Святитель Нерсес родился ок. 329 года в семье Афиногена – сына католикоса Иусика[1]. Согласно обычаю того времени Нерсес рано женился и вместе со своей супругой Сандухт был направлен в Кесарию Каппадокийскую для получения подобающего образования. В 348 году после рождения сына Саака[2] юная Сандухт скончалась, и Нерсесу пришлось одному продолжить учебу. В Кесарии его сотоварищами по учебе были, по всей вероятности, великие каппадокийцы – святитель Василий Великий (ок. 330–379), его брат Григорий Нисский (ок. 335–394) и Григорий Назианзин (ок. 325–389).
В 350 году на царский трон Великой Армении сел Аршак II (350–367), приходившийся сродником Нерсесу. Царь вызвал к себе Нерсеса из Кесарии и назначил его управляющим делами двора. Так добродетельный и образованнейший Нерсес стал подлинным украшением царского двора, сияя как душевной, так и телесной красотой. Через три года, когда кафедра католикоса – предстоятеля Армянской Церкви, овдовела, взоры всех устремились на Нерсеса как единственного достойного кандидата. Сам Нерсес, человек смиренный и кроткий, напрочь отказывался от такой чести и ответственности, однако царь Аршак, духовенство и народ настояли на своем. С великими почестями в сопровождении множества вельмож и священнослужителей молодой сановник был отправлен в Кесарию Каппадокийскую, где и был рукоположен в архипастыря земли Армянской.
Имея горячую веру и светлый ум, новорукоположенный архипастырь ревностно взялся за благоустройство Церкви и за дело духовно-нравственного просвещения народа. В том же 353 году святитель Нерсес в древнем поселении Аштишат[3] созвал первый Поместный Собор Армянской Церкви. Прежде всего Аштишатский Собор постановил учредить по всей стране благотворительные учреждения – больницы, лепрозории, богадельни, странноприимные дома – по примеру подобных учреждений в Константинополе и Кесарии. По решению отцов Собора в Армении стали также строиться монашеские обители и келлии. Ученики святителя Нерсеса преподобные Гинд, Епифаний Грек, Шалита и Ефрем Сирийцы стали предводителями монашеского движения в Армении. Кроме того, положено было открывать по всей стране начальные школы, где из- за отсутствия армянского алфавита обучение велось на греческом и сирийском языках. Собор также строго осудил и запретил такие остатки языческих нравов, как чрезмерная скорбь по усопшим и браки между близкими родственниками.
Святитель Нерсес обходил больницы, сам ухаживал за страждущими, омывал их раны, утешал
Благодаря заботе и личному примеру своего архипастыря народ стал духовно преображаться. Святитель Нерсес лично обходил больницы, собственноручно ухаживал за страждущими, омывал их раны, кормил, поучал и утешал. В истории и памяти народа святитель Нерсес остался «просветителем сердец армян».
В мире и благоденствии прошли первые шесть лет архипастырства католикоса Нерсеса. Однако вскоре наступили суровые времена испытаний и страданий.
Пламя междоусобицы и нестроения вспыхнуло в царской семье, но охватило всю страну. В 359 году царь Аршак, вняв клевете своего завистливого племянника Тирита на другого племянника – благородного Гнэла, изгнал последнего из царской области Айрарат. Престарелый Тиран – отец Аршака – заступился за своего оболганного внука, однако обозлившийся Аршак приказал тайно убить своего отца. Страшный грех отцеубийства открыл дверь и для других злодеяний. Немного спустя Аршак приказал во время охоты тайно убить и ненавистного ему Гнэла. Молодая супруга Гнэла прекрасная княгиня Панадзем, узнав о готовящемся убийстве, побежала в храм, где святитель Нерсес совершал утреню. Припав к ногам первосвятителя, она умоляла его не допустить трагедии. Бесстрашный и добрый пастырь стада Христова незамедлительно отправился в шатер царя, однако Аршак так и остался глух к словам святителя. После убийства неповинного Гнэла злохитрый Тирит попросил царя Аршака выдать за него безутешную вдову его жертвы, однако Аршак предал смерти и клеветника, так как сам хотел жениться на Парандзем. Но для этого следовало избавиться от собственной супруги – царицы Олимпиады, по происхождению греческой княжны. Некий недостойный иерей подсыпал яд в потир, и царица, причастившись Святых Христовых Таин, умерла. Беззаконный Аршак, убив отца, двух племянников и супругу, в 360 году женился на Парандзем.
В это горестное время святитель Нерсес из-за конфликта со двором удалился из столицы и посвятил себя служению пастве, обходя окраины Армении и утверждая веру в народе. Между тем царство Великой Армении оказалось перед серьезной угрозой: в 363 году римский император Иовиан (363–364) заключил перемирие с Персией, обязавшись не содействовать Армении. Встревоженный царь Аршак и армянские князья поспешили в Аштишат, к святителю Нерсесу, прося его вернуться на свою кафедру и стать посредником между императором и царским двором Армении. Католикос во главе армянской делегации отправился в Константинополь, однако застал на троне ярого арианина Валента (364–378). Император с честью принял православного архипастыря, но ничем существенно не помог, и армяне через девять месяцев вернулись восвояси.
Прибывший в город католикос остановил резню и стал собирать под свой кров сирот
Новое столкновение католикоса с царем не заставило себя долго ждать: царь Аршак, желая ослабить центробежные устремления местных нахараров (князей), начал строительство нового города Аршакавана, для заселения которого пригласил беглых рабов и крестьян. Святитель Нерсес уговаривал царя заселить город тружениками, но Аршак и на сей раз не внял совету католикоса. Действия царя вызвали недовольство нахараров, которые напали на новый город и стали беспощадно уничтожать его жителей. Прибывший в город католикос остановил резню и стал собирать под свой кров сирот. Вскоре разразилась чума, и оставшиеся в живых аршакаванцы умерли от страшной эпидемии. Между тем Аршак напал на своих противников, стремясь погубить их. Ближайший помощник католикоса и начальник благотворительных учреждений святитель Хад, епископ Багревандский, безбоязненно обличил царя за его жестокость, за что был побит камнями.
Ярый гонитель христиан персидский царь Шапур II (309–379), пристально следивший за событиями в Армении, воспользовался смутой в стране и вторгся в нее, достигнув крепости Ани. Шапуру удалось хитрыми обещаниями заманить царя Аршака в смертельную западню. Аршак по вероломному приказу Шапура был заключен в страшную крепость Анхуш (Забвенье), где трагически погиб в 369 году. Весть об убийстве царя потрясла страну. Царица Парандзем затворилась в крепости Артагерс, а святитель Нерсес и военачальник Армении Мушег Мамиконян обратились к императору Валенту с просьбой посадить на царский престол сына Аршака – молодого царевича Папа (353–374). Император ромеев исполнил их просьбу, вызвав тем самым ярость Шапура. Назначив двух вероотступников – Меружана Арцруни и Ваана Мамиконяна – правителями Армении, Шапур отправил их туда с персидским войском. Обложив осадой крепость Артагерс, персы принялись опустошать страну. Через 14 месяцев сопротивления крепость пала. Огнепоклонники-персы по всей стране начали массовые гонения на Церковь: они арестовывали, ссылали и убивали духовенство, уничтожали церковную литературу на греческом языке, запрещали всякие сношения армян с греческим миром. Христиан, не соглашавшихся стать огнепоклонниками, Шапур предавал ужасной смерти, мужчин отдавая на топтание пьяным слонам, а женщин и детей сажая на кол. Кровь многих тысяч мучеников обильно обагрила землю Армении. Среди этих мучеников следует упомянуть святого Звиту – иерея христиан-евреев г. Арташата и святую мученицу княгиню Амазаспуи. Унизительной публичной смерти была предана и царица Парандзем.
Святитель Нерсес на горе Нпат молился до заката солнца, пока персы не были разбиты
Между тем на помощь христианам Армении приспело войско василевса ромеев, которое вместе с армянским войском готовилось к решающей схватке с врагами Христовой веры. Весной 370 года на поле Дзирав произошла знаменательная битва между христианами и огнепоклонниками. Святитель Нерсес, поднявшись на вершину близлежащей горы Нпат, как некогда Моисей Боговидец, с распростертыми крестообразно руками молился до заката солнца, пока персы не были разбиты и изгнаны.
После изгнания персов в Армении на малое время воцарился мир, и святитель Нерсес стал восстанавливать церковный строй страны. Новый царь Пап, энергичный и волевой, вел неблагонравный образ жизни, из-за чего его не раз обличал святитель Нерсес. Однажды царь Пап пригласил католикоса на обед, во время которого святителю стало дурно. Блаженный, вернувшись в келью и предвидя скорую кончину, отказался принять какие-либо меры для восстановления своего здоровья и уснул сном праведника 25 июля 373 года[4].
Сразу после успения католикоса его ученики Епифаний Грек и Шалита Сирин, подвизавшиеся на разных горах, увидели, как полки ангелов Божиих возносят на небеса святую душу их наставника, и, спустившись с гор, прибыли на погребение. Тело святителя Нерсеса Великого, ставшее еще при жизни храмом Святого Духа, с почестями и скорбью погребли в церкви поселения Тил области Екегяц, где уже покоились останки святого Аристакеса[5] и супруги святителя Нерсеса Сандухт. Небесный свет, сошедший на гробницу святителя, пребывал над ней в продолжение 40 дней, а от мощей его произошло множество исцелений страждущих[6].