Братство во имя преподобного Германа Аляскинского создано при Московском подворье Валаамского монастыря в 2014 году по инициативе группы мирян для ведения миссионерской, просветительской и приходской деятельности. Ядро и начальный состав участников сложился на курсах при Миссионерском центре имени Даниила Сысоева. Духовником братства является игумен Иосиф (Крюков), настоятель храма преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Важная часть деятельности членов братства – проповедь на улицах.
Еще каких-то 5–7 лет назад словосочетание «уличная миссия» вызывало у верующих противоречивые чувства. «Неужели мы, православные христиане, должны выходить в народ и, как сектанты, проповедовать незнакомым людям?» – удивлялись одни. «Надо свидетельствовать о Христе своей жизнью, поступками, а дело проповеди – это для святых. Вот святым станешь, тогда и можно будет к людям подходить с вопросами о Боге», – вторили другие. Но прошло время, и сегодня совсем немногие православные до сих пор задаются подобными вопросами. Из Евангелия строк не выкинешь – Христос прямо призывает всех Своих истинных исповедников совершать дело проповеди всем народам земли (см.: Мф. 28: 19). Об этом же говорит и наше Предание. Наступает время, когда, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, миссия становится главной темой нашей Церкви.
Чуть более года назад Миссионерское братство во имя преподобного Германа Аляскинского поставило перед собой цель – по возможности каждое воскресенье нести слово Божие незнакомым людям на улице. В современной православной действительности это называется «уличной миссией», с точки зрения Нового Завета –проповедь тем, кому по каким-то причинам непонятно или неведомо Святое Благовестие.
Заговорить с незнакомым человеком о самом сокровенном – это личный подвиг, пойти на который может только тот, кто искренне уверовал в Истину и старается жить по Ее святой воле. А если ты нетверд в своей вере или живешь не так, как благовествуешь, то найдутся тысячи слов и отговорок, как бы от этого богоугодного дела поскорее увильнуть. И слушать не желают такие христиане, что Бог уготовил любящим Его дело благовестия: «Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5: 20). Понять то, о чем говорит апостол Иаков, может только возжелавший спасти свою душу от смерти больше всего на свете.
Воскресенье – благодатный день для уличной проповеди. Беседу с прохожим можно начать со слов: «С праздником!» «А какой сегодня праздник?» – спросит неискушенный собеседник и, сам того не подозревая, создаст миссионеру плодотворную почву для рассказа о Евангелии.
– Подходя к людям, мы говорим, что мы из Русской Православной Церкви, спрашиваем, желает ли человек побеседовать о Боге, – рассказывает руководитель Миссионерского братства во имя преподобного Германа Аляскинского Дмитрий Захаркин. – Если наш оппонент согласен, то наводящими вопросами определяем уровень его воцерковленности. Самое большое и ответственное дело впереди – возвестить Благую Весть, пытаясь преодолеть стереотипы собеседника. Здесь важно понимать, на что необходимо сделать упор: если человек не верит в Бога – привести доказательства; если считает Библию небогодухновенной книгой – объяснить признаки слова Божия; если его смущают церковная дисциплина или какие-то правила – дать четкий и обоснованный ответ на основании Священного Писания. Вариантов может быть много, и к наиболее популярным миссионер должен быть готов. Таким образом, мы всегда отталкиваемся от запроса нашего собеседника. Наше дело – засвидетельствовать Истину, все остальное сделает Господь, если Ему будет угодно.
Молитва сопровождает миссионера всегда – до, во время и после проповеди
Члены Миссионерского братства выходят на уличную проповедь по двое, как и учил апостолов Христос (см.: Мк. 6: 7). Перед проповедью – обязательная молитва миссионера: «Господи, Господи! Положивый душу Свою…» Пока один разговаривает с собеседником, другой про себя повторяет Иисусову молитву. Молитва сопровождает миссионера всегда – до, во время и после проповеди. Это – залог духовных сил и щит против козней диавола. Если миссионер не молится (не только во время миссии, но и в целом, в своей жизни), Господь перестает действовать через него и он бывает поруган бесами.
– К сожалению, мне в своей практике приходилось видеть горе-миссионеров, которые не стараются вести духовную жизнь и пребывают в различных заблуждениях, – продолжает Дмитрий Захаркин. – Над такими диавол издевается особенно изощренно, ведь любой миссионер – личный враг люцефера. Бывает, что человек начинает панически бояться проповедовать, не может ничего произнести, находит всяческие отговорки не выходить на миссию, ведет себя неадекватно перед или во время проповеди. Многие думают, что уличная миссия – это дело не особо важное и серьезное, здесь можно себя повести и так и эдак, можно пойти или не пойти и так далее… Как же сильно заблуждаются эти люди, «не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22: 29).
В свое время известный проповедник – убиенный священник Даниил Сысоев – сказал, что любой миссионер недостоин быть миссионером, каким бы успешным ни было его слово. «Недостоин, но иду, потому что Господь призвал меня», – говорил батюшка, как бы оппонируя противникам миссионерского служения. Члены Миссионерского братства, будучи людьми грешными, откликаются на призыв Христа и Церкви, прекрасно понимая свое недостоинство служить делу Благовестия.
– Думаю, что если человек каким-то образом попал в миссионерский кружок, общество, братство – это явный призыв Бога следовать великому делу православной миссии, – предполагает Дмитрий Захаркин. – Важно этот призыв услышать и последовать за Христом, какие бы сомнения при этом ни возникали. Оставить дело проповеди, если ты на него призван Самим Богом, – преступно.
Наступает время миссии. С чего же начать? Выйти с проповедью за ограду храма – на улицу
Сегодня мало миссионерских групп, которые регулярно выходят на уличную проповедь в Москве. На более чем 12-миллионный город всего каких-то 15–20 человек. Среди них есть и священники, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. О проблемах, сопутствующих миссии, говорил еще святитель Николай Японский: «У нас недостает миссионерского сознания. А связано это во многом с душевредной мыслью, вернее – ощущением, что Православие – это нечто существующее только для меня». Нам, православным христианам, живущим в XXI веке, остается только с сожалением согласиться с этими словами.
Надежду вселяет пока лишь робкое, но вполне оформившееся движение молодых проповедников, готовых нести слово Божие вопреки всем трудностям. Крепнут миссионерские общины, укрепляется сотрудничество между миссионерскими центрами, в том числе и на ниве практической проповеди. Это прекрасно понимают и в Миссионерском братстве во имя преподобного Германа Аляскинского, которое все чаще и чаще заявляет о себе организацией различных миссионерских инициатив и мероприятий, влияющих на понимание целей и задач современной миссии.
Наступает время миссии. С чего же начать? Выйти навстречу ищущему Истину. Вслушаемся в слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Нужно выйти за ограду храма и самому идти… Куда идти? На улицу. Скажу сейчас вещь, которая многих поколеблет: на завод, в колхоз, на вокзал, в электричку, на перекрестки дорог… Идти так, как апостолы шли. Потому что миссия – это есть проповедь, связанная с движением навстречу».
Глаголом их жги равнодушных речей,
Зови их к подножью святых алтарей,
Буди равнодушных, их сна не щади.
Иди и буди!
Пока еще враг ожидает зари,
Пока не погасли совсем алтари,
Пока не свалился- иди, говори.
Работы так много еще впереди -
Иди и буди!
Ну зачем же Вы передергиваете! Разве в статье говориться о том, что кто не проповедует, тот не христианин? Речь идет о том, что среди проповедующих есть те, кто ведут недостойную жизнь. Что касается проповеди, то в этом, по слову Спасителя (Мф. 28:19), должны участвовать все христиане без исключения: кто практической миссией, кто молитвой за миссионеров, кто жертвой на их нужны, а кто и делом распространения информации об их служении. И зря Вы берете в защитники своей позиции апостола Павла - пример для всех миссионеров, который призывал: "Проповедуй слово, настой во время и не во время" (1Тим. 4:2).
Да поможет вам Бог