В чем в наших силах уподобиться преподобному Серафиму Саровскому, и как стяжать радость, с которой святой встречал каждого человека? Об этом в день его памяти эти истории.
«Это мои мощи. Верь, не сомневайся, молись мне»
Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава (Кедров):
– Когда были второй раз обретены в Санкт-Петербурге мощи преподобного Серафима, я было засомневался: точно ли это его мощи? Стал молиться. А внутренне успокоиться все не могу.
И вот однажды в городе Чебоксары явился мне сам преподобный Серафим во сне. Вышел на солею левого придела в Богоявленском Елоховском соборе Москвы – там еще ниша такая… И обращается прямо ко мне:
– Это мои мощи. Верь, не сомневайся, молись мне.
И вдруг стал невидимым. Я проснулся и поверил!
А вскоре я оказался в Москве, захожу в Богоявленский собор… И что же вижу?! Именно там, где явился мне преподобный Серафим, стоят только что вновь во второй раз обретенные его мощи! Их сюда уже перевезли из Санкт-Петербурга. Это еще более меня укрепило в вере.
С тех пор я еще более почитаю Саровского чудотворца и стараюсь дважды в год бывать в Дивеево, поклоняясь его мощам.
Исполнение пророчеств Саровского чудотворца
Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский):
– В семье моих родителей – протоиерея Николая и матушки Клавдии – преподобного Серафима Саровского почитали особо. В доме всегда было много его икон. Каждую неделю мы старались читать ему акафист. У нас установилась семейная традиция читать акафисты по дням недели: в понедельник – Архангелам и Ангелам, во вторник – Иоанну Предтече, в среду – Святому Кресту и далее в зависимости также от дней празднования памяти святых. Но акафист преподобному Серафиму читался постоянно, в крайнем случае, если не удавалось еженедельно, раз в две недели обязательно. А потом преподобный Серафим позвал нас одного за другим – трех братьев-священников – послужить в Дивеево. Среди пророчеств батюшки Серафима есть, кстати, и такое: «Наступит время, когда в Дивееве будут спасаться семьями».
Незабываем восторг первых дней, лет служения в Дивееве. Помню, как зимой 1990/1991 года мы узнали о величайшем событии: в Ленинградском музее атеизма обретены мощи преподобного батюшки Серафима! Началась подготовка к перенесению мощей. Надо было привести в порядок храмы, келейные корпуса, территорию монастыря. Всего за год была выполнена громаднейшая работа: полностью снаружи и изнутри оштукатурен Троицкий собор, который в основании укрепили каменным стилобатом, восстановили его купола, установили кресты, внутри уложили гранитный пол, поставили иконостасную преграду, сделали сень над мощами преподобного. Были отремонтированы помещения колокольни, в которые чуть позже, по приезду, поселилась первая настоятельница возрожденной обители матушка Сергия. Также на территории монастыря соорудили временную гостевую трапезную из стекла.
Праздник встречи мощей преподобного Серафима Саровского стал величайшим торжеством. Тогда исполнилось несколько пророчеств святого. Батюшка Серафим еще при жизни обещал дивеевским сестрам, что будет почивать у них. Так и получилось. Когда обрели мощи, стало понятно, что их нельзя везти в Саров – закрытую зону, вся Россия не сможет попасть туда. Единственный выход – перенести мощи в Дивеево. Так батюшка Серафим, как и обещал, пришел к своим любимым дивеевским чадам.
И встречали преподобного той свечой, которую перед кончиной он вручил дивеевским сестрам
Также преподобный перед своей кончиной вручил сестрам огарок, сказав, что с этой свечой они встретят его в Дивееве. В советские годы она хранилась у последней монахини дореволюционного монастыря схимницы Маргариты (Лахтионовой). Эту свечу вставили в большую диаконскую свечу, которую нес мой старший брат протодиакон Владимир, ныне уже почивший.
Еще одно пророчество, исполнению которого я также стал свидетелем: «Среди лета запоют Пасху». Встречали мощи батюшки Серафима у стен Дивеевского монастыря около 100 архиереев, сотни священников, тысячи и тысячи мирян. Когда архиереи в сопровождении Святейшего Патриарха Алексия II стали вносить раку на территорию монастыря через колокольню, запели: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…», «Пасха священная нам днесь показася…» и грянули: «Христос воскресе!» И все эти дни Святейший Патриарх и все духовенство и миряне встречали друг друга словами «Христос воскресе!» – и отвечали: «Воистину воскресе!» Пасхальная радость и сегодня постоянно ощущается в Дивееве.
Уподобимся преподобному
Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
– Когда я еще была в миру, духовником нашей семьи был насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Серафим (Шинкарев). Он родом был из Курска и наречен был как раз в честь преподобного земляка. Он даже внешне был похож на Серафима Саровского, такой же согбенный, с копной седых волос.
Потом, когда меня постригали, я очень хотела, чтобы меня назвали именем духовника, но меня нарекли Сергией, поскольку я все свои детские и юношеские годы провела под покровительством преподобного Сергия в Сергиевом Посаде. Но сам преподобный Серафим очень почитал игумена Земли Русской, даже просил, чтобы ему в гроб положили иконочку «Явление Божией Матери преподобному Сергию».
Думаю, через моего духовника преподобный Серафим и вел меня по жизни. И уже в игуменстве во всем помогает. Так просто таким большим стадом – где более 500 насельниц – не управить.
Сестрам я постоянно напоминаю: «Мы все – служки Царицы Небесной и батюшки Серафима». Вот представьте, говорю, если ты – служка Царицы Небесной и батюшки Серафима, можешь ли ты отпустить, например, человека неутешенным, как-то неправильно поступить с ним? Не можешь, не должна. Молись Божией Матери и батюшке Серафиму – научат.
Вопреки метеорологическим прогнозам
Монахиня Софрония (Шимановская), насельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
– Без молитвы к батюшке Серафиму в монастыре и в скитах ни одно дело не делается. Как-то раз взмолилась у нас сестра:
– Батюшка Серафим! Ну разве ты не видишь? У нас на огороде все засыхает…
И через два часа вопреки всем метеорологическим прогнозам пошел проливной дождь.
А вот зимняя история. Как-то раз на заснеженной дороге под Нижним Новгородом заглохло респектабельное авто. Время идет, никого нет. Холодно, зима, все бело окрест… Скоро стемнеет, сотовый не ловит. Водитель-сибарит уже и не знает, что делать. Оглядывается по сторонам. Вдруг видит: мужик в «белом холщовом халате до пят» (так его описывал водитель. – Ред.) и в лаптях. «Легко одет», – только и успел подумать продрогший, как батюшка Серафим исчез. А машина вдруг завелась. Доехал этот изумленный москвич до Дивеева и на иконе узнал «мужика». Снял свой новомодный тулуп и оставил для «легко одетого».
Взмолилась сестра: «Батюшка Серафим! На огороде все засыхает…» И вскоре хлынул проливной дождь
– Да Батюшка-то солнечный, ему тулуп не нужен, – отвечают монахини. – Почитайте его Беседу с Николаем Мотовиловым.
– А что нужно?
– А вы почитайте-почитайте их историю с Николаем Александровичем, Беседу на лесной зимней опушке…
Как батюшка Серафим нам не дает унывать
Монахиня Феофания (Удальцова), насельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
– В начале 1990-х годов мы приехали в ныне уже благоустроенный Свято-Никольский скит в Автодеево. Тогда там было совершенно необжитое место. У нас одна сестра приехала, пошла устраиваться в сестринский корпус, а там вместо пола – дыра (полы перестилали) и такая тоненькая дощечка… Прошла она по ней, села на кровать – и заплакала.
Но мы все-таки не унывали, приходило осознание цели монашеской жизни как отвержения себя и сораспятия Господу. Подбадривали батюшки Серафима слова: «Радость моя, Христос воскресе!» Мы постоянно молились преподобному. Сестры между собою жили в любви. А совместное преодоление трудностей всегда отзывалось радостью.
Вот однажды надо было покрасить окна к празднику, нам как раз пожертвовали бочку краски, только как ее открыть – мы не знали. Взмолились, как малые дети: «Батюшка Серафим! Николай Чудотворец!» Через 10 минут останавливается машина.
– Что это у вас здесь? – выходит из нее мастер.
– Дивеевский скит, – отвечаем мы.
– А я как раз в Дивеево еду, инструменты везу. Что вам надо?
– Бочку, не знаем, как открыть… – ошарашенно отвечаем мы.
Достал зубило, молоток, другой инвентарь, сам бочку нам открыл…
И таких историй много. Господь по молитвам батюшки Серафима не оставляет тех, кто молится Его преподобному угоднику.
Секреты стяжания Серафимовой радости
Схиархимандрит Илий (Ноздрин):
– Как же радостно быть с Богом! Преподобный Серафим постился, молился, каждый день Евангелие прочитывал. За неделю – весь Новый Завет. Всецело жил Богом. И не радоваться не мог.
Вот мы постились сейчас Рождественским постом. Люди нецерковные не понимают: для чего? А для чего преподобный Серафим постился? Надо, чтобы душа была чистая. Сказано: В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1: 4).
А молиться зачем? Ведь если мы хотим чему-то обучиться, даже вполне земному знанию или ремеслу, мы идем к учителю, общаемся с ним. Так же и с Господом – в молитве.
Но сначала очищаешь свою душу, чтобы приблизиться ко Христу. Точнее, если человек стремится к Господу, Он Сам всяку розгу, творящую о Нем плод, очищает, чтобы более принесла плода (ср.: Ин. 15: 2).
Если мы постоянно будем с Богом, то все наши скорби и нестроения растворятся в радости ощущения, что Господь с нами
Если мы, как преподобный Серафим, постоянно будем с Богом, все наши трудности, скорби, болезни, нестроения растворятся в этой радости, когда мы ощутим, что с нами Господь.
Ум, как говорил преподобный Серафим Саровский, должен плавать в Евангелии. Без Христа сердце пусто. Только Господь, Который Один есть путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6), дает душе покой в этом суетном мире. И радость в Духе Святом, подобную Серафимовой, которую никто не отнимет у нас (см.: Ин. 16: 22).
И мне тоже являлся во сне, когда не знала, решиться на операцию или что делать...
А потом сидела перед операцией и так боялась, что думала - сейчас сбегу. А стала ему молиться и как-то успокоилась, успокоилась... Думаю, что он был со мной на операции. Благодарю тебя, батюшка Серафим!
Слава Богу за все!
Моли Бога о нас грешных!
Преподобный отче Серафиме, помолись о нашем спасении и о том, чтобы мой отец уверовал в Бога, покаялся и крестился!
Главное – быть с Богом, и тогда все земное, пугающее нас из-за нашего маловерия и малодушия, рассеется, как утренний туман на солнце.
Отче Серафиме помолись о здравии болящей Аллы. Аминь!