Сегодня мы слышали о том, как Христос, уча в синагоге в одну из суббот, исцелил женщину, которая страдала 18 лет от тяжелого и страшного недуга: она была скорчена и не могла выпрямиться (см.: Лк. 13: 10–11). Эта сгорбленная женщина очень сильно мучилась и страдала. Можно представить, какие муки она испытывала в те времена, когда не было никаких приспособлений для инвалидов. Однако же она приходила при этом в синагогу, чтобы слышать слово Божие.
И вот Христос исцелил ее, возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (см.: Лк. 13: 13). Она понимала, что это исцеление послал ей Сам Бог, Творец неба и земли.
В тот же момент начальник синагоги возмутился произошедшим, потому якобы, что Христос исцелил в субботу, и стал говорить о том, чтобы народ приходил исцеляться в любой другой день, но только не в субботу. Таким образом он хотел показать, как важно соблюдать закон и что это важнее того чуда исцеления, которое произошло только что.
На это Господь ему сказал: «Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13: 15–16). И все, кто это слышал и противился Ему перед этим, – стыдились. А весь народ радовался о всех славных делах Его.
В этой истории хотелось бы обратить внимание на два момента, которые сопровождают нашу жизнь христианскую. Первое – это то, что дела любви и милосердия мы должны совершать всегда, в любой день – и в день Господень тоже. Господь ждет от нас не только соблюдения поста и молитвенного правила. Как часто многие из нас каются, что не успели прочитать утренние молитвы, спрашивают, надо ли их читать вечером, перед Причастием. Все это, конечно, важно. Но главное – не забывать, что день Господень дан нам и для того, чтобы молиться, и для того, чтобы совершать добрые дела, проявить деятельное милосердие.
Господь ждет от нас не только соблюдения поста и молитвенного правила
И тогда, когда мы едем на Литургию через весь город, – то и тогда каждый из нас может совершить доброе дело. Особенно сейчас, в холодное зимнее время. Столько мы видим по дороге людей, выброшенных на улицу, забытых, больных, замерзающих!.. И если мы найдем силы и хотя бы что-то сделаем для них, то это будет велико в очах Божиих. И это совсем несложно: можно хотя бы горячего чая взять с собой и дать этому человеку, можно чем-то его угостить. Это может сделать и богатый человек, и бедный. Главное, чтобы он был богат любовью и верой во Христа, а не только соблюдением правил, молитв и постов. Потому что часто за этим соблюдением мы приобретаем такое фарисейское лицемерие, что не видим, как рядом с нами страдает человек. Поэтому и так много страдающих людей – потому что мы, христиане, второстепенное делаем главным, так же, как второстепенное главным сделали в свое время фарисеи и так и не поняли, о чем говорил им Христос. Они не узнали Мессию, они распяли Его, потому что буква закона победила в их сердце любовь к Истине.
А другой момент, на который важно обратить внимание, – это явление, очень знакомое, к сожалению, людям, живущим в Церкви. За словами этого начальника синагоги и других законоучителей, которые часто высказывали недовольство поступками и словами Христа, видится обыкновенная зависть, зависть, которую они испытывали к этому Проповеднику, Сыну Божию. Это чувство – зависть, – к сожалению, постоянно с нами, и мы часто движимы завистью, когда хотим что-то сделать или воспрепятствовать другому что-то сделать. Как только появляется что-то хорошее, деятельное в Церкви, на каком-то приходе, или какой-то священник, или епископ, или мирянин начинает делать что-то доброе. Делается что-то, что по-настоящему дышит этой евангельской любовью, – и тут же появляются люди, которые начинают это критиковать и осуждать.
Всем нам это прекрасно знакомо, мы чаще не радуемся чему-то хорошему, а первое, что мы говорим, – что можно было сделать лучше, что мы сделаем по-другому, а то, как сделано, – это вообще неинтересно, неважно и ненужно. Вместо того чтобы порадоваться и помочь этому человеку, или этому приходу, или этой школе сделать лучше, мы начинаем в первую очередь давать свободу своей зависти. И поэтому такое разделение между нами, и поэтому происходят и расколы, и потрясения церковные. Если посмотреть в корень всех этих разделений – что там? – человеческое самолюбие и зависть, и больше ничего.
Это чувство – зависть, – к сожалению, постоянно с нами
Апостол Павел говорит о том, что мы должны жить в единстве духа и союзе мира: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 1–3).
Единство духа и союз мира – это должно отличать православных христиан от всех остальных людей. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – говорит сам Господь (Ин.13:35). А если мы будем иметь вместо любви зависть и для утоления этого чувства будем использовать самые святые вещи: будем делать, как нам кажется, лучше, чем кто-то рядом, – только для того, чтобы о нас говорили, а не о другом священнике, или приходе, или народе, – ничего хорошего не получится, потому что это не ради Христа делается, а ради удовлетворения своей зависти. Так поступал этот начальник синагоги. Он пекся не о законе, он пекся о своем авторитете, об авторитете своих собратьев, и ему не нравилось, что есть какой-то молодой Учитель, да еще и чудотворец, Который может исцелить больного человека… Для него все это были мелочи, главное было, что его привычная жизнь была нарушена и что не ему воздавалась хвала.
К сожалению, этот недуг терзает нас и мешает жить. Мы забываем, что Господь всем бесплатно и без меры дает Божественную благодать, и это не то, из-за чего мы должны разделяться, друг другу завидовать, а наоборот, это должно нас всех объединять в единстве духа и в союзе мира.
Всякий раз, когда нам захочется кого-нибудь покритиковать и осудить нашего собрата – православного человека, который трудится, чтобы быть настоящим учеником Христовым, – давайте вспомним слова апостола Павла о том, что у нас «одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4: 4–6).