О самой сути подвига юродства на примере святой Ксении Петербургской, чью память ныне отмечаем, рассуждает духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич).
«Как себя»
Сегодня, 24 января / 6 февраля, мы отмечаем память святой блаженной Ксении Петербургской, пользующейся в нашем церковном народе сугубым почитанием. И, тем не менее, только недавно, уже в самом конце 70-летнего господства богоборческого режима, блаженная Ксения была прославлена в лике святых.
Блаженной Ксении, которая приняла на себя подвиг юродства Христа ради, то есть подвиг, в котором наиболее полно и бескомпромиссно выражена неотмирность христианства, когда решительно отвергается какая бы то ни было привязанность к вещам мира сего. Подвиг, в котором человек стремится всецело сосредоточиться на заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, помышлением, всею крепостию» (Мф. 22: 37).
И еще – на второй, подобной ей: «и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). И блаженная Ксения именно, как себя, возлюбила своего умершего близкого. И показала как бы образец этой любви, как себя, – она как бы даже отождествилась с ним, надела его платье и велела называть себя его именем.
Вглядимся же внимательнее в сущность этого своеобразного христианского подвига – юродства Христа ради, – который берет начало в седой древности, зародившись в среде египетского иночества. А в последующие времена особенно прижился на почве русского Православия.
Контраст с нами
Они желают знать только волю Божию и Премудрость Его, бесконечно превосходящую ум человека
Неотмирность христианства особенно ярко и бескомпромиссно заявляет о себе именно в этом подвиге. Именно у юродивых мы не находим никакой причастности к интересам мира сего; завет Господа – «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) – в наиболее полной и бескомпромиссной мере исполняют именно Христа ради юродивые. Они именно отлагают всякое житейское попечение: не заботятся ни о пище, ни об одежде, ни о жилище, ни о том, как они выглядят в глазах окружающих. Для них характерно кроме целомудрия также полнейшее отсутствие человекоугодия; их странные поступки навлекают на них насмешки, обиды, оскорбления, а они пользуются этим как возможностью упражняться в незлобии и молитве за своих обидчиков.
Какой контраст с нами! Сколько беспокойства, горя и несчастья испытывают люди в случае отсутствия заработка, квартиры, достаточных на их взгляд средств для обеспечения себя пищей, одеждой. Сколько у нас беспокойств о том, как мы выглядим в глазах окружающих, что о нас могут плохо подумать.
И самое страшное для нас – это если нас, не дай Бог, сочтут дурачками. Мы готовы лучше прослыть безнравственными, но не лишенными ума – этого исключительного достояния, свойственного, в отличие от всех других тварей, человеческим существам.
А юродивые отказываются даже от пользования умом, не боясь прослыть дурачками, ибо желают знать только Премудрость и волю Божию, бесконечно превосходящую ум человека.
Ни на что не отвлекаться
Сколько нашего внимания и душевных сил отнимают у нас обиды, гнев, раздражение или нечистые душевные движения, связанные с действием блудной страсти. В то время как Христа ради юродивые могут неразвлеченно сосредоточиться на любви к Богу и на молитвенном с Ним общении. На любви к ближнему и молитве за него, как за самого себя.
Святая блаженная Ксения по смерти любимого мужа не пожелала связывать себя новыми брачными узами. Желая молиться о нем, скончавшемся внезапно, без христианского приготовления, она со всей ясностью поняла, что для настоящей, сосредоточенной, неразвлеченной молитвы необходимо отказаться не только от брачных уз, но и от всех остальных уз этого мира, которыми этот мир привязывает душу к себе, чтобы отвлечь ее от Единого на потребу.
Как Господь устраивает спасение многих
Когда в Церковь приходят, иногда впервые, люди, удрученные смертью своих близких, то священнослужители, утешая их, говорят, что у Бога все живы, но, чтобы улучшилась загробная участь умерших, надо молиться об упокоении их душ, и сила этой молитвы зависит от состояния души молящегося. Тот, кто хочет молиться о других – живых и усопших, должен начинать с себя, с собственной духовной гигиены, гигиены души, которая важнее гигиены тела, потому что молитва праведника бывает услышана.
Тот, кто хочет молиться о других, должен начинать с себя – с собственной духовной гигиены
То есть необходимо читать утренние и вечерние молитвы, Псалтирь, слово Божие, посещать храм, прикладываться к мощам, иконам и кресту, пить святую воду и пользоваться ею, вкушать антидор, просфоры, регулярно очищать совесть в таинстве покаяния, причащаться Святых Божиих Таин. И, конечно, стремиться, чтобы ничто постороннее не отвлекало внимания от молитвенного Богообщения.
То есть не должно быть никаких идолов, занимающих наше внимание и отвлекающих его от Единого Бога, Которого мы должны «возлюбить всем сердцем, всею душею, всем помышлением, всею крепостию» и «ближнего (за которого молимся), как самого себя». Это – то же самое, что «отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною».
И если так будет поступать человек, у которого смерть отняла кого-то им любимого, то он спасется сам, должным образом приготовив свою душу к моменту смерти, и поможет своею молитвою тому, за кого молится. Так Господь промыслительно устраивает спасение многих. И в этом отношении блаженная Ксения может служить примером такого самоотвержения в молитве за любимого человека.
Связь наших душ
Обычно люди поступают не столь самоотверженно. Они продолжают жить в этом мире, внимание их рассеивается по его многоразличным суетным предметам, молитва слабеет – как говорится, «время лечит».
У блаженной Ксении – не так. Ее любовь к почившему супругу была именно той любовью, которая из двух делает одно – когда двое становятся одною плотию. Один из духовных законов состоит в том, что на состоянии души умершего сказывается состояние души близких, остающихся на земле. Если близкие умершего находятся в молитвенном Богообщении, то их умиротворенность передается душе умершего.
Если близкие умершего находятся в молитвенном Богообщении, то их умиротворенность передается душе умершего
Так вот, блаженная Ксения, находясь в состоянии молитвенного Богообщения, одновременно была в единении с душой своего возлюбленного супруга; более того, она не только внутренне, но даже как бы и внешне отождествилась с ним, надев его платье и велев всем называть себя его именем… И находясь в высоком молитвенном единении с Богом, приобщала, таким образом, и его душу к этому блаженному состоянию Царства Небесного.
И для того, чтобы ничто из этого тварного мира не отвлекало ее от молитвы, она избрала для себя как раз подвиг юродства Христа ради. То есть полное самоотвержение, беспопечительность и полное сосредоточение на Божестве. Во-первых, она раздала Церкви и нуждающимся все оставшееся от мужа большое имущество, включая жилье, и в одежде мужа стала скитаться по улицам города, ведя жизнь, отличающуюся всеми признаками этого своеобразного и для большинства людей непонятного подвига.
Условие подвига
Мы видим, что она как бы отказалась от рассудка. Ее странное поведение дало повод родственникам мужа попытаться воспрепятствовать расточению ее имения под предлогом ее умопомешательства и невменяемости. Но врачи удостоверили, что она вполне умственно здоровый и полноценный человек и никто не имеет права воспрепятствовать ей в распоряжении принадлежащей ей собственностью по ее усмотрению.
Конечно, на такой подвиг среди городской суеты может пойти только тот, кто уже стяжал дар непрестанной молитвы. Ибо, если человек и полон решимости отказаться от всего в мире, но зрение, слух могут служить теми окнами, через которые мир все же будет врываться во внутреннюю клеть души. И надо полагать, что дар этой молитвы у блаженной был. Но и в этом случае юродивые Христа ради нуждаются время от времени в уединенной молитве для сугубого единения с Богом. Это несомненно, ибо и Сам Сын Человеческий время от времени удалялся на гору для сугубой уединенной молитвы. Вот и Ксения Блаженная днем скиталась в своем странном наряде по улицам Петербурга, а ночью удалялась за город, в поле и там молилась, где ее иной раз и обнаруживали горожане.
Вразумила
Ее странная одежда и поведение, свойственное умственно неполноценным, навлекали на нее насмешки и обиды, особенно со стороны городских мальчишек. Это обстоятельство юродивые обычно используют для упражнения в незлобии и молитве за обидчиков. Но иногда бывают и случаи грозного прещения с их стороны, особенно когда все-таки надо позаботиться и о воспитании детей.
Так, библейский случай с пророком Елисеем (см: 4 Цар. 2: 23–24) для всех поколений служит назидательным уроком, заставляющим задуматься о том, как надо относиться к Божиим людям, и вообще о недопустимости насмешек над человеческой немощью.
Вот и блаженная Ксения всегда терпела безропотно подобные насмешки и издевательства, но однажды, когда мальчишки стали бросать в нее камни и комья грязи, они увидели, как она с грозным видом гналась за ними, грозя своей палкой. И с тех пор они прекратили свои издевательства над нею.
«Твой муж хоронит жену»
Подвиг юродства быстро привлек к блаженной Божию благодать, и жители Петербурга стали замечать, что слова блаженной исполнены какого-то потаенного смысла и часто оказываются пророческими. Извозчики уговаривали ее проехать с ними хотя бы несколько шагов, и тогда их труды в этот день были успешны. Торговцы просили, чтобы она взяла себе что-нибудь с их прилавков и лотков, и тогда торговля в этот день бывала удачной. Матери замечали, что если блаженная хотя бы погладит по головке или благословит их дитя, то оно будет здоровым и благополучным.
Сохранились свидетельства ее пророческого попечения о благочестивых семьях. Однажды, придя в дом, где жили мать и ее дочь на выданье, она посоветовала немедленно идти на кладбище, где прямо сейчас «твой муж хоронит жену». Они удивились странным словам блаженной, но послушно поспешили туда. И обнаружилось, что молодой врач безутешно рыдал у свежей могилы своей внезапно скончавшейся жены, оставившей ему малолетних детей. И он без чувств упал на руки подоспевших в этот момент матери и дочери. Через год он сделал предложение дочери, и они благополучно и в счастливом супружеском согласии прожили остаток своей жизни. И завещали детям ухаживать за могилой блаженной Ксении.
…и другие случаи на кладбище
Для тех, кого совесть обличала в недобрых поступках, взгляд блаженной был грозен
Одинокой женщине, которой блаженная оставила свое жилье, она однажды посоветовала идти на кладбище за ее сыном. Та удивилась, но послушалась совета блаженной. И она подоспела в тот момент, когда возле самого кладбища беременная женщина, сбитая извозчиком, тут же на земле родила сына и скончалась. Увидев в этом перст Божий, она отнесла новорожденного в свой дом и, поскольку не удалось разыскать его отца, усыновила мальчика, вырастила и воспитала его в строгом христианском благочестии, за что он остался навсегда благодарен ей и, почитая своей матерью, сделался опорой ее старости.
Известны случаи и посмертных чудотворений и исцелений от блаженной Ксении. На могиле ее служились панихиды и молебствия. Во время совершения этих богослужений видели, как являлась женщина в странной одежде и с посохом. И для тех, кого совесть обличала в недобрых поступках, ее взгляд был грозен. Так, например, одному пьянице она сказала: «Перестань пить. Слезы твоих жены и матери затопили мою могилу». И он перестал.
После совершения этих треб молившиеся брали землю с могилы, и могильный холмик вскоре исчез. Сначала один, потом второй. Тогда положили на этом месте мраморную плиту, но и это не остановило людей: плиту стали разбивать и брать себе кусочки. При этом оставляли на могиле блаженной деньги, которые подбирали нищие.
Северная гостья
Об одном из посмертных случаев чудесного исцеления можно рассказать следующее. Муж, жена и двое детей находились далеко от Петербурга, на юге – в поисках заработка. Муж тяжело заболел и уже перестал принимать пищу и питие, уже даже не разжимал губ, и ничего нельзя было ему вложить в уста. Когда уже наступило крайнее истощение, врач, посетив больного, сказал, что придет утром. Жена по выражению глаз врача поняла, что ночью больной умрет. Она отвела детей в другую комнату, а сама, оставшись одна со своим горем, обратилась мыслями к блаженной Ксении и подумала, что если бы она была в Петербурге, то в этих обстоятельствах, конечно, пошла бы на ее могилку.
Стояла нестерпимая жара и духота. Она открыла все окна и двери. В этот момент хлопнула калитка, и кто-то вошел в их сад. В доме появилась странная гостья. Возраст ее было невозможно определить. Несмотря на невыносимую жару, она была по-зимнему одета в теплую шубу, пуховый платок и валенки. Завела речь о здоровье мужа, подошла к его постели, потом вернулась к жене и велела его понемногу подкармливать, давать по две ложечки чаю, молока, кашки… Жена возразила, что он губ не разжимает, но гостья сказала, что надо все же кормить, и он поправится.
Незнакомка тут же бесшумно покинула дом, но дети сказали, отвечая на вопрос матери, что они никакой гостьи не видели, да и несообразность ее зимнего наряда в такую нестерпимую жару говорила именно о чудесном посещении.
К удивлению жены, больной действительно очнулся, попросил пить и стал понемногу принимать пищу, настойчиво спрашивая, кто подходил к его постели. От подошедшей к его постели гостьи, по его словам, на него повеяло живительной прохладой, и он ощутил прилив сил и понял, что болезнь миновала. Жена ничего определенного ответить не могла.
От странной гостьи веяло живительной прохладой – и больной ощутил прилив сил
Тогда муж сказал:
– Ты ведь молилась обо мне. К кому ты обращалась в молитве?
– К блаженной Ксении, – сказала жена и расплакалась.
Юродство не отталкивает
Итак, мы видим, что такое по-христиански парадоксальное явление, как подвиг юродства ради Христа, казалось бы, соблазнительный для окружающих, тем не менее соответствует словам Господа: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех» (Мф. 5: 16).
Казалось бы, юродство, безумие должно однозначно отталкивать и вызывать отвращение. Но тут выходит наоборот: необычность привлекает внимание, а благодать Божия, привлеченная чрезвычайным подвигом, становится явной, и с течением времени истина все более проясняется.
Эта жизнь – и сам подвиг, и благодатное свидетельство его подлинности – служит подтверждением Божественной Премудрости, противоположной мудрости века сего, которая заботится прежде всего об удобствах и радостях временной жизни. Этому плотскому мудрованию, мудрости века сего чуждо и непонятно христианское отношение к жизни.
Будем непохожими на остальных
Сейчас наши соотечественники в большинстве своем стремятся подражать западному образу жизни; все их внимание приковано к богатству: одни обогащаются и обрастают комфортом, а другие им завидуют. И все хотят такой комфортной жизни, как за границей, – хотят ничем не отличаться от окружающих стран, не хотят быть страной особой, народом особенным, избранным, «юродивым Христа ради». Как сказал поэт Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить…
А мы не хотим быть особенными, мы хотим, подобно древним израильтянам, чтобы у нас было все, «как у прочих народов» (1 Цар. 8: 5). И хотим покланяться тем же идолам: комфорту, компьютеру, телевизору и пр.
Да, трудно и неудобно быть народом избранным, особенным. Странным для окружающих. Это сопровождается насмешками, враждой и оскорблениями со стороны окружающих народов. Как говорится в псалмах: «положил еси нас поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас. Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех» (Пс. 43: 14–15)…
Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение есть
Не внемлем мы призыву: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение есть». А следование этому призыву как раз и может привести к разрешению всех наших проблем. Ибо сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).