О том, за какие грехи придется отвечать на третьем мытарстве, почему осуждение – страшное преступление, каков апостольский взгляд на светский суд, где и как разбирать тяжбы между православными и как относиться к чужим грехам, рассказывает протоиерей Олег Стеняев.
«Мытарство, к которому мы пришли потом, называется мытарством осуждения и клеветы. Здесь, когда остановили нас, я увидела, как тяжко грешит тот, кто осуждает своего ближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения. В этом мытарстве я, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потому что во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, не насмехалась ни над кем, никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждали ближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях я отчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речам прибавляла немного от себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше», – повествует блаженная Феодора о третьем мытарстве.
Грехи этого мытарства:
- Осуждение;
- Клевета;
- Бесславить другого человека;
- Смеяться над чужими грехами,
но главное –
- Предвосхищать Суд Христов.
Предвосхищать Суд Христов – страшное преступление!
Предвосхищать Суд Христов – страшное преступление! Слова: «Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения» – показывают нам возмущение бесов, о которых известно, что «бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19), а также что один человек начинает судить другого, хотя истинный Суд принадлежит Христу. Обвинение этого мытарства более чем законное, никто не имеет право предвосхищать Суд Христов. Сказано: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» (Иуд. 1, 9). Если даже Архангел Михаил в споре с диаволом не произнес на него суда словами «да запретит тебе Господь» и предоставил место Суду Христову, то как же люди могут позволять себе осуждать других, «когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения»?! О чем и сказано: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3).
Итак, мы выяснили, что верующий, сам будучи грешником, не имеет права никого осуждать прежде Суда Христова. Суд принадлежит только Христу, Сам Отец Небесный поручил Ему эту миссию: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22); и еще: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откр. 19, 11). То есть, чтобы судить, надо быть верным и истинным, и кто способен на такое?
Не имеет права христианин осуждать и то, что, как ему кажется, достоверно известно и подлежит порицанию. Сказано: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4, 5).
Не рекомендуется христианину судиться с христианином, если дело можно уладить полюбовно в церковном суде или вообще не прибегая к суду. Апостол Павел писал: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6, 1–7).
Как известно, и братья по вере не всегда способны договориться о мире при посредстве духовных наставников, тогда необходимо и светским судом не пренебречь. Но подобное не может не быть нам в укоризну, о чем здесь и рассуждает апостол Павел.
В Православной Толковой Библии предлагается и следующий комментарий на вышеприведенный текст: «В судьи назначались в Римской империи люди, исповедовавшие государственную религию, то есть язычники. Хотя эти судьи судили по всем обычаям римского права, тем не менее апостол Павел называет их нечестивыми – правильнее: неправедными (греч. άδιχα), потому что они на самом деле не знали высшей – Христовой – правды. Он считает для христианина единственно подходящим суд, состоящий из христиан, следовательно, суд не официальный, а просто посреднический, когда за решением спора люди обращаются к какому-нибудь уважаемому человеку из своей среды. Христиане называются святыми не как отдельные личности, а как члены святой Церкви Христовой: у таких есть понимание высших задач жизни и правильных человеческих отношений. Коринфяне обращались к языческим судьям, вероятно, по старой привычке и потому, что были уверены, что римский судья лучше разберет их дело. Апостол же не хочет, чтобы в христианскую жизнь вносились, путем судебных приговоров, начала, чуждые христианству (например при разборах дел между господами и рабами). Это, однако, не мешало апостолу Павлу требовать, чтобы христиане подчинялись языческих властям и, следовательно, также судьям тогда, когда они со своей стороны предъявляли христианам известные требования как к членам государства (см.: Рим. 13, 1–3)».
Как известно из Книги Деяний, апостол Павел «потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель (иудей. – прот. О.С.) послать его к кесарю (то есть к императору Рима. – прот. О.С.)» (Деян. 26, 32). Так и в нашем случае мы имеем право защищать себя в суде, церковном или светском, подавать на суд и требовать по отношению к нам исполнения наших гражданских прав. Сказано: «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек – Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его» (Деян. 22, 25–29).
Клеветать на другого человека, бесславить другого человека и смеяться над чужими грехами – это недостойно имени христианина, о подобных вещах апостол Павел говорил: «А блуд (то есть и словесный. – прот. О.С.) и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5, 3).
Блаженны плачущие о грехах – притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних
Смеяться над чужими грехами – этот грех прямо уподобляет человека бесам. В «Житии святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского» говорится о скорби Ангела, потерявшего душу, и радости бесов, отнявших ее: «Ангел же Хранитель его шел вдали и горько плакал, а бесы радовались»[1]. Так, например, истолковывая слова из Евангелия от Матфея «Блаженны плачущие», святитель Феофилакт Болгарский предложил следующее истолкование: «Плачущие, то есть о грехах… притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних»[2]. Такой плач уподобляет человека ангелу.
«Брат спросил отца: “Как диавол искушает святых?” Старец отвечал: “В горе Синайской жил один отец, по имени Никон. И вот некто пришел в хижину фаранита, застал его дочь одну и спал с ней. Потом он научил ее: "Скажи, что отшельник, авва Никон, сделал это с тобой". Когда отец узнал о случившемся, то взял меч и пошел к старцу. Как только он постучал, старец вышел. Но только фаранит поднял меч, чтобы умертвить старца, рука его сделалась сухой. Фаранит пошел и рассказал о том пресвитерам. Они послали за старцем. Старец пришел. Они избили его и хотели выгнать, но он начал просить: "Бога ради оставьте меня здесь, чтобы мне покаяться". Пресвитеры отлучили его на три года и повелели, чтобы никто не ходил к нему. Старец три года провел в покаянии, ходил каждый воскресный день каяться в церковь и упрашивал всех: "Помолитесь обо мне". Наконец злой дух начал мучить того, который сложил вину на отшельника. Он признался в церкви: "Я совершил грех и научил оклеветать раба Божия". Тогда весь народ пошел и пал перед старцем: "Прости нас, авва!" Старец сказал им: "Простить прощу вас, но жить с вами больше не хочу. Среди вас не нашлось никого, кто бы имел столько рассудительности, чтобы сжалиться надо мной". Таким образом, авва Никон удалился”. Старец сказал брату: “Видишь, как диавол искушает святых?”»[3].
Преподобный Исаия Отшельник учил: «Кто истинно приносит покаяние, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает грехи свои»[4]. Тот, кто ищет прощения, прощает и сам. Мы все нуждаемся в прощении, а это и значит, что должны прощать, о чем и молимся: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). Мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерою того, как Бог отнесется к нам. Сказано в одной из притч: «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 32–35).
Преподобный Иоанн Лествичник: «За какие грехи осудим ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает»
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Те, которые разбирают чужие грехи, нисколько не заботятся о своих собственных»[5]. Собственно говоря, на чужие грехи обращают внимание, чтобы не видеть своих собственных, стараясь их не замечать. Но, как правило, замечая и говоря о чужих грехах, говорящий рассказывает о своих собственных. А если судит человека за грех, который сам не делал, отцы говорят, что Бог попустит таковому впасть именно в этот грех. Мы не раз говорили об этом. Преподобный Иоанн Лествичник так и учит: «За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает»[6].
Игорь, по вашей логике и всё Предание церковное тоже "сочинение на вольную тему", но без Предания наша вера уже не Православие, а в лучшем случае -- протестантизм.
Для немощных в вере ваша логика вполне приемлема для избежания ошибок. Но, к примеру, святой человек всегда свят перед Богом и ближними, когда бы его Церковь земная не канонизировала.
Спаси вас Христос!
Как внутри души оставить рай и любовь к тем, кто судит и поносит грязью??? Учиться, учиться и ещё раз учиться. Только Бог рассудит и каждому воздаёт по его заслугам. Но время ставит всё на свои места и хочется лишь одного, чтоб те, кто сделал так много плохого тебе, стали светлы и чисты, а правильнее прощены. Многим из нас всей жизни не хватает, постигнуть: Что такое, истинная любовь к ближнему твоему. И увидев такого человека, который прожил не так, имеет богатства на земле, но не постиг того, что постигли и имеют другие, и его слёзы и мольбы искренние и чистые перед Богом… Ты понимаешь более, о не суждении, и о прощении. Прости Господи!
Совершит человек против меня или близкого мне преступление, а я не должна в суд подавать, если он крестик носит на шее?
Кстати, иудеи и мусульмане достаточно успешно осуществляют деятельность своих судов (раввинский, шириатский). Даже бандиты судят по "понятиям". Не искать в некогда православной Империи Церковного суда, не стремиться его восстановить, крайне беспечная позиция.