Восстановление судеб угодников Божиих, пострадавших в годы гонения на Церковь, – работа сложная и кропотливая. Но даже при всем желании исследователя провести ее не было бы возможности, спустя столько лет после трагических событий, если бы на помощь не пришли учителя и ученики местных школ, расположенных в местности, где просияли новомученики. Зачастую именно с обычной школьной исследовательской работы для меня и начинается работа по восстановлению пути святых XX столетия. Но, как выяснилось, такой богоугодный труд не проходит и для юных исследователей бесследно, а может определить всю их дальнейшую жизнь. А о том, как исследование, посвященное священномученику Павлу Малиновскому, помогло сельской школьнице Надежде Мацаковой определить вуз и будущую профессию, я решила поведать читателям портала «Православие.ру» сегодня, в День памяти святого и 80-летия со дня его мученической кончины.
Школьные годы
Надежда Мацакова – выпускница усть-вымской школы. В годы учебы она вместе с мамой, учителем истории Галиной Алексеевной, стала собирать сведения о священниках, которые служили в родном селе и погибли в годы репрессий.
Этой темой увлекла Надежду мама – так Галина Алексеевна, воспитывавшая дочь одна, попыталась уберечь девочку от пагубного воздействия подростковой среды, заинтересовать учебой, пробудить интерес дочери к исследовательской деятельности. Научным руководителем исследований Надежды стала мама, а консультировал кандидат исторических наук и главный редактор Коми республиканского мартиролога жертв политических репрессий «Покаяние» Михаил Рогачев. Михаил Борисович помог школьнице представить себе жизнь Коми края как одной из провинций ГУЛАГа, знакомил со страшной статистикой. Так, юная исследовательница узнала, что по неполным данным в 1920-х – первой половине 1930-х годов в Коми автономной области отбывали ссылку 24 архиерея и более 100 иереев и монашествующих. В 1930 году на учете ОГПУ состояли 272 ссыльных православных священника (втрое больше, чем служило на приходах области). С 1917 по 1936 год к расстрелу в Коми было приговорено четыре священнослужителя из 109 осужденных. В 1937 году расстреляли 38 человек из 48. Среди них был и вологодский батюшка, служивший в родном селе Надежды, Усть-Вымь, Павел Малиновский. Школьное исследование, посвященное священномученику Павлу Малиновскому, помогло Надежде стать победителем республиканских, российских и даже международных конкурсов и конференций. Тогда за открытиями ученицы сельской школы следили многие российские СМИ.
Из Усть-Выми – в Санкт-Петербург
Школу девушка окончила с золотой медалью, а работа по восстановлению биографии священномученика с историками и в архивах Республики Коми помогла определиться с выбором будущего вуза. К удивлению своей мамы, Надежда выбрала для продолжения образования… Санкт-Петербургский университет МВД и окончила его с отличием.
Но и в городе на Неве девушка не прекратила своих штудий. Её по-прежнему интересовала история священномученика Павла Малиновского. И во время учебы на III курсе факультета подготовки следственных работников курсант Надежда Мацакова выступила с докладом, посвященном новомученику из родного села Усть-Вымь Павлу Малиновскому «Расстрелян за веру и правду», на Десятом конкурсе научных работ студентов и аспирантов памяти Г.В. Старовойтовой. Это исследование заслужило высокую оценку жюри конкурса, а его автор, Надежда Мацакова, была удостоена первой премии.
О времени своей работы над историей жизни и подвига новомученика Надежда вспомнила, пообщавшись со мной по скайпу, ведь в настоящее время моя собеседница проживает в Австрии.
К истории исследования
– Почему именно священномученик Павел Малиновский заинтересовал тебя, и ты продолжила работу по этой теме и в студенческие годы? – интересуюсь у Надежды.
– Судьба этого священника – яркий пример того, как политические репрессии повлияли на историю нашей страны, на историю каждого города и деревни и моего родного села Усть-Вымь, – объясняет Надежда.
Неотъемлемой частью работы исследовательницы стали воспоминания о священномученике старожилов села Усть-Вымь, которые Надежда записала еще в школьные годы. Но благодаря их рассказам удалось тогда еще ученице усть-вымской школы составить словесный портрет отца Павла и выяснить подробности жизни его семьи. Батюшка был высоким, с красивым, бархатным голосом, порядочным, добрым человеком. Он был женат на Афанасии – дочери священника, служившего в Благовещенской церкви села Усть-Вымь, отца Павла Мотохова. Из года в год семья увеличивалась. У Малиновских было 13 детей. После рождения 13-го ребенка матушка Афанасия умерла. Все заботы о воспитании детей легли на плечи отца Павла.
Поделилась Надежда со мной и тем, как непросто было записать воспоминания старожилов:
– Сначала рассказывали с опаской, неоднократно напоминая, чтобы я где-то случайно не упомянула в своей работе ту или иную фамилию. Люди до сих пор боялись. В некоторых домах все еще висели на стенах портреты Ленина и Сталина в деревянных рамках, аккуратно обернутых фольгой из-под чая.
Но уже в школьном исследовании Надежды слышится грусть:
– Пока писала работу о священнике, – рассказывает Надежда, – мы всем селом проводили в последний путь активнейших моих помощников: Валентину Павловну Логинову 1924 г.р. и Ксению Ивановну Подорову 1914 г.р.
О чем рассказали архивы
Значительно дополнить исследовательский труд помогла работа Мацаковой в архивах. Читая пожелтевшие клировые ведомости (документы о службе лиц духовного сословия) в Национальном архиве Республики Коми, исследовательнице удалось восстановить дореволюционную биографию священномученика Павла Малиновского.
– Еду в Сыктывкар, в Национальный архив Республики Коми, – вспоминает Надежда годы работы над биографией священномученика Павла, – листаю пожелтевшие от времени листы клировых ведомостей:
«Малиновский Павел Васильевич, протоиерей. В 1894 году окончил Вологодскую духовную семинарию со званием студента. 13 декабря 1894 года назначен на должность надзирателя Усть-Сысольского духовного училища, в каковой состоял до 31 декабря 1897 года. Епископом Вологодским и Тотемским Алексием 14 ноября 1897 года определен на должность священника Усть-Вымской Благовещенской церкви. Состоял настоятелем Усть-Вымской Благовещенской церкви до ее закрытия в 1933 году».
Начало гонений
– Преследование духовенства началось в 1918 году. «Служители культа» вытеснялись из общества, – продолжает Надежда.
Из документов Национального архива удается моей собеседнице восстановить события начала гонения на священномученика Павла Малиновского. Так, в 1918 году он был обложен контрибуцией в 500 рублей. В 1921 году привлекался за то, что не сдавал церковные ценности. В 1936 году привлекался к ответственности по статье 192 УК РСФСР, но был оправдан по суду.
Как мог сдать больной шестидесятилетний священник 250 килограммов мяса?
– В 1930-е годы «служители культа» были приравнены к кулакам. Их, как единоличников, облагали непосильными налогами. Из документов Нацархива Коми выясняю, что Павла Васильевича Малиновского неоднократно штрафовали за несдачу продналога, – комментирует Надежда полученные сведения. – Как же мог сдать больной шестидесятилетний священник 250 килограммов мяса? Я видела справку, выданную врачом в октябре 1934 года:
«П.В. Малиновский – инвалид II группы. Может выполнять легкие физические работы. Диагноз: порок сердца, общий артериальный склероз, грыжа».
Роковым для отца Павла Малиновского, как и для многих священников Коми края, стал 1937 год. Можно предположить, что сверху была отдана команда приступить к ликвидации местного духовенства, потому что все аресты и приговоры приходятся на очень небольшой отрезок времени – август-сентябрь 1937 года.
Дело № 6058
Основной массив фактов о священномученике Павле Малиновском был добыт семьей Мацаковых в архиве управления ФСБ по Республике Коми.
– Дело отца Павла Малиновского мы держали в руках, – рассказала мама Надежды, Галина Мацакова. – На его изучение нам дали определенное время. Некоторые листы были и вовсе недоступны для изучения. Фотографировать, делать копии тогда нельзя было.
Дочь читала вслух материалы дела, а я быстро записывала.
– Прикасаюсь к делу № 6058, – вспоминает Надежда. – Обычная тоненькая, немножко потрепанная папка со строгой пометкой в правом углу: «Совершенно секретно». Всего 27 листов, рассказывающих о коротком времени с 6 по 23 августа 1937 года, которое провел отец Павел в тюремном аду. 17 дней из жизни священника.
Санкция на арест, обыск, протокол обыска, постановление об избрании меры пресечения и предъявление обвинения, анкета обвиняемого, протокол допросов, обвинительное заключение и выписка из протокола с постановлением: «Расстрелять. Дело сдать в архив»…
Но из понятной и привычной череды процедурных документов выбивается один документ: третий лист содержит ордер на арест и обыск. Студентка университета МВД обращает внимание на странное обстоятельство:
– Почему в качестве понятого на обыске присутствовал житель деревни Арабач, которая находится в 40 километрах от Усть-Выми? – вопрошает автор исследования.
Объяснение спорному моменту Мацакова находит в беседе со старожилами:
– Усть-вымчане очень уважали священника и не хотели брать грех на душу. Никому не хотелось видеть унижение ни в чем не повинного человека. В маленьких населенных пунктах люди знают друг друга, и все село отвернулось бы от совершившего такой поступок.
Погрузившись в изучение протокола допросов, Надежда пыталась выяснить, какую «контрреволюционную агитацию» вел священник:
«Вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви в деревне Казанский Иб»
– Обвинялся священник, в частности, в том, что систематически вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви в деревне Казанский Иб, не хотел сдавать церковные ценности, говорил о приближении войны, вел агитацию о перемене власти… Вот за это и стал он «врагом народа»! – возмущается Надежда.
Батюшка вину признал частично. Надежду Мацакову этот факт не удивил. По словам исследовательницы, следователи УНКВД выбивали признание из любого арестованного. А здесь перед ними оказался 63-летний инвалид II группы.
Ошибка следствия?
Обращает внимание Мацакова и на то, что дело было сфабриковано очень быстро, на это указывает допущенная ошибка:
– Меня смутила выписка из протокола заседания Тройки УНКВД Коми АССР, в которой было написано, что Малиновский Павел Васильевич привлекался два раза по статье 58-10 УК РСФСР. Но в архивных документах нет таких данных, по данной статье он был арестован 6 августа 1937 года и расстрелян 25 августа того же года. Видимо, сотрудники УНКВД в спешке сами не заметили ошибку, а может быть, это нужно было для немедленного приведения приговора в исполнение? В конце Дела № 6058 аккуратно подшита выписка из протокола заседания Тройки УНКВД Коми АССР с постановлением: «Расстрелять!»
Качество работы следователя оценивалось количеством признавших свою вину
Суды тех лет над новомучениками исследовательница охарактеризовала как фальшивые от начала и до конца.
– Но отделу УНКВД необходимо было любыми способами разоблачать «врагов народа». В партийных органах и УНКВД, по существу, развернулось негласное соревнование за увеличение числа репрессированных, получили широкое распространение доносы. В 1937 году, наверное, многие палачи добились больших успехов, перевыполняя план по разоблачению. Работникам УНКВД, которые недостаточно активно выявляли врагов народа, самим грозила подобная участь – их обвиняли в пособничестве врагам со всеми вытекающими из этого последствиями. В число смертников для общей численности были включены и усть-вымские священники, расстрелянные за якобы имеющую место антисоветскую деятельность. Помимо того, на служителей культа всегда можно было найти компрометирующий материал. Качество работы следователя оценивалось количеством признавших свою вину, – объясняет Надежда свою точку зрения.
Завершая свое выступление на Десятом конкурсе научных работ студентов и аспирантов памяти Г.В. Старовойтовой, Надежда Мацакова обратилась к своим сверстникам с призывом к изучению и проведению кропотливой работы по сбору сведений о Новомучениках Российских, чтобы можно было поклониться каждой жертве репрессий, каждому невинно погибшему в стенах ГУЛАГовских тюрем.
День сегодняшний
Сегодня семейная работа Мацаковых по изучению истории жизни и подвига священномученика Павла Малиновского завершена. Надежда Мацакова в настоящее время является аспиранткой Санкт-Петербургского вуза. В рамках работы над своей кандидатской диссертацией по теме «Сотрудничество России и Интерпола в борьбе с международной преступностью» была направлена в Австрию для сбора материалов, где сегодня и проживает, занимаясь научной деятельностью. Так обычное школьное исследование, посвященное угоднику Божиему, невероятным образом изменило жизнь сельской школьницы из глубинки Коми.
Во время работы на православном портале эти книги стали для меня учебным пособием: например, я смотрю, какие традиционные житийные элементы можно использовать в статье при общей характеристике главного героя и какая лексика допустима при описании его антагониста.