Жизнь в тысячу рублей,
или К чему приводит осуждение

Жизнь наполнена невероятными историями, которых не найти даже в вымышленных произведениях. Виталий, врач-онколог, рассказал вот такую.

Как-то в их больницу легла женщина с только что поставленным страшным диагнозом – опухоль головного мозга. Женщина пришла к Виталию со своим неутешительным снимком. Снимок, и правда, представил жуткую картину: весь мозг покрыт опухолью, – но это никак не вязалось с общим состоянием бодрой пациентки. Виталий понял, что здесь что-то не так, и решил сделать повторный снимок.

Оказалось, что никакой опухоли нет. Видимо, в медицинском центре или поликлинике, откуда пациентка поступила, произошел какой-то сбой аппаратуры. Женщина невероятно обрадовалась и поспешила в свою палату собирать вещи. Вот там-то и случилось искушение: ей показалось, что у нее пропали деньги. Дело в том, что в качестве закладки в книгу она использовала тысячерублевую купюру. Этой-то дорогой закладки теперь не оказалось. Женщина искушению поддалась: вызвала врачей и устроила скандал. На шум пришел и Виталий. Пациентка, забыв о нечаянной радости с несостоявшимся диагнозом, возмущалась всё больше и больше, обвиняя во всем персонал и врачей.

Виталий заметил, что лицо женщины краснеет: видимо, поднималось давление. Он решил сходить за лекарством, чтобы заранее ей как-то помочь, успокоить, снять эмоциональный накал. Как это ни прискорбно, но он не успел: у пациентки случился приступ, откачать ее не смогли. Это выглядит невероятным, но женщина умерла. Чуть позже уборщица нашла под кроватью тысячерублевую купюру, которая, как оказалось, выпала из книги и таким образом стала причиной скоропостижной смерти пациентки. Вот так осуждение ближних, напрасное обвинение их обернулось непоправимой трагедией.

Не все мы видим гибельные последствия осуждения, но последствия эти, несомненно, есть. Осуждение – болезнь нашего времени, это то, чем мы живем постоянно. Мы смотрим на всё сквозь очки осуждения, говорим с осуждением, думаем, осуждая других. Часто осуждение является единственной темой общения. Двое встречаются только для того, чтобы осудить третьего. Самые распространенные темы бытовых бесед – помусолить сведения о чьей-то жизни, посмеяться над чужими оплошностями, пожаловаться на начальство и т.д. И внешний вид другого человека, и его взгляд, и его тон – всё подвергается безапелляционному суду нашей мысли.

Осуждение – это определенный показатель, знак того, что у тебя происходит внутри. Осуждение рождается из недовольства, а оканчивается негодованием. Осуждая других, мы возмущаем самих себя, лишаем собственную душу мира. Если заглянуть внутрь души осуждающего, то можно увидеть, как там копошатся, беспокоят, свербят недовольные помыслы. Они как нарывы на теле, прикосновение к которым доставляет боль. Поэтому такому человеку везде всё не так: в семье, на работе, в государстве. Он ищет, кому пожаловаться, поныть, а заодно наговорить всяких гадостей.

Осуждение и пересуды – это как нудное гудение мух, которые клубятся над зловонной ямой и жужжат себе что-то однообразное. Осуждающий и подобен мухе. Он всегда своей мыслью летает над чем-то скверным, дурным, нечистым – чужими ошибками и оплошностями, и он всегда зудит и гудит о том, что всё плохо, что всё не так.

Осуждать – значит видеть вокруг себя только темное. Но наши глаза созданы Богом так, чтобы реагировать на свет, и душа создана, чтобы видеть светлое, а мы сами настраиваем око своей души на мрак. В конечном итоге говорить о темном – значит самому быть темным. Поэтому люди, погрязшие в осуждении, как правило, унылы и мрачны.

Беседа с тем, кто привык осуждать, утомляет, она высасывает из собеседника силы, увлекает его за собой в недовольство и бесконечные пересуды, а после себя оставляет какую-то муть. Это подобно поднявшейся со дна озера тине. Поэтому о каждом осуждающем можно по праву сказать, что он мутит воду. После общения с ним остаются внутри только мрачные чувства.

Осуждение исходит всецело из мятежности. Мятежники всегда стремятся к революции, свергнуть тех, кто у власти, чтобы самим прийти к власти и судить тех, кто был раньше. Суд мятежников беспощаден. И подпавший страсти осуждения – мятежник. Он ниспровергает в своей душе всех и вся, в каждом найдет улики для своего приговора.

Изначальным здесь является болезненность души, а осуждение других – лишь способ ее выражения. В этом смысле угодить осуждающему невозможно, а сам он уподобляется злому псу, который лает и бросается на каждого встречного. Так рвется подверженная страсти осуждения душа, она лает и кидается на всех, кто бы он ни был, готовая раздирать и кусать.

В православной аскетической традиции есть понятие умного делания, когда весь внутренний мир, вся душа человека устремлены ко Христу, ум отсекает злые помыслы и возделывает добрые, сердце рождает теплые чувства, воля устремлена к добру. Осуждение в каком-то смысле тоже делание, только не умное, а безумное. Весь внутренний мир, вся душа такого человека ищет, за что бы ухватиться, чтобы осудить человека, выразить недовольство и негодование.

Осуждение производит внутри осуждающего разбалансировку всех его душевных сил. Он теряет цельность, потому что внутренне кидается то на одного, то на другого, полагаясь на свои кривые, лживые мысли. После осуждения внутри нет ни покоя, ни чистоты. Там – полный разброд мрачных мыслей и чувств. В этом смысле осуждение – душевный недуг.

Осуждающий часто считает, что всего лишь констатирует факты, что он не боится говорить о несправедливостях, о том, что есть на самом деле. Но осуждающий не замечает, что зачастую специально ищет, а в чем бы уличить и обвинить другого. Он подобен человеку, который несет домой разный мусор и хлам, наполняет им свое жилище и сидит в этом соре. Так и душа осуждающего уподобляется месту сбора всевозможного мусора.

Осуждение рождает не замеченная несправедливость, а мятежность наших мыслей

На самом деле осуждение рождается не из наблюдения несправедливостей как таковых, а, повторим, из мятежности наших собственных мыслей, буйства внутренних чувств, которые кидаются из стороны в сторону, готовы наброситься на кого угодно, только бы найти этому повод.

Если человек не преодолеет в себе мятежности, то он будет осуждать и самых близких людей: родителей, мужа или жену, детей, будет жаловаться и негодовать. Жизнь такого человека – сплошная беда. Ведь он сам кругом видит одни беды и досадует.

Что же делать? Как преодолеть в себе осуждение?

Если говорить по существу, то человек никогда не освободится от страсти осуждения, пока не вкусит смирения. В этом смысле у каждого из нас есть своя мера осуждения ближних в меру гордости каждого из нас. Ведь осуждение означает, что ты поставил себя выше других и считаешь себя способным оценивать их жизнь и поступки, выносить вердикт, как выносит судья подсудимому приговор или врач ставит пациенту диагноз.

Душа, стяжавшая смирение, освобождается от осуждения. Смирение вносит в душу мир, уходит мятежность, и человек перестает осуждать, его внутри ничто не свербит, он не останавливается взглядом на чужих недостатках.

Молитва противоположна осуждению. Так что вместо осуждения будем искренне молиться о других

Одна женщина, Наталья, рассказывала. У нее сильные боли в спине, так что она не может выстоять всю службу в храме. Как-то Наталья пришла на богослужение и попыталась сесть на лавочку. Но ей не позволила другая женщина: она сначала оттеснила ее, а потом специально поставила на это место свою сумку, чтобы никто уже не сел. Поняв, что сесть уже не получится, Наталья отошла в сторону и стала от сердца молиться об этой женщине. Она настолько смирилась и всецело погрузилась в молитву, что внутри нее не затаилось ни злобы, ни негодования. Неожиданно для нее самой после искренней молитвы об обидчице у Натальи перестала болеть спина. Так Господь дал ей утешение за то, что она смиренно встретила грубость, а после этого вместо осуждения от сердца молилась о той женщине. Она даже не просила за себя, не ожидала никакого облегчения боли. Но Господь утешил ее. И всякий раз, когда мы вместо осуждения будем искренне молиться о других людях, Господь подаст каждому какое-то свое благодатное утешение.

Молитва за другого человека – это уже действие добра, желание спасения ближнему. Молитва противоположна клейму осуждения, как противоположны тепло холоду, свет тьме, любовь ненависти.

Когда мы любим кого-то, то видим в нем достоинства, которых не замечают посторонние. Любящему не мешает радоваться встрече с любимым ничто из его несовершенств, собственно он и не замечает этого, несовершенств как будто и нет. Напротив, при антипатии к другому человеку всё в нем становится раздражающим несовершенством – и его тон, и его взгляд, и его манера поведения. Само его присутствие уже невыносимо, уже предмет для осуждения.

Любовь и смирение приходят не сразу. Что же делать конкретно сейчас?

Злая собака кусается, будучи спущена с привязи. Поэтому для начала ее надо посадить на цепь, пусть лает оттуда. Желающему победить в себе осуждение нужно, прежде всего, обуздать свой язык, не спускать его с привязи, запретить себе говорить, едва к горлу подкатывает осуждение. Пусть мысленно ты еще осуждаешь, но для начала хотя бы молчи.

Можно даже попробовать такое упражнение. В течение недели не говори ни о ком ничего плохого. Просто в качестве эксперимента. От воскресного дня до воскресного, от исповеди до исповеди не произноси ни одного плохого слова в адрес ближнего. Если и говорить что-то о ком-то, то только хорошее. Так уже начнется работа над собой.

Иногда мы думаем, что не осуждаем, а всего лишь рассуждаем о действиях другого человека. Как одно отличается от другого?

Рассуждение переходит в осуждение по упомянутому простому принципу: когда мы начинаем говорить о людях плохое. Пусть это плохое вроде бы соответствует им, но, произнося темное, мы ставим на них клеймо. Постараемся говорить хорошее, светлое, доброе, тогда осуждения точно не будет.

Поверьте, если мы перестанем говорить о людях дурное, то ничто не обрушится, не рухнут ни правопорядок, ни педагогика, ни внутрисемейные отношения. Напротив, станет больше чистоты и света. Пусть картина жизни покажется неполной. Но лучше она будет неполной из-за вытеснения тьмы, нежели из-за постоянного изгнания света.

Но исправить свое слово недостаточно, важно исправить мысль. То, что мы в человеке видим, зависит от того, как мы смотрим. Пчела везде найдет красивый цветок и сядет на него, чтобы собрать полезный нектар, а муха везде найдет грязь и сядет туда, чтобы собрать новых микробов.

Вот ты увидел пьяного человека и сразу подумал: «Бездельник, попрошайка! И как только свет носит такого?!» Но представь, что было время, когда на него с любовью смотрела родившая его мама, как она не чаяла в нем души и надеялась, что его жизнь сложится счастливо. Его пьянство – это болезнь, он мучается от этого, как и каждый из нас страдает от своих тайных недугов души. Его душа ждет помощи, и даже простая от сердца молитва о нем окажет пользу ему.

Авва Пимен: «Если человек находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства»

К преподобному Серафиму Вырицкому как-то молодая супружеская пара принесла большую сумму денег в качестве пожертвования. Святой Серафим их не принял, а благословил отдать первому встречному по дороге на станцию. Каково же было их удивление, когда первым встречным оказался шатающийся от опьянения мужчина. Молодая супруга растерялась: как можно давать деньги такому? Но муж принял решение: «Поступим по словам батюшки». Когда они протянули деньги пьяному человеку, то оказалось, что тем самым они спасли его от самоубийства. Он работал в торговле, и у него образовалась недостача ровно на ту сумму, которую они вручили ему. Боясь тюрьмы, он впал в отчаяние и думал наложить на себя руки. Неожиданная милостыня спасла ему жизнь. Так святые прозревали беды людей и спасали их, а мы бываем готовы заранее осудить их и тем самым способствовать их погибели.

Если бы мы видели свои грехи, то разве стали бы смотреть на грехи другого? Когда у тебя болит зуб, будешь ли думать о том, что болит у другого? И когда мы видим свои недостатки, когда наша душа болит о собственных немощах, грехи других становятся неактуальны. Вот почему в древнем патерике приводятся знаменитые слова преподобного Пимена Великого. Некто спросил авву Пимена, как может человек достигнуть того, чтобы не говорить худо о ближнем. Старец ответил: «Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собой брата, находит его худым».

Господь всё наше спасение свел к единственной фразе: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6: 37). Дай Боже всем нам спастись и не быть осужденными.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Ольга 5 апреля 2018, 11:05
Храни Вас Бог, батюшка! Ваши статьи легки и глубинны, спасибо...
Галина24 марта 2018, 09:14
Отличное руководство к действию!!!
Ирина 21 марта 2018, 15:36
Прекрасная статья, отец Валерий! Храни Вас Господь!
Алла18 марта 2018, 15:42
Павел З., заинтриговали. Если не секрет, что же именно случилось?
17 марта 2018, 23:28
Сергею, от «без имени». Я согласен с Вами полностью. Но все призывы не осуждать, и все проповеди на эту тему почему-то не предполагают такую замену по отношению к грешнику – вместо «эх, опять напился, алкоголик» применять фразу – «ну вот, человече, как и вчера, опять упал в грех винопития».
Вы же понимаете, что в лоб, что по лбу…
Ольга17 марта 2018, 23:28
Анне (от 14 марта) Аня, я молилась о себе и близком человеке - "Господи, иже веси твоими судьбами помилуй наш грешных", молилась долго, порой горячо.Все поменялось, стараюсь молитву не оставлять и сейчас.. Батюшка научил..
Сергий17 марта 2018, 17:34
Без имени.А в чем сложность?Предупреждать-не грех,обличать(по делу)-тоже не грех.Имеет место благая цель-уменьшить зло.Иоанн Креститель сказал самому царю:не должно тебе иметь ее.Осуждение-это приговор человеку грешащему или нет.Можно сказать:он делает плохо.Осуждается греховное дело,а не человек,которого судить может один Бог.
16 марта 2018, 20:08
Сложная тема. Ну вот, к примеру, у вас во дворе\на работе – пьяница, который ещё и деньги на выпивку берёт и не отдаёт. Не осуждать его, как алкаша, деньги давать безвозвратно, делая вид\надеясь, что в этот-то раз он исправился, - презумпция невиновности – правило неосуждения?
А если он у нового коллеги, который не в курсе, деньги попросит в долг? А вы опять, не осудите\не предупредите, - как же «осуждение»! И нормальный человек пострадает по вашему христолюбию…
Павел З.16 марта 2018, 16:18
Господа, поймите меня правильно: я не против элементарной христианской заповеди о неосуждении, но поживите по этой заповеди хотя бы года три, как я в 1992-1995 гг. - и вы поймете, насколько это в наше время неосуществимо. В моем случае всё очень плохо закончилось, меня самого осудили в уничтожающей форме близкие прежде люди, моя же реакция была такой, что заложила бомбу замедленного действия под всю мою судьбу.
Василий15 марта 2018, 23:14
Примите сердечную благодарность за эту статью,батюшка Валерий.
Иулиания15 марта 2018, 21:05
Татьяна, как же понимаю вас. Сложно не осуждать тех, кто показывает свои внутренние язвы души на людях и считают это в порядке вещей. Язвительность и хамство не искоренимы в наших людях.
Михаил14 марта 2018, 23:26
Спасибо, отец Валерий)))
Также читаю в Евангелии:
"Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Ев. от Матфея 6:22,23)
"Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его." (Ев. от Луки 6:45)
Светлана14 марта 2018, 22:42
Спаси Вас Господь, отец Валерий.
Ярославна14 марта 2018, 22:12
А я вот вбила себе в голову, что осуждать плохо и в разговорах со своей коллегой по работе, когда она начинает давать повод для осуждения кого-то, я держу этот процесс под контролем и сразу ищу или придумываю оправдание этому человеку, чтоб остановить её от осуждения. Но вот в душе, очень часто я с ней согласна. Да и сама я в душе осуждаю. Очень сложно следить за мыслями и обуздывать их. И еще мне помогает, держать в уме тот факт что я в молодости делала аборты. Как можно мне, убийце собственных детей, осуждать кого-то кто нагл, груб, агресивен, жаден...? И не нужно мне видеть все грехи, чтоб смиряться. Есть один, который заклеймил на всю оставшуюся жизнь.
человек14 марта 2018, 20:17
У аввы Дорофея есть подробное обьяснение,что такое осуждение,поношение и т.д.Неосуждение-не значит ходть в "розовых очках".Христианин вполне может видеть недостатки других,но судит грех,а не грешника.Порой просто необходимо выяснить какие-то обстоятельства,в этом нет греха.И призвав его,сказал ему:чтО это я слышу о тебе?дай отчет в управлении твоем,ибо ты не можешь более управлять.(Лк.16.2).Были времена,когда в Церкви преобладали еретики,даже архиереи.Св.Николай даже ударил Ария.Он осудил не человека-грешника,а лжеучение,идущее вразрез с ученим Матери-Церкви.(Апостольских правил,канонов,утвер-жденных Св.отцами.)Не судить-не единственная заповедь Христа,разве еретики неосуждающие спасутся ?
Анатолий14 марта 2018, 19:58
Спасибо за ценные рекомендации. Очень доступно для понимания. Осталось начать выполнять.
Ольга Громова14 марта 2018, 17:00
Спаси Господи за очень важные советы и размышления! Действительно,на каждой исповеди - одно и тоже,грех осуждения! Даруй Господи,зрети моя согрешения и не осуждати брата моего!
Надежда  Залевская14 марта 2018, 16:41
Своими силами справиться с этим грехом не могла.Говорить обо всех только доброе-это чудо,все просто.Храни вас Бог,вы указали путь мне немощной.Знаю,будет трудно.
Елена14 марта 2018, 15:44
Низкий вам поклон, отец Валерий, за такую душеполезную статью! Помоги нам Господь именно так и поступать и не осуждать никого. Храни вас Бог!
тамара14 марта 2018, 15:20
Батюшка,спаси Вас Бог,как Вы верно обо всём написали,и обо мне тоже.У меня такой же есть страшный грех осуждения.Не хочу,но делаю,а что хочу,то не делаю.Точно,как выражается апостол Павел.Спаси, сохрани и избавь нас всех ,Господи ,от этого.
Анастасия 14 марта 2018, 14:40
Благодарю, батюшка, за поучительную статью!
Михаил14 марта 2018, 13:55
Очень назидательная статья! Спаси Господи! "Каждый из нас мучается и страдает от своих тайных недугов души". Спаси Господи за данный совет: "Не произноси ни одного плохого слова в адрес ближнего. Если и говорить что-то о ком-то, то только хорошее". Помоги Господи всем!
Анна14 марта 2018, 13:45
Большое спасибо, батюшка за статью!
А у меня уже стало большой редкостью, когда я говорю хорошее, светлое, доброе. Все только норовлю сказать грубость, уколоть и обидеть близкого человека.
Я уже давно превратилась в муху, а когда-то в детстве была пчелкой. Всё радовало и жалела всех людей.
14 марта 2018, 13:02
Спаси Господи! Очень вразумительно.
Юрий14 марта 2018, 12:53
Актуальная и практичная статья. Спасибо.
Очень страдаю этой страстью. На работе только все и крутится вокруг пересудов, пустословия, сплетничества и осуждения начальств и коллег! Как я устал от этой страсти, очень хочется с ней справиться. В данной статье я нашел для себя полезные советы.
Наталия14 марта 2018, 12:50
Батюшка, низкий поклон за статью, просто, но мудро и глубоко написано, понятным языком, до самого сердца. Очень полезно. Господи, помоги мне не осуждать ближних!
Татьяна14 марта 2018, 11:01
Батюшка Валерий, я очень благодарна Вам за эту статью. Этот грех - осуждение, я практически исповедую на каждой своей исповеди в храме перед Господом. И стараюсь впредь не грешить. Но даже если вслух не осуждаю, то мысленно веду монологи о ком-то. Прошу Господа в своих домашних молитвах помочь мне немощной избавиться от этого греха. Стала больше молчать на работе и дома. Прошу: "Помоги мне,Господи,немощной и грешной очистить сердце мою и душу от этого греха и страсти." Спасибо Вам ,батюшка Валерий,за Ваши наставления, советы и помошь пастыря. Храни Вас Господь!
Игорь14 марта 2018, 10:43
Спаси Господи всех нас!
Сергей Манжелеев14 марта 2018, 10:40
Спасибо за мудрое слово!
Татьяна14 марта 2018, 09:47
Дорогой батюшка, спасибо Вам, что даете возможность нам грешным слышать слово Божие, то которое дает направление и силы идти Домой.
Ира14 марта 2018, 09:44
Сразу вспоминается притча о немилосердном заимодавце. И немного страшно - а не про нас ли это, не мы ли, встречаясь с милостью Божией, сохраняем претензии к нашим близким, храним обиды.
Людмила14 марта 2018, 09:09
Потрясающе чистые и ясные мысли, слова и советы. Дай нам, Господи, сил хоть что то сделать на этом пути.
Светлана14 марта 2018, 04:01
Благодарю за жизненно необходимую статью. Спаси Вас Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×