Ханну Пёюхёнен, профессор богословия, который вместе с единомышленниками строит монастырь в городке Ламми в Южной Финляндии – самом густонаселенном регионе страны, размышляет над теми качествами, что необходимы людям, чтобы называться православными не номинально, а по праву. Такое право дает нам, убежден профессор, и… ненависть.
Нужен не пластик – хлеб
– Странно соединять два этих понятия – христианство и ненависть…
– Старец Софроний говорил, что никто не сможет быть настоящим примером христианской жизни, не сможет вести ко Христу другого, если он не возненавидит самого себя.
– Что это значит?
– По моему мнению, мы должны возненавидеть в себе всё то, что мешает Богу работать над исправлением нашего сердца. Именно – возненавидеть. От всего сердца. И тут получается очередной христианский парадокс: такая ненависть к себе оборачивается подлинной любовью к Богу и ближнему, которая и делает нас достойными человеческого звания. При выполнении такого условия возможно настоящее братолюбие: если человек видит, чувствует нашу честную заботу о нем, знает, что он нам небезразличен, понимает, что мы от сердца молимся о нем, тогда он ответит – обязательно ответит – такими же чувствами и действиями. Без заботы о ближнем, без готовности послужить ему мы сколько угодно можем называть себя православными, но это будет, я бы сказал, какое-то номинальное, официальное христианство, ничего общего с Христом не имеющее.
– Но любовь к ближнему подразумевает и тяжелый труд. Иногда и строгость.
– Совершенно верно. Понимаете, если мы угодничаем, «гладим по головке» человека, говоря, что в Церкви Христовой можно то-то и то-то, что «это нормально» (например, извращения, взятки, пьянство и т.п.), то человек, ищущий Христа всерьез, инстинктивно почувствует фальшь: разве апостол Павел, будучи в муках рождения, пока не отразится Христос в его духовных детях, лебезил перед их грехами? Разве он не требовал избавиться от них, чтобы быть похожими на настоящих христиан? То же и сейчас: Христос вчера и сегодня тот же. Совмещение евангельских заповедей со стремлением к «легкой жизни», с поблажкой, а то и с лицемерным оправданием грехов – это что-то вроде пластиковой упаковки. А пластиком сыт не будешь – нужен настоящий хлеб. И многие люди чувствуют это, ищут того самого хлеба насущного, а не пластмассы. «Если ваше христианство не более чем пластик, то я буду искать чего-то другого» – так человек оказывается в сектах, восточных, языческих культах с их гуру и т.п. Потом выясняется, что и там – бездна.
Очень малая закваска
– Мне кажется, что нам, православным, нужно сейчас просто быть православными, чтобы спасти людей из этой бездны.
– «Просто быть православными»? Что это значит?
– Хранить традиции. Я не имею в виду внешние – платочки, свечки и т.п., речь идет о хранении Предания, его сути.
– Но для его хранения необходимо знакомство с Преданием, с трудами святых отцов.
– Да, и мы работаем над этим: перевели сами уже несколько святоотеческих трудов, других книг, издаем и переводы, сделанные другими.
– С греческого, так?
– Да, преимущественно с греческого. Но есть и с русского – «Несвятые святые», например, и с румынского – о старце Клеопе (Илие), с английского – детская книжка о Православии. Вообще за 20 лет корпус православной литературы на финском языке увеличился в разы, чему мы не можем не радоваться. Есть и аскетическая литература, и письма святых отцов, и старцев совсем недавнего времени, и беллетристика. Таким образом, сейчас у любого финна есть возможность узнать самое главное о Православии, о нашем Предании на родном языке.
Прекрасно понимаю, что в России православной литературы, скажем осторожно, гораздо больше, чем в Финляндии, но тут нужно принять во внимание, насколько мала наша Церковь, что она не обладает такими возможностями, как в соседней стране. Православных верующих здесь, согласно статистике, меньше 60 тысяч.
Как это взять и перестать называть грех грехом?! Это очень страшно! Грех останется, но каяться в нем перестанем
Мы выпустили небольшую книгу об отношении Православной Церкви к гомосексуализму. Нашей задачей было показать, что это отношение никогда на протяжении веков не менялось: мы собрали цитаты из Ветхого и Нового Заветов, из трудов отцов Церкви, древних подвижников и старцев нашего времени и предложили читателям самим задуматься, всегда ли перемены в убеждениях несут в себе благо, или, отвергая в угоду существующей моде свои принципы, мы теряем таким образом самих себя. Поводом для создания этой книги послужила дискуссия в одном православном журнале, где священник, к нашему изумлению, не только оправдывал этот грех, но и предлагал изменить отношение Церкви к гомосексуализму, что само по себе уже страшно. Действительно, взять и перестать называть грех грехом! Так же мы можем перестать называть грехом воровство, пьянство, убийство… Грех останется, но каяться в нем перестанем. Такие явления очень тревожны.
Продаем и книгу одного врача-протестанта, где автор рассказывает о губительности абортов и задает вопрос, что же важнее: жизнь человека или пресловутая «самостоятельность». Кстати, очень популярная книга сейчас.
В чем счастье, брат?
Старец Эмилиан говорил: «По-настоящему счастливы те, кто борется со своими страстями, как бы трудно им ни было»
– Изучение и хранение святоотеческого Предания убеждает тебя в правоте еще одного парадокса: только борясь с мнимым, «пластиковым» счастьем, ты обретаешь счастье подлинное. Действительно, что может быть радостнее пусть тяжелой, но честной борьбы со своими грехами? Ведь в этой борьбе ты чувствуешь помощь Христа – значит, ты не один, ты с Богом. Я помню, как мы говорили с игуменом Эмилианом монастыря Симонопетра во время моего первого паломничества на Святую Гору. Он тогда сказал: «По-настоящему счастливы все те, кто борется со своими страстями, как бы трудно им ни было» – вот эти слова я запомнил на всю жизнь.
Мы настолько грешны, что перестали даже правильно понимать собственное счастье, мне кажется. Для кого-то счастье в миллионах евро, для кого-то – в килограммах черной икры за столом, для третьих – еще в чем-то. Но за всеми этими миллионами, центнерами, декалитрами нет вечности. Точнее, она есть, но уж очень печальная. А вот вкус доброй вечности ты приобретаешь, когда начинаешь бороться со своими страстями, когда расставляешь всё на свои места в своей духовной и материальной жизни.
– И вы с единомышленниками, с братией вот уже больше шести лет пытаетесь устроить здесь обитель. Уверен, что трудностей у вас предостаточно.
Мы видим, что люди хотят узнавать Православие опытно. Разве можно отказывать им в этом?
– Из истории Церкви мы прекрасно знаем, что никогда устроение монастыря или церкви не проходило гладко, без трудностей. Вы и представить себе не можете, сколько проблем на нас обрушилось за это время. Мы на собственном опыте, вживую убедились, что ненависть духа злобы – вполне реальная вещь. Не только материальные трудности – есть и подозрительность, и клевета, и оскорбления, и прочие прелести.
– Но вы держитесь.
– Но мы с помощью Божией держимся. Всё по старому правилу: «Делай, что должен, и будь что будет». Мы знаем, что трудимся для Бога и ближнего. Мы видим потребность у людей в таком месте, как наше: они хотят узнавать Православие опытно. Кто мы такие, чтобы отказывать им в этом?
Русский пекарь – финскому Пекке
– А кроме того, есть ведь не только трудности – есть и добрые примеры, благодаря которым ты понимаешь, что люди о Боге не забыли. Вот мы сейчас с вами хлеб едим, хороший, мягкий – знаете, откуда он? Из Хельсинки, 150 км отсюда! Там есть пекарня, которая ежедневно отдает часть своего хлеба на нужды Церкви. Один наш друг, грек, как-то разговорился с их русским пекарем, и они сказали: «Конечно, лучше мы будем отдавать хлеб нуждающимся, чем выкидывать его!» И он забирает эти мешки и развозит по храмам, по приютам, отдает бедным. Так что не все пропало – люди все-таки помнят Христа.
Вообще, знаете, к чудесам мы как-то привыкли. Это довольно просто, особенно когда знаешь, что ты не один, а с Богом. Кажется – всё, нет больше сил держаться, силы зла одолевают, помощи ждать неоткуда – но в самый тяжелый момент она приходит. Это и дает силы продолжать трудиться. А если отчаиваться, то уйти отсюда нам надо было еще вначале. Ничего – держимся. Бог не дает испытаний выше твоих сил. Заодно мы получаем прекрасную возможность убедиться в собственной слабости. Гордиться нам в общем-то нечем, если честно.
Это духовный закон: Если ты приступаешь служить Господу Богу, уготовь душу твою к искушению (Сир. 2: 1). Но нас очень ободряет продолжение: Управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок – вот этой надеждой и живем. Под величием, надеюсь, вы понимаете, я имею в виду не мирское, а духовное. Мы много об этом говорили с дорогим отцом Паисием, он сейчас прославлен в лике преподобных.
– Вы встречались с Паисием Святогорцем?
– Да, несколько раз. Но об этом позже.
Макарову:
...обычно прельщенные, модернисты, и еретики очень любят говорить, что Бог есть Любовь но только для того так говорят, чтоб оправдывать грех... это приводит к страшным вещам, я это часто вижу и слышу в церкви. А Вы переходите на личности, принимаете на свой счет, начинаете хвастать "почитыванием" толкований.
Никто не "начинал хвастать", Вы ведь тоже упомянули "Св.Отцов". А насчёт личностей, то разве религия - не личное общение с Богом ? Ваши примеры "страшных вещей" говорят только о том, что выдёргивание из контекста может случиться как с цитатами о любви, так и с цитатами о ненависти. В конце концов, если гнев - грех, то как ненависть может быть благом ?
Вы сказали, что в Священном Писании нет ничего о ненависти, что Бог есть Любовь, и я Вам возразил. И так же упомянув, не имея в виду Вас, что обычно прельщенные, модернисты, и еретики очень любят говорить, что Бог есть Любовь но только для того так говорят, чтоб оправдывать грех. Ещё любят говорить - "чистому все чисто", например, и грешат ради "икономии" понимаемой ими как человекооугодие и попустительство. "Радуются" думая, что они "чистые" и им не вменит Господь. И это приводит к страшным вещам, я это часто вижу и слышу в церкви. А Вы переходите на личности, принимаете на свой счет, начинаете хвастать "почитыванием" толкований. Не о Вас и не о мне речь вообще.
Даже не спрашиваю Вас лично, следуете ли Вы этой цитате из Евангелия и ненавидите своих родителей, жену и детей -- очевидно нет. А ведь есть ещё Мтф 10:36, враги человеку домашние его. Очевидно, Вы не враждуете со своими домашними. И при этом считаете себя христианином.
Это и есть выдёргивание из контекста, о котором Вы пишете. Прочтите внимательно приведённую Вами цитату. Там речь идёт о конкретных учениках Христа, чьи семьи препятствовали им следовать за Иисусом, и большинство из которых таки отпали от Христа после его проповеди о Хлебе Жизни.
Толкования Евангелия нужно не только почитать, но и почитывать.
Лк. 14:26"если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником"
В Священном Писании, и Св. Отцов я так же встречал о том, что Бог грешников ненавидит, что грех и страсти и себя самого нужно ненавидеть. То, что Бог есть Любовь, модернисты выдергивая из контекста приплетают не к месту, для того, чтоб оправдывать теплохладность и беззакония. Но излишняя надежда на милосердие Божие, переходящая в попустительство греха, считается Церковью хулой против Духа Святого,которая не прощается ни в этой, ни будущей жизни.
Нам нужно иметь скорбь полезную, скорбь о грехах наших, с доброю надеждою на милосердие Божие чрез покаяние, зная, что нет греха, который бы победило человеколюбие Божие, что оно все прощает кающимся и молящимся. Этим-то скорбь для человека растворяется радостью, делает его усердным ко всякому добру и терпеливым во всех злоключениях.
Это истинно православный подход к духовной брани - скорбь о своих грехах и надежда на Божью помощь в их искоренении. Даже скорбь растворяется радостью и усердием. Терпеть и бороться - не значит ненавидеть.
Главное слово - скорбь ПОЛЕЗНУЮ. А какая польза от ненависти? Никакой. Только вред своей душе.
Не знаю, может финский священник пользовался плохими переводами, где вместо "самоуничижение" написано "самоунижение", а может просто пытался совместить привычное протестантство с Православием, но результат, по-моему, довольно печальный.