Святой Мамас (в славянской традиции Мамант) является одним из известных мучеников Древней Церкви, почитание которого распространилось от родины святого – Каппадокии до Балкан на западе, Кипра на юге и стран Кавказа на востоке. Многочисленным туристам и паломникам, посещающим богатую святынями землю Армении, будет полезно знать, что мощи святого Маманта покоятся именно здесь.
Историю перенесения мощей святого мученика Мамаса из Кесарии Каппадокийской в Армению сохранил в своем историческом труде митрополит области Сюник Степанос Орбелян († 1303). Приводим этот рассказ историографа в русском переводе.
Расскажу здесь вкратце и про (мощи) великого и всеблаженного святого мученика Мамаса, которые в давние и добрые времена были перенесены в сию страну и положены в области Вайоц-Дзор, вблизи неприступной крепости Сулема. Во время царствования в Армении рода Аршакидов[1], когда страна сия благоденствовала и была сильна гордыми властями, так как (люди) были новообращенные, горели они любовью к Богу, (словно) горячим пламенем воспламенялись на различные доброделания, особенно же любовью к мученикам Божиим. И каждый безмерным трудом и большими затратами старался, чтобы найти мощи (каких-либо) святых и перенести их в свою область и владение, дабы, ограждаемые ими, укрепились против всех разбойников-врагов и против злоключений. И чтобы (святые) стали постоянными заступниками перед Христом.
Таким образом и князья (области) Сисакан[2], которые вместе со святым Григорием[3], святым Нерсесом[4] и в иные времена всегда ходили в град Кесарийцев, большими сокровищами и большими трудами, наиболее же долгим подвигом молитвы и строгого поста искали (заполучить) святые и богоносные мощи блаженного и великого подвижника Мамаса, который проживал на горе вблизи Кесарии. Про его великие мученические подвиги и мученическую брань повествует нам речь «Мартиролога»[5], а в панигирике Антипасхи Григорий Богослов во всеуслышание восхваляет (святого мученика).
По великой вере и надежде своей они удостоились божественных даров и, по вышнему Промышлению, взяв неоценимое сокровище – половину мощей святого Мамаса от поясницы до главы и рук, остальную часть оставили в том же саркофаге, что в его святом храме (в Кесарии). (Сюникские князья) сопрягли белых мулов в колесницу и, приготовив серебрянные ларцы и положив в них мощи святого, подняли их в сопровождении псалмопений и гимнов. Помчавшись на быстроходных арабских конях, словно на крыльях птиц, прошли они долгий путь и достигли границ своих владений – области Мазаз.
Волею Святого Духа ноги мулов связались – и колесница с мощами остановилась в местности Дезпанарт
Пройдя через (область) Гегам, вошли в Вайоц-Дзор, ибо намеревались увезти (мощи) в свой царский престол – в Сюник. Однако воля Вышнего не разрешила исполниться их воле, но мановением (Святого) Духа ноги мулов связались там, где захотел Он Сам, и колесница остановилась на одной ровной местности в ущелье Сулема, называемой Дезпанарт.
Исполнившись печали, они собрали людей области и, усиленными молитвами совершив всенощное бдение, попытались уехать с того места. Еле-еле подняв колесницу, смогли продвигнуть ее на расстояние двух слышимых криков. Там мулы вновь остановились на одном подобающем месте, вблизи деревни, называемой Харашконк, и более не вышли оттуда.
После, пригласив сюникского епископа и собрав множество монахов, переложили (мощи) в каменный саркофаг и построили вблизи каменный с известняком мартирий[6], прилегающую же местность включили в границы удела обители и обосновали в ней монахов для служения святому[7].
В последние же времена, в годины безвластья в нашей стране и правления атабека Иванэ[8], двое братьев – благочестивых аскетов, игумены святой обители по имени Сиф и Павел, многими молитвами и мольбами подняли (из земли) саркофаг святого и построили маленький алтарь. И положили (мощи святого в саркофаг), оставив видимым крышку, в лето армянского летоисчисления…[9]
После землетрясения на том месте саркофаг был вскрыт, и десница (святого) была отнята с мощей. В тот день произошло множество исцелений. Некто из братии тайком взал к себе один из зубов (святого), но, тотчас став одержим бесом, начал изрыгать пену и, закричав о краже, еле исцелился. Десницу же святого отдали в святую обитель Айриванк[10].
Десницу мученика отдали в святую обитель Айриванк
Мы, однако, не узнали ни имен тех, кои перенесли (мощи в Армению), ни времени (перенесения)[11].
Остается же сей (святой Мамас) в похвалу и в заступление области сей, каждодневно творя великие чудеса над всеми страждущими, недугующими и бесноватыми[12]. Его же заступничеством Христос Бог да пощадит мир сей, Церковь и меня, многогрешного должника. Христу же слава во веки. Аминь.