Эта птица из стихотворения Николая Рубцова имела полное право быть угрюмой. Как-никак ей предстояло свою жертву стеречь. Может, час, а может, и больше. Да и всё кругом было угрюмым, особенно лица и речь. Такие лица я вижу каждый день. Впрочем, как и вы.
Угрюмые думы никак не забываются. Ведь жизнь течет, а земные проблемы остаются прежними. Ну ладно, одни проблемы, положим, решаются, но им на смену тут же приходят другие. Конца и края им, конечно же, нет. Неверующих обладателей всего угрюмого я понимаю. Даже не стану говорить почему. А вот угрюмых православных – нет. Несмотря на то, что давно привык к ним.
Казалось бы, какая печаль способна обаять тех, кто точно знает, что Христос воскрес? Смерть побеждена, ад утратил свое жало, и мы будем воскрешены, чтобы никогда больше не умирать. Для нас будут сотворены новая земля и новое небо. Кто тяготился несовершенством плоти, которая требует то еды, то воды, то еще чего-нибудь эдакого, знает, что скоро всё это будет позади. Уйдут в небытие нескончаемые заботы о том, во что одеться да какое будущее устроить для детей и внуков. Никто больше не потребует годовой отчет, не придется со страхом ожидать письмо из налоговой инспекции. Кандидаты в президенты? Законопроекты? Новые коммунальные тарифы? Всё обратится в прах. Как и грамоты, ордена, научные степени.
А что впереди? А впереди – ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная. Радуйся, христианин! Живи по направлению к Богу, вложи таланты, вверенные Им тебе, в выгодное духовное предприятие и приобрети столько же. Ешь от Хлеба Жизни и пей от Чаши, учись прощать обиды и любить таких же нерадивых, как и ты. Тебя ждет великое наследство от Отца Небесного. Вся Вселенная завещана тебе.
Но почему же вокруг столько угрюмых лиц?
Ах, да. Вечные муки. Они даже не ожидают. Они уже начались для того, кто не умеет любить. Нет, не мороженое. Не кино, не пятничное веселье, переходящее в субботнее похмелье. Речь о любви к Богу и ближнему, само собой. Ох, как это трудно! Как правило, мы любим других за то, что они дают нам. А когда не дают – беда. Потому что любовь тает и обращается в ничто. И наступает вселенская угрюмость. Вселенские муки.
И вот я слышу:
– Не могут муки быть вечными!
Как это?
– Не могут! – упрямо повторяют тысячи голосов. – Ведь Господь милосерден.
Далее идут рассуждения о том, что мы… стоп, кто – мы? Ну, мы, то есть православные христиане, которые не хотят, не хотим менять себя ради Царства Правды и решили оставить себе определенный набор любимых грехов. Итак, мы, добровольно обрекая себя на загробные муки, не будем мучиться вечно. Почему? Да потому, что Бог милосерден. Помучаемся какое-то время, а потом нас всех простят и разрешат войти на брачный пир, устроенный Отцом в честь Сына. Как будто мы не были приглашены. Как будто нас не собрали по дорогам и канавам. Как будто нам не предлагали переодеться в приличную для торжества одежду. Но ведь это же добровольное дело – пойти на пир или остаться с более важными земными делами. Никто нас не неволит.
«Покаемся там, на Суде, – думают одни, – умрем, тогда и крикнем изо всех сил: Господи, прости нас!»
Постойте, а как же притча о богаче и Лазаре? Что говорит богач, обнаруживший себя на месте мучений? Кричит ли он Лазарю: «Прости, что я поленился приказать вынести тебе объедков со своего стола»? Просит ли он Авраама, чтобы тот ходатайствовал перед Самим Богом за своего потомка? В конце концов, где его «Господи, помилуй меня»? А ничего этого нет. Богач несет какую-то ерунду, в которой нет ни грамма покаяния. Эта притча неслучайна. Такой же бред будем нести и мы, если не изменим себя ради Христа и Его Царства. Тут и сейчас.
«В чем Я найду вас, в том и буду судить», – так передает слова Христа мученик Иустин Философ. Неужели Господь ожидает, когда мы споткнемся, чтобы в тот же миг сказать победное: «Ага! Вот Я и поймал вас!»? Глупо же так полагать. В чем нас застигнет смерть, в какое состояние мы придем к концу жизни, в таком мы и останемся, ведь за порогом земной жизни время останавливается. Конец динамике, как мы ясно видим из притчи.
Есть такой грех – чрезмерная надежда на милосердие Божие: мол, буду грешить всласть, а потом Господь простит
Есть такой грех – чрезмерная надежда на милосердие Божие. Мол, буду грешить всласть, а там Господь простит. Если муки не вечны, то Христос взошел на крест зря. Пожил бы еще, уклонился бы от архиерейских слуг в Гефсимании, как Он раньше уклонялся от желавших сбросить Его с крыши Храма, состарился бы в окружении учеников, а потом, минуя смерть, вознесся к Отцу. Незачем было терпеть муки. Жить можно как угодно, а затем – прямиком в рай. Муки вообще никакие не нужны. Ведь Господь милосерден.
Забываю я, христианин, что запрет совать пальцы в розетку связан с поражающей силой электричества, а не с чьим-то желанием нам досадить. Есть ли мука, когда через тело проходят 220 вольт? Несомненно. Не сам ли я себе эту муку создал? А муки совести? А муки одиночества, когда своим поведением я отогнал от себя всех друзей? Кто наказал меня этим? Может, друзья? Подождут за углом, посмеются, насладятся моими муками, а потом скажут: «Ну, хватит с него, возвращаемся назад»? А посеянный вместо пшеницы чертополох? Обратится вдруг в хлеб, когда я буду близок к смерти и вдоволь хлебну голодных страданий?
Вот откуда угрюмые лица в храмах, на которых вместо света, что должен светить с вершины горы, ясно читается печать унылого согласия на ад вперемешку с необоснованной надеждой на временные мучения, которым рано или поздно придет конец. И, глядя на эту печать (антихристову, что ли?), я всякий раз вспоминаю угрюмые рубцовские строки. И ведь так получается, что ежедневно в моем мозгу крутится: «Я вспомнил угрюмую птицу…»
Осознаю. Но считаю, что батюшки-то должны понимать причину, вызывающую уныние в человеке. Это-маловерие, малодушие. И человек сам не справится с этой бедой. Он даже не знает, что с ним что-то не так. Считает, что отсутствие радости-естественное состояние души, а радоваться в этом мире нечему. Человек не знает духовной радости, ему никто не открыл этого познания.
Священник-отец, рождающий душу для жизни духовной, именно он должен научить свое духовное чадо этой радости, открыть для него духовный мир во Христе. А в этой ситуации мы видим сюжет примерно такой: отец высмеивает младенца-сына за то, что он не умеет рубить дрова. Ему это не по силам.
16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18. чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.(Мф.6, 16–18)
Св. Серафим Саровский каждого встречал словами "Радость моя". Думаете, он это угрюмо говорил? Я уверена, он светился радостью при этих словах.
Как один батюшка у меня спросил - чего это ты так радуешься? Я впала в ступор от вопроса. Ну как можно не радоваться? С тех пор, как пришла к вере, не могу сдержать счастливой улыбки в храме. Конечно, есть свои беды, проблемы.. но ведь это все временно! И все - на пользу либо последствия того, что сама понаделала, ну так исправлять надо, а не киснуть, жалея себя!))
Помоги Господь нам всем! :-)
Всё верно написано. Как еще кто-то умный сказал: «Пессимизм — это настроение, а оптимизм — это воля!».
И чего уж скрывать: любим мы русские поныть и пожаловаться. Еще Чехов писал: "...у всех его новых знакомых, несмотря на разницу лет и характеров, было одно общее, делавшее их похожими друг на друга: все они были люди с прекрасным прошлым и с очень нехорошим настоящим... Русский человек любит вспоминать, но не любит жить; Егорушка еще не знал этого, и, прежде чем каша была съедена, он уж глубоко верил, что вокруг котла сидят люди, оскорбленные и обиженные судьбой".
И у евреев на эту тему пословица: Плачь перед Богом, смейся перед людьми.
И автор статьи не имел в виду, что православные должны хохотать во всё горло, забывая о своих грехах. Как правильно заметила Екатерина (14 ноября 2017, 19:59), у нас многовато угрюмых. И это грустно. Всегда можно быть спокойно-приветливым, не бояться мягко улыбнуться. А состроить недовольное лицо любой может.
вам, смеющиеся ныне!"
и получил откровение в утешение себе, "держи ум свой во аде и не отчаивайся..."
Количество христиан в мире уменьшается, гонения возрастают, богослужения сокращаются, вера в церкви слабеет, духа любви в людях становится меньше и, также, нам известно из писаний что это ожидаемо и будет увеличиваться в будущем. Впрочем, если всего вышеперечисленного не замечать, найти повод для радости и путь к спасению, то, наверно можно быть более весёлым и радостным.
Но не всем это дано.