«Какой христианин без благочестия?»

Беседа с американским единоверческим священником Серафимом Уингом

Коренной американец, выросший в католической семье, отец Серафим искал Бога, принял Православие все сердцем и… стал единоверческим священником. О том, как гражданин США полюбил древнерусское богослужение и организовал приход «американцев-старообрядцев» ‒ в беседе Владимира Басенкова с настоятелем храма святителя Николы в Эдинборо, штат Пенсильвания, иереем Серафимом Уингом.

    

‒ Отец Серафим, доброго здоровья!

‒ Доброго здоровья, Владимир!

‒ Расскажите немного о себе. Вы ведь коренной американец? Как вы стали православным?

Я чувствовал, что в Католической церкви мне чего-то не хватает

‒ Я настоящий американец! Предки моей матери имели белорусское происхождение, а отца – английское и ирландское. Мы были католиками, я родился в благочестивой католической семье, мы всегда ходили в костел на мессы, посещали воскресную школу, вместе с моим братом несли послушание алтарниками. В то же время в подростковом возрасте мы сделали исследование о родословии нашей матери. И узнали, что мои предки были православной веры. Хотя я был подростком, во мне созрело твердое решение: «надо бы узнать, что там за вера у православных». И как-то я отправился на вечерню в русский храм. Я был потрясен литургическим богатством и красотой службы! С этого момента начались мои духовные искания. Я чувствовал, что в Католической церкви мне чего-то – но не хватает. Несколько лет спустя я познакомился с иеромонахом Иларионом (Капралом), нынешним Предстоятелем РПЦЗ. Он тогда служил в Джорданвилле. Общение со священником глубоко повлияло на меня, и так я стал православным христианином. Кроме того, моими одноклассниками были греки, которые много рассказывали о практике молитвы и бытовом устройстве православных традиций. Мне дали много книг святых отцов! А отец Иларион был моим духовным воспитателем. Я начал жить полноценной приходской жизнью православного храма в Олбани.

‒ Но как вы стали единоверцем?

История подвига старообрядцев во время гонений глубоко тронула мою душу

‒ Я поступил в семинарию Джорданвилля. У нас был очень маленький раздел, посвященный русскому расколу XVII века. Однако этого хватило, чтобы я заинтересовался старообрядцами. В то время еще был жив епископ Даниил Ирийский, знаменитый единоверческий архиерей зарубежной Церкви. Знающие люди, увидев мой интерес к старообрядцам, направили меня к владыке. Владыка Иларион, тогда еще епископ, поддерживал Единоверие. В конце концов, мой интерес привел меня в Ири, в храм Рождества Христова. Я встречался с отцами Пименом Саймоном и Федором Юревичем. Последний был выпускником нашей семинарии и местным иконописцем. Община единоверцев в Ири – потомки русских эмигрантов-старообрядцев, которые воссоединились с Церковью. Шаг за шагом я начал изучать историю старообрядчества, Единоверия, посещать богослужения… Совпадение или нет – я встречался с прихожанкой Христорождественского храма, девушкой по имени Соломония, которая впоследствии стала моей женой. Мы обвенчались в 1992-м. Соломония была головщицей (регентом церковного хора – прим авт.) правого клироса. История подвига старообрядцев во время воздвигаемых на них гонений глубоко тронула мою душу. Я начал молиться по старопечатным книгам. Я стал старообрядцем!

    

‒ Как появился приход в Эдинборо? Ведь до вашего появления он не был единоверческим?

‒ Митрополитом у нас был владыка Лавр (Шкурла). Он мне говорил: «Ты закончил семинарию, а все сидишь в Ири! Не стал дьяконом, не стал священником… Что с тобой делать?» В храме Рождества Христова был полный штат священников. А в получасе езды, в Эдинборо, вдовствовал без настоятеля приход Московской Патриархии во имя святителя Николы. Всего 6 человек прихожан! Такое было время. Рукополагал меня владыка Иларион, поскольку митрополит Лавр скончался. Вот так и получилось: хотя я клирик Зарубежной Церкви, служу на приходе Московской Патриархии, подчиняющемуся епископу Иоанну Наро-Фоминскому. Против того, чтобы сделать едва живой приход единоверческим, никто не возражал. А я знал, что в маленькую общину мы сможем вдохнуть новую жизнь: со мной на тот момент в Эдинборо было несколько старообрядцев, готовых помогать мне в служении, и супруга, знавшая устав и пение. А те 6 человек, что уже были на приходе Николы… Им было все равно, как служить. Приход ожил, и всех это очень обрадовало. Сегодня наша община – более 20 человек.

‒ Кто ваши прихожане?

У нас каждый должен участвовать в жизни прихода

‒ Все прихожане – американцы! Хотя некоторые и имеют русские корни, это уже все равно американцы, мало кто знает язык. Иногда к нам, конечно, приезжают русские эмигранты последних волн… Скажу честно, с ними бывает трудно. Ходят в церковь – а не участвуют в жизни прихода. Знаю, что привыкают к этому в России. Ходишь в храм – и все. Но у нас-то не так. У нас каждый член прихода должен участвовать не только в богослужении, но и в жизни прихода. После службы мы всех пришедших без исключения зовем на трапезу. Проводим воскресную школу для детей и взрослых – как обязательное мероприятие. И, конечно, строго платим десятину. Иначе как приход может существовать?

‒ Вы говорите, что ваши прихожане – американцы. Возникает вопрос: что людей с другого конца света привлекает в древнерусском богослужении?

‒ Как это ни парадоксально, привлекает длительность богослужения и отсутствие сокращений. Они ценят порядок служб и знаменное пение. У нас поет весь приход! Мы крестим полным погружением, прихожане крестятся двумя перстами… Надо сказать, что, помимо постоянных прихожан, у нас есть люди, еще человек 20, которые разбросаны по северо-востоку США ‒ старообрядцы, которых я окормляю. В Нью-Джерси, например. Я езжу на крестины и отпевание.

‒ Расскажите о том, как устроена община?

‒ Я настоятель, а вокруг меня – приходской совет из активных прихожан, всего 4 человека. Ежегодно проводим приходское собрание нашей общины. Прихожанином у нас принято называть человека, который участвует в жизни прихода, посещает богослужения, исповедуется и причащается у нас, оказывает посильную материальную помощь. Десятину собираем раз в год. Таким образом, у нас появляется фонд, благодаря которому мы имеем возможность содержать храм, зал собраний, приходской дом причта и даже кладбище. Все это требует заботы и ремонта и лежит на плечах прихожан. Во время приходского совета или собрания решаются вопросы практического характера. Распределяется ответственность за каждую проблему, требующую решения. У нас есть староста прихода, именно на его плечах лежит публичная сфера. Староста представляет приход во «внешнем мире». Вопросы хозяйственного характера также лежат на старосте. Если внезапно у общины возникает срочный вопрос, мы его обсуждаем в воскресенье на трапезе, без излишнего формализма.

‒ Как работает воскресная школа?

‒ У меня педагогическое образование, поэтому занятия веду я, преподаю закон Божий и подробно рассказываю о нашем богослужении. Поскольку приход малочисленный, у нас нет воскресной школы отдельно для детей и взрослых, мы вместе собираемся после богослужения: и стар, и млад может задать волнующий его вопрос.

    

‒ На каком языке проводится богослужение?

‒ На английском. На церковнославянском служим очень редко. На всенощном бдении, например, 17 кафизма всегда поется на русском. Если вдруг приходят русскоговорящие – мы служим на церковнославянском. Ектеньи возглашаем и пропеваем по-славянски. Английский язык понимается всеми приходящими в храм без исключения, это не вызывает какого-то дискомфорта и у русскоговорящих. На сегодняшний день почти все старопечатные богослужебные книги переведены на английский язык.

‒ Ваш приход – единственный православный в городе?

‒ Недалеко от нас – приход Американской митрополии. Они очень отличаются от нас, у них календарь нового стиля. Кроме того, у них много модернистских нововведений. Например, девочки-алтарницы. Это вызывает вопросы не только у нас, но и у самих прихожан американских церквей. Иногда они даже приезжают к нам, потому что знают, что в Эдинборо такого и близко не будет. Старшее поколение наших соседей, в общем, всем этим недовольно. Остальные православные приходы находятся в Ири; греки, карпатороссы. Есть старообрядцы-беспоповцы. У нас хорошие отношения с их наставником. Когда в нашем храме бывает Курская чудотворная икона, к нам приезжают даже беспоповцы.

‒ Каково это – быть православным христианином в Америке?

Бывшие православные, ныне прихожане католических и протестантских храмов ‒ это грустно

‒ Сложно. Вокруг очень мало православных. В Соединенных Штатах, как вы знаете, много юрисдикций Православных Церквей, но, увы, много и разногласий. Самый принципиальный – новостильники. Новый календарь не помогает православному единству в Америке. В Американской юрисдикции служат по новому календарю, а русские, сербы ‒ по старому. Но рядовые американцы даже не понимают, кто мы! Если я хожу в подряснике по улице, про меня думают, что я раввин или мусульманин. Даже если ношу крест… думают, что раввин! Удивительно, что американцы так необразованны. Но иногда встречаются люди, которые говорят: «О, моя бабушка была православной! Но я католик». Или: «Мой дедушка ходил в православную церковь». – «А вы?» – «А я протестант». Это бывает очень часто, и это печально. У нас в Джорданвилле был старый архимандрит Антоний. У него была пословица: «Во всем попы виноваты». Конечно, каждый человек имеет свой путь и свой ум, но бывшие православные, ныне прихожане католических и протестантских храмов ‒ это грустно. Как священник я стараюсь сохранять свою паству, вникать в их жизненные трудности. Это большая работа, даже на небольшом приходе. Легкий путь – быть католиком или протестантом. Мы постимся, долго молимся (речь идет не только о старообрядных, а обо всех храмах Православной Церкви – прим авт.), это ведь трудно. Но все-таки некоторые американцы обращаются в Православие. Почему? Потому что встречали в своей жизни настоящих верующих, которые поражали их внутренним светом и уровнем благочестия. Такие новообращенные потом говорят о нас: «Вот настоящая Церковь!»   

‒ По ощущениям, православных в Америке становится больше или меньше?

‒ Трудно сказать точно, но мне кажется, с каждым годом немножко, но больше.

‒ Можно ли сказать, что в Америке есть интерес к Православию?

‒ Есть, среди благочестивых католиков. Потому что из Католической церкви само понятие благочестия уходит, и в поисках Бога их прихожане смотрят на нас. Ученые-протестанты, которые изучают святоотеческую традицию древней Церкви, в своих поисках в конце концов переходят в Православие. Они видят несоответствие образцов святых подвижников тому, что происходит в их храмах. Но таковых, стремящихся докопаться до истины, мало.

‒ Ритм жизни среднестатистического американца располагает к духовной жизни?

‒ Все зависит от человека. Если человек хочет найти время на молитву – он его найдет. А кто-то говорит: «Надо бежать на работу, туда-сюда! Посмотреть телевизор!» А молиться или читать духовные книги люди с таким настроем не хотят. Это не зависит от территории проживания, как мне кажется: хоть в России, хоть в Америке ищущий Бога человек найдет время для духовной жизни. Моя обязанность как священника – прививать людям глубокое религиозное чувство.

‒ Не могу не задать вопрос: в чем польза для спасения души древнерусской богослужебной и бытовой традиции?

Настоящая жизнь – она только со Христом

‒ Дисциплинирует. Особенно в домашней жизни. Молитва в нашей семье – соборная. Как вы знаете, старая традиция превращает даже домашнюю и келейную молитву в настоящее богослужение, а от этого растет и чувство благоговения, ответственности. Утром мы читаем полунощницу, вечером – повечерницу. Говеем всей семьей, а не по отдельности. Выходим из дома – делаем три поклона, возвращаемся – три поклона. Это воцерковление быта. Мы сдержанно ведем себя в общественных местах, и это, безусловно, становится элементом проповеди, ведь христианина видно сразу. Мы часто разговариваем на тему благочестия с греками, рассказываем про древнерусские и старообрядческие традиции. Они говорят нам: «Да! Опыт жизни древних христиан-греков тоже вызывает в нас высокие религиозные чувства, мы стремимся им подражать, и это нам помогает». С грустью скажу, что благочестие среди православных в Америке умирает. Оно совсем не такое высокое, как России. Но духовный уровень людей, конечно, как я уже говорил, не зависит от географии. С Божией помощью мы стараемся над собой работать. Настоящая жизнь – она только со Христом.

‒ Какая книга – после Священного Писания, конечно ‒ значительно повлияла на вашу жизнь?

‒ Вау! Непростой вопрос! Мне много довелось прочитать хороших книг. Одна из самых любимых – проповеди преподобного Макария Великого. Один из моих любимых святых отцов. Его проповеди трогают меня до слез.

‒ Любимая цитата из Священного Писания?

‒ Из Евангелия от Матфея: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). И еще ответ Господа апостолу Павлу: «Довольно для тебя Моей благодати, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12. 9). Это актуально здесь, в Америке, где жизнь для православного человека трудна, но благодати Божией нам хватает! С Божией помощью можно преодолеть любые трудности!

‒ Ваш приход участвует в социальном служении?

‒ Мы помогаем неимущим семьям. В нашей церкви мы собираем деньги, продукты, вещи для бедняков. Занимаемся этим несколько лет. И будем продолжать. Помогаем всем, неважно, какого вероисповедания человек.

‒ Отец Серафим (Роуз) писал о «ненормальности» современной жизни, сравнивая свое время с прошлыми веками… Вы с ним согласны?

Проблема современности – мы теряем благочестие

‒ Проблема современности – мы теряем благочестие. У нас нет достаточных исторических связей, нет той преемственности, которая помогала бы нам в духовной жизни. Предки наши жили проще, чем мы, мы богаче их в материальном плане. Но они жили жизнью того, древнего благочестия, поддерживая уровень из века в век. Мы это теряем. Большая проблема. Может быть, это влияние американской культуры, но тем не менее 100 лет назад в нашей местности жили верующие люди совсем другого порядка, об этом сохранилось немало сведений. Какой христианин без благочестия?

    

‒ Зимой 2018 на встрече с единоверческим духовенством митрополита Илариона (Алфеева) поднимался вопрос о единомысленном епископе. Мы получили отказ. На ваш взгляд, Единоверие в России созрело для собственного архиерея, или об этом рано говорить?

‒ У нас в Америке всего два единоверческих прихода, совсем другая специфика. Но в России свой епископ обязательно нужен! Который служит сугубо по старопечатным книгам, ведет соответствующий образ жизни, занимается, прежде всего, проблемами и вопросами приходов, собранных под своим омофором. Тогда Единоверие будет жить и развиваться, это станет полезным для всей Русской Церкви. Но должен быть достойный кандидат. Вопрос о епископе был решен 100 лет назад на Поместном Соборе Русской Церкви. И эти решения нужно соблюдать.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Хранитель сокровищницы Хранитель сокровищницы
Памяти священномученика Симона (Шлеева)
Хранитель сокровищницы Хранитель сокровищницы
Памяти священномученика Симона (Шлеева), первого единоверческого епископа
Владимир Басенков
Он считал, что отступление от обряда – «одежды догмата» – неизбежно приведет к оскудению веры.
Как устроен единоверческий приход Как устроен единоверческий приход
Владимир Басенков
Как устроен единоверческий приход Как устроен единоверческий приход
Владимир Басенков
Из активных мирян, как правило, и поставляли священника для общины. То есть община «выращивала» будущего настоятеля. Поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной.
Отец Фома Хопко и звездно-полосатый флаг Отец Фома Хопко и звездно-полосатый флаг
Александр Дворкин
Отец Фома Хопко и звездно-полосатый флаг Отец Фома Хопко и звездно-полосатый флаг
Александр Дворкин
Отец Фома оценивал себя скромно: «Мейендорф — как бургундское: глубина, основательность, благородство. А меня можно сравнить не более чем с кока-колой…»
Комментарии
тамара15 августа 2018, 22:16
Очень интересно и познавательно.Спаси Господи всех за такую статью.Слава Богу,что и в Америке есть наши братие и сестры во Христе.
Светлана14 августа 2018, 17:14
Благодарю за публикацию интервью с о.Серафимом! Прочитала с интересом. Как же точно сказано, что мы теряем благочестие. Это очень важный момент.
Павел14 августа 2018, 11:47
Очень хорошее интервью, спаси Христос!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×