О старцах и трудностях перевода

Какой православный не ищет духовного совета, устного или письменного? Особенно дорога нам беседа со святым человеком, со старцем. Таких встреч ищут все. Но мы порой не задумываемся о том, что можно неправильно понять слова святых людей. Даже в том случае, если наставление будет адресовано лично нам и мы будем уверены, что вполне его уразумели.

Священное Писание дает множество таких примеров. Например, Христос учит апостолов: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16: 6). Они говорят в себе: это значит, что хлебов мы не взяли (Мф.16: 7). И только после разъяснения Господа они узнают, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского (Мф. 16: 12). Закончив цикл притч о Царствии Небесном, Христос спрашивает учеников: поняли ли вы все это? (Мф. 13, 51) Ученики отвечают: так, Господи! (Мф. 13, 51) Но последующие события показывают, что они ничего еще не поняли о Царстве.

В данном отношении показательна история Второго послания к Фессалоникийцам святого апостола Павла. Поводом к написанию письма стал дошедший до апостола слух, что христиане Фессалоник, прочитав Первое послание Павла, начали колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов (2 Фес. 2: 1–2). Слова Первого послания: мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших (1 Фес. 4: 15) были поняты в том смысле, что сам Павел надеется дожить до Второго Пришествия, которое уже очень близко. Такие мысли породили панику среди фессалоникийцев. Люди бросали все свои дела, суетились, не будучи в состоянии продолжать нормальную человеческую жизнь. Узнав об этом, апостол написал Второе послание, где с максимальной точностью пояснил свою позицию.

Подобный случай упоминает Павел и в послании к Римлянам. И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых (Рим. 3: 8). Получается, некоторые ошибочно уразумели учение апостола о промысле Божием. Например, рассуждая о законе и благодати, Павел говорил: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5: 20). Что это значит? «Закон дал бесчисленные заповеди, а так как люди преступили их все, то грех и умножился… Закон послужил дополнением осуждения, а благодать умножением дара»[1], – толкует Златоуст. Но некоторые поняли эти слова так: «если мои грехи и неверие понуждают Бога явить Свою славу в явных свидетельствах истинности христианства, за что меня судить? Через мое зло рождается добро». Конечно же, Павел не мог не опровергнуть такое нелепое понимание его проповеди.

Каждый понимает в меру своего духовного состояния и образованности

Заметим, что и сегодня учение Христа и апостолов продолжает рождать множество вариантов прочтений, вплоть до самых нелепых. Библия одна, но толкований тысячи. Почему? Потому что каждый понимает в меру своего духовного состояния и образованности.

Точно так же, в меру своего развития, люди переваривают и советы старцев. Недавно я узнал про один случай, связанный с одесским старцем Ионой (Игнатенко). Некая женщина подвела к старцу под благословение двух малолетних дочерей. Отец Иона благословил их и между прочим сказал: «Тяжело им будет в школе». Эти слова прозвучали как случайные и, скорее всего, таковыми и были. Но догадайтесь, как восприняла эту реплику мать дочерей? Она не отдала детей в школу. Девочки учились дома и ходили только в воскресную приходскую школу раз в неделю. Когда я услышал эту историю, детям было уже 17–18 лет, социальных навыков общения они не имели, о поступлении в высшее учебное заведение не могло быть и речи. А мать не осознавала своего преступления, считая, что поступила по наставлению старца...

Еще один случай произошел со знакомым верующим. Он был на исповеди у известного старца и задал ему прямой вопрос: как спастись? То есть не как спасаться вообще, а как спастись лично ему, исходя из его ситуации. Старец ответил, дав несколько точных и ясных рекомендаций. Знакомый вышел из монастыря, размышляя над сказанным. Зазвенел мобильный, он отвлекся на минуту, затем вернулся к своим мыслям и вдруг понял, что… забыл слова духовника! Прошло уже много лет, и он так и не может вспомнить их, хотя память у этого человека прекрасная. Почему так произошло? Скорее всего, потому, что он духовно не был готов ни к беседе со старцем, ни к тому, чтобы верно воспользоваться его указаниями.

Все мы в большей или меньшей степени страдаем дефектом слышания. Упорно ища старческого совета, мы часто не отдаем себе отчета, что будем делать с ним и насколько правильно его поймем.

Вспоминаю и себя, как, едва только придя в Церковь, начитался книг об Иисусовой молитве и пришел к довольно хорошему и мудрому духовнику с самыми что ни есть исихастскими вопросами. Вызывая в памяти эту картину, одновременно и стыжусь и смеюсь. Стоит перед уставшим, измотанным священником парень в рваных джинсах и футболке «Металлика» и спрашивает: «Где держать ум при Иисусовой молитве – в центре сердца или в верхней части груди?» А за ним – огромная очередь людей на исповедь, со своими бедами и подлинными, серьезными вопросами. Добрый батюшка (о, дорогие наши, терпеливые и смиренные отцы!) деликатно ответил: «Я могу сказать тебе, где держать ум, но – кто поручится, что ты меня правильно поймешь?» И посоветовал почитать что-нибудь попроще…

Преподобный Паисий Святогорец в своих беседах приводил очень удачный пример, подходящий к нашей теме. Если мы хотим послушать ту или иную радиопередачу, мы настраиваем радиоприемник на определенную волну. Если частота найдена неточно, звук будет транслироваться с искажениями, хотя сам источник работает правильно и передает чистый радиосигнал. Так и человек, внимающий истине, может воспринять ее неверно, если он не настроился в точности на «волну» Духа Святого.

Можно найти каких угодно авторитетных духовников и старцев, но без этой «настройки» на необходимую «частоту» их речи могут быть для нас безрезультатны. Отцы будут увещать нас, но мы их не услышим. Точнее, не расслышим. Потому что общий путь спасения – пост, молитву, изучение Евангелия, жизнь по заповедям, борьбу со страстями – никто не отменял, но идут по этому пути немногие. Старцев ищут сотни тысяч, а жить по-евангельски решаются единицы. Мы рискуем не расслышать слов духовных людей, потому что говорим с ними на различных языках, живем иной жизнью и мыслим совсем по-другому. Но следует нам только «настроиться» на частоту евангельской жизни, как вопросов станет гораздо меньше. А может быть, они и совсем уйдут.

Поэтому и говорит нам Христос: Наблюдайте, как вы слушаете (Лк. 8: 18). Ему вторит апостол Павел: Мы должны быть особенно внимательны к слышанному (Евр. 2: 2). Услышал – потрудись, чтобы понять. Получил совет – удостоверься, что ты его правильно расслышал. А самое главное – «настраивайся на волну». Иначе все старцы, все разговоры, все книги, да и само Евангелие ничем не смогут нам помочь.

Сергей Комаров

5 сентября 2017 г.

[1] Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на послание апостола Павла к Римлянам. Глава 5, стих 20. Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:rim:05:20
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Архим. Андрей (Конанос)
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Разговор о принятии решений, ошибках и молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
Может ли духовник разрешить все твои проблемы? Нужно ли бояться ошибок? Что делать, если ты колеблешься?
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игум. Нектарий (Морозов)
Вопросы – детские и взрослые Вопросы – детские и взрослые
Игумен Нектарий (Морозов)
Значительная часть вопросов, задаваемых священнику, начинается словами: «А можно ли…» Есть в них что-то очень детское… Но всегда ли хорошо – простое и детское?
Как не согрешить при изучении Писания Как не согрешить при изучении Писания
Диак. Георгий Максимов
Как не согрешить при изучении Писания Как не согрешить при изучении Писания
Диакон Георгий Максимов
Грешно учить людей воспринимать Священное Писание как сырье для «творческого самовыражения». Но именно такой подход практикуют «евангельские кружки», методику которых защищает С. Пучкова в статье «Запрещает ли 19-е правило Трулльского собора евангельские кружки?».
Комментарии
Арина27 сентября 2017, 16:05
Присоединюсь к Ирине Продиной - несколько опрометчивый вывод "социальных навыков общения они не имели, о поступлении в высшее учебное заведение не могло быть и речи." На каком основании он сделан? Социальные навыки формируются НЕ в школе, а в семье. Немало людей, окончивших обычные школы и даже ВУЗы, имеют огромные проблемы в социуме. За это ответственна только семейная атмосфера, в которой детей не принимают как личности, а воспитание сводится к указаниям "как надо" и "как нельзя". Простите, что не по теме статьи.
Павел З.14 сентября 2017, 12:15
Позволю себе привести пример, на котором попался я. В одном современном сборнике высказываний св.отцов приводится следующая цитата Исаака Сирина: "Человек может говорить истину, не зная ее (опытно), и толковать о добродетели, не изведав ее на опыте". Мне до сих пор нравится это высказывание, но когда я потрудился проверить цитату по "Словам подвижническим", оказалось, что авва Исаак приводил ее с предостережением для нас с вами, оговаривая, что люди скорее поверят тому, кто, прежде чем что-то сказать, приобрел некий опыт в данном вопросе.
Владимир 9 сентября 2017, 09:29
Хорошая статья
Арина 7 сентября 2017, 14:13
Истина не в устах говорящего, а в ушах слышащего.
Ирина Продина 6 сентября 2017, 15:56
Все понравилось в статье, кроме реплики о девочках воспитанных дома на домашнем образовании, мне кажется это самые счастливые дети из всех школьников, надо же вместо ужасной и безумной школы, провели детство рядом с мамой папой и Церковью!Старец всё правильно сказал, и материнское сердце прпвильно поняло!!А институт и вообще высшее образование сейчас просто фикция и отмывание денег как и школа, за редким исклюсением!!
надежда 6 сентября 2017, 04:42
Спаси, Господи!
Это правда - очень трудно исполнять то, что надлежит православному христианину: изучать Евангелие, бороться со страстями, жить по заповедям, соблюдать пост, молиться. Помоги, Господи в этом!
Александр 5 сентября 2017, 19:30
Всё это ..общий путь спасения – пост, молитву, изучение Евангелия, жизнь по заповедям, борьбу со страстями ..труд и дай Господи сил в этом начинании само исправления помоги Господи
софия 5 сентября 2017, 17:44
какая поучительная статья
Сергей 5 сентября 2017, 16:40
По поводу Иисусовой молитвы и "где держать ум" - это и про меня тоже. Ситуация очень схожа.
Владимир Рыбников 5 сентября 2017, 13:13
Спаси, Господи!
Алексей 5 сентября 2017, 13:07
"...общий путь спасения – пост, молитву, изучение Евангелия, жизнь по заповедям, борьбу со страстями – никто не отменял, но идут по этому пути немногие. Старцев ищут сотни тысяч, а жить по-евангельски решаются единицы." К сожалению, часто это именно так. Заповеди исполнять - это же скучно и неэффектно, то ли дело - домогаться чудес и предсказаний. А когда чудеса происходят, то их или называют "совпадениями" или просто тупо забывают, как те неблагодарные, которых исцелил Христос. Получили, повернулись и пошли жить по-старому.
Сергей Старательный 5 сентября 2017, 11:03
Очень поучительно.
5 сентября 2017, 10:49
Согласна с автором статьи : ''терпеливые и смиренные наши батюшки''. Сколько же приходиться им выслушивать и советовать... Спаси Господи и Сохрани !
р.Б. Сергий 5 сентября 2017, 10:31
Спасибо за дельный совет,автору Сергию Комарову.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×