Святитель Дионисий (Сигурос) родился в 1547 году на греческом острове Закинф. Еще молодым он стал монахом и принял священный сан, а в 1577 году был рукоположен в епископа о. Эгина. Однако вскоре святитель, тяготясь славы, отказался от управления епархией и вернулся на Закинф. Здесь он подвизался в монастыре Богоматери Анафонитрии (Возглашающей) до своей блаженной кончины 17/30 декабря 1622 года. Несколько лет спустя его мощи были обретены нетленными и благоухающими, а в 1703 году Дионисий Эгинский был причислен к лику святых. Почему же Господь даровал нетление честным останкам святителя? И почему в Греции его называют «святым прощения»?
Когда святитель Дионисий, епископ Эгинский, подвизался в монастыре Богородицы Анафонитрии, однажды ночью к нему постучался незнакомец. Его дикий взгляд, измученный и растерзанный вид, потухший голос – все выдавало человека, с которым произошло нечто ужасное. Незнакомец был похож на загнанного зверя. Святитель спросил, что привело его к нему и почему он так взволнован.
– Отче святый, я согрешил, – ответил тот плача, – я убил человека. В порыве гнева мой ум омрачился, и я стал убийцей. За мной гонятся солдаты. Я окаянен, я знаю, но я пришел к твоей святыне, чтобы ты меня спас. Спрячь меня, пока солдаты не уйдут.
За этими словами последовали еще более ужасные: преступник, стоявший перед святителем Дионисием, лишил жизни его брата! Убит был князь Константин Сигурос.
Братья очень любили друг друга. Святой Дионисий оставил брату все свое имущество, и князь Константин Сигурос, живя богато и счастливо, слыл влиятельным человеком в той местности. Однако у него были недоброжелатели – семья Мондиносов, тоже из Закинфа. Мондиносов раздражали богатство Сигуросов и воздаваемая им честь – они не признавали их первенства. Так родилась дикая ненависть, вложившая в конце концов оружие в руку убийцы Константина Сигуроса. И некая таинственная сила, которая, вероятно, хотела испытать христианскую душу подвижника обители Анафонитрии, привела убийцу к брату убиенного.
Он узнал об убийстве своего любимого брата от самого преступника!
В душе святого поднялась сильнейшая внутренняя брань. Он узнал об убийстве своего любимого брата от самого преступника! Но убийца молит его о спасении, просит укрыть. Как же поступить? Стать мстителем, как ему диктовала его человеческая совесть, и выдать преступника солдатам или заглушить душевную боль и спрятать его?
Небеса вложили в его душу мужество. Святой одолел человеческую нерешимость. Он задушил немощь, которая на секунду овладела было им. Препобедили благосердие и прощение. Разве и Распятый наш Господь не просил Своего Отца простить распявших Его?
Христианин победил человека, пустынник – брата
Христианин победил человека, пустынник – брата. Святой видел перед собой лишь несчастного убийцу, умоляющего о защите. И подвижник защитил его от всей души, этим героическим поступком осветив свою жизнь.
Когда вскоре на тропинке, ведущей вверх к монастырю, показался полк солдат, святой взял убийцу за руку, отвел его в подвал и спрятал там. Утомленные тяжелой дорогой преследователи наконец добрались до обители и сообщили подвижнику о трагическом происшествии. Владыка сделал вид, что слышит об этом впервые. Он восплакал вместе с солдатами, и, чтобы выиграть время, послал их в лес, сказав, чтобы там искали убийцу.
Когда они удалились, святитель спустился в подвал, вывел убийцу и прерывающимся от боли голосом сказал ему:
– Тот, кого ты убил, был моим братом! Я бы мог отомстить и предать тебя человеческому правосудию, но не сделал этого. Итак, иди... Я распорядился, чтобы для тебя приготовили лодку: так ты сможешь добраться до берегов Пелопоннеса. Ступай и постарайся искупить грех. Христос на Кресте простил грехи разбойника, который покаялся в последний миг. Постарайся и ты быть достойным прощения Божия!
Убийца опустился на колени и горькими слезами омочил руку святителя.
Ночь простирала свой темный покров над пустынной местностью, где стоял монастырь, когда несколько человек в молчании спускались по тропинке от Анафонитрии к берегу. По распоряжению святого трое монахов проводили убийцу до лодки, которая унесла его от преследователей к спасению.
Положительно, не спроста здесь https://pravoslavie.ru/118217.html сказано: "Учил все делать в меру. Молодым, не по разуму ревностным послушникам советовал «ничего на себя не брать», жить проще. Говорил: «Можно есть во славу Божию. Можно спать во славу Божию. Спать – каждого своя мера, чтобы высыпаться».