Повседневная жизнь Царской семьи в Тобольске

Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной в Тобольске Николай II с дочерьми Ольгой, Анастасией и Татьяной в Тобольске

Часть 1: Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе

Первые мысли об отъезде из Царского Села возникли у Августейших узников еще в начале марта 1917 года, но потом через графа Бенкендорфа было сообщено, что «мы останемся здесь довольно долго» (запись Императора от 11 марта)[1]. 11 июля 1917 года вновь появляется запись в дневнике Николая II о том, что Керенский сообщил о возможном отъезде семьи на юг «ввиду близости Ц<арского> Села к неспокойной столице»[2]. Надежду на то, что их перевезут в Крым, в Ливадию, Царская семья сохраняла почти до самого отъезда, в то время как Керенский уже изменил свое решение и обратил внимание на города Западной Сибири. Позднее он вспоминал, что идея о Тобольске пришла к нему случайно. Узнав, что город подходит к этой «миссии» по всем параметрам, Керенский принял окончательное решение. Об этом решении не должен был знать никто, это было тайной государственной важности. Но вскоре тайна была «по секрету» поведана всему Петрограду. Поползли разнообразные слухи о том, что Царя увозят из Александровского дворца то ли в Кострому, то ли в Тобольск.

Е.А. Нарышкина, вышедшая к тому моменту из заключения, уже под 16 июля, то есть примерно за две недели до отъезда, писала: «Кн. Палей мне сказала, что обычно хорошо осведомленный англичанин сообщил им вчера, будто обитатели Александровского дворца в ночь с четверга на пятницу взяты и увезены в Тобольск! Я энергически возражала, но подобные слухи доказывают, что эта идея носится в воздухе»[3]. Среди слухов ходила версия об Ипатьевском монастыре в Костроме.

«Увозят… в один из дальних губернских городов… А мы-то так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии!»

Тема отъезда волновала и самих узников: «Все мы думали и говорили о предстоящей поездке; странным кажется отъезд отсюда после 4-месячного затворничества»[4]. Они собирают вещи и всё еще надеются на отъезд в Ливадию. Дня за три им сообщили, что их увозят «не в Крым, а в один из дальних губернских городов в трех или четырех днях пути на восток! Но куда именно, не говорят, – даже комендант не знает. А мы-то так рассчитывали на долгое пребывание в Ливадии»[5], – пишет Государь.

31 июля, в день отъезда, своего брата посетил великий князь Михаил Александрович, но говорили они всего 10 минут и при Керенском. Процесс выезда из Царского Села занял длительное время и завершился в 5–6 часов утра.

Доехав до Тюмени, семья пересела на пароход «Русь», доставивший ее до места назначения.

Ссылка царской семьи в Тобольске Ссылка царской семьи в Тобольске
    

С переездом в Тобольск резких изменений не произошло, но жизнь тем не менее стала иной. В первую очередь это связано с самим домом, куда поселили Царскую семью. Это был двухэтажный особняк на окраине города, прежде принадлежавший губернатору, а теперь заброшенный, пустой и абсолютно не подготовленный для жизни. Несчастное Временное правительство, только пережившее «июльский кризис», теснимое большевиками и в целом нажившее себе море проблем в социально-экономической, политической и военной сферах, было не слишком расторопно в деле переезда Царской семьи. Обустройство дома заняло около недели, в течение которой Царская семья вынуждена была проживать на борту судна «Русь». «Дом пустой, грязный, и ничего не подготовлено для того, чтобы провести в нем ночь. Снова на борту судна, до тех пор, пока не подготовят всё в нашем доме и всех остальных домах»[6], – запишет в дневнике Императрица. Только 13 августа появилась наконец возможность заселиться в губернаторский дом, вызывавший впечатление неуютного и пустого. «13 августа. Воскресение. <…> Многие комнаты еще не отделаны и имеют непривлекательный вид. <…> Все имеет старый заброшенный вид»[7], – писал Государь.

Царская семья заняла весь второй этаж дома, на первом поселились прислуга и караульные, там же располагалась столовая. Часть служащих обосновалась в соседнем доме напротив, так называемом «доме Корнилова». На обустройство жилища ушло достаточно много времени. Так, 20 сентября прибыл барон Боде, который привез из Царского ковры, шторы и др. «26 сентября. Вторник. <…> После чая разбирали вновь привезенные ковры и украсили ими наши комнаты»[8], – читаем в дневнике.

При морозе в 22 градуса в кабинете Государя и его дочерей было +10°С

То и дело случались различные неприятности вроде поломки канализации, разбитых из-за ветра стекол и др. В начале декабря в некоторых комнатах почти не было отопления. При морозе в 22 градуса в кабинете Государя и его дочерей было +10°С, «поэтому днем и до ночи сижу в черкеске пластунской»[9].

В первое время пребывания в Тобольске быт семьи был не установлен. С августа до начала сентября уроков не было, все силы Царской семьи были брошены на благоустройство дома и приусадебной территории. Во дворе поставили качели. Частым развлечением стали игры: домино, кости, «городки», «безик», зимой была сооружена ледяная горка. Единственное, что никогда не прекращалось, – это посещение Царской семьей богослужений. «Такое душевное утешение в переживаемое время!» – писал Государь 22 октября в дневнике после принятия Святых Даров. Кстати, в отличие от Царского Села, здесь им было разрешено бывать в городской церкви. Хотя посещение Благовещенского храма было одним из любимых событий семьи, но часто под предлогом мнимой опасности узникам отменяли эту «привилегию».

Вначале служба велась в одном из залов губернаторского дома. Сюда приходили монахини из Иоанновского монастыря в качестве певчих и священник из Благовещенской церкви.

Сразу по прибытии дом был освящен: «В 12-ть молебен, 4 монашки из Иоанновского монастыря пели. Игуменья дала Н. образ Св. Иоанна Максимовича»[10]. Сначала служил священник Алексий Васильев. Николай II так отзывался о нем: «Нам всем очень нравится священник, который служит у нас; поют четыре монахини»[11].

«Ходили на службу в собор… благодарна за то, что была в настоящей церкви, за 6 месяцев впервые»

Первое богослужение в храме семья посетила в пятницу 8 сентября – на праздник Рождества Богородицы. Посещение церкви, находящейся вне стен губернаторского дома, было, по-видимому, очень серьезным действом, потому как к нему местная власть готовилась не один день. Судя по тому, насколько велико было число охраны, расположившейся вдоль пути, по которому шла Царская семья в храм, можно предположить, что власти видели в этом немалый риск. «В 12 ходили на службу в Благов<ещенский> соб<ор> пешком, я на своем кресле, через городской сад; солдаты расставлены на всем пути, толпа там, где переходили улицу. Очень неприятно, но, однако, благодарна за то, что была в настоящей церкви, за 6 месяцев [впервые]»[12], – запишет Императрица. Царской семье позволяли посещать только ранние службы. «Мы присутствовали исключительно на ранних обеднях, – вспоминал учитель французского языка П. Жильяр, – почти одни в этой церкви, едва освященной несколькими восковыми свечами»[13].

Посещение городской церкви хоть и стало утешением для семьи Императора, но осознание своей несвободы было особенно остро здесь, в далеком губернском городе Западной Сибири. «Здесь чувство сидения взаперти гораздо сильнее, нежели было в Ц<арском> С<еле>»[14], – пишет Государь в дневнике от 26 августа.

Николай II с наследником в ссылке пилят дрова Николай II с наследником в ссылке пилят дрова

По-прежнему по вечерам продолжалось чтение книг, которые теперь читали вслух не только Николай II, но и Татищев, Долгоруков, Боткин. Недалеко от дома находился заброшенный садик – «скверный огород», как его назвал Государь. На этом участке Николай II занимался заготовкой дров для дома и сделал небольшой пруд для уток. «Много были на воздухе; наполнял пруд для уток и пилил дрова для нашей ванны»[15]. Пилка дров вскоре стала всеобщим занятием, превратившись для дочерей Императора в своеобразный спорт. После разрушения солдатами ледяной горки в начале 1918 года это стало их единственным развлечением. Александра Федоровна в это время занималась рукоделием, рисовала или писала письма.

Еще одним занятием, доставлявшим удовольствие семье Императора, было их общение с караульными солдатами. Вплоть до смены состава в начале 1918 года княжны и Император могли свободно заходить в помещение караула, разговаривать и играть с солдатами. «Великие княжны с чарующей простотой любили говорить с этими людьми, которые, как и они, чувствовали себя еще связанными с прошлым», – вспоминал П. Жильяр.

С приходом к власти большевиков условия содержания Царских узников стали меняться. В январе 1918 года их содержание сократили до 600 руб. на человека, вычитаемые из их личного состояния, из рациона убрали масло и кофе как продукты роскоши, состав караула был изменен: на смену добродушным солдатам пришли хамоватые и беспринципные «красные».

Уроки у Царских детей начались с середины сентября: «28 сентября. Четверг. С начала недели у детей пошли по утрам занятия; продолжаю уроки истории и географии с Алексеем»[16]. Преподаваемые предметы остались теми же. 8 октября была допущена до преподавания детям К.М. Битнер: «10 октября. Вторник. <…> Приехавшая сюда два дня назад Клавдия Михайловна Битнер передала мне письмо от Ксении. Она сегодня начала заниматься с детьми, кроме Ольги, по разным предметам»[17]. Занятия велись с 9 до 11 часов утра и продолжались после вечернего чая до 6 часов[18]. В связи с увеличением числа уроков прогулка теперь заканчивалась в 4 часа. Расписание занятий тоже претерпело в связи с этим некоторые изменения. Александра Федоровна по-прежнему преподавала Марии, Татьяне и Алексею Закон Божий, а Татьяне – немецкий. Императрица уже не конспектирует подробно содержание всех уроков. Это связано, должно быть, с ухудшением ее здоровья.

Вообще во время этого путешествия на Восток и пребывания в Тобольске здоровье членов всей семьи заметно изменилось к худшему. В большей степени это видно по состоянию Императрицы. В дневниках, написанных в Царском, практически не встречаются жалобы Александры Федоровны на свое здоровье; ее боли в сердце, которые, очевидно, обозначаются в дневнике значком сердца, начались во время путешествия – 5 августа, затем продолжились вечером 8-го. 9 августа сердечные боли, по-видимому, начались у Марии, вследствие чего у нее поднялась температура. К переезду в дом княжна почти поправилась. Вплоть до октября Александра Федоровна не пишет о сердечных приступах. Они возобновились только в конце октября и причиняли боли три дня подряд – с 19 по 21 октября, потом прекратились. Помимо болей в сердце Императрица страдала зубной и головной болями и производной от них бессонницей. Эти болезни продолжались попеременно с конца августа по сентябрь. 17 октября приехал из Крыма дантист Кострицкий, у которого проходили лечение Государь и Государыня.

Цесаревич Алексей за описываемое время тоже болел часто. 25 августа у него обнаружился легкий бронхит с болями в ухе, 29 августа он поправился. Затем с середины октября у мальчика заболела и распухла нога, а еще через несколько дней – рука и вторая нога.

Бытовую жизнь Царской семьи в Тобольске нельзя назвать идиллической или безоблачной. В целом распорядок дня сохранился, но здесь жизнь текла медленнее и скучнее. И потому всё короче становятся дневниковые записи, чаще появляются слова: «День прошел как обычно». При этом отношения с «властями» стали хуже и контроль ужесточился. Впрочем, контроль касался только Царской семьи, на свободу приближенных Государя власти еще не посягали. Служащие могли свободно передвигаться по городу, заходить к Венценосцам в удобное время; так, часто к Наследнику приходил Коля Деревенько – сын лейб-хирурга В.Н. Деревенько. Это во многом позволяло семье узнавать, что происходит «в мире». А тем временем в Петрограде произошли события, предрешившие судьбу Царской семьи и России: 25 октября к власти пришли большевики.

Анастасия Савчук

9 марта 2018 г.

[1] Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны. 1917–1918. В 2-х т. М., 2012. Т. 1. С. 383.

[2] Там же. С. 587.

[3] Нарышкина Е.А. C Царской семьей под арестом // Нарышкина Е.А. Мои воспоминания. Под властью трех царей. М., 2014. С. 440.

[4] Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Т. 1. С. 591.

[5] Там же. С. 606.

[6] Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Т. 2. С. 21.

[7] Там же. С. 30.

[8] Там же. С. 97.

[9] Там же. С. 195.

[10] Там же. С. 29.

[11] Там же. С. 50.

[12] Там же. С. 72.

[13] Жильяр П. Тринадцать лет при царском дворе // Цесаревич Алексей в воспоминаниях его учителей. М., 2006. С. 153.

[14] Дневники Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Т. 2. С. 47.

[15] Там же. С. 70.

[16] Там же. С. 99.

[17] Там же. С. 115.

[18] Жильяр П. Тринадцать лет при царском дворе. С. 154.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе
Анастасия Савчук
Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе Повседневная жизнь семьи последнего императора под арестом в Царском Селе
Анастасия Савчук
Пусть теперь они и не были державными монархами, но продолжали служить России своей горячей молитвой.
Семейная переписка царственных страстотерпцев Семейная переписка царственных страстотерпцев
Наталья Бонецкая
Семейная переписка царственных страстотерпцев Семейная переписка царственных страстотерпцев
Александра Федоровна часто писала детям письма. В то время как большинство записок и писем относятся к домашним делам, есть также и такие, которые живо рисуют духовную жизнь этой дружной семьи.
Монастырская закваска Монастырская закваска
К 15-летию основания монастыря на Ганиной Яме
Монастырская закваска Монастырская закваска
Беседа с архимандритом Пименом (Адарченко), наместником монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма
Наместник монастыря на Ганиной Яме о возвращении к царской истории, японских самураях и необратимости перемен к лучшему.
Комментарии
Н.И.15 сентября 2023, 12:31
Три священника-три дома напротив Предтеченского храма в Синжанах(в тексте):Модест,Василий,Иван. Модест Третьяков и Василий Анисов нашлись в данных комиссии по канонизации Владимирской епархии.Их двоих называла и Анна.Она знала-отец ее был псаломщиком и ночным сторожем в храме.А вот об Иване-ничего.
Н.И.14 сентября 2023, 23:25
Уточнение:Николай-имя не мужа Анны Сергеевны Кирюшкиной(такое имя получается по тексту Жизнеописания) ,а ее сына. Но суть от этого не сменилась. Она ошибалась в толковании слов старца-какой Николай унесет старца "домой".
Н.И.13 сентября 2023, 16:41
Пять лет назад над могилой блаженного Абрамушки висела небольшая софриновская икона Святых Царственных Страстотерпцев.А ныне никак не могла найти среди множества икон(в часовне идеальный порядок, даже новые свечи на могиле)такого образа.И только под конец акафиста нашла-как под спудом,у двери.Но большую,а по иконописи такая же,как час назад у о.Петра освящала.На моей написано,что освящена в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Вот такая география интересная.
Н.И.12 сентября 2023, 21:06
Считаю я по большой усталости плохо. В 2018 году,до Ковида,мы ездили к о. Петру и блаженному Абрамушке(Григорию). Это не два, а пять лет тому назад.
Н.И.12 сентября 2023, 20:05
Не доехали мы 2 года назад до Меленковского музея,до "Жизнеописания праведного Григория Синжанского".А ведь еще покойный Владыка Евлогий благословил все предания собирать.День памяти о.Петра Чельцова с литургией.2 иконы Царств Страстотерпцев попросила освятить на мощах о.Петра.Они вдруг легли на открытые мощи.Люди как впервые увидели иконы,как только они легли на главу святого.Просить начали.Далее-акафист преп Сергию на могиле блаж Григория в Синжанах(по его благословению такой акафист).В музее после этого не просто почитать дали Жизнеописание,а копию предложили.Читать надо,но одно предание сразу бросилось в глаза.Не зря ехали,похоже.
Н.И. 4 мая 2023, 15:52
Книгу"Незримая обитель"читала 4ый раз. Одно из открытий нынешнего прочтения-в воспоминаниях прот Вячеслава Спиридонова(с.234): "Но что интересно-уполномоченный как-то спрашивает: -Вячеслав Владимирович,к вам монахини хорошо относятся,а вы не видели их книгу"Летопись"? -Да,я слышал. -Ну,достаньте,пожалуйста.Пожалуйста,не беспокойтесь,я вам ее верну". 3 роскошных экземпляра"Летописи"с золотой надписью напечатаны были"для батюшки царя,игумении Александры и кельи преподобного Серафима(келью,после кончины преподобного,целиком перевезли в Дивеево)".Той самой кельи,где мон Илария жила и Псалтирь читала.Уполномоченный просвященный-о раритете знал и увидеть хотел.Зачем?Интересно не только батюшке
Н.И. 4 мая 2023, 15:25
Вдруг из Дивеевского монастыря прислали вопрос:"Ведь Вы занимаетесь схимон Емилией Путковой?"и предложили контакт с ее родственниками.Не занималась,но занимаюсь-раз у Преподобного уже"ведь".Дивеевский род Путковых -с любимицы батюшки Серафима,келейницы преп Елены,Ксении Васильевны(мон Капитолины).Еще-мон.Назария,мон.Илария(1840г.р),репрессир послушница Анисия и схимон Емилия.А по книге"Незримая обитель"Путковых не 5,а 7.Нет в родословном древе еще 2 монахинь старого Дивеева.Старенькая монахиня Илария(без фамилии)была смотрительницей Пустыньки Преподобного в 1926г,когда А.Тимофиевич описал своё необыкновенное ночное моление там вместе со странником Алешей в рассказе,посвящ Вел Княгине Ксении
Н.И.12 октября 2022, 22:45
Дивеевский альманах(№2)напечатал статью о старце Иоанне Ардатовском.Мирское имя старца(Лавров Иван Егорович)позволило найти его в базе данных по репрессированным.Нашли не только его с келейницей.Но и много знакомых имен из 95ти,начиная с архимандрита Мелхиседека Бирева.Как там у о.Павла Хондзинского про слухи одновременно с его арестом в 1930г(вместе с блаженными муромскими)? Слухов на целое Дело хватило(вернее,5 дел,объединенных как раз по слухам этим).Никто не признался.Многие монахини в ссылку пошли.Только по возвращению из лагеря уже не в Муром вокруг того же архимандрита те же слухи до 1937г(до его расстрела)не затихли.https://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev/znamennaja-zhizn/ Странно?
Н.И11 апреля 2020, 09:45
А название какое у нынешней гадости.Нарочно и не придумаешь!КОРОНАвирус. Без выводов многозначительных...Просто название.Но хочется светлого!"Звени,пасхальный вещий звон..." А пока что впереди-Страстная седмица.Помоги Господь!
Н.И11 апреля 2020, 09:33
Полный текст предсказания взят из "проповеди,произнесенной после войны епископом(тогда протоиереем)Митрофаном(Зно ско-Боровским)в день Тезоименитства Царя-Мученика"(Игумен Серафим Кузнецов"Православный Царь-мученик", сост.С.Фомин,Паломник,2000, с.499-501)
Н. И 1 апреля 2020, 10:05
Удивительным образом переплетается все.Был в монастыре матушки Марфы один из келейных корпусов, называвшейся Сметанинским(ныне он детский).По фамилии благодетелей,вероятно, названный.Имел ли он отношение к старцу с такой же фамилией или совпадение такое-неизвестно.Но освящал корпус после восстановления из разрухи по благословению архиерейскому внук о. Григория.
Н. И. 30 марта 2020, 15:34
Например:"Это была запись воспоминаний внука отца Григория Долбунова о старце Михаиле Сметанине.Напомню, родившийся в 1868 году, старец Михаил умер в 1960-м. По местному преданию, царица Александра,встретившись уже после свержения монархии с Михаилом Сметаниным и поговорив с ним, сказала: "Наверное, мы мало молились".И поэтому произошла революция."

Старец Хабарский-в селе Хабарское Богородского района жил
Н. И30 марта 2020, 15:21
Надоело о вирусе и страхе, тем более,что и другие болезни случаются,и другие интересы есть.Пришел домой батюшка причащать маму перед экстр операцией.Увидев фотографию протоиерея Григория Долбунова(одна монахиня незадолго до кончины в прошлом году благословила),обрадовал вопросом:"А где Михаил?"Старец Михаил Сметанин был духовным отцом о.Григория.До Гнилиц и могилы о.Григория успела съездить как-то неожиданно(по работе мимо пришлось ехать),а вот на Игумново,где похоронен старец Михаил,только поворот разглядела и фотографии у меня нет,но интересное читала.
Н.И.22 января 2020, 12:17
Здание деревянной больницы в Павлове,построенной по проекту нижегородского архитектора Шмакова(автора проекта Покровского собора Абабковского монастыря,насельницей которого до закрытия была матушка Марфа)было снесено по ветхости.Еще в 1939г.больница переехала недалеко в новый корпус(во время войны вновь возвращалась в старый из-за госпиталя в новом).Два кладбищенских храма на территории нового корпуса больницы были к тому времени в плачевном состоянии:один-Всех Святых-взорван,второй-Всех Скорбящих Радость-превращен в больничную прачечную и позднее снесен(оба престола ныне вновь действующие).А больница ведь так и осталась Николаевской,хотя название с 1917г.исчезло из памяти многих поколений.
Н.И.21 января 2020, 11:55
Совсем недалеко от места затворничества послушницы Марфы было в Павлове место,связанное с именем последнего российского Императора.В самый день Его Священного Коронования 14 мая(по ст.стилю)1896г одновременно в двух cелах Нижегородской губернии-в Павлове и Богородском(ныне-города)-были заложены больницы.Через 5 лет в тот же самый день(день государственного праздника)больницы были открыты и освящены.Богородская больница стала с тех пор называться-в честь Священного Коронования Императора Николая II,павловская просто и кратко-Николаевской
Н.И.17 сентября 2019, 10:21
Начав рассказ о блаженной Анне в обители,наш экскурсовод продолжила его у могилки блаженной.Дойдя до повествования о последнем пристанище(да,пожалуй-единственном,до того ходила, нигде не останавливаясь более одной ночи)Аннушки в келье на Лесной,16 она спросила:"Читали ли мы "Несвятые святые"? Читали:"...в 1983 году,когда я впервые приехал в Дивеево..."Похоже,автор застал в келье матушки Фроси блаженную Анну(+14.05.1984),так же как блаженную Машеньку-монахиню Мастридию Мунину-застал схиархимандрит Захария-незадолго до кончины.Вот они какие сокровенные дивеевские закладочки-много лет лежащие под спудом до благословенного времени!
Н.И.16 сентября 2019, 09:34
Чудесным было в этот день многое,начиная с того,как легко и быстро на просьбу дали провожатого и как на встречу нам на кладбище попались две монахини,котор кратко и четко сказали:"До ели и направо".И причиной были благословения:давнее-молиться за блаженную Анну и благословение двух митрополитов с двух уделов Царицы Небесной,которое Господь сподобил получить в тот день.Пасхальные приветствия архиереев на службе вдруг неожиданно получили продолжение:на могиле блаженной лежала красная пасхальная свеча-рядом с огарочками целая.Сильный ветер много раз гасил свечу,но она вновь загоралась ярким и сильным пламенем в течение нескольких минут(просила у блаженной-хотя бы немного чтобы погорела свеча).
Н.И.16 сентября 2019, 09:02
Многолетнее желание посетить могилу блаженной Анны Бобковой в Дивееве чудесным образом смогло осуществиться в прошлую пятницу.Дома(!)вечером в этот же день купленном дивеевском журнале(№ 2 2019 г)вдруг обнаружилось жизнеописание той самой блаженной,к которой ехали более 10 лет(даже с похожими на наши фотографиями).Потому почитать внимательно старалась.В Арзамасе часто бывала блаженная Аннушка,где останавливалась у мон.Екатерины Курылиной.Сокелейница и сомолитвеница блаженной матушка Фрося перед кончиной говорила,что была"там"(в Царстве Небесном,где в великой славе видела Царя Николая)и в Арзамасе.Вот какая важная дорога была у них-в Арзамас.Текст можно прочесть на сайте Саровского благочиния
Н.И.19 июня 2019, 10:56
У павловской затворницы был широкий круг знакомых среди духовных лиц.С 1907 г.м.Марфа была знакома с будущей игуменией Покровского монастыря в Киеве Архелаей(тогда келейницей игумении Магдалины Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря Еленой Савельевой).Была лично знакома матушка Марфа с мон.Ефросинией Симанской-Погожевой,мон.Серафимой(Чичаговой-Резон),ст.сестрами Покровского монастыря-будущими игумениями Рафаилой Певицкой и Еликонидой Храмцовой.Из Секретариата Патриарха м.Марфе присылались бандероли с Журналом Московской Патриархии.
Н.И.11 июня 2019, 22:41
Сына Евдокии Михайловны и свою племянницу баба Маня благословила на брак.По рассказу их сына дивеевской баба Маня не была,но к Дивееву отношение имела.Хранила она какую-то"Святыню","Реликвию"-какую её внуч.племянник не знает.Зато запомнил как эту Святыню забирали.Когда он учился в классе примерно 8-ом(1957г.р.)на черной "Волге"(ГАЗ-24)приезжали 4 священника от Пимена(кто такой Пимен и был ли он с приехавшими мальчик не понял).Одеты были приехавшие в черные гражд костюмы,но бороды имели-показал.Что это священники-сказала баба Маня.Шофер из машины не выходил. Поминать себя баба Маня велела"послушницей Марфой".Дом не сохранился-сгорел.
Н.И.11 июня 2019, 22:32
Та же Евдокия Михайловна позже ходила молиться в Павлово к монахиням,поселившимся в 1951г в 2 полуподвальных комнатах двухэтажного дома.Одна из них вернулась в Павлово из Киево-Покровского монастыря(сохранились её фотографии в монаш облачении).Причем в Павлово она уже имела светский вид(фотография 1950г) и звали её мирским именем-тетей,позднее-бабой Маней.В комнатах с входом со двора и окнами на огород эта монахиня жила до своей кончины в 1976,не покидая их никогда.Из дома выходила только келейница бабы Мани-Катерина(инокиня,как называла её баба Маня).В комнатах было много икон,даже с "камешками".Но была и узкая тайная комната без окон с лазом и двойной пол,обнаруженный после 1976г.
Н.И.11 июня 2019, 13:39
Последнюю ссылку на книгу"Незримая обитель"читать-с.266-268
Н.И.11 июня 2019, 13:34
Две монахини из трех постриженных по благословению Патриарха Алексия I-мон.Рафаила(Маркина М.Ф.)и мон.Антонина(Никонова А.М.)доживали до своей кончины в 1978 и в 1981г в игуменском доме вместе с мон.Марией Бариновой.И лишь мон.Салафииль(Шитова М.Г.)жила и скончалась в 1979г в другом доме-на ул.Коммунистической(с.266-298).Эту улицу вспомнила и наша рассказчица.
Н.И.11 июня 2019, 13:02
У о.Павла Хондзинского про монахиню Рафаилу-на с.266-родилась в Ардатовском районе,но фамилия Маркины в Арефине есть.Пела на клиросе в Арефине вместе с Марией Георгиевной инокиня Елизавета.В 1947 году вместе с ещё с одной инокиней-Евдокией были убиты в своём доме.За что и как рассказчица наша не знает.Какого монастыря были убиенные инокини-тоже.
Н.И.11 июня 2019, 12:56
В воскресенье поехали навестить в деревню одну бабульку почти 90 лет,с малых лет ходившую молиться в Арефинский храм.Неожиданно за чаем она рассказала о часто бывавшей в их доме у мамы рассказчицы-Евдокии Михайловны-регенте Арефинского храма Марии Георгиевне Шитовой.В Арефине Мария Георгиевна регентовала долго-от возобновл служб в закрытом храме в 1942(или 1943г)лет 5-10-точнее не помнит наша рассказчица.В доме у Матроны,у которой жила Мария Георгиевна стояла фисгармония,там проходили спевки церковного хора.С этой же Матроной Мария Георгиевна уехала позже в Муром.Среди дивеевских в Муроме была одна Матрона-Маркина Матрона Федоровна,постриженная в мантию по благосл Патриарха с именем Рафаилы.
О Ворсме 5 июня 2019, 12:50
По странному стечению обстоятельств именно в Ворсме закончилась трудовая биография В.В.Яковлева-на медико-инструментальном заводе им.Ленина.Причем мирная биография-каким-то снабженцем.Закончилась только трагически-арестом и расстрелом.Интересный путь-от Тобольска до Ворсмы.
Н.И.31 мая 2019, 20:53
Брат Анны Васильевны Иван-муромский диакон Иоанн,бывший Саровский послушник-был связным между Муромом и Дивеевым(в той же книге,с.275,276).Арестован был"с дивеевскими сестрами мон.Рафаилой(Шинкаревой)и инокиней Марией(Кильдеевой)в 1930г.Он уже отбывал наказание...когда арестовали и Анну"(тот же календарь).
Н.И.31 мая 2019, 20:52
Схимон.Афиногора Коренева(похорон в с.Пятница)писала туда из Мурома своему дух.отцу о.Анатолию Яковину:"пригласила переехать в Муром где она купила на свои деньги дом около церкви,а свой дом в Павлове продала.Родители её уже умерли."("Незримая обитель",с.208)Пригласившая их к себе в Муром-Анна Вас Шутова,владелица и насельница игуменского дома,а также владелица домов:соседнего,дома о.Николая Петрова-старца-профессора,за которым ухаживала дивеевская же послушница Назарова(с.63,165),да дома,где с ней до 1949 жили Кореневы.Родилась Анна в Ворсме Павловск р-на,в 1920г.в Павлове работала до университета и Дивеевск монастыря(Дивеевский календарь,2013,с.569)И дом в Павлове был,похоже,родительский.
Елена24 мая 2019, 10:37
У о.Павла Хондзинского есть в книге интересный,но неоднозначный документ,который,думается,вряд ли стоило публиковать без исследования и комментария автора.Это письмо насельниц московского Дивеевского подворья.Такие простые,смиренные лица на фотографии и такое письмо?Никто из настоящих дивеевских не стал бы оспаривать слова батюшки Серафима,что Матушка игумения-наместница Царицы Небесной.При таком отзыве о Ленине и трудовой артели,как в письме,никакой Тучков бы не помог.И духа письмо-не дивеевского,а "Тучковского",раскольнического(даже сейчас вредного при молчаливой публикации).Но вопрос-зачем был писан этот фальсификат?К дивеевским в Москве и так было отношение настороженное из-за Тучкова.
О.Д.14 мая 2019, 12:05
Кстати,и само Павлово,на карте не отмеченное,-тоже село было дворцовое.Пожаловано было Царем Михаилом Федоровичем своему двоюродному брату И.Б.Черкасскому,сыну сестры Патриарха Филарета Марфы Никитичны.
О.Д.14 мая 2019, 12:03
Недавнее посещение одного святого места в окрестностях Павлова-Спасова ключа-побудило почитать что-то об его истории.К Тарке Муромской относилось это место,а значит была это Ярымовская Патриаршая волость.На карте,упомянутой 15 марта 2018г,среди земельных владений Дома Романовых,она есть.То есть на карте не только вотчины,но и земли,дарованные Патриарху Филарету.Интересно и про вотчины рядом-тоже Романовские.На карте-только Арефино,но к этой же дворцовой Пуроцкой волости,переданной в вотчину Ивану Никитичу Романову,оказывается,относились и деревни за Окой-Бабасово,Степаньково,Щепачиха.
Н.И.24 апреля 2019, 18:46
Удивительным образом обители Дивеевская и Воскресенско-Покровская(Плюсский район)оказались соединены преподобным Серафимом,недаром пустынька Преподобного была у Нежадовск монастыря.Временный иконостас,сделанный по эскизу кн.Путятина для Дивеевского Петергофского подворья,по просьбе Матушки Ефросинии был передан оттуда в Воскресенско-Покровский.Обе Игумении оказались в Муроме с сестрами своих обителей.Кстати,и Псково-Печерскому монастырю Воскресенско-Покровская обитель-не чужая:"в 1911г служащим священником был иеромонах Антоний из Псково-Печерского монастыря.На Страстн и Светлую седмицы из этого монастыря ради большей торжественности богослужений приезжал иеродиакон"(plussa-region.narod.ru)
Н.И.24 апреля 2019, 15:16
"Незримая обитель",с.39:"На подворье[Дивеевском в Москве]жил тот,к кому им следовало явиться:проницательный,неподкупный и всемогущий Евгений Александрович Тучков,поставленный новой властью на разорение Церкви.Почему он выбрал для проживания именно Дивеевское подворье-загадка." В статье в Википедии прочла его должность-впечатлила.Там же в статье любопытное предание:"Зная, что умирает,Тучков 15 апреля 1957 года пригласил в больницу патриарха Московского и всея Руси Алексия"(правда,ссылка пуста).Может,разгадка примерно в том же направлении-"какой невероятной ценности должны бы были быть получаемые...сведения..."
Н.И.24 апреля 2019, 11:01
Там на коллаже есть и преподобный Серафим: как-то неярко его иконочка,но основа всему.
Н.И.24 апреля 2019, 10:10
При третьем чтении книги "Незримая обитель" привлекла внимание интересная Пасхальная открыточка за фотографией игуменского дома в Муроме в коллаже на с.129:"[Поздра]вляю всех своих дорогих...с [праз]дником..."Уж так напомнила это"всех своих дорогих" те же слова в письме Александры Федоровны Анне Вырубовой:"всех своих дорогих Богу отдала и Святой Божией Матери".Письма после этого коллажа в книге читала не очень внимательно,но вроде там такой открыточки не видела.
Н.И.24 апреля 2019, 09:41
Из Муромского изгнания две игумении были лично знакомы с Царской Семьёй:игумения Воскресенско-Покровского монастыря Ефросиния Арсеньева(о ней у о.Павла Хондзинского на с.67)и игумения Дивеевского монастыря Александра.С.27:"После рождения наследника в Петергофе было выстроено подворье Серафимо-Дивеевского монастыря,и мон Феофания[Траковская-сестра Игумении]стала его начальницей..Царская Семья ценила игумению Александру и каждый год приглашала её в Петергоф".И не только в Петергоф,но и в далекую от него Ливадию(с.75-76).Матушка Мария Баринова тоже бывала с Игуменией.Но играя с Царскими Детьми,почему-то в старости вспоминала:"Царь и царица были милейшими людьми..."Интересное многоточие в книге!
Н.И.11 апреля 2019, 09:51
"Гремячево!Земля отцов и дедов!
До боли сердца милый край.
Как много в недрах ты сокрыла
Для нас,потомков,дивных тайн!"
-это с сайта Прихода церкви в честь иконы Казанской Божией Матери в п.г.т. Гремячево(два храма там:есть ещё Никольский с приделами).Правда,страница "История" "ещё модерируется..."Но,кажется,есть там,что модерировать.Интересная фотография(не рисунок,судя по некоторым деталям)на др.странице сайта-ГАЗЕТА«ГРЕМЯЧЕВСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕСТНИК»№4(19)Пасхальный-апрель 2015г.на стр.3:в красном углу у икон-литографический портрет Царя Николая,очень похожий на старинный.
Н.И. 6 апреля 2019, 10:47
Освящали мы на мощах батюшки Петра Чельцова платочки(в Дивееве ещё купленные).Приехав,понесли одной старушке,мать и сестра которой были духовн чадами о.Петра.А она рассказала,что звал её о.Петр приехать вместе с родными к нему."Я и подарочек ей припас",-говорил тогда батюшка.Не сумела эта раба Божия до него доехать.Но прислал-таки ей о.Петр подарочек-через много лет-платок,освященный на его святых мощах.Эта старушка знавала и о.Вениамина Дашкеева:год жила у него дома,помогая по хозяйству матушке Христине Никаноровне.В храм молиться батюшка её с собой брал.Тогда же,после нашего приезда из Мурома и Великодворья,вспомнила эта раба Божия-говорил ей батюшка Вениамин,что служил он в Царском Селе
Н.И. 5 апреля 2019, 21:54
Сегодня на сайте Дивеевского монастыря появился анонс:"Готовится фильм о схимонахине Маргарите".Скопировала фотографию келии,где у матушки под иконой преподобного Серафима портреты Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны,да у икон один Государь такой,как у блаженной Параскевы в келии,да иконочка Святых Царственных Страстотерпцев.Но не могу никак найти,где среди фотографий у меня эта последняя.Ну,матушкина келия нашлась!.. Прямо по соседству с фотографией монаха Серафима Арцыбушева во время пострига!"Свои своих всегда узнают"!
Продолжение28 марта 2019, 09:36
Интересные сведения о.иеродиакон Алексий приводит и о постриге Марии Георгиевны Шитовой в мантию с именем Салафииль:ссылка 242 на с.353-документ из Личного фонда иеромонаха Никиты(Добронравова)"Резолюция Его Святейшества по вопросу о пострижении в мантию послушниц Никоновой А.Н.,Маркиной М.Ф.и Шитовой М.Г.за № 1129,датированное от 26 августа 1968г."Самый поздний из муромских дивеевских постригов и самый интересный благословением.На все другие давал благословение правящий архиерей-архиепископ Онисим Фестинатов,а тут-Патриарх Алексий I.
О Меляеве и Дивееве28 марта 2019, 09:36
Иеродиакон Алексий Новиков в книге"Благовещенский монастырь в Муроме"("Русский дом",М,2007)пишет,что дивеевская монахиня Салафииль(Шитова)была сослана на 3 года в северные края(с.279),ссылаясь на документы из её Дела(ГАНО,Ф.2209.Оп.3,Д.16567-ссылки 138,139 на с.349)Но в книге памяти Нижегородской области(даты протокола Особого Совещания при Коллегии ОГПУ в Книге и Деле-14.12.1931г и решение совпадают)Мария Георгиевна значится Марией Егоровной,1895 г.р,крестьянкой-единоличницей(не послушницей или без определенных занятий,как обычно писали про бывших насельниц монастырей),т.е.жила полулегально,изменив данные.Была арестована 23.05.1931г в Тёплове-селе рядом с Меляевым,Гремячевым и Туркушами.
Елена 22 марта 2019, 12:46
Слово пропустила важное-"нощию":"сиротиночки-то мои придут нощию с пением да и унесут меня в новый собор свой,и буду я там почивать!"
Елена22 марта 2019, 09:20
Недавно построенный Преображенский собор,но неосвященный по причине вроде пустяковой и чудной(или чудесной?)-забыли отопление сделать.А после начавшаяся Первая Мировая война помешала.Но в 20-е годы-он новый,пустой и затворенный-неосвященный же.
Елена22 марта 2019, 09:09
Три недели из головы не выходили слова преподобного Серафима,что ночью придут сиротки дивеевские и унесут его мощи с пением,с одной стороны-ангелы,с другой-сиротки.Но не могла вспомнить,где читала.Сегодня на утренней молитве вспомнила и тут же нашла нужную страницу:"Цензурные купюры из текста"Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря":"Убогий Серафим ляжет в Сарове,а плоть свою принесет в Дивеево и понесут-то его,с одной стороны,Ангелы и Херувимы,а с другой-дивеевские сироты!"Но вот слова:"сиротиночки-то мои придут с пением,"-вдруг неожиданно удивили концовкой(как впервые увиденной!):"да и унесут меня в новый собор свой,и буду я там почивать!"Был ведь собор в то время новый-Преображенский!
Елена20 марта 2019, 17:48
Много лет назад в дивеевском же календаре в статье про священномученика Серафима Звездинского(материал был взят из его подробного жизнеописания-не издательства ли СПТГУ?)была напечатана информация,что во время пребывания Владыки в Дивееве Игумения дала ему часть мощей от главы Преподобного.Может,именно ради сохранения мощей Матушка вдруг переселилась из игуменского корпуса на некоторое время в отдельный домик,который позже стал домом священника,перенесен от монастыря в др.место,а позже стал первым открывшимся храмом у Казанского источника.Таким образом,муромское затворничество Матушки Игумении,возможно,связано именно с мощами Преподобного.
Елена20 марта 2019, 17:22
Предположение,что Матушка Александра причащалась лишь на службах архиепископа Зиновия("непоминающего")вряд ли верно.Владыка был арестован в 1932 году,а Матушка скончалась через 10 лет-в 1942г.А.П.Арцыбушев однозначно констатитировал:"Матушка игуменья неодобрительно относилась к маминым взглядам на положение Церкви"("Милосердия двери"Артос Медиа,м.,2009,с.120-121)Матушка хранила все(как пишет Алексей Петрович-с.96-все)основные святыни,потому и не выходила из дома.Арцыбушевское же свидетельство:"Мощи то тут,то там"говорит о том,что мощи перемещались под надзором дивеевских сестер и позднее.Интересно,что"дом обгорел более 20 лет назад и постепенно разрушился",т.е.все тайники не сохранились.
Елена20 марта 2019, 16:53
В 1940г.при обыске мать Иоанна была хозяйкой дома,который так и назывался-"дом Щербовой".Память 9-тилетней девочки могла и не сохранить точно,в одном или разных домах проживала Матушка и мать Иоанна в 1941г."Стол с тремя стульями предназначался для игумении и старших монахинь или гостей"(с.50)В следственном деле келейника архиеп.Зиновия иеромонаха Ионы(Якова Михайловича Небогатова)есть сведения о получаемых часто переводах и посылках,а также таинственных ночных встречах и проводах о.Ионой кого-то на вокзале(показания хозяйки дома Владыки-база данных СПТГУ)."Остальные трапезничали после ухода старших"(с.52)Видимо,в гостях Матушки и было дело.
Елена20 марта 2019, 12:14
Про случай с родственниками м.Иоанны Щербовой уточнение по журналу"Дивеевская обитель"№3(21)2016г.с.110:осенью 1941 г.к В.В.Щербовой приехали трое детей,её внучатых племянников,"по дороге к месту эвакуации из осажденного Ленинграда.Хотя Вера Васильевна жила не вместе с игуменией,а в отдельном доме,она не решилась разместить их у себя,т.к.не получила на это благословение игумении,и дети ночевали на сеновале"(про отдельный дом-тоже интересно)В книге"Незримая обитель"(с.71)приводится описание верхнего этажа дома Игумении из протокола обыска 1940г-5 комнат.На схеме того же этажа(с.53)их больше.Матушкино помещение включает в себя 3 или 4 комнатки в задн части дома и назыв на схеме-"Кельи матушки"
Елена18 марта 2019, 13:13
Когда к хозяйке дома,где жила Матушка Игумения,монахине Иоанне Щербовой,приехала из Ленинградской блокады(!)родственница с ребенком,Матушка не благословила им ночевать в доме,только на сеновале(об этом-в одном из журналов"Дивеевская обитель").Уж наверняка не по жестокосердию!В темном углу Матушкиной кельи А.П.Арцыбушев описывает чудотворную икону Умиление,а вот про комнатку без окон внутри Матушкиной келии-это впервые на рисунке плана дома в книге у о.Павла Хондзинского.
Елена18 марта 2019, 13:11
Прот.Павел Хондзинский собрал в книге"Незримая обитель"просто удивительные сведения,недаром весь тираж раскупили в Дивееве за 2 мес.Читая допросы в книге,впервые стало понятно,что ведь Матушка Игумения Александра,вероятно,не зря никуда не выходила из дома,даже в церковь.А ведь"непоминающей"она не была:все сестры ею были благословлены молиться и трудиться в Благовещенском храме.А.П.Арцыбушев(мон.Серафим)в"Милосердия двери"вспоминал о первом вопросе Игумении его матери по приезду в Муром-будет ли водить детей в храм.Отрицат ответ прервал дальнейшее общение с Матушкой Игуменией.В доме с четким монаст укладом был интересный распорядок:сначала трапезовала Матушка и только потом там же-сестры.
Н.И.14 марта 2019, 20:42
Сегодняшние слова Великого покаянного канона Андрея Критского к комментарию от 25 августа:"Священника Божия и Царя уединена,Христово подобие,в мире жития в человецех подражай"(песнь 3)-"Радуйся,Христу уподобление"(икос 1 акафиста Св.Царю Страстотерпцу Николаю).
Из того же канона про св.прав.Иова Многострадального:"Царским достоинством,венцем и҆ багряницею одеян,многоименный человек и праведный,богатством кипя и стады,внезапу богатства,славы,царства обнищав лишися.Аще пра́веден бяше он и непорочен паче всех..."(песнь 4)-"Разум предвечный предустави тя ко спасению в житии твоем Иову Многострадальному подобно,рождение твое и память праведника сочетавая"(икос 2 того же акафиста).

О Меляеве26 февраля 2019, 10:00
Другая Дивеевская блаженная-Наталия Дмитриевна,чью память в Дивееве молитвенно отметили 22 февраля,совсем незадолго до своей кончины(+1900)в 1899 г.основала новую обитель-Меляевскую-в Ардатовском уезде.Готовилась блаженная к основанию обители заранее,утварь собирала для неё.Но ведь знала блаженная о будущих гонениях на церковь-сама через несколько месяцев Правду на небо звоном проводила,но создала всё-таки обитель-так Богу было угодно.Просуществовала общинка Меляевская до закрытия очень мало-29 лет всего,после чего сестры вместе с Дивеевскими и Кутузовскими поселились в самом Меляеве и близлежащем Гремячеве.
О Касимове20 февраля 2019, 12:24
Через 63 года нахождения в ФСБ как вещест доказательства прот Сергию Правдолюбову вдруг без его просьбы отдали весь второй том с этими жизнеописаниями.Несколько мест было в Касимове намоленных-часовня Царевича Иакова(недаром же у однодельницы Матронушкиной мученицы Веры Самсоновой спрашивали сугубо о приходивших в часовню лицах),пещерка отшельника Петра Семеновича и домик его у Никольской церкви,сохранявшийся до 1932г.,и келия самой Матронушки(её посетителями следствие тоже очень интересовалось).На отшельничество в Касимове Петра Семеновича благословил преп Серафим(как Феодосию Норину в Бахаревку).А Матрона так была близка с блаж Марией Ивановной,что духом ежедневно бывала в Дивееве с ней
О Касимове20 февраля 2019, 12:22
По одной из дорог в Великодворье проезжаешь мимо Касимова.Икона самой известной Касимовской святой-блаженной Матроны Анемнясевской-пришла как-то к нам в храм неожиданно:её привёз батюшка.И так долго лежала на аналое эта небольшая иконочка,что я к ней подошла:"Матронушка,я не про тебя ничего не знаю,а ты ведь непросто пришла,раз так долго в алтарь тебя не забирают".После этого-убрали.Из всего прочитанного интересным показалось,что в Деле Св.блаженной исповедницы Матроны сохранились чудесным образом три жизнеописания Касимовских подвижников:Царевича Иакова,отшельника Петра и самой Матронушки,составленные священномучеником Николаем и мучеником Владимиром Правдолюбовыми.
О Вертьянове31 декабря 2018, 01:14
Мон.Серафима Булгакова в своих воспоминаниях писала("Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель"М.,Отчий дом,2011,с.411-412):"Батюшка преподобный Серафим даже указывал точно место,где построится приходская церковь.Это центр Вертьянова,прямо против монастыря-"Полуешкина гора"[взгорок напротив монастыря в середине Заречной улицы]".Как-то какой-то молодой странник предсказал,что"место это особенное.-Всю ночь и весь день здесь паникадилы горят",и что на этом месте будет со временем храм".Какой то был странник неизвестно,а храм время пришло построить-в честь святых Царственных Страстотерпцев(точная копия храма в Дармштадте).Лесная,16 от храма-не очень далеко.
Елена29 декабря 2018, 12:44
Фильм был снят в ноябре 1988 года.А вот слова матушки Фроси(в схиме-Маргариты):" «Он[Царь Николай] и раньше ко мне приходил, в Вертьянове, это было в году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси».Вертьяново-это как раз Лесная улица,где жила матушка Фрося.
Елена29 декабря 2018, 11:30
О видении Дивеевской старицы Ксении было рассказано С.Бехтееву ещё в 1917г. Почему-то он только в 1922г. написал это стихотворение.Сам не верил до того,может,в слова:"Не печалься,убогая дщерь,духом не падай,надейся,молися и верь".
Следующее его стихотворение того же года как раз и посвящается "любящим,верящим и надеющимся".Оно называется "Он жив!".
Вот ещё не читанное:"Опомнись, знать"(обращение к съезду Белого совдепа 16-23 ноября 1922г.,г.Париж):
"За то, что обратясь в бунтующую свиту,
За чуждым рубежом предательство творя,
Не встала,как один,ты грозно на защиту
Многострадального далёкого Царя!"


Елена28 декабря 2018, 10:28
Последнее явление святого Царя Николая схимон.Маргарите Лахтионовой в 1997г(описано на сайте Дивеевской обители)очень напоминает видение другой Дивеевской старицы в декабре 1917г,рассказанное ею Арцыбушеву,а им переданное его родственнику поэту С.Бехтееву:
"Вместе с Иисусом Двенадцать за брашной сидят,
И за столом,ближе всех,одесную Его
Видит она Николая,Царя своего...
Шепчет старушка, и тихо разверзлись уста;
Слышится слово,Заветное слово Христа:
"Дщерь,не печалься;Царя твоего возлюбя,
Первым поставлю я в Царстве Святых у Себя!"
Разница в видениях обеих стариц-ровно 80 лет.А как совпадают!Как всё и вся между собой связаны!
Н.И.24 декабря 2018, 21:59
Рассказом о кончине м.Мастридии схиархимандрит Захария как бы завершил опубликованное в Дивеевском православном календаре 2013г жизнеописание подвижницы.Отпевал матушку священник из Троице-Сергиевой Лавры-так заканчивалось тогда жизнеописание.Ныне этот текст воспринимается иначе.Есть в том календаре и про слух,о котором писал о.протоиерей Павел Хондзинский.
Н.И.16 декабря 2018, 12:55
А тот,кого ждал блаженный Абрамушка:"Скоро Николай придет и меня домой на закорках унесет",к нему,похоже,приходил.И не тот это был Николай,который мог перенести старца,вернувшись с фронта,и дом не тот оказался,про который подумала Анна.На след день по кончине блаженного в дом пришел священник с вопросом:"Здесь старец живет,да?"На вопрос удивленной Анны-как узнал?-ответил,что"сегодня ночью"блаженный ему явился и позвал"предать его земле",на вопрос,как найти,объяснил,"как доехать".В листочке этот священник объявлен о.Петром Чельцовым,но тот хорошо помнил,где жил блаженный-за 1,5 мес до того был у него и был благословен им отпеть и похоронить его.Об этом о.Петр писал архиеп Онисиму в письме.
Н.И. 3 сентября 2018, 14:26
Инокиня Сергия в Житии святого праведного пресвитера Петра Чельцова со ссылкой на статью в газете "Благовест"1997 г.приводит такую арифметику:из более 23 допросов о.Петра Чельцова в Деле сохранились лишь 7, а все 113 листов переписки были сожжены.Название статьи-"И потекли в Пятницу ключи..."Такие слова-"Потекут в Пятницу ключи..."-сказала о.Петру блаженная раба Божия по фамилии Романова,которая приходила в с.Пятница,когда он поселился там и потом часто повторяла их.Так написано в обоих известных жизнеописаниях о.Петра.
Н.И. 1 сентября 2018, 23:32
Из допроса старшего странника(почему-то неверно называвшего дату своего предыдущего ареста):"Находясь на нелегальном положении и ведя странствующий образ жизни,я переходил из одного населенного пункта в другой,посещал церкви и находил приют в тайных молельнях и у разных лиц и верующих".В"Православной сказке"С.Бехтеева:"Он идёт через города и селения,идёт в стужу лютую,идет в пору страдную и всюду заходит Он в Храмы Божии,в Церкви Православные.Там молча совершает Он свою скорбную,одинокую молитву за грехи народные и снова,никем не останавливаемый,идёт в свой далекий путь."А младший странник упоминается в деле о.Петра Чельцова.
Н.И. 1 сентября 2018, 23:31
В свежем номере журнала"Дивеевская обитель"(№2(28)2018)на сайте монастыря в рассказе схиархимандрита Захарии(с.113)поминается одна из последних дивеевских монахинь-м.Мастридия,которую он причащал перед кончиной и хоронил.По делу монахини Мастридии,певчей Успенского храма с.Крюково,арестованной в 1947 г.в Заколпье,где через 2 года арестовали о.Петра,проходили два странника,отец и сын,арестованные 31 мая 1947г при встрече в с.Синжаны вместе с хозяйкой квартиры Анной Егоровной(данные из базы данных ПСТГУ).
Н.И.29 августа 2018, 14:43
Интересно,что цитату И.Евсин приводит из того же"Слова...на день прославления святителя Иоанна Тобольского"о.Петра,просто моя цитата-следующий абзац.Но вот принципиальный вопрос-оценка деятельности проходящего по делу о.Петра Георгия Матвеевича Молостова,в тесной связи с которым обвиняли о.Петра.В обвинительном заключении есть что почитать.До дела 1949 г.Молостов проходил по делу 1935г.святой исповедницы Матроны Анемнясевской.Учитывая духовную близость Матронушки с другими блаженными,возможно и дело самой Матронушки небезъинтересно.
Н.И.29 августа 2018, 14:41
Дали нам у батюшки Петра 3 книги о нём(из дома батюшкиного-в лавке ничего не оказалось):два издания инокини Сергии и книгу Игоря Евсина издательтства ПСТГУ.Интересно про последнего автора на РНЛ: куда его благословил поехать духовник архимандрит Авель Македонов,в схиме Серафим,когда он намеревался написать книгу о Г.Е.Распутине?На могилу о.Петра Чельцова в первую очередь.Книги прочла-батюшка же Пётр дал.Небольшая ошибка у И.Евсина про о.Иоанна Стрельцова-год начала служения в с.Крюково и монастырь его не во Пскове,а на Украине.Я тоже,кажется,ошибку чужую повторила:Панхарий Баранов иеромонахом вроде на кресте написан.
Н.И.26 августа 2018, 21:47
В листочке в часовне блаженного Григория есть и о другом блаженном-Павле Правдине. Привожу по памяти:когда Павел лежал ещё в колыбели,старец сказал:"Этот меня сменит".Год рождения Павла Правдина,согласно минимальной информации как о пострадавшем в годы гонений,-1908.Ещё из газеты"Коммунар"(Меленки)от 20 июля 2012г №50(10462),с.5 в статье "Памяти Григория Синжанского"(интересное сочетание названий газеты и статьи!) по материалам краеведческого музея:"Много ему пришлось пережить:над ним издевались,в прорубь загоняли,в тюрьму сажали..."Значит,дело следственное может быть не только у Павла Правдина,приговорённого к принудительному лечению в психбольнице,но и у блаженного Григория.
Н.И.25 августа 2018, 13:28
Кстати,возвращаясь к теме святителя Иоанна Тобольского:у о. Петра Чельцова была публикация о нём в "Смоленских епархиальных ведомостях"1916,№ 15,306-309(батюшка был редактором издания)-"Слово пресвитера Петра Чельцова на день прославления святителя Иоанна Тобольского":"...во всех выпадавших на долю нашей скорбной родины неимоверных страданий...на мрачном горизонте её страданий вдруг зажигалась яркая звёздочка и выводила её на верную дорогу,и великая святая Русь спокойно и величаво продолжало своё,указанное ей Промыслом,историческое шествие..."(Текст приводится в книге инокини Сергии"Святой исповедник.Святой праведный пресвитер Петр Чельцов",2001 и переиздание 2010)
Н.И.25 августа 2018, 13:07
Исправление:"Когда в апреле 1943г,о.Петр прибыл в с.Пятница за ним пришли гонцы от блаженного"читать"Когда в апреле 1943г,о.Петр прибыл в с.Заколпье за ним пришли гонцы от блаженного"
Н.И.25 августа 2018, 12:14
Икона Царских Страстотерпцев встретила нас и в часовенке блаженного Григория Синжанского,куда поехали от батюшки Петра.Когда в апреле 1943г,о.Петр прибыл в с.Пятница за ним пришли гонцы от блаженного,причастил и пособоровал о.Петр блаженного,он же по его благословению его и отпел 18 июля.На стене часовенки два листочка:митрополит Евлогий впервые узнал о блаженном в 2004г на престольный праздник Синжанского храма.Так поразил его блаженный,что Владыка стал читать на трапезе воспоминания о нем и благословил все устные предания собирать."Вот придёт Николай и меня заберёт",-говорил блаженный о дате своей кончины.
Н.И.25 августа 2018, 12:13
Почитание Царской Семьи в Великодворье началась при игумене Панхарии Баранове,служившего с 1944 по 1950г(похоронен у алтаря)и продолжилось при батюшке Петре,чьи мощи в храме(Царские портреты у него изъяли еще до служения здесь при аресте в Заколпье в 1949г) и о.Анатолии Яковине(с 1972 по 2000г.),похоронен в бывшей могиле о.Петра у алтаря.Удивительным кажется и то,что своего духовного отца митрополита Серапиона,погребенного по его завещанию в храме,здесь часто навещает другой митрополит-Екатеринбурский и Верхотурский Кирилл.Из одного Царского места он едет в другое Царское место,сюда-в с.Пятницу в храм Великомученицы Параскевы Пятницы.
Н.И25 августа 2018, 12:12
На новомучеников и исповедников Соловецких совершили паломничество к святому исповеднику Петру Великодворскому.Взяв благословение у муромских чудотворцев и духовника дивеевских сестер в Муроме прот.Вениамина Дашкеева(его ранее запущенная могила на Напольном кладбище теперь с новым дивеевским крестом и без травы в рост)отправились в Великодворье(Пятницу).Всего не опишешь в комментарии.Но это такое Царское место!От входа,где проявилась нерукотворная икона Царя-Мученика до иконостаса,где икона Царской Семьи над диаконовскими вратами с Царём и священником Мелхиседеком(прообразом Христа).В акафисте Царю:"Радуйся,Христу уподобление"(и далее там же ещё ветхозаветное:"Радуйся,жертва всесожжения")
НН 5 апреля 2018, 09:46
Два духовных отца мученицы Евдокии Суворовской(Пузовской)-о.Иоанн Ардатовский и архимандрит Софроний Смирнов(сопровожд.Царскую Чету в 1903г.как благочинный монастырей,в т.ч.при осмотре Дивеевского монастыря;ныне преп.,прославл.в соборе Святогорских святых)также были связаны между собой.Через 10 лет после кончины в Софрониевой пустыни под Арзамасом архимандрита Софрония(+1921)о.Иоанн срочно направил в пустынь дух чадо привести в порядок попранные нетленные мощи отца Софрония(из статей С.В.Горшкова«Святых Гор отрасль избранная,града Арзамаса похвало..»в 2008г.к прославлению о.Софрония(https://rusk.ru/st.php?idar=112703)и в 2011г.
П.Л.30 марта 2018, 11:10
В этот удивительный ряд "Божьих людей" того времени можно добавить ещё о.Иоанна Ардатовского(сведения о нём скудны,есть в Житии Суворовских мучениц,написанном Валентиной Долгановой-в "Мироносицах эпохи ГУЛАГа"),святую исповедницу блаженную Матрону Анемнясевскую,духовно близкую с о.Иоанном Ардатовским,блаж.Марией Ивановной Дивеевской(по наиболее полному житию святой на сайте Касимовской епархии Рязанской митрополии)и Григорием Синжанским(по жизнеописанию подвижника).И совсем мало известного слепенького блаженного старца-странника Яшеньку(Якова Даниловича Купцова)в с.Туркуши-рядом с нынешним Кутузовским скитом Дивеевского монастыря.
П.Л.26 марта 2018, 10:30
Но все исследования по блаженному Григорию Синжанскому(последние свои 5 лет жизни проживавшему в доме рабы Божией Анны в Синжанах)ссылаются на первоисточник-печатное исследование в краеведческом музее г.Меленки.И вот там самое интересное:блаженный предсказывал отречение Государя о престола и где-то встречался(согласно собранным воспоминаниям)с Ним.Сам старец преставился 18 июля 1943г на память преп.Сергия.Свой дом в Меленках блаженный оставил другому блаженному-Павлу Правдину,который в 15.06.1949г.был арестован и отправлен на принудит.лечение в психбольницу.Удивительный случай(только про преп.Гавриила Грузинского до этого слышанный).Дело этого блаженного,может,изучить неплохо?
П.Л.26 марта 2018, 10:19
Сайт Меленковского благочиния Муромской епархии пишет:"наши места любимы Богом и Богородицей.Тому пример обилие святых источников и «Божиих людей»,странников,юродивых,людей,которых в старину называли«солью земли русской»,ее совестью:...Мити Правдина,Нюры«с узлами»,Юры Зимина,Константина Зайцева и,конечно же,старца Григория,более известного как Абрамушка Синжанский".Вот о последнем необыкновенном подвижнике сведения собирались как комиссией по канонизации тогда еще Владимирской епархии,так и сотрудниками Владимирского университета(их можно прочесть в Интернете).
П.Л.26 марта 2018, 10:18
Да,многое удивительно в этих местах.Например,какое-то необыкновенное количество святых угодников-"Божьих людей".Так в Муроме и окрестностях:блаженная Серафима Ивановна(в 1933г.)-у о.Стефана Ляшевского в"Серафимо-Дивеевских преданиях",блаженный Михаил Андреевич в с.Чаадаево Муромского р-на,старица Екатерина из с.Петракова того же р-на,церковный сторож блаж.Павел Петрович Левицкий(проходившие по одному делу с арх.Мелхиседеком Биревым-ГАНО,ф.2209,Оп.3,Д.16566,с.129-137)-в книге иеродиакона Алексия Новикова"Благовещенский монастырь в Муроме",блаженная Сашенька-в рассказе схимонахини Иоанны Патрикеевой о меленковском пребывании священномученика Серафима Звездинского("Я оставляю вам Анну").
Р.К.25 марта 2018, 21:24
Вот еще место оказалось интересным с карты:Заколпье.Пришла мысль-почитать про это село.На одном,почти первом сайте на меня с большой цветной фотографии глянуло знакомое лицо,от которого чуть со стула не свалилась в буквальном смысле.Псково-Печерский старец Нафанаил!!!А он как тут?Оказывается,это его родина,где он родился в 1920 году.Его отец,священномученик Бутовский о.Николай Поспелов,служил в Заколпье с 1914 по 1922 г.Позже в храме служили протоиерей Вениамин Дашкеев(впоследствии настоятель Муромского Благовещенского храма и духовник дивеевских сестер) и священноисповедник Петр Чельцов,что мощами святыми в Великодворье неподалеку от Заколпья.Как удивительно все рядом!
Н.И.18 марта 2018, 17:05
У о.Павла Хондзинского есть ещё интересное рассуждение.В 1937г.в Муроме арестовали двух игумений,даже парализованную игум.Ефросинию Арсеньеву(расстреляли 28.11.1937),священников,десятки монахинь.Но игум.Александру и костяк Дивеевского монастыря не тронули."Даже если предположить на минуту худшее:что-то кто-то из матушек был тайным осведомителем органов,то какой невероятной ценности должны бы были быть получаемые от осведомителя сведения,чтобы ради них стоило закрывать глаза на многолетнее существование монашеской общины,связанной с...старцем Серафимом,или оставлять при обысках в неприкосновенности святые сокровища игуменского дома?""Сегодня нет никаких земных объяснений...остаются небесные"
Н.И.18 марта 2018, 15:23
Карта интересная с земельными владениями.Но странное совпадение.Муром помечен как владение Дома Романовых.А вот читаем у прот.Павла Хондзинского:"В том же тридцатом году,когда по Мурому прошёл слух,что члены царской семьи живы и ходят по деревням,арестовали жившего через два дома от дивеевских последнего настоятеля Благовещенского монастыря архимандрита Мелхиседека."("Незримая обитель,или Краткая повесть о жизни дивеевских монахинь в муромском изгнании"(ПСТГУ,2017,с.63).Вспомним из"Несвятых святых":"...Дивеевский монастырь не погиб,но живёт своей непостижимой для мира сокровенной жизнью".Слух,конечно.Но такой же,что до Сербии дошёл:сказку о Божием Странничке С.С.Бехтеев написал ещё в 1923г.
П.В.16 марта 2018, 21:31
3(16)марта на вопрос А.Мордвинова"что же будет?Что Вы намерены делать?"Государь ответил:"...Вероятно,буду жить совершенно частным человеком....Вот увижу свою матушку,переговорю с семьёй...Думаю,что мы уедем в Ливадию-для здоровья Алексея и дочерей это даже необходимо...Или,может,в другое место...в Костромскую губернию,в нашу прежнюю вотчину...""Ваше Величество,уезжайте лучше возможно скорее за границу;при нынешних условиях даже в Крыму не житьё!""Нет!Ни за что!Я не хотел бы уехать из России,я её слишком люблю.За границей мне было бы слишком тяжело...Да и дочери,и Алексей ещё больны..."(А.Мордвинов"Из пережитого"т.2,с.145-146).Многоточий много в тексте-не всё,видно,можно было предать бумаге.
О.Д.15 марта 2018, 09:32
Не очень давно книга попалась в магазине преинтереснейшая "Начало династии Романовых"(переиздание книги,изд.к 300-летию династии)Сретенского монастыря.А вот одну книгу,тоже изданную к тому же юбилею в 1913 году,найти невозможно: капитан М.Кожевников "Земельные владения Дома Романовых в XVI и XII ст."С-Пб,Типография "Грамотность",1913(по опубликованным писцовым книгам и трудам разных ученых обществ и отдельных лиц).Вот бы такую переиздали!Надо думать,интересная.Приложение к этой книге-карта-есть в Интернете.Там даже у Егорьевска было владение.Называлось-Высокая Егорьевская слобода.Может,не совсем в тему(про Тобольск),но уж очень интересно...
Катерина 13 марта 2018, 13:27
Все спасшиеся (или скорее им позволили спастись) члены царской фамилии или были вывезены в культурную Ливадию. Или ушли через Финляндию (т.е. непосредственно из Питера). Все, кто был предназначен на заклание, был увезен с глаз долой.
Катерина 13 марта 2018, 13:19
Е.Т.13 марта 2018, 13:01- я позволяю себе и думать иногда над прочитанным.
Е.Т.13 марта 2018, 13:18
А поехали из Царского Села на память преподобного Серафима.Случайность? Пустяк? Не может быть!Только Промысл Божий!
Е.Т.13 марта 2018, 13:01
"Думаю,у них,бедных,сердца екнули,когда они узнали про неливадию". Не надо думать,Катерина,лучше почитать что-то серьезное про них.Письма,воспоминания...Например,письмо Государыни Анне Вырубовой от августа 1917 г.:"...нам не говорят,куда едем(узнаем только в поезде) и на какой срок,но думаем,это туда,куда ты недавно ездила-святой[святитель Иоанн Тобольский]зовёт нас туда и наш друг[Григорий Распутин]?Не правда ли,странно,что и и ты знаешь это место!" А "сердца екнули" у Них от другого:"Дорогая,какое страданье наш отъезд,всё уложено,пустые комнаты-так больно,наш очаг в продолжении 23 лет."До сих пор Александровский дворец хранит Их дух-так музейные работники говорят(Фильм был по "Культуре")
Катерина 13 марта 2018, 01:46
Ну да конечно, вина не доказана. Да сам выбор места для содержания. Англичане могли сто раз передумать.Поэтому было б выгоднее держать таких заложников под рукой и под постоянным контролем. Если срочно понадобятся.А вот Тобольск идеальное место для "концы в воду". Пока телеграмма туда дойдет... обратно... то сё... в конце концов все на местных свалить.Ну не под Петроградом же надо было позволить такой большой и заметной семье раствориться в воздухе. А Урал, далее Сибирь... и-де-аль-но. Закон тайга, тела под колоду. Болото. В лес под елку. Масса вариантов. Думаю, у них, бедных, сердца екнули, когда они узнали про неливадию. Тут уж всё должно было быть ясно самым наивным - живыми не выпустят.
Вячеслав12 марта 2018, 12:32
В статье пишется Государь и Императрица. Но ведь было же отречение от престола, Николай II уже не был царём, а его супруга императрицей.
Н.И.12 марта 2018, 00:39
В фильме про обретение мощей святителя Тихона при последнем(но не первом) просмотре впервые обратила на себя фраза:"Слишком,слишком была устойчива версия,что большевики не могли так оставить".А оказалось не эта версия верной,а наоборот.Вот Вам и конспирология.И уж больно эта фраза напомнила другую,простите меня,-про "Великую ектению" и тех же большевиков!
Iv Ve11 марта 2018, 21:18
Н.И, я не хочу вдаваться в конспирологию. Ленин рассматривал два варианта: публичный суд над царём или высылка из страны к родственникам для того, чтобы выторговать какие-то выгодные позиции для молодой Советской Республики. Второй вариант провалился, поскольку английские родственники не захотели принять семью - английский парламент был против. А германская монархия к тому времени перестала существовать.
Я склоняюсь к той мысли, что если бы бывший царь оказался в Москве и был публично осуждён народным судом, скорей всего его приговорили бы к высшей мере наказания, но семью бы никто не тронул. Однако наступление белых на Екатеринбург помешало экстрадиции в Москву, и вопрос "решили" на месте.
Н.И11 марта 2018, 18:48
"Можно добавить,что даже вина большевиков не доказана."Да,с этим можно согласиться.В деле Соколова имеются,но не доказаны ни одна из двух версий:убийство в Екатеринбурге или использование Екатеринбурга как временного места пребывания для запланированного не Уралом,а Москвой исчезновения Семьи с целью дальнейшего содержания под стражей в очень строгих тюремных условиях,хотя и меблированных для вида,но в месте,известном узкому кругу лиц.Вопрос-что пошло у большевиков не так,как было запланировано(Троцкий по данным допроса Соколовым Шабельского утверждал,что они узников потеряли окончательно)? Может это как раз то чудо Божие,о котором писал поэт Бехтеев:"Он жив,Он чудесно спасён от злодеев"?
Iv Ve11 марта 2018, 11:15
Людмила, успокойтесь, вы ни в чём не виноваты. Я уверен, что у вас и так своих грехов хватает, чтобы ещё такой на себя взваливать.
Можно добавить, что даже вина большевиков не доказана, хотя многим этого очень бы хотелось. На тот момент вся власть в стране принадлежала местным Советам и Москва не имела прямого влияния на местах. Царскую семью решил расстрелять Уралревсовет состоящий в основном из эсеров. Пикантности добавляет тот факт, что Уралревсовет до царя успел расстрелять двоюродного брата Ленина и около сотни большевиков. Так что история намного сложнее и многограннее.
Людмила10 марта 2018, 13:46
Я училась в советской школе, на уроках истории нам никто не говорил о том что царскую семью и царя батюшка расстреляли, я помню спрашивала преподавателя истории, он ушёл от ответа,только дома я от своей бабушки узнала об этом зверстве, с того времени до настоящего момента во мне сидит занозой вина пред ними, откуда ей быть казалось, но она есть и мучительно стыдно и больно за этот великий грех. В храме когда подходу к иконе семьи Романовых, прошу прощения и язык не поворачивается просит у них себе чего то.Прости меня Господи, я ведь тоже каким то образом виновата в их смерти.
А.С. 9 марта 2018, 16:44
О встрече святителя Макария с тем самым священником С.,"которому о. Иоанн Кронштадтский много лет тому назад предсказал об открытии мощей святителя Иоанна" во время беседы на пароходе есть в воспоминаниях епископа Арсения Жадановского"Схиигумения Фамарь" в сборнике"Детки мои любимые"(сост.С.В.Фомин),изд.3-е,с.62-63 и в вышеупомянутой книге "Последний Царский святой"(с.448)
А.С. 9 марта 2018, 16:44
Во время прославления свят.Иоанна Тобольского после всенощного бдения священник С.А-в.видел замечательный сон:"..стоят три мужа:О.Иоанн Кронштадтский в епитрахили;Император Александр III,одетый в Царскую Порфиру,с венцом на голове,ясно сказал:"Россия спасена";св.Иоанн,митрополит Сибирский и Тобольский,одетый в мантию,с белым куколем на голове,благословляет святительским благословением(обеими руками)как бы ополчившихся множество воинов.О.Иоанн громко сказал мне[священнику С.]:"Припомни,батюшка,беседу на пароходе и обо всём сообщи святителю[Макарию]"."(Источник-"Тобольские епархиальные ведомости",1916,№38.Неофиц.отдел.,с.794-797)-Опубл.в книге:Фомин С.В."Последний Царский святой",с.408-410,687
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×