«Церковный след» в грузинских событиях
Все слышали о том, что происходит в Грузии. Но не все знают, что в акциях протеста там не последнюю роль, особенно в самом начале, сыграли некоторые украинцы. В частности, член «Народного фронта» Виктор Еленский – один из главных инициаторов получения Томоса для «ПЦУ», посол Украины в Грузии Игорь Долгов и другие.
20 июня 2019 года в Тбилиси должна была состояться сессия Межпарламентской ассамблеи Православия (МАП) с участием делегаций из 23 стран. Председательствовал там депутат от Коммунистической партии РФ Сергей Гаврилов. Присутствие российского политика в стенах парламента Грузии – уникальное явление, с учетом того, что с 2008 года у двух стран нет дипломатических отношений.
Несколько сотен радикалов ворвались в здание Парламента и заблокировали работу МАП
Во время перерыва утреннего заседания несколько сотен радикалов вместе с оппозицией ворвались в здание Парламента и заблокировали работу МАП. На улице участников Ассамблеи уже поджидала многотысячная толпа разъяренных людей. Срывом сессии МАП дело не ограничилось. Несколько тысяч человек собрались на проспекте Руставели, после чего предприняли попытки штурма здания Парламента.
Уже в самый разгар протестов в Тбилиси нардеп Еленский вышел к активистам и эмоционально заявил, что «пришел говорить о православной солидарности, но это невозможно, потому что Россия, которая считает себя частью православной культуры, оккупировала православную Украину и православную Грузию».
Посол Украины в Грузии Долгов тогда же заявил: «Все украинцы хотят свою Православную Церковь, и что мы знаем, наблюдаем до сих пор – это очень сильное противодействие со стороны Москвы. Они не хотят, чтобы украинская Церковь действовала самостоятельно. Для меня это – одно из проявлений ‟русского мира”. И это не на пользу Украине».
«Иерарх» «ПЦУ» Александр (Драбинко) на своей странице в Facebook сразу же призвал «ПЦУ» в связи с антирусскими протестами обратиться к Грузинской Церкви с просьбой о признании своей структуры.
Все это произошло настолько внезапно и молниеносно, что возникает вопрос: а не было ли все это тщательно спланировано, а заседание МАП – просто повод, который грузинские радикалы и их кураторы использовали для своих целей? И имеет ли это все какое-то отношение к Украине и Украинской Православной Церкви?
Прежде чем ответить на этот вопрос, напомним о некоторых общеизвестных фактах.
1. Между Россией и Грузией нет дипломатических отношений. МАП – это единственная площадка, на которой сейчас еще хоть как-то происходит обмен мнениями между этими государствами. Церковь – это вообще единственное, что сейчас как-то связывает грузин и русских. Даже в период военного конфликта в Южной Осетии в 2008-м году Патриарх Илия не дистанцировался от Русской Православной Церкви.
Церковь – это вообще единственное, что сейчас как-то связывает грузин и русских
2. За три дня до событий в Тбилиси грузинскую столицу «по чистой случайности» посетил старший директор Центра Джо Байдена по глобальному взаимодействию при Пенсильванском университете Майкл Карпентер. Этот человек служил при Байдене советником по внешней политике. Так вот, сразу после визита в Тбилиси он написал в своем Twitter: «Просто провел три дня в Грузии. Я не уверен, что правительство полностью понимает последствия своей политики открытых дверей с Россией. С таким количеством ‟туристов” (эй, ФСБ), с большими участками земли, скупаемой российскими бизнесменами, они могут проснуться в один прекрасный день и увидеть, что оккупированы уже не 20%, а 100%». Ну, вы понимаете, что если американский гражданин, работающий на ЦРУ, начинает беспокоиться по поводу «политики открытых дверей с Россией», то после этого надо чего-то ждать. Как минимум того, что двери попытаются прикрыть.
3. США выражают интерес к высшему духовенству ГПЦ. В 2017-м году состоялась встреча вице-президента США Майка Пенса с Патриархом-Католикосом Илией II. В том же году более половины членов Синода ГПЦ посетили США, где высказывались за переориентацию ГПЦ и Грузии на прозападный курс.
4. США всеми силами и практически на всех уровнях поддерживает вопрос «украинской автокефалии». Более того, представители Госдепа неоднократно встречались не только с грузинскими иерархами, но и с иерархами других Церквей, чтобы склонить их в пользу Константинопольского Патриархата.
И тут мы подходим к сути проблемы. Окончательный разрыв отношений между Русской и Грузинской Православными Церквями может произойти именно в вопросе признания «автокефалии» «ПЦУ». И поэтому акциями протеста в Грузии, которые происходили не без помощи украинских парламентариев (о чем ниже), Госдеп убивает сразу нескольких зайцев:
а) добивается разрыва единственного связующего звена между Россией и Грузией в виде Православной Церкви;
б) наконец-то сталкивает с мертвой точки процесс признания другими Поместными Православными Церквями своего детища – «ПЦУ».
А теперь о том, что и как происходило в Тбилиси. Не исключено, что Виктор Еленский мог работать в спайке с Госдепом.
Некоторые СМИ утверждают, что за несколько дней до Ассамблеи в Тбилиси начали прибывать провокаторы из Украины. Многие наблюдатели отметили, что якобы в стихийно возникших беспорядках принимали участие сотни людей с уже готовыми плакатами и лозунгами, а также государственными флагами США и Украины.
В беспорядках принимали участие сотни людей с государственными флагами США и Украины
Те, кто присутствовал в зале грузинского Парламента, рассказывают, что там же находились люди, которые отчитывались перед заказчиками акции на чистом английском языке. Русского журналиста Виталия Киселева удивило огромное скопление журналистов и телекамер в зале Парламента, чего на сессиях МАП обычно никогда не бывает. Характерно также, что протестующие и депутаты специально вели себя специфическим образом, чтобы попасть в объективы этих самых камер.
Тот же Виталий Киселев со ссылкой на членов других делегаций поведал о необычном поведении Виктора Еленского, участвующего в заседании МАП: «Перед началом всего того, что произошло в грузинском парламенте, украинский депутат обменялся с одним из грузинских коллег какими-то словами, они кивнули друг другу. И после этого начались события, о которых вы слышите в новостях».
Характерно, что Еленский был в первых рядах демонстрантов, штурмовавших грузинский Парламент. И, что совсем уж любопытно, около него наблюдатели обнаружили несколько знакомых лиц из числа «защитников сквера» в Екатеринбурге. Тех, что кричали «Кто не скачет – тот за храм». Ничего не напоминает?
Кроме Еленского, в Тбилиси в то время были замечены нардепы – от Блока Петра Порошенко Владимир Арьев и от Радикальной партии Андрей Лозовой.
Некоторые источники утверждают, что с «украинской» стороны существовал план спецоперации, и он был довольно прост: депутаты провоцируют конфликт, а засланные провокаторы – максимально светятся в протестах и при необходимости нагревают ситуацию до нужного градуса.
Страна погрузилась в антироссийские настроения и находится на пороге политического кризиса
Как сообщают некоторые источники, грузинская полиция в ходе массовых задержаний арестовала еще и украинских «спортсменов», но по какой-то причине грузинские власти не стали поднимать шум и выдвигать обвинения в адрес украинской стороны.
Результат событий в Грузии известен – страна погрузилась в антироссийские настроения и находится на пороге политического кризиса. Но есть еще одна составляющая – через этот кризис будут осуществлять давление на Грузинскую Церковь, чтобы «досадить» России и признать «антироссийскую» «ПЦУ». Чем это закончится – увидим.
«Украинский крах» Константинопольского Патриархата
20 июня 2019 года «патриарх» Филарет провел «поместный собор», на который из разных регионов Украины съехались представители «епископата», «духовенства» и «мирян» отколовшейся от УПЦ более двух десятков лет назад организации.
По итогам мероприятия было заявлено о «восстановлении Киевского патриархата» во главе с Филаретом.
В частности, «поместный собор» отменил постановление «архиерейского собора», который своим решением в декабре прошлого года якобы ликвидировал «УПЦ КП». Интересно, что без этой процедуры Фанар не соглашался выдать Украине томос об автокефалии.
Помимо этого, было объявлено о том, что «УПЦ КП» оставляет за собой контроль над всеми денежными средствами на банковских счетах, принадлежавшими ей храмами и монастырями, а также зарубежными приходами.
Отдельно стоит отметить озвученную позицию о том, что выданный Украине томос не соответствует статусу автокефальных Церквей и ставит «ПЦУ» в зависимость от Константинопольского Патриархата.
Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) дал исчерпывающую оценку начавшемуся разделению курируемой Константинопольским Патриархатом структуры:
«Во-первых, из уст ее представителей публично прозвучало признание в том, что «ПЦУ» не является независимой ‟церковью” и находится под контролем Фанара. Более того, как оказывается, с томосом украинцев обманули, поскольку он так и не даровал настоящей автокефалии.
Во-вторых, ситуация продемонстрировала наличие в ‟ПЦУ” большого количества противоречий и разных лагерей влияния. Это создает предпосылки для новых разделений и расколов, что ставит перспективы дальнейшей жизнедеятельности упомянутой структуры под очень большие сомнения (в данной связи можно вспомнить слова ‟митрополита” Макария о том, что он не ликвидирует в юридическом плане ‟УАПЦ” до тех пор, пока этого не сделает Филарет с ‟УПЦ КП”).
В-третьих, дефрагментация ‟ПЦУ” может поставить крест на любых попытках продавить ее признание на уровне Поместных Православных Церквей. Последние не будут подставлять себя под удар, вступая в связь с организацией, которая не только создана в обход канонов, но и провоцирует дальнейшие расколы.
В-четвертых, возникший скандал наносит серьезный удар по авторитету Патриарха Варфоломея, чьи действия в Украине привели не к восстановлению единства украинского Православия, а к кардинальному усугублению его разделения.
В-пятых, сложившаяся ситуация еще более актуализировала проблематику относительно проведения Всеправославного совещания, на котором Поместные Церкви должны выработать решение по купированию негативных последствий вмешательства Фанара в украинские церковные дела.
Этот вопрос имеет сейчас первостепенное значение, ведь затягивание соответствующего процесса оплачивается все новыми и новыми гонениями в отношении верующих канонической Церкви, политическими ударами, нацеленными на ее уничтожение, а также постепенным размыванием основ всеправославного единства».
«ПЦУ» и ее скелеты в шкафу
Согласно данным газеты «Вести», Фанар поставил перед своими украинскими партнерами условие: они должны добиться у Владимира Зеленского согласия на передачу Константинополю того перечня ставропигий, который был в свое время утвержден в рамках договоренностей с Петром Порошенко.
В случае, если Епифаний и ко не смогут решить данный вопрос, греки будут взимать с «ПЦУ» своеобразную дань – ежемесячно от 4000 до 20000 долларов США с каждого прихода соответствующей религиозной организации. А это минимально 28 миллионов долларов. Хороший «кнут», нечего сказать!
Кстати, к этой проблеме имеет непосредственное отношение и демарш Филарета. Ведь именно на нем и «УПЦ КП» зарегистрированы многие активы и банковские счета, что делает положение «ПЦУ» совершенно удручающим.
Учитывая данный момент, а также невозможность отлучения Филарета от «ПЦУ» (поскольку такой шаг сразу же полностью обнулит даже сегодняшние призрачные шансы на признание «епископских хиротоний» верхнего эшелона возглавляемой Епифанием организации), «младотурки» пошли на иезуитский шаг. Решением «синода» они лишили «почетного патриарха» прав по управлению столичными приходами, однако самого его оставили без персональных дисциплинарных взысканий.
На фоне упомянутых проблем «ПЦУ» наращивает давление на УПЦ в различных регионах Украины. По мнению ряда экспертов, раскольникам «нужна динамика, нужна демонстрация хоть каких-то успехов, которые бы показывали, что их организация, даже находясь под угрозой распада, все равно имеет шансы на развитие и дальнейшие перспективы».
При этом, как показывает практика, сторонники «ПЦУ» готовы идти на максимальное обострение ситуации.
Сторонники «ПЦУ» готовы идти на максимальное обострение ситуации
Чего только стоит недавнее побоище в селе Постойное Ровенской области.
Разорванный нос, оторванные уши, сотрясение мозга и многочисленные ушибы тела. Вот итоги рейдерской атаки на дом, в котором после захвата церкви молились верующие УПЦ. Три женщины после нападения на них сторонников «ПЦУ» госпитализированы, остальные – приходят в себя после пережитого. Что шокирует: в избиении прихожанок УПЦ участвовали не только нетрезвые мужчины-жители села, но и правоохранители.
Резюме:
1. Спровоцированный всплеск «антироссийских» настроений в Грузии может быть использован для давления на Грузинскую Православную Церковь с целью ее убеждения в необходимости признания «ПЦУ».
В данном контексте стоит отметить, что из-за событий в своей стране делегация ГПЦ в последний момент отменила визит в Киев, где она должна была принять участие в торжественных мероприятиях, связанных с празднованием 75-летия Блаженнейшего митрополита Онуфрия.
2. Решение Фанара о взимании дани с «ПЦУ» следует рассматривать как шантаж, нацеленный на то, чтобы Епифаний более активно пробивал на уровне украинской власти решение о передаче грекам интересующих их храмов на территории Украины.
Жесткость такого шага также вызвана тем, что в мае этого года окружение Зеленского заблокировало попытки Фанара организовать встречу митрополита Эммануила с новым президентом Украины, во время которой как раз и планировалось обсудить судьбу столь желанных для греческой стороны ставропигий.
Повышая ставки, Константинополь дает негласный сигнал сторонникам «ПЦУ» из политического лагеря, а также бизнес-среды, суть которого можно расшифровать так: «или вы помогаете Епифанию утрясти соответствующий вопрос с Зеленским, или же вы все будете совместно платить нам за неспособность соблюсти договоренность времен Порошенко».
3. Рейдерская атака на УПЦ начинает отрабатывать более широкую задачу, нежели просто отбор храмов в пользу раскольников.
Во многих конфликтных ситуациях верующих канонической Церкви буквально выдавливают из населенного пункта, захватывая у них церковные дома или приспособленные под молитву помещения.
Очевидно, что это уже не имеет ничего общего с правом на «переход общины» из одной конфессии в другую. Это все более и более походит на целенаправленную политику по уничтожению присутствия УПЦ в конкретных регионах Украины.
Это походит на целенаправленную политику по уничтожению УПЦ в конкретных регионах Украины
4. Внутренние проблемы «ПЦУ» создали для Фанара новые серьезные проблемы как на пути продавливания признания организации Епифания, так и оправдания своего вмешательства в украинские церковные дела.
Об этом, в частности, свидетельствует приезд на празднование 75-летия Предстоятеля УПЦ (которого Фанар не считает Митрополитом Киевским и всея Украины) делегаций из 10 Поместных Церквей.
Напомним, что на «интронизацию» Епифания прибыли только священнослужители Фанара, а на недавние именины Варфломея – представители 3 Поместных Церквей.
Более того, общая тональность официальных поздравлений была также не в пользу Константинополя. В них не только в очередной раз прозвучало осуждение односторонних действий Фанара по предоставлению автокефалии Украины, но и прозвучали новые конкретные идеи по поддержке УПЦ. В частности, речь идет о планах Кипрской Церкви собирать подписи во всей Европе для обращения в Европейский суд по правам человека по вопросу нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви.