Архиепископ Иов (Смакоуз) и архимандрит Маркелл (Павук) в Киево-Печерской лавре в день памяти преп. Нестора Летописца, покровителя Киевских духовных академии и семинарии, 9 ноября с. г. В православных молитвах, в текстах Священного Писания большое внимание обращено на сердце человека. По подсчетам библеистов, слово «сердце» в Ветхом и Новом Заветах звучит более 600 раз. На этот главный орган человеческого существа обращает внимание Христос: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убивства» (Мк.7, 21). А пророк Давид просит у Господа: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…» (Пс. 50). Почему такое большое внимание уделяется сердечным чувствам? Как можно увидеть в себе эти злые источники, о которых говорит Христос? Как строятся отношения между умом и сердцем, и как влияют они друг на друга, как взаимодействуют? Как уберечь подрастающее поколение от порочного влияния СМИ? На эту тему удалось поговорить с архиепископом Иовом (Смакоузом), ректором Почаевской духовной семинарии, и архимандритом Маркеллом (Павуком), преподавателем и духовником Киевских духовных академии и семинарии.
Архиепископ Иов:
– Что такое духовное сердце? Оно, согласно Священному Писанию, – духовный центр жизни человека, источник любви и Богообщения. Оно должно быть чистым и светлым.
Ум и сердце должны быть вместе, гармонично трудиться во славу Божию и для спасения человека
Святые отцы учат, что наша умная молитва должна спуститься в сердце, соединиться с сердечной молитвой и стать умно-сердечной молитвой. Ум и сердце должны быть вместе, гармонично трудиться во славу Божию и для спасения человека. Часто сердце без духовного ума становится «слепым». И такой человек часто открывает «двери» своего сердца очень страшным врагам, которые приходят под видом друзей, поселяют в нем семена зла, которые прорастают в гордыню и греховные дела. Сердечные чувства не надо в спешке принимать, делать их своими, родными. Их надо обязательно проверять словом Божьим, узнавать, кто же их настоящий родитель, кто их посеял, когда мы «спали». Здесь главный наш помощник – соборный разум Церкви, наставления святых подвижников, даже простая рассудительность…
Наше сердце должно принадлежать Богу. Христос должен жить в нем. Оно должно стать Его домом. Добрые дела и любовь, при помощи благодати Святого Духа и Божественного Откровения, могут сделать из нашего сердца прекрасный дворец Небесного Царя. Общеизвестна и не нуждается в толковании одна из заповедей Блаженств: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Свт. Григорий Нисский справедливо отметил, что «знания приобретаются любовью», при помощи сердца. Ведь легче учить тот предмет, который любишь, преподаватель которого в силу каких-то качеств нравится. Быть может, кому-то будет интересно, что профессор Киевской духовной академии XIX в. Памфил Юркевич (1826–1874) в своем философском труде «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия», напечатанном в «Трудах Киевской духовной академии» в 1860-м г., изложил библейское учение о роли «сердца» как средоточия всей духовной жизни человека, являющегося предпосылкой истинного познания.
Архимандрит Маркелл:
– Когда в Священном Писании говорится о сердце, то имеется в виду не телесный орган, как полагают многие, а средоточие души человека, то есть то, что для него является в жизни самым важным. Если этот центр смещен, и человек больше обращает внимание не на свое духовное развитие, а на интеллектуальное и физическое, то ни к чему хорошему это не приводит. Человек, несмотря на все свои карьерные достижения, приобретенные с помощью ума, интеллекта, но при этом не возделывавший свое духовное сердце, чаще всего чувствует себя несчастным и одиноким. Верующие родители должны приучать своих детей к молитве и посту – именно ради того, чтобы сердце, как центр духовной жизни, занимало подобающее ему место и порождало не гнев и гордость, не похоть плоти и прелюбодейство, а святые чувства смирения, кротости, любви, целомудрия и т.д.
– Современный мир и вся система образования подразумевает развитие интеллекта, получение научных знаний. Но присутствует ли в нем образовательный, воспитательный принцип? Если не ошибаюсь, слово «образование» происходит изначально от «образа Божьего», т.е. в первую очередь учащийся человек должен стремиться к развитию в себе образа Божьего. Как понимать такой парадокс? И каково место ума в духовной жизни?
Архиепископ Иов:
– Православие не против научных знаний… У нас даже есть очень популярная среди учащейся молодежи икона западного происхождения с названием «Прибавление ума». Ум – дар Божий, и его, конечно, как и все таланты, надо развивать в правильном направлении. Первая заповедь в раю – хранить и возделывать райский сад – подразумевает не только сохранение Божьего творения, но и творческое развитие при помощи умственных способностей.
У христианина должен быть «ум Христов», то есть надо иметь ум, исполненный жертвенной любви к Богу и людям
У христианина должен быть «ум Христов», как учит апостол Павел, то есть надо иметь ум, исполненный жертвенной любви к Богу и людям, верности Богу и смиренного послушания. Один из отцов Церкви сказал: «Распинай свой ум крестом Христовым, гордыню своего ума побеждай жертвенной и смиренной любовью Христовой». Старец Силуан Афонский учил: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся», или, другими словами: полагай себя недостойным милости Божией, думай, что твое место в адской темнице, и в то же время верь, что все, включая и тебя, спасутся.
Ум, называемый в Евангелии «духовным оком», нам нужен, чтобы видеть Бога, духовный мир, самого себя и всё, происходящее вокруг нас, правильно, с духовной пользой, спасительно. В кондаке праздника Богоявления есть слова: «Явился еси днесь вселенной и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя». То есть воспевающих Тебя осознанно, с пониманием произносимых слов и смысла церковных песнопений… Особенно это «духовное око» – ум – нужен христианам, когда мир и его мудрость становятся безумными, восстающими против Бога и Его законов, духовной мудрости. Цель умственной деятельности, прежде всего, должна состоять в том, чтобы сохранить в себе неповрежденным первоначальный образ Божий во всей его красоте и сиянии Божественного света, а если он поврежден греховной жизнью, то при помощи Божьей благодати со смиренномудрием реставрировать его.
Киевская духовная академия и семинария
Архимандрит Маркелл:
– Целиком согласен со сказанным владыкой. Добавлю лишь, что, начиная с ХVIII века, под влиянием католичества, протестантизма и проводимой российским государством политики секуляризации, начался постепенный процесс размежевания духовного и светского образования. В ХIХ веке духовное и светское образование, образно говоря, стали соседями, которые иногда ходили друг к другу в гости, а в ХХ веке, в атеистическом советском государстве, стали врагами: школа была отделена от Церкви, и Церковь – от государства. Ныне делаются попытки примирить между собой богословие и светскую науку, но все идет не так быстро, как бы этого хотелось. Сейчас многие люди под влиянием СМИ не желают преклоняться перед какими бы то ни было нравственными авторитетами. Наиболее распространенной сейчас, на мой взгляд, является так называемая автономная этика: каждый человек сам устанавливает себе нравственные границы, которые он старается не переступать. Посмотрите, многие явления, которые сейчас являются «нормальными», в очах общества, сажем, ХІХ и даже ХХ веков были не просто недопустимыми, о них тогда и говорить было срамно. Если современный человек и признает существование Бога, ходит в храм, это носит не столько глубокий религиозный, сколько внешний, ритуальный характер, и моральные нормы у него колеблются между светской «нормой» и христианской этикой. Как результат, человек не только теряет образ Божий, а постепенно и расчеловечивается. Не пора ли на улице вновь, как в языческие дохристианские времена, появиться философу, который будет искать человека?..
Сейчас каждый человек сам устанавливает себе нравственные границы, которые он старается не переступать
Архиепископ Иов:
– Душеспасительные знания, данные нам Церковью, открытые нам Духом Святым и Христом в Писании, должны преображать нашу жизнь, делать нас лучше, соединять с Христом. Это и есть подлинное духовное образование христианина. Без знаний духовных законов легко упасть в прелесть, заблудиться, исказить в себе дивный образ Божий… Даже Библию надо понимать не так, как нам думается, а как учат святые отцы. Об этом сказано в 19-м изканоне VI Вселенского Собора: «Аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов». А все остальные знания – научно-технические, художественные – без знания основного Закона Божьего сами по себе малоценны, а при порабощении ученого греховными страстями, гордостью – могут быть даже убийственными и опасными для всего человечества. Достаточно посмотреть на современные виды оружия в мире, включая ядерную технику…
– Насколько опасны, на ваш взгляд, современные средства массовой информации? Сети Интернет формируют сознания человека, вырабатывая общемировой кодекс нравственности, который приучает людей «с пониманием» и без осуждения смотреть на такие явления, как гендерное воспитание, изменение пола, однополые браки и прочие «нормы», о которых и говорить стыдно? И как, каким образом православному человеку противостоять этому, как защитить своих детей от порочного влияния среды и искаженной морали?
Архиепископ Иов:
– К сожалению, под влиянием разнообразных, изощренных «красивых картинок» и символов «красоты, мужества и успеха», текущих к нам преимущество из Запада и из-за океана, идет повсеместное влияние на сознание людей, особенно молодежи и детей. Это же очевидно для каждого здравомыслящего человека – в основу новой «морали» положены права падшего человека с его пороками и страстями. Как этому противостоять? Только личным примером служения Богу, послушания Церкви Божьей, благодатной помощью, получаемой в Таинствах, доброделанием и смиренномудрием! Надо учить детей жить проще, без излишеств комфорта, подвижнически, как живут, например, спортсмены и воины… Многое соблазнительное и погибельное надо сразу отсекать и «бежать» от искушений. Надо учиться сохранять свое сердце для Христа. Талантливой православной молодежи и ученым надо задуматься о том, как создать православный безопасный Интернет в медийном пространстве, современные виды электронных документов, в отношении которых не будет смущения и соблазна. Только таким образом мы сможем избежать того рабства, в которое жаждет вовлечь всех при помощи прогресса бесстыжий бес.
В основу новой «морали» положены права падшего человека с его пороками и страстями
Архимандрит Маркелл:
– Люди, владеющие средствами массовой информации, прилагают максимум усилий, чтобы завладеть вниманием аудитории и вести ее к своим определенным целям, диктуемым условиями жесткой бизнес-конкуренции. Ныне, например, они пытаются развить безумную ненависть между украинским и русским народами, не брезгуя никакими средствами. В ход пошло даже самое святое, что позволяло нам оставаться людьми и не превращаться в несмысленных скотов, – это вера. Так называемое гендерное воспитание и другие срамные вопросы, которые активно продвигаются и «обеляются» при помощи СМИ, – это осознанное, а многими неосознаваемое изготовление бомбы, которая окажется в тысячу раз разрушительнее того солевого потока, который истребил библейские города Содом и Гоморру. Уберечь нас от этих апостасийных процессов может лишь повсеместное изучение в университетах и школах Закона Божьего, по мере возможности – воцерковление молодого поколения. Но, как мы видим сегодня, вместо того, чтобы создать Церкви условия для широкой миссионерской и просветительской работы, её разными способами пытаются расколоть и раздробить на мелкие, бессмысленно враждующие между собой секты.
– Можно ли сказать, что, по евангельскому определению, «мир во зле лежит» ( 1Ин. 5, 19) из-за того, что люди в большинстве не знают своего внутреннего, сердечного мира, своего сердца и на поводу своих страстей следуют за поврежденным грехом умом? Если так, то объясните этот «механизм» более подробно, что об этом говорит Писание и св. отцы?
Архиепископ Иов:
– «Мир во зле лежит» всегда. Поэтому «так мало спасающихся» во все времена. С другой стороны, после Боговоплощения – самое удобное время спасения. Апостол Павел в послании к Римлянам о нашем времени пишет: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13, 12). Просто в наши дни зло «одевается» в очень «красивую упаковку» и благодаря Интернету, при помощи ТВ, бизнес-рекламы очень быстро распространяется по всему миру.
Поэтому призыв древних философов: «Познай себя!» – очень актуален сейчас. После богословия о Боге важной научной дисциплиной должно стать богословие о человеке, которое чаще называется аскетикой, аскетическим богословием – наукой об очищении сердца от страстей и стяжании добродетелей, наукой борьбы с дьяволом и злом.
После богословия о Боге важной научной дисциплиной должно стать богословие о человеке
А святые отцы учат нас о различении помыслов, входящих в ум и сердце, борьбе с ними в самом начале, пока они еще не укоренились в сердце, не срослись с ним.
Архимандрит Маркелл:
– Совершенно верно, владыка! Всякий грех вначале зарождается из помысла (мысли). Если человек так воспитан, что может различить, что такое хорошо, а что такое плохо, то отсекает злые мысли при самом начале их появления, а если им не получено никакого духовного воспитания, то он становится легкой добычей лукавого духа, который советует ему принять недобрую мысль за добрую и насладиться ею. Если это происходит, то человек незаметно оказывается в плену злых помыслов, полностью теряет самоконтроль. Например, он прекрасно понимает, что сигареты и алкоголь его убивают, но никак не может отказаться от них. Так из мысли формируется страсть – своеобразный злокачественный нарост в душе человека, который его духовно убивает, делает индифферентным и нечувствительным к чужой беде и радости. Перед ним постоянно стоит лишь одна цель – любым путем удовлетворение своей страсти. Здесь кроется причина воровства, коррупции, убийств и других преступлений.
– Господь говорит: «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». (Ин. 14, 27). А как стяжать этот мир?
Архиепископ Иов:
– Подлинный мир, «мир Свыше», как сказано во втором прошении мирной ектении, дает только Христос. Это примирение человечества с Богом-Творцом через жертву Христа! Этот же дар мира преподносится каждому, кто искренне возрождается в покаянии и присоединяется к Церкви Христовой. Кроме того, в Евангелии Воскресший Христос, являясь Своим ученикам, многократно произносит слова «Мир вам!» В результате общения с Христом в мире, в мирном духе и Фома прозревает, получив в полноте дар веры (ср. Ин. 20, 19–29), и у остальных учеников, включая нас, «открывается ум» (Лк. 24, 45), появляется способность правильно понимать Священное Писание. Этот дар Божий нужно просить и, получив его, благодарить, ценить, хранить и приумножать…
Архимандрит Маркелл:
– Скажу также, что мир в душу приносит лишь победа над грехом и страстью, и победа эта достигается с помощью молитвы, поста и других добродетелей. А самое главное – надо носить крестик не только на груди, а постоянно распинать себя внутренне, отказываться от своего гордого «я», находить разные способы, чтобы не тебе другие служили, а ты им бескорыстно служил.
– Многие люди до сих пор находятся за оградой Церкви и воспринимают слово о благодати, как о некой абстракции. Благодатно – значит «хорошо». Поел, поспал, искупался в море – «эх, благодать какая»! Но мы знаем, что святые отцы говорили о стяжании благодати, как самом великом деле жизни…
Архимандрит Маркелл:
– Благодать – это сила Божия, с помощью которой невозможное становится возможным. Например, многие считают, что в наше время невозможно до брака сохранить целомудрие и сохранять верность в браке, а с помощью благодати это возможно. Некоторые и день не могут прожить без винопития, а с помощью силы Божией человек может полностью обходиться без алкоголя. Многие никак не могут не материться, а благодать не позволяет сказать ни одного гнилого слова. В храм мы идем не просто чтобы помолиться, покаяться, причаститься Святых Христовых Таин, а именно для того, чтобы почерпнуть здесь всесильную божественную благодать.
Благодать – это сила Божия, с помощью которой невозможное становится возможным
Архиепископ Иов:
– Святые отцы говорят, что Божественная благодать дается только смиренным. И им, действительно, с благодатью очень хорошо: для многих исповедников ХХ века периода гонений пребывание в тюрьме, по их выражению, было «настоящим раем», поскольку в их сердцах пребывал неразлучно Сам Христос. Благодать не может быть там, где пребывают и преобладают страсти. В сердце должен быть лишь один хозяин: Господь, а не Его противник…
А то, что нецерковные люди называют «благодатью» или ещё «аурой счастья», на самом деле выражает, скорее всего, хорошее настроение или какой-то жизненный успех.
– Блаженнейший Онуфрий говорит, что политики, которым народ доверяет судьбы регионов и целой страны, должны, прежде всего, жить по законам веры. Этим они покажут пример другим. Значит, и политики должны уделять внимание своему сердцу и возделыванию его?
Архиепископ Иов:
– Безусловно, глава государства, депутат, принимающий законы, как и отцы семейства, должны быть примером честности и доброты для подчиненных. Без личного примера нельзя никого научить, и не достичь какого-то положительного результата.
Все начальствующие, относящие себя к Православной Церкви, должны жить по Божьим заповедям, буквально «ходить пред Богом» (Быт. 5, 24), иметь чистое и доброе, честное и святое сердце, окружать себя помощниками и сотрудниками с таким же сердцем. У каждого из них должен быть духовный наставник, а на рабочем столе стоять Крест Христов и лежать всегда открытым для чтения Святое Евангелие.
– К сожалению, этого не наблюдается в светском мире. Разве что за редким исключением…
Архимандрит Маркелл:
– Чтобы у нас были верующие и честные политики, их надо воспитать, но, в силу упомянутых владыкой Иовом причин, это пока невозможно. Никто из политиков ни перед кем не собирается смиряться. Остается единственный выход – ждать, пока Сам Бог найдет для них какое-то смирительное средство. Знаю из опыта некоторых людей, что это самое действенное средство. Оно способно людей, похожих на диких зверей, превращать в ангелов. Конечно же, на Церкви, на нас, ее пастырях, лежит большая ответственность. Ведь сейчас и политики, и чиновники устремляются в храмы Божии (часто, увы, для протокола)… Тем не менее у нас у всех есть возможность общаться с ними и наставлять их…
Архиепископ Иов:
– Современный богослов Андрей Десницкий очень правильно подметил, что «если бы наши прихожане читали Библию, не было бы революции». То, что многие политики, педагоги, журналисты не читают Священного Писания, святоотеческих толкований, да хотя бы «Толковую Библию» проф. А.П. Лопухина, – наша общая большая беда.
Люди иногда строят свои представления о христианстве на «бабьих сказках»
Популярностью пользуется что угодно, кроме самого главного – Священного Писания. Люди иногда строят свои представления о христианстве на «бабьих сказках», на зыбкой основе каких-то брошюрок, вместо того, чтобы обратиться к самому авторитетному тексту. В этом, к сожалению, нет ничего нового. Однажды, в Гражданскую войну, в поезде красноармеец хвастался участием в грабежах и убийствах. Писатель Алексей Ремизов спросил этого парня, выросшего в деревне и в свое время ходившего в церковь, как соотносятся его поступки с Евангелием. А тот ответил, что не читал Евангелия, «только лобзал в храме его оклад». Во многом такая картина существует и в наши дни… А если уж часть наших современников, студенческой молодежи и читает Библию, то не для того, чтобы жить по ней, а чтобы при случае блеснуть своими знаниями нескольких цитат из Библии... Это прискорбно.
– И, возвращаясь к началу беседы об образовании, скажите, владыка ректор и отец архимандрит, чем отличается учеба в семинарии или духовной академии от светского образования с воспитательной, нравственной точки зрения? До революции 1917 года в вузах и школах действовали храмы Божьи, в Киевском университете Св. князя Владимира, ныне им. Т.Г. Шевченко, действовало два храма – православный и католический. Нужно ли и можно ли возвращаться к таким традициям, и каким образом?
Архиепископ Иов:
– В центре жизни духовного учебного заведения традиционно всегда находится храм. Он и является его духовным «сердцем». В нем, как и в любом монастыре, учащиеся молитвой начинают и завершают свой день. В нем ежедневно совершается суточный круг богослужений, завершающийся Божественной литургией. В нем студенты поют, читают, алтарничают. Те из них, которые имеют священный сан, совершают все богослужения. К Исповеди и Причастию Святых Таин воспитанники приступают регулярно. Но все это не должно быть формальным, для галочки или оценки. В богословском учебном заведении должна быть создана духовная, евхаристическая покаянная семья во главе с преподавателями. В ней должен быть один дух – Христов, единение вокруг Чаши Христовой, желание жить во Христе и со Христом. Если этого нет, то водворяется дух лицемерия, фарисейства, который удаляет от Христа и Церкви, приводит к бунтарству и безбожию. Традиционно, в духовных семинариях проректор по воспитательской работе является вторым лицом в администрации после ректора. В старые времена для него и семьи даже выделялась квартира в учебном корпусе, чтобы он постоянно жил с воспитанниками, вникал во все стороны их жизни, быта и учебы, мог наставлять и предупреждать неблаговидные поступки. Если учащийся был круглым отличником, но по поведению имел «четыре» или «хорошо», ему отказывали в выдаче диплома. Он получал справку и на протяжении года на каком-либо церковном послушании должен был понести епитимию, доказать исправление своих поступков и на деле явить благие плоды покаяния. И только после этого он мог получить диплом, который в какой-то мере мог бы стать «пропуском в Царствие Божие», свидетельством того, что его обладатель может быть достойным священнослужителем.
В светских учебных заведениях участие в богослужениях должно быть добровольным, без какого-либо давления и принуждения. При нарушении этой нормы будет больше вреда, чем пользы. Богослужения в храмах при учебных заведениях, как и в армии, должны совершаться по особому Уставу, с учетом учебной нагрузки студентов, свободного времени, времени для отдыха… Для пастырского окормления верующих следует направлять творческих, интересных, с высшим образованием священников, которые в свое время окончили тот или иной ВУЗ. Мне думается, что в настоящее время открытие храмов при университетах – это, прежде всего, дело воцерковленных преподавателей – постоянных прихожан таких храмов, к которым могут на период учебы присоединяться верующие студенты.
Архимандрит Маркелл:
– Спаси Господи, владыка. Все возможно верующему. Он может, по слову Христа, и горы переставлять. Сейчас мы можем только молиться и мечтать о том, чтобы в вузах и школах городов и школ появились храмы или хотя бы часовни. В отдельных вузах храмы существуют, но это капля в море учебных заведений, в которых если и упоминают о Христе, то в искаженном виде. Если в советское время в школах и вузах насаждалось неверие, то сейчас под видом толерантности ко всем религиям (кроме «москальской» на Украине) насаждается нигилизм, то есть вера в ничто, а по сути – во всесилие денег и власти. Исправить ситуацию может лишь самоотверженное служение пастырей Церкви, активная миссионерская проповедь и широкая просветительская работа через СМИ. Это хотя бы на какое-то время отодвинет исполнение пророчеств книги Апокалипсис.
– Спасибо вам, владыка, и вам, отец архимандрит, за интересную и полезную беседу.