
VI столетие было эпохой экспансии завоевателей Британии англосаксов, и закончилось оно их безраздельным доминированием на острове. Беда Достопочтенный писал о трех германских народах, поселившихся в Британии: саксах, англах и ютах. Из «Истории» Беды известно, что юты, или, как он их называет, «виты», образовали королевство Кент на юго-востоке Британии, саксы заняли юг острова ― территорию современных графств, а в пору Беды ― королевств Эссекса, Сассекса и Уэссекса, то есть Восточной, Южной и Западной Саксонии, названных так в отличие от Старой Саксонии ― их германской прародины, и, наконец, англы обосновались в центре и на севере современной Англии, а также на юго-востоке Шотландии. Их владения составили вначале два королевства в центральной Англии: Восточную Англию и Мерсию ― и два королевства на севере: Дейру и Берницию, которые позже объединились в единое королевство ― Нортумбрию, названное так потому, что оно расположено было к северу от реки Хумбер. Так сложилась англосаксонская гептархия ― «семицарствие», просуществовавшее в течение нескольких столетий, до политического объединения этих королевств в единое государство уже в IX веке. Исповедовавшие христианство кельтские народы севера и запада Британии (пикты, скотты и бритты) сохраняли независимость, но отступали перед натиском германоязычных пришельцев.

Став папой, он осуществил свою мечту о просвещении народов Британии. В 595 г. святой Григорий направил в Британию для проповеди Евангелия англосаксам около сорока миссионеров, в основном из числа монахов-бенедиктинцев, во главе с Августином, приором римского монастыря апостола Андрея. Из спутников Августина по имени известен еще Лаврентий, впоследствии его преемник в миссионерском и пастырском служении в Британии. Отправившись в далекий путь на варварский север, миссионеры в самом начале путешествия испытали смущение и ужас. По словам Беды, «им захотелось вернуться домой вместо того, чтобы идти к варварскому, свирепому и недоверчивому народу, говорившему на непонятном для них языке» (там же, с. 27). Глава миссии Августин вернулся в Рим и «слезно умолял блаженного Григория позволить им отменить столь опасное, трудное и ненадежное путешествие» (там же, с. 27). Но папа ответил ему отказом, потребовав безропотно исполнять порученное ему служение.

В тот же день папа направил предстоятелю Галльской церкви архиепископу Арелатскому Этерию, другим епископам Галлии и франкским правителям: Теодориху II Бургундскому, королю Австразии Теодоберту II и их бабке Брунгильде ― послания, в которых просил их о содействии миссии. Епископы, исполняя просьбу папы, откомандировали в помощь миссионерам несколько священников и переводчиков, знавших язык франков, который в ту пору, вероятно, мало отличался от саксонского языка.

Верховный король Британии Этельберт благосклонно принял миссионеров и вскоре сам уверовал во Христа
Как рассказывает Беда, миссионеры прибыли на принадлежавший Этельберту остров Танатос (Танет), ныне соединенный с побережьем. Оттуда Августин направил к королю переводчиков-франков «с известием, что он принес из Рима благую весть, обещающую без всяких сомнений вечную радость на небесах и бесконечное царство с Богом Живым и Истинным» (там же, с. 29). Приняв посланцев Августина, король велел снабдить их провизией, а им приказал дожидаться его дальнейших распоряжений. Через несколько дней он сам в окружении свиты прибыл на остров и там встретился с миссионерами под открытым небом, но не в помещении, потому что «суеверно считал, что они, будучи сведущими в колдовстве, могут напустить на него чары. Но их, ― пишет Беда, ― вдохновляла не демонская, а Божья сила, и они несли, как знамя, серебряный крест и образ Господа Спасителя, запечатленный на доске» (там же, с. 29) ― это одно из ранних свидетельств о почитании икон на Западе. Затем состоялась беседа между миссионерами и королем. Выслушав проповедь о Христе и предложение принять веру в Него, король ответил: «Ваши речи и обещания весьма хороши, но они новы и непривычны для нас, поэтому я не могу принять их и отречься от верований, которых я и весь народ англов придерживались столь долго» (там же, с. 29). Король благосклонно принял миссионеров, пообещал оказать им всяческое гостеприимство, заботиться об их снабжении всем необходимым для жизни и не запретил им обращать в свою веру всех, кого они смогут убедить. Он также предоставил в распоряжение гостей дом в главном городе его королевства Доруверне (Кентербери). Столь великодушное отношение Этельберта к проповедникам Евангелия по крайней мере отчасти могло объясняться христианским исповеданием его супруги.
Воспользовавшись щедростью короля, Августин и его спутники перебрались в этот город, и когда они подходили к нему, «неся по своему обычаю святой крест и образ Царя и Господа нашего Иисуса Христа, они пели хором: …«Молим Тебя, Господи, по великой милости Твоей отвратить ярость Твою и гнев Твой от города сего и от Твоего дома святого, ибо мы грешны. Аллилуйя» (там же, с. 29). Эта молитва в Галльской церкви, с опытом которой Августин ознакомился по пути из Рима в Британию, пелась как антифон за богослужением в канун Вознесения. Поселившись в предоставленном им доме, миссионеры, «подражая жизни апостольской и обычаям начальной Церкви, ...проводили время в молитвах, бдениях и постах; они проповедовали Слово Жизни всем, кому только могли; они отвергали, как чуждые им, все радости мира; они брали у тех, кого учили, лишь самое необходимое для жизни» (там же, с. 30), и в результате некоторые из англосаксов, пораженные «их простой и безгрешной жизнью и убедительностью их учения, уверовали и приняли крещение» (там же, с. 30).

Неподалеку от их дома стояла церковь святого Мартина, построенная еще во времена римского присутствия в Британии. В ней имела обыкновение молиться королева Берта. В нее стали теперь приходить для молитвы, пения псалмов, совершения литургии и проповеди Евангелия миссионеры из Рима. Вскоре затем Этельберт разрешил им восстанавливать разрушенные и обветшавшие церкви и строить новые храмы в разных местах Кентского королевства. И со временем все больше и больше людей приходило в эти храмы и принимало крещение. «Наконец и сам король... уверовал и был крещен, привлеченный чистейшей жизнью святых» (там же, с. 30). Став христианином, король не принуждал своих подданных к перемене религии. Так в Британии, где уже существовала кельтские христианские общины, во главе которых по большей части стояли епископы и аббаты из числа скоттов, выходцев из Ирландии, родилась англосаксонская церковь.

Доложить папе о совершенном над ним поставлении и об успехах в распространении христианской веры среди англосаксов Августин направил в Рим священника Лаврентия и монаха Петра. Заодно они должны были получить от папы Григория ответы на некоторые недоуменные вопросы. Папа прислал через посланцев, вернувшихся в Британию, обстоятельные письменные ответы на каждый из сформулированных Августином вопросов, и Беда поместил их в своей «Церковной истории народа англов». Эти ответы и вопросы исключительно интересны: они проливают свет как на обычаи и дисциплину всей Западной Церкви VI века, на образ мыслей святого Григория Двоеслова, так и на особые обстоятельства, которые складывались в церковной жизни новообращенных англосаксов, в ту пору, конечно, лишь небольшой части этого народа, в основном из тех, что принадлежали Кентскому королевству.
Жизнью по примеру апостольской общины миссионеры привлекали к принятию Евангелия души язычников
На вопрос Августина «Как епископы должны жить со своим клиром, как делить дары, приносимые верующими к алтарю» (там же, с. 30), получен был обоснованный ссылками на апостола Павла (1Тим. 3, 15) ответ: «Все поступающие деньги должны делиться на четыре части: одна епископу и дому его для дел милосердия, другая клиру, третья беднякам и четвертая на обновление церквей» (там же, с. 31). Эту долю впоследствии называли на Западе «фабрикой» ― статьей расходов на строительство и содержание церковных зданий, иных церковных и монастырских строений, богослужебной утвари, воска, вина, елея, на поновление храмов, ― в противоположность бенефицию ― средствам, которые предназначались для содержания клира. Но подобный порядок, применявшийся там, где церковный строй сложился и укоренился, папа считал неуместным на миссионерской территории и потому советовал Августину: «Но поскольку ты, брат, согласно монашескому правилу живешь вместе со своим клиром в церкви англов, ...тебе лучше следовать правилам отцов наших, принятым в древней Церкви: никто из них ничем не владел отдельно, но все вещи у них были общими» (там же, с. 31). Жизнью по примеру апостольской общины в Иерусалиме миссионеры наилучшим образом могли привлечь к принятию Евангелия души язычников. В этом же ответе папа, настаивая на обязательности целибата для клириков трех высших степеней, допускает, чтобы «клирики младших рангов» (там же, с. 31), то есть церковнослужители, если они не могут понести подвиг воздержания, вступали в брак. Августин обратился к папе и с вопросом о разности обрядов Римской и Галльской церквей, и ему был дан ответ, чуждый укоренившейся в средневековье нетерпимости к любому уклонению от римской богослужебной традиции: «Я... хочу, чтобы ты, если найдешь в Римской, или в Галльской, или в любой другой церкви то, что наиболее угодно Всемогущему Богу, тщательно отобрал это и учил неопытную еще в вере церковь англов тому, что ты сочтешь нужным взять у этих церквей» (там же, с. 31).

Шестой вопрос Августина касался возможности единоличного посвящения в епископы. И папа, как это видно из его ответа, вопреки порядку, сложившемуся в грекоязычных церквах, и канонам Вселенской Церкви, считает подобную практику допустимой: «В церкви англов ты пока единственный епископ, поэтому тебе невозможно совершать посвящение иначе как одному....Однако мы желаем, брат мой, чтобы ты назначал епископов так, чтобы их не разделяли большие расстояния и чтобы при посвящении епископа они могли легко собраться, ибо их присутствие при этом крайне желательно» (там же, с. 32). Но и когда на хиротонию съезжается несколько епископов, совершителем Таинства является, по учению папы Григория, один из них, тот, кто носит титул архиепископа, а другие (в идеале их должно быть не менее трех) выступают в качестве своего рода свидетелей епископской хиротонии. В таком подходе явным образом проявлялась западная тенденция принижения соборного начала за счет иерархического и персонального. Впрочем, в средневековье привилегии архиепископов будут подавлены неограниченной папской монархией.
Седьмой вопрос касался канонических взаимоотношений церквей Галлии и Британии. Из ответа папы следует, что Августин, как предстоятель новообразованной церкви англо-саксонского народа, должен признавать над собой юрисдикцию примаса Галлии архиепископа Арелата: «Все, что требует применения власти, должно делаться тобою с согласия епископа Арелата....», а «все епископы Британии, (которые, правда, тогда еще не были поставлены, так что это писалось в расчете на будущее устройство Британской церкви ― В. Ц.) должны повиноваться тебе с тем, чтобы неученые были научены, ослабевшие ободрены советом, а ошибающиеся поправлены твоей властью» (там же, с. 33). Таким образом, епископы Британии после их поставления должны были состоять в юрисдикции архиепископа Доруверна, или Кентербери, а тот, в свою очередь, зависел от примаса Галлии архиепископа Арелатского.
Два последних вопроса и папских ответа на них касались участия в церковных молитвах и Таинствах беременных, женщин в состоянии очищения, невольных осквернений и иных ситуаций, связанных с интимной стороной жизни человека.
Вскоре после этого папа Григорий в ответ на просьбу Августина направил к нему в Британию новых помощников в миссионерском и пастырском служении: Меллита, Юста, Паулина и Руфиниана. С ними он переслал священные сосуды, облачения, богослужебные и другие церковные книги, частицы мощей апостолов и мучеников. Папа также вручил своим посланцам для передачи Августину паллий, который на Западе служил знаком архиепископского сана и обладание которым давало право на единоличное совершение архиерейских хиротоний. Паллий представляет собой наплечный плат с изображением креста и символизирует пропавшего и обретенного агнца из евангельской притчи, которого Добрый Пастырь возложил на свои рамена. Подобный употребляемому на Востоке омофору, он, однако, в отличие от него, не являлся регалией всех епископов, но только архиепископов.

В своем архипастырском и миссионерском служении епископ Августин следовал советам святого Григория. Король Этельберт предоставил ему средства на восстановление древней римской церкви, которую он посвятил Спасителю, устроив при ней резиденцию для себя и своих преемников. Этот храм и стал знаменитым Кентерберийским собором, который в последующие века подвергался многократным перестройкам, так что ни его первоначальный вид, ни тот его облик, который он приобрел при Августине, не поддаются уже реконструкции и остаются неизвестными. Но в любом случае собор стоит на том самом месте, на котором он восстанавливался при Августине. А за городской стеной Августином на средства короля устроен был монастырь с храмом святых первоверховных апостолов Петра и Павла, ставший впоследствии усыпальницей Августина, его преемников и королей Кента. Первым аббатом этой обители Августин поставил священника Петра, которого он вместе со своим ближайшим помощником Лаврентием посылал в Рим к папе Григорию с сообщением о своей хиротонии и с вопросами, требовавшими папских разъяснений.

18 июля 601 г. папа Григорий направил королю Этельберту послание, в котором призывал его хранить, защищать и распространять принятую им христианскую веру, приводя в пример ему императора Константина. Папа рекомендовал королю прислушиваться к советам епископа Августина. В этом послании святой Григорий внушал королю мысль о близком конце света: «Нам грозит многое из того, чего не было ранее; будут волнение в воздухе, и ужас с небес, и внезапные бури, и войны, и голод, и чума, и землетрясения в различных местах» (там же, с. 42). Апокалиптические ожидания в ту пору, исполненную бедствий, были едва ли не всеобщими среди христиан на Западе. Перед лицом этих бедствий и грядущего конца папа призывает Этельберта «не падать духом; ведь все эти знамения конца света посылаются нам в предостережение, дабы, когда придет Судия, мы были бы приуготовлены к его встрече нашими добрыми делами» (там же, с. 42).
Между церковью Августина, следовавшего римской традиции, и церковью кельтов возникли разногласия
Некая неопределенность в статусе новорожденной церкви Англии заключалась в том, что сам Августин считал, что папа дал ему полномочия на возглавление всех христианских общин Британии, в то время как в действительности его юрисдикцию признавали лишь крещеные англосаксы, но на острове существовала другая и параллельная иерархия ― церковь британских кельтов во главе с многочисленным епископатом по преимуществу ирландского происхождения. Сложность ситуации усугублялась тем, что между этими двумя церквами не было однозначного территориального размежевания, потому что общины бриттов, или кимров, находились не только в пределах государств бриттов, пиктов и в Дал Риаде, но и в восточной части Британии, покоренной англосаксами, так что разделение основано было не столько на территориальном, сколько на этническом начале. Положение дел усугублялось разногласиями, которые имелись между церковью Августина, следовавшего римской традиции, с санкционированным папой Григорием заимствованием некоторых галльских обрядов и богослужебных особенностей, и церковью кельтов с ее ирландскими традициями; при этом главными спорными темами служили разногласия относительно пасхалии, а также по поводу тонзуры.

Затем епископы и ученые мужи со стороны бриттов решили вопросить о том, как им следует поступить, «некоего святого и ученого мужа, жившего отшельником» (там же, с. 50), и тот дал им совет повиноваться Августину, «если он человек Божий...» «Но как нам это узнать?» ― спросили они. Он ответил: «...Если Августин кроток и смирен сердцем, то он сам несет иго Христово, …но если он сердит и горделив, то он не Божий, и нет вам нужды слушать его». «Но как же нам узнать это?» ― вновь спросили они. Он ответил: «Устройте так, чтобы он и его спутники пришли на место встречи первыми. Если он встанет при вашем приближении, вы узнаете, что он слуга Христов, и подчинитесь ему; но если он презрит вас и не встанет при вашем появлении, хотя вас и будет больше, то пусть и он испытает ваше пренебрежение» (там же, с. 50). Совет старца был принят, и когда по предварительной договоренности Августин и епископы бриттов встретились вновь, «Августин остался сидеть, когда они вошли; увидев это, они исполнились гнева и, сочтя его за гордеца, начали противоречить всему, что он говорил» (там же, с. 50). Договориться о преодолении разделений не удалось.
Тщетную попытку воссоединения церквей Британии состарившийся Августин предпринял незадолго до своей смерти. В 604 г. он преставился, успев перед кончиной совершить несколько епископских хиротоний. На кафедру Лондиния, в ту пору столицы королевства Эссекса, которым правил племянник Этельберта Саберт, он посвятил Меллита, а Юста поставил епископом города Дорубревис, расположенного в 35 километрах от Доруверна (Кентербери). Оба они были из числа священников, присланных ему в помощь из Рима святым Григорием Двоесловом. Из расположения кафедр этих епископов видно, что христианство среди англосаксов распространилось лишь на юго-востоке завоеванного ими острова, в основном в Кенте и граничащем с ним Эссексе. Третьим из хиротонисанных Августином епископов был его давний помощник Лаврентий. Беда не называет город, титул которого он носил, но Августин, совершив его хиротонию, видел в нем своего преемника, и после кончины Августина Лаврентий занял его кафедру, став вторым архиепископом Кентерберийским ― предстоятелем церкви англосаксов.