британии. Этот регион знаменит своими древними кельтскими легендами и сказками. Здесь множество курортных городков, старинных замков, озер, лесов, заброшенных шахт, ранних памятников. Красивейшие пейзажи Корнуолла привлекали многих живописцев, таких как Уильям Тёрнер. Жители Корнуолла называют себя корнцами, они берегут свои исконные традиции, в том числе и духовное наследие.
Святые архангел Михаил, Пиран и Петрок Корнуоллские, молите Бога о нас!
Искренне благодарю за добрые слова! По милости Божией эти дивные святые открываются сегодня многим людям не только в Британии, но и в России, Греции, Сербии, Болгарии, Франции..., где тоже стали переводиться их жития. Как сказал недавно один русский священник, образы Британских святых подвижников первого тысячелетия, их жития, их духовный опыт очень вдохновляет во внутреннем делании, в духовной брани тех, кто прониклись их житиями. Эти Святые удивительно близки и современны.
А вот ссылка на мудрую проповедь митр. Антония Сурожского на эту тему, еще 1978 года:
http://www.mitras.ru/archive/070616.htm