В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании

Проблемы современного иконопочитания. Часть 1

Сегодня, в преддверии праздника Торжества Православия, когда вспоминается событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, есть повод поговорить о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов.

Для начала напомним Догмат об иконопочитании, утвержденный в 787-м году на VII Вселенском Соборе:

«…Со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней [речь о мозаике – авт.] и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения»[1].

Из догмата иконопочитания следует, что:

  1. Иконы должны располагаться в достойных местах: «во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях». То есть там, где им воздаются должные честь и поклонение.
  2. Иконы должны быть изготовлены из долговечных материалов – написаны красками на стенах и досках, сделаны из мозаики и «из другого пригодного к этому вещества».
  3. На иконах могут быть изображены только Господь Иисус Христос, Богородица, Его ангелы и святые.
  4. Иконы не могут пребывать в забвении, служить простым украшением и т.п. Они предназначены для молитвы и поклонения наравне с Крестом и Евангелием.
    Иконам должно воздавать честь, как и другим христианским святыням,
    «фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». И наоборот, «кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз» (прп. Федор Студит, †826)[2]. А это означает, что любые преднамеренно оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.
  5. Христиане, не выполняющие вышеперечисленные требования, наказываются отлучением, если они миряне, или извержением из сана, если они священнослужители: «Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения». Особо отметим предостережение от «профанного употребления священных сосудов».

Таким образом, догмат иконопочитания определяет и норму иконопочитания. А теперь покажем, в каких случаях мы сами, а не злобствующие кощунники и атеисты, выступаем в роли иконоборцев и богохульников.

Далее под священными изображениями подразумеваются: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.


СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ НЕДОЛГОВЕЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В соответствии с определением VII Вселенского Собора иконы должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Поэтому всем верующим следует избегать «коллекционирования» таких иконок, а производителям лучше не производить их.

Также очевидно, что противоречит норме иконопочитания изготовление священных изображений из любых недолговечных материалов, в том числе из песка и льда.

Увы, в последние годы священные изображения все чаще становятся рядовым артобъектом и помещаются в профанную среду, что ведет к их десакрализации и уничтожению у зрителей чувства благоговения перед святыней.

Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке песчаных и ледяных скульптур Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке песчаных и ледяных скульптур

В частности, устроители выставок фигур из песка и льда нередко прибегают к изготовлению композиций со священными изображениями или просто копируют известные шедевры иконописи. В таких случаях образы Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы, ангелов, наиболее известных и почитаемых святых оказываются среди неподобающего окружения (портретов поп-звезд и т.п.). Кроме того, недолговечность материала обусловливает временный характер таких произведений искусства, которые заранее обречены на уничтожение по естественным причинам.

Песчаная копия иконы прп. Андрея Рублева «Спас» на выставке песчаных и ледяных скульптур – не предмет для почитания, а фон для фотографий на память Песчаная копия иконы прп. Андрея Рублева «Спас» на выставке песчаных и ледяных скульптур – не предмет для почитания, а фон для фотографий на память

Следует особо отметить, что к практике изготовления священных изображений изо льда нередко прибегают и православные приходы, устраивая в зимнее время на прихрамовой территории ледяные композиции со скульптурными и барельефными священными изображениями. Такая «популяризация» православной веры отнюдь не является формой миссионерской работы, но, напротив, ведет к профанации сакрального, разрушает благочестие у прихожан и препятствует формированию его у тех, на кого направлена такая «миссия».


ПРОФАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА «ПРАВОСЛАВНЫХ ТОВАРАХ»

В последнее время стало обычной практикой использование священных изображений на упаковке и других утилитарных предметах (пакеты, сумки, закладки для книг и т.п.). К сожалению, подобные вещи нередко используются в церковном обиходе, например, церковные свечи для верующих продаются в коробках с иконами и текстом молитв. Как будто сейчас нет возможности приобрести молитвослов или икону по доступной цене.

Упаковка – предмет для неизбежной утилизации после использования самого товара, а не для молитвы

Любая упаковка – предмет для неизбежной утилизации после использования самого товара, а не для молитвы. Размещение на упаковочном материале священных изображений и текстов молитвословий, содержащих имя Божие, есть вопиющее кощунство, вызванное исключительно корыстными интересами производителей, желающих придать своему товару добавочную символическую стоимость в глазах православных покупателей.

Жалкие попытки производителей оправдать свое кощунство обращениями к покупателям утилизировать их продукцию «благочестивым образом» не выдерживают критики и не имеют никаких оправданий. Так, один Интернет-магазин предлагает свечи для домашней молитвы, на картонную упаковку которых наносит изображения Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых и тексты молитв. В надписи на своем товаре производитель рекомендует священное изображение вырезать и использовать как закладку, а «пустую упаковку сжечь» самому или отнести в храм для тех же целей. Возможно, в скором будущем в развитие этой мысли производитель напечатает на упаковке своей продукции не только Символ веры, но и сам догмат иконопочитания, с рекомендацией после прочтения сжечь его вместе с упаковкой.

«Свечи церковные» «Свечи церковные»

Гораздо разумнее и благочестивее было бы вообще не размещать священное изображение на упаковке, которая заведомо подлежит уничтожению. Однако и покупатели подобных товаров погрешают тем, что стимулируют дальнейшее расширенное воспроизводство такого кощунства.

Пример упаковки свечей без использования священных изображений Пример упаковки свечей без использования священных изображений

Кстати, о закладках. Они имеют функциональное, служебное назначение и не должны становиться «иконостасами», будучи профанным, а не священным предметом. Закладки со священными изображениями для богослужебных Евангелий не являются аргументом для оправдания использования таковых для домашних целей, в силу принципиального различия в назначении и способе использования самих книг.

«Закладка с молитвой святому в ассортименте» (Источник текста и изображения: сайт Интернет-магазина) «Закладка с молитвой святому в ассортименте» (Источник текста и изображения: сайт Интернет-магазина)

Совершенно недопустимо использовать священные изображения на сувенирной продукции, в которой иконы выступают лишь как декоративный элемент (иконы-брелоки, сувенирные яйца, тарелки, подсвечники, матрешки и т.д.). К ним относятся и декоративные свечи в виде фигурок ангелов, храмов и т.п. Ведь при зажигании свечи происходит уничтожение того, что для верующего должно быть свято.

Икона – это окно в вечность, а сувенир – это в лучшем случае предмет на память, даже если он дорогой

Икона – это окно в вечность, а сувенир – это в лучшем случае предмет на память, даже если он дорогой. Кроме того, если сувенир создается именно как «икона на память», то небезразличны и материалы, из которых она изготавливается. Например, иконы, написанные на гладких камешках (в том числе со «святого места»), могут оказаться неудобными для молитвы и будут восприниматься, прежде всего, как сувенир. Совершенно недопустимым является смешение священных изображений с суеверными символами (например, изготовление сувенира, совмещающего подкову «на удачу» и икону).

Профанацией священного является нанесение священных изображений на любые предметы обыденного употребления. Например:

посуда: тарелки, кружки, ложки. Допустимыми являются священные знаки (крест) на посуде церковного обихода: сосудах, предназначенных для святой воды, хранения антидора;

Кружки с иконами «в ассортименте» магазина Кружки с иконами «в ассортименте» магазина

одежда: футболки, пряжки для ремней, головные платки и т. п.

Использование подобных вещей мирянами (например, женских головных платков с образами святых) в качестве одежды для целей паломничества, посещения храма и богослужений не переводит эти вещи из разряда обыденных в богослужебные или церковные облачения (такие, как митра архиерея, саккос, фелонь, куколь схимницы и т. п.).

Женский головной платок «Святая Матрона» Женский головной платок «Святая Матрона»

сумки

постельное белье, ковры, скатерти, салфетки, рушники.

Подушка с иконой «Млекопитательницы». Официальный магазин храма свв. Петра и Павла Подушка с иконой «Млекопитательницы». Официальный магазин храма свв. Петра и Павла

Подушки с иконами Подушки с иконами

любые товары, на упаковке которых используются священные изображения: пакеты, коробки, бутылки и т. д.[3]

Также недопустимы наклейки для пасхальных яиц со священными изображениями и священными именами (например, надписи «Христос воскресе» и др.). Неуместно изображать кресты на лентах, предназначенных для обвязывания букетов и венков при погребении умершего. Такие ленты какое-то время лежат на могиле, а потом оказываются в контейнерах с мусором, где крест подвергается поруганию.

Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон

Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений в ювелирной продукции и бижутерии (браслеты, кольца). В церковной традиции благочестия предметы со священными изображениями принято носить только на груди, у сердца, а не на пальцах, запястье и т. п.

Браслет с иконами Браслет с иконами

Выводы

В силу догмата иконопочитания и вытекающей из него нормы иконопочитания:

  1. Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для профанного (бытового) использования, а не для молитвы (посуда, одежда, головные уборы, сувениры, ювелирные украшения, промышленные и ремесленные товары, упаковка продуктов питания и т.п.).
  2. Не следует изготавливать священные изображения из любых недолговечных материалов, в том числе из песка, льда, бумаги и др.

Сегодня, в канун Торжества Православия, хочется напомнить, что догмат иконопочитания, принятый на Седьмом Вселенском соборе, выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников и исповедников. Наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1Кор. 6:20), которая есть кровь и страдания праведников за веру. Тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении них делать «своим» и «внешним».

Мы видим, что борьба за подлинное иконопочитание продолжается и ныне. Просто иконоборчество приняло другие формы. Теперь оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство наживы для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по незнанию. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, и тогда Бог – нам Судия праведный и грозный!

«Что же делать? Как остановить это беззаконие? – спросят нас читатели. – Пресловутый “рынок” с его культом прибыли – этой подлинной религией капитализма – побеждает даже ревнивое благочестие!»

С рынком можно бороться рыночными же мерами. В свое время угроза бойкота со стороны православных верующих продукции компании «Вимм-билль-данн» из-за ее связей с мормонами (действительной или мнимой – теперь неважно) заставило компанию выступить с опровержениями, а ради восстановления своей деловой репутации срочно установить сотрудничество с Троице-Сергиевой лаврой.

Думается, что это пример и для нас. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и храмами, например), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику.

Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить спокойный бойкот любой продукции, которая противоречит норме иконопочитания. Надо просто буквально исполнять приведенные выше слова: «отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования, а не для молитвы».

Возможно, для многих самостоятельно определить такую продукцию будет непросто. Поэтому в последующих публикациях авторы подробно рассмотрят многие аспекты современной жизни на предмет их соответствия или несоответствия догмату иконопочитания.

Продолжение следует

Объявление о сборе денег на издание книги и создание интернет ресурса

Готовится к изданию книга иерея Алексия Кнутова и Владимира Немыченкова «Актуальные проблемы современного иконопочитания и рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями» (объем текста более 5 авторских листов). Фрагменты из этой книги были опубликованы на сайте Православие.Ru и вызвали живой отклик читателей. Для подготовки макета и тиражирования издательство просит от авторов софинансирования в размере свыше 100 тыс. руб.

Кроме того планируется создать интернет-ресурс, предназначенный для публикации материалов, посвященных проблемам современного иконопочитания и благочестия, исследованию богословской проблематики церковного искусства и популяризации знаний в этой области. Мы обращаемся ко всем, кто неравнодушен к проблемам современного православного благочестия и ревнует о подлинном иконопочитании, и приглашаем материально поддержать названные проекты.

Вы можете перечислить любую сумму на карту Сбербанка 4276400059953977. Получатель платежа: Кнутова Мария Александровна. Карта привязана к моб. тел. +79162145556. В поле «Сообщение» указать: «В утверждение иконопочитания».

[1] Карташев А.В. Вселенские Соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 518. Также см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. – СПб.: Воскресение. Паломник, 1996. – Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 591.

[2] Феодор Студит. Слово на поклонение Честнаго и Животворящаго Креста среди четыредесятницы // Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том 2. – СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. – С. 94–98.

[3] Подробнее см.: Немыченков В.И. Яйца с образами: о новом виде иконоборчества // https://pravoslavie.ru/61136.html.

Смотри также
Икона на бумаге Икона на бумаге
Протоиерей Андрей Ткачев
Икона на бумаге Икона на бумаге
Протоиерей Андрей Ткачев
Иконка на бумаге, иконка на странице газеты или журнала, иконка на обложке блокнота, полный иконных изображений календарь. Все это видели. Это привычно и неудивительно. Но возникает вопрос: насколько это нормально?
Церковные каноны и гражданские законы о Священном Церковные каноны и гражданские законы о Священном
Владимир Немыченков
Церковные каноны и гражданские законы о Священном Церковные каноны и гражданские законы о Священном
Владимир Немыченков
Для предотвращения профанации Священного необходимо в самой Церкви принять определенные административные меры. Что делалось в этом смысле до революции?
Яйца с образами Яйца с образами
О новом иконоборчестве
Яйца с образами Яйца с образами
О новом виде иконоборчества
Владимир Немыченков
Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро?
Комментарии
Яна 8 августа 2022, 10:31
Низкий поклон Автору за эту статью. У меня всегда душа смущалась отдавать на сжигание изображения Бога, святых, Креста… И я думала, вот отдала на сжигание, то есть фактически сожгла… Так чем я отличаюсь от иконоборцев ранних веков и язычников, которые сжигали иконы? Больше не покупаю свечи с изображением икон на упаковке, настенные календари и православные газеты больше в дом не несу. Производители тоже должны думать головой и совестью, что делают.
Светлана 2 июня 2021, 19:58
А можно, пожалуйста, еще вопрос. С одной стороны, возможно, мысль, поднятая в этой статье, действительно актуальна. Наверное, не стоит думать о себе самом так: "вот я все у себя в квартире увесил иконами, календариками и т.д. и теперь я уже точно в раю, а вот у моих соседей всего несколько икон, так якобы они и вообще атеисты". Или, например, попытка привести в церковь настоящего атеиста, подарив ему кружку со святым, вызывает сочувствие, но вряд ли увенчается успехом. Но все-таки не хороша ли во многих вопросах золотая середина? Ведь и рассказы о святых, детская Библия и др. издаются на бумаге. Без картин, без икон, даже без креста на обложке и внутри книги? И записочки начинаются крестом?
Светлана 2 июня 2021, 18:42
А как быть с фотографиями святых на бумаге (в том числе с оригиналами)?
Сергий 8 марта 2020, 15:27
А что нам теперь делать с такими образками? Куда их теперь определять? У меня их много, набрал в конце 80-х, начале 90-х.
Артем12 февраля 2020, 21:27
Думаю дело не в кружках, а в отношении к предмету. Ходя по улице можно наступать и на сломанные ветки, а они в это время могут лежать и крестообразно. Не летать же теперь? При этом вспомните какое сейчас количество рекламы в телевизоре, на улицах? Какое кол-во искушений? Церковь должна бороться за души людей, пусть даже через иконы на кружках. В вечность мы с собой должны унести воспоминание о Богородице и Спасителе, а не рекламу шампуней. Спаси всех, Господи.
Феофил27 июля 2019, 13:46
Андрею, 25 июля. Икона и свящ.изображение в любой технике(мозаика, фреска, рис.) святы по ипостаси изображенного на них: Христа, Богородицы, ангелов, святых, а не в результате чина освящения.Чин есть благословение Церкви, подтверждающее каноничность иконы.Не более. В Деяниях 7-го Вселенского собора даже есть ответ иконоборцам, к-рые упрекали иконопочитателей, что нет чина освящения икон.Т.о.- чин дело не изначальное,а позднее. В метро нет сидений со св.изображениями, они есть в наземном транспорте. Освящать их не надо. Кощунство - по факту попрания св.изображений (храмов, куполов с крестами).Об этом см. тех же авторов здесь:https://pravoslavie.ru/122306.html
Андрей25 июля 2019, 14:08
Здравствуйте! У меня первый вопрос: "Иконы освящают и после этого они допустимы для богослужения, а в тексте статьи речь идет о использовании в бытовых предметах религиозной символики и изображений храмов. Разве газеты, календари и монеты с гербом России и св. Георгием были освящены?" Второй вопрос: Был ли совершен чин освящения Московского метрополитена? И если был, то переносится ли на обивку кресел это благословение? Особенно, если обивка появилась через большой промежуток времени после таинства?
Статья поднимает наболевшую тему, так как мирянина меня профонация святых раздражает, но тут важен и богословский, сугубо профессиональный ответ.
Мария11 мая 2019, 16:55
Наконец-то, прозвучала давно наболевшая тема! Благодарность авторам!!!!!!
Андрей 6 мая 2019, 09:55
Некто подарила мне брелок для ключей, привезённый из Иерусалима. На нём изображена Богородица Иерусалимская. Носил, носил на ключе, посчитал это неправильным ( какое-,то неудобство что-ли испытывал) повесил на грудь, вместе с крестиком.Не знаю, правильно ли поступил????... и почему икона на брелоке, да ещё освящённая ( с её слов
Юлия 5 апреля 2019, 23:26
Моя знакомая сделала мне подарок, заказала именной кирпичик в храм г.Твери, ей дали брелок пластмассовый с изображением этого храма, она принесла его мне. Я счастлива, но что мне делать с брелком? Собирать их для пропуска в рай? Какая задумка? На ключи вешать я его не буду. Перекладываешь только с места на место...
Наталья 4 апреля 2019, 21:07
Есть ещё параллельная "проблема", и её тоже необходимо Церковью озвучить. Повсеместно в интернетном пространстве (в соцсетях и, в частности, на православных порталах) христианская тематика очень часто оформляется кадрами из фильма Мэла Гиббсона " Страсти Христовы". И, как следствие, от читателей возникают комментарии-обращения к фотографии расскрашенного актёра, как к Образу Страдающего Христа. Читать такие "молитвы-возгласы" к кадру из фильма - просто невозможно... Понятно, что люди видят Христа и к нему обращаются, но ведь кадр из фильма - не Икона ! На наших официальных православных порталах это видеть вообще грустно... ведь на каноничных Иконах Страдания выражены не меньше...
Руслан 3 апреля 2019, 08:10
Спасибо за статью, очень близка по духу! Но я думаю, что начинать нужно с себя! С самой церкви в первую очередь! На законодательном церковном уровне запретите храмам и монастырям продавать данную продукцию и все встанет на свои места!!! Ведь процент покупаемой церковной продукции в супермаркетах и киосках Союзпечать ничтожно мал. Спасибо! Всем добра!
Юлия 2 апреля 2019, 12:40
Для начала нам необходимы места в храме, куда это можно людям приносить на сжигание и прочее. Раз продают такую продукцию в храмах, значит должны и принимать на дальнейшую утилизацию. Когда люди тоннами начнут приносить, может кто-то и задумается...
Андрей 2 апреля 2019, 09:52
Строго говоря и изображения на электронных носителях подпадают в категорию недолговечных. Особенно в интернете, где они мелькают на экранпх десятками и сотнями на сайтах и в лентах соцсетей, возникая по факту на считанные секунды и тут же исчезая...
Как с этим быть? На телефоне их ещё и пальцем невольно мусолишь постоянно :(
Ольга 2 апреля 2019, 00:36
Никогда не было желания купить платок или что-то наподобие с изображением Святых, а тут как раз в Храме перед Причастием увидела девочку с платком на голове , на всю голову святитель Спиридон, как-то не по себе даже стало. А от свечек , шоколадок , какой-то сувенирной православной продукции ,которую так или иначе покупаешь в поездках, все изображения Святых всегда вырезала складывала отдельно , а потом сама на даче или в печке или просто на земле сжигала. Такое время купи-продай , это есть и будет , но надо думать головой в первую очередь и тому, кто, как и что покупает, и для чего...
Дмитрий 1 апреля 2019, 13:02
Русская душа ни границ, ни берегов не видит. В том числе и в отношении запретов... Весьма скоро это дойдет и до запрета цифровых фотографий святых икон и другой церковной атрибутики в интернете. И первым "пострадает"... сайт "Православие Ру". Ждите))
Петр Петрович 1 апреля 2019, 10:37
А что делать с пластиковыми бутылками, в которых продается святая вода? На наклейках часто изображают крест и приводят молитву на принятие святой воды. Еще в церковных лавках продают наборы из масла и святой воды со святых мест в небольших пластиковых пузырьках. Их как утилизировать?
ВВ23 марта 2019, 13:17
В комментариях есть перебор насчет просфор: нет никакого греха перемалывать просфору зубами.

Она предназначена именно для принятия человеком.

Это хлеб богослужения.

Не понимаю, как христианин может избегать принятия богослужебного хлеба...
Ирина21 марта 2019, 10:59
Считаю очень важным и правильным рассмотрение вопроса о священных изображениях на предметах бытового
употребления. Такое нарушение церковных догматов недопустимо.
свящ. Артемий19 марта 2019, 16:05
Наконец-то нашлись те, кто обратил пристальное внимание на описанную проблему.
Авторам благодарность и низкий поклон!
Татьяна19 марта 2019, 15:19
Считаю вопрос очень важным, согласна во многом со всеми.
По поводу бумажных иконок. Во время поклонения привозным священным мощам разных святых или другим предметам поклонения, всегда раздают бумажные иконки с надписью на обратной стороне, чему посвящена данная иконка. Причем иногда из рук самого Святейшего Патриарха Кирилла. У меня уже несколько таких иконок, и я к ним отношусь не только с благоговением, но и с памятью о самом святом событии. Главное, наверно, не заниматься их коллекционированием…
Насчет просфор с ликами святых – согласна, одно дело крест «перемалываешь» зубами, и совсем другое – лик Богородицы, например. Я стараюсь такие просфоры просто не покупать.
Маша19 марта 2019, 12:20
Кстати, у кого скопились бумажные небольшие иконки или заламинированные, а места мало, купите фотоальбом на 100 фото формата 10*15 (в Фикс прайсе недорогие есть) и вставьте туда иконочки. Можно листать как книгу и молиться кратко каждому святому при пролистывании.
Ангелина19 марта 2019, 12:20
Как пример ещё хочу привести книгу, выпущенную издательством Сретенского монастыря, Священномученик Иларион (Троицкий) «Христианства нет без Церкви». Замечательная книга. Только оформление страдает - фотография священномученика Илариона находится на обратной стороне обложки в месте, за которое все время вынужден браться рукой. Да, там не икона, а фотография, но ведь это не меняет дела. Сразу вспоминается очень известная фотография о. Иоанна Крестьянкина, где он в руках держит крест с очень неудачно расположенным образом Господа Иисуса Христа и держит его буквально за самый кончик, только бы не коснуться неблагоговейно священного изображения.
Ангелина19 марта 2019, 12:09
В дополнение хочу обратить внимание ещё на два момента. Посмотрите, как располагаются иконы во многих церковных лавках - на полках на уровне пола. Это не попрание? И не только в приходских храмах, но и в монастырях. А изображение ликов на просфорах? В Лавре на просфоре изображают лик преподобного Сергия, в Иоанно-Предтеченском монастыре - Честную Главу Предтечи, лежащую на блюде. И христиане, получив такие просфоры в руки, сами понимаете, что делают.

По-моему, излишне говорить о том, что должны быть доступные места для утилизации календарей и прочей аналогичной продукции. Выпускать не надо в таком виде, и вопросов не будет.

Вадим К. Игорю19 марта 2019, 10:16
Игорь, мы, православные, не воздаем мнимую честь доске со святым изображением, а воздаем ее тому, кто этим изображением на ней присутствует: Самому Господу Иисусу Христу, Его Матери или Его святым угодникам. Кто бесчестит такой образ, тот бесчестит и первообраз. И не следует так грубо смотреть на вещи: оскорбление наносится не только физическим воздействием, но и моральной. А Господь жив и живы поныне Его святые, хотя и пребывают не в нашем мире и пока вне плоти. Камнями у нас не бросают в человека, но он сам может себя отлучить от Церкви, если не исповедует веру так, как она тому учит.
Иулия18 марта 2019, 23:31
На мой взгляд, современные православные люди, в большинстве своем, не прониклись истинной верой. Все осталось на уровне обрядоверия и суеверия. А это значит, что отношение к святым образам, как к ТАЛИСМАНАМ. А талисманов - чем больше, тем лучше. Поэтому, их и штампуют так активно: кому-то прибыль приносит, а кому-то еще один талисман или оберег в "коллекцию". Так что вопросы в первую очередь - к производителям. К Софрино - в особенности. Для многих все, что в церковных лавках продается, не подлежит сомнению. Круг замкнулся.
Катя18 марта 2019, 22:13
Очень важная тема! По сути, через профанацию икон профанируется сама вера. Раньше Церковь была врачевательницей душ и судеб, а теперь превращается в подобие аптеки: "мне иконку от того-то дайте", и перечисляют свои проблемы. И совершенно не собираются вникать в суть веры, в необходимость изменения своей жизни, всей жизни: "это сложно, потом как- и, когда-нибудь". Доступность, дешевизна, икон разве является благом? Прошли времена острого дефицита церковной продукции, когда иконы нужны были практически каждому. Но осознания ценности икон не появилось, в том числе из-за их дешевизны. Дорогую икону почитают совершенно иначе,ценность! Но уже продают подложки под автономера с Крестами! Приехали?
Яна (Jana W)18 марта 2019, 19:18
Все так и есть. Что касается обложек ПРавославных Календарей, там не только храмы, там обязателен Крест, поэтому, хранить, не выбрасывать и тд. У меня тоже есть бумажные Иконы, и хранятся уже столько лет, почти никак не изменились. Одна, например, 35 лет. Есть иконы даже из календаря, и я отношусь к ним с таким же благоговением. Димитрий в комментах уже указал, что можно заламинировать, а Анна М., что вставила в рамку.
Маша18 марта 2019, 18:32
Спасибо за статью. Думаю, что вопрос утилизации календарей, упаковки уже давно надо решать на уровне епархий. Вот в храмах продают календари, а принести на сжигание уже не нужные не предлагают. Хотя храмы многие имеют печи, где сжигают записки и т.п. Вот и растет неблагоговейное отношение и порождаются приметы и споры. Скажите еще про монеты с Георгием Победоносцем. Многие говорят, что это не изображение святого, т.к. нет подписи имени. И поэтому поднимать монеты с земли необязательно. Как же правильно? И про изображение креста расскажите (применительно как у изображение святых на упаковке и сувенирах).
Ольга, Новосибирск18 марта 2019, 16:52
Слава Богу! Огромная благодарность за статью! Во время! душа это чувствовала и смущалась. Полностью согласна и поддерживаю! После огромного резонанса в православной среде, накатит волна оспаривания от православных производителей, но должен этот вопрос вынести на обсуждение Архиерейский Собор, Синод (высшее церковноначалие). В любом случае, я прекращаю покупку и распространение такого рода продукции.
Елена Семилетко18 марта 2019, 16:16
Очень и очень актуальная тема. Профанизация действительно опасна
Елена18 марта 2019, 16:10
Анна М: "И действительно, вчера посмотрела в лавке, свечи и ладан с Афона - или совсем без изображений, или лишь с изображением горы Афон. Наши свечки все с изображением икон, церквей.
Свечи без изображения - это еще ничего, а вот календарь с пустой обложкой трудно себе представить. Вопрос очень актуальный, мы несколько раз изготавливали календари для храмов, все с изображениями. Конечно, немного свербило в душе, что кто-то его в карман засунет и забудет потом. А что делать? Как календари печатать?
Анна М.18 марта 2019, 12:29
Очень острая тема. У нас в храме часто раздают бумажные иконочки. Все берут, дети бегают с иконками. А потом что? Часть из них вставила в рамку, часть лежит в конверте, две штуки - в сумке. Если это чревато непочитанием, то зачем раздавать образки, или не брать? Церковные лавки сами своим ассортиментом воспитали в нас эту любовь к свечечкам-святынькам. И действительно, вчера посмотрела в лавке, свечи и ладан с Афона - или совсем без изображений, или лишь с изображением горы Афон. Наши свечки все с изображением икон, церквей.
Игтрь18 марта 2019, 10:54
Мир всем.
Предлагаю поднять планку и обратить взор не на временные, пусть и долговечные предметы, а на реальные иконы Бога, на человека. От поругания икон, как ни странно это не звучит, первообразу ничего не сделается, Иисус Христос претерпел гораздо большее, также и Матерь Божия, а святые тем более еше и рады будут страдать безвинно.
Но для нас, мнящих себя истинно веруюшими, гораздо легче воздать мнимую честь доске со святым изображением, чем человеку, особенно исповедающему искреннюю веру. При чем на все уровнях и чинах нашей церкви. И кто из вас без этого греха, тот первый брось на меня камень включая меня самого.
Елена18 марта 2019, 10:46
А что делать тогда с календарями??? Не встречала ни разу церковного календаря без изображения храма или святого на обложке.
Вадим К.18 марта 2019, 10:43
Анна, храм Божий это тоже святое, которому подобает поклонение. "Поклонюсь ко храму святому Твоему", говорит прор. Давид в 5-м псалме. Человек же хотя и призван быть тем же, но не всегда бывает, а иногда становится и мерзостью запустения. Потому и поклоняемся мы не всякому человеку, а только святому, ставшему очищенным и освященным храмом Божиего Духа. Конечно, мы не можем поклоняться изображению храма и такого нет в нашем обычае, но думается все же и оно достойно некоторой меры почтения как образ места славы Божией и благолепия, чтобы не бросать его в общую помойку. Впрочем, нужно остерегаться от того, чтобы заниматься иудейским оцеживанием комаров и подробным разбором мелочей.
Вадим К.18 марта 2019, 10:33
Алексей, запреты и им подобное вовсе не советское изобретение. За это очень критиковали в свое время и царскую Россию. Давайте воздержимся от ярлыков хотя бы в период поста, в который нас Церковь особенно призывает убегать свар.
Наталия Ростова18 марта 2019, 09:03
Есть у нас в городе несколько православных магазинов, которые не при храмах, а сами по себе.Вот, куда тоже стоит обратить свой взор. Цены там значительно ниже, и народ едет за маслом и за свечами, которые килограммами берут.Священники покупают для своих лавок всё, что можно в лавке продать.Их-то я как раз таки понимаю. Хоть какая-то копейка храму будет.Я не понимаю, почему они молчат. Красные верёвочки на запястье с кабалистической направленностью, обложки на паспорт со святыми образами, кружки, тарелки...Но что меня добило!...ложка-загребушка (чтоб деньги в доме водились),как вам такое в православном магазине? Может при каждом храме брошюры растиражировать об этом? Донести правду до людей.
Любовь18 марта 2019, 08:30
Насчёт изображения храмов. Они так вписаны в пейзаж города, что попадают в кадр даже если фотографируешь что –то другое. И надо ли этого избегать? И как запечатлеть облик города, если избегать?
Дмитрий18 марта 2019, 06:19
Немного странным показалось про бумагу. А что делать, если молитвослов напечатан на бумажной книге? Там тоже молитвы написаны.Только вот такие книги могут детям дойти. Наверное все же стоит учитывать год написания такого догмата. Там были и другие материалы и способов хранения как сейчас не было еще.Сейчас можно, например, заламинировать бумажную икону и она прослужит столько же, сколько и та, что на деревянной дощечки. А использовать ее для молитвы в той же гостиницы удобнее.Слышал в церковной лавке, что некоторые малоимущие берут принесенные старые календари, чтобы оттуда взять икону для молитвы. Разве это плохо?Наверное стоит рассматривать это вместе с вопросом об отношении к таким вещам
Владимир18 марта 2019, 00:29
К Люси 17 марта 2019, 16:17. Вы спрашиваете про "деревянные яйца-иконы". Судите сами, могут ли они служить моленными поклонными св.образами или все же больше похожи на сувениры типа деревянной матрешки. К тому же форма неизбежно привносит искажения в сам образ. Может Вам лучше писать настоящие иконы, а не расписывать яйца в таком стиле? В старину в народе были входу разные "писанки" без св.образов, конечно. А иконы на пасхальных яйцах (как ювелирные изделия) - это увлечение богатых ("яйца Фаберже" и т.п.). Но они не пример для подражания в смысле благочестия и благоговения перед святыней. Подобными вещами увлекались и в Византии. Те "перегибы" стали одной из причин иконоборчества.
Ольга Попова17 марта 2019, 21:45
Хорошая статья. Но куда девать магниты с изображением монастырей, которые привозятся из паломнических поездок? Как их утилизировать-напишите. Церковная лавка наша не возьмет. Бумагу и ткани можно сжечь. Сходить на исповедь, а дальше надо как то закончить с этими магнитами. На них встречаются и изображения святых.
Евгений17 марта 2019, 20:45
Замечательная статья!
Давно ждал такой материал.
Спасибо автору, очень своевременно высказано про иконопочитание в наши дни.
Дополнительно добавлю - содержание икон в храмах - больной вопрос. Сам наблюдал, как икону без киота облизывают прихожане. Есть иконы , писаные на холсте, на металле. Как их держать в порядке и сохранности - мало кто знает, а литературы на эту тему практически в приходах нет. Обращался и к священноначалию - молчат батюшки. Проблемы сохранности икон в церквах с каждым годом растут, в душе у некоторых мысль - на наш век хватит. Только личная инициатива позволила спасти от древесного жука несколько икон в храме. А сейчас жук добрался до каркасного престола. Что делать?
Владимир17 марта 2019, 20:34
АННЕ. Надеюсь, что в последующих публикациях авторы рассортируют то, что Вы считаете "одной кучей". Отчасти Вы уже сами начали это делать, отметив, что грех не в бумажной иконе самой по себе, а в их массовом тиражировании. Если у Вас дома хранится одна-две,или три таких иконки, которые Вам памятны и дороги, - слава Богу! Дорожите ими и молитесь через их посредство. Но если у Вас их 10-15 и они лежат в коробке или натыканы по всем "щелям" и полкам, то это уже перебор.Об этом и о.А.Ткачев писал. Конечно изображение храма не тождественно по значимости с образом Христа, но и оно дорого для христианина и требует к себе уважения. Что Вы так горячитесь? Авторы уже 14 лет занимаются этой темой.
Алексий17 марта 2019, 18:44
Елена 17 марта 2019, 14:27, Вы явно попутали и время, и веру, раз оперируете типично-совковой лексикой "должно, искореняться, на уровне", и уж особенно показательно Важе желание обязать Патриарха чего-то там ЗАПРЕТИТЬ. Храни Господь Святую Православную Церковь от подобных Вам защитничков.
Вадим К.17 марта 2019, 16:50
Кажется натяжкой считать, что из фразы "из другого пригодного к этому вещества" следует недопустимость делать изображения на том, что авторы называют "недолговечными материалами". На земле все недолговечно, и краски, и дерево в т.ч., а не только бумага. Те же росписи очень быстро могут закоптиться и коптятся. Да и фраза говорит не о долговечности материала или даже его достоинстве, а скорее о его способности нести изображение. А помочь остановить профанирование иконопочитания могло бы напоминание с амвонов мирянам о том, что оно серьезный грех, который влечет даже отлучение. Не говоря о том, что таких продаж категорически не должно быть в церковных лавках.
Наталья17 марта 2019, 16:22
Благодарю за статью ! Осветите, пожалуйста и ещё одну сторону данной темы - отношение к иконам в соцсетях. Поголовно создаются и рассылаются друг другу поздравительные открытки к православным праздникам и гифки ( движущиеся изображения) икон и образов. Причём, создатели не стесняются изображать на таких образах ещё и своё имя. Или создаются видеоклипы и видеоряды с изображением икон , сопровождающие какую либо песню христианской тематики. Так же с надписями имён "создателей" прямо по изображению иконы.
люси17 марта 2019, 16:17
Статья очень правильная и нужная. Почти целиком согласна. Но вот недавно была в Свято-ТроицкойЛавре, приобрела несколько закладок для с иконами Св.Сергия и изречениями и магнитики с изображением Лавры. Хотела подарить знакомым прихожанам. И что теперь делать с ними?и зачем тогда в таком святом месте продают эти самые профанации? И к Пасхе я расписываю деревянные яйца иконы. Это же не может считаться сувенирами? Или я неправа?
Елена17 марта 2019, 14:27
Кощунство должно искореняться на уровне решения Патриарха о ЗАПРЕТЕ того, что перечислено в статье. Спаси вас Господи, авторы! Нужно продолжить и запретить это. Всегда больно, когда такое продают в церковных лавках!!!
НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА17 марта 2019, 13:53
Статья очень интересная и полезная. Хотелось бы узнать: как поступить с календарями с изображением православных икон. Подскажите , пожалуйста. Как правильно поступить? С уважением Надежда.
Дмитрий17 марта 2019, 13:06
Инфо для Алексея: день Победы на самом деле был 6 мая. Так же как и память вмч. Георгия Победоносца. Так же как и Пасха в 1945 году. Совпадение? :)))
Любовь17 марта 2019, 11:45
А ещё есть богато иллюстрированные православные газеты
Анна17 марта 2019, 11:37
Владимиру. Статью, на которую ссылаетесь, смотрела. И это никак не проясняет дела. Изображать иконы там, где это заведомо будет в небрежении- богохульство. Но одно дело - почтение к образу Христа и другое отношение - к изображениям храмов, монастырей и тп. Изображение человека - образ Божий, храм Духа Св. И изображения священника,епископа? Тоже запретите на бумаге печатать? Иконы на чашках - грех богохульства, храмы и т п - другой вопрос. Снова говорю: все в одну кучу мешаете. Также вопрос бумажных икон: сами по себе такие иконы никак не богохульство, что свидетельствуют чудеса. Но это массовое тиражирование провоцирует небрежение к таким иконам - и это факт, и это несколько иной вопрос.
А17 марта 2019, 11:32
Татьяна Артюхина, думаю, авторы должны и про монеты включить в следующую статью.
А17 марта 2019, 11:30
Р.Б.Ольга, да, от нашего отношения и наших мотивов в поступках многое зависит. Самые лучшие иконы в моей жизни были на бумаге, приклеенной к картонке. Спаси Господи!
Марина17 марта 2019, 00:38
А на сайте есть такие сообщения о бумажных иконах:
"В Спасо-Преображенском монастыре Каменска-Уральского пребывает кровоточащая икона Пресвятой Богородицы"
http://www.pravoslavie.ru/14245.html
"Владимирская икона Божией Матери остановила пожар в екатеринбургском спорткомплексе"
http://www.pravoslavie.ru/30149.html
Татьяна Артюхина16 марта 2019, 23:32
Уже устала 10,50 копеек везде, в т.ч. из грязи поднимать. И люди иногда смотрят как на сумасшедшую-идет прилично одетая женщина, накланяется и поднимает мелочь с земли, вытирает влажными салфетками. Что делать, не понятно.
Владимир16 марта 2019, 21:40
АННЕ. Изображения Храмов - это изображения СВЯЩЕННОГО. Церковные правила и каноны об отношении к священному см. в статье Немыченков В. "Церковные каноны и гражданские законы о Священном". Ссылка на нее приведена под этой статьей. Да и др. статьи, указанные там же, советую посмотреть, если эта тема Вам интересна.
Алексей16 марта 2019, 21:15
Спасибо за вразумление и наставление, очень душеполезная статья Храни Господи!
16 марта 2019, 20:27
Проблема в том, что всё это продается в церковных лавках. Приносит доход - и ничем не выведешь эту заразу.
Василий16 марта 2019, 20:26
Подушки с иконами - это вообще за гранью.
Надежда16 марта 2019, 20:11
Спасибо за статью! Но как же быть с бумажными иконами из храмов и монастырей?
Вадим К.16 марта 2019, 19:51
Дорогой Вячеслав! В свое время у меня было недоумение по вопросу о копейках и даже вышел спор со священником. Он мне объяснил, что раз на них нет надписи имени св. Георгия, то мы и не знаем, кто на них. Меня этот ответ не удовлетворил, т.к. он кажется очень натянутым. Но поразмыслив, я так решил этот вопрос: икона то, что Церковь признает своей иконой и призывает ей поклоняться как своей святыне. О копейках этого не скажешь, так что если и не очень хорошо, что копейки валяются на земле и их топчут, то это зло вполне можно потерпеть. А вот то, как валяются на кладбищенских свалках кресты с могил, кстати часто с иконками, терпеть гораздо тяжелее. И это тоже насущная проблема.
Алексий16 марта 2019, 18:49
Р.Б.Ольга16 марта 2019, 14:47, Вы, очевидно, решили, что я один из авторов статьи; нет, я просто соименник, читатель сайта :) Отвечу, впрочем, как разумею: то, что платочки с изображением икон, крестов и проч. популярны и любимы -- увы, следствие непонимания, что такое благоговейное отношение ко Кресту, к иконе, к святыне. Этой любовью пользуются дельцы, штампующие околоправославную продукцию. Не думаю, что это надо поощрять или закрывать на это глаза. Уверен, завтра прозвучит немало увещевательных проповедей на эту тему.
Вячеслав16 марта 2019, 17:14
Вот у нас на всех копейках изображен Георгий Победоносец - которые топчут маршрутках, за которыми никто не наклониться.
На всех марках сигарет так же изображен Георгий Победоносец - которые валяются в каждой мусорке.
День памяти Георгия Победоносца 6 мая, день победы 9 мая.
Совпадение?
Людмила16 марта 2019, 14:55
Батюшка, в следующей беседе расскажите, пожалуйста, что делать с такими календарями. Подарили календарь. На каждом развороте фотокопии икон Царицы Небесной. Не знаю что с этим делать!!!
Священник Сергий16 марта 2019, 14:25
Полностью согласен с Василием и Ольгой. Много непозволительного в почитании икон, но, пожалуй авторы увлеклись. Да и потом такие вопросы нужно решать на уровне Синодальном. Что ругать людей, когда Церковь сама способствует искажению иконопочитания. Сколько, например, сказано про еретические иконы вроде Новозаветной Троицы или Отечество и подобных, с изображением Бога Отца, а воз и ныне там. Софрино как штамповало эти лики, так и штампует, ничтоже сумняшеся. Вот с чего, на мой взгляд, нужно начинать борьбу за чистоту иконопочитания, а не с бумажных икон, которых сейчас 99% в использовании.
Вадим К. Владимиру16 марта 2019, 13:53
Суть не в том, что такое крест знак или икона(образ), а в том, что и его, и икону мы почитаем и равно обоим поклоняемся. Кстати, и крест есть икона(образ), только не человека (или Богочеловека), а того самого Древа, на котором был распят и умер за спасение людей Господь. И защитники иконопочитания помимо прочего указывали иконоборцам на несуразность их логики в том, что она признавала образ Креста достойным поклонения, а Богочеловека, Который этот Крест освятил Своим видимым распростертием на нем, недостойным. О печатях на просфорах. Не виден смысл печатать их чем-то иным, кроме как знаком нашего спасения, крестом, что и делалось у христиан до времен утраты ясного понимания ими своей веры.
Сергий16 марта 2019, 13:49
Нужная и важная публикация!
Надежда16 марта 2019, 13:02
Низкий вам поклон дорогие батюшки.А то душа болит и одно осуждение,думаешь плохо и о батюшках,которые в своих храмах такое допускают и о нас таких нерадивых .В машинах амулеты от сглаза с ликом Богородицы,на руках красные верёвочки со Спасом и реклама на жировке от ритуального агенства- памятник с Богородицей уж не говоря о обычных газетах накануне церковных праздников с обязательной рубрикой о вере и фото с иконой и т.д.
Правильно в комментарии ранее заметили что если бы мы такую информацию услышали с амвона от своих священников было бы другое дело,хотя как сказать наш бывший настоятель заранее предупредил-освящать яйца с наклейками икон не буду,так батюшка уже на почине,а вам долгая лета.
Анна16 марта 2019, 11:48
Владимиру по поводу изображения человека. Одно дело напечатать на чашке икону Христа и пить из нее компот, потом сушить вниз головой и т п. Другое дело напечатать на чашке фото ребенка - и это здорово, я так и делаю. Я спрашиваю, с какой стати к священным изображениям в статье приравняли изображения церковных зданий? Так запретим и фото людей печатать в газетах и на подушках? Согласна, что неблагоговейное отношение провоцируется печатью икон на обертках, бутылках и пакетах. Согласна, есть откровенное богохульство. Но авторы увлеклись и под одну гребенку на свой вкус перемешали все на свете. Именно на свой вкус, а не по канонам, которые вроде сами привели, и традициям живой церковной жизни.
Елена16 марта 2019, 09:58
Спасибо. Про яйца пасхальные думала, что можно.Я их к иконам ставлю. Автор забыл о печатании икон в газетах.В каждой районной газете есть православная рубрика и часто там печатают иконы, а мы, иногда даже не читая используем в быту.Несколько раз писала в редакцию и духовным лицам, но никто не ответил.
Алексий16 марта 2019, 09:58
Р.Б.Ольга16 марта 2019, 00:30, в догмате сказано: "...полагать на СВЯЩЕННЫХ сосудах и <очевидным образом подразумевается: ТОЖЕ СВЯЩЕННЫХ> одеждах. Богослужебных то есть. А не на платочках, на которых неизбежно при ношении возникают складки, в результате чего искажается лик изображённого на них святого.
А16 марта 2019, 09:38
Посмотрела на ледяную скульптуру Рождества, и аж дух захватило. Как будто природа и рукотворчество объединили усилия пред Ликом Господним. А как свет проходит! Вот бы через нас так проходил! В общем, совсем не профанные ощущения. Да, она недолговечна, но хотя бы уйдёт просто в землю, а не в мусор.
А16 марта 2019, 09:30
Р.Б.Ольга, мне кажется, не ругали тут прихожан, хотя при прочтении и становится стыдно. Хорошо, если святые образы носят на одежде с благоговением, но лучше задуматься: а место ли им у меня на затылке (если это платок) или на запястье? Кто я такой, чтобы носить эти образы в качестве бренной одёжи, как будто я больше их? Да, возможно, Господь и не осудит нас за это. Но такое переосознание может стать ценной ступенечкой в благочестии. Профанизация действительно опасна, потому что в связи с ней меньше становится умиления. Оно может и вовсе исчезнуть.
И.16 марта 2019, 08:51
Обращаюсь к читателям,донесите до своих знакомых продающих свои машины.Большинство оставляют иконки,четки в машинах,всё это летит в помойку,чем люди думают не понятно,может надеются что приберут-не приберут.Очень прошу, предупредите .
И.16 марта 2019, 08:40
Огромная благодарность за статью!Еще при погребении используют стропы с изображениями православных символов,зачем?Они потом тоже летят в мусор.Ваши слова да производителям в уши.
Сергей16 марта 2019, 06:53
Очень и очень актуальная тема. И самое главное, будут ли результаты?
Владимир Степанов16 марта 2019, 06:29
Вот ещё проблема - это образ Православия в религиозном пространстве. Такое отношение к иконам - хорошее подспорье в доводах со стороны мусульман и других в споре с христианами.
Владимир Степанов16 марта 2019, 06:21
Системная проблема! Её не смогут усвоить и воплотить. Полагаю что нужно решение Синода РПЦ для установления ограничения продажи и использования подобного "продукта" в храмах и монастырях.
Ведь сами настоятели заинтересованы в росте продаж всего подряд, так как это является источником дохода прихода.
Людмила16 марта 2019, 05:05
Согласна с автором.В нашем храме всё это продают...Ввели бы запрет на такую продукцию хотя бы в храмах.
Александр16 марта 2019, 03:11
Получается, «календарь с иконами для последующего сжигания» – это же нонсенс!!...
По этой причине я специально Не покупаю продукты с изображением храмов (с крестами вообще-то), в том числе хлебную монастырскую продукцию – устал вырезать.
наташа16 марта 2019, 01:21
Всё правильно, но вся эта продукция покупается и продаётся в храме. А в храме откуда она берётся? От производителя?
Мария16 марта 2019, 00:28
Со слов знакомого батюшки, именно эта копеечная «православная мишура» в лавке расходится быстрее всего :( так понимаю, что покупают ее в качестве сувениров те, кто приходит в храм раз в год: куличик съел, а свечка с ангелом или какие нибудь чётки с иконами остались - сувенир на память. Поэтому статьи на православие ру вряд ли помогут - сюда этот «контингент» тоже, думается, не особо заходит. Поэтому пока высшее руководство не запретит храмам реализацию такой лабуды, все так и будет по-прежнему.
Дмитрий16 марта 2019, 00:06
Наконец-то про это сказано!
Пора бы этот вопрос вынести на заседание Священного Синода.
Очень утомляет вырезать иконы и храмы из газет и журналов и относить пакетами на сжигание в храм (не везде еще берут).
Евгений15 марта 2019, 23:07
Упаковки из-под блинов???
Если мы блины не можем сами испечь, а в магазине покупаем, то тогда да - куда уж церковнославянский язык осилить :) :)
Сергей Н.15 марта 2019, 22:49
Анна, как умно Вы пишите!
Увы и Ах, но бизнес проник и в эту сферу. Как болезнь.
Владимир15 марта 2019, 22:27
Анне на ее замечания. Обычай изображать крест на просфорах - древний. Но крест - это знак, а не образ. А изображение икон на просфорах - недавний, с синодального периода - времени упадка духовности и церковности. Церковные лавки в компетенции священноначалия, но Вы, Анна, как член Церкви можете смиренно спросить настоятеля прихода, благословившего продажу иконоборческих товаров, не смущает ли его недолжное обращение со св.образами. Можно также написать письмо (индивидуальное или коллективное) правящему архиерею с просьбой дать оценку такой продукции и практики ее продажи в церковных магазинах. Церковный народ вправе проверять своих пастырей на верность догматам Церкви.
Владимир15 марта 2019, 22:17
Анне об изображении человека. А Вы возьмите фотографию дорого Вам человека и надругайтесь над ней. Или дайте это сделать другому человеку, а сами смотрите как он будет это делать. Изображать можно и человека, и Бога ставшего Человеком. Глумиться - грех.
Инна15 марта 2019, 21:34
Спасибо авторам! Молодцы, согласна с каждым словом! И надо ещё напомнить , что на Руси иконы заказывали к особым событиям, и принято было украшать драгоценными окладами. И ждали заказы по несколько месяцев, в семье копились деньги для этого. Встречали новые иконы соборной семейной молитвой и не редко приглашали священника для освящения, и устраивали праздник. А передавали иконы из рода в род, а не печатали их на фантиках.
Василий15 марта 2019, 18:58
1. Если "пути" - достойное место, но что недостойное? На столбе у дороги прямо разрешено икону ставить.
2. В приведённом каноне сказано, из чего можно делать иконы. Из чего нельзя - сказано не VII собором, а о. Алексием и Владимиром.
3. Нет. На иконах изображаются еще дома, реки, чекисты и дьявол. Просто изображение реки не является образом Господа или святого по определению.
4. В приведённом каноне сказано, как можно почитать иконы. Что перед иконой нельзя не поставлять свечи - это о. Алексий и Владимир.
5. Священные сосуды - это предметы, соприкасающиеся с Дарами, они и только они.
"Чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы" - прямо противоречит мысли авторов.
Анна15 марта 2019, 18:53
И еще для меня проблема - целлофановые пакеты и бутылки для лампадного масла. Бумагу худо-бедно сжечь можно. А когда монастыри и храмы продают свои книги, иконы в пакетах со святыми изображениями -куда потом это девать? И главное, приносишь в храм на сжигание, и храмовые служители не берут ни пакеты, ни бутылки. Вопрос к производителям, благочестивым церковным людям - ну зачем все это делать? Неужели цветочками и птичками, просто надписями нельзя украсить? Масло вазелиновое для лампад - неужели этой надписи не достаточно?!
Анна.15 марта 2019, 18:01
Важно, чтобы такая продукция не продавалась в церковных лавках. Человек приходит в лавку, видит такой товар и считает - это норма, раз в таком месте продаётся.
Да, приходится вырезать изображения на упаковках из-под блинов и не только.
Анна15 марта 2019, 17:46
Соглашусь с Сергеем Н. Хуже того - многие календари предполагают, что переворачивая их на другой месяц, изображённые иконы на предыдущем развороте мы невольно вешаем вниз головой.
Анна15 марта 2019, 17:12
В целом понятно и обосновано. И в целом согласна с авторами. Но в этой праведной борьбе за почтение к иконам, по-моему, авторы увлеклись. Так, почему изображение храма приравнялось к иконам? Так и человека нельзя изображать - он де образ Божий? И ледяные скульптуры при чем? Это не хулит Бога, а славит Его, и вода не выбрасывается, как бумага. И обычай изображать крест, иконы на просфорах и съедать их не смущает авторов? Как вам "человек зубами перемалывает крест"? Эдак далеко уйдёте. Тема верная, иконы на упаковках - богохульство. Но не стоит ударяться в другую крайность, это лишь обесценивает общий добрый посыл статьи.
Сергей Н.15 марта 2019, 16:26
Добавил бы в список настенные календари с изображением Христа или Его святых.
Год кончился, куда девать календарь? Выбросить? С изображением Христа?
Лидия15 марта 2019, 16:23
Боже, наболевший для меня вопрос в последние годы.. наконец-то. Благодарю авторов за статью, низкий поклон!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×