Моя Пасха

Рассказ взят из сборника пасхальных историй «Тайна воскресения», выпущенного издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный странник».

Елико согреших от юности моея…

Портрет дочери. Художник: Людмила Лесницкая. 1950-е Портрет дочери. Художник: Людмила Лесницкая. 1950-е В моей семье с Пасхой было почти никак.

Было, ей-Богу, как-то не до нее, и, честно говоря, выглядело повсеместно доказанным фактом, что раз упавшая Церковь больше никогда не поднимется. В храмы частили одни старухи, а на редчайших ведомых ими туда детей в длинных оборчатых платьицах и платочках даже я косился дико, как на чудом уцелевшую сектантскую поросль.

Родители не были членами партии, но оба происходили из партийных семей, где упоминание какой-либо христианской универсалии считалось зазорным, где-то смешным и стыдным, а где-то и преступно легкомысленным. В «обществе» могли одернуть, а порой одернуть и весьма сурово: ты, что, дескать, может, и в храм ходишь? может, у тебя дома еще и иконы есть?

Снисходительность: мол, «пусть их», – кончалась относительно любого христианского предмета, я бы сказал, пощечинообразно. Уход блестящего студента-физика в семинарию рассматривался как семейная трагедия, а заодно и пятно на репутации.

Лишь в 1990-е мать стала печь куличи, но никакой речи о том, чтобы освятить их, никогда не заходило.

Свою первую Пасху я запомнил навсегда.

Она досталась мне прямо в школе, в 1984-м «оруэлловском» году: на перемене между русским и географией в сине-коричнево-черной толпе вдруг мелькнуло белое пятнышко.

– Смотри: христоверующая! – прошептал кто-то на ухо, давясь от смеха.

В советской школе был обычный солнечный весенний день.

Эта хрупкая девочка просто не поняла, что сделала. Может, так ее одела недалекая мать, может, инициативу проявила она сама.

Она пыталась спрятаться, но ей не давали. Вопили: «Христоверующая!!! Крыса церковная! Дура!»

Она пыталась спрятаться, убежать, но ей не давали.

– Христоверующая!!! Белый фартук нацепила! Дура! Крыса церковная! Как ее зовут-то? Ща к директору отведем! Ты что празднуешь, дура? Какую Пасху? На кладбище давно твоя Пасха! С крестами!

В девчонку летели синеватые комочки ластиков. Кидали бойко, изо всех сил, стараясь попасть в лицо.

Она не плакала. Заслонялась, падала в кучу наваленных перед классом портфелей, выставляя голенастые ноги в светлых колготках.

Не блондинка – соломенная, да еще белая, как пышный фартук, от испуга…

Ей начали выворачивать руки, пытаться содрать фартук, и вот уже одна бретелька порвана, другая чудом держится на остром плече…

Завуча, курсировавшего по рекреации, когда надо и не надо, и след простыл.

Она была с нами один на один.

Никто не вступался.

Она была с нами один на один. Никто не вступался

Наши девочки-отличницы в отглаженных пионерских галстуках, сложив руки на груди, смотрели сурово и осуждающе.

Кидал ли я? Не помню.

Точно смотрел на расправу с такой же «римской» языческой неприязнью – филигранно выверенной нашими газетами, стократ оправданной шоком от классово чуждого, из небытия возникшего «праздника».

Тайна Воскресения / Сост. : А. Чернова. — М.: Вольный странник, 2019 — 304 с. : — ил. ISBN 978-5-00152-005-4 Тайна Воскресения / Сост. : А. Чернова. — М.: Вольный странник, 2019 — 304 с. : — ил. ISBN 978-5-00152-005-4 Римский подросток, привыкший к аренам и львиному реву стадионов, – вот кто я был тогда.

И, честно говоря, забава не казалась мне какой-то уж особенно забавной. Видел я к тому времени зрелища и пострашнее – как человеку откручивали голову. Руками. Или как режут человека бутылочной «розочкой», рывком насаживают на финку с цветной наборной рукоятью. Помнил и густые, почти черные капли крови на асфальте, и на пыльной траве, и вой сирен, милицейских и скорых. Всякое было.

Точно помню, что поймал отскочивший пружинящий брусочек, лениво, только чтобы не отставать от других гонителей, прицелился… и тут грохнул звонок на урок. Занесенная рука опустилась. «Римляне» бросились врассыпную и о «христоверующей» забыли.

Может быть, она сняла фартук, скомкала и сунула в ранец, доходив день в коричневом платье.

Может быть, не сняла и до конца дня уворачивалась от насмешек, угроз, хватания за волосы.

Может, угроз и не было: истощились пыл и фантазия преследователей, устали, убежали, отвлеклись…

Кто ты теперь?

Есть ли?

Слышишь ли?

Прости меня.

Купить книгу можно здесь:

Сергей Арутюнов

2 мая 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пасхальное чтение: пять дореволюционных произведений для детей Пасхальное чтение: пять дореволюционных произведений для детей
Мария Минаева
Пасхальное чтение: пять дореволюционных произведений для детей Пасхальное чтение: пять дореволюционных произведений для детей
Мария Минаева
Это пласт православной культуры, традиций, мироощущения, который в годы советской власти безжалостно искоренялся. Такие произведения – словно мостик между столетиями. Тут много личного, но остается главное: Пасха – важная величина, определяющая судьбу.
Как мы будем жить после Пасхи? Как мы будем жить после Пасхи?
Протоиерей Андрей Овчинников
Как мы будем жить после Пасхи? Как мы будем жить после Пасхи?
Протоиерей Андрей Овчинников
Самое обидное – это почувствовать, обычно к концу Светлой недели, что начинаешь терять то, что так бережно и кропотливо собирал за время поста.
Берегите Ангелов Берегите Ангелов
Леонид Гаркотин
Берегите Ангелов Берегите Ангелов
Леонид Гаркотин
Несколько детишек, пока взрослые стояли в очереди у церковной лавки, затеяли игру и весело, с криками, носились по опустевшей церкви. Вдруг раздался истошный крик: «Чьи это дети?»
Комментарии
Оксана19 апреля 2020, 22:14
В написанном теми, кто не поверил истории, больше правды, чем в рассказе, даже если он и был, по словам автора, на самом деле. Потому что рассказ воспринимается как портрет эпохи (ну написано так! - не как частный случай, а с обобщением), а эпоха была уже совсем другой. Мало ли где чего было... в семье не без урода. В любой, даже благополучной эпохе, будут воры, убийцы, аферисты и моральные уроды. Тётя рассказывала, что в 30 и 40 г. от неверующих подруг они таились. А для 84 года случай травли ровесниками за веру хоть и возможный, но исключительный, редкий, ненормальный, в целом наш мир был совсем иным. Об этом и кричат здесь люди. И составляющийся из их рассказов портрет гораздо вернее.
Сергей Арутюнов14 января 2020, 13:09
Почитал комментарии, и больше всего изумили неверующие, обвиняющие во лжи. Мне кажется, что такие, как вы, не верили бы, даже если бы на их глазах сжигали кого-нибудь, или били, или издевались. Говорили бы - "Не может быть, мы же прекрасные люди, и дети у нас прекрасные, это нетипично". А живая боль человеческая - выдумки. И точно так же было при Христе, и точно так же в 1984-м году. Я не выдумал ни слова. Это не рассказ, а хроника, запись события, так и знайте. То, что я видел собственными глазами, начало переворачивать мои представления о мире, а вы мне в глаза говорите, что я лгу, потому что, видите ли, у вас в Харькове такого не было. А вы себе не смешны? И в чём вообще ваша вера?
Анна11 июля 2019, 15:00
Я училась в 80-е, и согласна с некоторыми.
1. Не связывали Пасху с белым фартуком, ещё и на следующий день (хоть и есть Светлая Седьмица). Прав безымянный комментатор, выяснивший, что в 1984 году Пасха была 22 апреля, когда действительно было бы рекомендовано всем прийти в парадном виде.
2. Если дети неверующие, как они вообще узнали про Пасху? Вот в банальную травлю верю, и повод мог быть любым. Но автор по личным соображениям выбрал тему религии. (Не забываем, что это рассказ, частично являющийся художественным вымыслом).
Хотелось бы узнать возраст автора на тот момент, т. к. в рассказе описаны жестокие сцены, в присутствие ребёнка при коих сложно поверить. Что за дикое место?..
Вера 2 июля 2019, 09:37
Ой, не могло быть в 1984. У нас в семье всегда Пасху отмечали, хотя в церковь не ходили, но яйца красили, куличи пекли и пасху творожную делали и мама и обе бабушки и тётя. И не скрывали этого.Пасха всегда в воскресенье и в школу не ходят. Рассказывали, что в начале 60-х у старшего брата в школе смотрели на пальцы-красили яйца или нет, и учительница кого-то отругала за это, типа:Смотрите дети, она в Бога верит".А в середине 70-х мы в ночь на Пасху ходили к церкви, но там милиция оцепляла и пройти мешала, мы в дырки в заборе лазили, но больше из интереса и запретности, а не веры в Бога. Хотя перед экзаменами в тихушку бегали свечки ставить
Надежда20 июня 2019, 13:44
В 1973г на Пасху учились. Она была перед Первомаем, перенесли выходные дни, у взрослых была рабочая суббота, а школьников заставили учиться на Пасху. Мы веселились. Принесли крашеные яйца, куличи. Не было сильной антирелигиозной пропаганды при Брежневе, вообще, похоже, всем надоела идеология, сплошной пофигизм. В победу коммунизма никто не верил, рьяные комсомольцы были скорее карьеристами и даже они к религии относились скорее индифферентностей. Учителя, даже партийные, вообще не реагировали, правда мы уже были старшеклассники. Кто-то ходил смотреть крестный ход к Елоховской, но там было все оцеплено милицией. Но если комсомольцы крестили ребёнка, то выговор с занесением обеспечен
Нина13 июня 2019, 09:36
По Воскресеньям не учатся. А в неделю после Пасхи никому из тогдашних детей не пришло бы в голову связать этот белый фартук с праздником Пасхи. Никто бы не понял,что она празднует.
Сама в те годы в школу ходила.
Вероника30 мая 2019, 20:38
Это не гонения на христиан. Это, кажется, обыкновенная травля. Она могла быть когда угодно и за что угодно. Возможно, эта девочка пришла в белом фартуке по какой-то незначащей причине. Возможно, она была верующей. Просто класс был неблагополучный. И школа. А судя по воспоминаниям пацана, и город. Слово "христоверующая" тоже похоже на травлю, на бранную кличку.
Наталья Богоявленская, насчет "Старшей сестры" уточнение. Верующая была не вся семья, а только бабушка. Внучка хотела ее порадовать и понесла узелок на освящение. А потом попалась на глаза своему врагу, и та "настучала".
Светлана Исмайлова30 мая 2019, 10:53
1984? не могло быть такого...
Анна26 мая 2019, 11:19
Не могло быть такого в 80е годы. В 50-е может быть, и то- вряд ли травили бы- народ был добрым. У нас один раз одноклассница тоже в белом фартуке пришла невовремя. Спросили: "Почему?" Она сказала, что мама черный фартук постирала. Поинтересовались бы обязательно. Хотя... если девочка была в классе "непопулярна", то придраться могли к чему угодно для насмешек.
Ольга14 мая 2019, 05:14
И я не верю, что это правда. Училась в то время, сменила не одну школу. Нигде такого даже представить не могу.
И потом, слишком много странных деталей. Например, само слово "Христоверующая". И все таки прямо молча догадались, почему на ней белый фартук? Советские невоцерковленные дети все, как один, поняли, что этот белый фартук значит, да? Очень странно.
Не могу сказать за более ранние времена, возможно, при Хрущеве могло подобное быть. И то сомневаюсь. Мои родители в детстве ходили в церковь, их мамы-бабушки водили. Никого не травили за это.
В мои 80-ые скорее был бы заинтересованный разговор, чем закидывание ластиками.
Дмитрий12 мая 2019, 15:47
Иоанна, мне кажется, что Господь не нуждается ни в нашем вранье, ни в нашей ненависти. Мы обсуждаем случай, возможно произошедший в 1984 году. Те, кто в эти годы учился в советской школе (и я в том числе) выражают разумные сомнения в том, что это могло быть именно в таком виде. Делятся собственными воспоминаниями. Зачем пытаться оспаривать эти факты? Вы можете привести примеры новомучеников 1970-1985 годов, раз говорите о новомучениках?
На мой взгляд Церкви больше вреда от лжи, распространяемой как бы от её имени и как бы в её защиту, чем пользы. Нельзя на лжи основать что-то хорошее, тем более совершенное.
Не была жизнь в позднем СССР идеальной, но то что есть сейчас много гаже и подлее.
Катерина 9 мая 2019, 09:56
Татьяна 8 мая 2019, 14:15 - "повестись" на те или иные установки можно при наличии укорененных внутренних установок. Об этих установках украинцев можно найти статью-анализ, написанную в 20х годах прошлого столетия. Библиотека Мошкова. Я при чтении думала вначале, что это современный анализ. Так всё совпадает. Потом пара деталей пробудили сомнение. Смотрю и вправду. Почти 100 лет прошло. А воз и ныне там и тот же. Для излечения этих внутренних установок и был попущен раздрай на Украине. "Бить в колокола" как конкретно Вы себе это представляете?
Наталья 8 мая 2019, 17:09
Разные ситуации в разных местах. Жившие на той же Украине, вспоминают притеснения от властей, а жившие в местах, где церковную жизнь успели разорить гораздо больше, вспоминают оскорбления и от ближних - учителей, соседей, одноклассников.
Не верят в это лишь те, кто тогда не был воцерковлен. Просто не испытали на себе - вот и не заметили.
Конечно,избивать и травить в 80е было редкостью, но вы представьте,что чувствует ребенок, когда учитель при всем классе высмеивает его мировоззрение, унижает,по сути, его родителей и других близких,которые его в вере воспитали! Со стороны особо и внимания не дашь. А сам испытав - хорошо, если не сломаешься! Как можно от чужого страшного опыта отмахиваться?!
Татьяна 8 мая 2019, 14:15
А на то,что сейчас происходит на Украине без боли разве возможно смотреть? И ведь давно уже нет советской власти. Неизвестно, что страшнее - открытое противостояние общества и Церкви как это было в 20-30 г.г.,или такое вот лукавое разъединение верующих людей. Ничего нового,к сожалению. "Разделяй и властвуй". Печально, но ведь очень многие повелись на установки нынешней светской власти. Хотя, повторюсь, давно уже нет советской власти и пропаганды 20-30 годов.А ведь храмы отбирают и батюшек выгоняют. Чем закончатся эти гонения - ...?
Ощущение, что нас специально отвлекают темами "матильд" и т.п., хотя происходит реальный раскол Православия и надо бить в колокола. А мы все про советскую власть
Андрей 8 мая 2019, 12:10
Марина 7 мая 2019, 16:46, в одной из сменённых мною школ на седом Урале, как помнится, в 82 или 83 году имела место подобная травля девочки одноклассницами. Правда поводом послужил не белый фартук в понедельник светлой седмицы, но губная помада и прочие знаки весеннего обострения блудной страсти. Общая то эпидемии началась в классе только с 1 сентября. Отдаю должное учителям - они быстрое пресекли издевательства, но не однажды видел и противоположное - педагоги из зависти к природным способностям занижали учащемуся оценки и молчаливо поощряли ненависть со стороны одноклассников. Примеров воинствующего атеизма в 80-е тоже хватало, эта история по сути классический пример маминой бестолковости.
ВВ 7 мая 2019, 23:37
Марина, а чем вы "подтвердите свои слова"?
Вы были верующей девочкой и к вам хорошо относились в школе?
Даже если так - это ваша личная история. С. Арутюнов рассказал свою.
Иоанна_ 7 мая 2019, 22:09
"Кардинально отличалось"? Нет, Татьяна, ничего не поменялось в идеологии советов. Просто десятилетия нещадной борьбы с Православием дали свои результаты, и в последние годы советской власти уже не нужны были полномасштабные гонения, так как Церковь не играла никакой роли в общественной жизни. Именно так, как и описано в этом очерке. Если у вас было по-другому - можно за вас только порадоваться.
Татьяна 7 мая 2019, 18:37
Иоанна_ 7 мая 2019, 12:00


Татьяне. На Украине не было таких опустошительных гонений на веру, как в России, так что отсылка к Виннице и Харькову едва ли уместна.

Почему же "едва ли уместна". Страна ведь была единая и все церкви были в подчинении РПЦ.
Просто надо делить советский период на 2-3 части: с 1917 года до ВОв, послевоенный до хрущевщины и брежневский. Отношение к церкви в каждом периоде кардинально отличалось друг от друга. Я привела в пример отношение к церкви в брежневский период, то, что было реально и то, что помню.
Поэтому считаю, что не надо соотносить действительно страшный период 20-30 годов на абсолютно весь советский период. Думаю, что должна быть объективность.
Марина 7 мая 2019, 16:46
Автор должен чем-то подтвердить свои слова, хотя бы назвать точное место действия. Я закончила школу в 85 в Свердловске, ничего подобного даже представить не могу. По-моему, это просто страшилка.
Яна (Jana W) 7 мая 2019, 16:25
Христос Воскресе! Сильный рассказ. Напомнило тот период. К счастью, не все дети были такими, а вот некоторые взрослые были, по-своему, страшнее. Также- иногда "переносили" воскресенье в связи с празднованием 1Мая. Старались перенести, чтобы потом добавить к 2-м выходным. А на работе сделать в субботу субботник(уборка территории), в воскресение- воскресник (на раб.месте, обычная работа, в связи с переносом праздничных дней). Был еще такой всесоюзн. ленинский субботник. Из села рассказывали- выходи в поле в воскресенье. Т.е., утром на работу. Но все равно, шли в Храм, в др.село, а потом- тяжелый труд. Но это не останавливало.
Иоанна_ 7 мая 2019, 12:00
Татьяне. На Украине не было таких опустошительных гонений на веру, как в России, так что отсылка к Виннице и Харькову едва ли уместна. Это подтверждает хотя бы тот факт, что в застойные годы в России и даже в Москве было достаточно много священников с Украины. Собственно русское священство (массово) возродилось уже только после перестройки.
Иоанна_ 7 мая 2019, 11:49
Спор о первородном грехе в 1982 году? Нестандартная ситуация, понятно же. Это говорит только о том, что в классе преобладали дети из семей интеллектуалов. А где публика была попроще - могло и так обернуться, и стирашками швыряться - это ещё облегчённый вариант, однозначно. Но факт, что в 1982 году не существовало никаких, как мы сейчас сказали бы, открытых источников, откуда можно было бы узнать о христианстве. Вообще. Разве что атеистическая литература.
Ирина Станиславовна 7 мая 2019, 10:32
Странный рассказ..... Я закончила школу в 82 году. И я, и многие одноклассники были некрещеные. Но такого, как в этом рассказе, никогда не было. Мы спорили на тему веры. Отлично помню спор о первородном грехе (!) Но агрессии не было.
Татьяна 7 мая 2019, 08:26
Помню на Пасху с одноклассниками, заранее договорившись, ходили к церкви смотреть на крестный ход (1970-е годы, Каменец-Подольский, Украина). Не помню, чтобы кого-то не пускали в церковь. Во всяком случае я этого не видела. Людей на службе было море.
Впоследствии, приезжая к свекрови на Пасху, открыто ходили в церковь, святили куличи. Моему маленькому сыну тогда попало от свекрови, т.к. накануне, перед тем как идти в церковь для освящения он посгрызал все сладкие верхушки у куличей, пришлось по-новой ставить тесто и выпекать. (1983 год, Винница, Украина). На нашей улице жили "штунды", на них косо смотрели, это было. Но никто не травил.
Наталья Богоявленская 6 мая 2019, 14:53
В 50-е -- 60-е годы прошлого века была популярна книга "Старшая сестра" (автор -- Воронкова). Про светлую эпоху советской школы. Среди её персонажей -- доблестных пионерок -- была девочка, служившая антиподом этим активисткам. Отличало её от них то, что она была из верующей семьи. Как же они глумились, издевались и осуждали её -- таким, дескать, не место в советской школе! Апофеоз этого глумления -- день Великой Субботы, когда кто-то увидел её с узелком на пути в церковь, чтобы освятить яички. Поизмывались вволю! Так что прежде чем кричать "Не верю!", возьмите книжки обычных советских авторов и почитайте, какова была обстановка в то время.
6 мая 2019, 14:39
Рассказ понравился, но многое непонятно. Я закончила школу в 1980 году в Москве. Тогда много храмов было закрыто, крестики в школу было нельзя носить. Но чтобы так жестоко вел себя весь класс - такого не было. И инициатива запрета почитания православных праздников обычно исходила от некоторых учителей и комсомольских активистов, а не от детей. В такой ситуации класс мог разделиться на нападающих и сочувствующих. И потом, вряд ли девочка стала одевать белый фартук в школу в понедельник, хотя пасха празднуется 40 дней. В 1984 году Пасха приходилась на 22 апреля, т.е. в тот день все школьники должны были прийти в школу в парадной форме. Пожелание - указать местность, где это все происходило.
Читательница (Подмосковье) 6 мая 2019, 13:30
Россия Бога не забыла.
Хоть муки крестные прошла,
Но все же свято сохранила
Частицу веры и тепла.

И от одной от малой свечки
Зажглась могучая заря.
И стало ясно: вера вечна,
Как вечны солнце и земля.

Старинной улицей московской
С названьем новым и чужим
Идем, спешим по кромке скользкой,
К своим троллейбусам бежим.

Еще февраль сгущает краски.
Еще под наледью трава.
Но близок день вселенской Пасхи,
Пора святого торжества.

И верба расцветает в банке
В лучах нежаркого тепла.
И дерзко церковь на Лубянке
Звонит во все колокола.

Анатолий Жигулин
1969
ирина 6 мая 2019, 11:57
на Западной украине сейчас выгоняют священников с семьями,с малыми детьми из домов в селах,особенно если приход перевели в пцу.в детстве,жила в молдавии гонений не было,очень верующие люди были -молдоване,понятно,что не все.но церкви по селам стояли,народ ходил.
Светлана 6 мая 2019, 03:04
Не верю. Сама закончила школу в 1973. Автор, назовите город, школу, класс, дату. Совсем неправдоподобно.
Дмитрий 5 мая 2019, 20:36
Мне куда больше верится в историю про одну смелую девочку, чем в целый озверевший класс.
Иоанна_ 5 мая 2019, 19:55
/Но чтобы что-то запрещать, арестовывать-это байки...Многое, что прочитал тут в комментариях, похоже на современные сказки...// К тому и идём, что лет через 20 подрастающее поколение будет интересоваться: что это за сказочные герои новомученики, которые упоминаются в церковном календаре? Откуда они взялись? Ведь советское время - это был период полного материального и духовного благополучия, не так ли?..
Катерина 5 мая 2019, 19:42
Вадим К. 5 мая 2019, 13:44 - про гнев и очки себе это ведь Вы свою позицию бессознательно проецируете на других? Я вот не вижу гнева в текстах моих единомышленников, вижу только горечь о загнанном в угол Православии и лишении счастья Евхаристии миллионов потенциальных православных на долгие 70 лет. Для Вас это явно ничего не значит, космос и санатории Ваше всё, а для верующего именно Евхаристия ВСЁ.
Наталья Богоявленская 5 мая 2019, 18:29
Пора бы уж и забыть? А как быть с расстрелянным прадедом -- сельским священником и выгнанной из родного дома его семьей? Тоже забыть? Ну уж нет, это моя родовая память. Хотя прадеда я, конечно, помнить не могу: родилась намного позже. Помню рассказ и о том, как моя тётка пришла из школы вся в слезах: учительница со злобой сорвала с её шеи крестик. Нас же в первом классе грозно предупредили, что кого завтра (на Пасху) увидят возле церкви -- выгонят из школы. Как я боялась приблизиться к храму Мартина Исповедника, даже не догадываясь, что это не тот храм, которого надо бояться: закрытый и осквернённый. А икона у нас дома висела всегда, висит и сейчас: Господь Вседержитель, на почётном месте.
Андрей 5 мая 2019, 17:31
В центральной России и далее на запад церкви оставались и при Сталине, и при Хрущёве. Другое дело Урал и далее на восток, там и сейчас не всё так просто. Соответственно и отношение в народе. Варианты развития событий возможны самые разнообразные, ведь дети суть живые люди, со всеми страстями и бранями хотя и на до времени упрощенном уровне. Могли ли героине повести просто позавидовать одноклассницы? Да подобное происходит сплошь и рядом, но инциденты должны на корню пресекаться учителями, а тут уже достойное внимания полиции действо. Сильно уставшие от уроков педагоги пропустили шоу? Не может того быть, тем более в советской школе. А вот из-под тишка ужалить чужими руками, это запросто.
Алла 5 мая 2019, 16:08
Иоанна, ну не все же думают про характеристики с младых ногтей ;) Вот вы не верите мне, т.к. не встречали таких идейных детей. А другие не верят в описанный автором сюр. И я тоже не верю. А девочка просто была из верующей семьи. Она на примере родных видимо итак знала, что вузы и блестящая карьера ей не светят. И считала, что есть вещи поважнее.
Дмитрий 5 мая 2019, 14:10
Я 1975 года рождения. Крещён в раннем детстве, как и мой старший брат. Отец был в партии. Мама нет. Крестили не то что бы тайно-это не могло быть тайной, если бы кому-нибудь это было нужно-узнали бы. Думаю, что никому нужно не было. Не помню ни одного эпизода травли какой-то за веру. У родителей одноклассника видел в углу иконы с лампадкой. Никому в голову скрываться не приходило. Родители рассказывали, что в пасхальную ночь по ТВ всегда шли концерты популярной западной музыки, чтобы народ пуская слюни сидел у экранов. Но чтобы что-то запрещать, арестовывать-это байки... Многое, что прочитал тут в комментариях, похоже на современные сказки...
Вадим К. 5 мая 2019, 13:44
Сергей, а я и не высказывал сомнений в правдивости чьих-то рассказов, в т.ч. и изложенного в заметке. Одно непонятно: сколько можно жить "проклятым советским прошлым"? Скоро 30 лет его кончине исполнится, а у нас камни никак для него и для его деятелей, уже стоящих перед судом Божиим, не закончатся. Наверное потому так, что клясть былое конечно легче и ставить себе очки за праведный гнев приятнее, чем строить самому что-то действительно доброе в настоящем, за которое потом не будет стыдно перед Богом и собственными потомками. Ведь и нам в свое время держать суд Его и их.
Валентина 4 мая 2019, 22:52
О. Даниил Сысоев рассказывал, как в первом классе (это 1981-82 год, Москва) его поставила перед классом учительница и стала распекать за веру. Под хохот одноклассников он подтвердил, что верит в Бога и знает много молитв.

Кстати, тут недоумевают насчет белого фартука: я так понимаю, девочка после Пасхи пришла в нем, и, видимо, многие догадались о причине праздничной формы одежды.
Иоанна_ 4 мая 2019, 22:29
"Смело вступать в спор" с учителями по идеологическим вопросам (а вопросы веры однозначно к таковым относились) - это что-то из области научной фантастики. Это может только тот написать, кто никогда не учился в советской школе. Самое мягкое наказание было бы, - согласна с Екатериной, - получить такую характеристику по окончании школы, с которой дорога в вуз была бы навсегда закрыта.
Сергий 4 мая 2019, 21:28
"Верят, не верят... Значит просто не видели такого в своей жизни и все тут."

Так в этом и дело. Опыт у всех разный, и то, что ты чего-то не видел - НЕ ПРИЧИНА сомневаться в опыте другого. А то начинается: "такого не могло быть, потому что не могло быть никогда, уж я-то помню точно. Город такой-то, год такой-то."
Сергий 4 мая 2019, 20:58
Христос Воскресе!

Нике

"Я никогда никого ни в чем не подозреваю"

Я имел ввиду не "в чем", а "о чем". Это разные вещи.

"Я знаю, сколько длится пасхальный период"

Тогда можно и не удивляться написанному в статье. Очевидно же, что речь идет не о Светлом Воскресении, а скорее о Светлой Седмице.
Алла 4 мая 2019, 17:09
Моя мама рассказывала, что у них в классе была верующая девочка. Её класснуха периодически отчитывала за веру при классе, но девочка смело вступала в спор с училкой, и не сдавала позиций. Это были 60-е годы. Но одноклассники ничего против девочки не имели, а мама вообще ей восхищалась за смелость.
Вадим К. 4 мая 2019, 12:02
Верят, не верят... Значит просто не видели такого в своей жизни и все тут. Вот и Вы в это, пожалуйста, поверьте, что у кого-то другой опыт. У меня дед был коммунист, причем не карьерный, и он на Пасху всегда красил яйца, а его супруга, т.е. моя бабушка, пекла куличи. Да, в храм не ходили. Были ли верующими? Кто знает. И я описанного в заметке в своей жизни не встречал и не слышал, хотя и застал еще советское время. Было однажды, что учитель увидел у кого-то крестик и стал стыдить при всех, но на этом все и закончилось. А травить могли в школе и не только за веру, а за что угодно, если не по душе пришелся, и думается, такое бывало не только в советское время.
Наталия Ростова 4 мая 2019, 09:38
Вот за школу ничего не могу вспомнить.Я в Якутии жила и православных храмов у нас не было в те годы. Баптисты только в ДК собирались. Но их не гнобили.Я и сама к ним ходила. Милые люди.
Но я тоже раз получила по шее, правда от родителя и по своей вине.
Мне дали на ночь прочитать Новый Завет. Я сразу поняла,что ночи мне не хватит, чтобы хоть одно Евангелие переписать. И ничего лучше не придумала, как тихонечко стырить кассеты моего отчима с песнями Высоцкого, и на эти кассеты надиктовать всё что можно успеть за ночь. Надиктовала...А потом меня ждала экзекуция..Ох, прости меня, батя! Через неделю мне подарили Евангелие, но твои кассеты я угробила. В общем, правильно ты меня за уши оттаскал...
Катерина 4 мая 2019, 09:28
Смотрю вот,Сергей пишет 1984.В моей школе, напротив которой за стеной соседнего дома величественно сверкает крестом на солнце никогда не закрывавшийся даже во время революции собор(может,поэтому немцы и не заняли мой родной город в 41м?) все стены были увешанны антирелигиозной агитацией. И в 84м тоже. Которая, как это ни странно, и оказалась толчком к тому, чтобы разобраться,Кто же это такой - БОГ,над которым так упорно насмехаются и агитаторы, приезжающие в школу, и плакаты? Разобраться, чтоб уверовать в НЕГО.Бог поругаем не бывает. Запрет приближаться к собору во время Пасхи был четко артикулирован педагогами. О тайных крещениях ТУТ ЖЕ ставилось известным парткомам с оргвыводами.
Катерина 4 мая 2019, 09:16
Ника 3 мая 2019, 16:36 -
В советской школе 80х уже не проходили формы литературных произведений и их сравнительный анализ? Быть того не может. Это художественное произведение в форме рассказа, написанное с точки зрения ребёнка соответствующего возраста в эмоциональной форме, а не полицейский протокол, в котором необходимо указывать запрашиваемые Вами данные.
ин.Наталья 4 мая 2019, 09:03
Пасха 1988 года, Пенза, кафедральный собор: дружинники отлавливали школьников, а милиция охраняла крестный ход от подвыпившей молодежи. Помню, как молодой охальный голос заорал: "Вали барона!!!" и развязная толпа навалилась на редкое оцепление в том месте, где шел владыка Серафим. Возникла заминка, ход остановился... Помню выражение горечи на лице владыки...

Еще воспоминание: в 1996 г. умерла знакомая монахиня - молодая еще девочка. Она рассказывала, как в начале 80-х ее выводили на "линейку" перед всей школой (московской) и срамили за то, что носит крестик. Не думаю, что она лгала на смертном одре. А вот то, что здоровье ее было подорвано и теми детскими потрясениями - вполне возможно.
Бирисса 4 мая 2019, 08:03
В 90-е, у меня не было одежды "на выход", и мне пришлось ходить в школу в мамином пионерском платье. Без всяких фартуков, просто что-то же надо было надеть... Вот меня так же гнобили: "Эсэсэсэрина! Поглядите на неё! Из какого она века?!"
Катерина 3 мая 2019, 22:46
Даже к церквной ограде нельзя было подходить в вечер накануне. Дружинники-комсомольцы, вылавливающие школьников. Прямым текстом в школе - вон из пионеров, вон из комсомола, а значит никакого высщего образования. 80е. Подмосковье.
Иоанна_ 3 мая 2019, 22:01
Господа из Москвы, Ленинграда, с Украины - не верят. Ну так многие и тому, что написал Ширяев в своей книжке про Соловки, тоже не верят. И, насколько я понимаю, таких становится всё больше, даже среди православных...
Андрей Степаноф 3 мая 2019, 21:19
Хороший рассказ и концовка хорошая
Ника 3 мая 2019, 16:36
Спасибо, господа учителя! Спасибо, добрый человек Сергий! Я никогда никого ни в чем не подозреваю. Каждый судит по своим душевным свойствам. Я знаю, сколько длится пасхальный период. Но в рассказе можно было сделать и ряд уточнений. Понятно, что речь идет о детской жестокости. Она была и у нас в школе. Но за веру, или же белый фартук никого не травили. Если что, я про 1980-е года. Город Ленинград.
Ольга 3 мая 2019, 16:20
Мне трудно поверить, что случай, описанный в рассказе, не художественный вымысел. Мы, класса до пятого, приносили в школу крашеные яйца и обменивались ими. А после уроков катали их во дворе. Правда, это было более раннее советское время. Неужели ближе к перестройке стало по-другому? И слова «Христоверующая» мы не знали. Не верю…
Ирина 3 мая 2019, 12:29
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! (такой рассказ,покаянный,хорошо бы в постные дни)
Александр В 3 мая 2019, 10:43
Нике

По церковным канонам пасхальный период является самым долгим православным празднеством, и с учетом Светлого Воскресения, а также дня Вознесения Господня он длится ровно 40 дней.
Алла 3 мая 2019, 10:11
Очень странная история.
Иоанна_ 3 мая 2019, 08:18
Рассказ растрогал до глубины души, особенно про белый фартук. 1984 год, значит, мы с автором ровесники... Да, за любую непохожесть травили, это мы проходили. И учителя не вмешивалась - тоже правда. Но именно за церковность - у нас такого не было. Никогда даже и не слышала, чтобы хоть кто-то ходил в храм, праздновал Пасху, носил крестик. Разве что древние бабушки ходили "у собор", но это, разумеется, "по отсталости". Благословенная земля смоленская...
Михаил 3 мая 2019, 06:36
Ника, Пасха празднуется не только в день самого Воскресения, но и в последующие 40 дней, если не ошибаюсь. Поэтому, вполне возможно что событие, описанное Сергеем, произошло на Светлой Седмице, к примеру.
Ludmila 3 мая 2019, 05:04
Ну, даже не знаю что сказать... Я закончила школу в 1974 году. В Москве. В самом центре Москвы. Даже представить себе такое не могу.
Сергий 3 мая 2019, 01:31
Ника, Вы не подозревали, что Пасха празднуется не только в Светлое Воскресенье, но и 40 дней после? Теперь будете знать.
Максим 2 мая 2019, 23:22
Интересно, какой город? Область?
В Харькове в поздние советские годы на пасху ходили открыто, и никаких издевательств не было. Тем более в воскресенье в школу никто не ходил.
Елена 2 мая 2019, 22:06
Хороший рассказ. Сильный. Не об искусственном детском героизме. Детская жестокость. Время в рассказе как бы останавливается, останавливается и рука, поднявшая камень... Автор осознал, в Кого бросил бы свой детский ластик. Воскресение Христово побеждает болезненные воспоминания.
Ника 2 мая 2019, 21:30
В советской школе не учились по воскресеньям (а Пасха именно в воскресенье).
р.Б. Сергий 2 мая 2019, 09:01
Прочитав этот рассказ,в очередной раз убеждаюсь, что не мы сами приходим,а Бог приводит нас к Себе,зачастую неведомыми и алогичными для нашего мирского понимания путями. "Не вы Меня избрали,а Я вас избрал" (Ин.15:16) Главное не возгордиться и не забыть последующие далее слова :"чтобы вы шли и приносили плод" (там-же).Слава Богу за всё!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×