Один из выпусков журнала «Монастырский вестник» посвящен обителям островов Эгейского моря. С любезного разрешения редакции мы публикуем материал из этого номера – беседу с игуменией Свято-Троицкого женского монастыря на острове Эгина геронтиссой Феодосией.
***
Свято-Троицкий женский монастырь на греческом острове Эгина каждый год привлекает тысячи паломников, невзирая на экономический и духовный кризис, который, по мнению насельниц обители, существует сейчас в Греции. Люди едут к одному из самых почитаемых греческих святых нового времени – святителю Нектарию, митрополиту Пентапольскому, или, как его называют теперь, Эгинскому. У паломников, приезжающих в монастырь, происходят видимые и невидимые глазу чудеса.
Троицкая обитель – не только центр паломничества, но и дом для 16 монахинь, чьими трудами и молитвами здесь поддерживается духовная жизнь.
Сестры не рассказывают о внутренней жизни монастыря без благословения игумении. И даже если она благословляет дать интервью, думают над каждым словом: что можно рассказать, а что нет. В свете этого в нашем воображении нарисовался образ строгой и непреступной настоятельницы.
Когда на второй день паломничества по Эгине нам сказали, что матушка нас примет, мы сильно удивились. В итоге общение получилось теплым, а мы были так воодушевлены, что забыли спросить фамилию игумении. Позднее, когда звонили в монастырь уже из России, секретарь обители монахиня Христонимфи ответила: «Да я даже и не знаю. А зачем? Ее и так в Греции все знают: Феодосия с Эгины».
Геронтисса Феодосия почти не показывается на людях, редко дает интервью, ее фотографий нет в Интернете. Поэтому наш разговор на страницах «МВ» – не побоимся этого слова – эксклюзив и большая удача. Переводила для нас с греческого монахиня Филофея.
Исихастирион святого Нектария
– Дорогая матушка, в ваш монастырь приезжают люди со всего света, чтобы припасть к мощам святителя Нектария, известного многочисленными чудотворениями. В русском варианте акафиста есть такие слова: «Радуйся, Николая Чудотворца славу стяжавый». Наверняка все это не может не отражаться на жизни обители.
– Конечно! Чудеса тут происходят постоянно. И даже в данный момент, я уверена, святой Нектарий где-то совершает чудо. Мне приходит огромное количество писем, где люди описывают, что произошло с ними после паломничества на Эгину. Все письма мы собираем, и если их издать, то много толстых томов получится.
Бывает, что чудеса происходят прямо здесь, в монастыре. Вот буквально две недели назад привезли больного на коляске, он не мог ходить. Человек помолился в келье святителя, приложился к его кровати, встал и пошел…
Говорить о жизни нашей обители, не упоминая имя святителя Нектария, невозможно. Главное для нас – это пример его святой жизни и наставления. Мы должны во всем стараться походить на него.
Ни один человек не окажется здесь, если сам святитель Нектарий не захочет этого
– Большой поток паломников как-то влияет на распорядок дня в монастыре?
– Вы знаете, ни один человек не окажется здесь, если сам святитель Нектарий не захочет этого. Для нас это значит еще и то, что мы должны потрудиться для приходящих людей. Поэтому, в отличие практически от всех греческих монастырей, у нас нет сиесты. Наши двери открыты от восхода до заката солнца. Паломникам очень удобно.
Каждый день в 11:00 у нас служится молебен святому Нектарию, на котором всегда много народу. Монахини, если требуется, проводят экскурсию по обители, оказывают внимание богомольцам. Бывает, что и свое ежедневное послушание приходится ради этого отложить. Только уже после вечернего богослужения сестры могут заняться своими делами.
Условия для жизни у нас хорошие, и монахиням даже нет необходимости выходить из келий, они могут сосредоточиться на своем молитвенном правиле. Зимой темнеет рано, и мы более уединенно живем.
– Храм тоже открыт в течение всего светового дня?
– Да, храм открыт, всегда есть доступ к мощам святителя, в его келью, к месту, где он был захоронен. Весь день работает лавка, где продаются всевозможные иконы, открытки, книги, масло, чтобы человек смог приобрести что-то на память о святом Нектарии. А еще у нас есть бесплатная гостиница, где при наличии свободных мест можно остановиться на одну ночь. Возможно и на более длительный срок, это решается отдельно в каждом конкретном случае. При гостинице работает трапезная.
Литургия у нас ежедневно: это очень важно для обители
– Вы сказали, что каждый день служится молебен. А Литургия?
– Литургия у нас тоже ежедневно. Это очень важно. По возможности каждая сестра должна присутствовать на богослужении. Если вы бывали в других греческих монастырях, то знаете, что ежедневная Литургия есть не везде. В лучшем случае служат раз в неделю и по большим праздникам, так как священников не хватает. У нас, слава Богу, есть постоянный батюшка, он мирянин, живет в городе.
Из воспоминаний первых сестер о святом Нектарии мы знаем, что он служил Литургию так, что всем хотелось, чтобы она не заканчивалась никогда. И бывало, когда шел во время службы, то словно не касался земли. В домике святителя есть его фотография во время последней Литургии. Обязательно посмотрите.
– Могу подтвердить, что в обители и сейчас Литургия на одном дыхании проходит, мы это прочувствовали. В России святитель Нектарий еще не так широко известен, как в Греции, Сербии, Румынии. Зачастую об этом святом узнают, когда сталкиваются с тяжелой болезнью. А вы о нем, наверное, с самого детства знали?
– Да. Когда я училась в 5-м классе, мне попалась книжечка о святителе – даже не помню, кто мне ее дал. Прочитав книгу, я решила, что обязательно когда-нибудь поеду в монастырь святого Нектария.
– И как скоро приехали?
– Не сразу. Я родом из города Миссолонги (Месолонгион), что на противоположном от Эгины побережье Греции. Конечно, по меркам России это небольшое расстояние, а для нас в те годы было далеко. В первый раз посетить Троицкий монастырь удалось, только когда я приехала в Афины учиться на юриста. С тех пор уже каждый год приезжала. А постоянно в обители я с момента, как на пенсию вышла, до этого в банке работала.
– Как получилось, что вы стали игуменией, и сколько лет вы ею являетесь?
– Ой, даже и не помню. (Смеется.) А если серьезно, то уже 14 лет. Наш монастырь управляется игуменией и монастырским советом. Святитель Нектарий устроил обитель как исихастирион. Это означает, что местный владыка не вмешивается в жизнь монастыря. Он не назначает игумению, не может забрать отсюда сестру, какую пожелает, не может прислать новую. Монастырь исихастирион более автономный, чем обычный. Игумению избирает монастырский совет, который состоит из схимниц. Вот так они меня и выбрали.
– Получается, к вам может приехать человек из любой части света и попроситься в обитель?
– Да, я и совет монастыря принимаем решение, брать или не брать.
– На что при этом обращается внимание в первую очередь?
– Трудно назвать конкретные параметры, по которым мы это определяем. Принимаем новых сестер, которые соответствуют сложившемуся в обители духу. Как человек выбирает монастырь, так и монастырь смотрит, подходит ли ему человек. У нас сейчас 16 сестер, из них одна русская, две румынки, остальные из Греции. Возраст от 20 и за 80 лет.
– 16 монахинь – это совсем немного для столь посещаемого места. Почему так? Специально не хотите увеличивать число насельниц, или в целом в Греции мало желающих принять монашество?
– Тут нельзя ответить однозначно. С одной стороны, я считаю, что не нужно спешить брать много новых сестер. Это как кипящая вода: если влить в нее излишнее количество холодной, она остынет. То же самое бывает в духовной жизни. С другой стороны, у нас бесчисленный поток паломников, а ведь не каждому нравится жить постоянно на виду. Многие ищут большего уединения, и таких возможностей в Греции предостаточно.
– У обители есть скиты, где монахини могут уединиться? С монастырской террасы видна гора, на которой огромное количество маленьких храмов. Это не ваши скиты?
– То, о чем вы говорите, это святая гора Палеохора. В течение тысячелетия Палеохора была столицей острова. Уникальна гора тем, что на такой крохотной территории располагалось более 300 церквей и фамильных часовен. Также это место мученичества: турки многих тут убили, в том числе священников. Для святителя Нектария храмы Палеохоры были излюбленным местом для молитвы. Сохранилось 34 из них, многие в аварийном состоянии.
Раньше мы ходили туда служить. После того как гора была передана в ведение какой-то археологической организации, совершать богослужения там не разрешают. Но все равно советую вам туда сходить и зайти в эти древние церкви. Палеохора – очень духовное, удивительное место. Горы, ветер в листве деревьев, солнце, стрекот птиц, храмы на склоне – и при этом никого вокруг. Это стоит увидеть и почувствовать.
Скитов как таковых у нас нет. А что касается вопроса об уединении, у обители есть храмы неподалеку. Сразу за монастырем церковь Покрова Пресвятой Богородицы, куда сестры могут пойти и помолиться в тишине. Сейчас там достраивается домик, где можно остановиться.
Послушание и внимательность
– Матушка, расскажите, пожалуйста, что, по вашему мнению, главное в монашеской жизни.
– Чтобы прийти в монастырь, в человеке должно быть определенное начало. Я называю это странничеством. То есть человек должен оставить все: мать, отца, учебу, работу, дом. А когда придет в обитель, то здесь у него должно быть слепое послушание. Без послушания невозможна духовная жизнь в монастыре.
Послушанию сразу научиться невозможно, поэтому существуют разные степени монашества. Первая – это послушницы. Их испытывают, наблюдают за ними определенный период (для кого-то нужно больше времени, для кого-то меньше). Потом мы вместе с монастырским советом размышляем о постриге в рясофор. Позднее решается вопрос о великой схиме – самой высокой степени монашества. В общем, главное в монастыре – послушание.
– Это для сестер. А для игумении?
– Для игумении главное – любовь и терпение. Сестра, когда приходит в обитель, оставляет все, поэтому игумения, принимая ее, должна стать ей матерью. Не слишком строгой и жесткой, а мягкой, как настоящая хорошая мама.
Грубость и чрезмерная строгость, особенно в женских монастырях, приводят к унынию. От игумении требуется много терпения и любви
– Как же тогда это совместить со слепым послушанием, о котором вы говорили? Если человек мягкий, его и слушаться не будут.
– Нет, это не так. Понимаете, человек, приходящий из мира, хоть и стремится в монастырь, но на деле не понимает ничего в монашеской жизни. Поэтому нельзя сразу многого требовать. Надо понять человека, посмотреть, на что он способен. Терпение все расставит по своим местам.
Замечания нельзя делать в грубой форме. Грубость и чрезмерная строгость, особенно в женских монастырях, приводят к унынию. От игумении требуется много терпения и любви, чтобы сестры воспринимали ее как мать, не таили от нее свои помыслы. На самом деле я только с виду строгая. Очень люблю свободу в людях и ни на кого не давлю. Только глазами управляю и называюсь игуменией, а по сути я демократ. (Улыбается.) Женщины созданы для того, чтобы любить, а мужчины – начальствовать.
– Как вы считаете, каким наставлениям святителя Нектария должны следовать сестры в вашем монастыре?
– Мы должны следовать всему, что говорил святой Нектарий. А если конкретнее, то, например, он наставлял сестер так: «На одной руке напишите: “послушание”, а на другой: “внимательность”».
– Что имеется в виду под внимательностью?
– Во-первых, внимательность к себе. Нужно выверять каждое свое слово и каждое дело. Смотреть вглубь своего сердца: не обличает ли совесть за преступление заповедей, не заполнили ли сердце зло и страсти, не утеряно ли дерзновение перед Господом.
Во-вторых, нужно быть внимательным к окружающим тебя сестрам. Святитель Нектарий отмечал, чтобы каждая монахиня с искренностью и простотой давала другой сестре все, о чем та попросит. Еще в своих письмах к сестрам он говорил: «Имейте любовь, пусть у вас всегда будет молитва и мир между собой. Будьте как дети, старайтесь быть похожими на Господа».
– Есть что-то из внешних правил, которые были установлены святым Нектарием для обители?
– После того как мы закрываем вечером двери монастыря, ни одного мужчины не должно остаться на территории. А во время богослужения представителям мужского пола (помимо священнослужителей, разумеется) нельзя заходить в центральный придел храма.
– Святитель Нектарий нес в себе огромную любовь и мир. Современному человеку трудно представить, как можно было перенести столько клеветы и гонений и при этом не озлобиться на весь мир. Испытания его только возвышали и преображали. Можете дать совет, как терпеть неправду?
– Да вы только подумайте: Александрийскому патриарху Софронию было уже за 90 лет, когда он изгнал владыку Нектария с кафедры, видя в нем конкурента! Патриарх Александрийский Петр в 1998 году привез в нашу обитель большой папирус, в котором Патриархия официально просит прощения у святителя за то, что случилось 107 лет назад, когда его оклеветали. Папирус висит в келье святого Нектария.
Если кто-то страдает от наветов и обмана, пусть обращается в молитве к святителю Нектарию: он поможет и утешит
Его практически всю жизнь гнали. И здесь, на Эгине, тоже клеветали. Но он никогда не роптал, оставался добр к людям в любой ситуации. А в смирении праведника завистники видели лицемерие. Его унижали даже после смерти. Когда вскрыли нетленные мощи в 1930-х годах, афинский архиепископ, не веря в святость владыки Нектария, приказал оставить тело лежать на воздухе, чтобы оно истлело. Но этого не произошло.
Знаете, в современном мире много клеветы и обмана. Кто попадает в такие ситуации, пусть обращается в молитве к святителю Нектарию Эгинскому, он поможет, утешит.
– Кто сегодня осуществляет духовное руководство обителью?
– Наш духовник живет на Афоне, в монастыре Григориат. К нам он приезжает, чтобы исповедовать и дать наставления, провести духовные беседы. С обителью Григориат тесно сотрудничает одна из наших монахинь. Григориат имеет свой филиал в Конго, и духовник благословил сестру поехать туда. Она уже почти год находится на миссионерстве в Африке, открыла в Конго несколько школ по изучению катехизиса.
Сосны, фисташки и милостыня
– В России много внимания уделяется социальной деятельности приходов и монастырей. В Греции есть нечто подобное?
– Если обратиться к истории, существует предание, что с появлением на Эгине святого Нектария даже климат на острове изменился. Как и все святые, он любил природу и доставил сюда около пяти тысяч сосен. Теперь остров зеленый, с целебным сосновым воздухом и мягким климатом. Кроме этого святитель привез на Эгину фисташковое дерево. Здесь растут самые вкусные в Греции фисташки, даже фестиваль фисташек проводится.
Благодаря святому Нектарию наша обитель, можно сказать, процветает. Поэтому мы имеем возможность поддерживать нуждающихся, которых на острове очень много. Местная городская больница большей частью содержится за счет монастырских средств. Также обитель материально поддерживает студентов и бедные семьи.
Сейчас тяжелое время, и многие жители (рыбаки, строители) не имеют работы или сбыта. Монастырь им помогает: покупает рыбу у рыбаков и отвозит в специальный центр, где готовят пищу для малоимущих пожилых людей, или в другие обители отдает.
Мы с сестрами не нуждаемся и можем помогать людям, а святитель Нектарий часто отдавал последнее. Если не было денег, то раздавал свою одежду и обувь. Он жил очень скромно, до последних месяцев жизни не имея даже постели. Та, что вы видели в келье, – это кровать бабушки святого Нектария, которую его племянник привез незадолго до блаженной кончины святителя.
– Вы упомянули центр, где готовят еду для малоимущих пожилых людей. Расскажите поподробнее, как он функционирует.
– На окраине города Эгина, в здании, которое было предоставлено в распоряжение центра двумя благодетельницами, организована кухня. Там готовят еду для стариков, которые не имеют пенсии или детей либо прикованы к постели, то есть по каким-то причинам не могут самостоятельно обеспечить себя едой.
Раз в сутки, к 12:00, готовится пища, которая потом доставляется адресатам (два человека готовят, два развозят). По территории города еду доставляет доброволец центра, а для людей из более отдаленных поселков обеды забирает кто-то из местных волонтеров.
Центр существует как за счет нашего монастыря, так и благодаря частным пожертвованиям. Например, пекарни могут принести хлеб, который они не продали за день, овощная лавка – овощи, местный супермаркет предоставляет транспорт и так далее. Центр существует более 20 лет, на его попечении находится свыше 70 человек. Руководит центром священник.
– А люди, которые строят корпуса у вас в обители, убирают в храме, готовят пищу в монастырской гостинице, – это наемные работники?
– Наши сестры несут, конечно, послушания в трапезной, в храме, гостинице, на огороде, но все-таки нас мало, и мы не справляемся самостоятельно с таким объемом работ. Поэтому нанимаем людей. Бывают случаи, когда берем человека на работу просто потому, что видим: он нуждается и сильно от этого унывает.
Опять же это своего рода завет нам от святителя Нектария. Он часто ходил в порт, и если видел человека, который от безысходности сидел в кафе и выпивал, то приглашал его в обитель под предлогом подзаработать. Обычно он просил прийти в воскресенье утром. Человек приходил, а святитель ему говорил: «Давайте сейчас пойдем в храм, так как воскресная Литургия». Затем: «Ну, раз уже полдень, давайте позавтракаем». И только потом давал работу: перенести цветочные горшки с места на место или какие-то другие простые задания – и платил достаточные деньги, чтобы не обидеть человека. Тем самым люди вроде что-то делали, и делали это в монастыре, где еще и молились. Жизнь их потихоньку устраивалась.
Нынче есть эгиниты очень мирские, которые не имеют никакой связи с Церковью. Они приходят в обитель по необходимости, чтобы получить работу. В монастыре они слышат слово Божие, а паломники рассказывают им о чудесах святого Нектария, и те меняют свою жизнь.
«Я раскрою свой зонт над Эгиной»
– Матушка, большой собор рядом с обителью относится к вашему монастырю? Кто его построил?
– Собор во имя святителя Нектария строится уже в течение нескольких десятилетий. Да, он относится к нашему монастырю, и мы финансируем строительство. Сейчас ведутся работы по росписи. Для собора мы привлекали лучших специалистов. Внутри прекрасная мозаика «Богоматерь, Ширшая Небес». Мне кажется, это лучший пример мозаичного искусства во всей Греции.
– В русском переводе гимна «Агни Парфене» есть похожие слова о Богородице: «Покрове, ширший облака, и страждущих Пристанище». Кстати, сегодня на Литургии этот гимн пели перед Причастием. Вообще у вас в обители прекрасное пение.
– В Греции, наверное, каждый верующий знает «Агни Парфене». А по поводу хора, то мы стараемся и в этом продолжать дело святителя Нектария. Когда он открыл монастырь, пригласил сюда отца Савву с острова Калимнос (он тоже канонизированный святой, известный как Савва Новый), чтобы тот учил сестер иконописи и византийскому пению. И в наши дни монахини много занимаются пением. Но не все, а только те, у кого к этому способности.
Если уж я упомянула отца Савву, то он здесь жил еще шесть лет после святого Нектария и, думается, был первым, кто публично сказал о его святости. Через несколько месяцев после кончины святителя отец Савва затворился в своей келье на 40 дней. По прошествии этого времени он вышел, держа в руках икону святого Нектария, и велел положить ее в храме на аналой. Игумения возразила, что владыка еще не канонизирован и за это могут наказать. На что отец Савва заметил, что ей следует проявлять послушание и не упорствовать в исследовании воли Божией.
– Да, церковного прославления, бывает, долго приходится ждать. В России, к примеру, многие верующие ждут канонизации трех монахов из Оптиной пустыни, убиенных на Пасху в 1993 году. И не только их. У нас есть книга «Несвятые святые» о людях святой жизни, но официально не канонизированных.
– А я читала эту книгу, она мне очень понравилась! Если будете публиковать интервью со мной, напишите, что я лично приглашаю владыку Тихона (Шевкунова) к нам в монастырь, чтобы он приехал и отслужил у нас Литургию. Обязательно передайте!
– Постараемся передать ему ваше приглашение. А вы сами бывали в России?
– Пока не довелось. Но я очень люблю русских, потому что мы одной веры. В России, после 70 лет безбожной власти, разрушения уклада, я предполагаю, трудно налаживать монастырскую жизнь. Очень нелегко людям выполнять обет послушания. Но постепенно все устроится.
В Греции же тоже был свой коммунизм – в смысле богоборчества, я имею в виду. В 1848 году к власти пришли люди, которые разрушили монашескую жизнь во всех монастырях. В Королевском совете состояли деятели, обязавшие монахов вступать в брак. Когда у руля встало настоящее греческое правительство, постепенно все пришло в норму.
Святитель Нектарий хранил Эгину: фашисты летали и не видели остров. И даже корабли были невидимы для немцев
Сейчас над нами нависает опасность со стороны Турции. Но я верю, что святитель Нектарий нас защитит в любом случае. Во время войны с немцами Эгина совсем не пострадала. Она занимает важное положение в море, это самый близкий остров к Афинам, и неприятелю, конечно же, надо было все тут разбомбить. Сестры стали уже рыть бомбоубежище, когда им явился святой Нектарий и сказал: «Не бойтесь, я раскрою свой зонт над Эгиной». Фашисты летали и не видели остров. И даже корабли, которые приплывали к Эгине, были невидимы для немцев.
– Матушка, у вас есть какая-нибудь мечта?
– Я очень хочу, чтобы русские взяли Константинополь, как предсказывал святой Паисий Афонский. И чтобы после этого мы вместе, русские и греки, построили монастырь святителя Нектария на его родине в Силиври.
– Благодарим вас за теплый прием. Надеемся еще приехать в ваш монастырь когда-нибудь.
– Приезжайте и журнал с собой привозите!
Интересно побывать на празднике святого Нектария в ноябре, увидеть всенародную любовь к нему. Мы крестным ходом с его главой идем в город, а там люди устилают улицы коврами и на балконах вывешивают портреты и иконы святителя. Очень красивый праздник.
Хорошие вы все-таки дети. Благослови вас Господь! Оставьте свой адрес; если будем в Москве, обязательно вас найдем.
Такое отношение нас тронуло. Конечно, для мудрой игумении Феодосии мы дети. А монахини называют ее «геронтисса», что означает «старица».