Свято-Введенский храм на Теремках в Киеве – одно из многочисленных новых церковных сооружений – имеет отличительную особенность, которая и отображена в его названии – Обыденный. То есть построенный за одни сутки – «об один день». Возведен он в ознаменование 1020-летия Крещения Руси 3 декабря 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия ІІ одновременно с двумя такими же Обыденными храмами-побратимами в Москве и Минске – столицах трех государств, народы которых вышли из единой киевской крещальной купели. Участник этого международного проекта, тогда игумен, а ныне архиепископ Боярский Феодосий, викарий Северного Киевского викариатства, 4 декабря сего года возглавил праздничную службу в день престольного праздника, на котором удалось побывать и нам.
Немного истории
В Ипатиевской летописи 1050 года упоминается урочище под Киевом с названием Теремец. Возможно, стояли здесь княжеские терема – как загородные дома киевских вельмож или охотничьи угодья в богатейших лесах, обрамлявших древний Киев. В XVII веке земли эти принадлежали уже Софийскому монастырю, где тогда размещалась резиденция митрополита Киевского. «Сказание о населенных местностях Киевской губернии» священника Лаврентия Похилевича указывает на древний хутор Теремки на Васильковском тракте, где трудами митрополита Евгения были сооружен храм Святого Духа с другими церковными постройками.
Советский Киев шагнул сюда своими новостройками в конце 1970-х, и, конечно же, о строительстве каких-либо храмов не могло быть и речи. А еще через 10 лет новоселами многочисленных высоток стали переселенцы из чернобыльской зоны после взрыва на ЧАЭС в 1986 году. Чернобыльская катастрофа, наибольшее экологическое бедствие мировой истории, стало водоразделом между верой и неверием. Люди массово потянулись в храмы. И строящиеся в Киеве церкви в начале 1990-х были посвящены памяти этой страшной по масштабам катастрофы. Чернобыльцы Теремков-1 также не один год ходатайствовали о строительстве храма, но то и дело получали отказ. Лишь в 2008 году, в канун 1020-летия Крещения Руси, православной общине неожиданно удалось получить согласие городской администрации на выделение земельного участка под проект сооружения Обыденного храма, символизировавшего дружбу трех братских народов некогда единой Руси – украинского, русского и белорусского. И кто бы мог подумать тогда, что община будет отмечать первый 10-летний юбилей в условиях жесточайшего политического кризиса в стране, обострения межнациональной розни и вражды, военного кровопролитного конфликта на востоке Украины и оголтелого нагнетания антицерковных страстей в средствах массовой информации. Но святая Церковь, как известно, живет по духовным законам, заповеданным Спасителем мира, законам любви и молитвенности о мире во всем мире.
В Обыденном храме в этот день
Храм – главный маяк в непростом и порой очень трудном плавании по житейскому морю
За 10-летие Свято-Введенский храм значительно расстроился, увеличился в размерах, обогатился настенными фресками, множеством святынь. Но главной его примечательностью является сама община – крепкая православная семья, где все друг друга знают и многие из прихожан прошли катехизаторские курсы в воскресной школе, которая служит и трапезной. Здесь двери всегда открыты: после занятий – традиционное чаепитие, после служб – совместные трапезы. Бессменный духовник прихода с 2008 года сам владыка Феодосий и его надежный клир в лице четырех священников и двух диаконов, ревностных служителей алтаря, пастырей и миссионеров, знают каждого прихожанина не только в лицо и по имени. Они вместе молятся, вместе паломничают, сообща решают житейские проблемы. Если кто-то болеет или нуждается – спешат на помощь; на благотворительных акциях в детских домах и больницах – опять-таки вместе. Среди духовных чад владыки несколько женщин, пожелавших принять монашество, в храме они выполняют наиболее ответственные послушания.
Литургия в этот престольный праздник была особенно торжественной и величественной. В проповеди владыка Феодосий вспомнил события 3 декабря 2008 года, когда было на удивление тепло и безветренно – сама природа способствовала возведению храма в такой короткий срок – за один день. А на следующее утро, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, уже служилась первая Божественная литургия. К этим воспоминаниям присоединяются и печальные ноты, так как в Москве в этот день Святейший Патриарх Алексий ІІ, благословивший строительство Обыденных храмов в трех государствах, служил свою последнюю в жизни Литургию и вслед за Пресвятой Девой 5 декабря вошел уже в обители вечные и храм небесный…
За полгода до этого православная паства Украины встречала своего патриарха на юбилейных торжествах в Киеве в честь 1020-летия Крещения Руси. И сегодня в тысячах украинских храмах и в монастырях канонической Церкви возносится молитва о единстве нашей Церкви и о «блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду…»
По завершении Божественной литургии по поручению столичного мэра депутат горсовета В. Иванченко «за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, весомый личный вклад в утверждение основ христианской морали в обществе» вручил архиепископу Феодосию официальный знак благодарности Киевского городского головы. Почетных грамот Блаженнейшего Митрополита Онуфрия удостоились и прихожане храма. Среди награжденных 19-летний Максим Рахман, с десяти лет бессменный пономарь, а ныне студент Национального университета физического воспитания и спорта и тренер по греко-римской классической борьбе. Он считает, что всему самому лучшему в жизни научился в храме, здесь обрел настоящих друзей и жизненных учителей.
И по его выражению, храм Божий – это «главный маяк в непростом и порой очень трудном плавании по житейскому морю».
«Мы будем защищать свою Церковь»
В этот день нам удалось пообщаться и с другими прихожанами Введенского Обыденного храма.
Людмила Руденко:
– Наш Введенский Обыденный храм очень много значит и для меня, и для моей семьи. Именно здесь я нашла ответ на вопрос, который, как мне кажется, рано или поздно каждый думающий человек непременно должен задать себе: зачем я живу? Посещая службы, общаясь с прихожанами, помогая на приходе, вошла в ритм годичного богослужебного церковного круга, а воцерковившись сама, привела в воскресную школу и своих сыновей изучать слово Божие. Сейчас они уже оба студенты и в свободное время помогают в алтаре. Здесь я поняла, что православный храм – это главное место на земле, место встречи с Господом.
Конечно, мы все переживаем за состояние церковной жизни в стране, где из-за вмешательства политиков зреет новый грандиозный раскол. Каждый день из разных епархий поступают тревожные сведения о давлении на Церковь, а СМИ дают искаженную информацию о происходящем, шельмует духовенство нашей Церкви, создают образ врага. Мне, проработавшей много лет на телевидении, особенно прискорбно это видеть, стыдно за наших журналистов. Молимся с нашим Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, чтобы эти искушения миновали, и надеемся, что с Божией помощью в стране воцарится мир и порядок.
Елена Слипачук:
– Этот храм возник не потому, что кем-то было принято решение, а по воле Божией. Когда-то мой сын над этим местом увидел облако в виде ангела, сфотографировал его и сказал, что мечтает увидеть когда-нибудь здесь храм. К сожалению, он не дожил до осуществления своей мечты, ушел из жизни совсем юным. А мы уже с мужем, как могли, воплотили его мечту в жизнь. В мою бытность депутатом райсовета мы рассылали листы-опросники, чтобы местные жители высказали свои предложения по благоустройству района, и большинство респондентов ответили, что храм в районе необходим. Вот так с Божией помощью и построился. Прошло 10 лет. И небольшая община, которая возникла как-то сразу, будто по воле Божией, разрослась и превратилась в большую семью Теремковского массива. Помню, на закладке фундамента было много мам с детками, которые в вырытый котлован бросали монеты и закладывали камушки, привезенные из Иерусалима. Сейчас эти дети выросли, а у некоторых уже свои семьи, но храм остается их родным домом.
Прихожане единодушны: в церковную жизнь никоим образом не должны вмешиваться ни власть, ни местные чиновники
Конечно, меня беспокоит то, что сейчас пытаются сделать с нашей Церковью, в которой мы крестились, духовно возрастали, в лоне которой пережили и радости, и горе. Есть жизнь светская и жизнь церковная. И я считаю, что в церковную жизнь никоим образом не должны вмешиваться ни власть, ни местные чиновники. Церковь по Конституции отделена от государства. Сейчас в нашей стране очень много нерешенных вопросов, и экономических, и политических. Пусть займутся ими.
Инокиня Наталья (Жуковская):
– Мы с владыкой знакомы 20 лет, еще с часовни святой преподобной Евфросинии Полоцкой на Владимирском рынке, куда начали ходить, будучи светскими людьми, а он был там настоятелем. Владыка был тогда 25-летним иеромонахом, но уже проявил себя как заботливый пастырь и мудрый духовник. «Людям – праздник, а для нас еще и послушание», – напоминал он в богослужебные дни, и под его руководством мы выполняли свои первые послушания. И это так вошло в наше естество, что иначе жить уже не получалось. И вот так случилось, что наша жизнь оторвалась от мира и вошла в жизнь церковную, позвала к принятию монашеских обетов…
Что я думаю о церковных вопросах на Украине? Думаю, что Церковь отделена от государства и политические проекты в виде создания единой церкви – это подмена, фальшивка, которую каждый верующий человек понимает, чувствует сердцем и не может ее принять. Мы будем защищать свою Церковь и готовы отдать за нее все, даже жизнь…
***
Покидая этот небольшой храм в городском мегаполисе, уносил с собой замечательные впечатления от общения с людьми, понимал, что православные христиане тысяч других православных храмов городов и весей Украины будут верными канонической Церкви и никогда не предадут ее.