Вплоть до революции в России повсеместно существовала традиция совершения богослужений «мирским чином». Миряне в отсутствие в храме священника или же дома, всей семьей совершали частично или полностью суточный круг церковной службы. Куда подевалась эта добрая традиция, как ее возродить и какую пользу она несет для всего организма Церкви, поговорим сегодня.
«Седмерицею днем хвалих Тя»
Суточный круг православного богослужения делится на следующие части:
- вечерня,
- повечерие (у единоверцев называется «павечерницей»),
- полунощница,
- утреня,
- первый час,
- часы (третий, шестой, девятый час)
- обедница (изобразительны).
В древности, например в Византии, все части церковной службы совершались отдельно одна от другой. С распространением христианства, особенно в крупных городах, богослужение укрупнялось и до нас дошло в привычном виде соборной молитвы вечером (когда начинается богослужебный круг) и утром.
В прежние времена населенность территорий была менее плотной, а транспортное сообщение более трудным и длительным. Один священник мог окормлять обширные территории, его отъезд мог растягиваться на месяцы. Прихожане оставшегося без пастыря храма не имели права останавливать церковную молитву и продолжали совершение богослужений без священника. Естественно, Таинства становились для мирян недоступными, но клирос продолжал петь и читать, а священнические возгласы заменялись специальными, произносимыми так называемым «старшим» из мирян.
Русь, принявшая веру из Византии, переняла и ее обычаи. Домашнее богослужение люди стремились приблизить к храмовому, поэтому утренними и вечерними молитвами дома были, как правило, части суточного круга, а в особых случаях служба совершалась целиком главой семейства и его домочадцами. Например, утром обычно молились, вычитывая полунощницу, вечером – павечерницу. Для этого могли использоваться лишь Часослов или Псалтырь с возследованием. Древние книги были универсальнее современных: в них делалось много вставок, необходимых для совершения богослужения самостоятельно. Достать полный сборник всех церковных книг не представлялось возможным и из-за дороговизны, и из-за маленьких тиражей.
К красоте церковной службы в древности относились серьезно и основательно. На церковных книгах воспитывались целые поколения. Протяжные знаменные песнопения в один голос навсегда откладывались в сознании детей и формировали жизненный ритм неспешности и светлой мерности. Человек стремился, несмотря на насущные потребности, посвящать время молитве, услаждаться словом Божиим и совершенствоваться в нем.
Неудивительно, что молитву дома стремились приблизить к храмовой. «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17) русские люди понимали не только количественно, но и качественно. Какой толк от молитвы, если ее совершать тяп-ляп, без погружения и создания специальной атмосферы, в которой можно действительно отрешиться от шума мiра и услышать Бога?
Семья, дом были малой Церковью не только в духовном, но и в физическом смысле. Состоятельные граждане или умельцы-плотники могли позволить себе сооружать во дворе или даже в доме часовни и домовые храмы. Делалось это не ради красоты или горделивого соревнования с соседями, а для самой что ни на есть молитвы. Верующие старались глубже проникать в смысл текстов, лучше понимать символизм богослужения.
Начиналась молитва с вечерни, потому как вечер был поставлен в Книге Бытия на первую позицию: «и бысть вечер, и бысть утро» (Быт. 1: 5). Начало истории человека было радостным, но быстро омрачилось грехопадением.
Повечерие преподобный Кассиан Римлянин описывает как службу, совершаемую «после вечера» или после ужина. Изначально она была молитвой «на сон грядущим» для иноков. Неудивительно, что она и стала своеобразным аналогом вечерних молитв у мирян в более позднее время. На повечерии до наших дней сохранился чин прощения с коленопреклоненной просьбой Богу простить молящимся все совершенные за день прегрешения.
На полунощнице вспоминается неотвратимость Второго Пришествия Христова. Эта служба, как совершаемая первой после сна, стала на Руси негласным утренним молитвенным правилом. В приходской практике единоверческих общин она обычно совершается как первая служба утреннего богослужения.
События утрени посвящены явлению в мир Христа и Его Воскресению. Сегодня на приходах утреня чаще служится в вечернее время. В древности ее также могли отмаливать дома ранним утром, тогда как на полунощницу просыпались в полночь.
1-й час посвящен воспоминанию Суда Пилата и первосвященников над Господом, 3-й – сошествию Святого Духа на апостолов, 6-й – распятию и страданию Христа на кресте, 9-й – крестной смерти.
Вместо Литургии мирским чином обычно служили обедницу и совершали молебен, посвященный празднику дня. Надо отметить, что таким образом миряне совершали полный круг чаще, конечно же, в храмах и часовнях соборно, в отсутствие священнослужителя. Для дома это было редкостью, но не отменяло такой возможности. В любом случае христиане старались жить богослужебным кругом, ведь храмовая служба на Руси была лучшей школой богословия. Отсюда и их длительность, которая позволяла погрузить людей во внимательное вслушивание в слова священных текстов.
Нам сегодня представляется почти невозможным совершать самостоятельно богослужение в домашних условиях. Работа, семья, миллион забот… Но стоит хотя бы попробовать, и если не отмаливать весь суточный круг, то хотя бы – его части. Ниже мы поговорим о замене суточного круга Иисусовыми молитвами и Псалтырью, а также о том, зачем современному мирянину нужна эта практика. Но обо всем по порядку.
«Приготовь себя»
Если богослужение – праздник, да еще и неотмирный, значит, он требует особой подготовки.
У единоверцев сохранился добрый обычай иметь специальную молитвенную одежду, которая предназначена не для физического, а для духовного труда. Это вполне логично для традиционных культур и берет свое начало из глубокой древности. Правда, сегодня и эта традиция уходит из наших приходов, но все же мужчины стараются надевать кафтаны и рубахи-косоворотки с поясами, а женщины закалывают платки под булавку и облачаются в красивые русские сарафаны. Это не «косплей» и «выпендреж», как принято сейчас говорить, а один из способов психологически настроить себя на молитву. Мы ведь надеваем на работу строгий костюм, а на тренировку – спортивный. Кроме того, на соборной молитве наш внешний вид помогает создать необходимую атмосферу. Думая об окружающих нас людях, мы минимизируем повод для соблазна.
«Молитвенная одежда» и подчеркивает, что молитва – особое дело, и настраивает на молитвенный лад
В домашней обстановке с этим, конечно же, проще. Но завести традицию «молитвенной одежды» по возможности будет полезно, в том числе и для детей. Это вкладывает свой кирпичик в формирование чувства святыни и того, что молитва – особое дело.
Здорово, если получается молиться при свечах или лампадах. Если не позволяет зрение, конечно, можно пользоваться электричеством. Свечи и лампады – не правило, но еще один способ настроя на молитву.
И, наконец, важное условие – совершение перед чтением священных текстов семипоклонного начала. Его также называют приходными и исходными поклонами, он предваряет богослужение (домашнее или храмовое) и следует в его завершении:
«Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).
Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем (поклон всегда земной).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).
И ныне и присно и во веки веков, аминь (поклон поясной).
Господи, помилуй; Господи, помилуй; Господи, благослови (поклон поясной)».
И завершаем маленьким отпустом:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения)».
Уже настроились?
Начал – универсальное молитвословие
Начал – универсальное молитвословие, его часто совершали перед выходом из дома в храм и по возвращении из него, да и просто перед тем, как покинуть дом. Бывает, что им заменяют утренние и вечерние молитвы вообще в отсутствие времени или при сильной усталости. Началом могли предварять и завершать какое-либо дело. Знаменитое выражение «положить начало» родилось как раз отсюда. Иными словами, человек совершал эту обязательную молитву и таким образом начинал дело с обращения к Богу.
Теперь самое время переходить к основной части молитвы. Здесь не представляется возможным выложить даже один из текстов суточного круга. Скажу лишь, что все они находятся в открытом доступе и стоят совсем недорого в печатном виде. Вечернее богослужение занимает обычно 4 часа, утреннее – 2, если совершать их как положено в домашних условиях. Естественно, повечерие и полунощница – это 30–40 минут, примерно такое же время уходит на имеющиеся в современной практике мирян утренние и вечерние молитвы, поэтому взять их на вооружение не составит труда.
Мои коллеги уже писали, что в дни больших церковных праздников или же при невозможности пойти в храм службу можно вынужденно совершить и дома. Таким образом вы как бы присоединитесь к соборной молитве и вашего храма, и всех православных приходов, поскольку фактически будете совершать такое же богослужение. В этом есть несомненная духовная польза.
Поклонами и Псалтырью
Выше уже говорилось о методиках замены суточного круга. Раньше это делалось иноками в скитах и мирянами при отсутствии необходимых богослужебных книг. Но мы в своей приходской практике пробовали и соборную молитву совершать подобным образом. В любом случае, для келейной, семейной молитвы такие познания будут только на пользу.
Итак, практика замены суточного круга богослужения Иисусовой молитвой с поклонами и без них имеет очень древние корни. Подвизавшиеся в отрыве от цивилизации иноки молились с помощью вервиц (древних четок). К слову, обычай этот сохранился и до наших дней – например, в афонских монастырях иногда отдельные части суточного круга монахи отмаливают с помощью Иисусовых молитв келейно или соборно.
Правило молитвы по лестовке без поклонов:
- За вечерню: 600.
- За великое повечерие: 700.
- За малое повечерие: 400.
- За полунощницу: 600.
- За утреню: 1500.
- За часы: 1000; с почасием: 1500.
И с поклонами:
- За вечерню: 300 поклонов.
- За великое повечерие: 300 поклонов.
- За малое повечерие: 200 поклонов.
- За полунощницу: 300 поклонов.
- За утреню: 700 поклонов.
- За 1-й час: 150 поклонов.
- За 3-й, 6-й, 9-й часы: 500 поклонов; за часы с почасием: 750 поклонов.
Поклоны дают духу и телу особую бодрость
Перед совершением данных молитв также необходимо «положить начал» и перед каждой частью службы и после нее также прочитать молитвы. Указания на то, как совершать подобную службу, есть в «Уставе о домашней молитве», распространенном в старообрядческой среде.
Если же вы решите помолиться по Псалтыри, то указания следующие:
- За вечерню: 2 кафизмы.
- За великое повечерие: 2 кафизмы.
- За малое повечерие: 1 кафизму.
- За полунощницу: 2 кафизмы.
- За утреню: 5 кафизм.
- За 1-й час: 1 кафизму.
- За 3-й, 6-й, 9-й часы: 3 кафизмы.
Поклоны, как известно, дают духу и телу особую бодрость, и если попытаться совершить весь круг с помощью лестовки, на это у вас уйдет вечером около 2 часов, утром чуть более одного. Молитва по Псалтыри приближается по времени чтения к совершению службы мирским чином по книгам.
Церковь без молитвы – не Церковь
Статья не позволяет более подробно и детально рассмотреть все тонкости совершения домашнего богослужения и требует специальных книг. Благо, сегодня всю информацию можно найти в интернете или приобрести в печатном виде. В общих чертах я рассказал, как молиться суточным кругом и как можно заменять его не менее полезными для души Иисусовой молитвой и Псалтырью.
Надо сказать, что подобная практика расширяет духовный кругозор. Выше уже отмечалось, что богослужение на Руси было лучшей школой богословия. Не книги или слова проповедника (хотя куда без них!), а именно служба. Она включала в себя корпус текстов, которые прочитывались и распевались, принося пользу душе, соединяя с Богом, открывая новые горизонты созерцания. Самостоятельная молитва церковной службой дает понимание многих, порой весьма тонких аспектов духовной жизни, которые могут уйти от мирянина на службе в храме.
Во-первых, вы сможете ближе познакомиться с храмовым богослужением. Весь символизм службы лучше раскроется для вас на практике, пропущенной через себя, то есть прочитанной самостоятельно. Во-вторых, сама практика мирских богослужений, даже не дома, а среди групп верующих и даже на приходе со священником, учит мирян ответственности, укрепляет церковное самосознание, меняет их отношение к службе, подвигает на более активную приходскую деятельность. Мнение автора таково: практическое погружение мирян в службу, то есть частая практика ими богослужения дома или на приходе, укрепляет и Церковь.
Частая практика совершения богослужений дома укрепляет и Церковь
К сожалению, в последнее время все чаще приходится сталкиваться с таким печальным явлением, как нивелирование в церковной среде молитвы. Поражает трактовка слов «вера без дел мертва», где молитва, то есть первое дело веры, почему-то делом и не считается. Текст молитв в храме словно игнорируется, и это живое слово общения с Богом, слово Бога, через чтеца или певца обращенное к сердцу человека, низводится чуть ли не до заклинания, которое лишь бы звучало, а что и как – не важно.
Молитва – это не заклинание. Это и голос Божий, сквозь шум житейского моря доносящий до нас важнейшие смыслы бытия, и наши собственные слова Господу, покаянные, благодарственные или хвалебные. Каждое слово текста молитвы мы пропускаем сквозь собственное сердце. Это один из важнейших шагов для обретения утраченной связи с Богом. Ведь если Церковь перестает молиться, она перестает быть Церковью.
Просто сейчас нам это кажется чем-то чуть ли не запредельным.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения)». - разве бывают поклоны с молитвой без крестного знамения?
Сказано: "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (см: Мф 12:37). Не в нашей православной традиции осуждать братьев по вере.
Налицо передергивание. Конечно, просто для того, чтобы молиться, специального благословения не требуется. Но принятие на себя особенно большого правила без контроля духовника может привести к прелести, срыву, унынию, что может привести к отступничеству, сектантству или просто к сумасшествию. Об этом немало написано у Святых Отцов.
Соглашусь, что молитвы мы читаем ради общения с Богом, а не как магические заклинания или ради красоты слова. По-этому между стандартными утренними и вечерними молитвами удобнее заниматься богомыслием. Оно не требует подготовки, книг, подсчетов, не отвлекает внимание от дел и может совершаться постоянно в любое свободное время. Богомыслие высоко ценилось святыми, оно помогает всегда пребывать с Господом.
Но есть и те моменты, о которых тут уже в комментариях упоминали. Например, как выглядит день, если выполнять суточный круг? Если между началом служб только два часа разницы (например, 1го и 3го часа), 40 минут на переодевание и молитву, то остаётся промежуток чуть больше часа, потом очередной перерыв на 40 минут. В основном будет выполнимо, только если целый день дома.
Другое: как посчитать 700 молитв, чтобы при этом концентрироваться на словах, а не подсчетах?
Кроме того, как указал комментатор ниже, келья не знает устава, то есть молитвенную нагрузку человек определяет себе сам. Если конечно, он не монах, живущий со старцем а одной келье.
На мой взгляд, т.н. старообрядцы, это люди, в своё время поддавшиеся соблазну и отделившиеся от Церкви, вовсе не сохранившие некую "старую веру", а измыслившие много чего, как, например, подпадение Церкви под власть антихриста, рождение Пресвятой девой Марией двух лиц: Сына Божьего Iсуса и "антихриста" Iисуса и т.п., а также возрождение иудаистских обычаев и запретов. Поэтому на них ориентироваться никак не стоит.
Следует отметить, что никакие исторические источники не сообщают об использовании т.н. "специальной одежды для молитвы", поскольку одежда в принципе стоила дорого и по ней легко определялся социальный статус человека. Использование "спецодежды" т.н. старообрядцами следует отнести к такому же субъективизму, как отказ от употребления овощей и фруктов, появившихся в России при Петре I и после.
2. Сомнительно, т.к. Русский Север, например, страдал от нехватки священников. Возможно, иная ситуация была в Центре.
3. Для древнерусской культуры характерно и нормально брать за идеал монашеский образ жизни. Отсюда и практики.
Разумеется, на правило нужно брать благословение, чтобы объём правила не был бы во вред. Для некоторых, возможно, будет вреден объём правила в молитвослове, им полезно будет сократить его некоторым количеством Исусовых молитв, или например 1 кафизмой, или некоторым количеством псалмов.
Преимущество совершения богослужебного круга дома очевидно - изучение устава богослужения в храме, а также по мере таланта и изучения - церковное пение (можно заменять пение чтением, если нет возможности петь).
Преимущества же Псалтыри и Исусовой молитвы в компактности приспособлений для молитвы - одна книга если это Псалтырь, и одна лестовка (или чётки или вервица) для Исусовой молитвы.
1. Взять благословение - настолько естественно, что об этом даже и не говорят. И брать или не брать - свободный выбор свободного христианина.
2. Если заинтересовало правило - молитесь Полунощницу и Павечерницу, или заменяйте их поклонами, коль нет времени. Кстати, автор привел даже вариант правила, когда на молитву есть всего 5 минут - семипоклонный начал. А Исусова молитва вообще позволяет отмаливать круг в движении.
Но в итоге: каждый человек сам для себя определяет, как и сколько ему молиться, ведь для этого есть совесть. А указанная в статье практика, действительно, позволяет расширить кругозор и на многие вещи взглянуть иначе. Вплоть до смены образа жизни
Вообще, следует отметить, что служение суточного круга в одиночку придумано для монахов, да и то не для всех, а для тех отшельников, которые живут очень далеко от храма, поэтому вынуждены (!) молиться отдельно.
А так, конечно, я согласен с тезисом о том, что следует больше молиться вместе. Но и по отдельности тоже. Просто следует работать над культурой посещения богослужений, а то в будние дни храмы пустые.
Хотелось бы к голословным утверждением "на Руси так было" хотя бы пару конкретных примеров, желательно со ссылками. В древней Руси, где быт крестьян полностью зависел от хозяйства выделять 6-7 часов на молитву было непозволительной роскошью. Это во-первых. Во-вторых, большая часть населения была безграмотная. Даже в 19 веке свт. Игнатий Брянчанинов, обследуя Валаамский монастырь, так как он был монастырским благочинным тех мест, с горечью говорит о неграмотной братии (!). Что уж говорить о крестьянах древней Руси. В-третьих, книги стоили безумного дорого, поскольку не было никаких "малых тиражей", а было переписывание.
Как бы после резкого внедрения такой практики
не вознестись выше солнышка, больно уж больно падать будет. :)
А вот специальная молитвенная одежда-это очень здорово! Ведь у нас и в Храм сейчас могут запросто прийти в спортивном костюме!
1) на серьезные изменения правила нужно благословение духовника, а не "ветры головы своея". В статье ни слова про это, современный человек может повредиться рассудком от неразумного благочестия
2) ни в одной статье о единоверцах я не увидел источников семейного дохода и подробного описания быта. Я трачу порядка 12 часов ежедневно на работу+дорогу. Утром 1.5 часа сборов, вечером 1.5 ужин. Итого 9 часов на сон и быт по будням. Это ещё без детей. Можно все бросить и уехать в деревню, только откуда взять православных госслужащих, силовиков, итшников, "офисный планктон", слесарей и т.д.?
Честнейшую Херувим и славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем
а у нас в молитвословах
и славнейшую без сравнения Серафим без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем
Господи прости мя грешную помилуй и спаси