Ночная молитва

    

Новый год – это один из тех редких дней в году, когда масса народа не спит, совершая пьяную и обжорную пародию на всенощное бдение возле салата оливье, голубого (в разных смыслах) экрана и т.п. Это при том, что ночью не спать наш народ не привык. Сон – одно из немногих утешений бедняка. Сон бедняка, как говорит Соломон, сладок; и не важно, много или мало он съел. Богатый напротив, отягченный лишним съеденным и выпитым, ворочается на ложе своем до рассвета. Это тоже говорит Соломон. Нетрудно догадаться, что бедный народ наш в подавляющей массе своей на протяжении длинной истории спал крепко хотя бы потому, что, как говорил Портос, «кто спит, тот ест». То есть мало тратит сил и забывает о пустом желудке.

Но вот в Новый год мы не спим. Не привыкли. И возникает хорошая мысль. А именно: встретить Новый год молитвой в храме, ночью, не за изобильным столом, и не лицом в салате, и не в чужой квартире с вопросом утром «где я?» или «кто ты?». В храме встретить календарное начало нового года! Чем не красота и чем не благодать?

Часы на кремлевских курантах пробьют двенадцать раз, и раздастся по миру всякое «ура» на русском языке, и хлопнут открытыми пробками бутылки шампанского. Но именно в это время во многих храмах священники скажут: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», – и начнутся литургии. И ничего лучше невозможно придумать.

Раньше это была редкая традиция. На все новое (хорошее оно или плохое – разницы мало) у нас смотрят пристально и с прищуром. С подозрением смотрят. Сами себе свой прищур объясняют тем, что «традицию хранят». Ну да ладно. Не мы судьи. Сегодня традиция служения литургии новогодней ночью мало-помалу распространилась, и уже трудно ругать священников за «невиданное новшество», ибо много их – служащих с 31-го на 1-е ночью. Людям нравится. Все трезвые и радостные. У всех больше реальных надежд на такое же реальное счастье в Новом году после молитвы и причастия, нежели после песен Коли Баскова. Кажется, дело понятное и решенное. Но…

Но традицию молиться по ночам можно постепенно распространять и за пределы власти Деда Мороза.

Вообще, христиане раньше молились по ночам больше, нежели при свете дня. Наш возглас всенощной «Слава Тебе, показавшему нам свет» напоминает именно об этих временах. Ночь, проведенная в молитве, для христиан такое же естественное явление, как ночь, проведенная за картами для любителя преферанса. И ведь заметьте: любителей преферанса (равно, как и любителей ночных дискотек, пьянок–гулянок и прочих ночных занятий) никто не ругает и не осуждает. Это их жизнь. А нам сказано не осуждать. Мы и не осуждаем. Зато сами своих ругаем временами за то, что не хотят сопеть носом и смотреть сны. Ругаем за то, что хотят ночью молиться. Странное дело и непонятное.

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование. Есть такая фраза: «Будущее Церкви – это ее прошлое». Все великое, что было явлено Церковью в прошлом, вновь должно явиться перед закатом истории. И аскетизм, и милосердие, и взаимопомощь, и евхаристическая ревность… И ночная молитва тоже. Люди будут чем дальше, тем больше по ночам пить, блудить, колоться, нюхать, воровать, драться, резаться, вешаться…. А Церковь, не смешиваясь с массовым беззаконием, должна будет усугубить молитву. В том числе ночью.

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование

Темп жизни таков, что, кроме воскресенья, особо и не помолишься за литургией. Работа, знаете ли. То да се. Но кто мешает раз в месяц или раз в две недели собраться в предписанное время в храме под полночь, помолиться, причаститься и разъехаться по домам? К двум ночи уже спать будете. Многие в это время только от телевизора и компьютера отрываются. А утром на работу, как положено. Кто мешает? Да никто, кроме личной лени и ложных страхов. Как бы чего не вышло.

Но жизнь сама заставит нас молиться ночью. Сама внутренняя логика церковной истории заставит нас молиться и по ночам, и на чердаках, и в поле, и в трюме корабля, и в летней кухне (список я могу очень сильно продолжить). Так давайте привыкать, не дожидаясь гонений и молитвенно отодвигая их приближение. Ведь евхаристические собрания реально разрывают сети диавола. Молитва Церкви ослабляет тотальное лукавое действие на род человеческий. Только она и ослабляет. Стоит нам всем уменьшить лукавую жатву новогоднего пьянства, ссор, драк и разврата тем, что многие верные соберутся в эту ночь на молитву и Евхаристию. А там, глядишь, у нас и вкус к духовным трудам появится. Ибо, честно говоря, в некоторых из нас этого вкуса совсем не заметно.

Протоиерей Андрей Ткачев

29 декабря 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Максим Яковченко 6 июня 2023, 07:37
Слава Богу за всё!
Александр31 декабря 2018, 19:47
А почему лицом в салате?
Елена23 января 2018, 07:11
Очень верное решение ночной молебен, Литургия, это спасёт от одиночества в новогоднюю ночь и даст благодать Святого Духа.
Сергий 5 января 2018, 08:40
Хочу поделиться и своим опытом. Когда-то услышал от одного иеромонаха на службе в проповеди, что если кто-то будет праздновать Н.г., то тогда и не приходи на Рождество, общий смысл-это грех ! Вот как, тогда многие понесли ,, это" домой . Плоды такие, мы сами не отмечали, а жили в семье, к родителям не выходили, за стол не садились, к соседям не выходили за стол. Родители звали вместе с ними праздновать... отказывались под разными предлогами. Теперь, точно могу сказать, что это нелюбовь и никому это спасения не принесло, а только расстройство . Самое лучшее сходить на Новогодний молебен и дома, в кругу родных и близких , порадоваться их радости, порадовать их вниманием! Спасибо , что прощали
Марина 3 января 2018, 09:20
Мы с детьми каждый год едем на ночную службу с 31 на 1. Это для детей и для нас стало и традицией и настоящим праздником. Нельзя у детей просто взять и отнять новый год, т.к. везде и в саду и в школе все их сверстники празднуют, а вот преобразовать можно. Наши дети получают небольшие подарки и в новый год, а главные подарки их ждут на Рождество. Ночные службы очень нам всем нравятся!!!)))
Игорь 3 января 2018, 00:30
В этом году уже как 11й раз иду в храм на молебен.И очень рад,что Бог даёт время исправить свои ошибки за прошлые сорок лет своевольной жизни.Мы с мамой в 21.00 скромно ставим елочку,фрукты и детское шампанское.Поздравляем друг друга и я иду в храм.Всем помощи от Господа и спасения!
Татьяна 1 января 2018, 20:12
Впервые Новый год в храме мы с мужем встретили в Москве лет 5 назад в монастыре Иоанна Предтечи.Радостно и незабываемо! Приехав домой в Питер, стали искать храмы, где была служба в новогоднюю ночь. Слава Богу их становится все больше и больше. Вот и эту ночь мы по Милости Божьей были на службе. Мечтаем, что наступит время, когда празднованию Нового года, будет предшествовать Рождество с Рождественскими каникулами. С наступающим Рождеством и новым годом всех!





Елена Куваева 1 января 2018, 18:02
Спасибо отец Андрей! Ваша статья правильная и хорошо, что Вы не побоялись так написать, а то все боятся, как бы кто-нибудь не обиделся. Конечно, нужно исправляться. Откуда человек узнает про свои грехи, если никто на них не укажет. Мы раньше отмечали тоже Новые года, а теперь ходим в церковь, молимся Богу. Говорят, как проведешь Новый год, так и будешь весь год жить. Кто старается праздновать по мирскому обычаю, тот и продолжает жить также, а кто встречает с молитвой, тот и будет с Богом весь год.
Надежда31 декабря 2017, 19:29
Хорошая статья. Читать одно удовольствие. Сподвигнусь ли исполнить совет...) Но посетить хоть одну ночную литургию желание возникло!
Агапит31 декабря 2017, 17:30
Кстати,после того, как Советская Россия утвердила католический григорианский календарь в качестве государственного, празднование «Нового года» переместилось на 14 дней назад и приходится на последнюю неделю Рождественского поста, что делает празднование этого дня еще более нелепым.
Агапит31 декабря 2017, 17:08
Новины в староверии: "В ночь с 31 декабря на 1 января по новому стилю на Рогожском состоится ночное богослужение в память святого мученика Внифантия.
Обычно служба начинается в 22:00 и длится приблизительно до 05:00 утра"
И всё же я- против. Сходите вечером на новогодний молебен, накройте постный стол, прослушайте обращение к народу Главы государства, выпейте шампанского да и ложитесь спать.
Наталья31 декабря 2017, 08:49
Батюшка прав!Полностью поддерживаю!Всем здоровья и душевных сил
Сергей Рымарев30 декабря 2017, 23:56
Как всегда о. Андрей прав и нелицеприятен, пользы нашей ради! Многая Вам лета, отче!
Владимир Москалюк30 декабря 2017, 20:40
Каждому-свое,кто водкой захлебывается от радости,а кто на службе при свечах счастлив.
Антоний30 декабря 2017, 19:58
Позволю себе проиллюстрировать предыдущий комментарий. Посмотрел я программу новогодних мероприятий в своем районе и стало грустно: с 30 декабря по 3 января включительно государство в лице Департамента культуры будет трясти наши дома оглушительной музыкой, от которой никуда не скрыться, с 15:00 и до ночи: до 2:00 в новогоднюю ночь и до 22:00 в прочие дни. Как тут подготовиться к утренней Литургии, когда тебя глушат как рыбу динамитом! А утром нужно алтарничать... Ни Советская власть, ни Борис Николаевич этого "принуждения к празднику" не устраивали, позволяли людям помолиться в тишине. Лучше бы и ныне государство потратило лишние деньги на благие дела, а не на истязание граждан децибелами.
Антоний30 декабря 2017, 18:16
С наступающим Новым годом, братья и сестры! На мой взгляд, важным аспектом обозначенной проблемы является недостаточный уровень взаимодействия государства и Церкви в вопросе празднования Рождества Христова. Уличные гуляния с оглушительной музыкой, от которой в домах дрожат стекла, "голубые огоньки" со звёздами эстрады и изобильным столами, и другие новогодние праздничные мероприятия организуются зачастую государством. Новогодние каникулы тоже неплохо было бы приурочить к Святкам, но они сразу после Рождества кончаются, и начинаются трудовые будни. Здесь я вижу задачи, которые совместными усилиями Церкви, государства и общества должны быть решены.
Надежда30 декабря 2017, 16:29
По сути отец Андрей прав, но лучше выбирать выражения, чтобы не обижать людей.
Елена30 декабря 2017, 14:58
Возможно и резко, но это правда. Именно так можно достучаться до псевдоправославных, а их сейчас большинство
Агапит30 декабря 2017, 13:50
Категорически против служения ночной литургии под праздник гражданского Нового года. Не много ли чести? Уже и под Рождество разорвали прежде единую богослужебную ткань, отделив повечерие с утреней от литургии (еще лет 5-10 назад их начинали служить где-то с 22:00 и почти до утра,а под Богоявление и вообще почти нет ночных Литургий, а тут предлагается странное новшество, невиданное прежде почитание языческого по сути праздненства.
Тем, кто желает вернуться к календарю григорианскому, напомню, что там 1 января -великий праздник Обрезания Господня и свт. Василия Великого, так что уместен и новогодний молебен, но не всякие пьянки-гулянки.
анна30 декабря 2017, 12:56
Я из Питера,в храм приходится ездить в центр города.К сожалению,по ночам одной небезопасно,да и лично машины нет.Езжу 31 декабря на утреню.Мне хватает сил только с утра одолеть дорогу в оба конца транспортом и ещё пешком до храма довольно далеко,прибегаешь в храм и садишься отдыхать,ноги болят.Рядом стоят три мелких храма ноодела,бетонные мешки-зашел и встал,как сельди в бочке,невозможно в таких условиях не поклон сделать, ни размять ноги,и к иконам подойти.Зачем строили три объекта вместо одного большого удобного храма?О людях надо думать,которые хотят придти,да не могут и вынужденны ездить далеко от дома,тратя силы на ту самую суету,которая отнимает силы и время.
Ирина30 декабря 2017, 12:39
Слава Богу за все! Мне очень хотелось бы пожелать всем тем кто хотел бы провести предстоящую ночь в храме, на Божественной Литургии, а не дома, и уж тем паче в "веселой" компании -
терпения и упавания на Божий промысел о нас, грешных. Одно дело "я хочу" и другое "надо". Я только о себе могу сказать: давно хотела, можно сказать мечтала об этом, но есть семья, которая просто меня бы не поняла, а уговаривать и тащить, не тот случай! И вот в этом году вроде все складываеся, и я должна быть в Сретенском монастыре, но...все может статься! А обижаться на достаточное точное описание стандартного празднования Нового года, это не про нас!!! А кто увидел себя там, есть повод задуматься!

р.Б. Вера30 декабря 2017, 12:37
Те,кого уязвляют слова о.Андрея, как дети малые, которые строгость учительскую принимают за злобу, нелюбовь. Да любят нас, любят!Так любят,что готовы принять от нас хулу,клевету даже. Помолимся за о.Андрея: трудится человек над спасением Всеобщим. Не будем пеленать свое слабодушие в благодушие - нет в этом блага. Позволим возрастать нашей душе духовно! Прости нас грешных, Господи!
Марго-рита Любимова30 декабря 2017, 11:39
Да, начало Нового года и нужно начинать с молитвы Господу, благодарения и благословения. И лучше в церкви. Но у кого не получается, можно от всего сердца помолиться дома. Главное, что бы не по закону, а от сердца, с благодатью....
Наталия Ростова30 декабря 2017, 09:35
Алексею Кашубе. "Штирлиц, а Вас я попрошу остаться..." Надо было Вам сразу написать,что Вы являетесь священником Русской Православной Церкви. :) Потому, как Ваш комментарий очень честный и дающий надежду людям, которые пока ещё "захожане" храмов. И для "прихожан" хороший повод подумать и не впасть в грех тщеславия и осуждения. Собственно, я почти тоже самое сказала в теме "Кесарю кесарево, а Богу Божие". И у меня есть такой же друг, который хочет быть хорошим христианином, но его сбивают с толку высказывания типа - " Новый год- праздник греха, пьянства,обжорства и разврата". Он тоже печалится, и считает себя великим грешником,которому нет места в храме.Печально всё это.Согласна.
Ирина30 декабря 2017, 09:20
Конечно, замечательно молиться ночью, тем более новогодней, когда языческий мир празднует по-своему. Но если православный христианин молится так: "Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как эти грешники, которые сейчас объедаются и оппиваются,и веселятся непонятно чему. Я так благодарен Тебе, что я не с ними и спасусь. А они, несомненно, достойны всяческой кары и наказания за свои грехи" - не уверена, что такая молитва угодна Богу, и даже не молитва, а вообще такое душевное устроение. Мое личное мнение - такое устроение не приближает человека к Богу, Который милостив и к праведным, и к грешным, ради последних пришел в этот мир и всем желает спасения - не по делам, а по благодати.
Алексей Кашуба29 декабря 2017, 22:43
Жаль, что идея подается в таком контрастном ключе. Мой друг (человек пока не осознавший себя членом Церкви, но чем-то напоминающий Корнилия из Деяний по своим милостивым делам) после прочтения этой статьи сильно опечалился и обиделся. Получается, что он и есть тот самый грешник, который совершает "пьяную и обжорную пародию лицом в салате"? Для них, как и для многих россиян, это замечательный семейный праздник, который проходит в атмосфере любви и тепла. Если не на службе, то лицом в салате и имже обжираясь? Мой друг сделал вывод: вот истинно святые на службе ночью, а вот страшные грешники, позволяющие себе кричать "ура" во время произнесения "Благословенно Царство ...". Печально все это.
Николай29 декабря 2017, 21:03
Люди, обижающиеся на якобы презрение к вам со стороны о.Андрея!
Оглянитесь назад: кто бы мог в начале 20-го века подумать о каких-то там гонениях? А еще пять лет назад у нас на Украине кто мог бы себе такое представить?
Да вы прочтите что писал Феофан Затворник за десятки лет до революции в "Мыслях на каждый день года":
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/mysli-na-kazhdyj-den-goda-po-tserkovnym-chtenijam-iz-slova-bozhija/334
"Знал бы где упасть - соломки постелил бы" Вот о.Андрей и подсказывает что можно сделать чтоб упасть не довелось. Притом не заставляет! А вы вместо благодарности...
Не обольщайтесь: и у вас в России гомики, либералы, неоязычники и прочая только и ждут отмашки.


Александр З29 декабря 2017, 20:39
О да! Ещё бы научиться во время Литургии действительно всем разумом и сердцем молиться, а не блуждать умом где ни попадя.
Наталья29 декабря 2017, 20:29
Я как 2 года в Церкви, и соответственно, как 2 года соблюдаю посты. До этого так же, как и все, Новогоднюю ночь встречала с салатом оливье, с советскими фильмами у голубого экрана, а иногда и в увеселительных заведениях. И хочу сказать, что всему свое время, и у каждого свой путь.
Сергей29 декабря 2017, 20:20
Слава Богу, у нас эта традиция поддерживается уже несколько лет. Помню, как читал на сайте список храмов, абсолютно не надеясь там увидеть свой. И о чудо! Наш храм стоит в месте традиционных народных гуляний, поэтому литургия проходит под канонаду. И почти каждый год сопровождается приятным искушением. Нам отключают свет. Первый раз настоятель маленько запаниковал, но... достали большие свечи и служба продолжилась по афонскому чину - только при свечах. Первый раз, вообще дух захватывало. Всем искренне желаю это пережить и укрепиться в этой традиции. Действительно, это трудно уединиться у себя в комнате и не выходить к столу. А теперь "есть куды крестьянину податься" (фильм Чапаев).
Денис29 декабря 2017, 19:52
Идея замечательная. Но что делать в таком случае одному члену семьи, если другой не воцерковлен? Вносить разлад в семью? Или авглядеть в глазах родных святее патриарха? Как быть?
Олег29 декабря 2017, 19:40
Кстати, в храме Святой Живоначальной Троицы (это в Хохловском переулке в центре в Москве, недалеко от метро Китай город) ночная Литургия с 31-го на 1-е января всегда бывает.
Приходите))
Константин29 декабря 2017, 17:52
Ситуации бывают разные-жена верующая,а муж не верующий,и наоборот. Если единолично уйти в храм,а супруга своего оставить за столом одного,то где же любовь,терпение,взаимоуважение. Это называется самомнение,самолюбие. Апостол Павел о супружестве разных по вере см.1-е Коринф.гл.7. Да,хочется ночью на Новый год в храм,но нельзя чтобы из-за этого были распри. В семье должен быть мир. Можно дома перед праздником помолиться, поблагодарить Бога за прожитый год и мирно посидеть с семьей с бокалом шампанского не напиваясь и не обжираясь,пообщаться,поделиться накопленными мыслями и т.п. Всё решать надо мирно. В наше суетливое время не так много часов чтобы пообщаться в кругу семьи. А в храм на сл.день
Баден-Баденовец29 декабря 2017, 15:33
Ирине: в нашем храме Преображения Господня в Баден-Бадене и литургия 1-го числа бывает, и всенощная 31-го тоже. В прошлом году, например, именно так выпали суббота и воскресенье.
В этом году литургия будет 31-го декабря и соберется полный храм, как всегда. На литургию 1-го, видимо, сил не хватило - основа хора уехала в Россию до рождественского сочельника.
Ljubovj29 декабря 2017, 15:13
Spasi Gospodi O. Andrej!!vse pravilno molitsja Gospodu nochju 31 dekabrja VO svex Xaramax!!!Spasibo chto Vi estj .Bozjej pomochi VAM v trudax!!
Светлана29 декабря 2017, 14:32
Спаси Господи Вас, батюшка. Слова Ваши правильные, только любви к нам грешным не чувствуется. Одно презрение. Не у всех по разным причинам получается ночью сходить в храм. Стараемся в Новогоднюю ночь молиться, стараемся, хоть это непривычно, радость по встрече Нового года перенести на Рождество. Только про обжорство не согласна. Можно и постным обжорствовать. И этим трем дням радоваться в разы меньше, если не пашешь по десять часов в сутки без выходных, чтобы элементарно свести концы с концами, а живешь на готовеньком, что люди принесут, а они с этого же новогоднего стола несут. Господь милостив к нам ко всем. Давайте же и мы будем помнить, кто и где находится.
лариса29 декабря 2017, 13:43
Поддерживаю!
Николай-пенсионер.29 декабря 2017, 13:28
Прав то батюшка прав.Да только звучит осуждение в его словах, как приговор ,народу многочисленному.Даже миллионы будут отмечать новый год.Жаль кроме осуждения я не увидел любви к соотечественника и простым людям.
Ирина29 декабря 2017, 12:58
А у нас никто не хочет служить литургию в Новый Год.
Даже 1го января нет служб. Может только в 1-2 храмах на всю Германию.
Наталья29 декабря 2017, 12:08
Согласна!! Я ЗА то, чтобы в новогоднюю ночь с 31-го на 1-е служили в каждой церкви!
Наталия29 декабря 2017, 11:26
Спаси Господи, отец Андрей! Правильно написали.
29 декабря 2017, 09:22
Конечно батюшка прав! Но есть не большой нюанс, а если взглянуть получше, то проблема...К величайшему сожалению, согласно директиве Ленина от 1918 года РПЦ до сих пор отделена от государства, и календарь, который изменили с Григорианского на Юлианский, те же большевички, способствовал тому, что все с ног на голову.И Рождество после Нового Года и тот же старый НГ.И в принципе люди не виноваты, просто они так привыкли за три поколения! Ведь позволяет Конституция проводить референдумы, так почему бы не проголосовать всем миром, за присоединение Церкви к государству, и возвращении Григорианского календаря??? А пока,как кому подскажет вера и совесть,кто упиваться и объедаться,а кто на молитву..
Татьяна Гаврилова29 декабря 2017, 07:00
Прекрасная идея, если в нашем городе будет литургия, обязательно пойду,так не хочется ломать пост и предРожденственское торжество
р.Б. Тамара29 декабря 2017, 03:50
Так получилось, что мой комментарий первый. 1000 раз прав о. Андрей про Новогоднюю ночь с ее обжорством и бдением у телевизора, с переключением каналов в надежде найти что-то новенькое, но как обычно в Новогоднюю ночь - все по-старому. Увы.... Новый год 2017 я впервые встречала в храме за литургией. И до сих пор не могу забыть тот восторг и благодарность Господу за те счастливые мгновения жизни. Действительно все было по-новому, радостно, как и полагается в Новогоднюю ночь. И советую от души этого незабываемого и прекрасного праздника, всем у кого есть такая роскошная возможность, встречи Нового наступающего года в храме, начинать его не с объядения и опивства, а с молитвой к Богу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×