Гнев: как победить в себе зверя

Как же ты был мудр, Соломон! Твои слова подобны стреле, выпущенной метким лучником. Молнией летит стрела, точно поражает цель. Так и слова Соломона: скоры в выражении мудрости, метки в изложении смысла. И вот читаю и дивлюсь, сокрушаюсь о собственной немощи: Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16: 32). Если бы имел я хоть крупицу подобной мудрости, то имел бы и долготерпение, умел бы и владеть собой. Отсутствие терпения выражалось в раздражительности. Раздражительность проявлялась вспышками гнева.

С детства любил я читать про войны, сражения, не мог удержаться от изучения подвига ратников. Вот передо мной Александр Македонский, покоритель народов: не зная страха, бросался он в гущу сражений, не раз получал ранения, отвагу сохранил до конца. Вот передо мной его близкий друг Клит, прозванный Черным. Он близко знал Александра с самого его детства, разделял с ним трудности походов и возглавлял эскадрон избранных товарищей. В первом решительном сражении с персами Александр чуть не погиб, и, когда вражеская рука уже занесена была над головой царя, Клит поразил неприятеля. Вместе они двигались дальше и побеждали, вместе вступили в Египет.

Но что случилось с тобой, Александр? В Египте ты провозгласил себя сыном божиим, стал требовать от греческих полисов признания своей божественности, а от подчиненных – божеских почестей. В одном из пиров Клит открыто обвинил Александра в высокомерии, ведь все победы тот приписывал себе, забывая о сподвижниках. Александр пришел в ярость. Вне себя от гнева кинулся он с копьем на друга, но телохранители удержали царя и отобрали копье, а Клита увели с глаз долой. Разгоряченный Александр велел трубачу возглашать тревогу, но тот, понимая, что царским решением руководит пьяная страсть, отказался. Какое чудо – телохранители ведут себя благоразумней царя, слуги – мудрее своего правителя. Ссору почти угасили. На беду Клит вновь явился и выплеснул царю правду в глаза – показав свою правую руку, воскликнул: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь». Выхватив копье у стражника, Александр Македонский в одно мгновение поразил своего друга.

Бедный, бедный Александр! Не знал и ты слов премудрого: владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16: 32). Вне себя от ярости совершил ты дело, которому тут же и ужаснулся. Увидев содеянное, впал в отчаяние, хотел проткнуть себя тем же самым копьем. Но мудрые телохранители отобрали копье. Многие дни провел Александр в рыданиях об убиенном друге.

Битва при Иссе. Филоксен из Эретрии. ок. 100 до н. э. Мозаика Битва при Иссе. Филоксен из Эретрии. ок. 100 до н. э. Мозаика

Сочувствую тебе, Александр, и вижу в твоих горестных поступках урок для себя, потому что и сам не владею собою. Гнев и во мне выражался в жестоких словах самым близким, вспыльчивость лишала ума, раздражение делало безумным.

Змея жалит, волк кусает, тигр раздирает. А страсть гнева и жалит, и кусает, и раздирает, а еще убивает бессмертную душу – того, кто захвачен страстью.

Гнев – это сорванные запоры с клети страстной души. Уязвленная душа не сдерживает энергии страсти. Злая сила выплескивается наружу, как шампанское из горлышка, освобожденного от пробки.

Терпеливый праотец Иаков не побоялся сказать о собственных сыновьях Симеоне и Левии, чей гнев повлек смерть людей: Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа (Быт. 49: 7). Гнев делает человека безумцем. Знай: если в гневе ты примешь решение, то непременно погрешишь. Увы, в состоянии гневного сумасшествия принимались многие решения – и всякий раз ошибочно. На этой страсти претыкались гении и простаки, вершители человеческой истории и лица безвестные. И те, кто побеждали целые народы, не могли победить самих себя.

И вот какое наблюдение: любая страсть опасна для души, но не всякая опасна для окружающих. Гнев таит в себе опасность общественного характера. Гневливый подобен смертнику, носящему на себе пояс шахида, бомбу для самоподрыва и уничтожения тех, кто вокруг. Взрывая себя страстью гнева, гневливец подрывает и тех, кто находится рядом. Все вокруг приходят в смущение, теряют внутреннее равновесие и, будучи шокированы, выходят из строя.

Но вот открываю творения святых отцов и с изумлением вижу, читаю и узнаю, что гнев – вложенная Богом в нашу душу естественная сила. Отцы-каппадокийцы называли ее раздражительной силой души. И в чистом человеке эта сила проявляется чисто. Удивлению моему нет предела! Оказывается, изначально задуман гнев как сила, способствующая добру, служению Богу, благому созиданию. Гнев в его чистом виде – это активность души (не расслабленность), рвение, то, что помогает ревностно стремиться к Богу с устранением препятствий на пути к добру. Гнев в чистом проявлении есть сила духа, способствующая мужественному преодолению препятствий в восхождении ко спасению, к Богу, к обожению. Призвана же эта сила подчиняться разуму.

Гнев в его чистом виде – это активность души (не расслабленность), помогающая ревностно стремиться к Богу

В этом смысле есть праведный гнев. Именно так к лукавым фарисеям относился Спаситель: Воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их (Мк. 3: 5). Не яростное неприятие врагов, а скорбь о заблудших с гневным отвержением лукавства и лжи. И кнут в руках Христа не имел малейшей примеси страсти.

Гневаясь, не согрешайте (Пс. 4: 5) – вразумляет нас отец премудрого. Задача христианина – вернуть силе гнева ее прежнее назначение, преобразить ее и освятить. Итак, гневайся на свои грехи, на свою порочность и расслабленность. Легче расстается со страстью тот, кто возненавидел страсть, а кому нравится страстное искушение, тот вряд ли расстанется. Гневайся на врага Божия диавола, а людей, подпадающих его искушению, пожалей. Гневайся на зло и всё злое, но сострадай тем, кто оказался падок на зло.

Так должно быть. Так должна проявляться раздражительная сила души. Но горе, горе человеку! Что произошло в грехопадении? Во что исказилась сила гнева? Вода, прорвавшаяся из трубы, бьет фонтаном, перестает течь в заданном направлении и создает потоп там, где не нужно. В падшем человеке сила гнева превратилась в греховное раздражение, в негодование на ближних, в возмутительный выплеск эмоций, неподконтрольный здравому разуму.

Страстный гнев – вышедший из-под контроля зверь. Всякий зверь неразумен. Зверь рычит и бросается на слабейших. Он причиняет жертве боль, проливает кровь и даже лишает жизни. Но вот парадокс: неразумный, рычащий и бросающийся на других зверь есть внутри каждого из нас.

Люди называют этого зверя по-разному. Кто – проявлением вспыльчивости, кто – нервным срывом, кто – агрессией. Суть же его – испепеление любви, уничтожение добра. Саул, в безумии своем метнувший копье в Давида (в отличие от Александра Македонского, промахнувшийся) – вот выражение греховного гнева. В этом смысле гнев – это гром и молния. Но если ты уподобляешься Зевсу-громовержцу, то по душе ты больше язычник, чем христианин.

Авва Агафон, тот самый, что смиренно принимал несправедливые попреки в гордости и невоздержности и только упрек в ереси кротко отклонил, высказал удивительную истину: «Если порабощающийся страсти гнева воскресит мертвеца, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине порабощения своего гневной страсти».

Слышу это и ужасаюсь! Что же делать мне, грешному, падшему? Как научиться владеть собой? Как побеждать в себе гнев греховный?

Но разве возможно преодолеть взрыв во время самого взрыва? Пока бикфордов шнур тлеет, его можно погасить. Если же дойдет до динамита, остается только спасаться от сокрушительной силы взрыва.

Оказывается, страсть гнева имеет свое развитие, свои стадии созревания. Попробуем же отследить, что происходит внутри нас, на какую ступень мы опустились, ведомые страстью, приближаясь к пламени ада.

Всё может начаться с простого огорчения. Чьи-то слова и поступки вызвали досаду, смущение, ты заострил на этом внимание. Принятое сердцем огорчение переросло в обиду, которая кошками скребет на душе. Кровоточа, обида лишила покоя. Ты чувствуешь себя оскорбленным, возмущение распирает тебя: «Как он посмел? Это со мной-то так поступать?» На сердце больно щиплет, хочется восстановить справедливость. И вот душа приходит к раздражению, которое подобно закипающей воде, – мысли и чувства бурлят и клокочут. «Да я ему покажу! Я ему такое устрою!» Раздражение бушует внутри и по своей сути есть жажда возмездия.

Если это не остановить, а стечение обстоятельств способствует страсти, то раздражение переходит в бешенство, то есть в гневный срыв – выплеск злых мыслей, эмоций, слов, дел.

Обида – маленький огонек. Раздражение – горение фитиля. Гнев – взрыв динамита.

Гнев, укоренившийся как дурная привычка, оборачивается агрессией, то есть всесторонним злым поведением. Агрессия – всепожирающая змея, никого не щадящая. Если она закралась в семью, то разрушит семью. Если прокралась на место работы, то порушит отношения сотрудников. А если проявится в столкновении двух людей, как это видно из многочисленных криминальных сводок, то один окажется мертвецом, а другой мертвецом еще худшим – убившим не только другого, но самого себя своим злым поступком.

Накопленный, но не вырвавшийся из души гнев оборачивается злопамятностью. В худшем же своем завершении страстный гнев – одержимость. Ведь гнев, доведенный до ярости, выводит нас из себя. Но если ты утратил контроль над собой, то кто повелевает тобою? Что за мрачный и злобный дух овладел твоей бессмертной душой?

Не побоюсь даже сказать: гневливый, агрессивный человек хуже бесноватого. Ибо бесноватый бьется и кричит, но я не слышал, чтобы он убил кого-либо. Одержимый же страстью гнева с легкостью лишает жизни другого.

Помоги же мне, премудрый Соломон, научи не только удивляться, но и исполнять, владеть собой и так стать лучше завоевателя города!

Вот открываю Древний патерик и нахожу пример для подражания. Брат спросил авву Исидора, пресвитера скитского:

– Авва! отчего демоны так сильно боятся тебя?

Старец ответил:

– С того времени, как я сделался монахом, не допускаю гневу подняться до гортани моей.

Вот бы и мне научиться не выплескивать гнев словами своими! Плачу и сокрушаюсь о собственной немощи!

Еще авва Исидор признался:

– Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мною корзин. Приметив, что по поводу продажи возникает во мне гнев, я оставил корзины и бежал.

Вот открываю Лествицу и вижу краткое наставление преподобного Иоанна: «Желание бесчестий есть исцеление раздражительности».

Преподобный Иоанн Лествичник: «Желание бесчестий есть исцеление раздражительности»

То есть кто полюбил переносить бесчестие, тот сможет победить раздражение. А авва Исаия Отшельник вразумляет меня: оружием против гнева является память о своей греховности. Когда же начинаем что-то мнить о себе, открываем гневу вход в свою душу.

Читаю святых отцов и понимаю: я слаб. Нет кнопочки в естестве человека, нет рубильника, который достаточно переключить – и вот, пьющий не пьет, блудник стал воздерживаться, гневливый ведет себя тихо. Против каждой страсти от меня требуется личный труд, воздержание, отвержение своих любимых привычек. Советы святых – указатель, но по дороге надо идти самому.

О чем же говорит мне мой недостойный опыт? И раздражение, и огорчение, и обиды, и всё остальное греховное начинается с бурления помыслов, с закравшегося в душу недовольства, с немирного и неспокойного духа.

На море не поднимется шторм при отсутствии ветра и спокойствии волн. Ветер – помыслы, вздымающие волны чувств. Умиротворенные помыслы не вызовут в душе возмущения волн, раздражения чувств. И потому обратим внимание на первое волнение наших мыслей и чувств. Заметив колыхание недобрых, раздражительных волн, обратимся всем сердцем к Богу: «Боже, спаси, помоги, помилуй!» Христос умиротворял разбушевавшиеся стихии одним мановением, только бы быть нам с Ним в одной лодке. А чтобы не огорчаться и не копить обид, научимся за всё Бога благодарить.

«А как же несправедливость тех, кто тебе досадил?» – говорит мне моя гордыня. «Как же попрание твоей правды и прав?» – говорит мне мое себялюбие. Но Бог потому и попускает мне несправедливость, что несправедлив я сам. Пришли несправедливости и сокрушили гордыню, попущено попрание моей личной правды и сокрушено себялюбие. Я достоин терпеть попущенное, на кого же мне гневаться?

Собака на лай отвечает лаем, змеи – шипят, тигры – рычат. А человек – образ Божий, он отражает в себе что-то Божие. И потому на лай, шипение и рычание человек пусть отвечает чем-то Божиим.

Человек – образ Божий, и потому на раздражение другого отвечай Божией кротостью

Вот вспомнился случай. После преподавания на вечерних богословских курсах одна супружеская пара, Анатолий и Надежда, предложила подвезти домой. По пути заехали на заправку, где к каждой колонке выстроилось по несколько автомобилей, мы заняли последнее место к крайней колонке. Когда подошла наша очередь, то от другой колонки неожиданно подъехал таксист – выходец из Средней Азии, резко пристроился сбоку и стал гневно требовать: «Я приехал раньше! Сейчас моя очередь!» Он смотрел грозно, напористо, словно готовый к решительным действиям. Мы тихо молились и мирно глядели на разгневанного таксиста. А Анатолий, сам по себе мужчина крепкий духом и телом, спокойно сказал: «Ну что же, пожалуйста! Раз тебе надо быстрее, то, конечно же, проезжай вперед». И вдруг всё в одну секунду изменилось. Услышав такой мирный ответ, водитель-азиат буквально преобразился и просиял доброй улыбкой. Весь его гневный дух вмиг ушел: «Ой, простите меня, пожалуйста. Я неправ. Если я проеду вперед, Бог накажет меня. Нет-нет, я поеду только за вами». Он улыбался и мирно смотрел на нас, как на друзей, с которыми давно не виделся. Так гнев был побежден не только в себе, но и в другом человеке.

Огню противостоит вода, тьме – свет, болезни – здоровье. Так и в духовной жизни: ненависти противостоит любовь, гордости – смирение, гневу – кротость. Если гнев – это взрыв, то кротость – тишина и покой сердца. Блаженны кроткие, ибо агрессивные быстро слагают головы, кроткие же наследуют землю. Кротость – беззлобие и безгневие, тихий дух, простой нрав, добродушие и мирное сердце.

Но кротость – не навык, а Божий дар. Благодать Святого Духа привлекается молитвой, а нисходит в чистую, мирную, тихую душу. И когда очищается сердце, то в душе всё становится на свои места – ни ропота, ни огорчений, ни бурления помыслов. Стяжи дух мирен, и те, кто рядом с тобой, спасутся.

Когда очищается сердце, то в душе всё становится на свои места – ни ропота, ни огорчений, ни бурления помыслов

Праведный Иосиф Прекрасный говорит своим братьям, когда-то предавшим его и боявшимся возмездия: Не бойтесь, ибо я боюсь Бога (Быт. 50: 19). Тот, кто боится Бога, не будет ввергать в страх других. А если я Бога не боюсь, тогда бойтесь меня все вокруг.

Победа над гневом дается непросто. Но эта победа слишком важна. Победа над гневом спасает семьи, возрождает порушенные отношения родителей и детей, вносит гармонию во все сферы жизни. Эта победа, поверьте, важна именно здесь, на земле. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7: 9), – так вновь вразумляет меня премудрый.

Прошу у Бога милосердия, а у читателей – молитв. Ведь хочется научиться владеть собой! А завоеватели городов… – дай Бог и им мирного сердца!

Священник Валерий Духанин

23 октября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Мытарство 12-е — гнева и ярости Мытарство 12-е — гнева и ярости
Протоиерей Олег Стеняев
Мытарство 12-е — гнева и ярости Воздушные мытарства. Мытарство двенадцатое: «Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа»
Цикл «Путь всей земли». Беседа 14-я
Протоиерей Олег Стеняев
Противостоя мысленным гневливым движениям, чревоугодию противопоставим пост, сребролюбию — благотворительность, а тщеславию — смирение.
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 8. Гнев<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 8. Гнев
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Один специалист по вопросам семьи и брака назвал как-то гнев убийцей любви. И это выражение можно отнести и к человеческим взаимоотношениям вообще.
Комментарии
Георгий27 марта 2023, 13:37
Добрый день, мои дорогие братья и сестры! Читаю , и вижу себя, свою мерзость в душе, все обо мне! Бывают приступы гнева, тогда не вижу , ни жены ни внуков, одна ярость! Как писал Илья, хожу в Храм, долго , а исправления нет! Уже двумя ногами стою в гробу, пенсионер я, а злых не оставляю.И не вижу конца и края моей греховности.Рад отдать все, но увы, не получается! Помолитесь обо мне грешном , мои дорогие! По вашим молитвам Господь сподобит меня грешного исправиться, вразумит по милости Своей! Отец Валерий, вам большое спасибо за разбор и пояснение.Спаси вас Господь. С любовью о Господе.Георгий.
Анна 2 ноября 2019, 19:54
Большое спасибо за статью. Ну очень актуально и душеполезно. И хотя на эту тему всё давно сказано и ничего принципиально нового не будет, но раскрывать эту тему по-новому каждый раз - это очень необходимо и врачевательно.
Иоанна_ 28 октября 2019, 18:21
Илья, надо спокойно рассудить, в чём причина вашего гнева. Если это именно гневливость как свойство вашей натуры - это одно. Если же это реакция на какую-то жизненную ситуацию, которая вас не устраивает - это другое, и тогда надо постараться разрешить конфликт, который является причиной вашего гнева. Надо начинать с корней, а не с листвы, образно говоря. Можно и нужно попросить о помощи духовника, если он у вас есть. Просто без разбору винить себя во всём - это не выход.
Наташа28 октября 2019, 12:29
Спасибо Вам батюшка Валерий за хорошее наставление, это натуральное руководство к действию, как себя вести.
Наташа28 октября 2019, 12:16
Илья, когда сами с собой не можете справиться то просите у Бога каждый день утром и в течении дня "Господи, благослови меня не раздражаться, никого не обижать, но всем во всём содействовать ко благу " и когда не знаете как поступить скажите Господу "Господи, Тебе отдаю эту ситуацию", с такими же словами обращайтесь и к ангелу хранителю своему всегда советуйтесь с ангелом хранителем вплоть до мелочей. Вы почувствуете помощь Божию, Господь Всемогущий Сам всё управит. Благодарите Бога за всё за скорбь и за радость особенно за скорбь. Всё это испытано на себе. Помощи Божией вам и вашей семье Илья.
Вера28 октября 2019, 02:00
Очень, очень, очень полезная и утешительная статья, вселяющая надежду и укрепляющая. Спасибо Вам, отец Валерий! И вам, братья и сёстры! Действительно, получилась как встреча - и с Вами, батюшка, и со всеми, кто написал и поделился. Всем помощи Божией и бодрости! Помолитесь и обо мне, гневливой.
Елена26 октября 2019, 10:59
Для Ильи Илья, вы только не отчаивайтесь! Вы не один такой. Все правильно пишет батюшка. Надо жить очень внимательной жизнью, следите за собой и вы увидите, с чего все начинается. С помысла! Помыслы издалека потихоньку начинают нас раздражать, а тут, раз тебе, и случай подвернулся выплеснуть свое раздражение. Ну, а дальше...вы все и сами знаете. Верьте, молитесь, Господь поможет. С такой страшной страстью своими силами не справиться, но Господу возможно и невозможное! Со страхом перед завистью врага свидетельствую: будет облегчение, ослабнет страсть. Главное, не сомневаться в могуществе Божием и в том, что, если Он это попускает, то точно только на пользу нам. Это нам гордым для смирения.
Олегъ25 октября 2019, 12:25
Спаси Бог отец Валерий, всё сказано очень точно и увы, всё про меня "любимого".
Илья25 октября 2019, 11:36
Читаю Вашу статью после очередного, вчерашнего ведерного гнева и ссор с женой и с родителями её. Это я! Вы написали про меня, дословно! Сижу весь разбитый, разоренный, опустошенный. С одной стороны хочется плакать от безысходности, что это я. С другой стороны мне очень страшно. За тех, кто окажется рядом, когда я взорвусь. И мне страшно от того, что я тот, кто регулярно ходит в храм, исповедается и причащается. Каюсь, жалею, сознаю, что не прав, успокаиваюсь какое-то время, и как опять попадаю в лавину гнева, сам не понимаю. Я не знаю, с чем я закончу свои дни. Братья и сёстры, родные мои, помолитесь за меня! Не могу уже, сил нет!
Алина25 октября 2019, 08:28
Часто к гневу примешивается желание сквернословить.Как-то прочла рассказ о женщине с духовным заболеванием которое выражалось в приступах типа падучей болезни. У нее спросили давно ли это с ней. Ответ ее: с детства, в доме взрослые ругались черными словами ( матом),как-то после очередной ругани, на меня напал бес ( она именно так это пережила и ощутила) и стал бить в припадке.С тех пор и болею. Как же опасен гнев для наших близких и как же мы легкомысленны в своих поступках! Раньше мне легче было преодолеть гнев, даже было время когда в душе был период безгневия, и я удивлялась этому.Ведь не святая же я.Потом в жизни поменялась ситуация, стало легче сопротивляться др.страсти,а гневу с трудом
Елена24 октября 2019, 17:13
Много читала по этой теме. Но, пожалуй, первый раз так скрупулезно и просто все изложено. Проведен тщательный анализ и найдено первичное звено, с которого все начинается - помыслы. Может быть, теперь удастся делать хоть какие- то усилия в борьбе с этой страшной страстью. Спасибо, батюшка, что вооружили нас. Предупрежден, значит вооружен.
Людмила24 октября 2019, 14:12
Слава Богу! Благодарю Вас, отец Валерий!Как это потрясающе проникновенно! Я только что пропадала и вернулась к жизни!Низкий поклон и Божией Помощи Вам!
Ксения24 октября 2019, 12:48
Большое спасибо за статью и поднятую тему. Мне помогал бороться с этим гневом царь Давид, точнее его псалмы, для этого я выучила наизусть псалом 50 и читала, его не останавливаясь, когда гнев и раздражение закипали во мне с неистовой силой. А еще помогла молитва: Господи, я не умею прощать, вынь из меня обиду, и так постепенно я научилась отпускать обиды из сердца. Помогает еще молитва - помни час смертный и во век не согрешишь. Наш человеческий век нам дан не для накопления обид, поэтому от них надо поскорее избавиться. Будем смотреть на мир глазами Серафима Саровского. Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи.
Виктория24 октября 2019, 11:50
Спаси Вас Господи, отец Валерий! Очень нужная Ваша статья. Я страдаю от страсти гордости, обидчивости, гнева, как не ужасно, но это так. И от этого страдает часто мир в моей семье.. буду бороться с помыслами обиды, недовольства. Большое Вам спасибо, батюшка. Многая Вам лета.
Иулиания24 октября 2019, 09:02
Современный человек все больше деградирует. В мегаполисе тем паче. Простая ситуация: езжу до офиса на корпоративном Шатле и каждый раз прошу водителя выключить тошнотворное радио "дача", которое орет на весь салон вперемешку с рекламой. Почему я должна слышать весь этот никчёмный словесный понос? Или просишь рядом стоящего человека смотреть видео через наушники. Почему люди не понимают сами, что создают неудобства тем, кто рядом? Постоянно тебе в голову несутся ненужные шумы и пустые разговоры. Как тут не начать гневаться? С ностальгией вспоминаю, когда телефон был проводной и стоял только дома.
Елена24 октября 2019, 07:15
Все написанное - это про меня. Как трудно преодолеть страсть. Уже и болезнь Господь послал для смирения,а никак не избавлюсь. Спасибо автору за полезное для души чтение, как с близким другом по беседовала.
Андрей Матвиенко23 октября 2019, 22:44
Гнев может быть и результатом физической болезни. Например, болезнь эндокринной системы (диабет, щитовидная железа), болезнь почек... Не всё так просто. Несомненно - гнев это болезнь или душевная или физическая.
Татьяна23 октября 2019, 19:30
Наталия Ростова, слезы слезам рознь. Можно поплакать от обиды как таковой, что так или иначе является следствием гордыни, проявлением уязвленного самолюбия, а можно плакать о немощах обидчиков. Разные вещи. Я тоже незлобивая и негневливая, часто плачу, но, к сожалению, не из жалости к обидчикам, а из жалости к себе.
евгений23 октября 2019, 19:24
Спаси,Господь,отче! Какие ясные и вразумляющие слова. Дай,Боже,сил и разумения исполнять их в жизни++++++++++++
Елена23 октября 2019, 19:21
Для Наташи Ростовой Наташенька, так понятно то, о чем вы пишите. Я для себя поняла одно, слезы можно вымолить. Но готовьтесь к тому, что поначалу это будет "некая часть слезинки". И так будет долго. Но я и этому рада! Еще помогают достичь этого углубленные размышления о своих грехах и размышления о страданиях Господа. Ну и еще, просто живет в душе надежда, что Господь сжалится.
Елена23 октября 2019, 19:12
Батюшка, спасибо вам за очень полезную статью! Пусть Господь даст вам здоровья душевного и телесного за ваше попечение о спасении наших душ!
Наталия23 октября 2019, 16:59
Резкой перемене настроения сердитого водителя на заправке несомненно способствовало также и то, что он заметил присутствие православного батюшки-автора рассказа в машине )
Светлана Николаева23 октября 2019, 15:27
Очень полезная и важная статья, спаси Вас Бог, отец Валерий! Единственно, задаюсь теперь вопросом: а Клит зачем вернулся? Опытный воин, а не догадался, что бурю гнева лучше переждать в укрытии, а не вставать с гордо поднятой головой прямо под удар молнии. Это я к тому, что часто не хватает терпения и смирения переждать волну гнева, идущую от оппонента. Начинаешь отвечать и заражаешься той же страстью. А отойти в сторону и не ответить сразу кажется невозможным, обязательно надо доказать свою правоту.
Вадим23 октября 2019, 14:15
Раздражение может возникнуть по-разным причинам, это не суть важно.Нужно понимать, что раздражение -это помысел.Если человек следит за своими мыслями, то он может видеть.как этот помысел приходит, крепнет и в итоге выливается наружу.Как только помысел раздражения появился на горизонте,его тут же , как искру с одежды, нужно сбросить с себя с помощью молитвы. И так постепенно человек получит опыт в борьбе с помыслами, а может быть даже одну из добродетелей смирения, одну из его ступеней - кротость.Относиться к раздражению, как к помыслу , мне подсказал монах на исповеди в Оптиной.Сегодня день памяти преподобного Амвросия Оптинсного. Преподобный Амвросий -моли Бога о нас.
р.Б. Ольга23 октября 2019, 13:48
Благодарю Господа за наставления через отца Валерия! Спасибо слышащему слова Божии и передающему всем хотящим слушать. Каждое слово отточено и метко. Очень- очень важные и нужные наставления-руководства для нас нынешних. Храни всех Господь!
Наталья23 октября 2019, 12:45
Человек рождается уже греховным, и нет в этом его вины, что он грешен от рождения. Крайне сложно, будучи больным, вести себя как здоровый. Дай Бог здравия отцу Валерию.
Людмила23 октября 2019, 12:07
Очень, очень полезная статья. Спаси Господи, отец Валерий!
Татиана23 октября 2019, 11:56
Спасибо, написано точно для меня, каждое слово.
Наталия Ростова23 октября 2019, 10:54
Моя мама - маленькая, хрупкая и смиренная женщина. Она даже до прихода в Храм всегда была кроткой и незлобливой. Обижали её много и часто. А она сядет где-нибудь тихонько и сидит плачет. Выплакается и...всё забыла. Ни капли гнева и осуждения в сторону обидчика! Я всегда поражалась этой её особенности. И самое гадостное, что я так не могу...Хоть бы одна слезинка выкатилась...я думаю, мне было бы легче справиться с обидой. Но нет...Я железная женщина. Плакать разучилась и обидчику могу дать сдачи не только словом, но и дрыном по спиняке...Как научиться плакать? Подскажите, кто-нибудь, пожалуйста...
Марина23 октября 2019, 10:08
Спасибо за статью. Дай Бог Вам, отец Валерий, сил душевных и физических, одоления недуга! Спаси Господи!
Станислав23 октября 2019, 10:06
Перо отца Валерия как всегда быстро, слово ясно. Дай Боже ему сил и терпения, телу и душе здравия!
наталья23 октября 2019, 09:05
Спасибо,отец Валерий, за поднятие сегодня темы гнева!Как змея, незаметно он вползает в душу ежедневными обидами и уже не замечаешь, как владеет тобой.Как отбирает рассудок и мир с близкими.А только и стоило в начале "отпугивать" обиду кротостью.Но она и есть высшая математика для человека.Отец Валериий,здравия и многая лета Вам!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×