Всю вину за ссоры мы должны брать на себя

Как следует просить прощения? Надо ли прощать обидчика, даже если он сам не просил у нас прощения? Об этом мы беседуем с архимандритом Иовом (Гумеровым).

Притча о двух должниках Фото: Православие.Ru Притча о двух должниках Фото: Православие.Ru

– Отец Иов, должен ли человек, который меня обидел, обязательно предварительно попросить у меня прощения, чтобы я мог его простить, или нет?

– Нет. Прощать всех, кто нанес нам обиду и не просит при этом прощения, заповедано нам Спасителем. Господь в Нагорной проповеди призвал нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44). Речь идет о людях, причиняющих нам зло, которые проклинают, ненавидят, обижают и гонят. Заповедь не только предписывает нам прощать их, но даже благотворить и молиться за них.

Если человек не простил ближнему, то он не имеет права произносить эту молитву, потому что говорит неправду

Христианин всегда должен помнить и исполнять этот духовный закон, установленный Богом. Мы только тогда в покаянии получаем прощение грехов, когда сами простили всех, кто вольно или невольно причинил нам зло. Каждый день неоднократно мы произносим молитву Господню «Отче наш». Если человек не простил ближнему, то он не имеет права произносить эту молитву, потому что говорит неправду. В «Прологе» имеется рассказ:

«Был в Александрии вельможа, который, несмотря на все увещания святителя Иоанна Милостивого, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную литургию. В церкви никого не было из богомольцев; служил сам Патриарх, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню ‟Отче наш”, запел ее и святитель; но на словах ‟хлеб наш насущный даждь нам днесь” он вдруг замолчал сам и остановил певца, так что вельможа один пропел слова молитвы: ‟и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”. Тут святитель сказал ему: ‟Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу: остави мне, как и я оставляю! Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?” Эти слова так поразили вельможу, что он, весь в слезах, бросился к ногам Архипастыря и воскликнул: ‟Все, что ни повелишь, владыко, все исполнит раб твой». И в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды» (протоиерей Виктор Гурьев. Пролог в поучениях на каждый день года. Апрель. 2-й день).

Каждый, кто не прощает своему обидчику, уподобляется тому рабу, которому господин простил десять тысяч талантов, а он не простил совсем небольшую сумму своему должнику – сто динариев (Мф. 18, 23–35). Необходимо заметить, раб не просил простить ему долг, а только хотел отсрочки («потерпи на мне, и все тебе заплачу» – Мф. 18, 26). Господин в ответ на эту просьбу явил великую милость – простил весь долг.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Насколько отстоит сто динариев от десяти тысяч талантов, настолько же велико различие между нашими грехами перед Богом и проступками ближних по отношению к нам».

Господь Спаситель не только дал нам заповедь прощать тем, кто причинил нам зло, но и Сам явил высочайший пример абсолютного незлобия: Он, умирая на кресте, просил Бога Отца о прощении распинавших Его: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Известно, что распинавшие Его не просили прощения.

Господь Спаситель явил высочайший пример абсолютного незлобия

– Люди часто говорят, что если мы будем всё прощать, то это подтолкнет обидчиков к вседозволенности. Грубый и злой человек вообще распояшется от своей безнаказанности.

– Здесь мы должны применять не человеческую логику, а верить в действие духовного закона: если мы прощаем причинившего нам зло обидчика, который даже и не думает просить у нас прощения, то Господь, видя наше смирение, подаёт всесильную помощь. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6).

Приведу пример. Святитель Тихон Задонский призывал всех мириться и сам старался всех мирить. Узнав, что двое монахов из братии не хотят мириться, он оставлял все свои труды и шёл к ним. И пока он их не примирял, не уходил. Однажды он приехал к знакомому помещику. У того был в гостях дворянин-вольнодумец. Возник спор о вере. Гость вышел из себя и ударил святителя Тихона. Тот тут же пал на колени и стал просить прощения: «Простите меня, Бога ради, что я ввел вас в такое исступление». Это была не просто кротость святого, но подвиг смирения. Совершилось чудо. Споривший гость сам упал на колени, умоляя со слезами простить его. Благодать коснулась его сердца. Он изменил свою жизнь и стал верующим человеком.

Когда мы думаем, что обидчику нужно дать отпор, чтобы зло не осталось безнаказанным, мы тем самым показываем, что остаёмся в пределах только человеческих отношений, забывая, что в нашей жизни действует Бог. Когда произошла ссора и потерян мир, человеку больно и горько от произошедшего. Он должен усиленно молить Господа о примирении: «Господи, примири меня с ... (с моим мужем, или женой, другом или знакомым)». Когда он молит Господа о примирении, он должен всю вину взять на себя. Тогда придет всесильная Божия помощь.

В искушениях мы должны видеть две стороны. Одна порождена нашим падшим естеством. Все мы наследники адамова падения. Наше естество повреждено. Отсюда постоянно рождаются нестроения между людьми, скорби, столкновения, ссоры. А другая сторона состоит в том, что Господь, попуская эти нестроения, задает нам духовные уроки, чтобы мы учились добродетелям. Бог может нас от всего избавить, но тогда мы никогда не победим наши страсти и не научимся ни одной добродетели.

– Но тут опять-таки могут возразить, что объективно в ссоре всегда у кого-то вина больше, а у кого-то меньше. Почему же кто-то один должен брать всю вину на себя?

– Мы потому в молитве о примирении должны всю вину брать на себя: «Господи, прости меня, я виноват. Проявил нечуткость, неуступчивость, неразумие». И когда Господь увидит, что мы говорим это искренне и от всей души, тогда Божественная благодать будет действовать на душу этого человека и примирит его с нами.

Архимандрит Иов (Гумеров) Архимандрит Иов (Гумеров)

– Но что значит «взять всю вину на себя»? Ведь он тоже виноват, как минимум в том, что не сдержался. Я могу признать, что и он согрешил, или вообще не должен этого признавать?

– Наша цель ведь не в протокольном определении степени вины каждого. Это делают в судах, когда приводят обвиняемого и начинают разбирать дело. В духовной жизни не так. Наша цель – достигнуть мира и этим исполнить важнейшую новозаветную заповедь. Вновь приведу пример. В монастыре, где игуменом был преподобный Кирилл Белозерский, был насельник монастыря по имени Феодор. Плененный демонами, он так возненавидел своего настоятеля, что не мог даже смотреть на него. Феодор решил уйти из обители. Перед уходом пришел в келлию настоятеля. Преподобный сказал ему: «Не скорби, брат мой, все ошибаются во мне, ты один знаешь правду и все мое недостоинство; я действительно непотребный грешник». Любовь и смирение святого освободили несчастного от бесовского плена. Былая ненависть ушла. Он остался в монастыре и жил спокойно.

Примирение дает человеку особую радость, потому что всякая обида, неприязнь, потеря мира вызывает у человека горечь. И ради этой радости человеку нетрудно взять всю вину на себя.

– То есть мы не должны как бы стремиться установить в человеческих отношениях истину (плоско на самом деле понимаемую)? Как бы выяснить ситуацию и рассчитать, кто больше виноват, а кто меньше?

– Мы прощаем всех, потому что Господь простил нам несравнимо больше. Вспомним еще раз притчу о немилосердном должнике. Он должен был господину десять тысяч талантов, а его знакомый, которого он отказался простить, – всего сто динариев.

Мы должны всех прощать, потому что сами мы великие должники перед Богом

Мы должны всех прощать, потому что сами мы великие должники перед Богом. И Бог нас прощает. Его великодушие бесконечно превосходит человеческие понятия и представления. Мы грешим постоянно. Даже на Исповеди мы чаще всего называем лишь малую часть грехов. Это – верхушка айсберга. Приведу рассказ из «Древнего патерика»:

«Однажды было собрание в скиту. Братия говорили о грехопадении брата. Но авва Пиор молчал. Потом, встав, он вышел и, взяв мешок, наполнил его песком и нес за спиною. Насыпав также немного песку в корзину, нес ее перед собою. Отцы спрашивали его: что бы это значило? Он отвечал: этот мешок, в котором много песку, означает мои грехи, их много, но я оставил их позади себя, потому что я не раскаиваюсь в них; а вот это – немногие грехи брата моего; они пред глазами моими, и я смущаюсь ими, осуждая брата. Но не следовало бы так делать! А лучше бы мне свои грехи носить перед собою, скорбеть о них и умолять Бога о помиловании себя. Отцы, выслушав сие, сказали: поистине – это есть путь спасения!»

– Если позволите, еще один каверзный вопрос. Даже Господь говорил: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). А если ведают, что творят? Как же прощать сознательно делаемое зло, сознательное причинение горя?

– Нет, они и правда не ведают, что творят, потому что духовно ослеплены. Да, они знают, что, например, в результате их действий прольётся кровь, но не понимают, что совершают великое зло. Человек ссорится, оскорбляет – и при этом не ведает, что творит. Не ведает, как он травмирует свою душу, особенно если он совершает смертные грехи, например, прелюбодеяние. Он не понимает при этом, что семья – это пожизненный союз, который можно было сделать счастливым: наполнить радостями, воспитать детей и вместе идти к спасению.

Так и вольнодумец, перед которым упал на колени Тихон Задонский, был в плену неверия. Он не понимал, что распространяет духовную отраву и больше всего вредит себе. В зависимости от того, как мы ведём себя, таков будет и результат. Когда у человека добродушный настрой, и он ко всему и ко всем относится благодушно, то ему везде сопутствует мир. Когда этого нет, то происходят столкновение споры, обиды и ссоры

– Но разве все-таки нет случаев, когда простить нельзя? Например, супружеская измена. Церковь признает ее основанием для расторжения брака. Разве человек не имеет права не простить в этом случае?

– Прощать всех, кто причинил нам зло, повелевает нам евангельская заповедь. Она не содержит каких-либо исключений. Если мы вновь обратимся к примерам, то увидим, на какую духовную высоту может подняться человек, для которого христианство стало спасительным учением о вечном блаженстве. Великий князь Сергей Александрович был убит 4 февраля 1905 г. за свои православно-патриотические убеждения. Тело было растерзано бомбой. Супруга его, преподобномученица Великая княгиня Елисавета, с великим самообладанием собирала по частям его останки. 7 февраля 1905 года (через три дня на четвертый) в канцелярии арестного дома Пятницкой части она встретилась с убийцей. Привезла ему икону и простила его.

Даже если семья не сохранилась, простить боль и обиду необходимо

О супружеской измене. Господь запрещает разводиться, «кроме вины прелюбодеяния» (Мф. 5, 32). Супружеская измена – тяжелый смертный грех. Он разрушает семью, которая является самым тесным жизненным союзом: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19, 5). Милосердный Господь дает лишь право на развод, зная, что не каждая пострадавшая (или пострадавший) сможет найти необходимые духовные и душевные силы спокойно продолжать прежнюю семейную жизнь. Однако восстановление семьи возможно. Примеры мне известны. Надо решительно сказать, что даже если семья не сохранилась, простить боль и обиду необходимо. «Если вы будете прощать людям прегрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешения ваши» (Мф. 6, 14). Преподобный Максим Исповедник писал: «Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то» (Главы о любви). Святой апостол Стефан простил побивавших его камнями иудеев: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7, 60).

«Ничто так не уподобляет нас Богу, как то, когда мы прощаем людей злых, которые обижают нас» (святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 19.7).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий20 июня 2019, 08:23
Спасибо за поучительную статью!!! Помогай нам Господь!!!
Ксения 9 июня 2019, 13:11
Дорогой Отец Иов!
Это письмо-благодарность за Вашу книгу «Тихие воды последней пристани». Она, как и другие события жизни укрепляют веру в Промысел Божий.
Книгу привез мне брат, с дарственной надписью мне. Верующий человек из меня никакой, но Господь Своим Промыслом (« случайными совпадениями») никогда не оставлял меня.
В свое время от духовного падения меня спасла беседа с прт. Николаем(Устинов). Служил он, как и Вы, в храме св. Николая в Хамовниках. А потом был направлен в Литву, в храм Архангела Михаила ( где есть удивительная икона Божией Матери «Споручница грешных).
У Вас на стр. 355 со слов:»Важнейшее правило...», то что он сказал простыми словами и за что я держусь! Спаси Бог!.
Ирина Доброва 7 июня 2019, 02:13
ВАЖНАЯ СТАТЬЯ
Сергей Н.16 апреля 2019, 09:16
Спасибо за ответы. Да, пожалуй что к личным, ибо любить живодёров не под силу человеку.
Юрий15 апреля 2019, 12:36
Сергею Н. Данная заповедь говорит об отношении христиан к личным врагам. Так ее понимал святитель Филарет Московский: "Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша" (Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице).
Галина И.13 апреля 2019, 19:40
Сергей Н.12 апреля 2019, 15:39. Я думаю, что эту заповедь Христову может выполнить только тот, кто без всякого сомнения доверяет Богу и Его слову, а не своему или исторически традиционному опыту, военной стратегии и тактике.Всемирная история духовно нищая,с культом кровавых побед и отмщения. Но у нас есть примеры победы Бога и Пресвятой Богородицы - апофеоз православной веры.Это бескровная победа Дмитрия Донского над Тамерланом, которая спасла не только Москву, но и всю Европу. Это такая же победа князя Иоанна III над тат.ханом, когда произошло чудо,и войско хана бросилось бежать.И др.Благословлять, любить и молиться- это высшая добродетель для сильных духом и верой."Мне отмщние,Я воздам".
Сергей Н.12 апреля 2019, 15:39
Я не понимаю как применить слова Спасителя «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 44)
например к немецким нацистам топтавшим мою Родину в 1941-1945? Причем не к простым солдатам которых погнали на восточный фронт без их согласия, а именно как каким-нибудь эсэсовцам сжигавшим людей и травившим в газовых камерах! Кто-нибудь понимает как? Как их любить? Только честно.
Валентина Левина12 апреля 2019, 08:25
Благодарю Господа, за слово Его, которое послал для народа Своего, ибо вразумит тот кто верит, что Спаситель наш Господь живой. Да сохранит Господь душу для Царства Своего и Славы Своей И укрепит священника Иова в этом пути. Спасибо.
Наталия11 апреля 2019, 04:35
Спаси Господи за такую важную и содержательную беседу! Вновь и вновь благодаря таким статьям-напоминаниям открываешь в себе, грешном, недостатки и видишь необходимость постоянной работы над собой...

Наталия Петрова 9 апреля 2019, 20:11
Батюшка Иов, здравствуйте! Пишит Вам ваша давняя корреспонденка, родом с Урала, а пол-жизни уже живущая в Болгарии. Я давно с Вами, слежу за Вашими публикациями, глубоко ценю и уважаю Вас. Спасибо за Ваши труды! Дай Бог многие лета, благодатного подвизания в Сретенской обители!Наталия
Елена 9 апреля 2019, 10:19
Спаси Господи за замечательную душеполезную беседу.
Геннадий 9 апреля 2019, 09:46
...и когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число...
Кто же эти получившие белые одежды?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×