Адам, Евица и Милица. Ничего особенного. Просто – христианство

Адам и сербы. Фото Бошко Козарски Адам и сербы. Фото Бошко Козарски

Адем из Призрена на старости лет свихнулся. Сдвинулся. Тронулся. 88 лет – не баран чихнул. Но тронулся пораньше, где-то в 80. А именно: тронулся в сторону православной церкви в родном городе, бывшей столице Неманичей, и потребовал крещения: «Хочу стать православным. Адамом хочу быть». Такие заявления в городе, откуда были изгнаны почти все христиане после погрома 2004 года, мягко говоря, диссонировали с общим радостным настроем по поводу очищения города от проклятых православных сербов и о душевном здоровье, как посчитали многочисленные родственники Адема, ну никак не свидетельствовали. И эти многочисленные родственники решительно отказались от общения с дедом, сменившим веру.

«Их дело! – говорит дед Адам, смахивая слезу. – Я веру не “сменил”, а вернулся к истинной: мы же все раньше были христианами!»

Евица Джорджевич и ее дочка Милица в течение всего террора были единственными православными в Призрене

Когда говорят, что из Призрена, древнего сербского города, были изгнаны почти все сербы, много значит вот это «почти»: здесь или рядом с городом оставались несколько самоотверженных священников, со временем сюда вернулась Призренская духовная семинария, и сейчас она работает, несмотря не только на многочисленные материальные затруднения, но и, скажем осторожно, не очень дружелюбное окружение. А еще к «почти» относятся две женщины: Евица Джорджевич и ее дочка Милица, которые в течение всего времени, и террора в отношении сербов в том числе, были единственными православными в этом городе. Сербское телевидение не так давно сняло фильм о Милице. Запомнился кадр из него: девчушка молча смотрит в окно во двор, где играют албанские дети, но гулять не идет, потому что это просто-напросто опасно: могут не только побить. Молча смотрит, а мама Евица плачет. Так и жили взаперти несколько печальных лет, урывками выбегая за продуктами, вжав голову в плечи. До тех пор, пока не появился Адам.

Призрен Призрен

– Здесь, в Призрене, да и вообще в Косово и Метохии, творилось такое, что волосы дыбом встают! Что вытворяли с сербами те, которые говорили, будто бы молятся Богу, а на самом деле отвергали Его своими делами! – говорит Адам. – Как можно молиться Богу, но ненавидеть другие народы? Вести войны. Убивать. Отнимать дома. Насиловать. Грабить. Осквернять церкви. Насмотрелся я на это дело, и, понимаете, появился у меня протест в душе. Этот протест и привел меня в храм, а потом уже – к Евице и Милице: надо же было помочь! Ну, и стал помогать, ничего особенного тут нет.

Монастырь Святых Архангелов Монастырь Святых Архангелов

Сначала Адам выносил Милицу на руках на прогулки по городу, потом, когда та подросла, просто сопровождал ее. Потом стали выезжать в монастырь святых Архангелов неподалеку, где снова начались богослужения. Идиллия, казалось бы: старенький дедушка гуляет с внучкой, а рядом счастливая мама. Да, было бы идиллией, если бы не вся предыстория.

Адам Муйович Адам Муйович

Так или иначе, дед Адам взял на себя заботы и хлопоты о Джорджевичах, вызвав очередные недоумения и отторжение тех, кого в Призрене сейчас больше. Но вместе с тем и – уважение, благодарность и почтение вновь живущих здесь православных. Ставшая уже привычной картина: в воскресенье или другой праздник к деду Адаму, идущему в соборный храм великомученика Георгия, идут люди, чтобы поприветствовать и поблагодарить его «за то, что остался человеком в эти бесчеловечные времена».

Адаму все разговоры о национальности претят: «Хватит уже! Мы – Христовы!»

Много спорят о национальности деда. Одни говорят, будто он – албанец. Другие утверждают, что – «торбеш». Так сербы называют славян, перешедших в «турску веру» по меркантильным соображениям: за отказ от Православия турецкие власти выделяли продукты, а кошелки («торбы») с едой ставили на порог дома – для виду. Чтобы и другие призадумались, что лучше: подыхать с голодухи в своем Православии или «жить, как все нормальные люди». Большинство предпочитали голодать. И отношения между православными и «торбешами», представителями вообще-то одного народа, полны ненависти и презрения. Кстати, многие говорят, что монастырь святых Архангелов сожгли во время погромов именно потомки когда-то православных сербов, перешедших в ислам… Адаму все эти разговоры о национальности претят: «Хватит уже! Мы – Христовы!»

Набережная. Призрен Набережная. Призрен

На Литургии он чаще всего сидит – силы уже не те. Сидит, целиком погруженный в себя и молитву. Отыскивает уголок, где можно побыть незаметным и спокойно побеседовать с Богом. Другие прихожане, несмотря на южный темперамент, его не отвлекают: молитва деда Адама настоящая. По крайней мере об этом говорят его дела.

Петр Давыдов

1 ноября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О том, как автор Pravoslavie.Ru стал persona non grata в Косово О том, как автор Pravoslavie.Ru стал persona non grata в Косово
Петр Давыдов
О том, как автор Pravoslavie.Ru стал persona non grata в Косово «Православным вход запрещен. Русским — тем более»
О том, как автор Pravoslavie.Ru стал persona non grata в Косово
Петр Давыдов
После 3-часового допроса на «границе» мне торжественно выдали: «Вы — персона нон-грата». Как оказалось впоследствии, то, что мы пережили, было самим мягким вариантом встречи русских в «независимом Косово».
«Друг друга тяготы носите» (+ВИДЕО) «Друг друга тяготы носите» (+ВИДЕО)
Прот. Андрей Ткачев
«Друг друга тяготы носите» (+ВИДЕО) «Друг друга тяготы носите» (+ВИДЕО)
Протоиерей Андрей Ткачев
Молишься ли ты за врагов, состраждешь ли ты падению человеческому, не радуешься ли ты беде, приключившейся с тем, кого ты не любишь, – вот проверка нашего сердца.
Музыкант. Десантник. Монах. Епископ Музыкант. Десантник. Монах. Епископ
Рассказы епископа Йована
Музыкант. Десантник. Монах. Епископ Музыкант. Десантник. Монах. Епископ
Рассказы епископа Славонского Йована о пути к Богу, Косово и Ясеноваце
Как бы ни было, сербский народ должен возвращаться в Косово, а святыни – восстанавливаться. Косовским сербам надо вернуть надежду.
Два друга. Косовские зарисовки Два друга. Косовские зарисовки
Наталья Батраева
Два друга. Косовские зарисовки Два друга
Косовские зарисовки
Наталья Батраева
Тяжело, честно прожив жизнь и вырастив троих сыновей, под старость скитаться по квартирам вдали от родных мест.
Комментарии
Священник Иоанн 14 ноября 2017, 18:25
Всегда молимся Господу за братьев наших православных в гонении.
Побывал в Республике Сербов, посетил и молился в монастыре Тврдош и Херцоговачка Грачаница в Требинье.
тамара 2 ноября 2017, 00:28
Многая и благая лета Вам,Адам.Храни Вас,Господь.
natalja 1 ноября 2017, 19:37
Вот отличный пример!!!!! Только дела наши определяют, являемся мы христианами или нет.
Олегъ Трофимовъ 1 ноября 2017, 16:03
Трогательно, воодушевляюще и поучительно. Спаси Господи!
Вячеслав 1 ноября 2017, 12:22
Бог в помощь деде Адаму,прекрасный человек. ХРИСТИАНИН.
Елена 1 ноября 2017, 10:41
Смутила меня эта статья... Вначале пишется, что вся родня отказалась от деда Адама, потому что он перешел в другую веру. И это вроде как порицается... А в конце статьи пишется, что отношения между православными и торбешами полны ненависти и презрения. Зеркальная ситуация... И разве может православный человек испытывать к кому-либо ненависть и презрение и быть при этом православным??? "И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?” (Матф.5:47).
р.Б. Сергий 1 ноября 2017, 08:17
Пример для всех нас,считающими себя христианами.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×