Свято-Николаевский монастырь во Флориде и нетленные мощи американского монаха

Исполнилось 40 лет со дня основания русского Свято-Николаевского монастыря во Флориде, где нетленными обретены мощи его основателя.

Свято-Николаевский монастырь во Флориде Свято-Николаевский монастырь во Флориде

Зелень пальмовых листьев. И даже зелень в городе Форт-Майерс разноцветная, потому что такого количества сортов пальм нет ни в одном другом месте Флориды. Неофициально город так и называется – «город пальм». Добавьте к ним еще деревья манго, папайи, банановые, не один сорт апельсинов, лимонов и грейпфрутов – и вы получите почти полный ассортимент съедобных растений, произрастающих на территории Свято-Николаевского монастыря.

Нужно было сохранить обитель, и чтобы это снова был мужской монастырь

В ноябре обитель обметила 40-летие со времени своего основания. До 400 прихожан, верующих из храмов разных юрисдикций Америки, гостей из России и зарубежья приехали помолиться и вместе со святынями самой обители почтить Одигитрию русского зарубежья – Курско-Коренную икону Божией Матери.

Архимандрит Александр Архимандрит Александр
Изначально монастырь создавался мужским. Лет 6 назад я застала его женским. Но потом кто-то из монахинь переехал в другие места для несения иноческого подвига, а самая близкая сподвижница матушки Андреи (Николс), которая стояла во главе обители – американка схимонахиня Теодора – ушла в путь всея земли. Одной управляться с большим монастырским хозяйством матушке Андрее стало не под силу, и 2 года назад она передала обитель архимандриту Александру (Беле) – настоятелю первого в США собора, названного в честь блаженной Матроны Московской, в Майами (РПЦЗ), и благочинному Флоридского округа.

«Так и сказала: ‟Ты должен взять монастырь, потому что ты – монах”, – вспоминает отец Александр. – Я получил благословение духовника и нашего правящего архиерея – митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. Духовник меня спросил: ‟А что будет, если не возмешь?” – ‟Монастырь будет продан”, – ответил я.

Нужно было обязательно сохранить обитель, и чтобы это снова был бы мужской монастырь, как и при его основании».

Так судьба монастыря вновь переменилась: монастырь стал мужским.

Старец

Основал первый в штате русский мужской монастырь архимандрит Иоанн (Льюис), получив на это благословение своего духовного отца – епископа Роклэндского Андрея (Рымаренко), спасшего прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского.

Архимандрит Иоанн (в миру Роберт Альбро Льюис) родился в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Окончил Питтсбургский университет, поступил в медицинскую школу. Но Роберт чувствовал свое призвание – быть священником. Вопреки желанию родителей, молодой человек оставил светское образование и стал изучать богословие в учебных заведениях США и Европы. Тогда из хранилища Ватикана ему, тогда еще католику, удалось получить более 600 мощей святых Древней Церкви, которые сейчас трудно где-либо найти. Для многих из них были написаны иконы, в которые вставлены мощевички.

«Вспоминаю, как мы изучали патрологию, изучали святых Древней Церкви, – говорит отец Александр. – Некоторых даже в лицо не знали. И никогда не мог я тогда подумать, что в нашем монастыре будут мощи голландских, английских, шведских святых, и можно будет этим святым помолиться».

Отец Иоанн Отец Иоанн

Образование дало Роберту обширные знания в области церковного канонического права, Священного Писания, богословия, патристики, философии, морального и нравственного богословия.

2 января 1972 года в Синодальном Знаменском соборе Нью-Йорка епископ Манхэттенский Лавр (Шкурла, † 2008) рукоположил его в сан диакона, а на праздник Рождества Христова Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет (Вознесенский; †1985) рукоположил в сан священника. Спустя 6 лет о. Георгий (в Крещении) принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь праведного Иоанна Кронштадтского и стал первым монахом в Зарубежной Церкви, названным в честь этого святого. Он был направлен во Флориду, где в 2,5 часах езды от Майами основал монастырь. Было у отца Иоанна еще одно послушание. Он в совершенстве владел многими языками, в том числе греческим и русским, и переводил богослужебные тексты, а также составлял толкования на Священное Писание на тех языках, на которых таковое отсутствовало.

Среди опубликованных отцом Иоанном работ особо стоит выделить переводы на английский язык акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и просительный молебен Богородице.

Явление Божией Матери будущему старцу

Однажды ему явилась Божия Матерь и сказала, что он должен стать православным

Когда Роберт учился в Греции, он посетил Святую Гору Афон. Однажды, по дороге из монастыря Ксенофонт в одну из келлий, ему явилась Божия Матерь и сказала, что он должен стать православным. Монах-келиот подарил ему икону великомученика Георгия Победоносца, чьим именем Роберт позже был назвал во Святом Крещении.

Промыслительно, что эту самую икону сохранила духовная дочь старца матушка Андрея и передала в монастырь. К годовщине обители представители Католической церкви передали ей самую большую часть мощей великомученика Георгия и часть главы мученика Евтропия из Папского дворца Ватикана.

Матушка

Матушка Андрея Матушка Андрея

На смертном одре схимник благословил сберечь обитель свою послушницу, которую успел постричь в монашество с именем Андрея, в память о Роклэндском епископе. По рождению ортодоксальная иудейка, получившая начальное образование в католической школе, принявшая Крещение в православном храме в Майами, монашескому житию матушка обучалась в Греции, а в Николаевском монастыре после смерти старца подвизалась 10 лет: развивала монастырь, ремонтировала строения.

Мощи

1 сентября 2007 года старец почил о Господе. Отпевал его священник из Григорьевского храма (Московская Патриархия), что в соседнем городе Тампа.

«Когда я принял у матушки Андреи монастырь, одним из ее пожеланий было исполнение последней воли о. Иоанна, который просил похоронить его в монастыре. Похоронен старец был в городе Форт-Лодердейл, в нише, а не в земле, с такой мыслью, чтобы, когда придет время, перевезти останки в монастырь.

И вот матушка начала заниматься этим вопросом. Подготовительные работы заняли полгода. Мы получили благословение митрополита и – два года назад, на третий день Пасхи, – разрешение от городских властей, потому что вопросами перезахоронения занимается похоронная служба.

Утром мы собрались в похоронном доме. Сначала открыли мраморную плиту и вытянули из ячейки гроб. По правилам, похоронщики ставят в ячейку под гроб пластмассовую ванночку. Гроб отвезли в похоронный дом, где работники службы должны были открыть его. Присутствовали 6 священников, матушка Андрея и приехавший из Нью-Йорка мой брат Иоанн.

Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» Икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Когда мы приехали к похоронному дому, то рядом увидели протестантскую церковь святителя Николая. Уже тогда я подумал, что Господь продолжает посылать нам знаки, и тогда мы начали думать, что останки о. Иоанна могут быть нетленными – святой жизни был человек!

Отец Иоанн был похоронен 10 лет назад. Гроб его полностью сгнил. И вот сотрудники похоронного дома открыли гроб, и я заметил на их лицах испуг, как если бы они увидели что-то для них неожиданное. Работники-католики начали креститься: ‟Мы такого не видели за все время работы. Чудо!” – говорят.

И сами мы видим, что тело отца Иоанна – нетленно! Облачение мокрое, а тело не подверглось тлению! В Америке перезахоронения делают часто. Есть здесь такая традиция, что если кто-то переезжает в другой штат, то и своих покойников тоже перевозит. И перед тем как перевезти, работники открывают и смотрят, в каком состоянии тело.

Похоронщики сказали нам, что за 10 лет в лучшем случае могли сохраниться только кости, но чаще всего остается пепел. Дело в том, что во Флориде очень высокая влажность – 90 процентов, даже постиранные вещи на воздухе не сохнут!

Жизнь отца Иоанна очень похожа на житие святителя Иоанна Шанхайского

Один американский профессор пишет, что если тело находится выше поверхности земли, то оно гниет в 6 раз быстрее, чем если бы оно было в земле, и в 4 раза быстрее, чем если бы находилось в воде. То есть 1 год захоронения идет за 6 лет. Гроб с телом отца Иоанна 10 лет был не в земле, а наверху. Это как если бы он пролежал под землей 60 лет.

Спустя полгода мы сделали кованую раку и сшили для старца Иоанна новое облачение. Приехавшие по благословению Первоиерарха для переоблачения старца монахи из Киево-Печерской лавры сказали, что это такие же мощи, как в киевских пещерах. Это большое чудо!

Жизнь отца Иоанна очень похожа на житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Оба были милосердны, заботились о детях, кормили их. Святитель Иоанн построил в Сан-Франциско собор в честь иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость”. Схиархимандрит Иоанн тоже построил монастырь, первоначально названный в честь Богородицы и иконы Ее ‟Всех скорбящих Радость”. Оба подвижника за строительство собора и монастыря подвергались несправедливым судебным преследованиям. Чтимая ‟Скорбященская” икона была главной иконой монастыря, и сейчас находится у нас в монастырском храме. Уже позже, после чудесного явления иконы святителя Николая Чудотворца, монастырь был переименован в честь этого святого», – завершает свое повествование отец Александр.

Сон жены художника

И чудотворная икона святителя Николая в обители тоже есть. И есть у нее своя история.

Однажды отец Иоанн был на выставке произведений искусства, где были представлены и иконы. Там он увидел образ святителя Николая Чудотворца. Подошел к художнику и просил продать икону. Но художник сказал, что эта икона не продается. Отец Иоанн сказал художнику, что даст ему за икону денег в несколько раз больше ее стоимости. Художник все равно не соглашался. Но отец Иоанн был уверен, что икона должна быть у него в монастыре. Он чувствовал, что сам святой просится в обитель.

Вернувшись в монастырь, отец Иоанн всю ночь молился святителю Николаю. И той же ночью жене художника снится сон, что за ней бегает «дедушка» и требует отдать икону монаху. Проснувшись в холодном поту, она говорит мужу: «Ты должен отнести икону монаху, потому что этот ‟дедушка” меня всю ночь мучил, спать не давал. А если не подаришь эту икону монаху, то я с тобой разведусь». Художник принес икону в обитель и подарил ее отцу Иоанну. Старец вставил в икону мощевичок с частицей мощей святителя Николая, и сейчас эта большая русская икона пребывает в храме обители.

Священноархимандрит с братией

Монастырю, в бытность его женским, не везло с постоянным духовенством. Радовал матушек и паломников, пожалуй, только священник в летах – о. Константин (Дерозье), который в миру много лет был профессором университета и приезжал служить в монастырь из штата Нью-Гемпшир. В свое время он был университетским наставником Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона и секретаря штата Нью-Гемпшир Билла Гарднера.

Отец Александр вспоминает, что когда он только начинал служить в монастыре, на первой службе было всего 2 человека. Монастырь действительно находится в таком месте, где мало русских, но сейчас люди приезжают сюда за много миль, проделывая путь в 2–3 часа, чтобы помолиться, поисповедоваться, причаститься Святых Христовых Таин. Богослужения здесь совершаются ежедневно – в 8 часов утра и в 5 часов вечера. Воскресную литургию и по большим праздникам служат в 10 часов утра.

«Возрождение монастыря – дело нелегкое. Но мы видим, что каждый раз находятся люди, которые шли в монастырь и начинали поднимать обитель, – продолжает о. Александр. – В Джорданвилль в начале XX столетия приехали монахи с Карпат – из Ладомирово, – и с этого момента обитель начала развиваться и в результате стала Лаврой русского зарубежья. Так и по молитвам нашего отца-основателя все в нашем монастыре благоустраивается.

О. Силуан на пасеке О. Силуан на пасеке

На помощь, по благословению Блаженнейшего митрополита Онуфрия, приехали монахи из Украины: архимандрит Стефан (Хильчук) с Волыни и архимандрит Силуан (Лембей) родом из Карпат, подвизавшийся на Волыни. Так наша обитель постепенно объединяет во Христе современных подвижников, как в свое время объединял всех приснопамятный схиархимандрит Иоанн».

Отец Силуан освоил во Флориде новое послушание и теперь занимается пчеловодством. На территории монастыря находятся 10 ульев, и еще 20 ульев – за территорией обители. Братия качает мед, который не обрабатывается при высокой температуре, как это принято в Америке. Высокое его качество подтвердила экспертиза. Мед с пасеки Св. Николаевского монастыря могут есть даже те, кто страдает сахарным диабетом.

В планах братии – продолжить изготовление свечей, что было начато еще сестрами в бытность обители женской.

Еще одно большое достижение – устройство при монастыре комфортабельной женской гостиницы. Сейчас предполагается сделать гостиницу и для паломников-мужчин.

Новая канцелярия Новая канцелярия

Капитальный ремонт сделан в здании бывшего склада. Изначально в помещении не было окон, и поэтому в нем решено было установить современную крышу с окнами в ней, через которые сверху поступает свет. Здесь будет монастырская приемная и канцелярия.

В последние годы монастырь пережил сильный ураган, очень много деревьев было повалено. А здешние тропические деревья надо видеть! О. Александру с братом Иваном пришлось много потрудиться, убирая и расчищая монастырскую территорию: было вывезено 50 контейнеров поврежденных деревьев!

Братия в монастыре образованная: архимандриты Стефан и Силуан имеют богословское образование, подвизались в известных украинских монастырях; протоиерей Лука (Новакович) учился в Риме, в Московской духовной академии, много лет трудился секретарем приснопамятного Патриарха Сербского Павла. Американец священник Константин (Дерозье) много лет преподавал в университете.

«Интересно, что до встречи в Николаевском монастыре мы не знали друг друга, – говорит отец Александр. – А когда разговорились, то оказалось, что троих из нас – отцов Стефана, Силуана и меня – на принятие монашества благословил один и тот же старец – недавно почивший духовник Почаевской лавры схиархимандрит Георгий (Стець († 2018)).

Владыка не хотел меня отпускать в Америку, но Господь знает, куда нас ведет

Папа мой хотел, чтобы я женился, и запретил до 30 лет принимать монашество. Все это время я учился: в Словакии получил степень магистра в Пряшевском университете. Потом учился в двух университетах в Чехии, в том числе в знаменитом Карловом богословском университете в Праге, где защитил докторскую диссертацию. Нес послушание у архиепископа Оломоуцкого и Брненского Симеона (Яковлевича). Владыка не хотел меня отпускать в Америку, но Господь знает, куда нас ведет.

Владыка Симеон рукоположил меня в диакона на свой день рождения, когда Церковь празднует память Трех святителей, в ближайшее воскресенье была моя священническая хиротония, а вечером того же дня – монашеский постриг».

«Я всегда знал, почему меня тянуло быть монахом, – рассказывает отец Александр. – Наши предки по папиной и маминой линии стояли у истоков возрождения Святого Православия в Карпатской Руси в начале ХХ века и были близки с выдающимся миссионером и ‟апостолом Закарпатья” преподобным Алексием (Кабалюком) Карпаторусским, канонизированным Украинской Православной Церковью.

О. Аввакум на Афоне О. Аввакум на Афоне

С 1920-го по 1933 год преподобный Алексий Карпаторусский направил более 20 карпаторосов в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне. Один из них – по линии матери мой прямой родственник – иеросхимонах Аввакум (Вакаров), который около 50 лет подвизался в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, где нес послушание у преподобного Силуана Афонского, потом был экономом Пантелеимонова монастыря и, последние 13 лет своей жизни, антипросопом (представителем) монастыря при Священном Киноте Афона.

Также дедушка вместе с монахами Св. Пантелеимонова монастыря встречал на Святой Горе митрополита Никодима (Ротова), в то время председателя Отдела внешних церковных сношений, а спустя год на Афон приехал Патриарх Пимен, после чего в обитель удалось прислать небольшую группу монахов из России. Во многом именно благодаря стараниям этих подвижников-карпаторосов Пантелеимоновская обитель была сохранена как русский монастырь на Афоне».

Панихида у раки с мощами Панихида у раки с мощами

Отец архимандрита Александра – протоиерей Александр Беля, настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Бруклине (Нью-Йорк) и благочинный Нью-Йоркского округа Восточно-Американской епархии РПЦЗ – и брат Иван побывали на Афоне, где о. Александр со святогорцами отслужил в монастырской костнице Пантелеимоновой обители панихиду по иеросхимонаху Аввакуму и передал монастырю икону и частицу мощей недавно прославленного в Америке святителя Мардария Либертвильского.

О. Александр (Беля) в середине О. Александр (Беля) в середине

Верю, что молитвы дедушки помогают мне и нашей семье в церковном служении

«Верю, что молитвы дедушки помогают мне и нашей семье в церковном служении, – считает архимандрит Александр. – И то, что мое и братии послушание – здесь, в единственном во Флориде русском монастыре, – промыслительно. Русскоязычные люди в Америке нуждаются в оазисе Православия, где богослужения ведутся на церковнославянском языке, в то время как большинство православных монастырей в Америке переходят на английский язык. Люди могут сюда приходить – православные и неправославные, могут общаться с батюшками, задумываются о вере, а некоторые позже принимают Крещение».

«Мы нуждаемся в святых местах, – сказал во время юбилейных торжеств митрополит Иларион. – Свято-Николаевский – первый и единственный русский монастырь во Флориде. Его присутствие на этой земле, молитвенный настрой насельников вселяют духовный подъем в сердца верующих, приходящих сюда. Они видят, как подвизаются монашествующие, и их пример вдохновляет верующих мирян еще усерднее трудиться на своих приходах».

Татьяна Веселкина
г. Форт-Майерс, шт. Флорида
Фото Ивана Бели и автора

11 декабря 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Легко ли быть православным в Америке? Легко ли быть православным в Америке?
Прот. Петр Перекрестов
Легко ли быть православным в Америке? Легко ли быть православным в Америке?
Беседа с протоиереем Петром Перекрестовым
Это мир меняется, а Христова вера неизменна. И в каждое время Церковь и ее служители должны находить язык для общения с людьми, подход к ним – бескомпромиссный, но такой, что зажигает сердца желанием жить по-евангельски.
Русские в греческом монастыре в американской Калифорнии Русские в греческом монастыре в американской Калифорнии
Ольга Рожнёва
Русские в греческом монастыре в американской Калифорнии Русские в греческом монастыре в американской Калифорнии
Ольга Рожнёва
«Здесь, в этой горной обители, вдали от людской суеты, обретаешь особое, умиротворенное состояние, входишь в молитвенный ритм и в нем остаешься», – говорят художники из России, расписывающие храм монастыря «Живоносный Источник».
Очарованная странница Очарованная странница
О монахине Андрее и ее монастыре
Очарованная странница Очарованная странница
О монахине Андрее (Николс) и ее монастыре
Татьяна Веселкина
Монастырь во Флориде воссоздает монахиня Андрея (Николс) – по рождению ортодоксальная еврейка, получившая начальное образование в католической школе, принявшая крещение в православном храме в Майами, монашескому житию научавшаяся в Греции.
Комментарии
Тамара, 11 декабря 2018, 23:09
Слава Богу, что православие распространяется и в Америке. А русский монастырь???!! Просто чудо Господне. Божией помощи нашим братием и сестрам во Христе.
Игумен Всеволод11 декабря 2018, 12:32
Спасибо за удивительный рассказ. Бог да поможет братии. Рад был прочитать об отце Луке Новаковиче. Хорошо помню его по годам учебы в МДА.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×