«Двухэтажная вселенная» – таким видят мир большинство современных христиан. Для них есть «первый этаж» – наш естественный мир, функционирующий по естественным («светским») законам, а также есть «второй этаж» – мир Бога, рая, ада, ангелов и так далее. Духовный кризис современного человека во многом заключается в отсутствии связи между этими двумя мирами. Такая система насчитывает всего несколько столетий, но ее результатами стали появление совершенно другой формы христианства и все возрастающая волна неверия. Поистине многие люди, называющие себя христианами, сегодня сильно сомневаются в том, живет ли кто-нибудь там – на «втором этаже».
Интересной составляющей такого мировоззрения является неверие. Когда христианин, чье миропонимание основано на представлении о «двухэтажной» вселенной, перестает верить, то оказывается, что он перестает верить именно во «второй этаж». Первый же «этаж», на котором (как он представляет себе) он живет, не нуждается для него практически ни в каких изменениях. Этот человек перестает верить в Бога, находящегося «где-то там».
Мир христианина «двухэтажной вселенной» такой же пустой и светский, как и мир атеиста
Единственное, что остается делать в ситуации неверия, это принимать вселенную, показывающую неполную картину вещей. «Первый этаж» «двухэтажной вселенной» – это не то же самое, что «одноэтажная вселенная» (о ней отдельный разговор). Это как дом, чей второй этаж снесен. В этом смысле разновидность христианского фундаментализма (главные сторонники идеи «двухэтажной вселенной») и современный атеизм являются двумя сторонами одной медали. Их бесконечные споры – это разговор, происходящий в «полувселенной». Один спорит, что существует «второй этаж», в то время как другой убежден: усеченный, изолированный «первый этаж» – это все, что есть. Однако они согласны друг с другом в главном – в существовании «первого этажа». Каждодневный мир (и каждодневная жизнь) христианина «двухэтажной вселенной» обычно такой же пустой и светский, как и мир его собрата-атеиста. Единственная разница в том, что такой христианин пытается доказать существование «второго этажа».
Считаю, что важно увидеть суть этих вещей и понять: когда имеют место подобные споры между обитателями «двухэтажной вселенной», ничего подлинного не происходит. Оба участника дискуссии являются носителями искаженного представления о мире, и ни один из них не произнесет истину.
Интересно, что есть атеисты, не принадлежащие к этой категории «неверующих из двухэтажной вселенной». Их неверие в Бога включает в себя глубокие вопросы о самом характере вселенной и природе человеческого бытия. Поэтому у них много общего с традиционными православными верующими. Многие новообращенные православные должны сначала пережить нечто вроде «атеистической стадии», чтобы расстаться с мифологическим представлением о «двухэтажном» мире и войти в откровение Божие, переданное Христом Церкви. По этой причине в службу присоединения к Церкви новообращенных включено формальное отречение от различных заблуждений. Мы не можем следовать за «единым истинным живым Богом», одновременно веруя в «Бога», Который не существует. Мы должны верить в одного Бога!
Вспоминаю свой первый год жизни в Православии. До этого я 18 лет был священником в одной неправославной деноминации. И многих шокировало то, что в первый год моей жизни в Церкви главным вопросом для меня был вопрос существования Бога. Люди спрашивали меня удивленно: «Разве вы до этого не были верующим?» Ответ был такой: «Да и нет». Чтобы принять Бога, открывшегося нам в православной вере, необходимо (помимо прочего) перестать верить в некоторые другие вещи. Тот первый год для меня был настоящей борьбой.
Верить в Бога, Который везде, и жить по этой вере – не то же самое, что верить в Бога, обитающего «где-то там»
С другой стороны, тот год поставил меня на гораздо более экзистенциальный уровень – даже до уровня кризиса. Верить в Бога, Который «везде есть и всё исполняет», и жить по этой вере – это не то же самое, что верить в Бога, обитающего «где-то там». В православной жизни наша вера в Бога изменяет и наше видение всего остального (по крайней мере так должно быть). Ничто не остается прежним. Тварный мир не существует «сам по себе» (один из девизов сторонников «двухэтажной вселенной»), но полностью и ежесекундно зависит от благоволения и Промысла Божия. «Исполнены небо и земля славы Твоей».
Мне, как православному священнику и миссионеру, было интересно встретить на своем пути людей, которые, узнав о православной вере, радостно воскликнули: «Всегда думал(а), что что-то вроде этого и есть истина!» Оказывается, есть много людей, которые хотя дотоле никогда не слышали Евангелия, переданного нам в полноте, тем не менее не стали довольствоваться чем-то меньшим. Для меня эти люди – настоящее чудо благодати.
Обычно говорят, что Православие полно парадоксов. Один из них состоит в том, что многим инославным христианам надо расстаться со своим «Богом» (со своей идеей Бога), чтобы стать православными, а многим атеистам – научиться не верить в другого «Бога», чтобы прийти к истине.
Просто чтобы нам найти свою жизнь, надо сначала потерять ее.
С уважением..
Нужно будет посмотреть толкование этих слов Спасителя Отцами.
Но, все же, замечу, что речь Христа была обращена к религиозным людям, т.к., в то время безрелигиозных, атеистов, практически не было. Проповедь Христа была обращена к верующим. И, скорее всего, притча о Камне указывала на возможность спасения только по вере в Иисуса Христа, отметая как языческие религии, так и иудейскую, со всеми ее сектами. А у Фримана речь идет о неверующих, которых он почему-то называет христианами.
С уважением...
Как по мне, так у вас высокое самомнение.
Вот что говорит Христос по этому поводу:
От Матфея гл. 7
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Еще раз - простите.
С уважением..
Если человек не верит в существование Бога – значит он не верующий, только и всего. Нет проблемы «неверующих христиан». Это оксюморон. Это бред. А если таковой проблемы нет – не нужно и этажи городить.
С уважением Виктор.
Бог наполняет Собой меня, мою жизнь, весь мир, всю вселенную – я могу грешить против Него, но сомневаться в Нем, в Его Бытии – как я могу?.
Я грешник – но не дурак же я.
Возможно, потому, что для меня никогда не существовала проблема духовности, духовного мира без Бога. Как только я убедился в существовании духовного мира, в его реальности, вопрос о иерархии разрешился очень быстро и просто: надо мной Бог, Христос, Божья Матерь и, так как я от них абсолютно зависим, а они от меня – нет, значит, нужно понять, что хочет от меня Бог и придется этим требованиям хоть как - то соответствовать. С соответствием, конечно, беда.
Я не могу представить вселенную без Бога, духовный мир без Бога, человека без Бога.
Можно найти о неверии в Библии: От Марка гл.7
...Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, СЕРДЦЕ же их далеко отстоит от Меня...
Ибо извнутрь, из СЕРДЦА человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство...
И, по видимому, этажей будет больше, только идти они будут не вверх, а вниз...
"Двухэтажная вселенная", "одноэтажная вселенная", "снесенный этаж", "полувселенная"... К кому обращена эта проповедь?
Мой опыт и был таким. Как хочешь, но "встреча с Богом" обязательна каждый день. Например, утреннее правило произносила мысленно в автобусе по дороге на работу (40 минут дороги).Заметила девушка рядом слушает то же с телефона в наушниках..Какое-то время - это рутина, но однажды (о чем говорит автор) пространство пронизывает волшебство и больше не уходит...