О том, какие уроки можно извлечь из событий, о которых рассказано в главе 13 Книги Бытия, в чем мудрость Авраама и просчет Лота и к чему может привести выбор без благословения, рассказывает Андрей Иванович Солодков в очередной беседе о Библии.
Беседы на Книгу Бытия, 12: 1–20
Итак, патриарх Аврам с женой своей Сарой вышел из Ура Халдейского, места страстей и пороков, в Землю Обетованную – Ханаан, прообраз Царства Небесного. Оказавшись в непростой ситуации, с достоинством преодолев искушение бедностью, они, благодаря послушаю и любви к Богу и друг другу, вышли из него с честью. Будем помнить, что «все Писание боговдохновенно и полезно» (2 Тим. 3: 16), а Ветхий Завет – детоводитель ко Христу (см.: Гал. 3: 24). «Все это происходило с ними как прообраз, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10: 11).
Продолжим чтение Книги Бытия и откроем главу 13.
И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля, до места, где прежде был шатер его между Вефилем и между Гаем, до места жертвенника, который он сделал там вначале; и там призвал Аврам имя Господа.
И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе.
И был спор (ἐγένετο μάχη – дословно: случилась драка. – А.С.) между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле (Быт. 13: 1–7).
«Смотри, как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства!» – замечает святитель Иоанн Златоуст.
Враг рода человеческого всеми путями стремится посеять вражду между людьми, в данном случае в семье патриарха Авраама. В начале истории человечества диавол посеял вражду в первозданной семье, заставив Еву, а затем и Адама усомниться в правде и любви Бога к человеку. Не имея своего бытия, диавол «берет повод от заповеди» (Рим. 7: 11) и действует как тогда, так и сегодня одним и тем же методом – строит козни, эксплуатируя в общем-то добрые начатки, данные человеку при сотворении. Ведь предназначение и смысл жизни человека и состоит в стремлении к благу, но диавол подменяет понятие о благополучии, искажая его смыл. Так, Бог завещает человеку накапливать и надеяться на богатства любви, добра и милосердия, которые у него не отнимутся, а человек стяжает богатства земные, думая найти в них покой и благополучие. Но всё получается иначе. В погоне за богатством земным, совсем забыв о небесном, человек постепенно замечает, что это богатство земное не приносит ему того счастья, которого он так ожидал от него получить. По этой причине овладевают его душой разочарование, неудовлетворенность и как следствие уныние – грех смертный, – когда человек, обманувшись, теряет всякую надежду и перестает видеть смысл продолжать жизнь на земле.
Патриарх Авраам, заметив спор между пастухами, проявляет мудрость. Понимая, что блага земные не цель его выхода из Ура Халдейского, он не медля разрешает конфликт, предлагая своему племяннику Лоту выбрать часть земли для скота, дабы не было раздора. Так и говорит:
И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.
Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.
Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом (Быт. 13: 8–13).
«Уничтожь источник раздора… Лучше дружелюбно переселиться, нежели совместно жить в разногласии»
Авраам не медлит и уничтожает источник ссоры. «Так следует и тебе поступать, – пишет святитель Амвросий Медиоланский, – если ты по случайности попадешь в подобную ситуацию… уничтожь источник раздора, ведь ты не сильней Авраама… Лучше дружелюбно переселиться, нежели совместно жить в разногласии». Думается, в мудром решении Авраама и совете святителя Амвросия можно найти много ответов для разрешения современных конфликтов между родственниками, да и в отношениях с деловыми партнерами.
«Как прекрасно рисуется в этих простых словах высокая, благородная личность Авраама! Из этих слов уже ясно, что Лот готов был примкнуть к ссоре пастухов; спокойно и с достоинством Авраам напоминает ему, что они родственники, и намекает тем, что им и неприлично примыкать к ссоре слуг, и опасно ввиду того, что они окружены иноплеменниками».
В этой истории есть еще немаловажное поучение. Как мы читали выше, «был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова», при этом замечается: «и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле». Зачем же написано о хананеях и ферезеях, живших в то время там? Совсем не случайно! Хананеи и ферезеи – языческие народы, наблюдавшие за движением Авраама и его народа в Землю Обетованную. Они видят, что народ сей не слабый и не малый в своем количестве. Они с опаской наблюдают, напасть не решаются, но ждут – ждут, когда, возможно, наступит ссора, а значит – разделение, а если разделение немирное, то и ослабление. Ждут удобного момента. Так и в современной церковной жизни. Есть недоброжелатели и сектанты, они, как современные хананеи и ферезеи, только и ждут каких-либо ссор и разногласий в Церкви, чтобы внести раскол.
Из этой истории можно почерпнуть и еще урок. Заметим, что Авраам поступает мудро, а Лот – не совсем, мягко говоря, разумно. Авраам – патриарх, Лот – племянник и пастырь. Лот, как бы сейчас сказали, нарушает субординацию. Сказано: «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую». Да, конечно, Авраам дал ему выбрать участок земли на свое усмотрение, но Лот при выборе не возносит молитву к Богу с просьбой, как ему поступить, и не берет благословения у патриарха – не говорит: «Как благословите». Казалось бы, а уместен ли здесь упрек Лоту? И какой же урок можем из этой истории извлечь мы? Давайте заглянем немного вперед и посмотрим, что произошло с праведным Лотом впоследствии.
Как сказано, Лот раскинул шатры возле Содома, но потом он уже жил в самом Содоме: желание пожить рядом с народом нечестивым, но богатым затянуло Лота в Содом. Затем он попадет в плен вместе с жителями Содома во время военных действий, и Авраам его освободит. Однако этот урок не пойдет ему на пользу, и он опять будет жить в Содоме. И как мы знаем, Лот проповедовал этому развратному народу. Но вот интересный факт: когда Господь уничтожал Содом и Гоморру, то с Лотом вышли только его жена и две дочери. И то жена, полная сомнений, обернулась назад, пожалев о богатстве, оставленном в Содоме, и превратилась в соляной столп, а дочери впоследствии, напоив отца, введут его в грех кровосмешения, и от них пойдут Моавитяне и Аммонитяне – два народа, которые на протяжении всей истории Израиля будут враждовать против него.
Прочитаем об этих событиях.
Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.
И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.
Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.
Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.
Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя.
И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.
Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.
Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом.
И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.
И было, когда Бог истреблял города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.
И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя.
И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала.
На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя.
И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала.
И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне (Быт. 19, 12–38).
«Видишь, какое зло, когда гонишься за первыми местами, а на истинную пользу не смотришь»
В последующих беседах мы еще вернемся к этому тексту, а сейчас хотелось бы подчеркнуть вот что. Казалось бы, такая мелочь – не взял благословение у патриарха, а последствия очень печальные: бесплодная миссионерская проповедь, зятья не воспринимают слова Лота всерьез, жена полна сомнений и живет и действует с оглядкой назад, дочери пропитались духом Содома, и грех кровосмешения для них становится чем-то само собой разумеющимся.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Видишь, какое зло, когда гонишься за первыми местами, а на истинную пользу не смотришь».
И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их.
Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
и сказал: братья мои, не делайте зла;
вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
(Книга Бытие 19:5-8)
Лот готов отдать двух родных дочерей сумасшедшей толпе и после этого его считают праведным человеком?