В 1854 году английский художник Уильям Холман Хант представил на суд публики картину «Светоч мира». Вы наверняка знакомы с ее сюжетом по многочисленным подражательным вариациям, год от году имеющим тенденцию становиться всё слащавее и слащавее. Лубочные подражания, как правило, называются «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Собственно, на эту тему и написана картина, хотя названа иначе. На ней Христос ночью стучится в некие двери. Он – путник. Ему негде «главу приклонить», как и во дни земной жизни. На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник. Ночь означает тот мысленный мрак, в котором мы живем привычно. Это «тьма века сего». Двери, в которые стучит Спаситель, давно не открывались. Очень давно. Свидетельство тому – густой бурьян, растущий у порога.
Зрители в год представления картины публике восприняли полотно враждебно и смысл его при этом не поняли. Им – протестантам или агностикам – почудилась в картине навязчивая стилистика католицизма. И нужно было, как это часто бывает, кому-то зрячему и внимательному рассказать о смысле полотна, расшифровать его, прочесть, как книгу. Таким умным толмачом оказался критик и поэт Джон Рёскин. Он объяснил, что полотно аллегорично; что Христос до сих пор удостоен такого же внимания, как и нищие, стучащиеся в двери; и что самое главное на картине – дом – это наше сердце, а двери ведут в ту глубину, где живет наше сокровенное «Я». В эти-то двери – в двери сердца – стучится Христос. Он не вламывается в них на правах Хозяина мира, не кричит: «А ну, открывай!» И стучит Он не кулаком, а фалангами пальцев, осторожно. Напомним, что кругом ночь… И мы не спешим открывать… И на главе Христа – венец из терний.
Отвлечемся теперь на минуту, чтобы сказать несколько слов о многочисленных подражаниях и вариациях на тему. О тех самых, которые вы, несомненно, видели. Они отличаются от оригинала тем, что, во-первых, убирают ночь. На них Христос стучит в двери дома (догадайтесь-ка, что это – сердце) днем. За Его спиной виден восточный пейзаж или облачное небо. Картинка радует глаз. По причине ненужности светильника в руке у Спасителя появляется посох Доброго Пастыря. С головы исчезает терновый венец (!). Двери, в которые Господь стучит, лишены уже тех красноречивых зарослей бурьяна, а значит, их открывают регулярно. Молочник или почтальон, видимо, стучат в них каждый день. И вообще домики имеют тенденцию становиться чистенькими и ухоженными – этакими буржуазными из канона «американской мечты». На некоторых изображениях Христос просто улыбается, словно пришел к другу, который Его ждет, или даже Он хочет подшутить над хозяевами: постучит и спрячется за угол. Как это часто бывает в подделках и стилизациях, трагическое и глубокое смысловое наполнение незаметно уступает место сентиментальному наигрышу, по сути – издевке над первоначальной темой. Но издевка проглатывается, и подмена не замечается.
Теперь к смыслу. Если Христос стучит в двери нашего дома, то не открываем мы Ему по двум причинам: либо мы просто не слышим стука, либо слышим и сознательно не открываем. Второй вариант рассматривать не будем. Он вне нашей компетенции, а значит, пусть существует до Страшного суда. Что же до первого варианта, то у глухоты есть много объяснений. Например, хозяин пьян. Его пушкой не разбудишь, не то что осторожным стуком нежданного Гостя. Или – внутри дома громко работает телевизор. Не беда, что двери заросли бурьяном, то есть давно не открывались. Кабель протянули через окно, и теперь футбольный чемпионат или социальное шоу гремят с экрана на всю катушку, делая хозяина глухим к остальным звукам. Ведь правда же, есть у каждого из нас такие звуки, слыша которые мы глохнем для всего остального. Это очень возможный и реалистичный вариант – если не для 1854 года (года написания картины), то для наших 2000-х. Еще вариант: хозяин просто умер. Нет его. Вернее, он есть, но он уже не откроет. Может быть такое? Может. Наше внутреннее «Я», подлинный хозяин таинственной хижины, может находиться в глубокой летаргии или в объятиях настоящей смерти. Кстати, прислушайтесь сейчас: не стучит ли кто в двери вашего дома? Если вы скажете, что у вас звонок на дверях есть и он работает, а значит, к вам звонят, а не стучат, то это лишь обличит вашу непонятливость. В двери сердца никто к вам не стучит? Прямо сейчас? Прислушайтесь.
Ну и последнее на сегодня. На дверях, в которые стучится Христос, нет наружной ручки. Это заметили все при первом осмотре картины и поставили художнику на вид. Но оказалось, что отсутствие дверной ручки – не ошибка, а сознательный ход. У сердечных дверей нет наружной ручки и наружного замка. Ручка есть только внутри, и только изнутри дверь может быть открыта. Когда К.С. Льюис говорил, что ад заперт изнутри, он, вероятно, отталкивался от мысли, заложенной в картину Ханта. Если человек заперт в аду, то он заперт там добровольно, как самоубийца в горящем доме, как старый алкоголик-холостяк в бедламе пустых бутылок, паутины и сигаретных окурков. И выход наружу, на стук, на голос Христа возможен только как внутренний волевой акт, как ответ на Божий призыв.
Картины – это книги. Их читать надо. Не только в случае полотен на евангельский сюжет или христианских аллегорий. В любом случае. Пейзаж ведь тоже текст. И портрет – текст. И умение читать не ограничивается умением разбирать слова в газете. Читать нужно учиться всю жизнь. О чем это говорит? О том, что работы у нас много, и жизнь наша должна быть творческой, и неосвоенные поля для деятельности давно заждались тружеников. Если вы согласны, то, может быть, мы расслышали стук?
Сам имею одну такую работу, видимо доставшуюся в качестве трофея , после 2-й мировой войны.
В поисках истории ее возникновения, наткнулся на такие факты.
В работе Sammlung Volksfrömmigkeit des Zentralarchivs der Ev. Kirche der Pfalz , в главе 2.4. Religiöser Wandschmuck указывается, что образцом для многих художников, копировавших мотив ожидающего Христа, стучащегося в дверь души человека, являлся Nazarener Philipp Veit (1793–1877) и его набросок 1824 года (http://www.19thc-artworldwide.org/autumn_03/articles/goss_15.html) гравированный Gottfried Rist .
А вот вариант хорошего качества - здесь видны и раны от гвоздей. http://www.marysrosaries.com/collaboration/images/9/9b/Jesus_Christ_knocking_at_the_door_001_-_German_steel_engraving.jpg
В Новом Завете эти слова сказаны напоследок, что говорит об их исключительной важности и значимости для нас грешных.
Спасибо большое. Теперь понятно.
Просто если посмотреть на фотку с картины, то "нижнее одеяние" (так Вы его назвали в комменте) - как бы серебряно-золотое, "лучистое", светящееся, т.е., - не простое, что ли, - ну, типа, так кажется при первом взгляде.
Простите. Просто профан, - понятно, что нужно знать "ценности" (простоту-непростоту одеяния) во времена написания художником полотна и, главное, - смотреть нужно на полОтна, а не на фотки с полотен.
Спасибо Вам, Наталья.
"На главе у Него венец из терния, на ногах сандалии, в руках – светильник."
Да, но ведь одежда - не очень-то простая, вроде бы?
Что Вы можете сказать об этом? Или, мож, кто-нить из комментаторов расшифрует.
Простите. Неуч. Картину вижу впервые.
===
Спасибо, батюшка, за Ваши публикации.
И Ваши стихи, Мария, мне пригодятся. Спасибо!
Вспомнились такие стихи:
Я с работы пришел, сколько дел, я устал.
Не успел ужин съесть – кто-то в дверь постучал.
Говорят, неприлично болтать с полным ртом,
Пусть пока постучит, я открою потом.
Ах, какой сериал, а герой просто зверь…
Кто-то снова легонько стучит в мою дверь.
Пусть еще постучит, я потом отворю
Интересный ведь фильм, я его досмотрю.
Вот уж ночь за окном, город весь мирно спит…
Но опять в мою дверь кто-то тихо стучит.
Ну зачем он стучит? Ведь так сладок мой сон!
Не хочу подниматься, открою потом.
Утро вновь настает, пробуждаюсь от сна,
И какая-то странная вдруг тишина,
Что случилось со мной? Не могу я понять…
Просто в двери мои перестали стучать.
Я с постели своей поднимаюсь скорей,
Торопясь, впопыхах выбегаю за дверь…
На пороге видны следы крови и слез,
И написано рядом: "Стучался Христос".
Слава Тебе,Господи,за то что Ты есть!!! ибо кто мы без Тебя ?!
Заметила как-то, бывает гложет определённая тема или мысль не даёт покоя и, вдруг, читаю об этом Вашу статью! Только изложено всё и яснее и доходчивее и прямо до самого сердца слова Ваши проникают. Очень часто нахожу в Ваших статьях ответы на свои вопросы. Не знаю, можно ли считать своим духовником человека, которого знаешь лишь заочно и по статьям, но раз душа откликается, наверное можно.
Храни Вас Бог!
Я, как читатель статьи, согласен, но кто расслышал стук? Кто вы и кто мы?
Смотрю на эту картину Ханта и стука Спасительного не слышу. Посмотрел на иконы Христа, Богородицы, Апостола Павла, Димитрия Ростовского...на стене своей комнаты, вспомнил храмы православные с иконами где молился и слух открылся. Радостно стало на душе и страшно немного - может всё-таки глуховат.
Спасибо отец Андрей за статью и за напоминание о том, что вера от слышания. Услышал Вас батюшка. Пойду тренироваться читать картины как книги, но без разбора читать картины не буду, равно как и книги.
Начну с картины "Что есть Истина" для того чтобы понять чем отличается кисть протестанта, агностика, католика, раскольника, униата от кисти брата своего по вере.